понедельник, 9 марта 2015 г.

Тема дня

Тема дня


В Кремле прокомментировали награждение Кадырова орденом Почета

Posted: 09 Mar 2015 10:44 PM PDT

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал совпадением награждение главы Чечни Рамзана Кадырова орденом Почета через несколько дней после гибели оппозиционера Бориса Немцова.

«Оформление наградных документов идет несколько месяцев», — пояснил Песков РБК.

Накануне стало известно, что президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Рамзана Кадырова орденом Почета «за трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу».

Награждение Кадырова прошло на фоне его заявлений о том, что подозреваемый в убийстве российского оппозиционера Бориса Немцова Заур Дадаев является «настоящим патриотом России».



Читайте также:

Кадыров проведет собственное расследование причастности к убийству Немцова бывших сотрудников чеченской полиции Заура Дадаева и Беслана Шаванова, которых хорошо знал лично


Борис Немцов был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту. Политика убили четырьмя выстрелами в спину.

Окно в природу стало шире

Posted: 09 Mar 2015 12:02 PM PDT

С 28 февраля и до 5 апреля  проходит фестиваль «Золотая черепаха» — крупнейшее культурное эколого-просветительское мероприятие о дикой природе, не имеющее аналогов в мире. Это не только известный фотоконкурс с невероятными снимками дикой природы, в рамках фестиваля проводятся различные семинары и мастер-классы с обсуждением особенностей съемки дикой природы, дискуссии о правилах и этике взаимодействия с природой. На фестивале представлены различные проекты общественных организаций и всемирных экологических фондов, организован кинопоказ и детская программа. В этом году фестиваль проводится уже девятый раз, площадки одновременно откроются в Москве — в Музее Москвы, и в Санкт-Петербурге — в здании лофт-проекта «Этажи».



Другие фотографии.

Тень

Posted: 09 Mar 2015 11:11 AM PDT

Так умер Шибанов, стремянный.
А. К. Толстой

Страшна не сама по себе хренотень
В российских редеющих кущах,
Но то, что ложится зловонная тень
На восемь веков предыдущих,
С их русской идеей про русский Эдем,
С их вечной Вандеей, владеющей всем,
Со всеми мечтами и снами,
Которые кончились нами.

На карту поставлены реки, леса,
Просторы с ветрами, полями,
История вся и поэзия вся —
Никак не уйти в пополаме!
Под знамя поставлены Пушкин, Колчак,
Романовы, Сталин и старший Собчак,
И жертвы, и те, что пытали,
Скрываются в общем портале.

Не сам ли Державин, державен и хвор,
Был предан престолу без лести?
Не Пушкин ли молвил, что все это спор
Славян меж собой — и не лезьте?
Не Сталин ли нам возвратил РПЦ?
Не Жуков ли с нами во вражьем кольце?
Под ними трещащая льдина,
На ней они все заедино.

…У нации тоже случается рак —
Поистине худший из раков;
Стоял у истоков его не дурак,
А чинный мыслитель Аксаков.
Языков, Самарин, Попов, Хомяков
Писали на лучшем из всех языков —
Не их ли ветвистые фразы
Пустили в него метастазы?

Все было — и Грозный, и глад, и Бирон,
И пытки, и бунты с коммуной,
Но вызовы, лезшие с разных сторон,
Сжирались системой иммунной.
Но время себя ухватило за хвост,
А клетки решили, что рак — это рост,
И все накрывается крепкой,
Рехнувшейся раковой клеткой.

Историю русскую, выскажем вслух,
Венчает не птица, а крыса.
Так дух нибелунгов и Шиллера дух
Когда-то нацизмом накрылся,
Легенда о Фаусте так умерла
В тени хакенкройца, под сенью орла,
И фюрером кончился Дюрер,
И Лютер от этого умер.

Ужасен злодей, но ужасней дебил,
Парашливый пафос острожный.
Хоть Пушкина Сталин еще не добил —
Теперь его шансы ничтожны.
Чего там — и Тютчев, и Блок, и Толстой
По полной вложились в текущий отстой,
А Федор Михалыч особо —
Такая в нем буйствует злоба.

Тут все состояло из двух половин —
Из ангелов и негодяев;
Читались, допустим, не только Ильин,
Но также и Франк, и Бердяев;
Однако в процессе стремленья на дно
Все эти тенденции слиплись в одно,
А жажда покоя и воли
Сегодня свелась к «Мотороле».

Глядишь ли в окно на весенний пейзаж:
Он скалится алчно и подло.
Сквозь крымскую даль проступает «крымнаш»,
И море предательством полно.
Услышу ли поезд в ночи, например, —
А поезд стучит: ДНР! ЛНР!
Вот так побеседуешь с немцем —
А в нем проступает Освенцим.

Люблю амфибрахий, державный разбег!
Сама набегает цитата:
Как ныне сбирается вещий Олег —
Та-та-та, та-та-та, та-та-та.
— Куда ты ведешь нас? Не видно ни зги!
Шибанов молчал из пронзенной ноги.
Случайно средь шумного бала
Шипя между тем выползала...

Пространство, родство, большинство, торжество,
Горючая жидкость и рухлядь
Но что нам останется после того,
Как эта конструкция рухнет?
Как только эпоха свершит самосуд,
Название «русский» к чему отнесут?
Ведь все эти рожи, о Боже, —
Развитье традиции тоже?

