Тема дня |
- Начали путать следы и факты
- Светозарный ад
- Спасешь корабль — и сам жить останешься
- В Крыму допросили замглавы Меджлиса и провели обыск в его доме
Posted: 29 Mar 2015 01:24 AM PDT Когда вокруг расследования политического убийства возникает множество слухов и публикаций с дезинформацией, пора искать — кому это выгодно.
Со дня убийства Бориса Немцова прошел месяц. Который последовательно в себя вобрал: первый шок (и общества, и власти), стремительный поток безумных версий и конспирологических предположений, игрушечные расследования криминалистов-любителей и реальные аресты подозреваемых, случившиеся так стремительно, как никогда не происходило в истории российских политических убийств. Затем, когда стало ясно: следы организатора ведут в Чечню, Кремль взял паузу, затянувшуюся длительнее, чем требовал Станиславский, что породило несколько явлений. С одной стороны, усилились выкрики «Не верю!» по поводу перспектив расследования, с другой — в прессе (даже в качественной) началась свистопляска со всевозможными «утечками» от «источников, близких к…», что все отчетливее напоминает признаки пиар-кампании, цель которой: дискредитировать следствие, а также запутать общественное мнение и тех, кто принимают решения. Кому выгодно? Не только заказчику и адвокатам арестованных, но, очевидно, и тем представителям властной элиты, что решили «простить» случившееся, руководствуясь принципом выбора из двух зол (в их, разумеется, понимании): лояльные убийцы или нелояльная оппозиция, которую хотелось бы и дальше удерживать в ежовых рукавицах в преддверии выборов. Околовластные гопники, разгромившие «народный мемориал» Немцова и грозившие убийством либеральным журналистам после нацистской сходки в Питере, сигнал поняли верно. Тем более что Кремль по-прежнему продолжает держать паузу: и ожидания от коллегии ФСБ, директор которой в свое время представил президенту полный расклад по убийству, остались лишь ожиданиями. Президент, в отличие от коллегии МВД, когда было известно еще не все, говорил о чем угодно, но только не о самом громком политическом убийстве в истории Российской Федерации. Что имеем на сегодняшний день — попробуем отделить факты от полуправды и дезинформации.
...Что теперь? Теперь, исходя из логики событий, все упирается в допрос тех свидетелей и потенциальных подозреваемых, которые проживают в Чечне, в том числе под усиленной охраной местных силовиков. Если на самом деле состоится допрос, например, того же Руслана Геремеева, то, значит, принято одно политическое решение, если нет — то другое. И это вопрос: либо целой спецоперации с непредсказуемыми последствиями — либо всего-навсего двух телефонных звонков. И еще: вряд ли стоит обольщаться — полное (с заказчиком и организатором) раскрытие политического убийства всегда долгий и кропотливый процесс, и не только в России. Ведь сбор неопровержимых доказательств, которые призваны убедить жюри присяжных, далеко не всегда зависит от политической воли руководства той или иной страны. Если мы, конечно, говорим о праве. Отдел расследований | |||
Posted: 28 Mar 2015 07:46 AM PDT Почему сценаристы сериала «Орлова и Александров» боялись его выхода на экран. Ни одну премьеру я не ожидала с таким тяжелым сердцем, как эту, — премьеру сериала «Орлова и Александров», сценарий для которого мы написали с Владимиром Сотниковым. И не из-за того предчувствия, которое повергает в отчаяние любого сценариста: ты написал одно, режиссер снял совсем другое, актер сыграл совсем третье, гример сделал лицо актера таким, что хочется зажмуриться при взгляде на экран… Когда сценарист начинает рассказывать, как исказили его гениальный замысел, люди отводят глаза и чувствуют примерно то же, что чувствует взрослая женщина, когда ее кавалер, которого она тоже считала взрослым человеком, начинает ей жаловаться, что его не ценит начальник. В общем, наши опасения были связаны не с этим ожидаемым злом коллективного творчества. А с тем, что накануне премьеры из различных пресс-релизов мы узнали, что создатели фильма хотели, оказывается, очеловечить Сталина и «придать его образу романтическую нотку». Фильма мы до премьеры не видели, зато видели в последнее время много других фильмов, документальных, а потому в очеловеченного Сталина поверили легко. Сталина не могло не быть в картине. И потому, что он тиранствовал в то время, когда жили Орлова и Александров, и был главным заказчиком и цензором всех фильмов, которые снимались в СССР. И потому, что его повышенное внимание к Орловой — достоверный факт. Какие между ними были отношения — вот здесь как раз никаких достоверных фактов нет, одни домыслы. Кто-то от кого-то что-то слышал, о чем-то сплетничала вся Москва, кому-то якобы говорила сама Орлова… Изучая для сценария все написанное о ней и об Александрове, мы не раз убеждались в том, что отличить факты от аберрации сознания мемуаристов можно далеко не всегда. Любое событие из жизни этих людей — подчеркиваю: любое — встречалось нам как минимум в трех вариантах, обычно противоречащих друг другу. Причем каждый из этих вариантов зримо или незримо начинался со слов «на самом-то деле». Они были очень закрытыми людьми, Орлова и Александров, вот что на самом-то деле. Поразительно: будучи публичными персонами, они прожили жизнь так не напоказ, как это мало кому удалось даже из менее известных личностей. Отсюда, видимо, и не прекращающиеся глупые разговоры о том, что их брак был не более чем производственной необходимостью. И все-таки, что Сталин «неровно дышал» к актрисе, известно. Ее племянница, да и другие современники, вспоминают даже, что, когда однажды Орлову хотели отравить, намазав ядом шипы подаренных ей роз, Сталин посылал в Англию самолет за лекарством для нее. Проверить это невозможно, но поверить в то, что это было возможно, мне кажется, стоит. В общем, было бы странно никак не затронуть эту тему. И мы ее затронули. Написали о том, как исчадие ада, абсолютное воплощение зла возжелало, чтобы женщина не просто отдалась ему — этого Сталин мог бы добиться, вероятно, по щелчку пальцев, — а полюбила его. И о том, что происходило при этом с женщиной, которая любила другого. Потому мы и ожидали премьеры едва ли не с ужасом: сейчас зрителей заставят обливаться слезами сочувствия к Сталину… Тем более что играет его Евгений Князев — мало я знаю современных актеров, обладающих таким безусловным положительным обаянием. Улыбка Князева — это же почти улыбка Гагарина. Что можно на этот счет расслабиться, я поняла на третий день показа. В маршрутке. Две пассажирки плавно перешли от сожалений о золотом советском веке к обсуждению телевизионного контента. И тут я услышала: — А Сталина-то в фильме про Орлову как исказили! Показали какого-то комического старого еврея! Далее беседа ожидаемо свернула на то, что все зло в мире от евреев, — и я успокоилась. После фильма, к которому мы написали сценарий, сердца поклонников Сталина не забьются от сочувствия к «очеловеченному» убийце. А от чего забьются? По правде говоря, мы довольно долго не понимали этого, глядя на экран. Хотя и догадывались — например, по двум эпизодам-клонам: приемка одного за другим фильмов Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин» и «Октябрь». Кипели на съемочных площадках страсти, драматические и комические, бурлила жизнь — а в маленьком просмотровом зале раз за разом, как под копирку, кремлевский горец с ничего не выражающим лицом смотрит на экран, расчетливо дозирует аплодисменты, «а вокруг него сброд тонкошеих вождей» ожидает, какими их услугами он решит поиграть на этот раз. Они же — и на обсуждении фильмов, эти полулюди: то мычат, то мяучат, то хнычут. Чтобы издаваемые ими звуки воспроизвести, мы окунулись во все ушаты, которые были вылиты на Александрова в дни его