понедельник, 2 декабря 2013 г.

Тема дня

Тема дня


Курьер из гелендвагена

Posted: 02 Dec 2013 10:48 PM PST

В небольшом отряде отечественных нестыдных комедий прибыло. Чем не повод поговорить о возвращении на экран любимого зрителем жанра

«Курьер из «Рая» — невероятная история простодушного Иванушки Дурачка — курьера турагенстава «Просто Рай» по имени Артем (Евгений Ткачук), который вместе с другом кудесником (ментом Гоши Куценко) едет не «за три моря» — в городок провинциальный, дабы отбить у мордатого кощея — (местного крестного отца в нервном исполнении Олега Тактарова), по воле случая доставшуюся сивку-бурку (взятый на тест-драйв Мерс-гелендваген). А заодно добиться благосклонности принцессы (телезвезды Лизы Боярской). Самое смешное, что в основе сказки реальные события, рассказанные сценаристу Андрею Кивинову приятелем, отвоевавшим «мерин» у бандитов.

Незамысловатая авантюрная комедия от прочих однодневных пустышек отличается настоятельным желанием авторов акцентировать внимание на вопросах морали, социального беспокойства в пору всеобщего апофигея и апогея утилитаризма. Есть к тому же очевидная тяга авторов и — что неожиданно —  продюсеров — артикулировать вопросы про нас нынешних, инсталлировать в трагикомические, порой  фарсовые обстоятельства жизнь современного человека. И что уж совсем из ряда вон — вновь воспевать благородство,  бессребреничество, бескорыстность. Вот и райский курьер Артем не планирует встраиваться в коррумпированный устав круговой поруки. Его еще не артикулированная идеология проста: мы живем в темном мире, потому что не хотим открыть глаза на происходящее вокруг. Умудренный опытом друг прагматически осаждает его, мол окстись: мир этот ни я, ни ты изменишь! И тогда круглоглазый романтик задает сколь нелепый, столь правильный вопрос: «А кто?» Ну как не возмечтать тут  вслед за Иваном Александровичем Хлестаковым о тридцати пяти тысячах таких курьерах… не желающих жить на яркой стороне, ежедневно поступаясь принципами.  В этом своем нежданном гуманистическом порыве фильм Михаила Хлебородова близок столь разным, но настроенным на диалог с действительностью современным комедиями Сергея Лобана («Пыль» и «Шапито-шоу), Авдотьи Смирновой («Ко-ко-ко»), Михаила Сегала («Рассказы»), а также снятому под свадебное видео забубенному сатирическому фарсу «Горько» Жоры Крыжовникова.

В «Курьере» Крена Шахназарова, которому посылают привет авторы новой комедии был такой диалог: «Слушай, Базин, ты по каким принципам существуешь в обществе? — То есть? — Мы, наше поколение, хотим знать, в чьи руки перейдет возведенное нами здание... Ты хвостом не верти, отвечай, по каким принципам существуешь. — Основной принцип моего существования, служение гуманистическим идеалам человечества. — Молодец, горжусь тобой, бери девочек, дуй в кино»

Подозрительные критики сразу почуяли в «доброй комедии про дурную жизнь» привкус нового заказа, но Анатолий Максимов, один из главных идеологов разнообразных «генеральных идей», продвигаемых в народ Дирекцией Первого канала, не стал этого отрицать: «Только заказ этот еще не окончательно сформирован. Но подспудно он уже существует в обществе: заказ на национальное достоинство». Успех «Легенды №17», «Сталинграда» подтверждают резонность его слов. Сегодня один из инициаторов «Дозоров», обративших страхи перед неотвратимым будущим и неврозы 90-х в мистику с социальным акцентом, призывает услышать этот новый запрос… На самом деле, очень старый, разве не древние говорили, что настоящая комедия вселяет в человека веру в нравственный идеал, ибо, высмеяв зло, мы открываем в себе силу преодолеть его?

На первый взгляд кажется, что комедия Хлебородова-Кивинова про «бандитские 90-ые» (далекое эхо «Жмурок» и «Антикиллера»), но громкие дела последнего времени, душераздирающие сводки из провинции свидетельствуют, что приодетый криминалитет расползся по стране спрутом, сплетясь намертво с полицией и чиновниками. В этой спаянной картине мира колоритно смотрится Егор Глазунов (Куценко), старший товарищ, пришедший Артему на выручку. Вроде бы мент до мозга костей, врущий «с листа», не моргая. Правда, от вранья у буратино-Глазунова ухо огненно алеет. Но об этом же не знают «авторитеты», которых буратино, он же Бэтмен, темный рыцарь дорог «лечит»: пугает невидимыми погонами и папкой с компроматом (на самом деле, кулинарными рецептами). Амбивалентный оперативник Бэтмен помогает другу бескорыстно, рискуя собой, тем самым спасая себя от неминуемого превращения в оборотня.

Гоголевская бравада московских «фитюлек», принятых за «ревизоров»,  отчаянный натиск «неуловимых», «антикиллеров», перебирающихся на другой берег реки к бандосам на надувному детском круге, напуганные мафией захолустные менты (Дмитрий Дюжев и Григорий Сиятвинда) — «мир крепежа» этого фильма. В финале с помощью возвращенного черного гелендвагена герои вспахивают поле (папе обещали). Проходящий мимо охотник Никиты Высоцкого немедленно снайперски среагирует: «Россия поднимается с колен» Концентрация острых, пусть и шаржированных подробностей «Курьера…» при всех сюжетных «неправдах» и нестыковках даст фору иной документальной драме.

