воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Тема дня

Тема дня


Спасение от будущего

Posted: 23 Feb 2014 11:01 PM PST

Почему России не нужна современная церковная архитектура

«Все-таки ты не наш, не русский ты человек, — как-то резюмировал опустевшую бутылку мой ближайший друг, редактор одного высоколобого журнала. — Ты не любишь водку, потому что не умеешь ее пить. Ты не любишь березы якобы потому, что вырос у моря. Ты не любишь, в конце концов, наши храмы. Луковки тебе не нравятся, вот признайся». Я кинулся признаваться, мы отвлеклись, и за что я так не люблю русские храмы, в тот раз узнать не удалось. А зря. В последнее время я все чаще думаю о том, есть ли что-то плохое в луковках.

Конечно, луковки попали под раздачу. Из них многие удались, чего уж там. Дело не только в них. В отличие от берез и водки, архитектура русских церквей не имеет биологического измерения. Она не может безотчетно нравиться, как нередко бывает с водкой. Это не растение, на которое можно, пользуясь его пассивностью, навесить идеологию: березы — тому пример. Архитектура, как рукотворное явление, всегда что-то значит сама, несет в себе заряд воли автора, чаще заказчика. Что же до русского храмового зодчества, то данный вопрос не имеет прямого отношения к эстетике, это уже чистая политика, даже если мы ее игнорируем и умиляемся на благолепие.

Что бы там ни творили с культурой, но в светском строительстве последних лет наблюдается рост гуманизма и появляются признаки среды. Мне, как московскому жителю, импонирует, что конкурсы иногда выигрывают мастерские SPEECH и ADM, а не мастера ложноклассического или ложнорусского стиля. С культовыми зданиями все совсем иначе: у них другая концепция. Их становится все больше, а выглядят они в лучшем случае как 100 лет назад. Но это если очень издалека. Если вблизи, то это сплошной ассортимент строительного рынка. Получается нечто, напоминающее дачу нового русского, в 1994 году захотевшего копию Московского Кремля, только со стеклопакетами. Но там это было от в чем-то невинного инфантильного вкуса, а здесь — от жесткого фундаментализма.

Считается, что церковная архитектура за рубежом изменилась до неузнаваемости из-за Второго Ватиканского собора, продолжавшегося несколько лет в начале 1960-х годов. Право было католическое начальство или нет, но ему удалось впустить в себя и узаконить для других процесс модернизации, который и так шел во всем мире, благополучно минуя церковь. Далее храмовое пространство могло решаться как угодно. Необходимость в соблюдении образца отпала окончательно. В результате уже более 50 лет (а в протестантских странах гораздо больше) архитектура западно-христианского мира не просто идет в ногу со светской, но зачастую и опережает ее по радикальности эстетических и технологических решений. Примеров — множество: от церкви Девы Марии в Рошане, которую Ле Корбюзье построил еще в 1958 году, до Часовни Тишины, появившейся в Хельсинки в 2012 году в рамках Года дизайна.

У нас свой путь, и всегда готов ответ. РПЦ таких реформ никогда не проводила и не собирается. Так что, господа архитекторы, просим не дерзить. Но и собор Святого Семейства в Барселоне, и Благовещенская (кстати, православная) церковь в городе Милуоки, имеющие весьма нестандартный облик, — строились до того, как церковные иерархи признали за миром право развиваться. Это всего лишь прецедентное право: стоит раз построить, и дело пошло. Вот этого наша церковь больше всего и боится. Архитектура храма — его социальный образ: даже тот, кто не ходит в церковь, наблюдает размножение одного и того же образца, усваивая мысль, что так и надо. На таком фоне появление прогрессивных светских зданий будет неминуемо восприниматься в штыки — как неуважение к вековым традициям, к нашему наследию, к неприкосновенной культуре, понятой в духе одноименного телевизионного канала.

Консервативный ресурс, которым церковь исторически сильна, ныне служит очень важной цели — убеждению паствы в том, что движение вперед губительно, что в прошлом — единственное спасение, гарант стабильности и процветания. Прошлое копируется, упрощается и технологизируется. При этом важно не прошлое само по себе, это как раз ненужные гуманитарные сантименты. Главное — функционал, то есть энергия сдерживания. Пока народ умиляется на церкви шаговой доступности, можно сносить историческую застройку Сретенского монастыря, чтобы к 100-летию Октябрьской революции в знак особого цинизма выстроить очередной помпезный фейк — храм в честь новомучеников, эталон русского китча с двухуровневой парковкой. Где-то же надо умещаться джипам с Лубянки, чья элита по-соседски привечает монастырь вслед за первыми лицами государства…

Ян Левченко
Профессор отделения культурологии НИУ ВШЭ

Невидимый карман рынка

Posted: 23 Feb 2014 10:02 PM PST

Кому помогают зарабатывать на девальвации рубля ЦБ и Минфин?



Падение рубля по отношению к ведущим мировым валютам, длящееся уже два месяца, имеет объективные причины, такие как снижение интенсивности работы печатного станка в США и затухание экономического роста в нашей стране. Но вот интенсивность этого падения и его глубина вполне подконтрольны финансовым властям. Сейчас стало ясно, что их политика способствовала ослаблению национальной валюты.

С осени ЦБ начал массовую зачистку банковского сектора, которая в декабре и январе перешла в режим едва ли не ежедневного «отстрела». При чем здесь рубль? Жесткая политика ЦБ не могла не сказаться на ситуации на межбанковском рынке. В 2004 году, например, в схожей ситуации быстро сформировался «кризис доверия» банкиров друг к другу, который перерос в кризис ликвидности.

В этот раз мегарегулятор учел прежние ошибки и ликвидности в системе оказалось достаточно, главным образом потому, что при необходимости межбанковские кредиты закрывали средства, предоставленные ЦБ (доля денег «папы» в общих пассивах банковской системы постоянно растет). Если Центробанк дает дешевые деньги, грех их не брать. Но берут их в том числе (и даже в первую очередь) не только те банки, у которых есть проблемы, но и крупные системообразующие банки, в том числе государственные. Они же получили внушительный допинг из-за перетока депозитов вкладчиков, обеспокоенных массовым отзывом лицензий.

В итоге сложилась ситуация, очень похожая на зиму 2008—2009 годов, когда в госбанки «поставили» антикризисные полтора триллиона рублей. Значительная часть которых вскоре оказалась на валютном рынке, усилив и ускорив крах рубля. О том, что это была именно спекулятивная атака (на которой, конечно, заработали не только госбанки, но и другие участники рынка, в том числе иностранцы), можно судить по относительно скорому возвращению доллара к исторической норме в 30 рублей.

Избегут ли бенефициары ситуации соблазна вновь сыграть против родной валюты на дешевые и «халявные» деньги? А почему, собственно, они должны были это делать? Бизнес, ничего личного.

Конечно, ЦБ не должен был позволить им разгуляться. Регулятор не должен идти на поводу у спекулянтов, и переход к плавающему курсу, который должен завершиться до начала следующего года, тут не аргумент, потому что агрессивная спекулятивная атака — это нарушение конвенциональных правил игры, за которое нужно наказывать.

В конце января показалось, что ЦБ так и начал действовать, приступив к масштабным интервенциям и опустив курс ниже 35 рублей за доллар. Его успеху немало способствовал Минфин, который заявил, что не будет выкупать на рынке 6 миллиардов долларов, которые нужно до 1 апреля зачислить в Резервный фонд. Это было логично, ведь дополнительный спрос на валюту США толкает ее курс вверх, и федеральный бюджет таким образом теряет деньги. Закон же позволяет Минфину в случае необходимости действовать по старой схеме, покупая валюту напрямую у ЦБ.

Но на прошлой неделе Минфин сделал неожиданный разворот, сообщив, что в этом плане будет существенное дополнение: ЦБ сократит размер валютных интервенций ровно на ту сумму, которую будет продавать в Резервный фонд, то есть примерно на 100 млн долларов в день. Понятно, что это само по себе ослабляет поддержку рубля, но новость так встряхнула рынок, что евро установил исторический максимум, «пробив» отметку в 49 рублей, а доллар едва недотянул до 36 рублей.

Показательно и то, что если в январе Минфин говорил о 200 млрд рублей, которые придется потратить на покупку валюты, то сейчас цифра увеличилась до 212,2 млрд рублей. Если эти 12 с лишним млрд — не чистые курсовые потери, то что?

Минфин говорит, что не хочет лишать рынок ликвидности, но ведь ее недостаток можно было бы восполнить и другими способами. А так получается, что Минфин и ЦБ совместными усилиями способствуют ослаблению национальной валюты и прямо говорят, что считают это нормальным.

Почему — понять трудно. Ведь, как следует из свежего отчета о денежно-кредитной политике, изготовленного на Неглинной, в конечном итоге девальвация пойдет во вред отечественной экономике, потому что поддержка сырьевых секторов окажется ограниченной. А вот модернизация производства будет затруднена, потому что для него нужно привлекать инвестиции, в том числе номинированные в иностранной валюте, и приобретать высокотехнологичные оборудование и услуги, тоже не российского производства.

Минфину также не стоит слишком радоваться росту зачисляемых в бюджет налогов на сырьевой экспорт, потому что есть и обратная сторона медали: дальнейшее сокращение темпов роста экономики, занятости и доходов населения, которое сокращает налоговую базу, самое печальное не только сейчас, но и на перспективу.

А нам остается рассчитывать на одно: когда-то ведь спекулянтам нужно будет фиксировать прибыль.

Алексей Полухин
редактор отдела экономики

Прямая связь с Майданом

Posted: 23 Feb 2014 09:02 PM PST

Судья Никишина неожиданно прервала оглашение приговора по «болотному делу», больше похожего на репортаж из мятежного Киева

Фото Евгения Фельдмана

Замоскворецкий суд огородили барьерами еще с ночи. Приставы пропускают людей по принципу — нравится или нет лицо, внешний вид, пресс-карта. Родственников поначалу запускали в зал суда только при совпадении фамилии в паспорте с фамилией подсудимого, так что на улице чуть не остались сестра Дениса Луцкевича и девушка Степана Зимина.

Саша Наумова (Духанина), находившаяся под домашним арестом, принесла в суд большую сумку: была уверена, что ее возьмут под стражу сразу после оглашения приговора. В сумке еда и книги: Шекспир («Отелло», «Макбет»), Ирвинг («Сонная лощина»), Торо («Уолден, или Жизнь в лесу»), Кастанеда («Активная сторона бесконечности»), Хаксли («Контрапункт»). Она всю последнюю неделю изучала распорядок СИЗО № 6 — уверена, что попадет именно туда: «Меня арестуют прямо в зале суда». Хотя по закону она должна оставаться на свободе как минимум до рассмотрения апелляции.

Приставы настаивают на досмотре, Саша просит их сделать это в стороне, чтобы не выкладывать на стол предметы личной гигиены.

Начало заседания задерживается на три часа. В зал пускают только пять информ-агентств и одну камеру, хотя там еще семь свободных мест. С нами в толпе у экрана телевизора стоят дипломаты иностранных государств, пришедшие из соседней поликлиники, где можно сходить в туалет.

В зале суда родители практически не видят своих детей, их отгородили конвойные, спецназ и два сотрудника полиции с собаками. Адвокатам не дают возможности поздороваться с подзащитными, а сами подсудимые стоят в наручниках. В суд их доставили еще в 8 часов утра.

Судья Никишина зачитывает приговор. С первых слов и формулировок стало понятно, что процесса, где были представлены доказательства невиновности, как будто и не было. Подсудимых признали виновными во всем, даже в том, что не исследовалось в суде. Например, у Дениса Луцкевича был всего лишь один эпизод, по которому ему вменяли, что он выдернул шлем из рук сотрудника полиции Троерина. Но в приговоре — уже несколько новых эпизодов: «Луцкевич, <…> действуя совместно, согласованно с другими участниками массовых беспорядков, выкрикивал лозунги оскорбительного содержания и, используя металлические барьеры защитного ограждения, создавал препятствия для передвижения сотрудников полиции и военнослужащих ВВ МВД РФ. <…> Продолжая принимать участие в массовых беспорядках, Луцкевич не менее трех раз бросил камни и фрагменты асфальтового покрытия в сотрудников полиции, стоящих в оцеплении. <…> Неустановленные участники массовых беспорядков, действуя умышленно, сорвали с неустановленного сотрудника полиции шлем, а также стали наносить удары руками и ногами по голове и телу. Луцкевич в это время, действуя умышленно, нанес правой рукой не менее одного удара данному сотруднику полиции. <…> Неустановленные участники массовых беспорядков сорвали с Троерина шлем, <…> а также нанесли ему удары руками по голове и телу, после чего Луцкевич, действуя умышленно, схватил Троерина за форменное обмундирование и, применяя физическое насилие, вырвал шлем из рук».

У Сергея Кривова судом исследовалось два эпизода в отношении потерпевших сотрудников полиции Алгунова и Моисеева, но в приговоре добавляется еще один.

«Кривов <…> применил насилие в отношении неустановленного представителя власти, входившего в состав группы задержания агрессивно настроенных граждан, физическое насилие, а именно, действуя умышленно, препятствовал задержанию сотрудниками полиции агрессивно настроенного гражданина. Взял в захват руки сотрудника полиции, сковывающие его движения. И попытался отобрать из рук сотрудника полиции специальное средство — резиновую палку ПР-73. Продолжая свои преступные действия, Кривов, реализуя возникший у него умысел на применение в ходе возникших массовых беспорядков насилия в отношении представителей власти, применил в отношении Алгунова и Моисеева <…> насилие, не опасное для их жизни и здоровья, <…> вырвал из рук Алгунова спецсредство ПР-73, а затем, когда Алгунов попытался забрать свое спецсредство у Кривова, последний нанес не менее трех ударов кулаками по кистям рук потерпевшего, причинив тем самым потерпевшему физическую боль. <…> Кривов <…> с применением физической силы схватил за форменную одежду Моисеева, а затем толкнул его обеими руками в туловище, причинив последнему физическую боль».

Голос судьи не дрожит, она уверена: все, что она читает, — правда. За окном в это время раздается буквально рев людей, разрывающий тишину, люди скандируют: «Свободу!» Без остановки. Судья продолжает: «В период времени с 16.00 часов до 20.00 часов 6 мая 2012 года <…> неустановленные лица <…> стали призывать присутствующих лиц к движению за пределы согласованного места проведения митинга, неподчинению законным требованиям сотрудников полиции и военнослужащих ВВ МВД РФ, <…> что привело к возникновению массовых беспорядков <…>. В тот же день не позднее 17 часов у Луцкевича, Наумовой (до замужества Духаниной), Полиховича, Зимина, Белоусова, Савелова, а после 17 часов — у Кривова и Барабанова возник преступный умысел на участие в массовых беспорядках и применение насилия в отношения представителей власти».

Артем Наумов стоит рядом с женой, не отпускает Сашу ни на секунду, она спокойно слушает: «При этом, реализуя свой преступный умысел, Белоусов, находясь в неустановленном месте в неустановленное время, приобрел неустановленный предмет желтого цвета шарообразной формы в целях использования его для применения насилия в отношении представителя власти. А Зимин, <…> во избежание возможности быть узнанным и привлеченным к ответственности за совершение противоправных действий, надел на голову, специально предназначенную маску для сокрытия лица».

Всех ребят выдает только одно: глаза. Видимо, не спали всю ночь: напряжены до предела, из-за конвоя судью им не видно, приходится вытягивать шеи. Иногда улыбаются — когда слышат скандирование на улице.

Читка продолжается: «в период с 17.00 часов до 22.00, поддавшись прозвучавшим противоправным призывам неустановленных лиц, часть участников указанного массового мероприятия, среди которых были Барабанов, Наумова, Зимин, Луцкевич, Белоусов, Савелов, Полихович, Кривов, Лузянин, Косенко и иные неустановленные лица, приняли участие в возникших массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, повреждением и уничтожением имущества, а также применением физической силы, попыток прорыва оцепления, состоящего из сотрудников полиции и военнослужащих ВВ МВД РФ».

Каким образом судья конкретизирует действия, например, Андрея Барабанова как умышленные, непонятно, на суде сотрудник полиции, когда давал показания, вообще никого не узнал, но Никишина странным образом приходит к следующим выводам: «Барабанов применил насилие, не опасное для жизни и здоровья в отношении сержанта полиции Круглова <…>. Круглова схватили за форменное обмундирование и сбили с ног, а Барабанов вместе с другими неустановленными участниками массовых беспорядков, действуя умышленно, применяя насилие, совместно сорвали с Круглова шлем и нанесли множество ударов руками и ногами по голове и телу. При этом Барабанов лично нанес Круглову не менее одного удара рукой по голове и не менее одного удара ногой по телу в тот момент, когда полицейский лежал на земле».

Адвокаты Белоусова представили доказательства его невиновности: эпизоды с ним и пострадавшим Филипповым происходили в разное время и что в Филиппова вообще никто не бросал некий желтый предмет. Но все равно приговор звучит так: «Белоусов применил насилие, не опасное для жизни и здоровья в отношении Филиппова. <…> Неустановленные участники массовых беспорядков нанесли не менее трех ударов руками и ногами по голове, телу и конечностям Филиппову, после чего Белоусов <…> прицельно бросил в Филиппова неустановленный твердый предмет желтого цвета шарообразной формы, который попал Филиппову в верхнюю часть груди справа, причинив тем самым физическую боль». Фотографии жесткого задержания Саши Духаниной, теперь Наумовой, — ее схватили за шею и волоком потащили в автозак, обошли все СМИ. Никто не стал разбираться, насколько было правомерным столь суровое обращение, зато на нее обрушился целый отряд пострадавших бойцов ОМОНа: «Наумова (до замужества Духанина), реализуя возникший у нее преступный умысел применения в ходе возникших массовых беспорядков насилия в отношении представителя власти, применила в отношении Зелянина и Сутормина <…> физическое насилие, не опасное для их жизни и здоровья. <…> Действуя умышленно, бросила в Зелянина фрагмент асфальтового покрытия, которое попало Зелянину в область левого плеча, в результате чего Зелянину была причинена физическая боль в месте удара, а также телесные повреждения — подкожная гематома <…>. Наумова <…> прицельно бросила в Сутормина фрагмент асфальтового покрытия, который попал ему в бронежилет в районе живота. В общей сложности Наумова не менее 8 раз прицельно бросила в сотрудников полиции камни и фрагменты асфальтового покрытия, а также пустую бутылку».

Степан Зимин не кидал асфальтом в Куватова, и это подтверждает официальная судмедэкспертиза, исследованная в суде, что в приговоре полностью проигнорировано: «Зимин <…> с целью применения насилия к представителю власти прицельно бросил не менее трех раз куски асфальтового покрытия, выломанные в ходе массовых беспорядков с проезжей части. <…> Один из трех кусков асфальтового покрытия размером 15 на 15 сантиметров <…> попал в кисть правой руки стоявшего в оцеплении <…> сержанта полиции Куватова. В результате попадания Куватову была причинена физическая боль в месте удара».

Артем Савелов знает, что невиновен, что свидетельствовавший против него Гоголев в это время задерживал совсем другого человека. Это знает и Никишина, но читает: «Савелов применил насилие, не опасное для жизни и здоровья, в отношении сотрудника полиции Гоголева, <…> грубо схватил за кисти рук и <…> попытался втащить последнего в толпу агрессивно настроенных граждан, причинив тем самым боль потерпевшему».

Семья Алексея Полиховича: его папа, мама, дедушка и жена, — все знают, как омоновец Тарасов извинялся перед родителями за то, что должен был оболгать их сына. На суде Тарасов отшучивался и предложил просто все взять и забыть. Никишина к нему не прислушалась: «Полихович, реализуя свой преступный умысел, <…> используя для сокрытия лица медицинскую маску, <…> пытался освободить лиц, задержанных сотрудниками полиции за нарушение общественного порядка, и отталкивал полицейских, препятствуя выполнению ими должностных обязанностей. Продолжая свои преступные действия, Полихович применил насилие в отношении Тарасова. <…> В то время как неустановленные участники массовых беспорядков пытались прорвать оцепление, Полихович <…> схватил за руку Тарасова, после чего сорвал руку с задерживаемого им лица, чем воспрепятствовал задержанию и причинил Тарасову физическую боль. Кроме того, Полихович совместно с неустановленными лицами строил из металлических барьеров заграждения, <…> а также, используя физическую силу, пытался оттеснить барьерами выстроенную цепочку из числа военнослужащих ВВ МВД РФ».

Видимо, для того, чтобы люди боялись, чтобы больше никогда никто на площадь не выходил, а также, чтобы подтвердить факт массовых беспорядков, в приговоре добавлено: «Другие неустановленные участники массовых беспорядков, поддавшись на противоправные призывы, игнорируя законные требования сотрудников полиции, применяя физическую силу, <…> предпринимали попытку прорвать выставленное оцепление, <…> продолжили забрасывать сотрудников полиции и ВВ МВД РФ пустыми бутылками, кусками асфальтового покрытия, выломанными в ходе массовых беспорядков с проезжей части, заранее приготовленными и принесенными дымовыми шашками, бутылками с зажигательной смесью и другими предметами, распылять слезоточивый газ из заранее приготовленных газовых баллончиков, разливать заранее принесенные вещества с едким запахом из заранее приготовленных и принесенных емкостей. Строить из барьеров защитные ограждения и из мобильных туалетов препятствия для передвижения сотрудников полиции и ВВ МВД РФ. Уничтожать и повреждать имущество, <…> применять насилие в отношении представителей власти, <…> при этом одна из бутылок с зажигательной смесью, умышленно брошенная неустановленным участником в направлении представителя власти, разбилась в непосредственной близости от участника демонстрации Яструбинецкого, в результате Яструбинецкий получил термический ожог. <…> Были причинены телесные повреждения более 50 сотрудникам полиции и гражданским лицам».

Зачитав этот текст, больше похожий на репортаж из Киева, и добавив пассаж про нанесенный материальный ущерб, Никишина неожиданно прервала чтение приговора, объявив перерыв до понедельника. Но уже и так понятно, что приговор будет жестким, как и предполагали подсудимые в своих интервью «Новой газете».

После того как в заседании был объявлен перерыв до понедельника, общественный защитник Алексея Полиховича Павел Шапошников вышел из суда, окруженного толпой, уже изрядно прореженной задержаниями. Он успел только поздороваться с друзьями — и тут же был задержан. В протоколе задержания, однако, все выглядит иначе.

«21 февраля 2014 года в 16 часов 00 минут Шапошников, являясь участником несогласованного публичного мероприятия в форме митинга в примерном составе группы граждан в количестве 400 человек, нарушил установленный порядок проведения митинга <…>, заранее знал о несогласовании <…>  проведения митинга. <…> Начал выкрикивать лозунги: «Долой полицейский беспредел!», «Свободу, фашисты!», «Долой Путина!», привлекая внимание граждан и средств массовой информации».

В общем, Шапошников скандировал лозунги в толпе, в то время как в дейст-вительности находился в зале суда (заседание завершилось только в половине пятого). У этого протокола гораздо больше общего с приговором по «болотному делу», чем грубые фактические ошибки. Общее — в понимании: не важно, что ты делал в реальности, важно, что тебя выбрали на роль нарушителя закона, и с этого момента закон будет нарушаться уже в отношении тебя.

Юлия Полухина
Специальный корреспондент

Бронзовый вестерн

Posted: 23 Feb 2014 11:51 AM PST

Уникальная роль ковбойского мифа связана не с историей, а с психологией Америки, которую сумел изобразить Ремингтон. Его лучшая работа стала американской иконой и удостоилась места в Овальном кабинете



Та Америка, куда мечтал сбежать чеховский Чечевицын, была страной, где «пьют вместо чая джин», где «земля дрожит, когда стадо бизонов бежит через пампасы», где «мустанги брыкаются и ржут».

Русским детям все это открыл Майн Рид, американским взрослым — вестерны. Задолго до того, как они появились не только в кино, но даже в книгах, за образ Дикого Запада взялись художники, точнее — скульпторы. Бронзовый век вестерна, предшествовавший бумажному и целлулоидному, и стал объектом выставки в музее Метрополитен.

В отличие от монументальной скульптуры, украшающей (или устрашающей) площади и скверы, бронзовые статуэтки были камерного размера. Позволяя сравнительно недорого тиражировать оригинал, они оказались непременной частью приличной обстановки в американских квартирах ХIХ века. Как птицы в клетке, такие скульптуры жили не снаружи, а внутри, представляя одомашненную часть девственной природы. Каждая композиция служила настольным мемориалом Западу с его индейцами, бизонами, ковбоями и свободой до горизонта.

От Америки Чечевицына этот миф отличался тем, что более или менее соответствовал действительности. Именно поэтому его так трудно оказалось запечатлеть выходцам из Старого Света. Прошедшие европейскую (обычно — итальянскую) школу мастера не знали языка, годившегося для описания свежей, еще не истоптанной искусством реальности другого, будто свалившегося с неба континента. Столкнувшись с новым вызовом, художники вынуждены были отступить в далекое прошлое и переодеть Дикий Запад в античный наряд.

«Открыв Америку, — объявило искусство, — мы отправились вспять по собственной истории. Дальний Запад — это туннель в прошлое. Сквозь него мы можем припасть к истокам нашего мира. Индейцы — это ахейцы «Илиады». Могучие, бесстрашные и печальные, как все эпические герои, они вновь уходят с арены истории. Задача американского художника — та же, что у Гомера: запечатлеть облик исчезающего мира в назидание будущим поколениям. Надо признать, что с этой задачей скульптура не справилась. Ее индейцы чаще напоминают о музеях, чем о прериях. Совершенные, как античные боги, они причесаны по ренессансной моде, стреляют из лука, как Аполлон, охотятся, как Артемида, сражаются, как Ахилл, и умирают, как Гектор.

Лучше аборигенов европейским скульпторам удавались звери Нового Света, особенно — бизоны. И понятно — почему: они поражали фантазию. Однажды, когда я ехал по северным окраинам штата Нью-Йорк, мне довелось увидеть крутые заснеженные холмы, бредущие вдоль ограды фермы, пытавшейся разводить их на мясо. Вблизи и на пленэре бизоны казались доисторическими тварями. Как динозавры в коровнике, они не вписывались в сельское хозяйство. Именно такими их изображала скульптура. Отбросив гладкие античные модели, художник создавал экспрессионистский портрет индейского Запада, которому храмом и кумиром служили мохнатые горы бизонов.

Лишь истребив коренную Америку, страна открыла себе новых героев — ковбоев. Самым знаменитым из них был Теодор Рузвельт, хотя мало кто меньше него подходил на эту роль. Выходец из старинного голландского рода, будущий президент родился в Нью-Йорке, на 14-й стрит. В этом ставшем музеем доме все выдает устоявшийся, добропорядочный, вполне буржуазный обиход: хрусталь, рояль, бюст Платона. Рузвельт, однако, пестуя свои политические амбиции, отправился на Запад и завел ранчо. Чужой в этой среде, он страдал от насмешек: из-за очков его звали «четырехглазым ковбоем». Отстаивая достоинство, Рузвельт участвовал в ковбойских дуэлях. Но и добившись признания на Западе, он тщательно оберегал тайну 20-килограммового сундука, где держал любимые книги. Вряд ли настоящие ковбои одобрили бы привычку читать на ночь всё ту же «Илиаду».

Тщательно выбрав себе маску, Рузвельт полюбил ее. Одним из первых создав литературные вестерны, он объявил, что именно в ковбоях воплощается идеальный характер американца: независимость поведения, самостоятельность в суждениях, упрямое упорство в достижении цели, умение выжить, полагаясь только на себя.

Первые ковбои появились в Техасе еще в начале ХIХ века, когда там, как, впрочем, и сейчас, было много свободных пастбищ для рогатого скота. Перегонять огромные стада нанимали опытных наездников, обычно — мексиканцев, мулатов или негров. На каждое стадо в 2500 голов приходилась дюжина ковбоев, которые вели трудную кочевую жизнь, казавшуюся романтической только горожанам с Восточного побережья.

Сперва ничего специфически американского в фигуре ковбоя не было. Такой же персонаж в сходных условиях возник в Южной Америке, в бескрайних пампасах Аргентины и Уругвая. Это — пастухи-гаучо с их красочным фольклором и своеобразным нарядом (пончо, мягкие сапоги, яркий пояс с пристегнутым к нему сосудом для чая мате). Более того, ковбои были и в Старом Свете. Я их видел на южной окраине Франции, в Камарге. В этом до сих пор малолюдном районе соленых болот устья Роны сохранились дикие белые кони, прямые потомки доисторической лошади. Объезжают этих европейских мустангов провансальские наездники, называющие себя «гардиенс». Они считают себя первыми ковбоями, экспортировавшими в Новый Свет этот образ вместе со всеми его атрибутами, включая знаменитые синие джинсы.

Другими словами, уникальная роль ковбойского мифа связана не с историей, а с психологией Америки, которую сумел изобразить в хрестоматийных скульптурах самый знаменитый художник Запада Фредерик Ремингтон. Его лучшая работа стала американской иконой и удостоилась места в Овальном кабинете Белого дома.

Больше всего эта полуметровая композиция нравилась Рональду Рейгану. Отменный наездник, он умел оценить бронзовый танец человека с лошадью, который сам художник назвал «Объездчик Бронко». На полумексиканском сленге ковбоев «бронко» — слово, обозначающее коня, еще не знавшего узды. Это же можно сказать и о ковбое, объезжающем жеребца. Поджарые и скуластые, они похожи даже внешне. И тот и другой пойманы автором в момент динамического равновесия, которое может кончиться падением обоих.

Несуразная для скульптуры поза раскрывает потаенный смысл шедевра. Метафора Дикого Запада стоит на двух ногах, и обе — лошадиные. Если бронзовые индейцы элегичны (закат расы), то ковбои живут в коротком настоящем, в промежуточном состоянии между бесшабашной волей и неизбежной цивилизацией. Не удивительно, что конь встал на дыбы.

Лошадь — один из самых древних символов бессознательного, стихийного. Только обуздав это могучее и строптивое начало, человек подчиняет разрушительные силы как во внешнем, так и во внутреннем мире — в самом себе. Исключительные географические обстоятельства — молодость американской судьбы — опрокинули архаический миф в современную историю. В ее контексте миф о ковбое разыгрывает на просторах Дикого Запада мистерию рождения порядка из хаоса. Как знает каждый любитель вестернов, из одиноких ковбоев выходят лучшие шерифы.

Но помимо историософской интерпретации сюжет «человека в седле» имеет и вполне конкретное, бытовое значение. Скульптура Ремингтона, который изучал жизнь ковбоев в Монтане и Канзасе, рассказывает о верховой езде все, что вы хотели узнать, но не решались испытать.

Я это понял, лишь познакомившись с исландскими мустангами. Завезенные 1000 лет назад викингами, они никогда не покидали острова. Летом исландские лошади живут без присмотра в горах, зимой томятся в конюшнях и счастливы выбраться на прогулку — на своих, а не наших условиях. Не догадываясь обо всем этом, я впервые забрался в седло и тут же пожалел об этом. Со стороны и на экране вам кажется, что за вожжи можно держаться, управляя животным, как велосипедом. На самом деле упряжь нужна для того, чтобы соединить человека со зверем, скорее, электрической или телепатической связью. Она позволяет всаднику передавать импульсы, которые в моем случае исчерпывались страхом. Мгновенно поняв это, лошадь пошла галопом и в речку, не замерзшую лишь из-за бешеного течения. Наслаждаясь свободой, обе не обращали на меня внимания и правильно делали, ибо мне все равно не удалось узнать, как вмешаться в процесс, не говоря уже о том, чтобы его остановить. Предоставленный себе, я пытался просто усидеть в седле. Это было так же сложно, как танцевать в каноэ. Любое движение вызывало непредвиденную реакцию с одинаково опасными последствиями. Сквозь ужас (и благодаря ему!) до меня дошло, что верховая езда — не насилие, а симбиоз двух воль. Паритет человека с лошадью — не гармония, но объединяющая борьба, вроде полюсов в магните.

Момент истины вернул меня живым в конюшню и помог разобраться с бронзовым вестерном.

Ковбою нужен необъезженный конь, чтобы использовать энергию свободы, а скульптору — чтобы запечатлеть зенит Запада. Еще дикий, он притягивал тех, кто его цивилизовал и убивал. Короткая передышка прогресса давала нам шанс вновь пережить ажиотаж доисторической схватки с природой. Ковбой на коне, как матадор без зрителей, сражается с ней один и на равных.

Азарт этого поединка второй век кормит мир сырыми эмоциями. Но если долговечным оказался миф ковбоев, то их самих хватило ненадолго. Железная дорога и колючая проволока отняли у них работу, кроме, разумеется, той, что давал шоу-бизнес.

Александр Генис
Ведущий рубрики «Уроки чтения»

Верховная Рада лишила русский язык статуса регионального

Posted: 23 Feb 2014 07:01 AM PST

За отмену закона об основах государственной политики проголосовали 232 депутата, передают РИА Новости. Согласно закону, русский язык считался региональным там, где на нем говорят более 10 процентов населения – то есть, в 13 из 27 территориально-административных единицах России.

Глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, пообещал, что Россия будет оказывать помощь русскоговорящим семьям на Украине.  По его мнению, таким образом новая власть хочет отрезать Украину от России – в том числе, через языковой фактор.

ОТСЮДА

Экспроприация по-украински

Posted: 23 Feb 2014 04:32 AM PST

Парламент Украины вернул резиденцию Януковича в госсобственность

Резиденция «Межигорье» в свое время была приватизирована Януковичем. Парламент сегодня поддержал постановление о ее возвращении в госсобственность.

ОТСЮДА

Золото какое!

Posted: 23 Feb 2014 03:02 AM PST

17-летняя дебютантка Аделина Сотникова сотворила главную сенсацию Игр-2014

В это не верил никто. В это и сейчас трудно поверить. Золото женского одиночного катания «отправляется» в Россию. Вы скажете, что правильнее было бы написать, — остается. Но ведь такой победы наше фигурное катание еще не знало. Только представьте: 26 (!) золотых медалей (а всего 54 награды) завоевали в самом красивом зимнем виде наши спортсмены на Олимпиадах. И из них всего 3 кругляша намыли русские красавицы. Кира Иванова — бронза Сараево-84. Ирина Слуцкая — серебро Солт-Лейк-Сити-2002 и бронза Турина-2006. Такая грустная «женская статистика» была до 20 февраля 2014 года.



Буду честен: я собирался писать про кореянку Юну Ким, которая, по моим прогнозам, должна была превратиться в двукратную олимпийскую чемпионку. На ее родине накануне Игр известный вопрос из «сырной» рекламы переиначили на «коньковый» лад: «Папа, а Юна Ким проиграет? Нет, дети, это фантастика!»

Обойти королеву, чьи гонорары исчисляются миллионами, реально, по сути, в одном случае — когда она не выходит на лед. Если же Юна выходит и не падает (а падает она по большим праздникам), обставить ее по части катания почти не представляется возможным. Лишь Микки Андо сумела перепрыгать Юну на мировом форуме в Москве три года назад. …Даже вернувшись в любительский спорт после длительного перерыва, Ким с полпинка разгромила всех соперниц на первенстве мира в канадском Лондоне. Короче, я намеревался описывать ее очередной триумф. Вы спросите: «Ты не верил в Юлию Липницкую и Аделину Сотникову?» Скажем так: «Надеялся…»

…В середине 90-х я путешествовал по Америке. Когда люди узнавали, что я из России, то выдавали не вполне стандартный набор «ассоциаций»: медведи, водка, мороз, Оксана Баюл. При упоминании чемпионки Лиллехаммера-94 они неизменно показывали большой палец. С первыми тремя пунктами я был согласен. А вот по поводу фигуристки… Мне, конечно, было приятно, но справедливости ради я пытался объяснить американцам, что Баюл — все-таки украинка. Впрочем, это оказалось занятием бесполезным. И тогда я подумал, что чемпионка мира-95 среди юниоров Ирина Слуцкая, озолотившись в Нагано, наверняка подкорректирует для жителей Нового Света набор «русских символов».

Но Ира не озолотилась. Ни в Японии. Ни в Солт-Лейк-Сити, что было особенно больно и обидно. А сексапильной Марии Бутырской — первой в российской истории чемпионки мира — олимпийский пьедестал не покорялся вовсе. И после завершения карьер этих великих барышень я уже ни во что не верил. И не мог понять: почему в России женское фигурное катание настолько слабенькое? Неужели все девочки хотят кататься исключительно с мальчиками? (Шутка.)

Потом проклюнулись Алена Леонова и Ксения Макарова. И вроде бы неплохо получалось у девчушек, но не хватало им чего-то. И не являлись они, на мой взгляд, «амазонками». Ни по духу и характеру. Ни по образу и подобию. Не так они, победительницы, выглядят. А как? Как Катарина Витт, Сидзука Аракава. Как Юна Ким… Понимайте, как хотите.

…Про появившихся почти одновременно вундеркиндов Елизавету Туктамышеву, Аделину Сотникову и Юлию Липницкую болельщики три года слушали сказки и повести: мол, подрастут, обретут право соревноваться с серьезными тетками и зажгут всем на зависть. Но у нас так «подрастали» Андрей Грязев, Артем Бородулин, Артур Гачинский…

Да, Аделина уже в 12 лет стала лучшей в стране, повторив достижение своего тренера Елены Буяновой (Водорезовой). В 13 лет она исполняла два сумасшедших каскада в одном номере: тройной лутц—тройной риттбергер и тройной сальхов—тройной риттбергер. Но не секрет, что при взрослении и наборе веса прыгучесть и координация иногда исчезают. А первая любовь не всегда способствует идеальным вращениям…

В том, что «малолетки» действительно надежные и стоящие, широкая публика удостоверилась на чемпионате Европы в Будапеште, где Юля и Аделина сбросили с евровершины итальянку Каролину Костнер. Но в Сочи-то Костнер будет не одна… Мао Асада, парочка ее друзей и кучка американок, не говоря уже о Ким. К тому же родные стены юных фей могли как подстраховать, так и крепко придавить.

…После того как Аделину Сотникову «закулисно» прокатили с командным первенством, я опасался, что это скажется на ее личных выступлениях негативно. Но Аделина, плавно преодолевшая переходный возраст и не жалевшая себя на тренировках, развеяла мои сомнения, едва не опередив корейскую «машину» в короткой программе.

…Сейчас говорят, что Сотниковой было проще всех. Мол, медали Федерация и народ любой ценой не требовали. Все лишнее внимание прессы и болельщиков утянули на себя Евгений Плющенко и Юлия Липницкая. Безусловно, в этом есть доля правды. Как и в том, что соперницы Аделину в принципе не ждали. Как когда-то не ждали Тару Липински и Сару Хьюз. Но подкрасться в нужный момент незаметно, сохранив при этом недетское спокойствие, — это тоже большое искусство.

«Хрен вам!» — читалось в глазах протеже Татьяны Тарасовой после выставления судьями крутых оценок Каролине Костнер.

Такой по-хорошему спортивной злости и собранности я не наблюдал в тот волнительный вечер ни у одной из участниц. С похожей гримасой «ужаса» и гладиаторским настроем давным-давно на лед вылетала Ирина Слуцкая…

…А потом были четыре минуты доброго, грациозного, женственного, артистичного, но в то же время мощного по исполнению и убедительного катания (пусть и с небольшой помаркой), если и не потрясшие мир, то заставившие крепко напрячься арбитров в «Айсберге». Но служители спортивной Фемиды не дрогнули и со своей задачей справились на «отлично». А вот Юне Ким, потерявшей с годами, как выяснилось, эксклюзивную воздушность, воспарить, как прежде, оказалось не под силу.

И винить в этом ей стоит исключительно талантливую москвичку, еще после континентального турнира заявившую: «За медаль на Олимпиаде буду биться».

Андрей Успенский
Корреспондент

Мысли, навеянные «Афганом»

Posted: 23 Feb 2014 02:09 AM PST

Историю той войны писали автоматом, а теперь переписывают в новых фильмах

Новый документальный фильм Андрея Кондрашева «Афган» показывали три раза — по телеканалам «Россия-1» и «Россия-2» 14, 15 и 16 февраля в лучшее для выходных дней эфирное время. И это несмотря на проходящие в Сочи Олимпийские игры.

Я очень внимательно смотрел. Хотел понять для себя главное: стал ли Афганистан для нас уроком? Считаем ли мы возможным учить другие народы «правильной» жизни с помощью оружия?

За двадцать пять лет некоторые афганцы, даже те, которых мы называем «душманами», позабыли своих советских «учителей» с автоматами Калашникова. Теперь они их называют «хорошими воинами», в сравнении с новыми учителями — американцами. Но время другое. Как-никак прошло много лет. Другая техника, другая тактика, другие традиции — все другое. А результат тот же. Правда, мы вышли через девять лет, американцы уходят через тринадцать. Так и хочется сказать: «Ребята, учите афганцев в университетах. И у нас, и у вас это получается лучше, чем с помощью автомата Калашникова или винтовки М-16».

Однако в «Афгане» Кондрашева звучит другой мотив: наши пули более «демократичные», чем американские.

Я вспоминаю Кандагар конца декабря 1986 года. Наши летчики по ошибке сбросили бомбы на жителей этого города. Погибли десятки людей, среди них — женщины и дети. Мы не могли выйти из Кандагара в течение двух недель… Пока не расплатились за убитых рисом, мукой, сахаром, соляркой. Убитый афганец стоил недорого, впрочем, как и погибший в Афганистане советский солдат.

В Чечне было еще хуже. Там погибший российский воин и житель Чечни почти ничего не стоили.

Но вернемся к фильму Кондрашева. Есть замечательные откровения офицеров-«афганцев». Бывший офицер КГБ рассказывает, что, когда мы выходили в 1989 году из Афганистана, афганцы, которые работали с нами, просили: «Возьмите хотя бы наши семьи!» Мы не взяли и обрекли их на гибель. В фильме есть рассказ бывшего подполковника ГРУ, резидента этой конторы в Афганистане, Ткачева, который вел тайные переговоры с Ахмад-Шахом Масудом, чтобы моджахеды и наши воины не стреляли друг в друга в Паншере. Договорились. И несколько месяцев эта договоренность действовала. Многие человеческие жизни, как советских солдат, так и афганцев, были спасены.

Другой эпизод. Полковник запаса Александр Лаврентьев (несколько лет назад он был у меня в «Новой газете» перед очередной командировкой в Афганистан) до сих пор занимается поиском без вести пропавших в афганской войне. Таких было более 300 человек за девятилетнюю афганскую кампанию. Благодаря Саше Лаврентьеву и другим таким же «афганцам» этот список удалось сократить на два десятка человек.

На следующий год мы будем отмечать семидесятилетие Победы в Великой Отечественной, но без вести пропавшими остаются более трех миллионов советских граждан.

За два года первой чеченской кампании в списках без вести пропавших было более 1500 человек, а жителей Чечни еще больше.

На Богородском кладбище в Подмосковье более трехсот надгробий безымянных солдат чеченских войн. Этого нет в фильме, как нет и ответа на главный вопрос: «Можно ли учить другие народы с помощью оружия?»

В фильме меня поразил такой эпизод: когда наши войска выходили из Афганистана в феврале 1989 года, была договоренность с Ахмад-Шахом Масудом — в спину нашим солдатам не стрелять, и афганцы сдержали свое слово, хотя за несколько дней до выхода наша военная авиация разбомбила несколько афганских селений. И автор фильма, не основываясь ни на каких документах, утверждает, что это был приказ Шеварднадзе. Но Шеварднадзе не командовал армией! Министром обороны тогда был маршал Язов, командующий 40-й армией в Афганистане — Борис Громов. В конце концов, все они ныне здравствуют, можно было бы спросить. Но в фильме абсолютно безосновательно обвиняют Эдуарда Шеварднадзе. Видимо, тому, кто спонсировал этот фильм, такая версия, такая неправда об Афганистане выгодна.

Если на этой теме продолжаются мутные спекуляции, значит, афганский урок так нами и не выучен.

Вячеслав ИЗМАЙЛОВ,
военный обозреватель «Новой»,
участник афганской войны

Болотническое

Posted: 23 Feb 2014 12:01 AM PST

Чтоб не дрожать рассудку и не терять лицо —
Посадим в зайца, в утку, в конце концов, в яйцо!
Серьезные ребята на давнем рубеже
Так делали когда-то — и получалось же!

Чтоб мир наш был уютен и крепок, как орех, —
Владим Владимыч Путин, давай посадим всех!
Представь, как мы всклокочем Россию, нашу мать.
Ведь ты же хочешь очень — зачем себя ломать?
Возьмем буквально за день — всю прессу, всех жидят…
Болотников посадим, хотя и так сидят…
Алехина — помеха, Навальный — паразит.
Давай закроем «Эхо» — никто не возразит.
Всех либеральных змиев, весь креативный цвет!
Иначе будет Киев. А Харькова-то нет.

Пускай в родном пейзаже ликует большинство.
Нам станет легче даже, когда ты нас тово.
Ты, к собственной досаде ж, повысишь наш престиж…
Не ждать, когда посадишь, а ждать, когда простишь!
В условьях нашей эры, как знают все братки,
Не катят полумеры — тут катят лишь катки.
Пусть будет дух погромен и едок, как табак.
Пусть будет только Семин, а Мамонтов — слабак.
Пускай врагов поймают, и лучше без суда.
У нас не понимают иначе никогда.
Давай, Владим Владимыч, пускай звенят ключи!
И высуши, и вымочь, и снова замочи.

А чтобы снять нервозность от этих грозных дел —
Давай посадим возраст, чтоб он всегда сидел.
Разделаться со всеми, допустим, тяжело —
Давай посадим время, чтоб никуда не шло,
Чтоб легче строгим дядям на средней полосе…
И ту давай посадим, кого боятся все.
Чтоб не дрожать рассудку и не терять лицо —
Посадим в зайца, в утку, в конце концов, в яйцо!
Серьезные ребята на давнем рубеже
.Так делали когда-то — и получалось же!

Но кто-то шепчет сзади ж, что этот способ — ложь,
Что время не посадишь, что правду не возьмешь,
И все идет к итогу — его не избежать…

Зачем тогда, ей-богу, Болотную сажать?

Дмитрий Быков
обозреватель «Новой»

Летальный исход. Кто и как драпает из Украины

Posted: 22 Feb 2014 11:01 PM PST

Активисты из России и Украины отслеживают вип-борты в режиме реального времени: несколько бизнес-джетов, например, вылетели из Киева, а потом метались между европейскими аэропортами

«Сначала на шоссе было пусто, но потом прошла машина, другая, третья — и он понял, что драп начался. Город прорвало, как нарыв. Впереди драпали избранные, драпали магистратура и полиция, драпали промышленность и торговля, драпали суд и акциз, финансы и народное просвещение, почта и телеграф, драпали золотые рубашки — все, все в облаках бензиновой вони, в трескотне выхлопов, встрепанные, агрессивные, злобные, тупые, лихоимцы, стяжатели, слуги народа, в вое автомобильных сирен, в истерическом стоне сигналов — рев стоял на шоссе, а гигантский фурункул все выдавливался и выдавливался…»

Аркадий и Борис Стругацкие. «Гадкие лебеди»

Плэйнспоттеры отслеживают рейсы онлайн с помощью интернета

Когда счет убитым в правительственном квартале в центре Киева пошел на десятки, а раненым — на сотни, украинские чиновники и депутаты, наконец, осознали, что происходит в стране, и принялись собирать чемоданы. Минувшая неделя в Украине прошла под знаком массового исхода: политические и околополитические функционеры начали выходить из «Партии регионов», а кое-кто даже решил покинуть страну.

Бегство из охваченной волнениями Украины возглавило президентское семейство: в минувший четверг «источники в донецкой прокуратуре» намекнули депутату Верховной рады Олегу Ляшко, что семьи обоих сыновей Виктора Януковича покинули Донецк на самолетах. Впрочем, руководитель управления пресс-службы администрации президента Украины Андрей Лысенко такой информацией, разумеется, не располагал.

В тот же день, по данным украинских СМИ, из столицы уехали народные депутаты Таисия Повалий, Тариэл Васадзе, Юлия Левочкина, бизнес-партнер члена «Партии регионов» Юрия Иванющенко Иван Аврамов, а также полковник милиции, командир БМОН «Беркут» ГУ МВД Украины в Днепропетровской области Андрей Ткаченко с семьей. Однако уже 22 февраля Васадзе и Левочкину видели на заседании парламента.

Под пристальное наблюдение гражданских активистов и журналистов попал аэропорт «Киев» («Жуляны»), который обслуживает большинство прилетающих или улетающих из Киева бизнес-джетов. Очевидцы сообщали, что в районе ориентированного на обслуживание VIP-пассажиров терминала D этого аэропорта наблюдается нездоровая активность. Рассказывали об авто с правительственными номерами, просто дорогих иномарках, «дамах с собачками» и даже инкассаторских машинах, из которых якобы в зал ожидания переносили большие и тяжелые сумки. Говорили также, что график бизнес-чартеров расписан на несколько дней вперед. Заграничных пунктов назначения в этом графике значилось не так много, как хотелось бы, наверное, многим оппозиционно настроенным киевлянам, в основном элитные семьи вылетали на восток Украины — например, в Донецк.

Все эти слухи можно было бы смело делить надвое (ведь кроме сообщений, написанных якобы со слов очевидцев, никаких подтверждений массового исхода — например, фотографий — так и не появилось), если бы не одно «но» — список бизнес-чартеров на 20—21 февраля, который удалось заполучить в «Жулянах».

Согласно документу, некто под фамилией Гайдук (возможно, миллиардер Виталий Гайдук или кто-то из членов его семьи), а также под фамилией Шурма (Ростислав Шурма — депутат донецкого облсовета) должны были вылететь в Цюрих. В Москву планировали попасть миллиардер Михаил Спектор, некий Масс (возможно, председатель правления ОАО «Донецкоблгаз» Николай Масс). В Харьков должны были лететь вице-премьер Константин Грищенко и кто-то из семьи Кацубов (Сергей и его отец Владимир Кацуба — депутаты Рады).

В Донецк могли вылететь председатель Черкасской областной госадминистрации Сергей Тулуб, генпрокурор Украины Виктор Пшонка (или кто-то из членов его семьи), депутат Татьяна Бахтеева, кто-то из близких миллионера Михаила Эпеля.

Напротив фамилии Фурсин (Иван Фурсин — миллионер и депутат Верховной рады) в списке значился город Сион (Швейцария), а родственники еще одного миллионера Геннадия Буткевича, возможно, планировали вылететь во Франкфурт.

В тот же день — 20 февраля — пять тысяч человек заблокировали выезд на международный аэропорт «Борисполь» (крупнейший аэропорт в окрестностях Киева) и начали строительство баррикады — чтобы чиновники не сбежали.

Благодаря широко известному среди любителей авиации сайту flightradar24.com, который позволяет в реальном времени отслеживать перемещения самолетов почти по всему миру, удалось засечь Airbus A319-133X(CJ) с бортовым номеромP4-RLA, принадлежащий компании «Систем Кэпитал Менеджмент» самого богатого человека Украины Рината Ахметова, который на протяжении многих лет открыто поддерживал Януковича и «Партию регионов», но его представители заявили, что на борту вылетевшего из Донецка и приземлившегося в Лондоне VIP-лайнера миллионера не было…

Кстати, после этого перелета у украинских и российских пользователей интернета появилась новая забава — наблюдать за массовым исходом политиков и бизнесменов самостоятельно — на «Флайтрадаре». Большой интерес вызвали несколько бортов, которые вылетели из «Борисполя» и «Жулян», а потом метались между несколькими европейскими аэропортами — их отследил гражданский активист из России Руслан Левиев. День спустя в Сети появился анекдот: «Янукович хотел эмигрировать в Голландию, но его борт согласился принять только аэропорт Гааги».

А в ночь с пятницы на субботу интернет-общественность увлеченно искала на «Флайтрадаре» самолет с президентом на борту. По сообщениям украинских СМИ, в 22.40 по киевскому времени Виктор Янукович вместе с экс-спикером Рады Владимиром Рыбаком и руководителем администрации президента Андреем Клюевым должен был вылететь из столицы в Харьков. Личных бортов президента, равно как и правительственных самолетов, в небе засечь не удалось. Зато многие обратили внимание на Airbus A318-112(CJ) Elite с номером OE-ICE, который, как говорят, принадлежит главе агрохолдинга «Мироновский Хлебопродукт» миллиардеру Юрию Косюку. Этот самолет поздно вечером вылетел из «Жулян» и двигался в направлении Ирана и Объединенных Арабских Эмиратов. А в субботу украинские СМИ сообщили, что некий самолет с украинским президентом на борту приземлился рано утром в аэропорту «Фуджейра» ОАЭ. Но уже в субботу вечером Янукович обнаружился в Харькове.

После окончания съезда депутатов юго-восточных областей Украины и Крыма Янукович вместе с бывшим спикером Рады Рыбаком уехали в Донецк. Губернатор Харьковской области Михаил Добкин и мэр Харькова Геннадий Кернес также спешно покинули город.

Когда верстался номер, в белорусских СМИ, со ссылкой на источники в МВД, появилась информация о том, что на территории страны находятся экс-министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко (пересек границу на машине) и бизнесмен Сергей Курченко (прилетел обычным рейсовым самолетом). Представители КГБ Белоруссии потребовали, чтобы Захарченко и Курченко покинули страну до 18.00 22 февраля.

Зинаида Бурская
Корреспондент

Комментариев нет:

Отправить комментарий