суббота, 28 марта 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Светозарный ад

Posted: 28 Mar 2015 07:46 AM PDT

Почему сценаристы сериала «Орлова и Александров» боялись его выхода на экран.

Ни одну премьеру я не ожидала с таким тяжелым сердцем, как эту, — премьеру сериала «Орлова и Александров», сценарий для которого мы написали с Владимиром Сотниковым. И не из-за того предчувствия, которое повергает в отчаяние любого сценариста: ты написал одно, режиссер снял совсем другое, актер сыграл совсем третье, гример сделал лицо актера таким, что хочется зажмуриться при взгляде на экран… Когда сценарист начинает рассказывать, как исказили его гениальный замысел, люди отводят глаза и чувствуют примерно то же, что чувствует взрослая женщина, когда ее кавалер, которого она тоже считала взрослым человеком, начинает ей жаловаться, что его не ценит начальник.

В общем, наши опасения были связаны не с этим ожидаемым злом коллективного творчества. А с тем, что накануне премьеры из различных пресс-релизов мы узнали, что создатели фильма хотели, оказывается, очеловечить Сталина и «придать его образу романтическую нотку». Фильма мы до премьеры не видели, зато видели в последнее время много других фильмов, документальных, а потому в очеловеченного Сталина поверили легко.

Сталина не могло не быть в картине. И потому, что он тиранствовал в то время, когда жили Орлова и Александров, и был главным заказчиком и цензором всех фильмов, которые снимались в СССР. И потому, что его повышенное внимание к Орловой — достоверный факт. Какие между ними были отношения — вот здесь как раз никаких достоверных фактов нет, одни домыслы. Кто-то от кого-то что-то слышал, о чем-то сплетничала вся Москва, кому-то якобы говорила сама Орлова… Изучая для сценария все написанное о ней и об Александрове, мы не раз убеждались в том, что отличить факты от аберрации сознания мемуаристов можно далеко не всегда. Любое событие из жизни этих людей — подчеркиваю: любое — встречалось нам как минимум в трех вариантах, обычно противоречащих друг другу. Причем каждый из этих вариантов зримо или незримо начинался со слов «на самом-то деле».

Они были очень закрытыми людьми, Орлова и Александров, вот что на самом-то деле. Поразительно: будучи публичными персонами, они прожили жизнь так не напоказ, как это мало кому удалось даже из менее известных личностей. Отсюда, видимо, и не прекращающиеся глупые разговоры о том, что их брак был не более чем производственной необходимостью.

И все-таки, что Сталин «неровно дышал» к актрисе, известно. Ее племянница, да и другие современники, вспоминают даже, что, когда однажды Орлову хотели отравить, намазав ядом шипы подаренных ей роз, Сталин посылал в Англию самолет за лекарством для нее. Проверить это невозможно, но поверить в то, что это было возможно, мне кажется, стоит. В общем, было бы странно никак не затронуть эту тему. И мы ее затронули. Написали о том, как исчадие ада, абсолютное воплощение зла возжелало, чтобы женщина не просто отдалась ему — этого Сталин мог бы добиться, вероятно, по щелчку пальцев, — а полюбила его. И о том, что происходило при этом с женщиной, которая любила другого.

Потому мы и ожидали премьеры едва ли не с ужасом: сейчас зрителей заставят обливаться слезами сочувствия к Сталину… Тем более что играет его Евгений Князев — мало я знаю современных актеров, обладающих таким безусловным положительным обаянием. Улыбка Князева — это же почти улыбка Гагарина.

Что можно на этот счет расслабиться, я поняла на третий день показа. В маршрутке. Две пассажирки плавно перешли от сожалений о золотом советском веке к обсуждению телевизионного контента. И тут я услышала:

— А Сталина-то в фильме про Орлову как исказили! Показали какого-то комического старого еврея!

Далее беседа ожидаемо свернула на то, что все зло в мире от евреев, — и я успокоилась. После фильма, к которому мы написали сценарий, сердца поклонников Сталина не забьются от сочувствия к «очеловеченному» убийце.

А от чего забьются? По правде говоря, мы довольно долго не понимали этого, глядя на экран. Хотя и догадывались —  например, по двум эпизодам-клонам: приемка одного за другим фильмов Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин» и «Октябрь». Кипели на съемочных площадках страсти, драматические и комические, бурлила жизнь — а в маленьком просмотровом зале раз за разом, как под копирку, кремлевский горец с ничего не выражающим лицом смотрит на экран, расчетливо дозирует аплодисменты, «а вокруг него сброд тонкошеих вождей» ожидает, какими их услугами он решит поиграть на этот раз. Они же — и на обсуждении фильмов, эти полулюди: то мычат, то мяучат, то хнычут. Чтобы издаваемые ими звуки воспроизвести, мы окунулись во все ушаты, которые были вылиты на Александрова в дни его режиссерского триумфа, и выбрали из них самые яркие кусочки бреда. Но то, как это подано в фильме, — вот это комическое до трэша, пародийное, почти фантасмагорическое бытование зла, — заслуга режиссера Виталия Москаленко, и заслуга, по-моему, неординарная.

И уж совершенно очевидно это становится в том эпизоде, когда «начальник кино» Шумяцкий приводит Александрова в его новую квартиру. Вот тебе сберкнижка с открытым счетом, вот тебе авто с шофером, вот светозарный, будто с картины Юона, вид из окна… И вот вдобавок и встык убийство Кирова, после которого еще очевиднее станет, чем за все эти дивные блага надо платить. Снять этот эпизод именно так, а не в виде обычного производственного разговора о будущем советском Голливуде, придумал режиссер, и мы, сценаристы, без тени ревности ему аплодируем, хотя во многих других эпизодах злимся на его фантазии страшно. И да, кстати: все, кто работал над фильмом, прекрасно помнят, что Кирова убили в декабре, а не светозарным юоновским летом. Это не «адский трэш» — просто режиссер попросил не ожидать от него хроник жизни Орловой и Александрова, их и без этого фильма достаточно.

От ожиданий такого рода больше всего, наверное, страдают актеры. Орлова по-другому улыбалась, у Александрова была другая прическа, Раневская вообще вся была не такая… Конечно, Раневская была не такая. Но, по-моему, Юлия Рутберг создала замечательный образ Раневской, и это максимум того, что нужно было сделать, и я хочу ей об этом сказать. И Анатолий Белый сыграл Александрова феерически — без преувеличения. И Олеся Судзиловская, которую по всем ее ролям трудно было представить в образе Орловой, справилась блестяще. И Алексей Вертков так сыграл Николая Эрдмана, и особенно некоторые его реплики произнес так, что я поняла: не зря мы перечитали все, что сам Эрдман написал в разных жанрах, и все, что вспоминали о нем его современники.

Мы боялись этого фильма. Потому что снимался он в одной стране, а монтировался и вышел на экраны — в совсем другой. И у нас отлегло от сердца, когда мы увидели, что под изменчивый мир этот фильм — со всеми его ляпами и провалами — все-таки не прогнулся.

Татьяна СОТНИКОВА —
специально для «Новой»


Спасешь корабль — и сам жить останешься

Posted: 28 Mar 2015 05:09 AM PDT

Сорок лет назад от «утилизации» барк «Седов» спасла женщина. На днях легендарный парусник вышел в очередную навигацию.

Завтра самое крупное в мире учебное парусное судно — четырехмачтовый барк «Седов», отметивший 14 февраля свою 94-ю годовщину, отправится из Калининграда в очередную навигацию. На борту, как обычно, очередная сотня курсантов, будущих моряков, которым предстоит первая морская практика.

Сегодня немногие помнят о том, что 40 лет назад судьба парусника висела буквально на волоске, а от утилизации легендарное судно спасла горстка моряков и… одна женщина, не имевшая никакого отношения к морю.

Любовь с первого взгляда

Москвичка Ада Салтыкова (Лазо), перепробовавшая к своим 30 годам кучу профессий, все-таки выбрала кино. Документальное, что само по себе уже характеризует человека как серьезного, зрелого и пронзительно вглядывающегося в мир. Далее следует поступление во ВГИК и волшебным случаем попадание на курс Романа Лазаревича Кармена, знаменитого кинодокументалиста, народного артиста и просто замечательного человека, который общался со студентами, как с коллегами.