Вообще, вопрос отражения нашим кинематографом действительности является чуть ли не корневым. Зритель не верит отечественному кино, и верит духоподъемному американскому. И проблема здесь, не только в сути высказывания, но прежде всего в способе. Наша маломощная индустрия  с ее сомнительным уровнем профессионализма не способна конкурировать с качественно сделанным даже средним голливудским фильмом. Поэтому наиболее искренними до недавней поры оставались скромные арт-хаусные высказывания режиссеров «нулевых», их фильмы — «чистосердечные признания в неприглядном интерьере современной России» — пришлись по душе международным и отечественным фестивалям, но…не своей аудитории.

Впрочем, до недавнего времени не только у арт-хауса, но и у отечественного мейнстрима, включая его  козырной жанр  «комедия» была совершенно  разлажена связь с действительностью. Кино, подобно спутнику Земли, витала где-то в вымышленном хайтековским пространстве (недаром большинство комедий снимали в строящемся московском «Сити»), а зритель и не планировал наблюдать за жизнью марсиан, именующих себя современниками. «Абонент», то  есть многомиллионная аудитория — был «недоступен». Дабы зазвать публику в кино пыталась клонировать старые добрые советские кинохиты. Но вот ведь незадача, гайдаевские и рязановские кинобестселлеры смотрятся именно в нетленном, неперелицованном виде. А фальшивки «Служебный роман 2», «Ирония судьбы 2», Карнавальная ночь 2» остаются изделиями одноразового пользования.

И вот в последнее время именно комедия не только ломает лед пренебрежения (если не сказать презрения) к своему кино, но при всей жанровой остроте и склонности к преувеличению оказывается наиболее убедительным концентрированным  отражением действительности.  Зрителю легче отождествить себя, своих соседей и сослуживцев с характерными героями «Интимных мест», «Рассказов», «О чем говорят мужчины»,  «Ко-ко-ко», «Пока ночь не разлучит», «Курьера из «Рая», бессмысленного и беспощадного как русская свадьба, «Горько» — нежели со  строителями железной дороги из «Края»,  заседателями из «12», или пилотом Максимом Каммерером из «Обитаемого острова».

В «Рассказах» круговорот взяток в российской природе причудливо связан с корневой классической литературой. «Интимные места» высветили глубоко личное, спрятанное, при этом насмерть сросшееся с  общественным —  эго человека, рожденного и выращенного в пробирке в обществе, где секса отродясь не было. «Ко-Ко-Ко» столкнуло пришелец из разных социальных слоев не только на пятачке одной питерской квартиры, но и в одном внутреннем мире современника, это его две половины разорваны по-живому  и никак не срастутся.

Говорят, у каждой эпохи свой жанр. Вы будете смеяться, но о сегодняшнем времени точней всего можно рассказать в криминальной комедии.

Безусловно, не утверждаю, что наши комедиографы достигли виртуозности и глубины классики жанра, в том числе и советского кино.  Тем более, что бесперебойно продолжает работать ширпотребный конвейер «Елок», низкопробный андреасяновский беспредел вроде «Того еще Карлосона!», различных киноподелок от фабрики «Камеди-клаб». Но и робких перемен на экранном горизонте комедии  не заметить было бы непростительно. Вот ведь пустяшный анекдотец, легший в основу криминального «Курьера из «Рая», благодаря точным штрихам разворачивается лицом к сегодняшнему дню, к социальной нише, которая в нашем кино оказалась почти что не занятой. Возможно, оттого, что именно у комедии самый  «близкий доступ» к зрителю, а в правильно рассказанном анекдоте  возникает эффект узнавания, и самая дурная абсурдистская коллизия видится точной матрицей происходящего за стеной кинотеатра.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

Уличная война в Киеве

Posted: 02 Dec 2013 09:02 PM PST

Репортажи с кровью

Posted: 02 Dec 2013 12:24 PM PST

Список журналистов, пострадавших во время уличных столкновений с милицией и провокаторами 1 декабря в Киеве

За все годы независимости в Украине не пострадало в один день при выполнении профессиональных обязанностей столько представителей национальных и зарубежных СМИ, как 1 декабря, в Киеве. И если накануне, при ночном разгоне студенческого Майдана, спецназовцы разбили голову фотокору Reuters Глебу Гараничу, то к сегодняшнему вечеру перечень коллег, получивших травмы разной степени тяжести, угрожающе вырос. Евгений Фельдман, фотокор «Новой» (его репортажи из Киева вы видите на ленте новостей и в газете постоянно), получил удар камнем… Женя продолжает работать.

Одесская журналистка Зоя Казанжи уже составила перечень тех, чьи репортажи сегодня пошли в эфир и на газетные полосы с кровью. Собственной кровью…На подобных многолюдных, с конфликтами акциях работают не новички, а профессионалы, умеющие вести себя в экстремальных ситуациях.

Но спецназ «Беркут» не просто не обращал внимания на бейджи и надписи «Пресса», а воевал с репортерами в полную силу. О провокаторах и говорить нечего…

Ольга Мусафирова
Собственный корреспондент «Новой газеты» в Киеве


1. Журналисты «Громадського телебачення» Дмитрий Гнап и Яков Любчич – избиты, разбиты камеры, отобраны флешки.

