среда, 25 марта 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Греция выходит из положения

Posted: 25 Mar 2015 10:01 AM PDT

Немецкая педантичность встретилась с греческой непосредственностью, но ожидания Кремля не оправдались.


Премьер Греции Алексис Ципрас и канцлер Меркель все-таки нашли общий язык в Берлине / EPA

В европейской прессе с осени прошлого года одной из самых обсуждаемых тем стал возможный выход Греции из Евросоюза в случае победы на парламентских выборах левой партии СИРИЗА. По этому поводу появился даже меткий термин Grexit. Избирательные лозунги и обещания левых носили откровенно популистский характер, а главную вину за продолжительный экономический кризис в стране и огромные государственные долги они возлагали на так называемую Тройку кредиторов — Еврокомиссию, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд.

Как и ожидалась, СИРИЗА на выборах в январе получила большинство. Харизматичный лидер партии Алексис Ципрас, принципиально игнорирующий галстуки, сформировал и возглавил правительство. Пост министра финансов он предложил не менее экстравагантному экономисту Янису Варуфакису, известному критику единой финансовой системы еврозоны и политики ЕЦБ.

Выборы прошли, настало время реальной политики. Общая задолженность Греции на момент прихода левых к власти превысила 300 миллиардов евро, государственная казна была пуста, в конце февраля истекал срок обязательных выплат по кредитам. Страна стояла на грани дефолта — под угрозой оказались зарплаты бюджетникам и пенсии. В этой ситуации масла в огонь подлил министр Варуфакис, заявив буквально на второй день нахождения в должности, что Греция обнулит все свои долги перед Тройкой. Это заявление чуть не обрушило всю греческую банковскую сеть — предприниматели, инвесторы, простые вкладчики начали поспешно выводить деньги из страны.

Левое правительство оказалась зажатым в тиски: с одной стороны, исполнять предвыборные обещания по отмене курса жесткой экономии, восстанавливать сокращенные рабочие места и социальные выплаты означало банкротство национальной экономики, отказ от евро и потеря возможности кредитоваться в ЕС; с другой — искать диалог с Брюсселем, договариваться с Тройкой о реструктурировании долгов, проводить реформы по европейским рецептам грозило потерей политического лица в глазах избирателей. Новому премьер-министру пришлось балансировать на краю пропасти.

Сразу после инаугурации Ципрас демонстративно посетил посольство России в Афинах, словно намекая, в какую сторону может повернуться греческая политика, если Евросоюз будет мешать левым реформаторам. Однако Запад этот намек лишь принял к сведению, настаивая на том, что финансовые обязательства никто не отменял и надо садиться за стол переговоров, чтобы спасать экономику Греции.

Ципрас и Варуфакис отправились в европейское турне, общались с главами государств, министрами финансов, комиссарами Еврокомиссии, влиятельными парламентариями. Первый раунд удалось более-менее успешно преодолеть — Еврогруппа, которую образуют министры финансов стран, пользующихся денежной единицей евро, согласилась продлить программу финансовой поддержки Афин до июня 2015 года при обязательном условии: греческое правительство должно до конца апреля подготовить убедительный план экономических реформ.

Второй раунд начался с греческих предложений по реформам и консультаций с европейскими партнерами по их содержанию. Здесь и случился берлинский казус. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, который жестко проводит в жизнь принцип «нельзя тратить больше, чем зарабатываешь» и впервые с 1969 года добился для немецкой экономики бездефицитного бюджета, после встречи с Варуфакисом резко раскритиковал предлагаемые греческой стороной меры по выходу из кризиса, назвав их не реформами, а имитацией.

Греки сильно обиделись. Из Афин в адрес Берлина полетели разные нехорошие слова и даже угрозы, мол, прежде чем поучать, немцы должны выплатить многомиллиардные репарации за нацистские преступления на греческой территории и за то, что во время войны незаконно изъяли из Национального банка Греции финансовые средства на нужды вермахта. В случае отказа предлагалось конфисковать собственность немецких госучреждений и фирм. А министр обороны Греции Панос Камменос вообще пообещал выдать десяткам тысяч нелегальных мигрантов, среди которых есть и радикальные исламисты, проездные европейские документы, и отправить их в Германию.