…Как только рассеялся черный туман,
Тогда, в назиданье внучатам,
Остатки спасти вознамерился Манн,
И «Фаустус» был напечатан.
По правде сказать — ничего он не спас:
Остался от фауста ржавый каркас.
В преддверьи последнего часа
У нас уже нет и каркаса.

Вот в это уперлись слова и дела
Искателей правды и света.
Победа — их общей победой была,
И общим вот этим — вот это.
Меня утешает лишь то, что иду
Ко дну в этом общем бескрайнем ряду,
Где все как в наброске любимом —
Россия кончается Крымом.

Дмитрий Быков
обозреватель «Новой»

Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам

Posted: 09 Mar 2015 10:07 AM PDT

Художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров выступил в защиту новосибирской постановки оперы Вагнера «Тангейзер» и обратился к группе священнослужителей, которых «одолевает цензурный зуд». Обращение режиссера, опубликованное в фейсбуке актрисы Варвары Туровой, 10 марта будет направлено в Новосибирский театр оперы и балета, Следственный комитет РФ по Новосибирской области и в областную прокуратуру.

По мнению Марка Захарова, вмешательство священнослужителей в область искусства недопустимо.



«Было бы хорошо, если бы эти наши церковные деятели — те, кого сегодня одолевает цензурный зуд, пересмотрели нормы взаимоотношений одного земного учреждения с другими — отношения церкви с театром, кинематографом, выставочными залами и проч.», — пишет режиссер.


Как подчеркнул Марк Захаров, история с обвинениями, выдвинутыми против оперы «Тангейзер», кажется ему «не только абсурдной, но и вопиюще опасной».

Вчера в открытом письме, опубликованном на Colta.ru в поддержку постановки «Тангейзера» также выступил дирижер Владимир Юровский.

«Театр, как и любое другое живое искусство, не может жить догмой, тем более религиозной догмой», — уверен дирижер. Он призвал прекратить дело, возбужденное против режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина, сославшись на 14 статью Конституции РФ («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»).

В пятницу, 6 марта, на сайте Change.org начался сбор подписей в защиту постановки оперы. Петицию, требующую прекратить судебное разбирательство в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, подписали уже более 44 тысяч человек.

Ранее постановку оперы поддержали председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, худрук МХТ имени Чехова Олег Табаков, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, президент Гильдии театральных режиссеров России Валерий Фокин, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, худрук Театра Наций Евгений Миронов, худрук Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков и другие.

Напомним, против Кулябина и Мездрича возбуждены административные дела по статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики». Поводом к возбуждению дела стало обращение в прокуратуру и территориальное отделение Следственного комитета митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Священник обвинил директора театра и режиссера-постановщика в антиконституционном «разжигании религиозной вражды», унижении и оскорблении чувств верующих.

В проведении независимой искусствоведческой и религиоведческой экспертизы оперы суд отказал. Рассмотрение административного дела в отношении Кулябина перенесли на 10 марта.

Пресс-центр АТО заявил о штурме своих позиций под Мариуполем

Posted: 09 Mar 2015 09:19 AM PDT


Инфографика: пресс-служба АТО / Вооруженные силы Украины

Пресс-центр АТО опубликовал заявление о грубом нарушении сепаратистами минских договоренностей, которые утром 9 марта начали штурм украинских позиций в поселке Широкино под Мариуполем.

«Используя 120-мм минометы, танки, пехотные подразделения, террористы боевыми действиями пытаются вытеснить наши подразделения из поселка Широкино... Все атаки врага отражены. Бой продолжалется», — рапортует пресс-центр АТО.

Утром военная ставка Киева сообщила о многократном нарушении режима тишины со стороны сепаратистов и о применении ими беспилотников.

«За прошедшие сутки наши военно-воздушные силы зафиксировали 9 самолетов противника», — говорится в сообщении пресс-центра АТО.

По подсчетам Штаба АТО, сепаратисты 16 раз открывали огонь за прошедшие сутки.

От обстрелов больше всего пострадал поселок Пески, сообщает Штаб АТО, также под ударом находились населенные пункты Опытное, Красногоровка, Водяное, Авдеевка и Троицкое. Напряженная ситуация сохраняется и вблизи поселка Широкино.

В начале марта состоялись телефонные переговоры лидеров «нормандской четверки». Владимир Путин, Ангела Меркель, Франсуа Олланд и Петр Порошенко обсудили ввод миротворческих войск на территорию Донбасса, а также дальнейшее твердое соблюдение Минских соглашений, подписанных 12 февраля.

Рамзан Кадыров стал кавалером ордена Почета

Posted: 09 Mar 2015 08:16 AM PDT

Орден Почета / Wiki

Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении российских политиков, спортсменов, чиновников и общественных деятелей, отметив их вклад в развитие страны или особые заслуги. Среди награжденных есть и фамилия главы Чеченской распублики Рамзана Кадырова — он стал кавалером орден Почета с формулировкой «за трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу».

Документ появился на официальном портале правовой информации в понедельник, 9 марта, однако датирован 8 марта. В списке более сотни человек.

Вместе с Рамзаном Кадыровым орден Почета получили еще трое человек. Это механизатор из Тюмени, генеральный директор «Газпром трансгаз Сургут» и митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Среди известных кавалеров ордена фигурирует олимпийский чемпион Евгений Плющенко.

Орден Почета — восьмиконечный крест, изготовленный из серебра, покрытого эмалью. В центре ордена — двуглавый орел.

Алексей Навальный нашел брата в орловском СИЗО

Posted: 09 Mar 2015 06:06 AM PDT

Олег Навальный, брат Алексея Навального, отбывающий срок по «делу Ив Роше», нашелся в СИЗО города Орла. Об этом Алексей Навальный сообщил в своем Twitter.

ФСИН Орловской области, а еще ранее — адвокат Олега Навального Кирилл Полозов уже называли орловскую колонию в качестве места прибытия осужденного, однако номер колонии не назывался, потому что Навальный еще не был туда доставлен. Официально номер колонии неизвестен до сих пор, однако, по данным «Открытой России», Олег Навальный может оказаться в ИК №5, что в поселке Нарышкино Орловской области.

3 марта Мосгорсуд отказал Олег и Алексею Навальные в амнистии по экономической статье, поскольку они не возместили ущерб по «делу Ив Роше». В феврале во время апелляции суд оставил в силе приговор Олегу Навальному, но снял с Алексея штраф в 500 тысяч рублей.

Напомним, Олега и Алексея Навальных признали виновными в хищениях в «Ив Роше Восток» и Многопрофильной процессинговой компании. 30 декабря 2014 года Олега Навального приговорили к 3,5 годам в колонии общего режима, а Алексея Навального осудили на 3,5 года условно.

Меркель выступила за диалог с Россией при сохранении санкций

Posted: 09 Mar 2015 04:11 AM PDT

Канцлер Германии Ангела Меркель во время официального визита в Японию заявила, что выступает за сохранение санкций против России. Об этом сообщает Интерфакс, со ссылкой на японские СМИ.

Канцлер Германии отметила необходимость продолжать диалог с Россией и пытаться найти выход из кризиса дипломатическим путем, а также похвалила правительство Японии за поддержку санкций Евросоюза, наложенных на Россию из-за Крыма и последующих за этим военных действий на востоке Украины.

Сегодня же в интервью The New York Times председатель Европейского совета Дональд Туск рассказал, что Европа не готова к усилению санкций, потому что «достичь консенсуса между 28 странами, причем не просто странами, а демократическими государствами, очень сложно».

По словам председателя Евросовета, некоторые европейские политики надеются на то, что Россия поменяет политику в отношении украинского кризиса, но сам Туск «более скептичен».

На встрече глав МИД ЕС 7 марта мнения политиков насчет ужесточения санкций против России разделились. Большинство министров выступили за ужесточение санкций в случае нарушения перемирия в Донбассе. В то время как некоторые политики отметили, что новые санкции не нужны.

Ранее президент США Барак Обама продлил действие антироссийских санкций на год до 6 марта 2016 года.

Дадаев взял на себя организацию убийства Немцова и назвал мотив

Posted: 09 Mar 2015 03:08 AM PDT

Источник «Росбалта» в правоохранительных органах рассказал о том, что чеченец и бывший полицейский Заур Дадаев, арестованный фигурант по делу об убийстве Бориса Немцова, фактически взял на себя организацию преступления и сразу после задержания назвал мотив, отказавшись от права на защиту.

Мотивом Дадаева к убийству политика якобы стали высказывания Немцова относительно ислама, пророка Мухаммеда и карикатур Charlie Hebdo, которые набожный мусульманин Дадаев не вынес, решив отомстить.

«Поэтому каких-то громких разоблачений или задержаний в рамках расследования ждать не стоит», — прогнозирует источник «Росбалта» ход расследования убийства.

Всего по делу задержаны и арестованы пятеро. Ссылаясь на показания Дадаева, «Росбалт» сообщает, что организатором был один он, а остальные четверо «проживали в московском регионе и знали город», и Дадаев привлек их к этому.

Известно, что признательные показания Дадаев дал сразу после задержания. Тогда же он рассказал, что с января 2015 года знал о негативных высказываниях Немцова в адрес мусульман и пророка Мухаммеда.

8 марта Басманный суд Москвы арестовал Заура Дадаева и Анзора Губашева как обвиняемых в убийстве Бориса Немцова. Арестованы еще трое подозреваемых: брат Анзора Губашева Шагид, Тамерлан Эскерханов и Хамзат Бахаев.

Глава Чечни Рамзан Кадыров вечером 7 марта прокомментировал серию арестов по делу Немцова. В своем Instagram он заявил, что хорошо знал лейтенанта Дадаева «как натоящего патриота России». Кадыров рассказал, что Заур Дадаев неоднократно проявлял мужество в боях с бандами террористов, за что был награжден орденом Мужества, медалями и благодарственным письмом самого Кадырова. Глава Чечни упомянул, что религиозность Дадаева хорошо известна в Чечне и что Дадаев «был потрясен действиями Шарли и комментариями в поддержку карикатур».

Еще один подозреваемый 7 марта подорвал себя гранатой при задержании в Грозном. Задержание проходило в жилом доме, подозреваемый был «блокирован» в своей квартире. Кроме него больше никто не пострадал. Кадыров в том же заявлении назвал имя и этого подозреваемого. Это якобы Беслан Шаванов, которого глава Чечни также назвал «храбрым воином». Кадыров объявил, что проведет свео расследование причастности Дадаева и Шаванова к убийству Бориса Немцова.

«В нынешних конфликтах стороны всегда ищут опору в понятии «патриотизм»

Posted: 09 Mar 2015 01:06 AM PDT

Лекция Сергея Адамовича Ковалева на собственном юбилее в международном центре «Мемориал».


Фото: Александр Вильф / РИА Новости

7 марта отметил своё 85-летие Сергей Адамович Ковалев, — ученый, правозащитник, диссидент, политзаключенный, депутат.

Вообще-то день рождения был второго марта, но после убийства Бориса Немцова, накануне похорон юбилеи были невозможны. Вот и теперь — девять дней. Начали с минуты молчания…

Собрались в «Мемориале», почему — понятно: Сергей Ковалев — председатель Российского «Мемориала». Мы вместе немыслимо долго, больше четверти века. Было разное, но и победы, и утраты, и прорывы, и затянувшиеся арьергардные бои у нас — общие. Рядом с Ковалевым за это время встали, выросли, новые люди.

Был 1995-й, был Грозный, была депутатская команда, спасавшая людей на чеченской войне. То, что они сделали, было круто. В Буденновске были спасены полторы тысячи заложников. Тогда удалось остановить войну, — хотя бы на какое-то время. Именно за Буденновск Сергей Адамович получил орден Почетного легиона. Не российскую награду. Но, по «гамбургскому счету», Сергей Ковалев, Валерий Борщев, Олег Орлов, отсутствовавший на юбилее Юлий Рыбаков, ушедший от нас Михаил Молоствов, — они и есть настоящие герои России. Все, кто ездил «на Юг», называли себя «группой Ковалева». Хорошее было время…

Но всё изменилось. Маятник времени поначалу шел вперед, потом начал обратное движение. Насколько — никто предсказать не мог.

Лет пятнадцать назад Ковалев, говоривший об опасности путинского правления, казался многим пессимистом. Правда, тогда он еще говорил, что Россия вряд ли сравнится с лукашенковской Беларусью, — так ведь превзошли! Нам не удалось сделать то, для чего создавался в «Мемориал», то, что мы назвали своей миссией: не допустить возвращения тоталитарного прошлого. Да и хранить память о прошлом тоже удается с трудом: «Пермь-36» становится музеем работников ГУЛага.

Чествования Адамыч не жалует. Это была лекция — так же, как пять, десять, пятнадцать лет назад. Добротная, скажу вам, лекция, — как всё, что Ковалев пишет (сам без каких-то «помощников»!), интересная, неожиданная, но доступная продвинутому старшекласснику.

Юбилей — повод оценить пройденный путь. Но человек отвечает не только за сделанное. Не только за дела. Но и за слова — когда сделать ничего нельзя. И за мысли — когда нельзя раскрыть рот. Когда-то слова, — «Хронику текущих событий», ответственность за выпуск которой взял на себя Ковалев, — высоко, десятью годами лагеря и ссылки, оценила советская власть. Публицистика Сергея Адамовича последних десяти лет — не хуже. Что он еще раз подтвердил этой своей лекцией.

Доклад этот, пожалуй, одобрил бы и такой нелюбитель «либералов», как Стас Маркелов: «Патриотизм как диагноз» — так называлась статья, включенная им в «Красную книгу «Антифа». «Наше отечество — всё человечество»: сам того не зная, Ковалев почти повторил лозунг антифа, — людей, на десятилетия, на поколения моложе.

Сергей Адамович на самом деле возвращается не полвека назад. Тогда он был ученым, биологом. Чтобы обсуждать этот новый доклад, надобно перечитать пару томов Александра Маркова (по совпадению, Дмитрий Зимин как раз подарил юбиляру этот двухтомник).

В завершение Юлий Ким спел песню, написанную в конце 70-х, когда Ковалев сидел в Пермских лагерях и Чистопольской тюрьме:

Куда ты скачешь, мальчик,
Кой черт тебя несет?
И мерин твой хромает,
И ты уже не тот.
«Да что за беда, да что за беда,
Да что за беда, ей-богу!
Поеду понемногу,
Авось да повезет!»
Чего ты ищешь, мальчик?
Каких таких забав?
Цветочки все увяли,
А травку съел жираф.
«Да что за беда, да что за беда,
Да что за беда, ей-богу!
Поеду понемногу,
Хотя во всем ты прав, а я не прав!»
Куда ты скачешь, мальчик?
Темно уже в лесу.
Там ходят носороги
С рогами на носу.
«Да что за беда, да что за беда,
Да что за беда, ей-богу!
Поеду понемногу,
Хоть кости протрясу!»
Куда ты скачешь, мальчик?
Куда ты держишь путь?
Всю жизнь ты то и дело
Скакал, а толку чуть!
«Да что за беда, да что за беда,
Да что за беда, ей-богу!
Поеду понемногу.
Куда? Куда-нибудь!»
Путь продолжается…

Александр Черкасов,
глава Правозащитного центра «Мемориал»

ЗАМЕТКИ КО 2-му МАРТА 2015 года

Предварительное замечание. Мне советовали продемонстрировать старческую мудрость и не скатываться в банальные обличения власти и её персоналий. Ну, насчёт мудрости посмотрим. Мой давний руководитель, Израиль Моисеевич Гельфанд, учил: «Нельзя наниматься в мыслители». А что до обличений, я с благодарностью принимаю совет. Я и сам к этому склонялся.

Свобода мнений, даже отвратительных, как говорил Вольтер, предполагает их обсуждение. Но у режима нет мнения, одни скверные поступки.

У Ленина были мнения. И у Гитлера тоже. Они открыто превозносили ненависть (классовую или расовую, не всё ли равно?), насилие. Они не скрывали своего отношения к «предрассудку нравственности». Отвратительная, точно выраженная, точка зрения.

Наш режим не открывает мотивов и правил своей игры. Он не говорит, вслед за Геббельсом, что ложь естественный, полезный политический метод. Он просто утверждает: Крым не был аннексирован, ему дали убежище от «бандерофашизма». Невозможно отозвать из Донбасса солдат и не поставлять оружия, потому, что наших солдат и оружия там нет.

Совсем недавно кумир наших соотечественников оправдал вторжение Советской армии в Афганистан. Он не сказал: убийство своего союзника вместе с его роднёй, приближёнными, прислугой — нормальный политический приём. Это подразумевается: дескать, все так делали и делают, нам нечего стыдиться.

Вероломное убийство было. Эти наклонности остались. А мнения нет. Зачем обсуждать то, чего не существует?

Введение. Я буду говорить о самой главной причине трудностей, которые стоят на пути международной интеграции. Следовательно, блокируют превращение «универсальных ценностей» из фальшивого лозунга в действенный политический инструмент. Причина эта гнездится в наследуемых фундаментальных свойствах человеческого поведения. Суждения этого рода обычно считают отвлечёнными. Это неверно, они отчётливо связаны с необходимостью поисков новой мировой политической парадигмы, о которой говорили Бор, Эйнштейн, Рассел, Сахаров, по-своему Горбачёв.

Прямо или косвенно в их мнениях выступил необычный до сих пор субъект политической жизни — человечество. В отличие от остальных, Андрей Дмитриевич обозначил направление усилий в этом поиске, хотя невысоко ценил свои попытки.

Х х х

В нынешних обильных мировых конфликтах стороны всегда ищут опору в понятии «патриотизм». Это и мотивы, и оружие противников, потому, что в общественном сознании «патриотизм» антоним «предательства». Заметим, оба понятия, насыщенные эмоциями, не имеют ни малейшего правового оттенка. Это очень удобно для политических спекуляций, но не есть хорошо для добросовестного и точного политического языка.

Действительно, что такое «родина» и что считать определяющими признаками «любви к ней»? Откуда берутся упомянутые эмоции, почему они широко распространены и устойчивы? Изложу некоторые соображения.

Детально изучены сложные наследуемые (записанные в геноме) формы поведения животных. Инстинкты насекомых и импринтинги птиц, поведение целого муравейника или пчелиного роя описаны в блистательной литературе. Врождённые элементы поведения присущи и млекопитающим. Понятно, что прежде всего у приматов, поведение усовершенствовано обучением (впрочем, сама способность учиться — заведомо врождённый признак.) Элементы наследуемого поведения есть и у человека. Жаль, что я не могу говорить об этом подробнее.

Чтобы сохранить жизнь и потомство, в суровом дарвиновском мире не обойтись без врождённого адаптивного поведения. Каждый участник жестокой игры наделён врождённой осторожностью, боязнью незнакомого. А для верности и злобой. Одарён трусливой и злобной ксенофобией, как сказали бы теперь. Каждого могут сожрать, да и он не прочь сожрать кого-то.

Это лишь одна сторона дела, есть и другая: живые существа объединены бОльшими или меньшими коллективами. Стадо, стая, прайд, выводок, (почему не племя?), выгодны особи. Они помогают ей, а, значит, и виду, выживать и размножаться. Потому надлежит закрепить в геноме тягу к «своим» и стремление подражать им. (Замечу, что эта, вторая, особенность врождённого поведения, вероятно, лежит в основе непременной иерархичности животного коллектива. Но она же, по-видимому, причастна к происхождению того, что назовут «альтруизмом».)

Итак, нельзя обойтись без врождённого подчинения аксиоме — держись «своих» и берегись «чужих». Это бессознательное поведение — база последующего накопления бесценного индивидуального опыта. Видимо, обе названные особенности такого поведения — жёстко сцепленные признаки. Но подробности неуместны, да и не моё это дело.

Давно уже понятно, куда я клоню, какое отношение к патриотизму имеют эти наспех сообщённые соображения из области дарвинизма и генетики. Я уверен, что патриотизм — рудиментарный признак. Рудимент, это признак, унаследованный от далёких предков всеми потомками, но утративший в процессе эволюции своё значение. Например, глаза у пещерных рыб или крота, червеобразный отросток у человека, доставляющий ему только хлопоты при аппендиците. (Случаются ещё атавизмы, изредка выскакивающие у отдельных особей, такие, как шерсть на лице, или хвостик из дополнительных копчиковых позвонков у человека.)

Разумеется, речь идёт лишь о двух базовых врождённых свойствах поведения, понуждающих разделить мир на «своих» и «чужих». Это только тёмная подсознательная основа для дальнейшего «человеческого усовершенствования». Ею наделён каждый из нас. Потому патриотизм эмоционально привлекателен без раздумий.

В геноме природа пишет навеки. С этим уже ничего не поделаешь. Но важна двойственность унаследованных основ поведения: тут тебе и ксенофобия, но и доброжелательное предпочтение тут же. Увы, ненависть, прежде всего, к «чужим», а доброжелательность исключительно к «своим». Ну, уж хоть так.

Записанное в геноме, подвластно лишь жёсткой прагматике: «выгодно» — «не выгодно». Этика и Эстетика — не тот язык, на котором говорит природа. Эволюция духа — совсем другая эволюция. Конечно, она рождает понятия, заметно зависящие от запечатлённых в геноме свойств характера, но вовсе не тождественные им. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда».

Попробуем теперь «очеловечить» дары наших животных предков.

Самое простое, впрочем, оставить природу как есть, в первозданном виде. Собственно, в 1513г это, фактически, уже сделал Макиавелли. Мощь и благосостояние государства надлежит создавать и защищать любыми средствами, без каких-либо ограничений. Вот вам патриотизм в самом сильном и распространённом, благодаря подлинной натуральности, виде. Хочешь жить, не умствуй, будь в стае (теперь это называется государство) и научись скалить зубы на другие стаи. Получишь награду за верность.

Сейчас не говорят так грубо. Сейчас рудимент причёсан и приодет, закамуфлирован высокопарными словами. Неприлично сказать: «цель оправдывает средства». Взамен принято рассуждать о геополитике, сфере государственных интересов и проч. Иными словами, интеллигентно переизлагать простака Макиавелли.

Нет нужды доказывать, как непринуждённо использует власть этот преобладающий, «первичный», если можно так сказать, патриотизм. Любая власть, отнюдь не только наша.

В самом деле, нет ничего проще, нежели зачислить по разряду нравственности свойство, от рождения присущее каждому. Какие же у каждого могут возникнуть возражения? И тогда власть, патриот по определению (иное невозможно, поскольку стадо обязательно иерархично), приобретает моральный авторитет и добивается единства с большинством подданных. Мы прямо сейчас видим это воочию. Кремль цинично доводит толпу до беснования и может принимать любые решения и законы. Эти приёмы были испытаны Сталиным и Гитлером. К чему они неизбежно ведут мы видели 28 февраля.

Чтобы убедиться в незыблемом бытовании этой «животной», формы патриотизма, обратимся к самым талантливым и лучшим.

Вот «Клеветникам России» А.С.Пушкина — гневное обращение к Европе в связи с польским восстанием 1830г. Профессионально сделанное (посредственное, далёкое от пушкинских шедевров), эмоционально насыщенное и, прямо скажем, злобное стихотворение (кстати, предвосхищающее ленинский полемический стиль). А в чём, собственно, его содержание? Что это за особые качества, ограждающие Россию от порицания? Заметим, что повод порицания — столкновение двух патриотизмов: имперского и подавляемого. Какой из них прикажете предпочесть? И какие аргументы доказывают неправоту критиков империи?

А никаких аргументов автору вовсе не требуется. Достаточно отповеди — нас не тронь. В общем, упрёки, похвальба, угрозы. Какова бы ни была наша власть, она наша, и критиковать её наша прерогатива. Потому, вовне — мы с этой плохой властью заодно.

Но стих писал автор «Годунова», «Из Пиндемонти», «Капитанской дочери»! Куда делся гений, когда заговорил шерстистый ген! Однако, Пушкин упрямо возвращается к теме. «..И бунт раздавленный умолк..» — радуется он победе Паскевича в 1831г. Тогда же, в черновике: «..Воскресла греков древних слава … Отбунтовала вновь Варшава …».

«Грекам «можно» восстать против турок: «воскресла слава»… Варшаве же «нельзя» против Петербурга?», удивляется Н.Эйдельман.

Но ещё удивительнее восторженные отклики на пушкинский патриотизм. И чьи же отклики, подумать только!

Чаадаев: «… вот Вы, наконец, и национальный поэт; Вы, наконец, угадали своё призвание…», пишет мыслитель, удостоенный диагноза политической психиатрии.

Лермонтов: «На славу гордую России / Опять, шумя, восстали вы!» Это о «народных витиях», французских парламентариях. И далее: «Поэт, восставший в блеске новом / От продолжительного сна, …». А это уже о Пушкине.

Пройдёт совсем короткое время и, описывая «странности» своей «любви к России», Михаил Юрьевич категорически исключит «славу, купленную кровью» из побудительных мотивов любви. Более того, он напишет: «Прощай, немытая Россия / Страна рабов, страна господ. / И вы, мундиры голубые, / И ты, послушный им народ».

Вот тебе на. Правда, странная любовь. Как же быть с гордой славой России? (Вот уж точно куплена кровью.) Как быть с пробудившимся от сна Александром Сергеевичем, который гневно (и, согласно Лермонтову, поделом) отчитал Европу как раз за оскорбление «страны рабов, страны господ»? Как выйти из этих противоречий?

Да никак; выйти из них невозможно, приходится с этими противоречиями жить. Разделение мира на своих и чужих унаследовано в жестокой борьбе за существование. Оно гнездится в нашей бессознательной эмоциональной сфере. Нельзя избавиться от того, что записано в генах. Но не может ли опыт дать преимущество другой генетической записи? По мере эволюции Homo sapiens мы всё больше размышляем, оцениваем, анализируем — благодаря любопытству, тоже, между прочим, совершенно не случайно записанному в геноме.

Вообразим теперь русского патриота. Он горячо (и не беспочвенно) судит о чужой парламентской болтливости, ханжестве, приземлённом практицизме, и столь же горячо защищает родные обычаи от чуждой критики.

А вот русский умник. Этот обнаруживает в родном краю унизительную покорность голубым мундирам, тогда как в «чужой стае» кое-что оказывается заметно достойнее и полезнее, нежели в своей. Может, эта стая не такая уж чужая? Верно ли мы проводим границу между своими и чужими? И совсем вызывающая идея: нужна ли эта граница, да и существует ли она? Может, разнообразие обычаев внутри нашего вида это его адаптивное свойство? Эта мысль тоже возбуждает горячую эмоциональность. Некорректно замечу: гены, совместно работавшие у предков, у нас вступили в нешуточное противостояние. Вот коренной диссонанс проблемы.

Но патриот и умник, отнюдь не воображаемые персонажи и сосуществуют в одном тесном круге. Да мы только что наблюдали их даже в одной отдельно взятой голове.

Конечно, человек думает о врождённых эмоциях и оправдывает их, как умеет. Или упрямо подавляет их.

Вот яркий патриот Тютчев. Его строки: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить./ У ней особенная стать …» были встречены и горячим одобрением и язвительными насмешками. Но в них, возможно, догадка о тёмной, подсознательной — дочеловеческой — сущности патриотизма? Правда, догадка эта завела великого поэта в дурную сторону; и далеко В спорах с супостатами России он напишет «Русскую географию»: « …Но где предел ему? И где его границы… от Нила до Невы, от Эльбы до Китая, от Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная … Вот царство русское…». Это уж смахивает на патриотизм Чингисхана.

Говоря же о русских умниках, необходимо и достаточно упомянуть Герцена и Лунина, а завершить Толстым.

Герцен ясно и достойно поддержал польское восстание 1863г. Его ли это слова «За вашу и нашу свободу», или он изменил польский лозунг: «За нашу и вашу свободу». Так ли это важно? Важно и печально иное — «Колокол» и его издатель мгновенно потеряли популярность в России и в среде эмигрантов. «Русское свободомыслие головы сталкивается с патриотическим нутром», пишет М.Шишкин. Герцену не простили и слова: «Мысль о перевороте без кровавых средств нам дорога».

Среди декабристов выделялся Лунин. Как всегда, он был независим и одинок. Его позиция: «Россия виновна, но Польше не следовало восставать» (Эйдельман). Конституцию 1815г. Нарушали и цари, и наместники, но она «…давала законные средства протеста против незаконности этих актов…» пишет Лунин. Восстание скомпрометировало « ..принцип справедливого и легального сопротивления произвольным действиям власти», заключает он. В замечательной книге об этом замечательном человеке Эйдельман пишет: «…надо что-то сделать и сегодня. И если не будет прямого результата, так хоть одной чистой душой больше — и то вклад в историю».

Что же, Герцен и Лунин — упорные враги патриотизма, или его модернизаторы? Об этом позднее.

Позиция же Л.Н.Толстого не вызывает сомнения. Он писал о патриотизме, как чувстве «…грубом, вредном, стыдном и дурном, а главное — безнравственном». В «Круге чтения» Толстой познакомил читателей с афоризмом Сэмюеля Джонсона о «последнем прибежище негодяя». На этот счёт до сих пор вспыхивает полуграмотная дискуссия, разжигаемая фанатами интуитивного патриотизма. Она не заслуживает внимания — Толстой всегда ясен. Для правителей патриотизм «орудие …достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение…». Толстой воевал с примитивным патриотизмом и, думаю, мог придти к идее его животных корней. Но счёл этот грех несвойственным народу-богоносцу, а навязанным властью. И в этом был неправ.

Собственно, и ранее Толстого умники отвергали бессознательный патриотизм. Естественно, возникала потребность рационализировать стихийную страсть. И путь облагораживания тут как тут: «чувство к отечеству должно быть в гражданине сильнее чувства к человечеству» — Николай Тургенев. Запомним эти слова. Не станем придираться к неясности понятий. Эта мысль возникала во многих головах, развивалась, и привела к полезным результатам. «Сильное чувство к отечеству» естественно трансформируется в чувство гражданской ответственности. А оно требует критического отношения к отечественной власти и отечественным реалиям. Так сказать, различения «отечества» и «вашего превосходительства». Американцы очень ценят патриотизм. Около каждого пятого частного дома полощется флаг США. Но прислушайтесь к спорам вокруг курса политики, оценки президентов, конгрессменов, судей. То же в других странах Запада.

Согласимся, это даёт полезные результаты. Тогда, казалось бы, естественно и предпочтение «отечества» перед «человечеством». Ведь, даже в сложных обстоятельствах гражданин разберётся легче и глубже там, где живёт, видит всё своими глазами, общается с людьми, которых хорошо понимает. Где всё ему привычно, но события остро его затрагивают.

Наконец, нельзя же вовсе избавиться от эмоционально окрашенной и записанной в генах тяги к своим. Кому это мешает? Как будто бы, всё в порядке. Да не тут-то было.

Этот преображённый, гражданственный патриотизм вдруг оказывается опасным воплощением национального эгоизма. Ведь каждый понимает предпочтение своей страны, как предпочтение её интересов. Всегда ли моя гражданственность способна выйти за пределы этих интересов, сочтя их несправедливо задевающими интересы чужих стран? И откуда взяться такой потребности? Патриотизм по определению, мои отношения с моей страной. Увы, «интересы» и «беспристрастность», понятия разного ряда. «Интересы» и рождают национальный эгоизм. Да и как иначе? Отечественная промышленность создаёт рабочие места, определяет уровень жизни, вместе с властью устанавливает гражданам пенсию. Ну и врождённая ксенофобия, тут как тут. Потому, даже самый строгий критик своей власти к чужой относится ещё хуже.

Непросто отличить национальный эгоизм от эгоизма куда более частного — совокупность частных эгоизмов и составляет национальный. Превращение законных интересов в опасные эгоизмы описал историк Бен Урванд. Стремясь сохранить прибыльный немецкий кинорынок, иные голливудские компании подчинились нацистской цензуре.

Немецкий консул Георг Гисслинг просматривал фильмы этих компаний, настаивал на купюрах, дважды добился отказа от сценария и даже прекращения съёмок. Угодные нацистам правки внесены в «На западном фронте без перемен» (ещё в 1930г.!!), «Три товарища», «Жизнь Эмиля Золя». И даже в чаплинский сценарий «Великого диктатора в 1940-м! MGM покупала специальные немецкие облигации, деньги от которых шли на вооружение. Paramaunnt, MGM, XX Century Fox выпускали пронацистскую документалистику и в декабре 1938-го, после Хрустальной ночи, и в первые дни II Мировой войны.

А в 1938г. Fox направила Гитлеру письмо, кончавшееся словами «Хайль Гитлер! «Запредельная ксенофобия нацизма, подстёгивала американский антисемитизм. Нескрываемо профашистски и антисемитски настроенный Линдберг оказался даже соперником Рузвельта в президентских выборах 1940г.

Итак, нам только казалось, будто мы одолели интуитивный, древний патриотизм. Но гены не обманешь. Как быть? Думаю, что есть только один выход — поменять местами «отечество» и «человечество» в формуле Николая Тургенева. (Помните — какое чувство, при выборе этих двух объектов, должно быть сильнее.)

Осуществить такую смену мест, хотя бы в собственном сознании, невероятно трудно. Нужны мучительные, долгие размышления, чтобы уговорить наследственную ксенофобию и твёрдо заключить: человечество неделимо, и благо каждого «отечества» заключено во благе «человечества»; нигде больше.

Непросто почувствовать себя единым целым, например, с исламскими фундаменталистами. Безграмотная толпа, объятая исступлённой злобой. Её разжигают фальсификаторы собственной религии, успешно захватывающие ислам. За ними миллионы фанатиков.

Неизменной надеждой остаётся Евроинтеграция — первый практический шаг к единому человечеству. Исторические цели Евросоюза не терпят суеты. Но думают ли его руководители уже сейчас об этих целях? Сомнительно, но нет времени подробней говорить об этом.

Список злобных противостояний, разделяющих человечество, неисчерпаем. Возможно ли с этим сделать хоть что-то? Скорее всего, невозможно. А вот надлежит ли пытаться, это совсем другой вопрос.

Х Х Х

Нужно признать, что перспективы переключения внимания с «Отечества» на «Человечество» не радуют. Между тем, это переключение назрело — и под давлением кровавой грызни «Отечеств», и в результате грозного приближения глобальных, общих для всех нас, опасностей.

Политики вовсе не годятся для содержательной работы на отдалённое будущее — у них другая специальность. Они не умеют говорить на адекватном этой проблеме языке. Нельзя упрекать их — кто-то же должен пытаться разумно и достойно действовать сегодня.

Но воюя за власть, или оппонируя ей, они добывают голоса обывателей, отнюдь не мыслителей.

Похоже, что наше отдалённое будущее в руках независимого гражданского общества — т.е. в наших руках. И зависит от упрямого давления на власть. Это немножко радует и очень пугает. Человеку естественно беспокоиться о себе и близких сегодня. Но неестественно задумываться о судьбе отдалённых потомков — ну, вряд ли дальше правнуков. Потому, максима «благополучие каждого гарантировано лишь благополучием человечества» вызывает только иронию (хорошо, если доброжелательную). И поделом. Вот почему, расширение озабоченности на весь вид Homo sapiens — удел весьма немногих, а их влияние на общество ничтожно.

Что же делать? «Делай, что должно, и будь, что будет». Мудрый афоризм успокаивает совесть, но не утешает. Однако же, естествознанию известны случаи, когда малые возмущения приводят к огромному эффекту. Есть основания думать — то же может происходить в обществе. Яркий пример — мировые религии. Не всё потеряно.

Я долго ругал Дарвина и древние гены. Возможно, суровый дарвиновский отбор зачеркнул в генофонде человечества черты характера, которые восхищали бы нас теперь. Что поделаешь. Зато, этой ценой, он сохранил иные проявления гениальности. Откуда взялись бы Ньютон и Пушкин, если бы наш вид не выжил?

Комментариев нет:

Отправить комментарий