Кроме кино Ада Салтыкова еще очень любила Ленинград. Там жили родственники, которые давали приют дорогой московской гостье. Питер и сам по себе город романтический, но когда у одного из причалов Ада обнаружила гигантский парусник, державший на своих острых мачтах низкое балтийское небо, — в женском сердце поселилось чувство, в описании которого испокон веку состязались поэты всех времен и народов. Ада влюбилась в этот корабль. От него исходил дух старых морских традиций, жестоких океанских штормов и дальних-дальних стран, о которых советские люди читали только в книжках. И теперь в каждый свой приезд Ада Салтыкова обязательно стремилась на набережную Лейтенанта Шмидта повидаться со своим любимым.

Летом 1975 года Ада, уже второкурсница ВГИКа, снова оказалась в Ленинграде. Знакомая набережная зияла пустотой, «Седова» на ней не было. Увидев мужчин в морской форме, женщина бросилась к ним. Наверное, они прочитали все в ее глазах, у них и самих было скверно на душе оттого что красавец-парусник утащили в Кронштадт и собираются пустить «на иголки». Встретившиеся Аде моряки оказались людьми непростыми, помогли москвичке оформить пропуск в Кронштадт, который в те годы был закрытым городом и добраться туда можно было только по воде. На дальнем заводском причале, в окружении полузатопленных, ожидавших разделки кораблей Ада Салтыкова нашла свои любимые мачты, которые, казалось, грустно поникли, ожидая своей незавидной участи. Она поднялась на палубу, заваленную различным хламом. То, что она узнала от немногочисленного экипажа, повергло ее в настоящий ужас. Моряки, несмотря на все слухи о предстоящей утилизации, продолжали ремонт парусника и жили на борту, как на последнем редуте. «Пока мы здесь, корабль никто не посмеет тронуть», — услышала она. «Что делать, как помочь?» — мысль стучала в висках всю обратную дорогу в Москву.

Ада Салтыкова перед очередным показом фильма

Кино — великая сила!

Прямо с вокзала, позвонив Кармену, Ада явилась к нему домой. Закончив взволнованный рассказ, выпалила: «Я хочу сделать про них фильм!» И столько решительности было в этой, весьма наглой для второкурсницы, фразе, что педагог проникся, отыскал в каком-то особом справочнике телефон минист-ра рыбной промышленности СССР Александра Ишкова, человека властного, решительного, считавшего себя безраздельным хозяином своей отрасли. Выслушав комплименты от знаменитого кинодокументалиста, министр растаял, а когда узнал, что речь идет всего-то о продлении на несколько месяцев, пока пройдут съемки, жизни подведомственного парусника, твердо пообещал, что, пока молодая кинематографическая поросль будет творить на борту, — ни одна гайка не пойдет в утиль. На том и порешили; Ада Салтыкова начала готовиться к съемкам.

Работать было непросто. За всем процессом, неоднократно вмешиваясь, наблюдал некий, приставленный заводом человек. Он очень боялся, что в кадр попадут секретные причалы и корабли — завод-то военный! Свободнее творческая группа чувствовала себя внутри — в трюме, в каютах, где измаявшиеся от неизвестности моряки буквально распахивали перед объективом свои души.

Семнадцатиминутный черно-белый фильм, получивший название «Кому нужны паруса?» (его и сегодня несложно найти в интернете), вышел острым, пронзительным. Сюжет был построен на заочном споре противников сохранения «Седова», мечтавших переоборудовать его в шикарный плавучий ресторан, и моряков, доказывавших необходимость учебного парусного флота для будущего, для тех мальчишек, что еще только мечтают о море. И очевидно, на чьей стороне были симпатии молодого автора, уже видевшей впереди продолжение киноработы на паруснике после того, как тот снова выйдет в море.

Но во ВГИКе фильм не понравился начальству, не дохнуло на него с экрана героикой трудовых будней советского народа, не вписывался «ржавый пароход» в исторический путь к коммунизму. И даже Кармен, одобривший работу своей ученицы, мало чем мог помочь… Помог случай, благодаря которому картина попала на кинофестиваль в Лейпциг, где получила первый приз в своей категории. А дальше Ада вспомнила о своем знакомом журналисте, который работал в газете «Правда». Звали его Тимур Гайдар, он к тому времени уже полностью вышел из тени своего знаменитого отца, был морским офицером, заведовал в редакции военным отделом. Он-то и сумел устроить прямо в редакционном кинозале просмотр этого фильма, на который прибыла вся редколлегия. Крик женской души, умолявшей сохранить парусник, отозвался через несколько дней на газетной полосе мощной статьей Гайдара, в которой тот не оставил камня на камне от аргументов скептиков парусного учебного флота.

Что такое в те годы было выступление «Правды», помнят по сей день и старые журналисты, и представители тогдашней партийной номенклатуры. Вопрос был решен однозначно, «Седов» начали активно ремонтировать, и в 1981 году он вышел в море. Однако после прибытия в новый порт приписки — Ригу — почти весь ленинградский экипаж во главе с отстоявшим весь ремонт капитаном Владимиром Роевым был списан с судна, на их место нашлись местные, блатные кадры. Еще бы — ведь предстоял рейс в Данию, а это капстрана со всеми вытекающими из нее валютно-вещевыми преференциями.

Весь срок ремонта капитан Роев поддерживал энтузиазм экипажа, повторяя свою любимую фразу: «Спасешь корабль —  и сам жить останешься». Увы, спасенный корабль ушел в море без них. Один из боцманов так остро переживал эту несправедливость, что не выдержал, покончил с собой. Сам Роев после этого случая тяжело заболел и через несколько лет скончался, так больше и не поднявшись на мостик.

Режиссер Ада Салтыкова, уже ставшая к тому времени Адой Лазо, добившаяся возможности выйти в тот рейс и снять счастливое окончание всей эпопеи, узнала о случившемся лишь перед самым отходом судна, когда прибыла со своей съемочной группой в Ригу. Фильм они сделали, средства, выделенные Минрыбхозом, нужно было отработать. Но в кадре были только курсанты. Никакие силы не могли развернуть камеру Ады Лазо к новому экипажу…

Валерий Василевский
специальный корреспондент «Новой»
Фото автора и из архива Ады ЛАЗО


В Крыму допросили замглавы Меджлиса и провели обыск в его доме

Posted: 28 Mar 2015 03:01 AM PDT

В Республике Крым допросили первого заместителя главы Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джеляла и провели обыск в его доме, сообщает «Крым. Реалии».

Следователи обыскивали дом Джеляла в селе Первомайском Симферопольского района около часа. Как рассказали изданию очевидцы, следователи ничего не изъяли из дома. Однако глава Центризбиркома Курултая Заир Смедляев сообщил, что у члена Меджлиса все же забрали телефон.

Сам Нариман Джелял заявил журналистам, что не может раскрывать подробности следственных действий, поскольку он дал подписку о неразглашении информации. Он добавил, что не имеет претензий к следователям.






Читайте также: По «делу крымских татар» арестовали еще двух активистов


Глава ЦИК Курултая пояснил изданию, что обыск связан с «делом крымских татар» о событиях в Крыму 26 февраля 2014 года. По словам Смедляева, зампред Меджлиса стал свидетелем по этому делу.

До этого Наримана Джеляла около пяти часов допрашивали по указанному уголовному делу. О вызове в СК на допрос Наримана Джеляла стало известно только сегодня утром.

По данным «Крым. Реалии» сегодня в СК вызвали крымскотатарского активиста Асана Чарухова, которого в начале марта допрашивали по делу о событиях прошлого года.

23 марта следователи допросили по «делу крымских татар» новоизбранного заместителя председателя Меджлиса Ильми Умерова.



Читайте также: Уголовный кодекс и машина времени. По версии следствия, Крым стал «нашим» уже 26 февраля, за три недели до референдума


Напомним, что по «делу крымских татар» проходят пятеро фигурантов: один из лидеров Меджлиса Ахтем Чийгоз, а также четверо активистов м Асан Чебиев, Эскендер Кантемиров, Талят Юнусов и Эскендер Эмирвалиев. Следователи инкриминируют им обвинения либо по части 1, либо по части 2 статьи 212 УК РФ (организация и участие в массовых беспорядках соответственно). По версии следствия, во время столкновений у здания Верховного совета Крыма представители крымскотатарского Меджлиса призывали к беспорядкам, а крымскотатарские активисты участвовали в них.

Отметим, что речь идет о событиях на полуострове за три недели до присоединения Крыма к России. Тогда у здания крымского парламента произошли столкновения между сторонниками и противниками новых украинских властей. В числе первых были также крымские татары, среди вторых — пророссийские активисты.


Крым и Новороссия: войны нет, перспектив — тоже

Posted: 28 Mar 2015 02:01 AM PDT

В Приморском крае эти небольшие поселки появились задолго до известных событий. XXI век они встретили уже в полузаброшенном состоянии.


Фото: Юрий Мальцев / «Новая»

В Крым попасть несложно: едете по трассе Владивосток—Находка, в центре военно-морского города Фокино сворачиваете направо, по указателю с неожиданными словами «Крым» и «Дунай» (Дунай — маленький приморский Чернобыль, здесь в бухте Чажма в 1985-м произошел взрыв на атомной подлодке). Через какие-то шесть километров — вот он, Крым.

Поселок скорее мертв, чем жив. Пара небольших в/ч с вежливыми людьми за заборами — вот, пожалуй, единственное, что здесь не в руинах. А когда-то жили люди, была даже школа… Вместо прокурора Поклонской из полуразбитого трехэтажного дома с табличкой «Крым, 15» выходит местный житель Илья и объясняет, что использует это жилье как дачу, а вообще живет в Фокино, как и остальные крымчане. Поселок несколько лет назад расселили, людям дали жилье в Фокино — местном «Севастополе». Хотя есть несколько человек, принципиально оставшихся в Крыму. Илья — коренной крымчанин — рассказывает о старых корейских фанзах, о довоенных еще частях, о том, чем жили здесь раньше: морем, судоремонтом, флотом… Сейчас ушлые люди разбирают уцелевшие дома на кирпичи.

Бывает к Крыму интерес и другого рода: так, в прошлом году японский режиссер Кумакири Кадзуёси снимал здесь какой-то исторический боевик. Бдительные военные, увидев вооруженных азиатов, штурмующих Крым, выслали группу захвата…

Раньше Крым назывался Шкотово-19, Фокино — Шкотово-17, Дунай — Шкотово-22 и так далее — целая гроздь номерных Шкотово (настоящее Шкотово — в полусотне километров отсюда).

Формально Фокино остается закрытым городом и сегодня, но, поскольку оживленная находкинская трасса проходит прямо через ЗАТО, попасть сюда может любой. В народе Фокино нередко зовут «Тихас» — от прежнего названия «Тихоокеанский».

Что касается Крыма, то история этого названия надежно спрятана в прошлом. Да, здесь крымская широта — но и во всем южном Приморье такая же. Есть байка, что название придумал Хрущев, но это, скорее всего, фольклорные перепевы известной истории о том, как Никита Сергеевич в 1959-м отменил дальневосточные «северные» надбавки, удивившись теплому приморскому октябрю (их потом вернул Брежнев).

Скорее всего, броское имя поселку дали переселенцы с Запада. В Приморье, еще до революции активно заселявшемся украинцами, много таких топонимов: Полтавка, Чугуевка, Тавричанка, Ливадия, Киевка… Да и чему удивляться, если еще в середине XIX века, когда Крымская война докатилась до Тихого океана, адмирал Завойко оборонял Камчатку от англичан и французов.




Колренной крымчанин Илья. Юрий Мальцев / «Новая»

Заходим в руину получше. Внутри находим обрывок карты — кажется, вьетнамской военно-морской базы Камрань. Сувенирный нож с рукояткой в виде слона — явно оттуда же. Роман «Жаркая Кушка». Одна дверь навеки заперта на ржавый замок. На улице — россыпь бутылок из-под растворителя: возможно, здесь варили «химку» (местный курительный наркотик на основе дикой конопли — это вместо крымских вин). Вот уж правда — широта крымская, долгота колымская…

Приморская Новороссия, в отличие от Крыма, выглядит живой. Это село в Шкотовском районе, чуть в стороне от трассы Шкотово—Партизанск (у Арсеньева в описании путешествия 1902 года упоминается «село Новороссийское», а в партизанских донесениях 1919 года фигурирует уже «село Новороссия»). Несколько лет назад Новороссию влили в Центральненское сельское поселение, и буквы на вывеске «Новороссийский сельсовет» уже облупились. Теперь в здании сельсовета — магазин ЧП Боярчук. Боярчуки, объясняет нам хозяйка, из первопоселенцев, прибыли сюда из Волыни еще в XIX веке.


Приморская Новороссия уже была на картах до событий 2014 года. Юрий Мальцев / «Новая»

Ухоженные дома, аккуратные заборы, даже кафе есть — «Магнит», открыто по субботам. Работы в селе нет, поэтому населяют его в основном пенсионеры или дачники из города. Ни школы (к вопросу о проблеме русского языка в Новороссии!), ни детсада — все в Центральном. А когда-то был тут то ли совхоз, то ли колхоз, назывался не то «Победа», не то «Путь к коммунизму» и был миллионером. Сейчас миллионерами становятся не отдельные колхозы, а отдельные люди, один из которых, говорят, и купил совхозный силосный ангар. Неподалеку имелся военный аэродром «Новороссия Западная», ныне заброшенный. В Приморье армия, охранявшая тот самый русский мир, часто выступала в качестве градообразующего предприятия. Теперь от многих военных городков — одни развалины. Вспоминаются и авианесущие крейсеры Тихоокеанского флота с актуализированными вдруг именами «Минск» и «Новороссийск», еще в 90-е проданные на гвозди в Китай.

«Да это было сто лет назад», — отмахивается местная жительница на вопрос о летчиках и колхозе.

Центральная улица Новороссии — Первомайская. Автобусная остановка из традиционных для Приморья железных аэродромных перфорированных панелей. На входе в магазин — объявление: «Антикризисные цены», рядом — еще одно: «Продукты. Химия. Вещи». На силикатной стене — поблекшая угольная надпись: «Новороссия — наш дом». Таксофон. Роскошный индюк. Объявление о скупке кедровой шишки, о продаже меда и перги. Мертвая «шишига» в огороде…




Юрий Мальцев / «Новая»

Шкотовский район с недавних пор вошел и во «Владивостокскую агломерацию», провозглашенную губернатором Миклушевским, и в «свободный порт Владивосток», придуманный президентом Путиным. Много красивых пышных слов, а действительность — вот она: скелеты слинявшей цивилизации, отсутствие видимых перспектив, заброшенность. Колхозы и аэродромы здесь, кажется, уже стали такой же историей, как крепостные валы бохайцев или чжурчжэней в соседней с приморской Новороссией Стеклянухе.

…Год назад Крым вошел в состав России. Приморские Крым и Новороссия из нее вроде бы и не выпадали.

Хотя если судить по сегодняшнему дню и вниманию властей — далеко не факт.

«Новая во Владивостоке»


Йеменская головоломка

Posted: 28 Mar 2015 02:01 AM PDT

Что лучше — диктатура, задушившая свободу, но обеспечивающая порядок и стабильность, либо революция, разгул всех возможных сил, правых и левых, и при этом — непременный хаос и развал экономики.


Фото: EPA/YAHYA ARHAB

Вот и Йемен не миновала беда. Худшие последствия «арабской весны» пришли сюда спустя четыре года; на Ливию и Сирию они обрушились давно и превратили эти страны в какие-то окровавленные обрубки. Теперь, видимо, кровопролитие в Йемене начнется уже по-настоящему, не так, как это было в начале «арабской весны», когда вспыхнуло восстание против президента Али Абдаллы Салеха. Долго держался «сильный человек» Йемена, не поддаваясь давлению ни «старшего брата» — Саудовской Аравии, ни Вашингтона, стремившегося направить ситуацию по тунисско-египетскому сценарию. А когда ему все же пришлось уйти, во весь рост встала старая арабская (и далеко не только арабская) дилемма: что лучше — диктатура, задушившая свободу, но обеспечивающая порядок и стабильность, либо революция, пьянящий запах свободы, разгул всех возможных сил, правых и левых, от современной образованной молодежи, «поколения интернета», до исламистских мракобесов, и при этом — непременный хаос и развал экономики.

Хорошо для Йемена, что там нет этнических распрей, все жители — арабы. Как и все горцы повсеместно, люди свободолюбивые и воинственные, в каждом доме винтовка. А вот нефти Аллах не дал, не то что соседям. Что касается религии, то из 26-миллионного населения страны от 60 до 70% составляют сунниты, остальные — в основном шииты особого, зейдитского толка. Они называются так по имени жившего в VIII веке н.э. предводителя восстания против суннитского халифа. Зейдиты считаются более умеренными шиитами, чем те, которые доминируют в Иране и Ираке, и в Йемене их взаимоотношения с суннитами не доходили до кровавых междоусобиц. Но всему бывает конец. Когда на смену Салеху после длительной внутренней борьбы пришел нынешний президент Хади, не обладающий ни волей, ни харизмой своего предшественника, власть явно зашаталась, фракционная грызня достигла такого уровня, что все слои населения открыто выражали недовольство. И тут на сцену открыто вышли добивавшиеся в течение нескольких лет своего рода автономии племена северной провинции Саада, зейдиты по своей конфессии, хуситы (или хауситы) по названию, — от имени их не так давно убитого вождя Хуси.

За спиной хуситов стоит могущественная цитадель мирового шиизма — Иран. Видимо, тегеранские власти финансируют и вооружают хуситов, видя в них своего рода йеменское издание ливанской Хезболлы, орудие в борьбе против суннитских гегемонов арабского мира (из 21 арабской страны в 20 правят сунниты). Остатки прежнего режима, в котором доминировали сунниты, пользуются поддержкой Саудовской Аравии и США.

В обстановке неразберихи и хаоса хуситы быстро продвинулись в центр страны и овладели столицей Сана, что дало повод многим нашим обозревателям заявить, что Америка потеряла Йемен. Нет, не так все просто. Терять Йемен Эр-Рияду и Вашингтону никак нельзя, и не только потому, что тогда это государство может стать иранским сателлитом, как Сирия при Башаре Асаде. Тут и другая угроза есть: покойный Усама бен Ладен успел создать наряду с «Аль-Каидой в Ираке» (сейчас эта группировка превратилась в наводящее страх ИГИЛ или ИГ, Исламское государство) также и «Аль-Каиду на Аравийском полуострове» (АКАП). Цель этой организации — свергнуть саудовскую династию, которую бен Ладен, сам выходец из Саудовской Аравии, ненавидел всеми фибрами души, называя ее нечестивой и продажной. Именно ради ее уничтожения и образования на Аравийском полуострове исламистского государства и была образована АКАП. Но подрывная диверсионно-террористическая деятельность исламистов в Саудовской Аравии пока что успехом не увенчалась, и боевики переместились в соседний Йемен. Правители Йемена, союзники саудовцев и американцев, стараясь уничтожить плацдарм исламистов в своей стране, прибегли к помощи Вашингтона. Американских войск в Йемене нет, но эффективно действуют дроны, беспилотники, наносящие наследникам бен Ладена большой ущерб.

Таким образом, власти Саудовской Аравии, а с ними и их вашингтонский протектор, оказались между двух огней: йеменские хуситы, шииты, ставленники Ирана — и «Аль-Каида», пусть и суннитская организация, но непримиримый враг монархии. Сейчас, судя по всему, в Эр-Рияде и Вашингтоне приняли решение нанести удар по ближайшему, непосредственному врагу, хуситам, а уже потом искоренить и АКАП. Сформирована коалиция арабских государств, начались удары с воздуха.

Но в Йемене действует и третья сила. Все уже забыли, что еще четверть века тому назад было два Йемена. Второй, на юге, со столицей в Адене, назывался Народно-Демократическая Республика Йемен. Это было единственное в арабском мире марксистское государство, его лидеры учились в Высшей партшколе в Москве. Но когда социализм рухнул везде, приказала долго жить и НДРЙ. Два десятка лет тому назад Йемен после короткой войны объединился, но сепаратизм остался и вот сейчас, в обстановке хаоса и анархии, опять поднял голову. О марксизме все, конечно, не думают, но дух на юге иной, менталитет и нравы отличные от севера. И там вспыхнуло восстание.

Кто победит — предсказывать неразумно. Возможно, начинается не просто гражданская война, но «война по доверенности», первый акт грандиозной конфронтации двух исламских фундаментализмов, суннитского и шиитского, во главе, соответственно, с Саудовской Аравией и Ираном. Но «чистоту» картины портит вроде бы внезапно возникший крайний исламистский радикализм, образовавший Халифат, равно неприемлемый и для суннитских, и для шиитских правящих сил всего региона. Все запутано и всюду кровь.

Георгий Мирский
Доктор исторических наук

Время сажать

Posted: 28 Mar 2015 12:02 AM PDT

Сергея Бочковского, начальника Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (это ранг министра) и его заместителя Василия Стоецкого взяли под стражу в прямом эфире. На заседании правительства.