В ответ в Берлине серьезно заговорили о том, что выход Греции из зоны евро будет не такой уж большой потерей, правда придется списать почти 65 миллиардов евро греческих кредитов, но лучше пожертвовать деньгами, чем дальше иметь дело с такими партнерами. Если же греки серьезно намерены и дальше сотрудничать с ЕС и, в частности, с Германией, то для этого сотрудничества должен непреложно действовать принцип: деньги в обмен на реформы. Вновь актуализировался популярный 3-4 года назад лозунг радикальных немецких националистов «Хватит содержать Грецию!»

Первым из греков, кто понял, что конфликт с немцами может завести слишком далеко, был премьер-министр Ципрас и стал искать возможность пообщаться с канцлером Германии Ангелой Меркель. В неофициальной форме он намекнул немецким представителям, что не понимает, почему его до сих пор не пригласили в Берлин. На что греческому премьеру дали совет: обратитесь в ведомство федерального канцлера и сами попросите о встрече. Ципрас последовал рекомендации — дату официального визита назначили на 23 марта.

И все-таки первая встреча Меркель и Ципраса состоялась в неофициальном формате в кулуарах прошедшего на прошлой неделе саммита глав ЕС в Брюсселе. Более трех часов канцлер беседовала с греческим премьером. Подробности беседы не раскрывались, тем не менее, исходя из правительственного заявления и выступления Меркель накануне этой встречи в бундестаге, можно заключить, что для главы немецкого кабинета греческий кризис представляется на данном этапе наиболее серьезным испытанием на прочность всего Евросоюза, и от того, какой выход из него будет определен, зависит будущее всей Европы.

Без внимания Берлина не остается и то обстоятельство, что в условиях противостояния ЕС и России из-за украинского конфликта Москва готова использовать малейшие разногласия в рядах европейских союзников, и в этом смысле уход Греции из еврозоны может стать подарком для Кремля.

Тем более, что на начало апреля запланирован визит Ципраса в Россию, а российские власти уже намекнули на возможное исключения Греции наряду с Кипром и Венгрией из списка европейских стран, подпадающих под антизападные санкции.

После неформального общения с Меркель в Брюсселе премьер-министра Греции приняли в столице Германии по высшему разряду, показав тем самым, что возникшие между Берлином и Афинами разногласия можно считать временным недоразумением. И хотя, по сообщениям немецкой прессы, Ципрас якобы привез для согласования с Меркель развернутый план греческих реформ, сама канцлер в ходе совместной пресс-конференции подчеркнула, что не Германия будет принимать решение по предлагаемой реформаторской концепции — оценку ей даст Тройка, а окончательный вердикт вынесет Еврогруппа. В свою очередь, премьер Греции отметил: «Нет иного пути кроме диалога, чтобы преодолеть трудности».

…Как-то на одной из пресс-конференций канцлера Германии спросили: не станет ли новое греческое правительство «троянским конем» Москвы для Евросоюза? Меркель как всегда серьезно ответила, что, не являясь глубоким знатоком мифологии и истории античной Греции, предпочитает иметь дело с современными политическими реалиями.

Александр Чурсин


Зона мутации, или Год Крыма в России

Posted: 25 Mar 2015 07:17 AM PDT

Последствия подключения полуострова к государственной машине РФ для Москвы, Киева и самих крымчан .


Фото: Евгений Фельдман

Потеря Крыма вызвала обострение политической обстановки на Донбассе и запустила маховик войны. А сам Крым превратился в нелегальный форпост российского мира на границе с западной цивилизацией, центральный элемент в пазле межгосударственных конфликтов в европейском политическом пространстве. Кроме того, республика стала причиной ментального разлома между Киевом и Москвой.

Что же получили сами крымчане? После перехода в состав РФ на полуострове не осталось ни одной сферы жизнедеятельности, которая бы не претерпела изменений. Вот только вопреки ожиданиям Москвы полного перевоплощения республики в рядовой субъект РФ не произошло.

На деле Крым ещё больше замкнулся в своём островитянстве, оторвавшись и от украинских, и от российских государственных практик. Появился политический и административный мутант, и сейчас мало кто понимает, что с ним нужно делать.

Политическая радиация

После мартовского референдума 2014 года подавляющее большинство крымчан впало в состояние искренней эйфории. Мир стал простым и понятным: жестокие события в Киеве остались далеко, развёртывание российской военной машины создало ощущение сильного государства, а скорое повышение социальных выплат и вовсе расставило все точки над «i».

Правда, с течением времени эйфории становилось всё меньше, а неприятной реальности – всё больше. За год Крым мутировал до неузнаваемости. Жизнь на полуострове перестала быть украинской, но и российской до конца не стала.

Во-первых, начала устанавливаться граница между Крымом и материковой Украиной. Тогда стало понятно, что логистика рано или поздно загнётся. В конечном итоге зимой прекратилось автобусное и железнодорожное сообщение с материком.

Но транспортная изоляция – это лишь вершина айсберга. Параллельно с ней началась экономическая блокада, которая была доведена до предела в декабре прошлого года, когда Барак Обама подписал указ о введении расширенного пакета санкций против полуострова.

Из Крыма ушли все украинские банки, страховые компании, операторы мобильной связи, телекоммуникационные компании, платёжные системы Visa и Mastercard, сеть MacDonald’s и фирмы Apple, Dell, Microsoft, Google и HP.

Понятно, что большинство утраченных сервисов и фирм нельзя полноценно заменить. Но крупные российские компании, которых так ждали крымчане, не пришли даже туда, где замена была возможна. Вместо филиалов московских корпораций полуостров получил суррогат в виде третьесортных банков и неизвестных страховых фирм. Из-за малозначимости им не страшны санкции.

Так российский Крым стал особой политико-экономической зоной, в которой нельзя настроить контекстную рекламу в Google, но принято мечтать о строительстве «силиконовой долины» или «центра азартных игр».

Единственное, что осталось в Крыму практически неизменным – местная власть. Она сумела устоять и под шквалом революционных ветров, и под тяжестью переходных периодов. На полуострове продолжают рулить те же представители Партии регионов (Владимир Константинов) и «Русского единства» (Сергей Аксёнов), которые и раньше имели абсолютное большинство в крымском парламенте. Просто теперь политики сменили бренд на «Единую Россию», но суть осталась прежней.

Пересадка аппендикса

Полуостров остаётся дотационным сельскохозяйственным регионом. За 2013 год Крым смог заработать только 51% от суммы своих финансовых потребностей. В абсолютных цифрах это составило 8,5 млрд гривен (при государственных поступлениях на уровне 16,6 млрд гривен).

В уже не переходном 2015 году ситуация, мягко говоря, не улучшилась, а разрыв между доходами и дотациями ещё больше увеличился за счёт дружеских денежных вливаний из казны новой родины. Так, бюджет Крыма на текущий год составил чуть меньше 63 млрд рублей. Из них всего 16 млрд – собственные доходы полуострова, всё остальное – безвозмездная финансовая поддержка со стороны Москвы. К этим деньгам ещё необходимо прибавить бюджет отдельной федеральной целевой программы (на 2015 год запланировано вливаний на 90 млрд рублей). То есть за один текущий год Россия потратит на Крым около 140 млрд рублей дотаций. В пересчёте на одного жителя Крыма (с общей численностью населения 2 млн 284 тыс. человек) получается примерно по 60 тыс. рублей на каждого пенсионера, студента, младенца и рабочего.

При этом главная проблема заключается в том, что у региона нет никаких реальных возможностей слезть с дотационной иглы. Ведь для этого республика должна самостоятельно зарабатывать на туризме, инновационном сельском хозяйстве, создании современных IT-площадок. Но из-за санкционной блокады Крыма и бедности относительно небольшого внутреннего рынка потребления развивать вышеперечисленные сферы на полуострове невозможно.

Сравнение, конечно, циничное, но в действительности Крым сейчас напоминает некий государственный аппендикс, который вроде бы и выполняет полезную для организма функцию, вот только никто не знает какую именно.

Но непрагматичное поведение России хотя бы можно связать с патриотическими чувствами населения или желанием власти увеличить уровень общественной поддержки.

А вот действия украинских властей по крымскому вопросу в течение прошлого года часто вызывали откровенное непонимание, демонстрируя разницу в стратегиях России и Украины, каждая из которых обречена.

Вектор мутации

Весь минувший год Киев то и дело совершал грубейшие ошибки, окончательно отрывавшие полуостров от украинского материка.

Во-первых, на Украине крымчане (граждане с крымской пропиской) официально стали нерезидентами. Во-вторых, правительство так и не создало профильный орган исполнительной власти, который бы занимался проблемами полуострова (аналог российского министерства по делам Крыма).

Кажется, Киев забыл, что на территории полуострова проживает больше двух миллионов человек, и не хочет отягощать себя даже минимальной административной нагрузкой по обслуживанию собственных граждан. А всё потому, что Украина эксплуатирует традиционную логику власти, основанную на чувстве территории, а не на учёте количества гражданского населения.

Между тем, Россия проводила паспортизацию населения Крыма, закладывая наперёд фундамент для «защиты своих граждан за рубежом». Тем же периодически балуется и Румыния, раздающая свои паспорта на Западной Украине (примерно с такой же целью).

То есть для соседей Киева принципиальное значение имеет количество населения с их паспортами. Для самой же Украины этот вопрос, по всей видимости, не представляет никакого интереса. А это значит, что Крым обречён на долгое одиночество.

Почему?

Все понимают, что Россия не может вечно оставаться под санкциями, поэтому рано или поздно ограничения снимут. Но и канцлер Германии Ангела Меркель, и президент США Барак Обама уже в нынешнем году подтвердили, что главным и непременным условием отмены санкций является именно возвращение Крыма Украине, а не сворачивание конфликта на Донбассе. Ведь поддержка самопровозглашенных республик, коих в современном мире довольно много, – это одно, а передел границ и аннексия части территории суверенного государства – совсем другое.

Так что вопрос Крыма – принципиальный. Но на Западе прекрасно осознают, что де-факто вернуть полуостров в состав Украины сейчас нереально. Впрочем, без этого вполне можно обойтись. Ведь достаточно сделать так, чтобы Крым перестал быть российским и встал на один уровень с самопровозглашёнными республиками, которые формально находятся под властью Киева. И подобный поворот событий весьма реален уже сейчас. Все эти фейковые дочки корпораций, подставные конторы и прочие экономические мутации республики свидетельствуют о том, что на самом деле Крым является независимым, точнее до конца не включённым ни в российскую, ни в украинскую государственную модель субъектом.

Очевидно, что в ближайшее десятилетие крымчане ещё не раз будут вынуждены ломаться под действием международного давления. Мир не готов погрузиться в постапокалиптическую действительность, а потому сделает всё возможное, чтобы убрать с ялтинской шахматной доски республики-мутанты, заменив их привычными непризнанными государствами.

Андрей Самброс
политолог

Балтийский Русский мир

Posted: 25 Mar 2015 03:01 AM PDT

Ожидания Красной армии переживают невиданный камбэк.


Фото: РИА Новости

Литва заявила о возвращении к призывной армии, и для нашего человека в Балтии настал миг реванша. Чувство превосходства над теми, кто не заслуживает даже нашей оккупации, органично смешалось с предчувствием вторжения, и это противоречие не снижало градус счастья, а, напротив, удваивало его. Высадка американцев в Нарве подтвердила: Балтия вместе с миром трезвеет от вчерашней уверенности в том, что ничего не повторится. Стало быть, вернейшей дорогой возвращаемся, и балтийский Русский мир замер в счастливом ожидании.

Русский мир в Балтии за 20 с лет изменился лишь в той степени, в которой законсервировался. Соотечественник из Эстонии объясняет: эстонцы построили удобное и эффективное государство — но для себя. Он и не спорит. А для кого они должны были его строить? Да, 90-е были драматичны, заблуждения были понятны, свобода одинаково «вашей и нашей» оказалась не всегда и не для всех. Но для большинства тех, кто потом станет соотечественником за рубежом, обида оказалась лишь поводом недобро уйти в себя и с неизбывной горечью всматриваться в восточные дали, откуда все никак было не видать Красной армии.

Специальных приглашений в удобное государство никому не высылали, литовцы, латыши и эстонцы просто свыклись с тем, что есть явления неизбежные, как климат, и надо жить, не портя себе настроение. Смирились и соседи, они тоже решили жить рядом, но не вместе, и потому принялись за строительство собственного гетто.

За 20 лет все настоялось и устоялось, избавившись от крайностей. Гетто благоустроилось, литовцы повсеместно говорят по-русски, будто смеясь над своими вчерашними опасениями, и это очень приятно для туристов с большой земли, а для местного Русского мира — окончательная черта под свершившейся историей. Латыши помогали побеждать на выборах «Центру согласия», позиционирующему себя то как цитату русской идеи, то, наоборот, как вполне европейскую попытку избавить политику от этнической полемики 90-х. А эстонцы и не пытаются тратить силы на то, что все равно не исправить, разве что для обозначения доброй воли открывают в Нарве отделение Тартуского университета.

Те, кто решил быть рядом, но не вместе, так и не научились быть даже колонистами, что хотя бы обозначило понятный тренд. Французы когда-то из-за схожих комплексов чуть не убили де Голля. Но, не убив, поняли: ничего не вернется. Балтийский Русский мир шел к этому открытию, отказываясь его формулировать, ибо хотел верить в то, что уже сам считал утопией. В общем, жил двойной жизнью, которая спасительно отвечала на все вопросы, давно потерявшие практический смысл. Мир продолжал восприниматься через плазменное окно Первого канала, Европа предлагала законное самоощущение европейца. С одной стороны, пестуемая оскорбленность чужака, с другой — готовность с ней вполне комфортно жить.

И тут — Крым.

А что такое Крым для балтийского Русского мира? Степной и нищий полуостров с замызганным пляжем и никому, по большому стратегическому счету, не нужным городом русской славы. Что это в сравнении с той фантазией, где балтийский Русский мир и есть подлинный русский Крым, только в Европе, в НАТО, Крым в самом сакральном смысле, стоящий любых санкций на пути домой?

Гетто гальванизировалось. Не то чтобы авангард поверил в скорое возмездие балтийским хунтам. По сути, не изменилось вообще ничего. Все та же двойная жизнь, но с горящими глазами. Все та же потаенная сказка про Кибальчиша и Красную армию. Возродившаяся, казалось бы, из ниоткуда эстетика стала выглядеть предчувствием зеленых человечков. А кто нынче рискнет отмахнуться от гипотез, вчера казавшихся параноидальными, и как было не поддаться вдохновению такого невиданного камбэка?

Авангард Русского мира оказался авангардно утрированной миниатюрой этого мира вообще, со всеми его гвардейскими ленточками, комплексами и отмененными табу, игрой в воодушевление и опытом, подсказывающим, что все равно кинут. Что никто не форсирует Неман, что Северный флот, приведенный в боевую готовность, никуда по-черноморски не двинется. А с другой стороны, вдруг?..

Вадим Дубнов
журналист


Регионы просят трансферт

Posted: 25 Mar 2015 01:02 AM PDT

Почему повышение подоходного налога не поможет бюджету.

В Госдуму внесен проект закона о повышении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 16%. С этой инициативой выступил депутат от фракции КПРФ Николай Рябов. В проекте предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ по ставке 16% доходов, не превышающих размер МРОТ (сейчас это 5965 рублей). Авторы законопроекта убеждены, что повышение налогов коснется в первую очередь богатых. Фактически речь идет о возвращении прогрессивной шкалы налогообложения.

КПРФ и прежде вносила законопроекты о введении прогрессивного подоходного налога. Традиционно эти законопроекты отклонялись по заключению правительства. Однако нынешняя ситуация с бюджетными доходами чрезвычайно тяжелая, и поэтому подобные популистские предложения могут кому-то показаться заманчивыми.

