воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Тема дня

Тема дня


Дописался...

Posted: 16 Feb 2014 10:20 PM PST

Известный фотограф и блогер Илья Варламов (zyalt) подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на не менее известного cкандального интернет-деятеля и писателя Эдуарда Багирова (bagirov). Причиной обращения в суд стал оскорбительный для Варламова пост, опубликованный Багировым в соцсетях.

Илья Варламов
Эдуард Багиров

Последнего настолько взволновали две записи на странице фотографа, что свои впечатления он смог выразить исключительно в непечатном виде. С помощью отборной матерщины Багиров объяснил, что именно ему не понравилось в публикациях zyalt. Его внимание почему-то привлек совершенно безобидный прошлогодний (!) пост Варламова, содержащий фотографию спортсменки с российским флагом, на котором нанесен логотип иностранной компании. Варламов тогда совершенно справедливо задал вопрос: правильно ли совмещать национальный флаг с коммерческими интересами спонсоров?

У Багирова вопрос вызвал бурю нецензурных эмоций, подаваемых, разумеется, под маркой «патриотизма» и «защиты российских интересов».

Ознакомившись с этим текстом, Варламов в своем исковом заявлении потребовал опровержения, закрытия блогов своего обидчика и компенсации в размере 1 миллиона рублей.

Ответ писателя не заставил себя ждать: буквально на следующий день после подачи иска в суд на его странице в интернете появилась следующая запись: «Оскорбивший Варламова пост писал я, Эдуард Багиров, в здравом уме и твердой памяти. И постом тем преследовал цель — именно оскорбить эту патлатую сволочь, и пожестче. Пусть закрывают хоть все мои блоги разом — я открою новые, мне безразлично».

Нужно сказать, что с патриотизмом у Багирова отношения сложные. С одной стороны — доверенное лицо президента. С другой — многочисленные высказывания, на которые даже отъявленные «интернет-отморозки» не часто решаются. «Недочеловеки и должны сдохнуть», «ошибка природы», «страна недочеловеков», которую «по воле Аллаха должен был сровнять еще Гитлер», — это, к примеру, писал уроженец Туркменистана Багиров о России и о русских.

Жителям Санкт-Петербурга, виновным в том, что Багирову не удалось достать билеты на концерт, — «патриотический писатель» пожелал пережить еще одну блокаду.

По журналистке Юлии Латыниной Багиров рассматривает окончательное решение: «…заказать, чтобы ее застрелили в подъезде, как Политковскую?..»

К коллеге по писательскому цеху Людмиле Улицкой больше гуманизма: всего-навсего «…въезд в Россию запретить, как гражданке Израиля».

Ярким, но мутным пятном в биографию Багирова вписана история с участием в организации массовых беспорядков в Кишиневе сразу после парламентских выборов в апреле 2009 года. Тогда ранения получили несколько сотен человек, был захвачен президентский дворец, а над его входом и на шпиле здания разместили флаги Румынии и Евросоюза.

До сих пор остается загадкой, как могло случиться, что «антилиберал» Багиров выступал фактически на стороне зачинщиков «цветной» революции. В 2011 г. ему было предъявлено обвинение в организации беспорядков. Впереди маячил реальный срок, однако Багирову, переведенному из кишиневского изолятора под домашний арест, удалось сбежать в Россию, где он стал намекать на выполнение «спецзадания».

Как закончится суд по иску Варламова, прогнозировать невозможно. С одной стороны, оскорбления очевидны, как и прогноз на судебное решение. Но Багиров ведь не зря демонстративно бравирует этими оскорблениями. Знакомые с нашими политическими и судебными реалиями комментаторы в интернете не сомневаются, что таких полезных «патриотов», как Багиров, система так просто не сдает.

Александр ВАСИЛЬЕВ


Так вот оно чьё, старичье!

Posted: 16 Feb 2014 06:35 AM PST

Исполнение редакционных обязанностей "через не могу" было остановлено пенделем боевой "половинки" и весьма профессиональным советом со стороны. Почти совпавшим по времени с обнародованным и в нашей газете пересказом критической статьи из одного гамбургского журнала: в немецких больницах, мол, умирает больше за год, чем по всей стране за этот же срок от ДТП.
Причины печального феномена становятся куда понятнее, когда перед тобой запускают на «операционный конвейер» свидетельницу Берлинской Олимпиады 36-го года, а в затылок хрипло дышит обладатель воспоминаний о «трогательной встрече самого фюрера с нашим классом в Судетской области».

Количество людей того возраста, в котором «кое-где у нас порой» за лечение просто не берутся, просто поражает. В географически удобной для «безлошадных» клинике прием снадобий как-то очень гармонично сочетается с богослужениями. А бок о бок с шустрыми как электровеники, медбратишками помогают встать побыстрее на ноги степенные монахини. В гулких же коридорах по дороге к автомату с кофе или чаем, кокетливо постреливают глазками в сторону шестидесятилетних, как автор этих строк "юнцов", эдакие еще орлицы под девяносто, если не круче.

Однако, самое впечатляющее – техническая оснащенность лечебницы, основанной чуть ли не в Средние века.
KABINA.JPG

Эдаким чукчей в "Шаттле" ощущал себя ваш не мнимый, увы, больной перед первым выходом в открытый космос туда, куда и короли с олигархам пешком отправляются. Сперва надо было вернуть на законное место гаджет, совмещающий в себе телефонную трубку и телевизионный пульт. Потом сдвинуть в сторону экран и подтянуть к себе пакет с вытекающей из правого бока, уж простите за подробности, всякой бякой. Отсоединить ноздри от трубочек с кислородом. Отодвинуть коробочку с регулятором всевозможных положений кровати. Площадку для провоза капельницы и приземления освободить от красной кнопки. После нажатия на которую и в глухую полночь начинается вокруг тебя круговерть поактивнее, чем в 3D «Вие»...

Душевая со всеми удобствами, понятное дело, даже для обладателя рядовой, как у меня, медстраховки – индивидуальная. В худшем случае – одна на двухместную палату.

Поспать, правда, в цехах эдакого здравовосстанавливающего BMW дают часов до шести утра, не позже. Затем – процедуры, осмотры, обходы, уборка и без того идеально чистой палаты...

Что особенно отрадно: у всего персонала - чертовски позитивная, заряжающая аура, несмываемые улыбки, никакого, ессно, намека на «Вас много – я одна! Сидело бы дома, старичье! В такие годы о тапочках белых думать надо!». Это «афоризмы» из дорогих моей душе мест. В ярких красках всю эту неделю мелькает Сочи в мониторе над койкой. А на «мыло» приходят воспоминания сверстников-земляков, имевших несчастье госпитализироваться там, где со спортобъектами теперь все в абсолютном, практичеки, немецком орднунге. Очередь за «мелочевкой» типа доступных квартир, детских садиков и больниц?

Сергей Золовкин,
германский собкор и модератор "Новой".

Бавария

Make Love, not War

Posted: 16 Feb 2014 05:31 AM PST

Следуя этому лозунгу, бонобо избегают всех трех конфликтов, которые люди считают неизбежными: войны между полами, поколениями и стаями

Reuters

В Москве, как я выяснил за счет своей печени, отмечают все праздники: старые и новые, чужие и свои, придуманные властью и заимствованные без ее участия. Последние, пожалуй, с особым азартом. Ведь праздники — корневая часть культуры. Они должны задевать, как сказал бы Юнг, коллективное бессознательное, резонировать с народной душой. Поэтому праздник легко изобрести, но очень трудно внедрить в семейный, а не официальный календарь. От казенных праздников не стоит ждать той эмоциональной приподнятости, которая, собственно, и отличает праздники от выходных.

Лучший пример — Валентинов день. До Америки я знал о нем только из «Фауста». Но теперь открытки-валентинки, сердечки, шоколадки и прочая любовная бижутерия стремительно захватывает быт всё новых регионов. Похоже, что Валентинов день выживает Международный женский день. Что не удивительно: 8 Марта мы отдаем дань трудящейся женщине, 14 февраля — любимой.

Многие считают, что во всем виновата коммерция. Паразитируя на наших эмоциях, она торгует праздником и кормится от него. Рынок, однако, не всемогущ. Продать можно то, что мы согласны купить. Сколько усилий реклама (в союзе с политкорректностью, вплоть до почтовых марок) приложила, чтобы заставить Америку отмечать африканский эквивалент Рождества — Кванзу, но плодов это не принесло.

Заимствуют те праздники, которых не хватает. Нечто подобное уже произошло с Хеллоуином. Он стал международным фестивалем чертовщины, потому что вобрал в себя древние традиции маскарадов и карнавалов, которые были у всех народов мира. Но если в Хеллоуин мы отдаем дань игрушечному страху, то в Валентинов день — настоящей любви. За этими праздниками стоят универсальные категории, которые вписываются в ритмы всякой человеческой жизни. И сколько бы ни вводили государственных годовщин, исторических юбилеев, державных торжеств, они все равно не заменят интимного праздника, рассчитанного на двоих, а не на всю страну. С этим и бороться бессмысленно: природа всегда победит историю. Первая намного старше и несравненно умнее второй. Вот поэтому сегодня, в День любви, я хочу рассказать о бонобо.

