вторник, 21 мая 2013 г.

Тема дня

Тема дня


Совесть — тоже ресурс?

Posted: 21 May 2013 12:01 AM PDT

Российские и европейские либералы обсудили совместное будущее России и Европы. Жаль, что у «больших» руководителей на это будущее свои планы

В кутерьме майских праздников совершенно незамеченным для российской общественности и СМИ в Хельсинки прошел крупный слет российских и европейских либералов. В числе организаторов — Альянс либералов и демократов за Европу (ALDE), Шведский международный либеральный центр (SILC) и Шведская народная партия Финляндии. Россию на конференции представляло «Яблоко», выступление Григория Явлинского было гвоздем программы.

«Будущее российско-европейских отношений: либеральный взгляд» — так широко была означена тема хельсинкских посиделок. И каждый из выступающих попытался заглянуть туда, в это будущее. О совместном будущем говорил и Явлинский: «Я думаю, что через 30—40 лет в мире будет два центра экономической силы. Один из них будет находиться в Америке, возможно, включая и некоторые латиноамериканские страны. Другой центр будет в Азии: Китай, Япония, Корея… Какова в этой архитектуре судьба Европы? Сможет ли Европа конкурировать с этими центрами через 30—40 лет? И что будет с Россией? Какое она займет место?» Григорий Алексеевич делает один вывод: невозможно думать о будущем Европы без России.

Речь, конечно, идет не только об экономическом измерении. Хотя в ходе встречи самые разные спикеры в контексте развития отношений России и Европы неоднократно подчеркивали один красноречивый факт: Россия для Евросоюза — третий по величине торговый партнер. Россия — это огромный рынок, огромные возможности для аутсорсинга производств. Не говоря уж про нефть и газ, иго которых Европа, может, и сбросит когда-то — но не сейчас.

Явлинский много говорил и о политике в наших отношениях. Мне показалось, многие в зале поморщились от заключительного тезиса в его речи, однако он оказался очень точен: прежде чем поучать Россию, Европе неплохо бы посмотреть на себя. Григорий Алексеевич здесь, конечно, предельно далек от путинского пафоса об особом профиле российской суверенной демократии. Его соображение — совершенно о другом.

На встрече (как и на всех подобных) традиционно много времени было посвящено разговорам о состоянии свобод в России. Лилия Шибанова из «ГОЛОСа» рассказала кафкианскую историю про то, как ее организация открыла список жертв закона об иностранных агентах. Валерий Борщев, председатель московской ОНК, в деталях описал историю убийства Магнитского. Все эти рассказы апеллировали к одной простой мысли: господа европейцы, вы, когда сотрудничаете с российскими властями, старайтесь не забывать, какие дела на счету у этих людей. Права и свободы человека (слова, от которых презрительно ухмыляется вся наша элита) действительно не могут быть предметом торга — хоть в разговоре об отмене виз для обладателей спецпаспортов, хоть применительно к «списку Магнитского».

Эту мысль поддержали и европейские спикеры. «Страны ЕС действительно смотрят на Россию исключительно через призму торговых отношений. И это важное замечание, и нам надо что-то с этим делать», — согласилась с россиянами депутат Европарламента Кристина Оюланд, в прошлом министр иностранных дел Эстонии. «Можно ли увязывать торговые отношения с разговорами о правах человека? — риторически вопрошал другой евродепутат, Олле Шмидт. И сам себе отвечал: — Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на попытки ущемления гражданского общества».

И все же такие прекраснодушные разговоры до той поры воспринимаются всерьез, пока очередное какое-нибудь протокольное событие из жизни российского президента не заполнит собой информационное пространство двух-трех дней кряду. И тогда становится понятно, что далеко не вся Европа придерживается тех же принципиальных позиций, что и либералы, собравшиеся в Хельсинки. Многие европейские руководители за глаза ругают Путина за всю его людоедскую политику, однако вот уже скоро крупнейшие министры расшаркиваются перед ним на красной ковровой дорожке.

Для России, как и для Европы, по большому, историческому счету плохо отнюдь не то, что, к примеру, Германия открывает у нас новые и новые заводы, а для Голландии, скажем, Россия крупнейший торговый партнер. И даже не то плохо, что европейцы практически не используют козыри, которые дает им торговля, чтобы склонить Россию к своим исконным европейским ценностям. (Китай, к примеру, тоже не использует — и что с того?) Плохо лицемерие. Плохо, когда публичные декларации о верховенстве Человека расходятся с публичными же сделками. Плохо, когда весь мир начинает отдавать себе отчет в том, что в парадигме нынешних европейских ценностей совесть — такой же ресурс, как нефть и газ. Хочешь — открой вентиль пошире, а поменялись обстоятельства — так можешь и закрутить.