Еще в конце 2014 года Минфин прогнозировал сокращение доходов федерального бюджета на 2,5—3 трлн рублей, что составляет примерно 20% от доходов бюджета 2014 г. Полностью компенсировать это сокращение из других источников невозможно. Доходы бюджетной системы РФ (федеральный, региональные, местные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов, в частности Пенсионного фонда) в значительной степени наполняются за счет доходов от экспортных пошлин на нефть, газ и налога на добычу полезных ископаемых (примерно 30% доходов). На долю налога на доходы физических лиц (НДФЛ) приходится примерно 9%. Еще 19% доходов — это налог на прибыль. Страховые взносы, то есть отчисления работодателей от фонда оплаты труда — примерно 18%. НДС и акцизы — еще 19%.

Теперь посмотрим на региональные и местные бюджеты. В них низка доля косвенных налогов. Здесь гораздо больший вклад вносит как раз НДФЛ: он дает примерно 27% доходов региональных бюджетов. Еще 20% обеспечивается за счет налога на прибыль. Дыры в региональных бюджетах компенсируются трансфертами из федерального бюджета, которые достигают 28% от общих доходов регионов.

В условиях нынешнего кризиса, который явно будет иметь более затяжной характер, чем в 2008—2009 годах, мы сталкиваемся с ослаблением доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности и добычи полезных ископаемых. В рублевом эквиваленте это частично компенсируется за счет девальвации национальной валюты, однако в реальном выражении бюджет в любом случае получит намного меньше. При этом на фоне снижения занятости населения и экономической активности в стране в целом мы можем уверенно предсказывать сокращение поступлений по НДФЛ и налогу на прибыль. Это означает, что ослабляются как федеральный бюджет, так и одновременно региональные и местные. В этом состоит одно из отличий нынешнего кризиса от 2008—2009 годов, когда падение НДФЛ было незначительным и компенсировалось для регионов увеличением трансфертов из федерального бюджета. Сейчас такой возможности у государства не будет. Насколько кстати тут придутся старые идеи коммунистов?

Напомню, что в 2001 году введение плоской шкалы было связано с двумя основными аргументами. Первый их них касался необходимости вывести доходы из тени. И действительно, прирост поступлений от НДФЛ в последующие годы оказался значительным. Второй аргумент приводится несколько реже и касается администрирования самой налоговой системы. Сбор прогрессивного налога намного дороже, чем сбор плоского налога.

Возвращение прогрессивного налогообложения в том или ином виде сегодня сильно ударило бы по налоговым поступлениям. Повышение налогов привело бы к росту уклоняющихся от их уплаты, причем уклонение от выплат по НДФЛ нужно увязывать с сокращением выплат по страховым взносам во внебюджетные фонды, положение которых и без того тяжелое.

То же самое касается предложения повысить ставку НДФЛ с 13 до 16%. Авторами законопроекта движет не экономический расчет, но политические лозунги. Рост налогов приведет к увеличению числа людей, скрывающих свои реальные доходы, — лучше всего это получается делать у обеспеченных людей. Произойдет увеличение налоговой нагрузки на средний класс и дальнейшее сокращение реальных доходов людей. Эффективная налоговая система предполагает прозрачность: налогоплательщик должен понимать, как на нем отразятся налоговые нововведения. Повышение ставки НДФЛ для части налогоплательщиков этому принципу противоречит и, опять же, делает более дорогим администрирование налоговой системы.

Кризис вообще не самое хорошее время для роста налоговой нагрузки. При снижении темпов роста ВВП именно поступления от прямых налогов, включая НДФЛ и налог на прибыль, снижаются быстрее всего. В нашем случае получается, что кризис бьет в первую очередь по региональным бюджетам и компенсировать этот удар нечем. Это может свидетельствовать о кризисе сложившейся модели бюджетного федерализма.

Единственный выход государства состоит сегодня в урезании расходных обязательств, что происходит уже сегодня и будет происходить в ближайшее время. Это касается сокращения капитальных расходов, связанных с инфраструктурой, и затрат на финансирование отраслей социальной сферы (прежде всего образования и здравоохранения).

Андрей Воробьев
кандидат экономических наук (Санкт-Петербург)


Комментариев нет:

Отправить комментарий