Бонобо — редкая порода африканских обезьян — обитают в джунглях Заира. На родине их тысяч десять, еще несколько сотен живет в зоопарках. Близкие родственники шимпанзе, бонобо выглядят намного изящней: ноги длинные, лоб высокий, уши маленькие, губы красные. Вот что о них пишет крупнейший специалист по приматам, автор первой монографии о бонобо Франц де Ваал: «По сравнению с шимпанзе бонобо, что «Конкорд» рядом с «Боингом». Я не хочу обидеть шимпанзе, но у бонобо больше стиля. Небольшая голова на узких плечах, плоское открытое лицо, длинные черные волосы, разделенные аккуратным пробором. Самцы весят 43 килограмма, самки — 33. Питаются фруктами и, в отличие от своих родственников, никогда не охотятся на других обезьян. Не уступая в интеллекте шимпанзе, они превосходят их в чувствительности. Во время Второй мировой войны все бонобо из одного немецкого зоопарка умерли, не выдержав грохота канонады».

Латинское имя этих обезьян — Pan Paniscus, но ученые зовут их забавным словом «бонобо», образуя от него глагол, не имеющий цензурных синонимов. Это объясняется тем, что бонобо сделал знаменитыми секс.

Пора, наконец, оставив стыдливость, объяснить, что же делает этих обезьян особыми. Начать надо с того, что бонобо — единственные в мире животные, которые умеют заниматься любовью в «миссионерской» позиции. Всегда считалось, что эта позволяющая заглядывать в глаза поза — привилегия людей, причем — некоторых, вроде миссионеров.

Опровергнув эту теорию, бонобо обратили на себя внимание, но не остановились на достигнутом. В мире животных сексуальный репертуар бонобо не знает себе равных. Он так же богат, как у людей, причем опять-таки некоторых, вроде обитателей определенных кварталов Нью-Йорка и Сан-Франциско. Помимо совокуплений во всех мыслимых позах обезьяны практикуют секс оральный, групповой, лесбийский, гомосексуальный, бисексуальный и сольный. Ко всему прочему, они умеют целоваться, как французы (в представлении старшеклассниц). В стаях бонобо царит бескомпромиссный промискуитет.

Счастливые бонобо из дивного зоопарка Сан-Диего, который им, наверное, представляется раем с гуриями, занимаются любовью каждые полтора часа. Все тот же Франс де Вааль подвел итог своим исчерпывающим исследованиям одной фразой: «Они ведут себя так, как будто изучали «Камасутру».

Эротика — универсальный язык бонобо, которым они пользуются с большим успехом, чем мы своей — членораздельной — речью. Секс позволил им добиться того, в чем не преуспели самые красноречивые из наших пророков, дипломатов и священников: бонобо никогда не воюют. Каждый раз, когда возникает чреватая агрессией ситуация, обезьяны не дерутся, а совокупляются. Бонобо, например, не ссорятся из-за еды. Дерево с фруктами вызывает у них такое же эротическое возбуждение, как французский ресторан у провинциалов. Правда, в отличие от последних, обезьяны предаются любви, как советовал Казанова: не после обеда, а перед ним, что и делает их трапезу умиротворенной.

Постоянно обхаживая друг друга, бонобо создали изощренную систему куртуазных отношений, в которые втягиваются все члены стаи, невзирая на положение, пол и возраст. Сообщество бонобо, как коммуну хиппи, объединяют сексуальные узы, которые оказались прочнее и надежнее, чем власть и деньги. Свободные в любви, как пушкинские цыгане, бонобо упразднили право собственности друг на друга. В сущности, они живут в той утопии, о которой мечтали Платон с Александрой Коллонтай.

У бонобо, с которыми мы делим 98 процентов генов, уже появились последователи. В Америке зарегистрировано первое общество «Бонобонистов»: Polyamory society. Разочарованные во всех остальных проектах преобразования мира, его члены считают, что только подражая сладострастным обезьянам, человек способен спастись от человечества.

Выбор бонобо в качестве примера для подражания заставляет задуматься о последствиях молодежной революции 60-х годов, влияние которой может оказаться намного глубже, чем думали раньше. Ведь лишь бонобо, никому не уступая в последовательности, свято блюдут ее заповедь: «Make love, not war» — «Занимайся не войной, а любовью». Следуя этому лозунгу, бонобо избегают всех трех конфликтов, которые люди считают неизбежными: войны между полами, поколениями и стаями. Всяким переговорам у этих обезьян предшествует плотская любовь, которая снимает вражду самцов и самок, старых и молодых, своих и чужих.

Трудно поверить, что такая практика найдет себе применение в политике, скажем, на заседаниях ООН, хотя опыт старших братьев, казалось бы, доказывает, что свальный грех — самый короткий путь к гармонии.

Другое дело — наука. Эволюционная теория, как и любая другая, подвержена интеллектуальной моде. Во время войны в разрушенной Европе биологи пришли к выводу, что предками человека были павианы, известные своей строгой иерархической структурой, воинственным поведением по отношению к чужакам и агрессивностью внутри своей стаи. Родство с павианами подспудно объясняло людям кошмары Второй мировой войны. После нее ученые, под воздействием бурных успехов прогресса, стали склоняться в выборе предков к самым смышленым приматам — шимпанзе. Теперь на горизонте эволюции появились бонобо.

Увлечение бонобо, в сущности, говорит о нас больше, чем о них. После безумного ХХ века родство с миролюбивыми и влюбчивыми бонобо кажется нам заманчивым и обещающим. Оно дает надежду исправить те социально-психологические пороки человечества, которые принято считать врожденными. Бонобо сумели создать эгалитарное общество, в котором нет неравенства между слабыми и сильными, между самками и самцами. Заменяя борьбу сексом, они смогли погасить агрессивные импульсы.

Другими, подходящими к празднику словами, бонобо внушают надежду на то, что изречение «любовь побеждает всё» годится на все случаи жизни, а не только в День Валентина.

Александр Генис
Ведущий рубрики «Уроки чтения»

Бороться будут машинально

Posted: 16 Feb 2014 02:24 AM PST

На сайте мэрии появилась галерея автомобилей, водители которых злостно нарушили правила парковки

Водителей будут стыдить очевидностью правонарушения. И еще незаретушированными номерами

На нарушителей правил парковки внутри Садового будут давить не только материально — штрафами, но и морально. С 11 февраля на сайте департамента транспорта Москвы появилась своего рода «доска позора» — фотографии «особо отличившихся» нарушителей. Фотографии оформлены в виде отчетов за каждый день: примерно десяток снимков за каждую дату. На всех фотографиях отчетливо видны номера автомобилей нарушителей. Каждое авто снято дважды: отдельно и в тот момент, когда его забирает эвакуатор.

— Во-первых, мы хотели показать в отчетном виде работу эвакуаторов, — рассказала «Новой» пресс-секретарь ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Ксения Бродуленко. — Во-вторых, воздействовать на автовладельцев. Вряд ли человек, нарушивший правила и «засветившийся» на сайте департамента, рискнет нарушать их дальше. Да и остальные водители, глядя на пример нарушителей, не захотят его повторять.

По словам Бродуленко, снимки делают сотрудники АМПП во время эвакуации, а отбирают специалисты-разработчики сайта департамента. Стараются выбирать самых злостных нарушителей — тех, кто паркуется на тротуарах, пешеходных переходах, остановках общественного транспорта или прямо под знаком «остановка запрещена».

— Система эвакуаторов уже доказала свою эффективность, — считает Ксения Бродуленко. — Эвакуаторы оказывают прежде всего устрашающее воздействие: там, где их много и они стоят у обочины, люди боятся оставлять свои машины в неположенных местах.

Больше всего новой инициативе департамента радуются пешеходы: они считают, что неправильно припаркованные машины угрожают их безопасности.

— Водитель оставляет машину где-нибудь на пешеходном переходе, в результате за ней пешеход может не увидеть приближающуюся машину и попасть под нее, такие случае были, — делится Владимир Соколов, председатель движения «Союз пешеходов». — Сейчас центр города в принципе стал удобнее для пешеходов, а раньше там было вообще не пройти — приходилось спускаться с тротуаров на проезжую часть. А бывают совсем наглые водители — которые, например, оставляют свои машины на ступеньках кинотеатра. Мы еще полтора года назад делали такие фотографии и отправляли их департаменту.

Впрочем, в департаменте не первыми придумали бороться с нарушителями с помощью фотографий. Так, уже несколько лет работает портал «Авточмо», на котором любой пользователь может разместить фотографию неправильно припаркованного автомобиля. Под каждым автомобилем указывается его государственный номер и адрес, по которому он был припаркован. Кроме того, рядом две кнопки — «осудить» и «оправдать». Так посетители сайта выбирают самые вопиющие нарушения.

— Мне кажется, для таких идей нужны как раз специальные частные сайты, а не сайт государственного департамента, — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Так серьезная структура превращается в развлекаловку. Место выбрано неудачно.

Но сама идея, признает Шкуматов, оправдана временем и работает. Так, многие водители, засветившиеся на сайте «Авточмо», идут после этого менять свои номера.

Мария Епифанова
Корреспондент

Напрасные слова

Posted: 15 Feb 2014 11:02 PM PST

О причинах популярности одной из самых молодых социальных сетей

Instagram «Новой газеты». Подписаться

Недавно по интернету ходила смешная картинка, описывающая схему выбора социальной сети: если вы можете связать два предложения, ваша социальная сеть — Livejournal, если можете связать два слова — Twitter, а если не можете и этого — вам подойдет Instagram. Сегодняшняя популярность Instagram’а объясняется не тем, что все этому алгоритму следуют, а наоборот — тем, что все его нарушают: даже те френды, которые в состоянии написать связный текст, делают это всё более однообразно и скучно, порой заставляя пользователя недоумевать: «И зачем я должен это читать?..»

В этой ситуации Instagram — мобильное приложение для обмена фотографиями, выпущенное в октябре 2010 года, — оказался идеальным пристанищем для беженцев из ЖЖ и «Фейсбука». Здесь не нужны слова: длинные подписи никто не читает (да их и набирать неудобно). Здесь не требуют реальных имен, и не важно, кто ты: у десятиклассницы из Перми может быть больше подписчиков, чем у московского журналиста, а житель техасской деревни может собирать больше лайков, чем известный фотограф из Рима.

Профессиональные умения тоже не так важны: пользователи могут применить к любому изображению один из нескольких встроенных фильтров, которые превращают плохое качество камеры смартфона в своеобразный ретроэффект, придающий фотографиям сходство со старыми полароидными снимками.

Оно достигается и с помощью квадратной формы фотографий. В квадрат плохо вписывается пейзаж, зато хорошо вписывается условно круглое: лицо, тарелка или новая юбка. Благодаря этому Instagram очень удачно отвечает требованиям сегодняшнего общества с его склонностью к нарциссизму и саморепрезентации (недаром Оксфордский словарь назвал selfie словом 2013 года), тягой к материализму и консюмеризму.

Перманентное производство и потребление новых товаров не могло не распространиться на фотографию. Первым шагом в этом направлении стало появление дешевых пленочных камер 50 лет назад. Вклад Instagram’а не менее значим: он сделал гораздо более удобным обмен и показ фотографий. Вероятно, даже слишком удобным: после посещения современных музеев невольно возникает вопрос, пришли ли посетители посмотреть на произведения искусства или запечатлеть их, а в ресторанах часто кажется, что желание поделиться с друзьями красотой посуды и интерьера заменило людям чувство голода. Постоянное стремление к документации событий собственной жизни переносит реальность в виртуальный мир и делает из настоящего времени «прошлое в будущем». Винтажный стиль фотографий в Instagram’е только усиливает эту тенденцию.

К прошлому отсылает не только внешний вид снимков, но и название социальной сети. Слово Instagram (образованное от слияния instant tcamera и telegram) напоминает о названии серии фотоаппаратов Instamatic, выпущенной американской фирмой Kodak в 1963 году. Производство этих камер обеспечило феноменальный успех компании, хотя и ненадолго. Когда в 1975 году инженер Стив Сассон представил прототип первой цифровой камеры (она записывала изображения на магнитофонную кассету, и затем их можно было воспроизводить на телевизоре), руководство Kodak отклонило его идею как «бесперспективную».

В начале 2012 года компания Kodak объявила о банкротстве, в то время как Instagram был куплен основателем Facebook Марком Цукербергом за миллиард долларов. Сегодня фотосервис растет в несколько раз быстрее своего «приемного родителя»: если количество активных пользователей «Фейсбука» в 2013 году уменьшилось на 3 процента, то пользователей «Инстаграма» стало на 23 процента больше.

Летом 2013-го в Instagram была добавлена возможность записи коротких видеороликов длиной до 15 секунд (ответ на конкуренцию со стороны новых видеоприложений, таких как Vine), а в декабре — функция отправки личных сообщений, что, в свою очередь, рассматривалось как реакция на растущую популярность сервисов вроде Snapchat. И уже скоро в лентах пользователей Instagram появится реклама.

Похоже, что Instagram прошел свой подростковый возраст и вступает во взрослый мир соперничества и борьбы за власть. Старость в интернете наступает быстро.

Даниил Бордюгов
студент 4-го курса отделения теоретической
и прикладной лингвистики МГУ им. М.В. Ломоносова

Комментариев нет:

Отправить комментарий