Вот об этом, как мне кажется, и говорил Явлинский. А вовсе не про особый российский путь.

Ольга Боброва
Обозреватель




Откровенный разговор

Posted: 20 May 2013 11:14 PM PDT

Депутат Госдумы Илья Пономарев: «Сурков — это лучший вариант, потому что Сурков — это Берия»


Краткое собрание штрихкодов Ильи  Пономарева:


  • «Я не сомневаюсь, что Кудрин по-прежнему Путину лоялен»

  • «Мои бойцы из «Левого фронта» в Красноярске Фурсенко яйцами закидали. Он знал, что я организовывал эту историю, но это не испортило нормальных личных отношений»

  • «Я очень рационален, я очень технологичен в том, что я делаю. Сейчас выгоднее быть с мандатом, чем быть без мандата»

  • «Координационный Совет — это бессмысленно. Это мертворожденное»

  • «Навальный ходит с охраной, я хожу без охраны»

  • «Если не будешь с людьми лично общаться, никогда не будешь политиком, всегда будешь блогером»

  • «У нас у всех финансовые проблемы»

  • «Я не атеист, я агностик»

  • «Это государственная история. Может быть, линия партии поменялась, но это не моя проблема»

  • «Зюганов — политик до мозга костей, у него нет вообще никаких постоянных привязанностей, у него есть сиюминутные интересы»

  • «Миронов — реально рубаха-парень. Он на наших  фракционных корпоративах все время с гитарой, массовик-затейник, песни поет»

  • «Жириновский — это и не партия, это пиар-проект с чекистским уклоном»

  • «Это же чистые эмоции. Ты им про логику и разум, а они тебе говорят — да ты засранец, нерукопожатная мурзилка»

ПОДРОБНОСТИ

Так жить нельзя...

Posted: 20 May 2013 09:04 AM PDT

Какие еще будут варианты подписи к фотографии?

9.

г. Киров, 20 мая 2013 года. Фото Евгения Фельдмана





Социология двоечников

Posted: 20 May 2013 08:48 AM PDT

Левада-центр уничтожают сталинскими методами

Социологические данные – наркотик сегодняшней власти. Она смотрится в социологические сводки как известный сказочный персонаж в зеркало с тем же самым примерно, что и у этого персонажа вопросом респондентам: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее». Но чтобы «забелить» трещины, пошедшие по каркасу политической системы, все чаще приходится прибегать к тональном крему придворной социологии. А социология настоящая, неправильная, неугодная – изгоняется. Метод найден – для того и были придуманы поправки к закону об НКО: изгоняется как «иностранный агент», занимающийся «политической деятельностью».

Левада-центр уничтожается второй раз за свою историю: профессиональная социологическая служба, возникшая в конце 1980-х и связанная с именем выдающегося социолога Юрия Левады, уже была однажды раздербанена Кремлем – сейчас уже многие не помнят, что ВЦИОМ, собственно, и есть старое название Левада-центра. Тогда, в 2003-м, еще при жизни Юрия Левады, рейдерский захват удался, но не в полной мере – ребрендированная социологическая служба осталась источником самых достоверных социологических данных в стране. Я хорошо помню эту пресс-конференцию, которая проходила в медиа-центре «Известий» (тогдашних «Известий»), помню растерянного Юрия Александровича и ощущение нереальности происходящего… И вот вторая попытка уничтожения методом присвоения научной деятельности ярлыка политической. Савеловская межрайонная прокуратура взяла на себя эту нелегкую миссию.

Это в чистом виде сталинизм. Просто социология для сегодняшней власти – все равно что государственная статистика для власти сталинской. Неслучайно символом той эпохи стало блистательно циничное высказывание академика Станислава Струмилина: «Лучше стоять за высокие темпы роста, чем сидеть за низкие». Левадовцы пока не сидят, зато под угрозой оказалась возможность существования не только Левада-центра, но и независимой, научной социологии как таковой…

Заодно устраняется и конкуренция на рынке социологических услуг: вместо «большой тройки» – ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр – останется «большая двойка». И при всем уважении к коллегам, это будет социология двоечников… Что-то не слышно голосов профессиональных социологов в защиту коллег, в защиту науки, в защиту честных исследований. Боятся?

