пятница, 17 мая 2013 г.

Тема дня

Тема дня


Буза против Тютюкина

Posted: 17 May 2013 10:40 PM PDT

Программа «Специальный корреспондент» как пародия на пропаганду

Петр Саруханов — «Новая»

«…и появляется некто Тютюкин. Ему уже тридцать лет, а он все Тютюкин… Ну, нельзя быть политику Тютюкиным — будет кличка Тю-тю… И он берет фамилию жены — Удальцов». Плоды «журналистского расследования» гостя программы «Специальный корреспондент» Андрея Караулова так поразили ведущего Аркадия Мамонтова, что он аж вскрикнул, словно не поверив ушам своим: «Как-как фамилия? Тютюкин?» А получив подтверждение, брезгливо поморщился: «Он берет фамилию жены?» Депутат Сергей Железняк презрительно резюмировал: «Вот такие перевертыши у нас в оппозиции» — смех и оживление в зале.

Ну, во-первых, здрасьте вам, соврамши, дорогие товарищи-пропагандисты, — достаточно войти в любую поисковую систему, чтобы узнать: Сергей Удальцов носит фамилию матери, а не жены (притом что фамилия отца действительно Тютюкин: Станислав Васильевич Тютюкин, доктор исторических наук, профессор, заслуженный человек). А во-вторых, коли уж пошла такая пьянка и в эфире государственного канала и политической программы перешли на высмеивание фамилий, то я бы посоветовала товарищам и на себя оборотиться и повнимательнее приглядеться к новому бойцу идеологического фронта по фамилии Бузаладзе. Уместно ли допускать до государственного эфира фильм человека с такой фамилией? Нет ли скрытого смысла, а может даже, страшно сказать, крамолы в том, что в этой грузинской на первый взгляд фамилии скрывается вполне себе русский корень «буза»? То есть шумный беспорядок, скандал, смута — все то, против чего вроде бы выступает означенный журналист в фильме «Болото», а также его коллеги в программе «Специальный корреспондент», обсуждавшие сие творение.

А он и впрямь набузил в эфире с три короба — так, что одни герои его «расследования» теперь пишут публичные письма председателю ВГТРК г-ну Добродееву, разоблачая методы работы его подчиненных, а другие просто смеются, рассказывая у себя в блогах, как все было на самом деле. И неизвестно, что хуже: судебные иски и публичные опровержения или смех, сводящий на нет все усилия пропагандистов.

Александр Бузаладзе, автор фильма «Болото»

Комического эффекта журналист Бузаладзе достигает, надо признать, и без помощи своих главных героев — буквально несколькими фразами. Так, «великий и ужасный» Гиви Таргамадзе, интервью с которым Бузаладзе снимал в Вильнюсе, по словам автора, «весел и доволен — ест бананы, пьет боржоми» (сразу вспоминается песенка «Чунга-Чанга» из мультфильма «Катерок» с припевом: «Наше счастье постоянно — жуй кокосы, ешь бананы…»). Я уж не говорю о том, что этот вдохновитель российской оппозиции на крупных планах до оторопи похож на… председателя ВГТРК г-на Добродеева, прямо брат-близнец, когда молчит, — это ж надо было умудриться выбрать такие ракурсы, чтобы достичь такого сходства!

Ну, а дальше и вовсе начинается «цирк с конями». «Из Вильнюса, — с гордостью сообщил Бузаладзе, — мы привезли видео из серии «Нарочно не придумаешь». И правда — прямо навстречу съемочной группе из ресторана («дорогого ресторана», как потом многозначительно подчеркнул Аркадий Мамонтов) выходят видные российские оппозиционеры: Рыжков, Гозман, Пономарев, Милов. «В городе отчетливо запахло грузинским», — радостно резюмирует автор фильма, снова мастерски, одной фразой, достигая моментального комического эффекта. Застигнутые врасплох «заговорщики», однако, не пытаются спрятаться от камеры, напротив, нагло глумятся и даже сами снимают на фото телевизионщиков. Позже, в студии, Бузаладзе расскажет, что осталось за кадром и почему он выглядел на том видео растерянным. Оказывается, Владимир Милов, «бывший зам энергетики (так! — И.П.), в кабинете Касьянова», пока Рыжков выходил из ресторана «с перевернутым лицом», подкрался к Бузаладзе сзади и нанес ему несколько ударов в спину. Причем «сделал это так профессионально, что в камеру это не попало». «Гадкие совершенно люди», — подытожил он.

Гадкие же люди описывают эту сцену совершенно иначе — никто, разумеется, этого борца с оппозицией и пальцем не тронул, а Милов только спросил, почему он такой… нехороший человек. «Вы бы видели, как он испугался!» — смеялся он потом у себя в Живом Журнале.

А напоследок повезло Бузаладзе встретить в самолете (в бизнес-классе, конечно) и Бориса Немцова. Короче, все голубчики засветились. Все прилетали в Вильнюс на встречу с Таргамадзе и на съезд оппозиционеров России и Белоруссии. Журналист даже, вернувшись днем к тому ресторану, около которого встретил всю эту шатию-братию, на наших глазах произвел замеры и высчитал, сколько шагов от него до особняка Таргамадзе. Практически рядом! Так вот почему Таргамадзе накануне показался автору фильма таким довольным и веселым — очередная встреча с оппозиционерами состоялась, новые ставки сделаны… А то, что сами они утверждают, что были на международной конференции и Гиви этого в глаза не видели, — так что еще они могут утверждать, гадкие люди, умеющие только торговать Родиной, как заметил патриот и депутат Железняк в студии программы «Специальный корреспондент».

В студию ни одного из этих «торговцев Родиной» не позвали. Достаточно того, что посланец ВГТРК побывал в самом логове оппозиции, поработал в «жестких и экстремальных» условиях и привез материал, который с нескрываемым удовольствием обсуждали единомышленники: Караулов, Третьяков, депутаты Железняк и Сидякин, ну и сам Мамонтов, естественно. Он все сокрушался, что даже после такого неопровержимого компромата в адрес оппозиции все равно найдутся люди, которые будут называть это пропагандой. Зрители в студии — в основном пожилые тетеньки и дяденьки — напротив, верили всему безоговорочно — всплескивали руками, осуждающе качали головами, переглядывались и негодующе фыркали, внимая все новым фактам, выводящим злодеев на чистую воду. Карауловский «Тютюкин» тем более пошел на ура. Не позволим всяким там Тютюкиным, хвастунам и горлопанам, устроить нам на чужие деньги кровавую баню! Прав Мамонтов, это никакая не пропаганда, а самая настоящая на нее пародия. «Кривое зеркало». Петросян отдыхает.

Ирина Петровская
Обозреватель «Новой»




СМЕРШение жанров

Posted: 17 May 2013 11:02 AM PDT

Если долго сталкивать лбами разные социальные слои, да еще выстраивать на этом государственную идеологию, обязательно получишь на выходе взрывной рост агрессии в обществе

Если долго сталкивать лбами разные социальные слои, да еще выстраивать на этом государственную идеологию (коллективный «Уралвагонзавод» на Поклонной против «болотных» хипстеров в норковых шубах), обязательно получишь на выходе взрывной рост агрессии в обществе. В стране идет настоящая война памяти — особенно вокруг Сталина, который вдруг стал средством для национализации истории группой людей, находящихся сегодня у власти. Из щелей выползают архаичные фобии, вроде антисемитизма, место которого вроде бы прочно заняли иные виды ксенофобии. В стране, где востребован единый учебник истории, реальной истории как бы и нет — ее место занимают или ностальгия, или дикость, или бренды, маркирующие «гордость» за прошлое — Сталин, Гагарин, Петр Первый и т.д.

В этом смысле девушка Ульяна Скойбеда из «Комсомольской правды», автор ставшей исторической фразы: «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем», позднее замененной на: «Либералы пересматривают историю, чтобы выбить у нашей страны почву из-под ног», — типичный и банальный продукт государственной идеологии и пропаганды. В рамках этой идеологии Сталин приравнивается к Победе, либерал — к врагу народа, инородец — к врагу страны. (В ходе предыдущего скандала Скойбеда не хотела «сносить» критику Госдумы от «иностранного гражданина» Владимира Познера.)

Симптоматично, что «кровь» в первой фразе (какой же абажур из человеческой кожи без крови?) была заменена на более политкорректную «почву», что, впрочем, не меняет смысла — это в чистом виде Blut und Boden, скажем деликатно, ультраправая «Кровь и Почва».

Споря с либералами в лице Леонида Гозмана, оклеветавшего СМЕРШ, Скойбеда и ее многочисленные — естественно! — сторонники углубляются в детальное сравнение функционала СС и СМЕРШа. Проблема-то не в функционале, а в цели и той, и другой структур — убийстве людей ради человеконенавистнической идеологии. СМЕРШ — отнюдь не символ победы СССР в войне. Сталин — не синоним победившего народа (что он сам признавал в знаменитом тосте 24 мая 1945 года: «Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство»). Обвинять главу СМЕРШа палача Абакумова в доказанных преступлениях — не значит переписывать историю и не признавать победы Советского Союза в войне. Гордиться вурдалаками только потому, что они жили и «работали» в годы войны, — не значит быть патриотом России. Это СМЕРШение жанров — все совершенно наоборот.

У нас славная история. Есть чем гордиться. Тем же подвигом народа в Великую Отечественную. Не власти, а именно народа. Можно гордиться подвигом тех людей, которые вышли на Красную площадь 25 августа 1968 года, протестуя против ввода советских танков в Прагу. Но нельзя гордиться решением советского руководства эти танки ввести. Герой России — Лариса Богораз, а не Леонид Брежнев. В такой трактовке национальной истории все становится с головы на ноги. А пока наша история находится в прямо противоположной позиции.

И не надо приватизировать Победу. Не Путин со Скойбедой победили в Отечественной войне. Но при этом и Путин, и Скойбеда, и Гозман, и все мы — наследники этой Победы. Ровно потому, что мы — один народ, который не делится по признаку принадлежности к той или иной площади.

Андрей Колесников
обозреватель «Новой



Канал премьера

Posted: 17 May 2013 01:22 AM PDT

19 мая в 12.00 начнет вещание Общественное ТВ России

РИА Новости
Анатолий Лысенко, гендиректор ОТР

19 мая начнется вещание Общественного ТВ России. Так, по крайней мере, выглядит анонс на сайте otr-online.ru. Правда, у канала до сих пор нет собственной студии, а в том, что предоставленных средств хватит, сомневается даже директор. Главный вопрос остается открытым: насколько «суть» нового канала будет соответствовать его названию?

Идея создать общественное телевидение была одним из эпизодов «либерального курса» тогда еще президента Дмитрия Медведева — и выросла в целый проект. Из-за финансовых проблем сорвалась изначальная дата запуска — 1 января.

Теперь канал будет запущен уже точно: еще в начале недели появилась программа на 19 мая. По словам генерального директора ОТР Анатолия Лысенко, это канал, «поддерживающий людей, которые делают дело и хотят думать».

В сетке вещания на 19 мая — несколько программ: «Большая страна» — о жизни за пределами столицы; «Это вы можете» — о «народных умельцах» по мотивам советской программы 70-х; «Нестандартная модель» — о науке и передовых технологиях; «Социальная сеть» — о жизни глазами молодежи и др.

ОТР задуман еще и как рупор регионов: Лысенко рассказывает, что сейчас ведутся переговоры с местными студиями.

ПОДРОБНОСТИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий