понедельник, 30 июня 2014 г.

Тема дня

Тема дня


Роль фотографии в истории «железного занавеса»

Posted: 29 Jun 2014 04:08 AM PDT

Четверть века назад Венгрия открыла границу с Австрией, а в итоге рухнула Берлинская стена.

Так бывает, что в череде повседневности событие, которое, задав начало и направление развития исторического процесса, само остается в тени. К таковым можно отнести то, что случилось 27 июня 1989 года на границе между Австрией и Венгрией: министры иностранных дел двух стран символически, хотя и собственноручно, перерезали колючую проволоку между противоположными идеологиями и экономическими укладами — капитализмом и социализмом, между Востоком и Западом.

В апреле 1989 года правительство Венгрии заявило о том, что намерено демонтировать со своей стороны пограничные защитные линии, а в мае от слов перешло к делу. Правда, западная пресса как-то упустила из виду историчность момента, а венгерские СМИ, в свою очередь, ограничилась традиционно коротким официальным сообщением. «Большой брат» — Советский Союз — не одобрил инициативу Будапешта. И процесс ликвидации «железного занавеса» проходил более чем скромно - без прямых телевизионных включений и пространных репортажей, без митингов, цветов и оркестров.

Так до сих пор и неизвестно, кому первому пришла в голову идея устроить 27 июня фотосессию министров иностранных дел на австро-венгерской границе: то ли венским журналистам, то ли мидовским чиновникам… Суть не в этом — фото удалось! Оно обошло весь мир, попав и на глаза гражданам ГДР.

Во второй половине 80-годов идеологическое единство правящей партии СЕПГ с народом в самой развитой и обеспеченной стране социалистического лагеря держалось на волоске. Стабильность политической обстановки режим, категорически отвергнув идеи советской перестройки, пытался обеспечить запретами на всякие общественные дискуссии о необходимости перемен. Доходило до курьезов. Пресса ГДР практически перестала публиковать материалы съездов и пленумов КПСС, выступления Горбачева, а ежемесячный дайджест советских СМИ «Спутник» попал в разряд запрещенных изданий.

Сохранить идеологическую девственность в неприкосновенности, когда почти на всей территории страны круглосуточно в онлайн режиме доступны альтернативные источники информации, дело заведомо проигрышное. Партийный аппарат работал, не покладая рук, но уже вхолостую, - вера пропала, пропагандистские потуги государственной машины превратились в объект насмешек многочисленных анекдотов. Одним из самых, пожалуй, популярных - на тему экономии электроэнергии и эмигрантских настроений. Партийный шеф Хонеккер, возвращаясь ночью из зарубежного турне, не обнаружил ни одного огонька на территории республики, а дома нашел записку: «Дорогой Эрих, мы все ушли. Уходя, не забудь выключить свет. Твоя жена Маргот».

Так фото с австрийско-венгерской границы попало на благодатную почву. Сотни тысяч граждан ГДР открыто критиковали существующие порядки, десятки тысяч искали возможность выехать на Запад. И в августе 1989 года в Венгрию, прорвавшую «занавес», устремился поток отпускников из ГДР - «зеленую границу» переходили семьями, с бабушками и внуками. Попытка Восточного Берлина воспрепятствовать процессу, ставшему уже необратимым, и надавить на Будапешт с целью ввести жесткие меры на границе окончилась трагически – 21 августа венгерскими пограничниками был застрелен гражданин ГДР  Курт-Вернер Шульц, последняя жертва «железного занавеса».

Дальнейшие события развивались стремительно: один за другим пали восточноевропейские коммунистические режимы, рухнула Берлинская стена, Германия воссоединилась, СССР развалился. Мир изменился.

Александр Чурсин


Фиксация убытков мира

Posted: 29 Jun 2014 02:05 AM PDT

Хотят ли «люди в трениках» продолжения войны.

Есть раздраженные городские слои, а есть «люди в трениках», сидящие перед телевизором и дистанционно одобряющие войну. Есть протест Болотной, а есть протест Бирюлева. Сегодняшняя власть, приписывая «треникам» и Бирюлеву добродетели честных бюргеров, ставших «крымским большинством», опирается как раз на эти социальные группы. Внутри этих слоев есть анклав радикалов, не просто рассуждающих о «силе войны и победы» (Бенито Муссолини), но воюющих по-настоящему, в том числе на юго-востоке Украины. У «сил войны и победы» есть свой Агитпроп, который почувствовал, что околофашистские маргиналы в условиях «консолидации» в связи с украинским кризисом превращаются в мейнстрим. И, соответственно, есть возможность стать одной их тех лодок, которые поднимает большая национал-патриотическая волна. И на этой волне войти, наконец уже, во власть. Танцуют (-евали) все — от Лимонова и Проханова до птиц более мелкого полета, с которыми даже Франциск Ассизский говорить бы не стал — вроде Крылова с Холмогоровым.

Забыли, что живем в византийской империи времен упадка. И хозяева страны, мечущиеся между шубохранилищем и молельней, делиться властью даже с духовно близкими национал-патриотами ни за что не будут. Забыли и о том, что Путин, как говорил один умный человек, — это весы. Гирьки на этих весах правда всегда перевешивают в сторону «православия-самодержавия-народности», да и emotio слишком часто стало заменять ratio. И тем не менее: первое лицо не зря сочло необходимым появиться в Нормандии, пусть и зажатым в толпе между одной королевой и одним герцогом. А потом последовали переговоры в Вене по поводу «Южного потока» и указание Совету Федерации отказаться от войны. Значит, во внутренней кремлевской бухгалтерии дебит с кредитом сходиться перестали. Значит, задумались о новых внешнеполитических издержках, имеющих конкретное экономическое измерение.

Понятно, что на первое лицо многие из «сил войны и победы» и из группы «трениконосителей» обиделись. Раскрыв шлюзы, выпустив весь пар, какой был, отпустив народ свой на «справедливую» этническую бойню пострелять, дав людям почувствовать себя последними солдатами империи, президент вдруг сдал назад. Осложнив тем самым и идеологическую поддержку войны — осуществить конверсию пропагандистских труб в пользу мира будет непросто.

Остается зафиксировать убытки.

Во-первых, разрыв — ментальный, политический, геополитический, экономический — с Западом очевиден. От этой травмы России придется отходить не один год.

Во-вторых, электорат, получивший кость в виде Крыма и размечтавшийся о востоке Украины, от Путина, заменившего войну на мир, отвернется. Равно как и наци, и фаши, и умеренные, но оголтелые «патриоты» и националисты. Часть консолидированного электората, и существенная, останется с Верховным главнокомандующим: в надежде, возможно, и не пустой, что объявленный мир — всего лишь тактический зигзаг, а потом все вернется на круги своя.

В-третьих, экономика. Начальство хвастается, что у него за последнее время сильно подрос средний класс. Этот самый класс ведет себя конформистски и тоже продолжает оставаться ресурсом поддержки режима. Теперь представим себе, что даже не от системы SWIFT отключат банковскую систему России, а просто Visa и MasterCard, устав от маневров российских властей с национальной платежной системой, все-таки уйдут из нашей страны. И средний класс резко потеряет возможность быть тем, кем он быть привык: то есть жить почти как Абрамович при управленческой системе почти как при Сталине. Мало того что, как честно признался министр финансов Антон Силуанов, украденные государством пенсионные накопления ушли на затыкание безразмерных крымских дыр, так и у среднего класса отберут возможность совершать покупки там и так, где и как он хочет. Например, стоит русский миддл у банкомата в ставшем родным Лондоне и пытается деньги снять или в магазине расплатиться за пальтецо какое-нибудь, и вдруг выясняется, что его карточка Visa — всего лишь кусок пластика, а вовсе не платежное средство. Хорошо, пусть не в Лондоне, пусть в Хургаде он за виски попытается заплатить…

Где он окажется, этот среднеклассовый электорат, в который частично входит и высокодоходная часть «людей в трениках»? С кем будет русский миддл? Он же не мастер культуры, он не концертирует за счет связей с высшим руководством, он пальтецо хочет купить, деньги снять, отдохнуть не в Крыму, а за границей. А ему не дают. Покушение на привычный образ жизни — это ведь политическая диверсия. Так и этот электорат потерять можно.

Возможно, руководство страны надеется, что и здесь оно пройдет между струй без, как один государственный деятель прошел от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича. Но это уж совсем изощренное лавирование — особенно если учесть, что перевозбудили войной не только отморозков, но и простых обывателей, поверивших в то, что боевые действия — это хорошо, они освежают нацию и консолидируют ее. Что теперь власти делать с этим ядерным во всех смыслах электоратом — большой вопрос. И серьезный вызов. Не исключено, что более серьезный, чем тот, который состоялся в декабре 2011 года и на который Владимир Путин ответил закручиванием гаек и взбесившимся принтером.

Андрей Колесников
обозреватель «Новой»

Переговоры со многими неизвестными

Posted: 29 Jun 2014 01:01 AM PDT

Киев прекратил огонь, чтобы понять, с кем и с чем он, в конце концов, имеет дело.

Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

В том, что Петр Порошенко 27 июня вечером еще на 72 часа продлил режим неприменения силы в зоне антитеррористической операции в Донбассе, есть определенная логика.

Во-первых, 28 июня в Украине отмечался День Конституции. И продолжение военных действий дало бы повод подконтрольным Кремлю российским СМИ для мощной информационной атаки по поводу «нарушения конституционных прав и свобод граждан Украины».

Во-вторых, возобновление боевых действий сразу после подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС выглядело бы как-то не совсем «по-европейски».

В-третьих, лишние 72 часа дали украинским силовикам дополнительную возможность как для укрепления украино-российской границы, так и для усиления позиций в районах главных очагов сопротивления боевиков.

В-четвертых, пятничное решение Порошенко об отсрочке продолжения АТО до 22.00 по киевскому времени понедельника 30 июня тут же получило международную поддержку. В частности, это прозвучало из уст Генсека ООН Пан Ги Муна в минувшую субботу, да еще и на фоне принятия Советом ООН по правам человека резолюции в поддержку Украины.

И, наконец, в-пятых, нельзя не учитывать тот факт, что Порошенко в офисах ЕС был целых два дня. А значит, у него было достаточно времени не только для официального подписания соглашения об ассоциации с ЕС или для интервью CNN, но и для закрытых встреч и консультаций — как с руководством НАТО и ЕС, так и с европейскими лидерами, прибывшими в Брюссель в полном составе.

Эхо перемирия

Новость о том, что Порошенко готов продлить одностороннее неприменение силы, пришла в Киев из Брюсселя в первой половине дня пятницы. Это был пробный шар в виде утечки информации со ссылкой на некие источники в штаб-квартире Евросоюза. Так что у команды Порошенко было более чем достаточно времени и для мониторинга, и для анализа. Поскольку новость подхватили и начали активно обсуждать не только украинские СМИ с украинскими политиками и политологами, но и лидеры боевиков из ДНР и ЛНР, которые вновь продемонстрировали, что в их рядах отсутствует даже намек на какие бы то ни было согласованные действия. Достаточно сказать, что два представителя ДНР — «губернатор» Губарев и «министр обороны» Гиркин-Стрелков — высказались категорически против продолжения перемирия. А вот «премьер» Бородай, наоборот, идею продолжения перемирия поддержал, добавив, что он готов на обмен заложников, но не готов освободить захваченные пропускные пункты на украинско-российской границе. Что, впрочем, не помешало ему принять участие во втором раунде трехсторонних консультаций, прошедших в минувшую пятницу в Донецке.

Казус Медведчука

Странность этого мероприятия заключается не только в том, что нем в качестве полноценной стороны принимают участие представители ДНР и ЛНР — организаций, признанных в Украине террористическими. И не потому, что там же пребывает объявленный в розыск экс-депутат Верховной рады Олег Царев. А еще и в том, что украинскую сторону представляют экс-президент Леонид Кучма, экс-глава его администрации Виктор Медведчук и народный депутат от Партии регионов Нестор Шуфрич. О чем они говорят, что обсуждают, каковы полномочия представителей украинской стороны и кто именно определился с таким составом — до сих пор неизвестно. Официальный Киев заявил лишь о том, что Леонида Кучму якобы попросил Петр Порошенко. За Медведчука в ходе четырехсторонних телефонных консультаций между главами Германии, Франции, Украины и России замолвила слово канцлер ФРГ Ангела Меркель. А вот кто именно командировал в Донецк Нестора Шуфрича, пока непонятно. Тем более что спикер ВР Александр Турчинов, на чью волю сперва ссылались и Медведчук, и Шуфрич, публично эту версию опроверг.

Итоговая конспирологическая многоходовка выглядит так: Медведчук связан с Путиным кумовскими отношениями. Именно организация Медведчука «Украинский выбор» являлась основным игроком во время прошлогодних попыток Кремля любой ценой сорвать евроинтеграцию и присоединить Украину к Таможенному союзу. В Киеве на сегодня более близкого человека, чем Медведчук, у Путина нет. Именно ради Медведчука Путин дважды ставил Януковича в крайне неудобное положение, когда в ходе официальных визитов игнорировал общение с главой государства, предпочитая ему компанию украинского кума. При этом Путину во что бы то ни стало нужно минимизировать факт участия и физического присутствия Кремля на части украинской территории, которую контролируют боевики, переведя конфликт в формат чисто внутриукраинского противостояния. Но сохранив при этом влияние на внутреннюю политику Украины. Это можно осуществить, задействовав «Украинский выбор» на предстоящих парламентских выборах как политическую силу, которая заменит почившую Партию регионов Януковича. А участие в переговорах (пусть и невысокого уровня) по логике должно вывести Медведчука из политической тени в публичную плоскость.

Горячее многоточие

Насколько удался дебют Медведчука на ниве публичной дипломатии, пока судить сложно. Равно как сложно оценивать реальные успехи переговорной группы. Потому что их пока просто нет. Во всяком случае, за первые семь дней объявленного Порошенко прекращения активной фазы АТО боевики нарушали режим прекращения огня более семидесяти раз, применяя российские танки, артиллерию и системы залпового огня «Град». В результате чего было убито двадцать и ранено несколько десятков украинских силовиков. Плюс к этому под Славянском боевики сбили из ПЗРК вертолет сил АТО, в котором погибли девять военнослужащих.

Помимо этого, нельзя сбрасывать со счетов, что консультации в Донецке ведутся лишь с частью боевиков, контролирующих часть территории Донбасса. Поскольку помимо широко известных ДНР и ЛНР в захваченных районах Донецкой и Луганской областей имеются Лисичанская и Северодонецкая народные республики. И уже лидеры ДНР и ЛНР называют их самопровозглашенными. Помимо этих «нанореспублик» только в Донецкой области имеются пять самостоятельных вооруженных группировок: «Русская православная армия», «Восток», «стрелковцы», «Оплот» и «отряд «Беса». Более мелкие бандформирования, которые борются «за свободу и независимость» в лучших традициях бандитских разборок 90-х, пока еще никто не подсчитал.

Словом, даже если и будет объявлено, что Кучма, Медведчук и прочие о чем-то договорились, то это вовсе не будет означать наступление долгожданного мира. Тем более что для того, чтобы договориться хотя бы с Бородаем, украинская сторона должна выполнить ряд обязательных требований боевиков. Скажем, отвести силы АТО на 10 километров. Или выплатить боевикам какие-то фантастические компенсации, как того требует Царев.

А представить себе, что Медведчук предлагает Порошенко отвести войска или выдать боевикам денег, довольно сложно. И все сводится к тому, что военные действия будут продолжены, если только Москва в последний момент не поверит в серьезность намерений ЕС и США по поводу возможного введения третьего пакета санкций. О чем Ангела Меркель заявила в минувшую субботу, подтвердив ультиматум, выдвинутый лидерами стран ЕС России в ходе саммита 27 июня. Тогда было заявлено, что Евросоюз до 30 июня ожидает освобождения из плена сепаратистов заложников, возвращения Украине контроля над пограничными пунктами Изварино, Довжанский и Краснопартизанск и договоренности о контроле за соблюдением режима прекращения огня.

Андрей Капустин
Специально для «Новой» из Украины

P.S. В субботу во второй половине дня Леонид Кучма заявил, что не видит смысла в продолжении трехсторонних консультаций до истечения 72 часов. «Поскольку принято решение Европейским союзом и президент объявил о 72 часах, то чего с ними сюсюкаться? Зачем с ними сегодня вести переговоры? Ждем понедельника, — сказал второй президент Украины и добавил: — Если Россия поймет, что лучше мир, а не война, если Россия поймет, что нельзя Донбасс превращать в Приднестровье, то она найдет механизмы для того, чтобы приструнить этих всех «великих» деятелей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий