суббота, 28 июня 2014 г.

Тема дня

Тема дня


Свежий номер «Новой газеты» от 27 июня 2014 года (пятница). Листайте тут

Posted: 27 Jun 2014 11:07 AM PDT

Последствия газовой атаки

Posted: 27 Jun 2014 09:03 AM PDT

Какие экономические интересы преследуют участники украинского конфликта.

Газопровод "Союз" в районе Новопскова — труба раздора.
Фото РИА Новости

Владимир Путин заявил о своем решении отозвать выданный Советом Федерации мандат на войну на территории Украины, находясь в Вене, в тот же день, когда Россия и Австрия, вопреки жесткой позиции Еврокомиссии, заключили соглашение о строительстве участка газопровода «Южный поток». Это, конечно, не совпадение. Интересы, позиция и действия основных игроков конфликта на Украине определяются ситуацией с продажей и транзитом газа в Европу не в меньшей степени, чем чисто политическими причинами.

Газовый расклад

Эпоха дорогих углеводородов растянулась более чем на десятилетие — достаточный срок, чтобы игроки, страдающие от такого положения дел, приняли меры к изменению статус-кво. Один из них, США, использовал собственные технологические и финансовые возможности для того, чтобы совершить революцию — сланцевую. Благодаря новым технологиям добычи Америка практически избавилась от необходимости импортировать природный газ, но это привело и к неприятному результату: драматическому падению внутренних цен на газ, ставящему под вопрос рентабельность его добычи в таких объемах. Для того чтобы отбить вложения, нужен внешний рынок сбыта.

В силу географических причин США могут экспортировать голубое топливо на маржинальные рынки только морем, в виде сжиженного природного газа (СПГ). Лидером на этом рынке выступает Катар, который, помимо огромных запасов, обладает теперь инфраструктурой для производства и экспорта СПГ, не в последнюю очередь благодаря американским технологиям и инвестициям. Американцы, помогая Катару, старались в том числе и для себя, желая иметь надежного и политически лояльного поставщика. Но вырастили, как выяснилось, конкурента. Теперь обеим странам нужно осваивать новые рынки, и в первую очередь — европейский. А для этого нужно вытеснить действующих игроков, в том числе Россию.

Одним из вариантов решения проблемы было строительство газопровода из Катара через Саудовскую Аравию, Ливан и Сирию до побережья Средиземного моря с дальнейшим экспортом морем или продлением ветки в Южную Европу. Но Башар Асад выбрал другой вариант. В 2011 году он анонсировал «проект четырех морей», включавший в себя строительство газопровода в Сирию из Ирана через Ирак, который должен был в перспективе собирать газ с крупнейшего в мире месторождения «Южный Парс», который делят между собой Иран и Катар, а также попутных месторождений Ирака и самой Сирии (обнаруженных недавно). По совпадению, выходная точка трубы располагалась в порту Тартус, где Россия арендовала военную базу.

Вы, конечно, знаете, что сейчас происходит в Сирии и Северном Ираке, а значит, понимаете, почему проект не состоялся. Добавьте к этой совокупности знаний тезис о том, что в случае окончательного решения «вопроса Асада» проект газопровода из Катара снова станет актуальным.

Но пока этого не произошло, есть два основных варианта снабжения газом Центральной и Южной Европы. Это традиционный транзит через Украину и альтернативный проект «Южный поток».

Тяни-продай

«Южный поток» долгое время был проектом-фантомом, дорогим и бессмысленным, иллюзией, с помощью которой мы могли торговаться с Украиной и Европой по условиям транзита. Но после второй из газовых войн, в 2009 году, уже при якобы пророссийском президенте Януковиче, Украина начала реальную интеграцию в Европу. Она вступила в Европейское содружество, клуб стран, которые брали на себя обязательства выполнять условия ЕС по транзиту и импорту газа. Эти условия были тесно связаны с Третьим энергетическим пакетом — директивным документом ЕС, предполагающим, в частности, принудительное разделение поставщиков, транзитеров и продавцов газа.