Даже если Левада-центр в каком-то виде сохранит свое существование, его легко разорить по «рыночным» критериям: структура во многом живет за счет маркетинговых исследований, а кто же из клиентов пойдет теперь к зачумленным «иностранным агентам»? Он пойдет только к сертифицированным Кремлем службам, присягнувшим на верность правильным цифрам.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Дело Лебедева-Полонского

Posted: 20 May 2013 04:25 AM PDT

Оригинал взят у irek_murtazin в Дело Лебедева-Полонского

И потерпевший, и свидетели обвинения не хотят приходить в суд. Судья пригрозил обеспечить явку, задействовав службу судебных приставов

В Останкинском районном суде Москвы продолжился процесс над Александром Лебедевым, который обвиняется в совершении хулиганства по мотивам политической ненависти (ч. 2 ст. 213 УК РФ) и нанесении побоев (ч. 2 ст. 116 УК РФ) девелоперу Сергею Полонскому.

Потерпевший не торопиться принять участие в судебном процессе. Когда его адвокаты сообщили суду, что Полонский не сможет принять участие в процессе, поскольку находиться за пределами России, судья постановил: оформить привод. Правда, тут же пояснил, что привод оформляется по месту проживания в России:

— По заграницам наши приставы не ездят, — подчеркнул Бахвалов.

«Оформлять привод», похоже, придется и в отношении свидетелей обвинения. Федеральный судья Андрей Бахвалов сообщил участникам процесса, что всем свидетелям обвинения давно разосланы повестки. Но когда помощник судьи обзвонил свидетелей, то многие из них отказались участвовать в процессе.

А те, кто все-таки приехал в Останкинский райсуд, дали такие показания, что они никак не вписываются в версию обвинения.

Так Анна Савина, участвовавшая в записи программы НТВшники 16 сентября 2011 года, рассказала суду, что Полонский с самого начала программы вел себя чересчур эмоционально:

— Полонский был похож на плохого ребенка … — рассказала Савина. — Он всю программу был чем-то недоволен, постоянно вскакивал, перебивал. Больше всего его недовольство распространялось на Лебедева. Может, потому что они сидели рядом? — предположила свидетель обвинения. — Лебедев вел себя по-мужски сдержанно…

— Полонский обещал набить кому-нибудь морду? — уточнил адвокат Генрих Резник.

— Да, — почему-то шепотом ответила Анна Савина. — Эта фраза прозвучала незадолго до конфликта.

— Какого конфликта?

— Когда Полонский оказался на полу…

Свидетель обвинения Денис Полозов также оказался малополезным для обвинения, поскольку хоть и работал во время записи программы видеооператором, но, как выяснилось, его камера обслуживала другой сектор и «конфликт» он видел уже только в записи, выложенной в Интернет.

Полозов сообщил суду, что работает видеооператором десять лет и на его практике инцендент, произошедший 16 сентября 2011 года — не уникальный:

—Такие случаи были и раньше — сообщил суду свидетель обвинения.

Полозов так же рассказал, что в записи программы участвовало около трехсот человек (гости). В конце заседания судья Бахвалов, видимо,  вспомнил эту цифру и, то ли рассуждая вслух, то ли обращаясь к прокурору, возмутился:

— И зачем надо было опрашивать тех, кто видел программу по телевизору или Интернету? Так можно полстраны в свидетели зачислить…

Следующее заседание начнется в 10 утра 23 мая.

Из Останкинского районного суда Москвы






Стратегические цели РФ и США в Сирии совпали

Posted: 20 May 2013 12:26 AM PDT

После долгих публичных споров о том, что делать с несчастной Сирией, Вашингтон и Москва наконец нашли общий язык: госсекретарь Джон Керри и глава МИДа Сергей Лавров продолжают упорно продвигать идею проведения международной конференции по достижению национального согласия в Сирии, которую окрестили Женева-2 - в память о женевской международной конференции по Сирии летом прошлого года где было принято всеми постоянными членами Совбеза ООН (плюс Турция, Ирак, Кувейт и Катар) решение об урегулировании конфликта и формировании переходного правительства с участием властей и оппозиции. Из Женевы-1 не вышло ровным счетом ничего: гражданская война и массовые убийства продолжились с нарастающим ожесточением.

Женева-2 должна, по мнению российского МИДа, состояться после 10-го июня. Впрочем, ни формат собрания, ни состав участников не определен. Неясно, будет ли сам Башар Асад, или кто-то станет его представлять. Неясно, как доставить разношерстных бойцов оппозиции. Лавров настаивает, что должен участвовать также Тегеран – основной идейный и финансовый спонсор режима Асада, который шлет в зону конфликта оружие, боеприпасы и бойцов как из самого Ирана, так и из Ливана из проиранской шиитской Хезболлы. Хезболла недавно  заявила, что ее вооруженные бойцы "обеспечивают в Сирии безопасность шиитских святынь".

Франция уже объявила, что иранское участие в Женеве-2 неприемлемо. Конечно, если цель конференции в том, чтобы заключить реальное перемирие, нужно участие всех воюющих сторон. Но тогда, по логике Лаврова, вдобавок к Ирану (Хезболле) за стол надо сажать и Аль-Каиду, поскольку в состав этой международной сетевой террористической структуры официально входит "Джебхат ан-Нусра" ("Фронт победы") – мощная составная часть вооруженной оппозиции, а это превратит Женеву-2 в и вовсе уникальное собрание.

Если Женева-2 всё же состоится этим лето, и там примут какую-то резолюцию о том, что Асад с оппозицией теперь должны жить дружно, всем понятно, что никаких практических последствий не будет. Если бы секта алавитов (радикальных шиитов)  контролирующая при власти семейства Асадов все силовые структуры, тайную полицию и армию, была бы согласна разделить власть с суннитским большинством, то начали бы всерьез договариваться еще два с лишним года назад, когда протесты ещё были мирными. С тех пор всеми участниками событий было убито от 70 до 110 тыс. человек по разным оценкам. Верные Асаду войска использовали танки, авиацию и артиллерию для тотального разрушения страны. Не похоже, что в Сирии многие готовы примириться на основе реального разделения власти. Боевые отряды обеих сторон раздроблены на небольшие самостоятельные или полусамостоятельные отряды, состоящие из ожесточенных, умытых кровью, зараженных ненавистью и местью боевиков. Реальное прекращение огня без разведения сторон совершенно невозможно, даже если будет достигнуто какое-то политическое соглашение. Развести сирийцев – некому. Малочисленные группы "голубых беретов" для этого не подходят.

Администрация президента Барака Обамы ни под каким видом и ни в каком качестве не желает втягиваться в сирийскую мясорубку, и общественное мнение в США – против. Потому бесполезная Женева-2, как повод продолжать политику невмешательства, была принята с благодарностью. Даже откровенную провокацию с арестом и высылкой  Райана Фогла пришлось Госдепу проглотить. В Москве среди военных, дипломатических и экспертных кругов тем временем сложился консенсус в том, что Асад в гражданской войне побеждает, и надо выиграть для него и боевиков Хезболлы ещё времени, всеми силами сдерживая Запад от прямого военного вмешательства. Для сдерживания в Сирию срочно направили ЗРК С-300 и противокорабельные "Яхонт", причем, как сообщают, с нашими советниками-инструкторами. Для сдерживания Запада в сирийских водах всеми силами поддерживается корабельная группировка. Мол, побоятся "партнеры", если не ракет, то поразить случайно наших советников и военнослужащих. Пока эта стратегия работает исправно, поскольку цели США и РФ совпадают: они не хотят вмешиваться, и мы добиваемся того же. Турция, Франция и Англия без США опасаются, а Израиль не горит желанием помогать суннитам и салафитам свергать Асада.

Одна проблема, победить Асад и его алавиты не могут, несмотря на массированную помощь РФ, Ирана и Хезболлы, сколько времени не выигрывай. Сирия сегодня разрушена больше, чем когда-то Чечня, экономическая жизнь прекратилась, промышленность стоит, постоянно не хватает то горючего, то продовольствия и вооруженные силы разлагаются. Сирия стремительно превращается в подобие Сомали – в разрушенное гражданским конфликтом государство-призрак, и чем дольше длится кровавое равновесие между асадовцами и оппозицией, тем страшнее будет то, что потом возникнет на обломках.

Единственный, наверное, шанс для алавитов одолеть – применить боевые газы, чтобы вызвать панику и дополнительное массовое бегство населения, что может несколько сместить демографический расклад в стране, одновременно запугав до покорности остающихся суннитов. Вариант с созданием преимущественно алавитского минигосударства в прибрежных северо-западных районах малопродуктивен – сунниты, укрепившись в остальной стране, до них потом наверняка доберутся. Обама клялся, что применение химоружия заставит США вмешаться, но когда немного зарина все же применили, делать ничего не стал. После вероятного провала Женевы-2, соблазн добавить ещё зарина будет велик. Ни Москва, ни Тегеран особо возражать не станут, тем более всегда можно требовать дополнительных расследований и обвинять во всем оппозицию. Что станет делать или не делать Обама, не знает даже его жена, поскольку это зависит не от нее, а от результатов будущих опросов в США. А сирийцам, особенно в прибрежных районах, следует тем временем учиться у сомалийцев пиратскому ремеслу. Давно не было в Средиземноморье пиратов, а ведь когда-то процветали.

Павел Фельгенгауэр
Обозреватель «Новой»

Комментариев нет:

Отправить комментарий