воскресенье, 1 ноября 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Конец Кичигина

Posted: 01 Nov 2015 01:01 AM PDT

23 октября состоялось заседание Президиума ВАК, на котором была поставлена жирная точка в «научной» карьере зампредседателя Курской облдумы Александра Кичигина.

Президиум принял решение удовлетворить жалобу Владислава Наганова, признав тем самым наличие жирного плагиата в диссертации Кичигина. Мы уже писали в «Новой» о скандальных перипетиях его дела. Напомним, его «родной» совет 212.341.01 при РГСУ, где он защищался, хорошо известный нам как диссеродельная фабрика, оказался закрыт — работу спустили в совет при МПГУ, также вполне захваченный диссероделами. В МПГУ по таинственным причинам стали изучать вместо диссертации Кичигина — ее «перетасованную» версию, сварганенную на коленке, и хотели отказать на основании того, что в жалобе Наганова и в этой фальшивой работе не совпала пагинация. Однако это жульничество было раскрыто, и работа отправлена на рассмотрение в диссовет Высшей школы экономики. И вот высшая апелляционная инстанция — Президиум ВАК единогласно решил лишить Кичигина степени кандидата социологических наук.

После издания соответствующего приказа Минобрнауки мы планируем потребовать от Кичигина вернуть в казну деньги, которые он мог получить в качестве надбавок за неправомерно полученную ученую степень.

На фоне громкого разоблачения представителя правящей партии не должно пройти незамеченным другое решение, принятое в тот же день Президиумом ВАК. Степени доктора социологических наук лишили профессора «Станкина» Василия Ивановича Алешина, бывшего ученого секретаря диссертационного совета 212.142.05, в котором он и защищался.

Многие из наших читателей недоумевают — зачем мы тратим ресурсы на лишение степеней никому не известных лиц, ведь изначально наш проект задумывался для анализа репутаций в первую очередь публичных фигур? Ответ на этот вопрос очень простой. Чтобы лишать степеней «общественно опасных» жуликов — депутатов Госдумы и им подобных, требуется демонтировать диссертационную мафию, которая держит в тисках систему научной аттестации. Так, до недавнего времени в состав экспертного совета ВАК по социологии входила профессор «Станкина» Елена Кириллова, превратившая диссовет 212.142.05 при «Станкине» в фабрику крашеных диссертаций — их там было защищено 14 штук. Мы подали по ее диссертантам несколько жалоб. Это произвело впечатление на Министерство образования — совет закрыт, профессор Кириллова более не член экспертного совета. И сразу виден результат: плагиаторов-социологов эффективно лишают степени.

Именно системной борьбе с диссеродельной мафией была посвящена эпическая битва «Диссернета» с плагиаторами в стенах ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ, состоявшаяся чуть ранее — 20 октября. Диссовет СТАНДАРТИНФОРМа — одна из последних крупных диссеродельных фабрик, которые мы еще не разгромили. В нем было защищено 37 фальшивых диссертаций. Только в пределах срока давности нашлось 13 диссертаций, по которым либо уже поданы, либо будут поданы в самое ближайшее время заявления о лишении ученой степени. Конечно, масштабы бедствия здесь сильно меньше, чем в диссоветах РГСУ времен семейства Жуковых, или в совете профессора Минаева в РГГУ, или в даниловском совете МПГУ. Однако разогнать эту лавочку гораздо сложнее, так как заместитель председателя диссовета при СТАНДАРТИНФОРМе М.И. Ломакин также является заместителем председателя Экспертного совета ВАК по отраслевой и региональной экономике. Поэтому любая жалоба на его фигурантов пройдет через его руки и получит самое «объективное» рассмотрение. Так было и в этот раз. Рассматривались дела Д.В. Кузнецова и И.А. Афанасьева. По первой работе М.И. Ломакин отказался рассматривать доказательства некорректных заимствований, которые были переданы в ВАК 28 сентября и посланы ему отдельно, так как «он должен получить эти материалы из ВАК», а получил только от нас. По работе Афанасьева была выбрана другая техника защиты. Эта работа была списана, кстати, в частности со статьи 2007 года профессоров стандартинформовского совета — самого М.И. Ломакина, А.В. Докукина и др. Не увидеть заимствования текстов совет не мог, поэтому профессор Докукин предложил фантастический довод — растождествить понятия «текст» (т.е. форма, в которую облечено утверждение) и «материал» (т.е. научное содержание утверждения), фигурирующие в Положении об ученых степенях, и считать, что законодатель не запретил списывать «тексты», лишь бы не плагиатились «материалы». Как можно заимствуя текст, не заимствовать его содержание — Ломакин и Докукин нам не объяснили. Понятно, что Афанасьева рекомендовали степени не лишать.

По нашему опыту, подобные поражения — лишь предвестники будущих побед. Невозможно разогнать диссеродельную фабрику, не проиграв в ней несколько кейсов. Так было с советами РГСУ, так было с советами ГУ-УНПК в Орле, так было с минаевским советом РГГУ, так было с советом ФСИН в Рязани, так будет и с советом СТАНДАРТИНФОРМа.

Андрей Заякин
Сооснователь сообщества «Диссернет»


Ковбои глобализации

Posted: 01 Nov 2015 12:02 AM PDT

Европейский союз и США готовятся создать крупнейшую в истории зону свободной торговли.


Фото: EPA

Она объединит страны, производящие 60% мирового ВВП. На них приходится 33% мировой торговли товарами и 42% торговли услугами. В пятницу 23 октября в Майами прошел 11-й раунд переговоров. Одновременно высокопоставленная американская делегация приезжала в Брюссель и Париж, чтобы снять вероятность непредвиденных препятствий.

Начатые в 2013 году переговоры о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) идут непросто. Если они не завершатся до апреля 2016 года, то и договор не будет заключен до конца президентства Барака Обамы. Приход новой администрации осложнит процесс, и сделка может на какое-то время зависнуть. Но рано или поздно состоится, потому что вписывается в ускорившийся тренд глобализации. Как и подписанное недавно Соединенными Штатами и еще 11 странами Америки, Азии и Австралии соглашение о Тихоокеанском экономическом партнерстве (TPP).

Правила, которые установятся в результате взаимной «притирки» участников этих двух мегаобъединений, будут определять мировой экономический порядок.

Если верить исследованию британского Центра изучения экономической политики (CEPR), соглашение даст рост экспорта во всех отраслях промышленности, в том числе автомобильной (41%), металлообрабатывающей (12%), пищевой (9%). В результате к 2027 году ежегодный прирост ВВП составит 68—119 млрд евро в ЕС и 50—95 млрд евро в США. А чтобы было понятно обывателю: европейской семье из четырех человек обещают «дополнительный ежегодно располагаемый доход» 545 евро, американской (в пересчете с долларов) — 655 евро.



Европейский бизнес, особенно его высокотехнологичная часть, выступает за договор и хочет лишь поскорее прояснить детали.


Химическая промышленность — главная сфера торгового обмена — дает более 20% всего оборота, половина которого приходится на медикаменты. Европейское фармацевтическое лобби не ожидает ничего плохого от соглашения — ни для промышленности, ни для потребителей.

Преимущественно на стороне бизнеса правительства, включая канцлера Германии Ангелу Меркель, которая, однако, жестко торгуется с американцами. Немецкому автомобилестроению TTIP откроет широкую дорогу. В Америке любят европейские машины, но из-за тарифов стоят они там дороговато. Но не автомобилем единым жива Германия…



43% немцев, по данным опроса, считают, что договор TTIP — это «плохо», и только 30% уверены, что «хорошо». На другой стороне океана — меньше страхов перед взаимным открытием рынков: 53% американцев «за» и только 20% — «против».


Шумные демонстрации протеста против TTIP, на которые стягивается трудовой люд и активисты-общественники из стран ЕС, стали привычным зрелищем на брюссельской площади Шуман перед Еврокомиссией и Евросоветом. Время от времени массовые ралли проходят по всей Европе. Последний марш протеста только в Германии собрал четверть миллиона человек.

Организаторы протестов, левые партии и профсоюзы, «зеленые» и другие критики глобализации утверждают, что договор «американизирует» Европу; уничтожит европейскую социальную модель, в том числе в области здравоохранения и образования; заставит приватизировать государственную инфраструктуру и социальную сферу; размоет жесткие европейские стандарты в области экологии, пищевой безопасности, фармацевтики; откроет путь в Европу генетически модифицированным продуктам; пустит по миру европейских фермеров, которые пока поддерживаются бюджетными дотациями. В шумной и красочной толпе манифестантов на площади Шуман бельгийский фермер убеждал меня, что американцы хотят убить сельское хозяйство ЕС, завалив Европу своей обработанной хлорином курятиной и накачанной гормонами говядиной.

Европейцы серьезно обеспокоены, что стандартизация заставит отказаться от европейской системы наименования по происхождению, перейти на формальную, обезличенную регистрацию брендов вин, сыров, ветчин, колбас. А это сведет на нет традиционные местные европейские продукты, которые стоят недешево и пользуются спросом только благодаря своей уникальности, которую подчеркивает система контроля наименования по происхождению. То же шампанское на фоне всяких игристых вин, тот же хамон «Серрано» на фоне великого множества ветчин…

Принято считать, что снятие торговых барьеров между США и ЕС пойдет на пользу транснациональным корпорациям и подорвет малый и средний бизнес, который составляет основу европейской экономики. Наконец, предоставляемая бизнесу возможность оспаривать в суде решения правительств угрожает европейской демократии, поскольку демократические правительства выражают как бы общенародный интерес, а компании — корпоративный.

Неправительственные организации, агитирующие против соглашения с США, собрали в 23 странах ЕС и передали в Еврокомиссию более 3,2 миллиона подписей в рамках Европейской гражданской инициативы (она позволяет миллиону граждан не менее чем 7 стран—членов ЕС вносить в Еврокомиссию предложения, и та обязана их обсуждать).

Еврочиновники клянутся, что соглашение не требует приватизации государственных служб, таких как водоснабжение, народное образование, здравоохранение. Из переговоров исключены меры, которые могли бы понизить европейские стандарты в области окружающей среды и здоровья, безопасности потребителя, защиты персональных данных. Еврокомиссия заверяет, что переговоры с американцами не касаются аудиовизуальной отрасли. Проще говоря, кино и телепрограмм. На этом настояла Франция, по-прежнему претендующая на роль мировой кинодержавы. Париж вступился и за качественное европейское кино, которое на свободном рынке не выдерживает конкуренции с Голливудом.


Акция протеста против подписания свободного торгового партнерства между ЕС и США. Германия. Фото: EPA

Еврокомиссия предлагает гражданам взвесить выгоды, которые они получат от заключения договора: европейский бизнес сможет экспортировать в Америку больше товаров и услуг и выигрывать контракты американского государственного заказа, импортировать больше нужных Европе товаров и услуг, в том числе для своей обрабатывающей промышленности. Брюссель утверждает, что, вопреки расхожему мнению, от договора выиграют не только транснациональные корпорации, но также малый и средний бизнес, который сможет включиться в глобальную экономику.

Один из главных спорных вопросов — разрешение конфликтов между частными хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и государствами —  с другой. Европейцы давно критиковали действующий с американской подачи механизм защиты интересов инвесторов (investor-state dispute settlement, ISDS).



Брюссель хочет заменить этот механизм, учредить специальный суд для регулирования конфликтов между корпорациями и государством. Он нужен Европе из-за разницы между европейским и американским законодательствами в области защиты инвесторов.


Будь больше открытой информации, мифов было бы меньше, и на демонстрациях люди бы не протестовали против вещей, которых в проекте TTIP в действительности нет. В этом смысле секретность не в пользу инициаторов соглашения: она дает простор для толкования, слухов и фантастических прогнозов. Только в начале этого года Еврокомиссия обнародовала выдержки из проекта.

Например, мы узнали, что статья 14 запрещает правительствам «прямо или косвенно национализировать, экспроприировать» частную собственность, если только это не необходимо для общественного блага, в рамках надлежащей правовой процедуры, на недискриминационной основе, с выплатой компенсации. Статьи с 24 по 28 главы IV позволяют свободное передвижение между странами—участницами ТТИП бизнес-менеджеров и других сотрудников корпораций на временную работу. Но из других статей понятно, что речь пока не идет о свободном перемещении рабочей силы, как внутри ЕС.

Вопрос о секретности был первым, с которым представители бизнеса и экспертного сообщества, приглашенные на завтрак в брюссельский Фонд Маршалла, обратились к высокопоставленному чиновнику администрации США. Он возглавлял ту самую «пожарную» миссию в Европу и в силу ее конфиденциальности попросил не раскрывать его имени.

«Мы очень серьезно относимся к транспарентности как к важнейшему элементу обеспечения общественной поддержки TTIP, — сказал чиновник. — Но делегации принимают деликатные решения, поэтому публичность переговоров — не вариант. Решаются сложные проблемы, и важен конечный результат. Конфиденциальность дает возможность разговаривать откровенно».

Среди непредвиденных помех, обсуждать которые его послал Белый дом, было решение Европейского суда в Люксембурге, признавшего незаконной трансатлантическую систему обмена электронными данными «Безопасная гавань» (Safe Harbour). Речь идет о законности передачи и хранения на американских серверах персональных данных. До сих пор система широко использовалась в бизнесе предприятиями по обе стороны океана и устраивала их. Но договор «Безопасная гавань» стал в Европе объектом для нападок после того, как в 2013 году Эдвард Сноуден обнародовал данные о слежке Агентства национальной безопасности США за гражданами ЕС.

После сноуденовских разоблачений австрийский студент Макс Шремс подал жалобу уполномоченному по защите данных Ирландии, где находится штаб-квартира Facebook в ЕС. Мол, американский закон плохо защищает данные, переданные по социальной сети. Европейский суд встал на сторону студента под тем предлогом, что американское право в области защиты персональных данных имеет менее высокие стандарты, чем европейское. Поэтому страны ЕС могут запрещать хранение данных своих граждан на серверах в США. Европейская комиссия подчинилась вердикту.

Наш высокопоставленный собеседник из Вашингтона надеется, что «Безопасная гавань» все же останется ключевым инструментом защиты трансатлантических потоков данных, необходимых для современной торговли. За 15 лет существования система служила серьезным подспорьем для бизнеса. Американцы разочарованы решением Европейского суда. «Это не только проблема двусторонней торговли. Речь идет о конкурентоспособности Европы в эпоху цифровой экономики», — заметил чиновник из Вашингтона.

Договор TTIP, как он заявил, «обеспечит преобладающую модель экономического развития глобального сообщества», «важнейшую платформу для защиты окружающей среды и интеллектуальной собственности» в мировой экономике. Именно США и ЕС «несут ответственность за мирное глобальное экономическое развитие». Вот так!



Иными словами, США и Европа хотят оседлать процесс глобализации, воспользоваться его преимуществами и предложить остальным следовать за ними.


Трансатлантические партнеры, если верить этому чиновнику, не намерены исключать из системы Китай. TTIP мыслится открытой организацией, любая страна сможет присоединиться при условии соответствия его стандартам. Китай мог бы стать членом этого партнерства, но тогда он должен «принять жесткие решения, провести жесткие рыночные реформы, которые позволили бы ему взять обязательства, диктуемые договором». Это относится и к союзнице США  — Турции и, очевидно, к России, хотя о ней в нашем разговоре не вспомнили.

По определению российской дипломатии, Евросоюз — это частный случай глобализации. По этой логике, трансатлантическое партнерство — это беспрецедентный рывок глобализации, которая развивается так быстро, что написанные 15 лет назад правила уже не работают, а правил ВТО недостаточно. Ни одна отдельная компания, ни одна отдельная страна не может существовать вне процесса. Даже если сопротивляется ему. Глобализация, как и революция, болезненна, приносит много неприятностей и разочарований, заставляет отказываться от традиций. Кто-то остается за бортом, не справляясь или не желая справиться с ее вызовами.

Переговоры по трансатлантическому партнерству продолжаются. Остались три группы вопросов: по сельскому хозяйству, защите данных и маркировке происхождения товаров.

Александр Минеев
Соб. корр. в Брюсселе


США предложили России помощь в связи с катастрофой A321

Posted: 31 Oct 2015 11:02 PM PDT

Госсекретарь США Джон Керри в телефонном разговоре с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым выразил соболезнования родственникам погибших при крушении российского лайнера «Шарм-Эш-Шейх — Санкт-Петербург», а также предложил помощь Соединенных Штатов, если она понадобится.

Всестороннюю помощь в раследовании обстоятельств трагедии пообещали оказать и власти Египта.

Свои соболезнования России выразил глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

«Германский министр выразил глубокие соболезнования в связи с крушением российского пассажирского самолета в Египте, просил передать искреннее сочувствие родственникам и близким погибших», — говорится на сайте российского МИД.

Как это было: Крушение российского авиалайнера в Египте: найдены тела 150 человек, объявлен траур

Самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение в Египте, на севере Синайского полуострова, накануне. Погибли 224 человека.


Причиной трагедии в клубе Бухареста стало несоблюдение норм безопасности

Posted: 31 Oct 2015 02:01 PM PDT

Пожар в ночном клубе «Коллектив» в Бухаресте, жертвами которого стали 27 человек, произошел из-за несоблюдения норм безопасности, заявил президент Румынии Клаус Йоханнис, передает ТАСС.

«Эта трагедия произошла из-за того, что все привыкли делать на авось. У меня есть данные, что в клубе не были соблюдены правила техники безопасности. Игнорирование норм привело к этому страшному происшествию. Властям нужно извлечь уроки из этой истории», - сказал Йоханнис.

Жертвами трагедии, произошедшей минувшей ночью в ночном клубе Бухареста, стали 27 человек, более 200 получили ранения. По словам медиков, число погибших может возрасти, так как 146 пациентов получили тяжелые ожоги,  а состояние еще 25 пострадавших оценивается как критическое.

По предварительным данным, причиной инцидента стал фейерверк, запущенный во время выступления рок-группы. Отмечается, что владельцы клуба не имели разрешения на организацию шоу с использованием пиротехники, а само помещение было оборудовано легковоспламеняющимися материалами в целях экономии. По факту инцидента возбуждено несколько уголовных дел.

Правительство Румынии объявило из-за трагедии трехдневный траур.


«Сейчас нам надо просто пережить все это»

Posted: 31 Oct 2015 01:01 PM PDT

Рейс 9268, аэропорт «Пулково».


Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Автобусы весь день привозили близких и родственников пассажиров Airbus 321 к гостинице Crowne Plaza. 31 октября здесь был развернут штаб поддержки тех, кто не дождался прибытия рейса 7К 9268 компании «Когалымавиа» из Шарм-эль-Шейха, который должен был прибыть в Северную столицу в 12:20 пополудни, но потерпел крушение над Северным Синаем.

На борту находились 224 человека. Из 217 пассажиров и 7 членов экипажа не выжил никто. О катастрофе многие узнали, лишь прибыв в аэропорт «Пулково», чтобы встретить близких.

Прямо там, у выхода из терминала, родственников встречали психологи и представители МЧС. Встречали, чтобы доставить в штаб оперативной помощи.

К двум часам в двухэтажном холле с прозрачной лестницей было не протолкнуться. В комнате с красным крестом на двери дежурит бригада «скорой». Но к помощи профессиональных медиков почти никто не прибегает — спасают объятия близких. Автобусы прибывали постоянно — в аэропорт ехали друзья, родные и знакомые погибших пассажиров.

Как это было: Крушение российского авиалайнера в Египте: найдены тела 150 человек, объявлен траур.

В холе высокий мужчина с проседью бережно обнимает рыдающую пожилую женщину в розовой кофточке: в самолете летел сын, без отца в Петербурге остался ребенок.

— Я сейчас машину закажу, вас отвезут до дома, — настойчиво предлагает ее спутник. Женщина отказывается и продолжает плакать, откинувшись на спинку плюшевого кресла.

— Сегодня ничего не узнаете. Сейчас нам надо просто пережить все это. Просто пережить, — несколько раз повторяет мужчина. Спустя несколько минут женщина, наконец, соглашается — ее под руку ведут к выходу из отеля.


Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

В фойе безмолвно сидят в креслах трое мужчин. Пытаются говорить, но сил нет — обмениваются лишь короткими фразами о том, какие появились новости, и снова погружаются в напряженное молчание.

На улице, прямо у выхода, все время кто-то закуривает и тушит сигареты — никто не одергивает курильщиков. Петербуржец Наиль выходит наружу, долго вертит в руках зажигалку и вдруг начинает рыдать, не обращая внимания на телевизионные камеры, — он потерял жену. Дети чудом остались с Наилем — улетели из Египта нескольким днями раньше.

Наиль показывает на экран телефона.

— Получил SMS от нее: «Целую! До встречи!» Мне приснился кошмар, что жена погибла. Проснулся, написал ей. А она вот эту эсэмэску в ответ прислала.

В кожаной коричневой куртке неподалеку стоит Александр, раз за разом повторяющий имя своей дочери — 25-летней Евгении Сологубовой. Отдыхали в Египте вместе, но Женя решила остаться еще на несколько дней. Кто же знал, что рейс закончится вот так.

О том, что никто из пассажиров разбившегося самолета не выжил, родственники не верили до последнего. Искали родные фамилии в списке — днем в штабе вывесили списки тех, кто был зарегистрирован на рейс.


Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

К пяти часам к родственникам вышли чиновники. Утром на пресс-конференции власти смогли сказать лишь, что «с самолетом потеряна связь», подтвердили создание штаба и зачитали телефоны экстренной связи.

За день информации почти не добавилось — чиновники повторяли, что город делает все необходимое, чтобы поддержать родственников и расследовать обстоятельства трагедии. В 17 часов перед журналистами появились вице-губернатор города Игорь Албин, председатель петербургского Комитета по социальной политике Александр Ржаненков и председатель городского парламента Вячеслав Макаров. Албин заявил, что городская администрация поможет всем семьям с организацией похорон, а также будут выплачены компенсации. Суммы компенсаций пока не определены. Как уточнил Макаров, при организации похорон будут учитываться пожелания родственников при выборе даты и места захоронения.


Вице-губернатор Албин говорит с родными погибших. Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Представители МЧС сообщили «Новой», что с родственниками погибших сейчас работают 23 психолога из петербургского центра МЧС и еще шестеро прилетели из Москвы. По оценкам ведомства, этих сил пока достаточно. На 22:00 было назначено следующее заседание оперативного штаба в «Пулково», городские власти и МЧС обещают родственникам погибших и СМИ представить всю поступившую к этому часу информацию.

Председатель Комитета по социальной политике Петербурга Александр Ржаненков сообщил, что на место прибыла оперативная группа Следственного комитета для забора анализов ДНК у родственников. Это необходимо, чтобы установить личность погибших, пояснил он. Родственников попросили не расходиться — сейчас они остаются в штабе, часть покинула отель, чтобы вернуться в него утром, — штаб продолжит работу в 9 утра.


Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

До сих пор неизвестно: вылетят ли в Египет родственники погибших или нет. По словам чиновников, неопределенность связана с тем, что еще не все родные и близкие погибших решили, хотят ли они лететь на место трагедии.

…Между тем в зале отправлений весь день провели пассажиры рейса Петербург—Шарм-эль-Шейх, который должен был отправиться из «Пулково» в 14.40. Лететь пассажиры должны были на том самом Airbus 321, которого не дождались в Северной столице. Анна и ее супруг говорят, что о крушении самолета узнали, уже когда подходили к стойке регистрации. Она так и не открылась — сотрудники «Когалымавиа» просто не вышли в зал, где у четырех стоек к 12:30 часам толпилось около 200 человек.

— Никто ничего нам не говорил — о трагедии узнали из новостей, — рассказала «Новой» Анна. — По поводу рейса долго не было никакой информации, потом по громкой связи сообщили, что вылет задерживается.

А потом Анна встретила в зале родственников, которые ждали «тот самый рейс».  Со слезами на глазах по вестибюлю бродила пожилая женщина, как в бреду повторявшая, что потеряла дочь и внучку. Анна за руку довела ее до психологов.

Наш разговор прерывается — дочь дозвонилась из Франции и Анна ее успокаивает.

— Не переживай, милая. Нам дадут другой самолет, — говорит она.

Вечером, в 19.00 рейс 9267 с задержкой на четыре с половиной часа должен был улететь в Египет. В 20:05 корреспондент «Новой» получил эсэмэску от Анны: «Все еще сидим, ждем посадки — ничего не говорят, ничего не объясняют». Но, по неуточненным данным, никто из пассажиров билеты не сдал.

Алиса Кустикова
Шеф-редактор сайта «Новой газеты» в Санкт-Петербурге


Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Air France и Lufthansa отказались от полетов над Синайским полуостровом

Posted: 31 Oct 2015 12:01 PM PDT

Авиакомпании Air France и Lufthansa  заявили о приостановке полетов над Синайским полуостровом до выяснения причин катастрофы российского пассажирского самолета А321, сообщает Reuters.

Такое решение руководство авиакомпаний назвало «мерами предосторожности», которые будут действовать до оглашения итогов расследования крушения самолета авиакомпании «Когалымавиа».

«Мы приняли решение отказаться от полетов над этой территорией, потому что ситуация и причины аварии неизвестны. Мы будем избегать полетов до тех пор, пока не станет ясно, что стало причиной аварии», - заявили в авиакомпании Lufthansa.

Ранее в СМИ появилась информация о том, что причиной авиакатастрофы мог быть обстрел со стороны египетских боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ).  Эти сообщения категорически опроверг глава Минтранса РФ Максим Соколов.

«Появляется разношерстная информация о том, что российский пассажирский лайнер, выполнявший рейс из Шарм-Эш-Шейха в Санкт-Петербург, был якобы сбит зенитной ракетой, выпущенной террористами. Эта информация не может считаться достоверной», — сказал Соколов.

Пассажирский самолет авиакомпании «Когалымавиа» выполнял рейс из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли.


Главы российских ведомств вылетели на место крушения пассажирского самолета в Египте

Posted: 31 Oct 2015 11:02 AM PDT

Глава МЧС России Владимир Пучков, министр транспорта Максим Соколов и руководитель Росавиации Александр Нерадько вылетели в Египет на место крушения самолета A321 авиакомпании «Когалымавиа», сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу МЧС.

Также на борту находятся также представители Следственного комитета РФ, Межгосударственного авиационного комитета и других ведомств, которым предстоит принять участие в расследовании трагедии и  работать на месте ЧП. Сообщается, что в ближайшее время с подмосковного аэроднрома «Раменское» отправятся еще двух самолетов МЧС со спасателями.

Ранее сегодня Генпрокуратура Египта дала официальное согласие на участие российской правительственной комиссии, сформированной по указу президента РФ Владимира Путина, в расследовании причин катастрофы российского пассажирского самолета, разбившегося на Синайском полуострове.

Пассажирский самолет авиакомпании «Когалымавиа» выполнял рейс из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли.


Венский startup для Сирии

Posted: 31 Oct 2015 10:01 AM PDT

Немецкие и австрийские СМИ о международной конференции по разрешению сирийского кризиса.

В Германии международную конференцию в Вене по урегулированию сирийского конфликта ждали с особым интересом, что и неудивительно: проблема беженцев из охваченного уже более четырех лет войной региона стала в последнее время наиболее актуальной темой не только для политиков и прессы, но и непосредственно затронула повседневную жизнь миллионов бундесбюргеров.

Еще накануне венской встречи в многочисленных комментариях и прогнозах немецких СМИ наряду со сдержанным оптимизмом проскальзывали нотки скептицизма и даже пессимизма. Слишком много игроков, отмечала Tageszeitung, которые желают участвовать в обустройстве политического будущего Сирии, так что война продлится еще долго, даже если удастся принудить Асада к отставке. По мнению Süddeutsche Zeitung, интересы военных партий внутри страны и их зарубежных спонсоров еще очень далеки даже от намеков на сближение, чтобы найти оптимальную формулу, ведущую к миру. Берлинская газета Tagesspiegel, давая слово представителям сирийской оппозиции, подчеркивала, что они считают конференцию в Вене «карнавальным мероприятием» и категорически исключают как проведение выборов при наличии миллионов беженцев, так и участие в них Башара Асада.

Реальные итоги восьмичасового дипломатического раунда превзошли ожидания скептиков. Венская Die Presse, назвав их сенсационным успехом, пишет, что все 19 участников встречи, не исключая министров иностранных дел Ирана и Саудовской Аравии, поставили свои подписи под согласованным заявлением, дающим надежду на мир.

Главное — это то, считает Die Presse, что сторонники и противники Асада признали необходимым сохранить территориальную целостность Сирии, организовать мирные коридоры, добиться прекращения огня и перемирия, а также подтвердили желание покончить с террористами из «Исламского государства» (деятельность ИГ запрещена в России.Ред.).

Итоговая пресс-конференция министра иностранных дел России, главы госдепартамента США и спецпредставителя ОНН по Сирии, как замечает Frankfurter Allgemeine Zeitung, вольно или невольно продемонстрировала символическое значение — за спиной Лаврова оказался американский звездно-полосатый флаг, а Керри сидел на фоне голубого ооновского полотнища. Также все участники встречи в Вене проявили уже не символично, а реально дипломатическую гибкость: ради того, чтобы запустить политический процесс, спорные моменты, например, будущая судьба Асада или какую оппозиционную организацию в Сирии считать террористической, а какую нет, временно выносились за скобки.

Die Zeit, положительно приветствуя прогресс венских переговоров, цитирует мнение министра иностранных дел Германии Штайнмаейра: «Это еще не прорыв к миру, но нам нужен политический процесс под руководством ООН. Дорожная карта подразумевает формирование переходного правительства и проведение свободных выборов при участии международных наблюдателей».  Венская встреча в верхах, по оценке журнала Spiegel, представляет собой самую серьезную до сих пор попытку остановить войну политическими средствами.

США, Россия и другие участники смогли договориться по основному кругу сложных вопросов, только одна из главных проблем — дальнейшая судьба Асада — пока отложена в сторону.

Австрийское издание Der Standart полагает, что в Вене состоялась пока лишь startup-конференция, как признание со стороны международного сообщества того факта, что ситуация в Сирии зашла в тупик и так дальше продолжаться не может. Это не много, но лучше, чем ничего. Вся действительная и трудная работа по восстановлению мира еще впереди.

Александр Чурсин
Фото: EPA

Лучше бы чиновников запретили

Posted: 31 Oct 2015 08:01 AM PDT

За последние полтора десятка лет аварии российских самолетов вызваны исключительно бардаком.

Рейс «Когалымавиа», летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился в субботу утром на севере Синая. Абсолютное большинство — россияне. 219 человек, из них 24 ребенка.

Летели с отдыха. Отдохнули.

Конечно, сейчас будет очень приятно рассказать, что рейс сбил проклятый ИГИЛ (запрещенная в России организация.Ред.). Самолет летел действительно над районами боев, и это отдельный вопрос, почему самолет, экономя, летел там, но шансов нет, и «Буков» у исламистов нет тоже. Уже ясно, что командир жаловался на двигатели раньше и запрашивал экстренную посадку.

Что это было? Чартер. Простой совет: не летайте российскими чартерами.

Как это было:   Крушение российского авиалайнера в Египте: найдены тела 150 человек, объявлен траур.

Именно поэтому, между прочим, я всегда, когда могла, летала «Трансаэро». При всех финансовых выкрутасах этой компании я знала, что летаю компанией, стандарты безопасности которой были, как на Западе. Министр транспорта Соколов запретил полеты «Трансаэро» на следующий день после того, как ее купил Филев из S7. На следующий день (!) после спасения министр снес с рынка компанию с формулировкой, конечно, — «безопасность полетов». Вопрос: почему министр Соколов не запретил «Когалымавиа»?

Можно строить какие угодно теории, но все, кроме одной, за последние полтора десятка лет аварии российских самолетов вызваны бардаком ниже плинтуса. Единственное исключение — это авария Ту-204 компании Red Wings во «Внуково» 29 декабря 2012 г.

Тот Ту-204 летел «пустым», без пассажиров, это самолет сравнительно новый, и при посадке в условиях сильного ветра, как оказалось, у него возможен технический сбой: стойки шасси не «обжимались», и реверс не включался. Самолет просто не чувствовал, что он сел.

По итогам этой катастрофы в авиакомпании Red Wings прошли обыски, и она прекратила существование. Почему? Потому что принадлежала банкиру Александру Лебедеву, на которого тогда ополчились силовики.

Все остальные аварии — результат бардака.

В 2006 году Ту-154 разбился под Донецком, потому что пилот экономил топливо и побоялся нарваться на штраф, облетая грозу. Он поднялся слишком высоко, чтобы пролететь над тучей, и сорвался в штопор.

В 2008 году «Боинг» разбился в Перми, потому что один из пилотов был пьян, а другой не умел управлять «Боингом». Когда диспетчер попросил уйти пилотов на второй круг, это оказалось для них роковым. В кабине стоял мат-перемат, и обмен репликами происходил на уровне «дергай вот это», «нет, вот то».

В Петрозаводске в 2011 году пилот, садясь ночью, принял шоссе за ВПП, потому что, во-первых, в аэропорту стояло примитивное оборудование, а во-вторых, аэропорту преступно подняли лимит облачности: нельзя было при таких погодных условиях в так плохо оборудованном аэропорту сажать самолет.

Что произошло потом? Премьер-министр Дмитрий Медведев после катастрофы в Петрозаводске запретил полеты Ту-134. Вопрос: какое отношение технические характеристики Ту-134 имеют к отсутствию посадочного оборудования в аэропорту? Какая разница, «Ту» это был или «Боинг»?

Разница была только для «ВТБ-лизинга» и для «ВЭБ-лизинга». Как раз они нуждались в том, чтобы компании закупали у них «Боинги». Спустя немного, премьер-министр предложил запретить еще и «Ан-24».

Это как? Каковы бы ни были недостатки отечественных самолетов (а именно они жрут много топлива), техническая безопасность в их число не входит. По безопасности «Ту-134» не уступит «Боингу». Те деньги, которые авиакомпании после удачного приказа Медведева отдали «ВТБ-лизингу», они не потратили на безопасность.

Кто брал самолеты у «ВТБ-лизинга» и у «ВЭБ-лизинга», которым так повезло с решением Медведева? «Трансаэро». По какой цене? На рынке говорят, что лизинговые платежи у «Трансаэро» были выше, чем у любой другой компании. Простите, но если, предположим, в них и был зашит откат — то, наверное, не по желанию же «Трансаэро»?

Теперь компанию убили, самолеты возвратились лизингодателям, все счастливы, кроме тех, кто уже никогда не полетит самолетами «Трансаэро» в Шарм-эль-Шейх (они туда летали регулярно), а вынужден будет лететь каким-нибудь новым «Когалымавиа». Премьер Медведев напоследок объяснил, что «Трансаэро» виновата тем, что накупила слишком много самолетов.

Вы скажете: на Западе тоже бьются. Ответ: на Западе совершенно другой паттерн катастроф. Они не оказываются закономерным результатом бардака. Они оказываются результатом невероятного стечения обстоятельств.

В 2011 году мы поставили печальный гиннессовский рекорд, став самой опасной для авиасообщения страной мира: опасней Нигерии и Чада. Как следствие, наш рынок перевозок схлопывается. На фоне этого наши чиновники занимаются чем угодно, кроме обеспечения безопасности полетов.

Им-то что? Они не летают на чартерных гробах.

Юлия Латынина
Обозреватель «Новой»


Их много и они живучи

Posted: 31 Oct 2015 07:34 AM PDT

Кто бы и что бы не излагал на спорные темы, непременно найдется далекий от воспитанности и такта персонаж. Он будет преисполнен собственной непогрешимости и не воспримет рассуждения даже самого Марка Твена: "Человек не должен критиковать других на той почве, на которой он сам не может стоять перпендикулярно."
BREVNO
Потому что "перпендикулярны" таким любые мнения, кроме собственных, увы...

Сергей Золовкин,
модератор дискуссий в "Новой газете"

Крушение российского авиалайнера в Египте: погибло 219 человек, объявлен траур...

Posted: 31 Oct 2015 05:50 AM PDT

Информация обновляется

15:40 МЧС опубликовало список из 217 человек, находившихся на борту. Всего, по последней информации, на самолете было 212 пассажиров и семь членов экипажа.

15:36 Глава комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков сообщил, что у родственников пассажиров А-321 возьмут образцы ДНК.

15:29 Источник «Фонтанки» рассказал, что сегодня на место крушения в 20:00 вылетят родственники пассажиров А-321. Самолет, на котором они полетят, принадлежит «Когалымавиа».

15:21 В авиакомпании «Когалымавиа» опровергли сообщение о том, что в офисе идут обыски. Ранее об обысках сообщил телеканал РЕН-ТВ.

15:19 Посольство России в Египте сообщает, что в самолете находились не 217, а 212 пассажиров. Таким образом, число людей на борту составило 219 человек.










15:15 Египетские власти заявили, что выживших на месте крушения А-321 не обнаружено, передает Associated Press.




15:13 Российские туристы, купившие путевки в Египет в турагентстве Brisco, начали сдавать их, рассказала Интерфаксу пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

15:10 Родственники погибших в авиакатастрофе А321 в Египте получат по 2 миллиона рублей, пообещала в эфире «Русской службы новостей» вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Светлана Гусар. Владелец лайнера также может претендовать на компенсацию, заявила Гусар.

15:04 В египетском авиационном ведомстве сообщили, что пилот А-321 перед крушением запросил экстренную посадку в аэропорту города Эль-Ариш. Он предупредил диспетчеров о технической проблеме и сказал, что приземлиться нужно как можно скорее. По данным радаров, самолет снижался со скоростью 2 километра в минуту перед падением.

15:00 Представитель Минздрава Египта заявил, что больницы городов Нувейба, Шарм-эль-Шейх и Каира переведены на режим максимальной готовности для приема жертв авиакатастрофы. Чиновник рассказал, что в аэропортах страны увеличены бригады «скорых», а крупнейшие больницы и лучшие институты здравоохранения, где специализируются на пересадке органов, предупреждены о возможном поступлении жертв авиакатстрофы.

14:55 Телеканал РЕН-ТВ сообщает, что в московском офисе владельца «Когалымавиа» в в Столешниковом переулке проходят обыски. Силовики изымают документацию и электронные носители. Ранее сегодня Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту крушения самолета. О внеплановой проверке в авиакомпании со стороны Ространснадзора, Росавиации, МАК также сообщил министр транспорта Максим Соколов.

14:50 Тела пассажиров самолета будут переправлять в Каир для последующей транспортировки их в РФ, передает ТАСС со ссылкой на газету «Аль-Ахрам». «Первые 100 тел готовят к переправке в египетскую столицу, — говорят источники в силовых структурах страны. — Продолжается поиск остальных погибших, который затрудняется тем, что самолет при падении развалился на две части, и обнаружено много фрагментов тел».





Как сообщается, погибших в египетскою столицу будут перевозить военной авиацией.




14:45 Министерство транспорта России официально подтвердило факт катастрофы самолета в Египте.

14:39 Разбившийся самолет прежде эксплуатировался четырьмя авиакомпаниями, и ему около 18,5 лет, сообщил ТАСС представитель корпорации Airbus. Первый полет на нем был совершен 9 мая 1997 года. Авиалайнер арендовали компании Middle East Airlines, Onur Air, Saudi Arabian Airlines и Cham Wings Airlines.

14:31 Премьер-министр России выразил соболезнование семьям и близким погибших в крушении А-321.





14:25 Воскресенье, 1 ноября, объявлено днем траура.




14:20 В пресс-службе губернатора Псковской области подтвердили, что на борту разбившегося в Египте самолета был заместитель главы администрации Пскова Александр Копылов.

14:18 Министерство авиации Египта опровергло информацию об обнаружении «черного ящика» на месте крушения.

14:13 Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев предложил законодательно запретить в России эксплуатацию самолетов старше 15 лет. Он добавил, что такой законопроект уже давно разработан, и депутат готов внести его на рассмотрение нижней палаты парламента. Гутенев отметил, что Россия имеет один из худших в мире рейтингов по безопасности полетов, с общим уровнем происшествий почти в три раза выше среднего в мире. «При старении отечественного авиапарка рынок заполняется самолетами иностранного производства, причем в целях экономии российские авиакомпании закупают или берут в лизинг авиалайнеры со значительными сроками эксплуатации», — объяснил он.

14:02 Администрация аэропорта Шарм-эль-Шейха передала следователям документы о техническом состоянии самолета, прохождении осмотра перед вылетом, количестве топлива и числе пассажиров на борту, сообщает ТАСС со ссылкой на Al Jazeera.

14:00 Вылет самолета МЧС запланирован на 16:00 по московскому времени. В общей сложности министерство планирует отправить на место катастрофы пять бортов.

13:58 Петербург. В Пулково сейчас около 60 человек ожидают отправления в Египет на обратном рейсе «Когалымавиа» в Шарм-эль-Шейх. Объявили, что рейса не будет.

13:54 На месте крушения найдены «черные ящики», сообщает Al Jazeera со ссылкой на источники в египетских силовых структурах.

13:52 Игры 14-го тура Российской футбольной премьер-лиги начнут с минуты молчания из-за авиакатастрофы.

13:46 Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил министру транспорта Максиму Соколову возглавить государственную комиссию по расследованию дела о крушении пассажирского самолета в Египте. В комиссию войдут «представители всех ключевых ведомств», говорится в сообщении правительства.





13:42 Ассоциация туроператоров России опубликовала список пассажиров рейса 9268 «Когалымавиа».




13:36 Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту крушения самолета по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена), предполагающей до семи лет лишения свободы.

13:35 Пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга Андрей Кибитов рассказал, что в аэропорт Пулково, где находятся родственники пассажиров рухнувшего над Синаем лайнера авиакомпании «Когалымавиа» и где создан информационный штаб в связи с катастрофой, отправились вице-губернаторы Игорь Албин (Слюняев) и Ольга Казанская. Казанская будет курировать социальные вопросы в связи с трагедией, Албин — транспортные.

13:32 На место крушения приблизительно через 2 часа бортом МЧС вылетит министр транспорта России Максим Соколов, сообщил РИА Новости его советник. Египетская комиссия по крушению самолета ведет расследование авиакатастрофы. Премьер-министр Египта Шериф Исмаил рассказал, что при министерстве гражданской авиации также создана специальная рабочая группа, которая координирует свои действия с российской стороной.

13:25 Спасатели обнаружили уже по меньшей мере сто тел на месте крушения, в том числе пятерых детей, рассказал Reuters начальник спасательно-поисковой бригады. По его словам, самолет разломился напополам. Хвостовая часть сгорела, а основная врезалась в скалу.

13:20 Владимир Путин поручил Дмитрию Медведеву создать государственную комиссию по катастрофе самолета авиакомпании «Когалымавиа» в Египте. Также президент выразил соболезнования семьям погибших в катастрофе.

13:02 Египетские спасатели говорят, что из-под обломков одной из секций самолета слышны голоса, пока залезть туда не удается, передает Reuters.


Фото: пресс-служба Metrojet

12:53 В петербургском аэропорту Пулково начал функционировать штаб для взаимодействия в связи с авиакатастрофой, пишет «Фонтанка». Для родственников пассажиров будут поданы автобусы, которые доставят их в гостиницу Crowne Plaza близ аэропорта.

12:50 Министерство авиации Египта сообщило, что связь с самолетом оборвалась через 23 минуты после взлета.

12:43 Российский источник, знакомый с ситуацией, подтвердил информацию египетских СМИ о том, что самолет A-321 «Когалымавиа» полностью разрушен.

12:39 Глава комитета, сформированного в Египте для мониторинга последствий катастрофы, Айман аль-Мукадам заявил, что вероятной причиной катастрофы стала неисправность самолета.

12:35 Представитель силовых структур рассказал, что самолет упал на горной территории, из-за этого, а также из-за плохой погоды, спасательным бригадам тяжело добраться до места крушения.

12:28 Самолет исчез с радаров в этот момент:

12:21 Для родственников пассажиров лайнера открыта «горячая линия»: 8-800-100-2001, 299-99-99.

12:16 Спикер Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина рассказала, что заказчиком рейса «Когалымавиа» является туроператор Brisco. Эту информацию подтвердили и в самой компании.

12:11 Глава Комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга Александр Ржаненков заявил, что власти города совместно с силами МЧС готовы развернуть штаб помощи родственникам пассажиров.

12:08 Как сообщает Flightradar со ссылкой на сайт Jetphotos.net, возраст пропавшего самолета — 18 лет и 5 месяцев, авиакомпании «Когалымавиа» он принадлежит с марта 2012 года.

12:06 МЧС России привело в готовность к вылету три самолета со спасателями на борту. В связи с происшествием МЧС собирает в экстренном порядке рабочую группу правкомисси по предупреждению и ликвидации ЧС.

11:59 Телеканал LifeNews опубликовал примерный список пассажиров, летевших рейсом 9268 Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург.

11:57 Источник в аэропорту Шарм-эль-Шейха говорит, что ранее на этой неделе экипаж самолета якобы несколько раз жаловался на проблемы с двигателем у A-321.

11:50 По информации мониторингового центра FlightRadar, за минуту до исчезновения с радаров, самолет начал резкое снижение и опустился на 1,5 километра. Ранее сообщалось, что Airbus-321 летел на высоте 9 километров.

11:43 SkyNews Arabia со ссылкой на источники сообщает, что обломки самолета найдены в центре района эль-Ариш на севере полуострова. О том, что поисковые команды нашли обломки самолета сообщает также египетское издание Youm7.

11:40 Источник РИА Новости в Росавиации сообщил, что в самолете находились 200 взрослых, 17 детей и семь членов экипажа.

11:36 Telegraph отмечает, что маршрут рейса пролегает через северную часть Синайского полуострова, близ израильской границы. В районе, где летел самолет, регулярно происходят вооруженные столкновения египетской армии с боевиками, лояльными «Исламскому государству» (террористическая организация, запрещенная в России).

11:30 Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова заявила, что сотрудники посольства РФ в Египте выясняют ситуацию с самолетом. «Как только будет получена уточненная информация, она будет предоставлена СМИ», — пишет Захарова в Facebook.

11:15 Премьер-министр Египта Шариф Измаил подтвердил информацию о падении российского пассажирского самолета, передает Agence France-Presse. Самолет, вылетевший из аэропорта города Шарм-эль-Шейх, упал на Синайском полуострове. На борту находились 224 человек: 217 пассажиров и семь членов экипажа.

По информации ТАСС, незадолго до исчезновения с радаров, самолет запрашивал посадку в ближайшем аэропорту. Источники в каирском международном аэропорту рассказали, что авиалайнер находился на высоте более 9 км, когда командир корабля доложил авиадиспетчерам о поломке радиостанции. Вскоре связь пропала.

Как сообщает Sky News Arabia, власти Египта уже приступили к поиску обломков самолета и жертв крушения в центральном Синае. Премьер-министр отменил рабочий визит в Исмаилию для участия в совещании.

Самолет авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, вылетел в 6:21 по московскому времени. Планировалось, что самолет приземлится в Санкт-Петербурге в 12:10. Первоначально сообщалось, что авиалайнер исчез с радаров.


Комментариев нет:

Отправить комментарий