Интересы Украины были более чем понятными — страна, получившая в наследство от СССР газотранспортную систему (ГТС), была готова продать ее хоть Европе, хоть России, хоть США — кто больше денег предложит. Длительные и безрезультатные переговоры с РФ, а также вхождение в газовый бизнес семьи Януковича оставили один вариант. Подписание соглашения об ассоциации с ЕС, которому так противилась РФ, исключало покупку ГТС «Газпромом». Очевидно, по этой причине Виктор Янукович в обмен на отказ от ассоциации получил беспрецедентную скидку от «национального достояния», но состоявшаяся революция нивелировала все договоренности.

При новой власти, еще более ориентированной на интеграцию в Европу, вопрос продажи ГТС американским и европейским инвесторам снова стал актуален, подобные заявления уже сделал премьер-министр Арсений Яценюк. Вопрос только: что продается и покупается? Ведь ценность имеют не сами по себе трубы и газокомпрессорные станции, а плата за транзит газа, который должен по ним идти.

Есть две основные точки вхождения магистральных трубопроводов из России на территорию Украины. Первая из них — в Сумской области, а вторая — в Луганской. Именно там расположено Новопсковское линейное производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУ МГ), крупнейший газовый хаб, мощности которого позволяют перекачивать до 100 млрд кубометров газа в год. Объем транзита из России в Европу по территории Украины составляет примерно 60 млрд кубометров в год, еще 30–35 нужно самой Украине. То есть чисто технически весь российский газ для украинской ГТС можно прогонять через Новопсков.

Новопсков, расположенный на территории самопровозглашенной Луганской народной республики, имеет стратегическое значение как для газотранспортной системы Украины, так и для "Южного потока"

Луганский Севастополь

По совпадению, Новопсков расположен севернее Лисичанска. Именно на этом рубеже стоят наиболее боеспособные части Луганской народной республики. То есть фактически Украина не контролирует этот ключевой актив. Ключи от украинского газового транзита находятся в руках России. Через чужие, но послушные руки.

Новопсковский хаб имеет стратегическое значение и для будущего «Южного потока». Пропускная способность строящегося газопровода — 63 млрд кубометров в год, то есть даже больше, чем сейчас идет через территорию Украины. С его запуском Украина как транзитное государство будет не нужна вовсе и ее газотранспортную систему можно будет продать разве что в пункты приема металлолома.

Но «Южный поток», если он все-таки будет построен, еще нужно будет заполнить. Ветка в Изобильный (Ставропольский край), где поток будет начинаться, идет как раз из Новопскова. Есть заблаговременно построенный обходной маршрут Сохрановка — Октябрьская, но его мощности в 28 млрд кубометров в год будет явно недостаточно. Если бы Новопсков находился под контролем Украины, она в любой момент могла бы поставить под вопрос наполнение «Южного потока». Так что свежесозданный Союз народных республик имеет для России более чем стратегическое значение. С точки зрения газовой войны Новопсков — прямо как Севастополь.

Насильно милы будем

Европейцы, конечно, понимают, какую игру ведет Россия, и она им не нравится, но и перспектива остаться без поставок нашего газа, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, выглядит неприемлемой. На политическом уровне Еврокомиссия отчаянно сопротивляется реализации проекта «Южный поток», под ее давлением, например, была заморожена стройка в Болгарии.

Но на уровне отдельных стран ситуация иная. Австрия, как уже было сказано, подписала фактически сепаратное соглашение, Германия заявила, что если с украинским транзитом возникнут проблемы, то «Газпром» получит разрешение использовать на полную мощность «Северный поток» (сейчас, в соответствии с нормами Третьего энергопакета, труба заполнена только наполовину, вторая зарезервирована под гипотетических независимых поставщиков). Если так пойдет и дальше, то прагматические интересы перевесят политические установки и «Южный поток» все же будет построен.

О том, в насколько незавидной ситуации окажется тогда Украина, и говорить не стоит. Европа, конечно, продолжит диверсификацию поставок, и главное, программу по снижению объемов энергопотребления, но лет 20–30 «Газпром» еще будет получать солидную европейскую ренту.

Более того, в недалекой перспективе у России есть возможность подстроиться под требования Третьего энергопакета. Помимо «Газпрома» у нас есть еще два крупных производителя газа, объемы которых будут только расти, — это «Новатэк» Тимченко и «Роснефть» Сечина. Думается, что их политический вес окажется достаточным для отмены экспортной монополии «Газпрома», а на троих можно «расписать» и «Северный поток», и «Южный».

Конечно, такие перспективы не могут устроить ни США, ни Катар, ни Иран. Так что мы, как ни печально это предполагать, еще увидим серьезные столкновения на газовом фронте, которые все чаще оборачиваются настоящими, «горячими» войнами.

Алексей Полухин
редактор отдела экономики

= Под текст =

За последнее десятилетие цена российского газа в Европе выросла почти в 4 раза, так что, несмотря на стагнирующую добычу и плавное сокращение доли на европейском рынке, доходы «Газпрома» существенно выросли. В то же время на фоне сланцевой революции в США цена на газ на внутреннем рынке упала втрое, поэтому поиск рынков сбыта является для них стратегической задачей. В то же время разведанные запасы газа в Туркменистане примерно вдвое меньше российских, Катар уступает нам около 10%, а Иран по этому показателю недавно обошел нашу страну и вышел на первое место в мире. Взрывному росту добычи газа в Иране препятствуют только западные санкции, но в последнее время реальной становится перспектива их снятия. Наиболее перспективен рынок Китая. Помимо закупок сжиженного природного газа Поднебесная добилась заключения выгодных для себя контрактов с Туркменистаном и Россией. Вторым крупнейшим покупателем туркменского газа является Россия, которая реэкспортирует его в Европу.

Почему немецкая "машина" работает без перебоев

Posted: 27 Jun 2014 06:25 AM PDT

Традиционно беззубая (ну, нет у нас своих Суаресов!) игра футбольной сборной РФ вызывает даже не огорченное недоумение (уже свыклись), но стремление разобраться, что же и почему в "машинке" нашей так давно поломалось и никак не наладится? Вот у немецкого игрока тоже ведь пара ног и населения в стране для выбора лучших чуть ли не вдвое меньше. А как работает! Один только профессиональный союз «Deutscher Fußball-Bund» включает в себя почти семь миллионов членов. Причем, команды Высшей, Первой, Второй и Региональной лиги «упакованы» безупречно. Ухоженные футбольные поля - в каждом городе, а то и деревне.

Да и селекция местных футбольных «звезд» достойна подражания. Во всех гимназиях при непременном стадионе - своя футбольная школа. Возглавляемая, как правило, отставными мастерами высшей лиги. Прошедшими аттестацию через педагогов и детских психологов.
FussbalKinder

У каждого пацана или девчонки (а женский футбол ФРГ «чемпионит» уже давно) нет проблем ни с формой, ни с мячами, ни даже с прохладительными напитками или бутербродами в перерывах.


Записаться в «фуссбальшуле» может каждый с семи лет. Не менее двух тренеров в каждой группе проводят тренировки регулярно, напряженно, без скидок на малый возраст. Раз в месяц наставники обязаны предоставлять куратору из футбольной Федерации отчет с индивидуальной оценкой каждому подопечному.

Два раза в год – экзамены. Начиная же с категории (U-12), то есть, двенадцати лет, всех перспективных берет под свою опеку сам «Deutscher Fußball-Bund». Ведь потенциальным «звездам» - прямая дорога в футбольные академии. Детишек привозят туда не реже трех раз в неделю без отрыва от общеобразовательного процесса.

Отлаженный и четкий механизм получает «горючее» как из государственной казны и спортклубов, так и от частных лиц. "Смазка" поступает регулярно, вовремя, но и от футбольной "машины" требуется мощная, слаженная, эффективная работа. Которой частенько не любоваться попросту нельзя.

Сергей Золовкин
соб. корр. и модератор "Новой"
Германия

Война за мир

Posted: 27 Jun 2014 06:03 AM PDT

Все стороны украинского конфликта начали борьбу за свою модель его урегулирования.

Фото Дмитрия Белякова

Украинский кризис, похоже, постепенно переходит в более мирную фазу. Хотя война еще идет, и не только информационная и дипломатическая, но и самая настоящая — со стрельбой, жертвами, разрушениями, провокациями и прочими мерзостями, характерными для любого вооруженного конфликта.

Как показывает неутешительный мировой опыт, остановить маховик насилия очень сложно, перемирия почти всегда нарушаются, особенно поначалу, а обвинения в их нарушении становятся информационным оружием воюющих сторон. Тем более что внутри каждой есть своя «махновщина», свои полевые командиры, которые о реальном перемирии и не помышляют, потому что прекращение боевых действий обнуляет их значимость и приближает предстоящую уголовную ответственность.

И все же мирный процесс худо-бедно пошел. Это значит, что начинается битва «мирных» сценариев. А выиграть мир не проще, чем войну. Правда, что принципиально, жертв значительно меньше.

Переговорщики — посредники

Чем интересны состоявшиеся в Донецке в минувший понедельник многосторонние российско-украинские переговоры с участием представителей ОБСЕ? Во-первых, тем, что они состоялись, — ведь еще недавно каждая из сторон считала кого-то из нынешних участников недостойным в таких переговорах участвовать. Во-вторых, все-таки договорились хотя бы о недельном перемирии между вооруженными формированиями Украины и донбасскими ополченцами (до утра пятницы). Дай бог, чтобы оно было продлено. В-третьих, есть какая-то надежда, что эти первые контакты положат начало серьезному переговорному процессу по содержательному и долгосрочному политическому урегулированию конфликта.

Но имея в виду заявленную тему войны сценариев, особо интересно посмотреть, кто кого представлял на переговорах в донецком Доме правительства. Всем понятно, что главные стороны, реально способные конфликт прекратить, — это два президента, российский и украинский. И кто же их представлял? Украинского президента Порошенко — бывший президент Леонид Кучма, человек, к нынешнему политическому руководству страны непричастный, политик на пенсии, этакий украинский Джимми Картер. То есть фактически Порошенко от участия в переговорах на нынешней стадии в известной степени дистанцировался, и его представлял в меру «безответственный» посредник, а не действующий член президентской команды. Мол, получится — молодец Порошенко. Нет — это проблемы пенсионера Кучмы.

Еще занятнее способ отстранения от переговоров российского президента. Его доверенным лицом на них, по сути, стал не российский посол Зурабов, а гражданин Украины, бывший глава президентской администрации Кучмы, а ныне глава федералистского и ратующего за тесные связи с Россией движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук. Конечно, официально он не представляет Путина, а аранжирует переговоры с «народными республиками» Донбасса в рамках диалога Киев — Донбасс. Но именно Путин, у которого с Медведчуком весьма доверительные отношения, через свою пресс-службу дал понять, что Медведчук — «его человек», и тем самым подтолкнул недоговороспособных и подозрительно относящихся к любым украинским политикам лидеров «народных республик» к контактам с ним. Мол, если его поддерживает сам Путин, то с ним можно разговаривать, не опасаясь, что «Новороссию» просто «кинут». Это, в свою очередь, привело к началу переговоров и договоренностям о прекращении огня.

Технически пара Кучма — Медведчук понятна. Кучма хоть и не действующий политик, но представляет Киев, а потому ему негоже напрямую контактировать с представителями «народных республик» Донецка и Луганска, которых официальный Киев считает преступниками, но без договоренностей с которыми никакого прекращения огня и дальнейшего урегулирования не достигнуть. С другой стороны, Кучма и Медведчук хоть и высказывают по поводу перспектив украинского урегулирования весьма различные взгляды, но понимают друг друга с полуслова, будучи ментально очень близкими и имея за плечами долгий опыт политического взаимодействия. Таким образом, Кучма вносит в переговоры позицию Киева, а Медведчук, вроде бы исполняя функцию контактера с «неприкасаемыми» сепаратистами, одновременно фактически проводит линию Путина: прекращение боевых действий, начало конституционных реформ на Украине, которые должны привести к каким-то формам самостоятельности областей Донбасса (лучше, если в рамках федерации, если нет, то еще каким-то способом), сохранение влияния России на украинскую политику.

Но переложив на нынешнем этапе ответственность на плечи посредников, и Порошенко, и Путин на какое-то время отстранились от прямого столкновения по поводу моделей урегулирования кризиса, от непосредственного участия в их согласовании, неизбежно ведущего к компромиссам и, как следствие, к критике со стороны внутренних оппонентов-«ястребов», а в случае Путина — и к деморализации «брошенных» союзников.


Поле битвы сценариев

Отозвав при помощи ручного Совета Федерации санкцию на вторжение на Украину, Путин сделал публичный символический жест, открывающий возможность для вывода конкурса сценариев урегулирования из латентной фазы на свет божий. Что же предлагается на этом конкурсе?

1. Российский Донбасс. Этот сценарий, повторяющий модель присоединения к России Крыма, на сегодня провалился. Хотя был крайне популярен у российских борцов за «права русскоязычных», идеологов евразийства и восстановления империи, у активистов пророссийских движений на юго-востоке Украины и у многочисленных донбасских ополченцев с российскими паспортами.

Провалился он потому, что Кремль категорически не желает быть его гарантом. Он сопряжен с запредельными для руководства России рисками, поскольку невозможен без прямого военного вторжения на территорию «континентальной» Украины. Но не «вежливого», как в Крыму, а с кровью, с реальным вооруженным столкновением с украинской армией, с многочисленными «грузами 200» и высочайшей, совершенно неприемлемой степенью международной изоляции и внутренней дестабилизации.

Сегодня к реализации этого варианта призывают лишь некоторые представители «военного крыла» донбасских сепаратистов (типа Стрелкова-Гиркина или «народного губернатора» Донецкой области Губарева), для которых любой иной вариант таит в себе опасность для их дальнейшей судьбы.

2. Независимый Донбасс. Этот сценарий, предлагаемый «политическим крылом» руководства донбасских «республик» (подготовленный, похоже, не без помощи московских экспертов), фактически ведет к созданию новых непризнанных государственных образований. Вчера в пресс-центре агентства РИА Новости медиахолдинг «Эксперт» устроил обсуждение тезисов к программе «первоочередных действий» правительств Донецкой и Луганской «республик». В них со ссылкой на итоги референдумов 11 мая расписывается программа государственного строительства на период до конца 2016 года и провозглашается в качестве политической цели, которая должна быть достигнута к этому времени, создание союзного государства с Россией, «предусматривающего единое политическое, экономическое и культурное пространство, общую систему безопасности». С Украиной отношения должны строиться исключительно на договорной основе — как с любыми другими иностранными государствами. При этом совершенно непонятно, каким образом на такой вариант может согласиться Украина, а также — готова ли Россия взять на себя фактически содержание этих «независимых государств», неизбежно обретая при этом такую же степень конфронтации с Украиной и в целом с внешним миром, а также внутренней дестабилизации, как и при первом сценарии.

3. Не совсем независимый Донбасс. Проект бывшего депутата Верховной рады Украины, а ныне идеолога «Новороссии» Олега Царева, по слухам, обкатывался в Москве, а затем, по заявлению представителей пресс-центра его движения «Юго-Восток», был представлен на донецких переговорах 23 июня, на которых Царев также присутствовал.

Стержнем политического компонента этих предложений является идея о согласовании между Киевом и парламентами «народных республик» проекта конституционного акта, который должен определить статус этих республик. Какой именно — должны решить переговоры. Этот вариант, предусматривающий какую-то достаточно высокую степень автономии Донбасса, похоже, содержит в себе возможность интеграции нововозникших политических лидеров юго-востока в политическую систему Украины.

Однако президент Порошенко не пойдет на такие переговоры, которые неизбежно легитимизируют «сепаратистов» как самостоятельную сторону политического урегулирования. Этого ему не простят ни политики, ни Майдан, ни его избиратели, от которых он получил мандат на мирное урегулирование кризиса, но не на легализацию сепаратистов, сбрасывавших с государственных зданий на востоке украинские флаги.

4. Самоуправление внутри единой Украины. Это принципиально важный политический компонент так называемого «плана Порошенко», который уже освещался на страницах «Новой» (см. №67 от 23.06.2014).

С одной стороны, политический Киев, да и большинство украинцев не готовы к федерализации страны, опасаясь ее распада — как из-за внутреннего «казачества», так и из-за беспокойного восточного соседа, не желающего терять влияние на украинскую политику. С другой стороны, очевидно, что жителям взбунтовавшегося Донбасса нужны серьезные гарантии их спокойствия, безопасности и самостоятельности в отношениях с центральной властью. Порошенко считает, что для этого достаточно внести в Конституцию Украины положения о предоставлении местному самоуправлению полномочий, которых оно, по словам украинского президента, «никогда не имело в истории Украины».

Эти новые полномочия предполагают ликвидацию районных и областных госадминистраций и создание выборных исполкомов местных советов, которые возглавят сельские, поселковые и городские «головы». При этом значительная часть налогов должна оставаться на местах, а круг проблем, которые войдут в полномочия местных органов власти — включая применение в той или иной общине того или иного языка, в том числе, конечно же, русского, — значительно расширится. Кроме того, обещано согласование кандидатур губернаторов областей с законно избранными местными органами власти и лидерами общественного мнения. Предполагается, что конституционные поправки будут отправлены на экспертизу в Венецианскую комиссию, а после получения ее выводов предложены к принятию Верховной радой. Первый вопрос — примет ли эти поправки Рада. Второй — удовлетворят ли эти меры жителей востока, живущих в условиях вооруженного гражданского конфликта, дезориентированных и потерявших доверие к центральной власти, которую лидеры «народных республик» именуют не иначе, как «фашистскими оккупантами». Что касается ответа на второй вопрос, то скорее всего — нет. Но эти предложения могут стать основой для более глубоких переговоров об урегулировании.

5. Донбасс в составе Украины, но с сохранением российского влияния на украинскую политику. Это квинтэссенция позиции Путина и его политической команды. Кремлю не нужны ни вторжение на территорию Украины, ни Донбасс в составе России. Вряд ли ему нужно и разорительное содержание «независимого» и непризнанного международным сообществом Донбасса. Ему не нужно дальнейшее расширение санкций и опасное для внутренней стабильности ухудшение экономической ситуации из-за выходящей за рамки допустимого международной изоляции России. Ему также не нужен импорт в Россию потенциально опасного воинствующего русского национализма, набирающего военные умения в силах самообороны Славянска и других городов Донбасса.

Путин в ходе «возвращения» Крыма уже решил задачу укрепления своего имиджа «крутого» политика, защищающего интересы державы, и ему совершенно не нужно терять набранные очки, если из Украины пойдут нарастающим потоком цинковые гробы с бывшими гражданами России, а экономика страны, несмотря на заклинания Глазьева и других горячих адептов ограничения контактов с внешним миром, будет стагнировать, из-за чего уровень жизни в стране будет падать.

В то же время ему нельзя допустить, чтобы его образ защитника «русскоязычных» потускнел, а к тому же добавилось клеймо политикана, соблазнившего активистов русского мира своей поддержкой, а потом их «кинувшего». Нельзя также допустить полной потери политического влияния на Украину, которая, несмотря на катаклизмы последних месяцев, упорно рассматривается как зона российского влияния.

Поэтому со стороны Кремля будут и далее идти миротворческие жесты, но в ходе переговоров представители России будут отстаивать максимально возможный уровень автономии восточных областей Украины, а также пытаться обеспечить безопасный выход с этих территорий в Россию активистов военного и политического крыла донбасского вооруженного сопротивления. Хотя в самой России покоя и стабильности от этого не прибавится.

Видимо, нахождение приемлемой как для российских, так и для украинских властей степени автономии восточных регионов и будет составлять нерв и главную засаду предстоящего переговорного процесса.

Крым же в этот процесс в ближайшее время не попадает никоим образом — Москва считает, что этот вопрос решен окончательно. Но это отдельная тема.

Андрей Липский
Заместитель главного редактора

Месть Саддама

Posted: 27 Jun 2014 04:59 AM PDT

Америке смертельно не хочется возвращаться в Ирак, но, видимо, придется.