режиссерского триумфа, и выбрали из них самые яркие кусочки бреда. Но то, как это подано в фильме, — вот это комическое до трэша, пародийное, почти фантасмагорическое бытование зла, — заслуга режиссера Виталия Москаленко, и заслуга, по-моему, неординарная. И уж совершенно очевидно это становится в том эпизоде, когда «начальник кино» Шумяцкий приводит Александрова в его новую квартиру. Вот тебе сберкнижка с открытым счетом, вот тебе авто с шофером, вот светозарный, будто с картины Юона, вид из окна… И вот вдобавок и встык убийство Кирова, после которого еще очевиднее станет, чем за все эти дивные блага надо платить. Снять этот эпизод именно так, а не в виде обычного производственного разговора о будущем советском Голливуде, придумал режиссер, и мы, сценаристы, без тени ревности ему аплодируем, хотя во многих других эпизодах злимся на его фантазии страшно. И да, кстати: все, кто работал над фильмом, прекрасно помнят, что Кирова убили в декабре, а не светозарным юоновским летом. Это не «адский трэш» — просто режиссер попросил не ожидать от него хроник жизни Орловой и Александрова, их и без этого фильма достаточно. От ожиданий такого рода больше всего, наверное, страдают актеры. Орлова по-другому улыбалась, у Александрова была другая прическа, Раневская вообще вся была не такая… Конечно, Раневская была не такая. Но, по-моему, Юлия Рутберг создала замечательный образ Раневской, и это максимум того, что нужно было сделать, и я хочу ей об этом сказать. И Анатолий Белый сыграл Александрова феерически — без преувеличения. И Олеся Судзиловская, которую по всем ее ролям трудно было представить в образе Орловой, справилась блестяще. И Алексей Вертков так сыграл Николая Эрдмана, и особенно некоторые его реплики произнес так, что я поняла: не зря мы перечитали все, что сам Эрдман написал в разных жанрах, и все, что вспоминали о нем его современники. Мы боялись этого фильма. Потому что снимался он в одной стране, а монтировался и вышел на экраны — в совсем другой. И у нас отлегло от сердца, когда мы увидели, что под изменчивый мир этот фильм — со всеми его ляпами и провалами — все-таки не прогнулся. | |||
Спасешь корабль — и сам жить останешься Posted: 28 Mar 2015 05:09 AM PDT Сорок лет назад от «утилизации» барк «Седов» спасла женщина. На днях легендарный парусник вышел в очередную навигацию. Завтра самое крупное в мире учебное парусное судно — четырехмачтовый барк «Седов», отметивший 14 февраля свою 94-ю годовщину, отправится из Калининграда в очередную навигацию. На борту, как обычно, очередная сотня курсантов, будущих моряков, которым предстоит первая морская практика. Сегодня немногие помнят о том, что 40 лет назад судьба парусника висела буквально на волоске, а от утилизации легендарное судно спасла горстка моряков и… одна женщина, не имевшая никакого отношения к морю. Любовь с первого взглядаМосквичка Ада Салтыкова (Лазо), перепробовавшая к своим 30 годам кучу профессий, все-таки выбрала кино. Документальное, что само по себе уже характеризует человека как серьезного, зрелого и пронзительно вглядывающегося в мир. Далее следует поступление во ВГИК и волшебным случаем попадание на курс Романа Лазаревича Кармена, знаменитого кинодокументалиста, народного артиста и просто замечательного человека, который общался со студентами, как с коллегами. Кроме кино Ада Салтыкова еще очень любила Ленинград. Там жили родственники, которые давали приют дорогой московской гостье. Питер и сам по себе город романтический, но когда у одного из причалов Ада обнаружила гигантский парусник, державший на своих острых мачтах низкое балтийское небо, — в женском сердце поселилось чувство, в описании которого испокон веку состязались поэты всех времен и народов. Ада влюбилась в этот корабль. От него исходил дух старых морских традиций, жестоких океанских штормов и дальних-дальних стран, о которых советские люди читали только в книжках. И теперь в каждый свой приезд Ада Салтыкова обязательно стремилась на набережную Лейтенанта Шмидта повидаться со своим любимым. Летом 1975 года Ада, уже второкурсница ВГИКа, снова оказалась в Ленинграде. Знакомая набережная зияла пустотой, «Седова» на ней не было. Увидев мужчин в морской форме, женщина бросилась к ним. Наверное, они прочитали все в ее глазах, у них и самих было скверно на душе оттого что красавец-парусник утащили в Кронштадт и собираются пустить «на иголки». Встретившиеся Аде моряки оказались людьми непростыми, помогли москвичке оформить пропуск в Кронштадт, который в те годы был закрытым городом и добраться туда можно было только по воде. На дальнем заводском причале, в окружении полузатопленных, ожидавших разделки кораблей Ада Салтыкова нашла свои любимые мачты, которые, казалось, грустно поникли, ожидая своей незавидной участи. Она поднялась на палубу, заваленную различным хламом. То, что она узнала от немногочисленного экипажа, повергло ее в настоящий ужас. Моряки, несмотря на все слухи о предстоящей утилизации, продолжали ремонт парусника и жили на борту, как на последнем редуте. «Пока мы здесь, корабль никто не посмеет тронуть», — услышала она. «Что делать, как помочь?» — мысль стучала в висках всю обратную дорогу в Москву.
Кино — великая сила!Прямо с вокзала, позвонив Кармену, Ада явилась к нему домой. Закончив взволнованный рассказ, выпалила: «Я хочу сделать про них фильм!» И столько решительности было в этой, весьма наглой для второкурсницы, фразе, что педагог проникся, отыскал в каком-то особом справочнике телефон минист-ра рыбной промышленности СССР Александра Ишкова, человека властного, решительного, считавшего себя безраздельным хозяином своей отрасли. Выслушав комплименты от знаменитого кинодокументалиста, министр растаял, а когда узнал, что речь идет всего-то о продлении на несколько месяцев, пока пройдут съемки, жизни подведомственного парусника, твердо пообещал, что, пока молодая кинематографическая поросль будет творить на борту, — ни одна гайка не пойдет в утиль. На том и порешили; Ада Салтыкова начала готовиться к съемкам. Работать было непросто. За всем процессом, неоднократно вмешиваясь, наблюдал некий, приставленный заводом человек. Он очень боялся, что в кадр попадут секретные причалы и корабли — завод-то военный! Свободнее творческая группа чувствовала себя внутри — в трюме, в каютах, где измаявшиеся от неизвестности моряки буквально распахивали перед объективом свои души. Семнадцатиминутный черно-белый фильм, получивший название «Кому нужны паруса?» (его и сегодня несложно найти в интернете), вышел острым, пронзительным. Сюжет был построен на заочном споре противников сохранения «Седова», мечтавших переоборудовать его в шикарный плавучий ресторан, и моряков, доказывавших необходимость учебного парусного флота для будущего, для тех мальчишек, что еще только мечтают о море. И очевидно, на чьей стороне были симпатии молодого автора, уже видевшей впереди продолжение киноработы на паруснике после того, как тот снова выйдет в море. Но во ВГИКе фильм не понравился начальству, не дохнуло на него с экрана героикой трудовых будней советского народа, не вписывался «ржавый пароход» в исторический путь к коммунизму. И даже Кармен, одобривший работу своей ученицы, мало чем мог помочь… Помог случай, благодаря которому картина попала на кинофестиваль в Лейпциг, где получила первый приз в своей категории. А дальше Ада вспомнила о своем знакомом журналисте, который работал в газете «Правда». Звали его Тимур Гайдар, он к тому времени уже полностью вышел из тени своего знаменитого отца, был морским офицером, заведовал в редакции военным отделом. Он-то и сумел устроить прямо в редакционном кинозале просмотр этого фильма, на который прибыла вся редколлегия. Крик женской души, умолявшей сохранить парусник, отозвался через несколько дней на газетной полосе мощной статьей Гайдара, в которой тот не оставил камня на камне от аргументов скептиков парусного учебного флота. Что такое в те годы было выступление «Правды», помнят по сей день и старые журналисты, и представители тогдашней партийной номенклатуры. Вопрос был решен однозначно, «Седов» начали активно ремонтировать, и в 1981 году он вышел в море. Однако после прибытия в новый порт приписки — Ригу — почти весь ленинградский экипаж во главе с отстоявшим весь ремонт капитаном Владимиром Роевым был списан с судна, на их место нашлись местные, блатные кадры. Еще бы — ведь предстоял рейс в Данию, а это капстрана со всеми вытекающими из нее валютно-вещевыми преференциями. Весь срок ремонта капитан Роев поддерживал энтузиазм экипажа, повторяя свою любимую фразу: «Спасешь корабль — и сам жить останешься». Увы, спасенный корабль ушел в море без них. Один из боцманов так остро переживал эту несправедливость, что не выдержал, покончил с собой. Сам Роев после этого случая тяжело заболел и через несколько лет скончался, так больше и не поднявшись на мостик. Режиссер Ада Салтыкова, уже ставшая к тому времени Адой Лазо, добившаяся возможности выйти в тот рейс и снять счастливое окончание всей эпопеи, узнала о случившемся лишь перед самым отходом судна, когда прибыла со своей съемочной группой в Ригу. Фильм они сделали, средства, выделенные Минрыбхозом, нужно было отработать. Но в кадре были только курсанты. Никакие силы не могли развернуть камеру Ады Лазо к новому экипажу… Валерий Василевский | |||
В Крыму допросили замглавы Меджлиса и провели обыск в его доме Posted: 28 Mar 2015 03:01 AM PDT В Республике Крым допросили первого заместителя главы Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джеляла и провели обыск в его доме, сообщает «Крым. Реалии». Следователи обыскивали дом Джеляла в селе Первомайском Симферопольского района около часа. Как рассказали изданию очевидцы, следователи ничего не изъяли из дома. Однако глава Центризбиркома Курултая Заир Смедляев сообщил, что у члена Меджлиса все же забрали телефон. Сам Нариман Джелял заявил журналистам, что не может раскрывать подробности следственных действий, поскольку он дал подписку о неразглашении информации. Он добавил, что не имеет претензий к следователям.
Глава ЦИК Курултая пояснил изданию, что обыск связан с «делом крымских татар» о событиях в Крыму 26 февраля 2014 года. По словам Смедляева, зампред Меджлиса стал свидетелем по этому делу. До этого Наримана Джеляла около пяти часов допрашивали по указанному уголовному делу. О вызове в СК на допрос Наримана Джеляла стало известно только сегодня утром. По данным «Крым. Реалии» сегодня в СК вызвали крымскотатарского активиста Асана Чарухова, которого в начале марта допрашивали по делу о событиях прошлого года. 23 марта следователи допросили по «делу крымских татар» новоизбранного заместителя председателя Меджлиса Ильми Умерова.
Напомним, что по «делу крымских татар» проходят пятеро фигурантов: один из лидеров Меджлиса Ахтем Чийгоз, а также четверо активистов м Асан Чебиев, Эскендер Кантемиров, Талят Юнусов и Эскендер Эмирвалиев. Следователи инкриминируют им обвинения либо по части 1, либо по части 2 статьи 212 УК РФ (организация и участие в массовых беспорядках соответственно). По версии следствия, во время столкновений у здания Верховного совета Крыма представители крымскотатарского Меджлиса призывали к беспорядкам, а крымскотатарские активисты участвовали в них. Отметим, что речь идет о событиях на полуострове за три недели до присоединения Крыма к России. Тогда у здания крымского парламента произошли столкновения между сторонниками и противниками новых украинских властей. В числе первых были также крымские татары, среди вторых — пророссийские активисты. |
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты» To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий