четверг, 8 января 2015 г.

Тема дня

Тема дня


«Charlie Hebdo — почетный гражданин Парижа»: мэр позвала горожан снова выйти на площадь

Posted: 08 Jan 2015 08:02 AM PST

Мэр Парижа Анна Идальго позвала горожан собраться сегодня, как и вчера, на Площади Республики в 18.00 (20 МСК): «Вместе мы будем сильнее против варварства».

Сегодня в полдень в Париже была объявлена минута молчания, затем пятнадцать минут в память о погибших звонили колокола Нотр-Дама.

8 января, в 20.00, в память о погибших погаснет Эйфелева башня.

А в пятницу, 9 января, соберется городской Совет, на котором мэр предложит присвоить Charlie Hebdo звание «Почетного гражданина Парижа». После заседания Совета на здании мэрии повесят два свитка «Мы — Шарли» (Nous sommes Charlie) и «Париж — это Шарли» (Paris est Charlie).

Еще один, с надписью  «Charlie Hebdo — почетный гражданин города Парижа» («Charlie Hebdo, citoyen d’honneur de la Ville de Paris») — повесят напротив мэрии, на улице Риволи.

Юрий Сафронов
соб. корр. в Париже


У редакции журнала по-прежнему стоит полицейское оцепление, поэтому люди возлагают цветы у ближайшего к ней дома, а также на соседнем бульваре. Фото: Юрий САФРОНОВ — «Новая»

Редакция Charlie Hebdo обещает выпустить следующий номер в срок

Posted: 08 Jan 2015 07:16 AM PST

Патрик Пеллу, колумнист Charlie Hebdo пообещал в эфире l-Tele 8 января, что следующий номер журнала выйдет по графику, на следующей неделе.

Ранее 7 января в интервью ABC Radio National (австралийская редакция радио ABC) бывшая сотрудница Charlie Hеbdo Каролин Фуре (Caroline Fourest) заявила, что выжившие после теракта сотрудники редакции вместе с бывшими коллегами решили собраться вместе, чтобы во что бы то ни стало выпустить новый номер журнала.

«Следующий номер должен выйти, у нас нет другого пути, даже если они убили десятерых из нас», — цитирует Фуре ABC Radio National.

Фуре считает, что самоцензура и страх, то есть молчание, в СМИ — это именно то, чего стремились добиться джихадисты.

«Эти люди бесталанно убили множество талантливых людей сегодня чтобы создать посеять страх, шокировать».

В ответ на вопрос о том, как бывшие коллеги Фуре справлялись с постоянными угрозами, журналист рассказала, что некоторые сотрудники журнала находились под постоянной защитой полиции.

Фуре работала на Charlie Hebdo в 2011 году. В тот год редакция пережила атаку исламистов, которые забросали офис журнала бутылками с «коктейлями Молотова» — такой была реакция на редакционных ход: привлечь религиозного персонажа в соавторы специального номера издания. Офис, тогда находившийся на окраине города, выгорел полностью. Спустя некоторое время редакция переехала в центральный район Парижа.

АУДИО-ЗАПИСЬ

Александр Лебедев: «Уже пора понимать, что именно коррупция открывает путь терроризму»

Posted: 08 Jan 2015 06:06 AM PST

Бизнесмен, издатель и акционер «Новой» прокомментировал события 7 января во Франции.

— За многими трагическими событиями, даже под всеми которые мы наблюдаем, в том числе связанными с террором, есть серьезная причина. Грязные деньги. Террориста надо подготовить, вооружить, купить транспорт, организовать доставку, обеспечить жильем. Это невозможно без использования отмытых средств.

По разным подсчетам, несколько триллионов долларов — это деньги, которые имеют грязное происхождение. Несмотря на многие антикоррупционные усилия, эти деньги продолжают работать.

Уверен: только объединение международных усилий, в том числе и России, и Европы, могут предотвратить серьезные потрясения. Если будет убрана финансовая основа опасных для человечества деяний. Нельзя обсуждать терроризм в отрыве от коррупции. Уже пора понимать, что именно коррупция открывает путь терроризму.

Париж

Против терроризма, не поступаясь принципами

Posted: 08 Jan 2015 04:04 AM PST

Глубоко светская и рациональная Западная Европа, которая давным-давно забыла о религиозных войнах, вынуждена столкнуться с этим реликтом у себя дома. Побоище в редакции парижского журнала Charlie Hebdo — очередной тому пример.

Со времен Просвещения религия играла в европейском обществе угасающе скромную и сугубо мирную роль, становясь атрибутом традиции наряду с монархией. Но в мире сократившихся расстояний, прозрачных границ и информационных технологий прошлое, как в машине времени, перелетает в настоящее и смешивается с ним, войны бурлящего Востока отзываются в европейских городах, а внуки мирных гастарбайтеров отказываются следовать светской рациональности, идеалам толерантности и свободы слова европейской родины.

Десятилетнее пребывание войск западных союзников в Афганистане и космические затраты на поддержку кабульского режима подорвали роль этой страны как базы международного терроризма. Но исламский фундаментализм не побежден.

Сегодня главная угроза Западу — Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Некоторые политические наблюдатели в ЕС упрекают государственных лидеров в том, что те проявили нерешительность, не поддержали вовремя сирийскую революцию, пошли на поводу у Москвы, не помогли проевропейской оппозиции свергнуть Асада и тем самым позволили радикальным исламистам перехватить инициативу и выйти на первые роли.

Угроза осознана и обозначена, меры намечены, но они часто противоречат ценностям, утвердившимся за сотни лет взросления европейской демократии.

В августе минувшего года Европейский совет, собрание глав государств и правительств стран ЕС, ударил в набат, признав ИГИЛ угрозой европейской безопасности. Он обратил внимание на новое опасное явление: участие мусульман, граждан ЕС в вооруженных формированиях ИГИЛ. Разочарованные в европейской родине потомки арабских рабочих ищут приключений, духовности и адреналина в Ираке и Сирии, а потом, привыкшие хладнокровно убивать, возвращаются и продолжают войну в Европе.

ЕС нацелен на то, чтобы пресечь участие своих граждан в незаконных вооруженных формированиях за границей. В том числе тех, кто отправился воевать по зову сердца. Напрашивается сравнение с россиянами в ДНР и ЛНР.

Трудно оценить потенциал рекрутирования джихадистов в Европе. Франция по ряду исторических причин занимает первое место в ЕС по мусульманскому населению. Последователи пророка составляют 7,5% от 62 миллионов французов. В 83-миллионной Германии ислам исповедуют 5% граждан. Такое же соотношение в Великобритании.

Во всех этих трех странах партиям политического мейнстрима приходится сдерживать недовольство народных масс иммиграцией и нежеланием части мусульманской молодежи вести европейский образ жизни. В условиях экономического кризиса эти партии несут растущие потери в пользу праворадикальных националистов и популистов, предлагающих простые решения… Которые только обостряют поляризацию общества. Исламофобия не способствует социальному миру. Видимо, европейскому исламу не хватает реформации, которую в свое время пережило христианство.

Мусульманский мейнстрим ЕС находится в еще более сложном положении, убеждая автохтонов в том, что большинство мусульман законопослушно и по-европейски толерантно.

Все ведущие мусульманские организации Франции решительно осудили теракт в редакции Charlie Hebdo. Но вряд ли убедили публику, которая смотрит на простую, как правда, Марин Ле Пен.

Как немцы смотрят на неонацистское движение Pegida, которое выступает против «исламизации Европы». Даже если террористы в Париже — «одинокие волки», обыватель тычет пальцем во всех мусульман.

Евросовет на августовском заседании поручил Брюсселю ускорить выполнение пакета из 22 предложенных мер по борьбе с терроризмом. Тема «иностранных боевиков» (европейцев, воюющих на стороне ИГИЛ) стала постоянной на ежемесячных встречах министров внутренних дел стран ЕС. В Евросоюзе нет вертикали власти, а есть процедура принятия решений, чаще всего в форме консенсуса. Какие бы меры ни предлагали силовики, им не дадут действовать без одобрения Европарламента.

В конце сентября пожелавший остаться неназванным чиновник ЕС, знакомый с антитеррористической темой, предупредил нас на брифинге о неизбежном крупном теракте в Европе с участием боевиков, вернувшихся из Ирака и Сирии.

Он сказал, что правительства 28 стран ЕС пытаются предотвратить эту угрозу. Может быть, еврочиновник предсказал убийство в Charlie Hebdo? Значит, правительствам не удалось его предотвратить.

В конце декабря перед очередным заседанием министров внутренних стран ЕС своими соображениями поделился с журналистами в Брюсселе союзный координатор по борьбе с терроризмом, ветеран бельгийских спецлужб Жиль де Керхове.

Он считает, что международное сообщество мало помогает сирийской оппозиции. Поэтому молодые бельгийцы арабского происхождения считают долгом лететь в Сирию и сражаться. Джихадистская риторика «Аль-Каиды» привлекательна. Сказывается пропагандистская идея «Великой Сирии», которую подпитывают исторические экскурсы, а в среде суннитов — еще и ощущение шиитской угрозы. Наконец, молодые люди просто увлечены романтикой войны «из-за избытка тестостерона». Они ищут приключений, особенно если оказались в маргинальной среде.

Де Керхове называл цифру «более трех тысяч», конечно, неточную, основанную на докладах министров, глав спецслужб. Этот число включает всех, кто воюет, воевал или погиб в Сирии и Ираке, кто вернулся или серьезно намерен отправиться туда. Это в основном выходцы из 9-10 стран. Прежде всего, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Швеции, Великобритании, в меньшей степени, Испании, Австрии.

Бельгийские спецслужбы установили, что именно вернувшиеся из Ирака и Сирии боевики расстреляли минувшим летом четырех человек у дверей еврейского музея в Брюсселе.

Были и другие попытки заговоров, которые пресечены спецслужбами.

«Мы должны быть бдительными, потому что эти люди обучены пользоваться оружием и взрывчаткой, отравлены идеологией салафизма, связаны с единомышленниками в Средиземноморском регионе и в мире, у них низок порог толерантности к насилию», — говорит де Керхове.

Спецслужбы стран ЕС, считает он, должны анализировать конкретный случай каждого вернувшегося с войны, степень его опасности. Не все возвращаются, чтобы совершать теракты, но все находятся в состоянии травматического стресса. Некоторым надо оказать социальную поддержку, вернуть в нормальную жизнь. Других нужно судить за участие в террористической организации, военные преступления и преступления перед человечностью, за терроризм. Конечно, нужны улики, и это проблема, с которой сталкиваются правоохранительные органы стран ЕС.

«Нас нет в Сирии, мы только косвенно оцениваем степень их опасности и должны пристально наблюдать за ними», — заявил координатор контртерроризма ЕС.

В программе из 22 мер, принятой ЕС в июне 2013 года, изучение феномена, обмен информацией, профилактическая работа на местном уровне против радикализации и отправки людей в Сирию. В ней также отслеживание подозрительных поездок. Это требует расширения базы данных Шенгенской информационной системы, в которой отмечены все установленные преступники и правонарушители. Наконец, нужно работать с третьими странами, помогать государствам Южного Средиземноморья, Северной Африки, которые сталкиваются с той же проблемой международной преступности.

В программе ЕС из 22 мер борьбы против терроризма — внедрение второго поколения Шенгенской информационной системы (SIS II), усиление выборочных проверок на границах, передача информации Европолу для совместного анализа, обмен информацией о боевиках из стран ЕС между компетентными органами этих стран. Европейские силовики умоляют Европарламент утвердить директиву PNR (поименной регистрации пассажиров), которая, по их мнению, поможет предупреждать, раскрывать, расследовать и преследовать по суду преступления терроризма. Европарламент медлит, потому что новый закон не в ладах с фундаментальным правом на защиту персональных данных…

У законодателей непростой выбор: поступиться признанными европейскими ценностями, изменив законы, и дать силовикам больше свободы в противодействии терроризму. Но при этом не проиграть следующие выборы популистам и неонацистам…

Александр Минеев
Соб. корр. в Брюсселе

Олланд неожиданно принял Саркози, а затем уехал на совещание с парижской полицией

Posted: 08 Jan 2015 03:04 AM PST

Час назад в Елисейский дворец приезжал Николя Саркози. Олланд принял бывшего президента, они договорились вновь созвониться после обеда.

В 10.30 Саркози вышел от Олланда и заявил: «Перед лицом этой неслыханно зверской атаки цивилизованные люди должны объединиться». Пока не понятно, как он смог убедить в этом Олланда. И какую практическую пользу (для безопасности граждан, а не для политического образа Саркози) принес этот визит.

В 10.45 Олланд прибыл на церемонию прощания с ветераном Сопротивления Робером Шамбейроном. Олланд призвал к единению против «нетолерантности, варварства и подлости», «не взирая на различие мнений, чувств и происхождений».

Около 11:15 президента Франции привезли в здание Префектуры полиции Парижа на острове Сите. Президент должен будет обсудить развитие ситуации в парижском регионе.

Сегодня утром в Монруже тяжелые ранения получили сотрудница дорожной полиции и дорожный рабочий. Несколько минут назад агентства сообщили: женщина-полицейский скончалась. Собственный корреспондент «Новой» в Париже подтверждает эти сведения.

За день до этого, утром 7 января, двое террористов расстреляли 10 сотрудников редакции сатирического журнала Charlie Hebdo и двоих полицейских, прибывших на вызов по адресу. Преступникам удалось скрыться. Полиция опубликовала фото и имена подозреваемых — это братья Куачи, Саид и Шериф. Шериф уже пбыл судим за совершение «джихадистских» поездок в Ирак. Расстрел журналистов по всей стране вызвал гражданские протесты против атаки на свободу слова. В акциях 7 января приняли участие свыше 100 000 французов в разных городах. Утром 8 января полиция отчиталась о новых подвижках: проводились спецоперации в Шарлевиле и Реймсе. В руки полиции сдался 18-летний бедомный Амид Мура, который, по предварительным данным, 7 января выполнял роль водителя убийц. По другим сведениям, у Мура есть алиби.

Юрий Сафронов
соб. корр. в Париже

О террористах и карикатурах

Posted: 08 Jan 2015 02:01 AM PST

Глубочайшие соболезнования мои и нашей редакции погибшим журналистам, полицейским и читателям Charlie Hebdo.

Я считаю: что крупнейшие мировые издания могут и должны объявить награду за информацию об ублюдках, которые расстреляли безоружных людей.

«Новая газета» неоднократно содействовала поиску и поимке террористов, и сейчас мы тоже готовы участвовать в этой акции.

О перепечатке карикатур. У меня есть сомнения, что это решение является этически точным. Это похоже на коллективное наказание: теракт совершила группа убийц, а мы подвергаем испытаниям миллионы верующих. Думаю, одна из задач террористов как раз в том и состоит, чтобы столкнуть в окончательном конфликте разные веры. Мы не хотим помогать террористам в этом. Мы абсолютно разделяем террористов и верующих. До справедливого конца необходимо преследовать одних и уважать права других.

Кто-то думает, что коллективное оскорбление — это отстаивание своего права на независимость и даже в чем-то христианская добродетель. Я снова не соглашусь. Часть Нагорной проповеди, включенная в пересказе в Конституции различных государств, говорит о природной неотчуждаемости прав людей. В эти права, конечно, входит и право на веру. В эти права, конечно же, входит и право на свободу слова. Эти права — на веру и свободу слова — нельзя сталкивать. Их необходимо уважать.

Мы опубликовали обложку журнала Charlie Hebdo как портрет издания. А не из желания еще раз побольнее задеть сторонников ислама.


Этот номер журнала вышел в день нападения джихадистов на редакцию


Митинг солидарности с редакцией Charlie Hebdo вечером 7 января в центре Парижа

«Делай так, как хотел бы, чтобы поступили в отношении тебя». Этот основной принцип христианства должен действовать и в нашей ситуации. В редакционную политику исторически не входят планы печатать какие-либо религиозные карикатуры. Это не страх перед террором — наоборот. Повторю, мы не хотим содействовать их целям, столкнуть крупнейшие мировые религии.

Каждое издание и каждый журналист помнит о своих читателях. И мы помним, что в нашей стране более 20 миллионов людей, которые исповедуют ислам. Преследовать террористов и не отдать верующих под их влияние. Вот, на мой взгляд, самое главное.

И еще одно существенное дополнение. Закрывшись в своих религиозных помещениях отправления культа, священнослужители пользуются полной безнаказанностью, когда призывают необразованных, невежественных людей защищать свою веру с помощью убийств, террора и насилия. Исполнители оказываются в тюрьмах и на неизвестных кладбищах, а «духовные лидеры» продолжают рекрутировать на кровавые дела новое и новое «пушечное мясо». Мы стоим перед необходимостью ввести институт персональной уголовной ответственности для проповедников террора, которые остаются безнаказанными и считают, что у них есть иммунитет.

Дмитрий Муратов
главный редактор

ФМС грозил «закрыть шлагбаум на 10 лет» для миллиона задержавшихся в России мигрантов

Posted: 08 Jan 2015 12:08 AM PST

Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский в четверг в интервью Интерфаксу рассказал о миллионе мигрантов, которым может быть на 10 лет закрыт въезд в Россию. Возможности введения такого запрета для столь широкого круга иностранных граждан у ФМС появятся уже в субботу, 10 января — в этот день, по словам Ромодановского, вступят в силу поправки в федеральное законодательство, которые предусматривают дифференцированное наказание за превышение срока законного пребывания на территории России.

Шкала следующая: максимальное наказание — за превышение срока нахождения в России более, чем на 360 суток (10 лет запрета на въезд), среднее — промежуток со 270 до 360 (5 лет запрета), и легкое — промежуток со 120 суток до 270 (3 года запрета).

Если наказание вплоть до 10-летнего запрета на въезд в страну в настоящее время грозит 1 миллиону иностранных граждан, то, по данным ведомства, в целом сейчас около 3 миллионов мигрантов «значительно превысили» 90 суток — срок законного пребывания в России. Ромодановский предупредил: программное обеспечение ФМС «знает их поименно». Большинство «нарушителей» — граждане СНГ.

«Незаконное нахождение более 360 дней — шлагбаум закроется на 10 лет», — цитирует Интерфакс слова Ромодановского.

По данным ведомства, почти 1,3 миллиона граждан задержались в стране более, чем на 360 суток с нарушением закона. Еще более 734 тысяч мигрантов нарушили срок более чем на 270 суток, но менее, чем на 360.

А в среду, 7 января, Ромодановский рассказал о снижении потока мигрантов в Россию в январе 2015 года почти на 70%. Цифра получилась при сравнении начала этого года с январем 2013 и 2014 гг. Однако эффект заявления Ромодановского несколько дезавуировал председатель профсоюза мигрантов Ренат Каримов в интервью «Русской службе новостей». Он рассказал журналистам, что сейчас делать такие заявления рано, поскольку «умные» мигранты не поедут в Россию до окончания новогодних каникул — поскольку они знают, что никак не смогут оформиться, «а время уже пойдет». Речь идет о 30-дневном сроке обязательного получения патента на работу в России, уточнил Каримов. И заявил, что цифру «70%» нужно будет вновь проверить уже на следующей неделе.

Водитель джихадистов сдался полиции Франции, распространены фотороботы двух стрелков

Posted: 07 Jan 2015 11:23 PM PST

Преступник, который выполнял роль водителя — 18-летний бомж Амид Мура (Hamyd Mourad) уже сдался полиции. Это произошло в арденнском городе Шарлевиль-Мезьер.

Ночью полиция распространила фотороботы двух других подозреваемых — братьев Саида и Шерифа Куачи (Saïd et Chérif Kouachi), 34 и 32 года. Оба родились в 10-м округе Парижа, недалеко от места теракта. Шериф в 2006-м был судим за организацию «джихадистских» поездок в Ирак. Предположительно, братья могли скрыться в Реймсе, в 160 милометрах от Парижа. Ночью полиция проводила в городе обыски.

Комментариев нет:

Отправить комментарий