Барак Обама. Фото EPA

По меньшей мере, в третий раз Америка входит в «иракский» ступор. Первый раз это случилось сразу после интервенции, когда стало понятно, что оружия массового поражения в Ираке нет (Саддам блефовал, пугая им соседей). Загадочные вещества, продемонстрированные в ООН тогдашним госсекретарем США Колином Пауэллом, оказались «не тем, чем надо». Второй ступор наступил в 2006 году, когда в Ираке разгорелась межконфессиональная гражданская война. В Вашингтоне тогдашний глава сенатского международного комитета Джозеф Байден не нашел ничего лучше, как предложить расчленить Ирак на три части: шиитскую, суннитскую и курдскую. И вывести войска: пусть иракцы сами разбираются. Третий ступор — сегодняшний, уже при Обаме, когда американцы ушли из Ирака. Суннитская группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» захватила провинцию Ниневия. Бои идут за крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Байджи. Экстремисты грозят походом на Багдад. Америке смертельно не хочется возвращаться в эту страну. Но план Байдена вновь кажется актуальным, хотя на этот раз вице-президент говорит о том, что единство Ирака нужно сохранить любой ценой.

Политические оппоненты Обамы в мире и в США злорадствуют: Ирак стал еще одной внешнеполитической неудачей 44-го президента Америки. Ливия, Сирия, Украина, а теперь еще и Ирак… Обвинения республиканцев в адрес главы Белого дома неизменны: на внешней арене он постоянно опаздывает, а когда решает действовать, то делает это нерешительно и непоследовательно.

В последние две недели Ирак вытеснил из американских СМИ Украину, а тут еще сенатор-республиканец из Аризоны Джон Маккейн… По его мнению, для действий в Ираке у Америки просто не осталось удачных решений. Но самый плохой вариант — бездействовать. Рецепт от Маккейна: Обама должен собрать в Белом доме свою команду по вопросам национальной безопасности, позвать генералов Петреуса и Кина — творцов стратегии военного усиления, которая принесла в Ираке успех в 2007–2008 годах; и работать круглосуточно, пока не будет найдена новая стратегия. Не помешают и точечные удары с воздуха, но только по четко обозначенным целям. «Все зависит от наличия у президента качеств настоящего лидера, — убежден сенатор. — Президент должен обратиться к американцам из Овального кабинета, прямо глядя в камеру, и заявить: то, что происходит в Ираке и Сирии, — прямая угроза Америке. Привести данные нашей разведки. Только так можно убедить американцев в серьезности ставок».

Генерал в отставке Джек Кин в декабре 2006 года публично изложил план, как победить в Ираке. Президент Буш выбрал этот план, послал в Ирак крупные резервы и нового командующего генерала Дэвида Петреуса, который за год с небольшим добился перелома и стабилизировал ситуацию. Тогда, в 2007-м, Америка не была столь уставшей от войн: ни морально, ни экономически. Но сегодня даже Кин, написавший новую статью для Wall Street Journal на тему, что американцам должно делать в Ираке, не предлагает наземного вторжения. Или, как здесь говорят, «ботинок на земле». План Кина: восстановить разведывательную инфраструктуру, разрушенную после ухода американских войск, отправить в страну военных советников, специалистов по планированию военных операций, нанести точечные удары с воздуха и, наконец, готовить спецназ к тайным операциям по устранению лидеров исламистов в Ираке и Сирии. Генерал убежден: главное сейчас — не упустить момент, иначе противостояние расползется по всему региону.

Выступая в вашингтонском институте американского предпринимательства, Кин заявил: «Если мы будем бездействовать, вмешается Иран. Иракский премьер аль-Малики заключит сделку с иранцами. Пока наша администрация сворачивала связи с иракскими властями, иранцы их укрепляли. Они вместе договорятся с исламистами о разделе сфер влияния, в том числе о контроле над нефтью. Иракский премьер пойдет на сделку, чтобы сохранить власть, исламисты Ирака и Сирии найдут себе новое надежное убежище, плацдарм для будущих атак». Исламисты не остановятся, уверен Кин, и пойдут дальше — в Ливан, Иорданию, Турцию, Египет, Саудовскую Аравию, Йемен, Объединенные Арабские Эмираты и, наконец, в Израиль. «То, что происходит в Ираке и Сирии, связано между собой. Мы можем нанести ответный удар, используя как иракскую армию, так и «Армию свободной Сирии» — единственную оппозиционную силу в стране, воюющую с группировкой «Исламское государство Ирака и Леванта». Дать им наше оружие надо было еще два года назад. Об этом президенту говорили генерал Петреус и госсекретарь Клинтон», — подводит неутешительный для Обамы итог автор нового плана для Ирака.

Прогноз Кина уже сбывается: иранцы пришли на помощь режиму аль-Малики. Американская пресса сообщила, что Иран запускал свои беспилотники с аэродрома в Багдаде, что в Ирак из Ирана были доставлены сотни тонн тяжелых вооружений. Следующего шага — появления в Ираке бойцов Революционного корпуса стражей исламской революции — Белый дом хотел бы избежать.

А что Обама? В ответ на официальное обращение правительства Ирака с просьбой нанести массированные авиаудары по позициям исламистов в Белом доме и Пентагоне первоначально ответили отказом, сославшись на неготовность бомбить... из-за отсутствия точной информации о целях. Выступая в Конгрессе, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Дэмпси отметил, что неподготовленные авиаудары неминуемо приведут к многочисленным гражданским жертвам. «Это не так легко, как вам представляется, — заявил генерал законодателям, — увидел военный конвой на экране айфона и тут же его разбомбил».

К тому же сейчас не 2006-й, и большинство американцев выступают не только против возвращения войск в Ирак, но и против нанесения бомбовых ударов. Против и студенты, пикетировавшие конгрессменов прямо в коридорах Капитолия, и родственники жертв иракской войны, и ее ветераны. Пока Обама объявил только об отправке в Ирак 300 военных специалистов.

«Зеленые береты» рассредоточатся группами по 12 человек и станут американскими «глазами и ушами» в боевых зонах. Точечные удары, о которых говорит Белый дом, могут быть нанесены самолетами с палубы авианосца George H.W. Bush, направленного в Персидский залив, или с бортов находящихся там же подводных лодок. Рассматривается и вариант использования дронов, применяемых в Афганистане и Пакистане против «Аль-Каиды» и «Талибана». Пока приказа нет. Общественное мнение Америки разделилось. По данным опроса New York Times/CBS News, 41% считает, что верховный главнокомандующий правильно рассчитал ответные действия Америки, 29% полагают, что Обама делает «слишком мало», а 21% — что «слишком много».

Между тем в Вашингтоне нашли виновника нынешних иракских бед. Это премьер-министр страны Нури аль-Малики, так и не допустивший за 8 лет суннитов и курдов к управлению страной. Сегодня он говорит о необходимости национального примирения и даже о правительстве национального спасения, но ему не верят. Во всяком случае, как подтвердил визит в Ирак госсекретаря Джона Керри, встречавшегося отдельно с лидером курдской общины Барзани, курды, когда-то согласные на автономию, сейчас хотят полной независимости от власти в Багдаде. Керри очень осторожно оценил активность Ирана, пришедшего на помощь режиму аль-Малики: «Мы дали понять всем государствам этого региона, что выступаем против любых шагов, которые усиливают межконфессиональную вражду, увеличивают уровень напряженности».

В свою очередь, иракские власти обвинили соседей по региону в поддержке исламистов. Саудовская Аравия ответила на официальном уровне, назвав обвинения «смехотворными». В регионе у аль-Малики, кроме Ирана, почти не осталось союзников. В Вашингтоне о желательности его отставки говорят председатель сенатского комитета по разведке Дайана Фейнстайн и спикер Джон Бейнер, ее возможность допускает госсекретарь Керри, «если найдется сильный лидер, который сможет сохранить единство страны».

Пока же в Вашингтоне надеются, что иракские войска с помощью американских советников не сдадут Багдад, а курдам на севере удастся дать отпор исламистам, которые напугали местное население дикими расправами над всеми непокорными и «недостаточно правоверными».

Александр Панов


Комментариев нет:

Отправить комментарий