Но сначала дали возможность членам Кабмина рассесться по местам и прослушать прелюдию об особом вреде воровства в стране, измученной войной. Ее исполнил Арсений Яценюк, и обвел взглядом коллег, тут же сделавших похожие выражения лиц – скорбно-грозные. Премьер напомнил, что три недели назад начато служебное расследование против председателя Государственной финансовой инспекции, а расследование относительно злоупотреблений в Государственной фискальной службе уже завершено  соответствующим представлением в Генеральную прокуратуру. В ходе проверок, по словам премьер-министра, найден криминал в деятельности ряда других государственных компаний: Аграрного фонда, «Укрспирта», продовольственно-зерновой компании, объектов энергетики…

Выдержав, как положено, паузу, Яценюк объявил: только что получил информацию от главы МВД о совершении преступления высшим руководством службы по чрезвычайным ситуациям. И предоставил слово непосредственно министру, Арсену Авакову, который кратко изложил суть дела. Высокие госчиновники  подозреваются в коррупционных действиях, в закупках для ГосЧС топлива по завышенным ценам у двух частных компаний, откаты от таких операций перечислялись в оффшоры, на личные счета Бочковского и Стоецкого. Камеры уже «впились» в названных господ в парадных мундирах. Но и это не стало кульминацией.

Яценюк объявил: он разрешает милиции тут же провести следственные действия. В зал вошел следователь в штатском и конвоиры с наручниками. Следователь зачитал: фигурантам вменяют статью 208 УК Украины – «Незаконное открытие или использование валютных счетов». Бочковский встал, дал «пристегнуть» себя первым. Стоецкий механически собирал бумаги в папку, ровнял листы, потом протянул руку милиционеру. Кто-то из коллег по правительству снимал происходящее на мобильный телефон. Но в общем, как написал в Фейсбуке Владимир Омелян, зам министра инфраструктуры Украины, «интересно было наблюдать, каждый подумал о своем».

Уже известно о результатах обыска, проведенного в служебном кабинете Бочковского. Как сообщил в эфире «5 канала» (он по-прежнему является собственностью президента Петра Порошенко) министр внутренних дел Аваков, изъяты банковские карточки, печати, ключи от счетов. Расследование продолжается – на  время отстранены от занимаемых должностей все руководители Госслужбы по чрезвычайным ситуациям в областях. Милиция не исключает наличия в ведомстве всеукраинской коррупционной вертикали. Начальников – вместе с заместителями! – приглашают в Киев, на совещание. «Если ты не приедешь – значит, ты вор, взяточник, значит, ты боишься!» – заключил Аваков. Следствию известно: главы областных управлений каждый месяц привозили своим шефам в столицу «оброк», в зависимости от оборота – кто 50 тысяч гривен, а кто и 150 тысяч. Временно исполнять обязанности руководителя ГосЧС назначен советник милицейского министра Зорян Шкиряк. Опыта в данной сфере у господина Шкиряка – ноль, в чем он сам признается, но пообещал срочно освоить специфику и, главное, никому не позволить наживаться дальше.

Наблюдатели в своих оценках сходятся: телеспектакль в Кабмине был поставлен по мотивам деятельности правоохранительной системы Грузии периода Михаила Саакашвили. Грузинские специалисты представлены в правительстве Арсения Яценюка достаточно широко, в том числе и в МВД.  Поэтому в Украине  продолжат внедрять опыт коллег. Тем более, зрителям  нравится, они требуют следующих серий. Уже звучат предложения проводить подобные задержания в эфире регулярных политических ток-шоу – у Андрея Куликова, Савика Шустера, Евгения Киселева, куда зовут и депутатов, и членов правительства. Чтобы борьба с коррупционерами вошла в систему, «брать» надо два раза в неделю, по понедельникам и пятницам.

Сомнения относительно формы  высказал лишь бывший генпрокурор Украины Святослав Пискун: а если бы, мол, Бочковский и Стоецкий попытались оказать вооруженное сопротивление? Рядом ведь находились премьер, другие высокопоставленные лица, журналисты, и все без бронежилетов. Он бы лично так работать не рискнул…

Ольга Мусафирова
Собственный корреспондент «Новой газеты» в Киеве


Комментариев нет:

Отправить комментарий