2. Съемочная группа «5 канала» - были забросаны камнями.

3. Избит журналист информационного агентства «Рядом с вами» Дмитрий Прихна. Он в «Скорой», с разбитой головой. Била милиция, хоть видели, что у Дмитрия бейдж и камера.

4. Роман Куприянов, оператор телекалана «Euronews». Роман снимал мужчину, который лежал на земле после того, как его побили. Сотрудник «Беркута» в ультимативной форме предложил ему не снимать. Роман продолжал работать. Тогда бить начали его. Сейчас он в больнице.

5. От действий «Беркута» пострадал польский журналист Павел Пененжек. Он освещал события, происходящие возле здания администрации президента Украины. Павлу разбили голову при одной из атак милиции на митинговавших.

6. Избит фотожурналист агентства "ЛИГА бизнес Информ" Александр Перевозник во время съемки на улице Банковая. У Александра был бейдж, похоже, именно он и послужил поводом для нанесения журналисту ударов.

7. Буквально под ногами журналистки «Українського тижня» Валерии Бурлаковой взорвалась светошумовая граната – их бросали неизвестные в масках, провоцировавшие спецназ, стоявший цепью. Валерию увезла «Скорая». У нее сильно поранены ноги.

8 . Получил удар по голове и наглотался слезоточивого газа журналист «Украинской правды» Мустафа Найем.

9. От взрыва светошумовых гранат пострадал журналист издания «Левый берег» Макс Левин: гематомы, сильные ушибы.

10. Избит главный редактор газеты из Житомира Влад Пучич.

11. Пострадал фотокор агентства «France Press» Сергей Супинский.

12. Избит фотокор издания Insider Максим Кудинец. Он заявляет, что били прицельно, по камере, не позволяя работать.

13. Пострадал журналист Associated Press Сергей Чузавков- госпитализирован после столкновения митингующих с милицией в Киеве.

14. Пострадал оператор украинского телеканала UBR – фамилия уточняется.

15. Журналист Дмитрий Ларин, «Украинская правда». Дмитрий говорит, что на него напал сотрудник «Беркута» во время съемки штурма. На журналисте был оранжевый жилет с надписью «Пресса».

16. Фотографу Анатолию Степанову силовики дубинкой разбили голову, сломали руку. Он говорит, что представился «Беркуту», но это лишь сильно разозлило силовиков.

17.Журналисту Ивану Черничкину сильно повредило ногу осколком светошумовой гранаты – также у администрации президента Украины.

18. Оператор Александр Заклецкий. Избит милицией, били дубинками и ногами, пытаясь разбить или отобрать камеру.

19. Антон Чернышов из Независимого журналистского профсоюза - избит, отобрана и разбита вдребезги камера.

20. Денис Данько, телепрограмма «Гроши» - травма головы.

21. Ярослав Галата, газета «Демократическая Украина» - под ногами взорвалась светошумовая граната.

22. Фотограф сайта Житомир. инфо Михаил Загорский - на Банковой получил дубинкой по лицу, рассечена скула, оказали первую помощь в «Скорой». Он снимал, взобравшись на подоконник. Увидел, как бьют коллег, спрыгнул, хотел убежать, показывал удостоверение и кричал, что журналист. Удостоверение вырвали из рук, ударили дубинкой.

23. Дмитрий Качура, корреспондент газеты «Комментарии». Ему в спину бросил камень сотрудник «Беркута».

24. Журналист «Украинских новостей» Евгений Головенко потерял сознание после того, как у его ног разорвалась светошумовая граната. Помощь оказали на месте.

25. Олег Хаврук, заместитель главного редактора Comments.ua, - разбита голова, наложены швы, ушибы руки и спины. Бил «Беркут» на углу улиц Банковой и Институтской.

26. Пострадал фотокор Европейского агентства EPA Сергей Долженко.

27. Юрий Бутусов, главный редактор «Цензор.нет» -  разбили голову, когда он освещал происходящее на Банковой. Госпитализирован в больницу скорой помощи. Юрий писал о том, как «Беркут» избивает уже лежащих на земле людей: жив или нет , проверяли пинком ноги.

28. Эмин Калантаров, российский журналист, оператор Лайфньюс, пытались сломать руку, Дубинками били втроем – по руке и по камере. Потом камеру унесли с собой, видимо, чтобы не оставлять запись

29. Андрей Стенин, фотокор РИА-Новости, ударили камнем

30. Зураб Джавахадзе, фотокор ИТАР-ТАСС, избит дубинками

31. Сергей Полежака,  били по рукам-камере, поврежден объектив, сам цел

32. Евгений Малолетка, фотокор агентства УНИАН, сломана кисть руки, разбит объектив, растоптана вспышка.  По его словам, били специально, поскольку знали, что журналист

33. Юрий Мацарский, журналист, российская газета «Известия»,  пострадал от светошумовой гранаты

34. Игорь Волосянкин, сайт «uezd.com.ua», ударили по голове камнем, наглотался газа

35. Валерий Колосюк,  редактор интернет-портала «Аратта. Окно в Украину». Сбили на землю, потом добивали дубинками 6-8 спецназначенцев.  За медпомощью обратиться не смог: все «Скорые» были забиты окровавленными людьми. Обширная гематома на виске, ушибы рук, ног.

36. Корреспондент портала «Новоросс. Инфо» и «Таврические вести. Новороссия»  Сергей Юрченко получил очень серьезные травмы. Пробита голова, несколько переломов и ушибов, доставлен в киевскую больницу номер 17. Потерял ( украли?) планшет со съемкой.

37. Фотограф Александр Терлюк – гематомы, разорвана губа

38. Пострадал  фотокорреспондент газеты The New York Times  Джозеф Сивенький. Его ранило осколком в лицо после взрыва.  В больце удалили часть светошумовой гранаты, наложили швы.

39. Томаш Пьечала, польский журналист. Избит в субботу, при ночном разгоне студенческого Майдана.

Приключения породы мамонтовых на Чукотке

Posted: 02 Dec 2013 08:17 AM PST

Представившись уважаемыми правозащитниками, журналисты ВГТРК сняли необходимые кадры о вреде экоактивизма в России. Особенно — в Арктике



Экологическая общественность с нетерпением ожидает нового произведения ВГТРК под условным названием «Зеленое болото, или Зеленые не той ориентации». По проторенной дороге режиссеров нескольких «Анатомий…» мастера холдинга с еще большей зоной покрытия, чем НТВ, готовят душераздирающий фильм о том, как вроде бы неплохие зеленые активисты, полностью околпаченные иностранной пропагандой, попадают на крючок американских и иных забугорных кукловодов и начинают действовать в целях умаления величия России.

Действуют, естественно, путем покушения на свободу ее сырьевых корпораций, не считающихся с законом и здравым смыслом. Зачем понадобилось пытаться выдумать «пугало зеленой оппозиции» и кого конкретно им пугать — неясно, но, возможно, данное произведение будет посвящено окончанию года охраны природы и — предстоящему Съезду охраны природы с участием высших лиц государства.

28 ноября в Анадыре к исполнительному секретарю Чукотской ассоциации зверобоев традиционной охоты Эдуарду Здору явился интервьюер, сказавший, что работает над фильмом об экологических проблемах России по заданию международной организации по правам человека Human Rights Watch. А также трудится в ВГТРК в программе «Вести» и зовут его Александр Бузаладзе.

Эдуарду, видимо, телевизор смотреть некогда или просто противно, поэтому он дурного не заподозрил и интервьюера за дверь не выставил. О чем, возможно, не раз пожалеет. Бузаладзе — автор фильма «Болото» о грузинско-американском заговоре против российских властей, а также ролика гомофобного содержания и прочих шедевров в программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», вызывающих рвотный рефлекс.

Александр Бузаладзе. Скриншот из фильма «Специальный корреспондент. Затравленные»

Александр сразу доверительно пожаловался, что к его группе пристрастно отнеслись пограничники, и попросил никому не сообщать о том, что берет здесь интервью у разных людей, во избежание изъятия у него записей при выезде в Москву.

После нескольких дежурных вопросов о реальном положении коренных народов в селах Чукотки, интервьюер спросил о наиболее ярких примерах столкновения интересов между коренными жителями и промышленными компаниями. Речь зашла об угольном месторождении Амаам, где подрядчики австралийско-китайского предприятия разоряют территорию общины Алтар.

Последующие вопросы весьма напоминали стиль ФСБ, где очень популярны так называемые наводящие вопросы: «Есть какая-то деятельность для международной защиты чего-то тут у вас на Чукотке и Аляске?». Речь зашла о давным-давно декларированном международном природном парке «Берингия». Контекст вопроса не скрывался — американцы хотят контролировать российскую Арктику. Немного смутило то, что договоренность родом еще из советского периода истории, и что контроль обоюдный.

— Что Вы думаете по поводу предложения профессора Медведева о международном протекторате Арктики?

— Это вопросы международного права, но однозначно могу говорить лишь о том, что человечество технически не готово к безаварийной нефтедобыче в Арктике.

Также Здор сказал, что в свободном обществе любая точка зрения имеет право на существование и обсуждение, и нехорошо, когда в публичном лексиконе президента страны появляются в ответ выражения «придурок» и иные подобные слова.

— Согласились бы вы возглавить фонд, занимающийся экологическими вопросами на Чукотке и финансируемый на американские деньги?

— На Чукотке пока нет экологических общественных организаций.

Бузаладзе вынудил Здора ответить, что при возможном интересе фондов, он поддержит подобный проект, потому что в регионе нет ни одной экоНКО. И тут интервьюера прорвало: Америка главный «оппонент» России и поэтому он, Бузаладзе, —  «идейный борец с Америкой». Посетовал, что может наступить момент, когда Россия может стать другой и тогда осудят именно их, идейных борцов за желание оставить Путина у власти.

На вопрос Здора «В чем угроза?», Бузаладзе рассказал, что Америка пытается захватить ресурсы России и Здор им в этом помогает. Поискали примеры на Чукотке — не нашли. Тогда Бузаладзе стал говорить о том, что мы работаем на Америку, когда протестуем против «Роснефти» на шельфе. Но отступил, когда Здор сказал, что ценой вопроса является существование двух маленьких народов.

Когда же экоактивист заикнулся о китайской экспансии на Дальний Восток, Бузаладзе безапелляционно заявил, что Китай — наш стратегический партнер.

Позже стало понятно, что больше всего интервьюера интересует Сосновская коалиция экологических организаций Сибири и Дальнего Востока, которая вот уже пятнадцать лет объединяет в одно целое десятки экологических организаций и активистов, работающих над экологическими проблемами Азиатской России. Так как в «Сосновке» активно участвуют и американские НКО, то главный вопрос «идейного борца» был о том, как американские заводилы «рулят» российскими организациями. То, что они просто делают общее дело, охраняя одну на всех природу, просто никак не укладывалось в его голове. Дискуссия успехом не увенчалась.

После неудачной попытки Здора объяснить всю важность осуществляемой Коалицией деятельности, экоактивист, наконец, стал понимать, почему в течение интервью его не покидало ощущение «дежавю». В октябре на ежегодной встрече Сосновской коалиции экологов, собравшихся под Хабаровском, навестили корреспондент хабаровских «Вестей» во главе с редактором Ольгой Шабалиной. Вообще Сосновская встреча — мероприятие цеховое, куда любопытных журналистов и публику обычно не приглашают, но раз приехали — не выгонять же их.

Поводом к приезду «Вестей» послужила акция солидарности с экипажем «Арктик Санрайз», проводившаяся накануне в 50 городах мира. Естественно, Сосновка, бессменным членом которой является и «Гринпис», не могла не поддержать находящихся в тюрьме товарищей, сфотографировавшись с плакатом «Экологи — не пираты». Спустя пару дней с таким же лозунгом выступил Президент России на Арктическом форуме, а еще через месяц к тому же пришли и следственные органы. Но в момент акции «Гринпис» обвиняли именно в пиратстве, и материализовавшейся ниоткуда корреспондентке пришлось с нуля объяснять, чем пропагандистская акция отличается от разбойного нападения.

Экологи, не избалованные вниманием журналистов, также начали рассказывать о самых насущных проблемах своих регионов: кто об адаптации к паводкам, кто об охране тигра, а кто про риски связанные со строительством ГЭС. Однако, как оказалось, реальные экологические проблемы журналистку не интересовали, интересовали ее «проблемы» мифические — конспирологические, примерно те же, что Бузаладзе на Чукотке. Действительно, чтобы снять сюжет хоть о самой небольшой, но реальной экологической проблеме, необходимо вникнуть, поработать с источниками, пообщаться со специалистами, объективно рассмотреть ее с разных сторон — в общем, потрудиться. Гораздо дешевле сочинить туманный текст с таинственными намеками, напичкать его случайными фразами и драматично прочитать его под подогнанную картинку.

Хабаровские «Вести» в результате выпустили паранойяльный сюжет о «зеленой конспиративной группе», имеющей заокеанских покровителей и выступающей против развития России, вместо того, чтобы честно подметать улицы и сажать деревья. Из почти часа записанного видео с несколькими известными деятелями экологического движения в эфир попали секунды четыре вырванных из контекста фраз. Все остальное время экологи «говорят» молча - картинку с выступающими озвучивает своими многозначительными намеками автор сюжета. Вместо этого за кадром льется прямая речь какого-то депутата от ЛДПР и бывшей природоохранной прокурорши, возмущенных самим фактом существования независимых экологических организаций.

Посмотрев этот шедевр, участники Сосновки пожали плечами, покрутили пальцем у виска, но как только большинство участников коалиции разъехались, к оставшимся на базе американским и российским экологам «посмотрев передачу» нагрянул усиленный наряд ФМС и ФСБ проверять соответствие виз цели приезда в страну. А через несколько дней передачу снова повторили, но она уже была обогащена оперативной съемкой ФМС/ФСБ. Поразила четкая эстафета журналистов, выступающих провокаторами, силовиков, ссылающихся на просмотр телепередачи как источник оперативной информации, а затем отдающих свою оперативную видеосъемку обратно журналистам для вторичного использования.

Налицо сращивание журналистов со спецслужбами создающее кентавра «журслужбу», призванную держать и не пущать.

Как только появляется кто-то, кто начинает говорить вслух про реальные проблемы, тут же слышится: А ты кто? А кто тебе дал право говорить о проблемах? А ты говоришь о проблемах за деньги или бесплатно? За деньги? А за чьи? Бесплатно? Врешь!

Сопоставляя визит сподвижника Мамонтова на Чукотку и действия хабаровских «Вестей», следует ожидать, что нам покажут ужастик про покушение на основы, но с «экологическим уклоном», посмотрев который и ужаснувшись, соответствующие спецслужбы «вдруг» начнут активно реагировать на «зеленую опасность». Как ни противно, но к этому театру абсурда гражданское общество привыкает, и экологи вряд ли остановят свою работу по случаю такого наезда. Однако в свете всеобщего стремления к максимальной открытости, вызвавшей к жизни, в частности, «закон об иноагентах», неплохо было бы обязать авторов фильма в титрах крупно и честно написать — «Фильм сделан по заказу спецслужб».

Семен Ласкин

Сегодня — день рождения российского атомного флота

Posted: 02 Dec 2013 06:33 AM PST

Великих ледоколов Арктики

Борт а/л «50 лет Победы»

В этот день 54 года назад первый атомный — «Ленин» — был спущен на воду.

Сейчас флагман — атомный ледокол «50 лет Победы». Вот он подходит к Северному полюсу.

Впервые в условиях полярной ночи. Еще раз: никогда по льду полярной ночи не приходили корабли на полюс.

«50 лет Победы» — великое чудо нашего производства. Его два экипажа (капитаны Давидянц и Лобусов), его старшины, вертолетчики, палубные матросы, химики, специалисты-атомщики, стюарды, повара, за которыми охотятся все директора всех ресторанов арктического побережья, — уникальны.

Это настоящая элита страны.

Спасибо, действующие «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «50 лет Победы»!

Спасибо стоящим у причалов «Севморпути», «Сибири», «Советскому Союзу» (кстати, готовому воскреснуть), великой «Арктике», их капитанам и экипажам.

Живите долго! А для ваших кораблей пусть оттянется миг «холодного отстоя» в ожидании утилизации…

С праздником!

Дмитрий Муратов
главный редактор
Фото — Сергей ДОЛЯ

Верую, потому что абсурдно

Posted: 02 Dec 2013 04:11 AM PST

Борис Акунин. История российского государства. От истоков до монгольского нашествия. М.: АСТ, 2013

Итак, первые рецензии на «Историю российского государства» Бориса Акунина уже написаны, а потом кто-то прочитал и саму книгу дальше авторского предисловия (да-да, именно в этом порядке все и бывает)… И возник скандал, а точнее — два.

Про первый скандал говорить скучно: насчет того, что не следует человеку по фамилии Чхартишвили писать историю русских. (А Карамзин, по-вашему, был из «славян»?) Это, знаете ли, есть такой тезис: если человек в оппозиции, то и книги у него плохие. Но у нас с Акуниным политические взгляды тоже не похожи, что как-то не мешает мне признавать, что он очень здорово пишет: да вот хоть «Черный город», какой потрясающий портрет города Баку в пиковый момент его истории!..

А вот скандал номер два (от «добрых» критиков) выражается словом «скучно». Это как же может быть скучной часть нашей истории, «от истоков до монгольского нашествия»? Это вы, коллеги, школьные и прочие учебники давно не читали: вот где скучно, примитивно, и не верится, и не хочется! А у Акунина что-то вроде — возьмем с полки наугад — книг по византийской политической истории лорда Норвича. Не детектив и не боевик все-таки. Но к Норвичу никто стандартов детектива ведь не примеряет: он считается классиком истории, написанной писателем.

Попутно заметим: историки всего мира сами виноваты, что для создания книг по истории нужны писатели. Это такая вечная пара, одни признают лишь сухие доказанные факты, другие оперируют чем-то куда более для человека важным, то есть эмоциями. А история ведь — одни сплошные эмоции, особенно на тему «А могло бы пойти по-другому». Историки это самое «по-другому» для себя считают запретным.

Акунин почти в каждой своей книге работает как исторический романист. Материала — и эмоций — накапливается море. Вы представьте себе, что происходит с человеком, когда он роется в подшивках старых газет, изучает смешную и неуклюжую поэзию забытых лет, касается каких-то предметов… Сквозь пальцы стреляет электричество. Вот эта история — настоящая, человеческая. Ее и надо писать.

Другое дело, что именно с первым томом своего труда Акунин попал в сложную… историю. Начинал бы с любого другого века, было бы проще. Или делал бы принципиально другую книгу — было бы веселее. Вот писатель Александр Бушков, который создал несколько книг, переполненных ехидными вопросами к историкам: объясните мне, налогоплательщику, кто я такой, где мои корни?.. Только вопросами —  потому что ответов нет.

История происхождения нашей нации — сплошная загадка именно в той части, которая попала в первый том проекта Акунина. Загадка сводится к вопросу: «Кто такие русские?» И Акунин этой темы не то чтобы не касается, а… Ну он утверждает, что никаких идеологий не выстраивает. Но как же тогда у него этот том называется «Часть Европы»?

Это был романовский официоз начиная с XVII века — что мы часть Европы. И Карамзин это же утверждает. Но сегодня все меньше людей склонны такой тезис принимать на веру. Есть тюркская (алтайская) версия происхождения русских, есть индийская, сохраняется европейская. Каждая сторона, в отсутствие твердых фактов, при странной скудости источников, мыслит так: верую, потому что абсурдно.

В конце концов, а что такое Европа как противопоставление «плохой» Азии? Сама эта идея начала формироваться как раз в ту эпоху, на коей кончается первый акунинский том. До того люди воспринимали мир по-иному. Был центр мира (Рим — Константинополь), были его окраины и другие огромные миры, с их мышлением…

А если обойти эту проблему происхождения русских и мышления людей того — и нашего — времени, то что остается? Тот же Карамзин. Очищенный от глупостей, от смешного официоза екатерининско-александровской эпохи. История князей, бодро уничтожавших друг друга. То есть, по сути, все те же несколько летописей, минимум литературы… Плюс данные современной археологии, которая без чувств людей ушедшей эпохи мертва.

Для кого-то все это скучно. Для кого-то — информация к размышлению: что с нами такое произошло за ушедшие века, что приходится гадать насчет того, кто же мы такие?

Мастер ЧЭНЬ

Об авторе: Мастер Чэнь — автор известных авантюрно-исторических романов «Дегустатор», цикла про Амалию де Соза — британскую шпионку начала ХХ века, а также «Любимого ястреба дома Аббаса» — трилогии о самаркандском шпионе VIII века Нанидате Маниахе.

«Равноприятный» спикер

Posted: 02 Dec 2013 02:04 AM PST

Председатель Томской гордумы единоросс Сергей Ильиных разделил власть и народ по половому признаку

По мнению Сергея Ильиных, томичи при дележе бюджетных денег похожи на семью, где муж работает, а жена — домохозяйка, и жена мужу каждый вечер «идеи выдает, что нужно купить, а идей — конца не видно».

С такими тезисами видный единоросс выступил на общественных слушаниях по городскому бюджету.

— Как выбрать — клумба или электропроводка в деревянном доме? Поверьте, у каждого из предложений есть противники и сторонники, — заявил Ильиных. — Наша задача: найти компромисс, который станет равноприятен для всех томичей. Все мы — одна семья, муж — это власть, а жена — это народ. Однако иногда жена не работает и приходит к супругу с просьбами купить мебель на кухню либо шубу. Муж не может себе позволить такие растраты — зарплата не позволяет. Поэтому в идеале и муж, и жена должны быть трудоустроены.

При этом спикер гордумы почему-то не уточнил, кто в Томске муж. Кроме того, Сергею Ильиных, видимо, не известно, что власть («муж») как раз ничего не производит, а живет за счет налогов, которые платит народ («жена»).

Станислав СТАНОВ —
специально для «Новой»,
Томск

Ажиотажный спрос на деньги

Posted: 02 Dec 2013 12:03 AM PST

Еще два самарских банка прекратили операции с наличными

Волжский социальный банк временно приостановил операционную деятельность. Об этом без объяснения причин сообщает пресс-служба кредитного учреждения. На входе в отделение банка на улице Садовой вкладчиков встречает объявление «Операции по вкладам, выдача, переоформление — не производятся».

Напоминаем, 20 ноября председатель правления Волжского социального банка Валерий Кучканов был обнаружен с простреленной головой в своем доме; среди версий следствия — самоубийство и неосторожное обращение с оружием. Банк официально сообщил, что пятница, 22 ноября, будет нерабочим днем в связи с прощанием с Кучкановым. С 23 ноября ВСБ намеревался работать в обычном режиме, но не заработал.

Это уже второй случай за последнюю неделю: расходные операции приостановил самарский банк «Солидарность», столкнувшийся с ажиотажным спросом на наличные деньги. Банк ограничил выдачу денег по картам двадцатью тысячами рублей в месяц и продлил сроки рассмотрения заявок на выдачу вкладов до пяти рабочих дней.

Михаил Бабич, полпред президента в Приволжском федеральном округе, заявил, что Самарская область «является «помойкой» и «постирочной» по выводу средств различных офшорных компаний». Бабич добавил, что в Самару направлена рабочая группа полпредства, которой поручено изучить ситуацию.

Наталья Фомина
соб. корр. «Новой», Самара

Консьержка придет на смену устаревшим компьютерам

Posted: 29 Nov 2013 07:32 AM PST

Почему правительству Москвы не стоит тратить деньги на «обновление парка камер видеонаблюдения»

Канал ТВЦ сообщил, что московские власти намерены обновить парк камер видеонаблюдения, которые устанавливают во дворах и над подъездами. Существующие камеры, еще лет десять назад установленные без особого плана и продуманного технического задания, признаны устаревшими и будут заменены на новые. В отличие от старой системы, теперь картинка с камер будет доступна не только полиции и префектуре, но и самим жильцам на обычном телевизоре, и притом бесплатно.

Программа была явно принята в свете скандалов, сопровождавших эксплуатацию старой системы видеонаблюдения. В 2009 году был даже случай, когда одна обслуживающая компания, убедившись, что картинкой все равно никто особенно не интересуется, завышала число работающих камер, пуская по каналу подложное изображение, синтезированное компьютером. Видимо, поэтому сейчас решили привлечь более солидную организацию: компания МГТС на своей пресс-конференции две недели назад сообщала, что будет участвовать в установке и эксплуатации городских систем видеонаблюдения, используя оптоволоконные линии связи, которые она все равно уже провела по всему городу. Несомненно, МГТС будет счастлива (одна камера обходится бюджету в 96 тысяч рублей в год), но вот только в самой системе едва ли что-то изменится.

В полиции никто не собирается вводить новые подразделения для просмотра поступающего изображения в реальном времени: для квалифицированного одновременного слежения за таким количеством камер на средний район Москвы понадобятся десятки обученных дежурных, иначе система будет неэффективна для профилактики преступлений. Прикиньте: в помещении охраны супермаркета один дежурный на десяток мониторов, но воруют из торговых помещений охотно и регулярно, а тут экранов — тысячи. Жильцы, получившие теперь доступ к камерам, тоже едва ли смогут помочь: им разве больше нечем заняться, кроме как целыми днями и ночами следить за картинкой у себя в подъезде? По собственной попытке установить видеоглазок знаю, что смотреть там абсолютно нечего: изображение может не меняться часами и надоедает очень быстро.

Достаточно надежных распознающих программ в автоматическом режиме еще не придумано, так что без человека тут не обойтись. Значит, за системой остается только сбор улик и выяснение обстоятельств правонарушения постфактум, при просмотре архивных записей. Крайне мизерный КПД такой системы очевиден даже тем, кто ничего не понимает ни в видеонаблюдении, ни в оперативных мероприятиях: как-то сложно себе представить преступника, который специально стал бы пялиться в камеру, перед тем как ограбить квартиру. Капюшон на голову — вот и все ваше видеонаблюдение. Да и хранение записей тоже влетает в копеечку, особенно с учетом недопущения всяких злоупотреблений и подлогов.

Во всем мире камеры для подобных целей в массовом порядке практически не используют. Видеомониторинг хорош там, где результат можно получать в полностью автоматическом режиме — любители гонять по российским ухабам с недозволенной скоростью уже почувствовали это на себе в полной мере. А в такой компьютерной системе, где узким местом становится человеческий фактор, как гласит теория, дешевле просто обойтись без компьютера.

В данном случае это значит, что проверенный веками институт консьержей, уже было введенный в Москве в начале прошлого десятилетия и по-тихому отмененный в 2012 году, был бы куда эффективней любых видеодомофонов. Причем больше всего именно там, где компьютер бессилен: в профилактике правонарушений, а не в безуспешных попытках раскрыть уже произошедшие.

Вот только перед чиновниками встает неразрешимый вопрос о достойной оплате сторожей. И решают они его вполне обычным бюрократическим путем: пусть то, что мы построили, не работает, зато в отчете выглядит красиво. А это самое главное, не так ли?

Юрий Ревич
обозреватель «Новой»

Проза о советском паспорте

Posted: 29 Nov 2013 06:13 AM PST

Благодаря внутренней паспортизации мы все еще живем в сталинском государстве



Как объяснить сегодняшним студентам, что их персонально связывает с временами Сталина? Не только они, но и их родители, слава Богу, по большей части уже не знают, что такое массовый голод, ГУЛАГ, мировая война, коммунальная квартира и продовольственные карточки. Они не слушают советских песен, не смотрят фильмов с Любовью Орловой, а из Брежневых знают одну Веру. Они мало что слышали из сегодняшней пропаганды сталинизма и прочих «старых песен» на государственном ТВ — это социальная анестезия для их дедушек и бабушек.

Однако даже самые молодые граждане сегодняшней России все еще продолжают жить в сталинскую эпоху. Почему? Ответ на этот вопрос в буквальном смысле находится в кармане у каждого из нас.

Речь о внутреннем паспорте. Книжице, без которой в сегодняшней России не купить билета на самолет и поезд, не сделать банковский перевод, не оформить сделку, да и на улицу подчас не выйти: без паспорта вас могут задержать «для выяснения личности». Любой молодой мужчина, живущий в Москве, знает, что паспорт нужно иметь при себе всегда, даже когда выносишь мусор. Притом что за пределами бывшего СССР внутренние паспорта есть разве что в Северной Корее. Даже в коммунистическом Китае удостоверением личности служит идентификационная пластиковая карточка, что уж говорить о США и Европе.

Между прочим, свое известное стихотворение Владимир Маяковский написал не о внутреннем паспорте, а о заграничном. «Смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза!» — В устах советских школьников эти хрестоматийные строки звучали нелепо. Чему завидовать, когда у всех паспорта одинаковые, советские, и получить их можно, точнее нужно, в ближайшем отделении милиции? Когда в 1929 году Маяковский написал «Стихи о советском паспорте», а Сталин только начал свой «великий перелом», — внутренних паспортов в СССР еще не существовало. Паспорта, как и в большинстве других стран мира, выдавались только для зарубежных поездок, и поэт, по всей видимости, просто записал свои ощущения от прохождения пограничного контроля.

Маяковский погиб в апреле 1930-го, паспортизация в сталинском СССР началась в декабре 1932 года. Политика коллективизации привела к страшному голоду в деревне, и, чтобы остановить нарастающий поток беженцев, советская власть решила ввести паспорта. Так появилось постановление Калинина, Молотова и Енукидзе «Об установлении единой паспортной системы и обязательной прописки паспортов». На прописку тогда отводились сутки. Весь процесс с самого начала оказался в ведении спецслужб — ОГПУ, НКВД и т.д. Москва и другие важные территории были объявлены особыми зонами, где жесткий паспортный контроль вводился в первую очередь. С тех пор, видимо, постовые в столице научились вычислять приезжих на глаз.

Если Иван Грозный установил свою абсолютную власть, поделив страну на опричнину и земщину, то Сталин разделил города и сельскую местность. Крестьянам паспорта не полагались, а без паспорта невозможно было переехать в город, где по крайней мере не было такого голода. Чтобы попасть в этот «советский рай», колхознику нужен был специальный трудовой договор, то есть примерно то же самое, что требуется сегодня от граждан России для получения вида на жительство в ЕС. Паспорта в сельской местности СССР стали выдаваться только после 1974 года, и лишь к самому концу советской власти в 1989 году их смогли получить все советские граждане, включая жителей наиболее отдаленных районов.

Вскоре советская власть пала, но паспортная система сохранилась и процветает. Конечно, теперь в паспорте не указывается национальность, и тем более род занятий, как это было в сталинских паспортах, но суть паспортного учёта остается прежней. Это едва ли не главное наследство, которое оставил после себя один из самых кровавых режимов в истории человечества, и оно едва ли не прочнее всего связывает нас со сталинским тоталитарным государством. Можно, конечно, ничего не знать о сериале «Василий Сталин» и прогуливать уроки истории по «единому учебнику», но процедуры получения паспорта избежать не удастся никому, как и стального, хозяйского взгляда паспортного чиновника. Неумолимой рукой прошлое продолжает штамповаться тиражами, которые не снились ни одному писателю-сталинисту.

Василий Жарков
заведующий кафедрой политологии МВШСЭН (Шанинки),
кандидат исторических наук

Комментариев нет:

Отправить комментарий