четверг, 12 ноября 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Дальнобойная сила

Posted: 12 Nov 2015 11:02 PM PST

Водители тяжелых грузовиков показали стране, что попыткам властей разгуляться в наших карманах можно дать отпор.


Фото: ТАСС

В среду по России прокатилась забастовка дальнобойщиков — самая массовая, яркая и организованная акция социального протеста последних лет. По разным данным, в ней приняли участие от тысячи до полутора тысяч машин в 25–30 регионах страны. Некоторые организаторы акции были задержаны или оштрафованы, но в целом она оказалась мирной — и во многом успешной.

Поводом для акции стало введение сбора за проезд по федеральным трассам грузовиков массой более 12 тонн. Новый порядок вступает в силу с 15 ноября — и это, конечно, не было новостью. Казалось бы, забастовка станет акцией отчаяния, но выяснилось, что протест может иметь реальный эффект. За день до старта грандиозного «флешмоба» правительство снизило тариф за километр платного проезда, причем сразу с 3,73 рубля до 1,53 (правда, «льгота» сохранится только до марта следующего года, потом цена километра вырастет до 3,08 рубля).

Не менее важна и вторая уступка: грандиозные штрафы для «зайцев», не оплативших роскошь передвижения по федеральным трассам: 450 тысяч для «первоходов» и миллион для рецидивистов — будут взиматься до мая 2016 года только в Московской области. В других регионах нарушать режим можно будет без особых финансовых последствий. Словом, по факту система работать не будет. Пока.

Вот это «пока» и заставило дальнобойщиков не отказываться от акции даже после серьезных уступок властей. В итоге Минтрас назвал забастовку попыткой шантажа, направленной на изменение давно принятых решений.

Что ж, выяснилось, что «давно принятые решения» действительно могут быть пересмотрены, причем  быстрота и легкость, с которой это было сделано, заставляет задуматься: а насколько эти решения были обоснованными и продуманными?

Плата за проезд тяжелых грузовиков, которые действительно наносят серьезный ущерб дорожному полотну, — нормальная мировая практика. Тем более что это целевой сбор, который позволит увеличивать ассигнования на ремонт дорожной сети. Но правительство, очевидно, выбрало неудачный момент и, мягко говоря, погорячилось с ценами.

Ведь кризис и без того больно ударил по дальнобойщикам. Грузооборот снизился на 7% (в том числе из-за продуктовых контрсанкций), иностранные комплектующие из-за девальвации сильно выросли в цене, как и топливо, которое у нас дорожает независимо от колебаний мировых цен на нефть. Сектор экономики, значительная часть которого — небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели, не имеющие запаса финансовой прочности — стоило бы поддержать, а не добивать. Тем более что адекватной альтернативы ему нет: перевозки по железной дороге на средние и небольшие расстояния не подходят ритейлу из-за медлительности монополиста, да к тому же рельсы не ведут к логистическим центрам, построенным на узловых точках автодорожной сети.

Читайте еще по теме: «Да кто он такой, Платон?» Специальный репортаж с акции протеста дальнобойщиков в Московской области

Далекой от идеала оказалась и работа автоматизированной системы «Платон» (плата за тонны), с помощью которой дальнобойщики получали возможность платить за километры российских дорог. Кстати, один из триггеров протеста: система, работающая в интересах государства, создана частной компанией, половина которой принадлежит молодому талантливому предпринимателю Игорю (Аркадьевичу) Ротенбергу.

Успех, пусть и относительный, акции дальнобойщиков — это и намек властям, и урок другим социальным группам, которые оказались пассивны перед намерением властей разгуляться в их карманах. Ведь сбор с 12-тонников из той же серии, что и платные парковки в Москве, и взносы на капитальный ремонт, и введение торговых сборов, и рост налогов на малый бизнес. Государство, столкнувшись с усыханием нефтегазовой ренты, сосредоточилось на прямой эксплуатации народа. Чем дольше он будет безмолвствовать, тем больше придется платить.

Алексей Полухин
шеф-редактор

мнение эксперта

Петр Шкуматов, координатор сообщества «Синие ведерки»: «Дело дойдет и до легковушек»

— Взимание платы за проезд по федеральным трассам с водителей 12-тонных фур — нужная мера. Изначально планировалось включить ее в дорожно-транспортный налог, но поскольку из двух миллионов грузовиков, зарегистрированных у нас, только половина использует федеральные дороги, то подобная мера могла быть совершенно несправедливо распределена в сторону грузовиков, которые работают, к примеру, в карьерах и не наносят вреда федеральной дорожной сети. Именно поэтому Минтранс придумал более справедливую систему оплаты проезда по федеральной трассе. Однако в таком случае было бы разумно отменить налог на транспорт. Иначе получается тройное налогообложение: топливный акциз, дорожно-транспортный налог и плата за проезд по федеральным трассам.

Есть еще такой нюанс — тариф, который ввели власти, вмешивается в конкуренцию на рынке. Есть машины, которые не вылезают с дорог и ездят по 200 тысяч километров в год, а есть — по 50 тысяч. Возникает вопрос: каким образом среди них справедливо распределять нагрузку?

Как только они введут этот тариф, часть перевозчиков однозначно перейдет на 10-тонные автомобили, с которых не взимается подобная плата. То есть станет выгоднее отправлять два или три десятитонника, чем одну фуру. Кто-то из дальнобойщиков спрогнозировал, что до 20% грузоотправителей могут перейти на 10-тонные автомобили. Из-за этого процесса очень сильно пострадают дальнобойщики, потому что, с одной стороны, повысится фискальная нагрузка на них — плата за проезд по федеральным трассам, с другой — заказов станет меньше. Они потеряют долю рынка, поскольку конкурировать с десятитонниками и понижать цену уже не смогут. Это приведет к росту цен на 10-тонные машины и падению цен на двадцатитонники. С учетом того, что рынок и так уже просел из-за кризиса, в секторе перевозок грузов на фурах будет катастрофа, начнется череда банкротств.

Подобную ситуацию мы уже наблюдаем на МКАД. Там запрет движения автомобилей с разрешенной массой — 12 тонн — привел к переходу на десятитонники и увеличению загруженности дорог.

Читайте еще по теме: Акции протеста дальнобойщиков прошли по всей России. Материалы корреспондентов «Новой газеты» из Красноярска, Екатеринбурга, Ульяновска и Ростова-на-Дону

Кроме того, из-за размера штрафа, который власти намерены взимать за неоплаченный проезд (1 млн при повторном нарушении), дальнобойщики рискуют остаться без фур. Поскольку, как правило, они являются индивидуальными предпринимателями и за все расплачиваются своим имуществом, то есть фурой.

Пострадают также и покупатели, потому что эти лишние деньги будут переложены и на них. По разным оценкам, в течение года цены повысятся от 1 до 5%.

Дальнобойщики сегодня оказались между молотом и наковальней. Минтранс отсрочил введение платы до мая следующего года, но это ничего не изменит. Они вновь выйдут на протесты. Для них это вопрос выживания.

Я не думаю, что налог коснется только грузовиков. В течение 10–15 лет трекеры сделают обязательными для других категорий транспорта, в том числе для личных автомобилей. Автомобилисты станут платить за километр в зависимости от времени суток и маршрута поездки.

Записала Диана Хачатрян


Кого закатают в асфальт?

Posted: 12 Nov 2015 10:01 PM PST

Бизнес-империя мэра Владивостока Игоря Пушкарева включает в себя не только предприятия стройиндустрии, но и сам город.


Фото: РИА Новости

Мэр Пушкарев
Фото: РИА Новости

«Медиалогия» подготовила медиарейтинг первых лиц столиц — субъектов Дальневосточного федерального округа за октябрь 2015 года. С большим опережением в этом рейтинге лидирует глава Владивостока Игорь Пушкарев. Судя по тому, как развиваются события, частотность упоминания его фамилии в ближайшее время только усилится.

Но прежде чем начать цитирование одного длинного и скучного документа, напомним, что еще до того, как в 2004 году Пушкарев в 30 лет стал самым молодым российским сенатором, а в 2008 году — мэром Владивостока, он создал империю стройиндустрии (о том, как создавалась эта империя, см. в материале «Мэр и «Доширак», «Новая газета», № 124—125 от 8 ноября 2010 г.). К востоку от Байкала 100% цемента, гигантские объемы асфальта, щебня, бетона производятся на предприятиях, управляемых ООО «Востокцемент», которым, в свою очередь, руководят родные братья главы города Андрей и Владимир Пушкаревы.

Став мэром, Игорь Пушкарев вышел из учредительства компаний, владеющих контрольными пакетами акций предприятий стройкомплекса. Во всяком случае, его налоговые декларации за последние годы показывают, что никакого отношения к «братскому» бизнесу он больше не имеет. Однако недавно выяснились любопытные подробности.

На официальном сайте ФАС размещено решение комиссии УФАС по Приморскому краю, которое стало итогом длившегося около года расследования по делу № 214/08—2014, возбужденного по признакам нарушения администрацией города Владивостока антимонопольного законодательства. В свою очередь, само дело было возбуждено на основании материалов, переданных минувшей осенью в приморское УФАС из краевого УФСБ (вх. № 66 от 25.09.2014).

Год комиссия изучала результаты торгов, муниципальные контракты, запрашивала документы и опрашивала свидетелей. В результате удалось установить, например, что за период с начала 2011‑го по июль 2015 года муниципальными заказчиками, отвечающими за содержание жилого фонда, городских территорий и дорог, было проведено 426 закупок на общую сумму 8,95 млрд рублей, что вполне сопоставимо с годовым бюджетом Владивостока.

По результатам проведенных торгов МУПВ (муниципальное унитарное предприятие Владивостока) «Дороги Владивостока» 135 раз было признано победителем (единственным участником, соответствующим требованиям документации) и с ним были заключены муниципальные контракты (договоры) на общую сумму 7,14 млрд рублей (80% от всех заказов). При этом в большинстве торгов МУПВ «Дороги Владивостока» являлось просто единственным участником.

В качестве основного поставщика для МУПВ «Дороги Владивостока» выступало ООО «ДВ‑Цемент», поставляющее продукцию (инертные строительные материалы), производимую ОАО «Спасскцемент», ОАО «Теплоозерский цементный завод», ОАО «СКАЦИ», ОАО «Владивостокский бутощебеночный завод», ОАО «Дробильно-сортировочный завод», ООО «Трилитон». Все эти компании, как подчеркивают антимонопольщики, находятся под управлением ООО «Востокцемент» и входят в одну группу юридических лиц.

В своем решении комиссия УФАС пишет: «Совокупностью имеющихся в деле материалов подтверждается, что со второй половины 2008 года (Пушкарев стал мэром в мае 2008. — Ред.) администрация города Владивостока действовала недобросовестно, злоупотребляя правами, предоставленными законом о местном самоуправлении, Уставом города Владивостока, федеральным антимонопольным и гражданским законодательством РФ».

Вот, что показал один из свидетелей: «В мае 2008 года, после назначения Пушкарева на должность главы Владивостока, стали создаваться условия для проведения аукционов в интересах МУПВ «Дороги Владивостока» с целью обеспечения подконтрольным компаниям сбыта производимых инертных материалов (асфальт, бетон, щебень). Аукционы стали проводиться на большие суммы с условием 30‑процентного обеспечения контракта и отсутствием аванса. Данные условия создавались для того, чтобы не допустить на аукционы мелкие компании. МУПВ «Дороги Владивостока» стало закупать инертные материалы у подконтрольных Пушкареву компаний. При заключении договоров субподряда с МУПВ «Дороги Владивостока» в них стало прописываться, что для выполнения работ используются материалы заказчика, т. е. субподрядчики работают на давальческом сырье. При этом стоимость асфальта и бетона, закупаемого МУПВ «Дороги Владивостока» у ООО «ДВ‑Цемент», была выше, чем у других производителей». Он же: «Заказчик каким-то образом видит, кто подал заявку, передает информацию в МУПВ «Дороги Владивостока», директор которого договаривается с представителями компании, подавшей заявку».

Вот другой свидетель, недолго работавший вице-мэром: «После избрания Пушкарева на должность главы г. Владивостока в мае 2008 года он начал вести политику по ликвидации подрядных организаций, осуществлявших работы по благоустройству города, и перераспределению полномочий на МУПВ «Дороги Владивостока» как единственного подрядчика».

Немало подобных свидетельств зафиксировано в ходе расследования.

Параллельно выяснились и другие схемы, позволяющие отсекать ненужных потенциальных участников торгов. Так, в течение последних полутора лет перед саммитом АТЭС, когда все подряд закатывалось в асфальт, действовало требование 30‑процентного обеспечения контракта (позже оно было снижено до 10%). Суммы достигали десятков миллионов рублей, что было под силу далеко не всем участникам торгов. Собственно, у МУПВ «Дороги Владивостока» со свободными средствами тоже было не густо, поэтому здесь применялся нехитрый трюк: или банковская гарантия (при этом, как утверждает приморское УФСБ, большинство представленных муниципальным предприятием банковских гарантий были поддельными), или договоры поручительства. Поручителями выступали компании, принадлежащие семье Пушкаревых. Так, только в 2012 году ОАО «Спасскцемент» трижды выступило поручителем муниципального предприятия на общую сумму около 100 миллионов рублей.

Другой момент: в тех редких торгах (в своем документе УФАС приводит только 5), где принимали участие несколько компаний, начальную цену удавалось уменьшить от 10 до 25% Там же, где монопольно царствовало МУПВ «Дороги Владивостока», а это 80% закупок, проводимых заказчиком за последние 5 лет, контракт заключался по начальной (максимальной) цене или с незначительным ее снижением на 1—2 шага (0,5—1%). Все это, естественно, происходило под жалобы мэра Игоря Пушкарева на катастрофическую нехватку средств в городском бюджете.

И еще одна цитата из упомянутого решения: «Добиться подобных результатов в течение длительного периода времени, по мнению Комиссии, невероятно вне наличия сговора между администрацией города Владивостока, МУПВ «Дороги Владивостока» и группой компаний, находящихся под управлением ООО «Востокцемент».

Процитируем и письмо в краевой УФАС из УФСБ от 19.11.2014 № 78/4/1—20113: «С целью постоянного сбыта строительных материалов группой компаний ООО «Востокцемент», получения последними максимальной прибыли руководством администрации города Владивостока созданы условия для освоения МУПВ «Дороги Владивостока» практически всего объема бюджетных средств, выделяемых на ремонт, строительство и содержание дорог города в рамках муниципальных контрактов».

Приморские антимонопольщики пришли к однозначному выводу: и администрация Владивостока (Игорь Пушкарев), и ООО «Востокцемент» (братья Пушкаревы) являются стороной по запрещенному антимонопольным законодательством соглашению, при этом, снова цитирую, «большинство действий по реализации соглашения совершено с использованием метода «обхода закона».

Масштабы коррупции, творившейся во Владивостоке в течение 7 лет, не то что при попустительстве, а, как считают в краевых УФАС и УФСБ, с прямой подачи главы города Игоря Пушкарева, еще только предстоит оценить. Общую сумму антимонопольщики называть не стали, однако все собранные материалы вместе со своими выводами решили передать в правоохранительные органы, которым и предстоит теперь выступить в роли оценщиков.

Остаются, конечно, вопросы: а куда УФАС и УФСБ смотрели в течение предыдущих семи лет? И не связана ли нынешняя «правдорубская» активность с началом реализации проекта «Свободный порт Владивосток» и, естественно, обострившейся борьбой за контроль над территорией?

Андрей Островский


«Да кто он такой, Платон?»

Posted: 12 Nov 2015 11:01 AM PST

Запуск системы буксует как многотонная фура на скользкой горке.


Московская область. Трасса «Дон». Фото: Станислав Красильников / ТАСС

С понедельника на территории Московской области в действие вступают штрафы за передвижение грузовых автомобилей, чьи владельцы не успели зарегистрировать транспортное средство в системе сбора платежей, внедрение которой уже вызвало массовые протесты дальнобойщиков по всей стране. Корреспондент «Новой» побывал на одном из московских пунктов, где накануне грядущих санкций документы еще можно было оформить, несмотря на сбои электронной регистрации.

На сайте, созданном официальным оператором дорожного сбора за передвижение грузового транспорта по федеральным трассам, в «шапке» страницы электронный циферблат отсчитывает последние минуты до вступления системы в действие. Час икс для владельцев и водителей транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн наступает 15 ноября. Любой дальнобойщик, не успевший зарегистрировать автомобиль в системе «Платон» (так уполномоченный на организацию сборов Федеральным дорожным агентством подрядчик назвал этот проект), будет вынужден оплатить штраф.

От санкций спасет только «Маршрутная карта» — лист бумаги, на котором будет указана траектория движения автомобиля, сроки доставки груза и сумма, перечисленная владельцем оператору, из расчета полтора рубля за километр. Либо бортовое устройство, фиксирующее движение машины в реальном времени. В последнем случае сумма — в зависимости от того, насколько часто дальнобойщик выезжал на федеральную трассу — будет автоматически списываться с предоплаченного счета. Оформить карту можно в личном кабинете на сайте сборщика, предварительно зарегистрировавшись, отослав электронные копии всех положенных документов и дождавшись по электронной почте ответа с паролем и персональным логином.

— Да что они за фигню придумали, кто этот «Платон» такой, за что мы деньги платим? — мужчина восточной внешности поднимает удивленные глаза, из-под бурой дубленки торчит ворот шелковой в мелкий рисунок рубахи. Он расстегивает верхнюю пуговицу и выводит в миниатюрном блокноте у кассы печатными буквами имя «Дамасский Степан».

Всем, кто по каким-либо причинам не смог оформить доступ в кабинет удаленно, через интернет, чтобы к понедельнику уйти в рейс, приходится сдавать документы лично в одном из обслуживающих центров, открытых оператором. Всего в Москве таких центров четыре: в поселке Сосенское на юго-западе, в Химках, на Ярославском шоссе и здесь, у метро «Котельники», на юго-востоке.

Читайте еще по теме:  Акции протеста дальнобойщиков прошли по всей России. Материалы корреспондентов «Новой газеты» из Красноярска, Екатеринбурга, Ульяновска и Ростова-на-Дону 

Шестиэтажное кирпичное здание расположено в сотне метров от северного вестибюля подземки. Совсем небольшое помещение на первом этаже переполнено. У входа угрюмые крупные мужчины в черных куртках дымят сигаретами и посматривают на часы.

— На сайте нужно десять дней ждать, пока документы проверят, а тут мы оформляем сразу, уже вечером ваша страничка на сайте будет доступна, — инструктирует из-за стекла очередного посетителя уставшая женщина в белой блузке. Степан, не слушая женщину, возбужденно говорит мне: «Напишите, как мы тут маемся!» Если верить блокноту на столе, он в этой очереди 222-й, и сегодня ему бумаги не сдать. С девяти утра до часу дня шестерым сотрудникам центра удалось обслужить только 32 клиента, которые заняли очередь в четыре утра.

Блокнот — привычная форма самоорганизации в таких случаях, тут можно оставить свой телефон и переписать номер впередистоящего. Если очередь подойдет, а тебя не будет на месте, собратья по несчастью перезвонят.

Записавшись, Степан откладывает шариковую ручку в сторону и собирается домой. Постоянно в помещении дежурит не больше 50 человек. Большинство из них уже регистрировались в интернете, но по неизвестным причинам не получили уведомления и доступа к кабинету:  «Если хотя бы одна цифра неправильная — система не срабатывает», — объясняют неудачники.

Отдельная очередь — за бортовыми устройствами. На прямой вопрос, сколько самописцев выдали за день, работница центра признается: «Две штуки, вот третий оформляется».

— Если бы я знал об акции протеста, я бы и сам приехал и технику пригнал, — признается Владимир, полноватый мужчина лет 35. Как и многие, запрос через интернет он посылал заблаговременно, но ответа не получил. — Цены придется повышать, наши машины ходят на большие расстояния, Ханты-Мансийский округ, Урал…

В среднем цена на услуги его компании вырастет процентов на шесть: «Если за рейд мы берем с заказчика тысяч 100–110, то сами считайте», — пожимает мужчина плечами.

— В октябре тут никого не было, так что сами виноваты, — светловолосая дама осторожно улыбается. Из всех посетителей она единственная женщина. В беседе признается, что является хозяйкой небольшой компании, а сюда пришла, чтобы зарегистрировать дополнительные автомобили, взятые в аренду. Мужчина рядом устало вздыхает: «Уже в понедельник мне нужно отправлять груз, а тут такая неразбериха, почему сразу не отладили сайт?» — и переводит взгляд на красочный плакат, где крупными буквами написано «С нами удобно!».

Пока мы разговариваем, охранник приносит четыре пачки чистой бумаги для принтера. Молодой человек, тоже водитель, докладывает собеседнику: «На акции я был, там потом ОМОН приехал, говорят, кого-то задержали».

Читайте еще по теме: Дальнобойная сила: попыткам властей разгуляться в наших карманах можно дать отпор

Представительного вида мужчина тем временем скандалит у стеклянной стойки, потрясая бумагами: «Почему 45 машин через сайт зарегистрировали, а оставшиеся нет?» Через минуту, справившись с эмоциями, обреченно бредет к блокноту. Его номер 236.

— А блоки выдавать когда будут? — интересуется кто-то в дальнем окошке.

— Выдаем только тем, кто записался 15 октября, остальные не знаем, когда, оставьте номер, — рапортует дама по ту сторону стойки.

Водитель оставляет контакты. Первое время он будет пользоваться бумажными картами, перед каждым рейсом распечатывая дорожный лист на каждую машину. Дату, когда устройство можно будет поставить на автомобиль, ему не может сказать никто. Впрочем, тем, кто не успеет сдать основной пакет документов в ближайшие дни, придется намного труднее: единственный выход — либо вовсе отменить рейсы, либо доставлять грузы нелегально, опасаясь нарваться на штраф (от 5 тысяч рублей для водителя до 450 тысяч для юридического лица).

Дмитрий Ребров,
специально для «Новой»


Коль Рунетом занялись бы археологи...

Posted: 12 Nov 2015 11:01 AM PST

Глава из документальной повести «Дневник БАНщика»

Если бы воплотилась в быль сказка Джона Леннона:
Imagine there's no countries,
Представьте, что не стали
It isnt hard to do,
На страны мир делить.
Nothing to kill or die for,
Причин нет быть убитым,
No religion too,
И не за что убить.
Imagine all the people
Представьте, что все люди -
living life in peace...
Братья на земле...

Если бы лет через двести окаменелые пласты больного времени раскопали люди без "киселя" в голове, ничего не знающие о «Русском мире», «особом пути» «осажденной крепости», «пятой колонне», «национал-предателях»...

Если бы предстала их изумленному взору столь будничная для нас с вами заметка:
Merzost0

Что произошло бы тогда на месте раскопок? Осилило бы нормальное, не перекореженное фобиями, сознание хотя бы малую часть того, на что в нашем сумасшедшем доме уходят бездарно годы, а то и жизни?
Merzost01
Merzost
Merzost2
Merzost3
Merzost4
Или - никакого изумления? Или там, за горизонтом, все так же будет бездумная толпа и одиночки-инакомыслящие? Те, у кого, вопреки всем информационным войнам, мозг остается не контуженным.

Но допустим, все же, что окажется правым старина Джон. Что будут, таки, "все люди братья на земле". Будут умнее и чище. Не могут не быть. Должны быть. Уж коль даже в такие подлые времена, времена, когда даже в невинный прогноз погоды, как в саван, заворачивают бомбы, порядочность все равно не удается разнести в клочья. Когда не каждого плющит прессинг тотальной пропаганды. Когда даже матерый "идеологический диверсант" пролетает со свистом. Как некий бывший киевский журналист, переселившийся в Нидерланды. Оттуда он обвинял нашего коллегу Каныгина... в наркомании. Оттуда сразу после трагедии в небе Египта предрек: " ...Истерика начнется, такого визга радостного от двуногих животных вы еще не слышали...»

Однако, не только в «Новую», но и в другие российские интернет-ресурсы посыпались отклики совсем иного рода: «Насколько могу судить, некий господин ждет, когда же украинцы начнут радоваться гибели российских граждан в авиакатастрофе. Господину очень хочется, чтобы украинцы поступили именно так: ему нравится ощущать себя человеком среди двуногих животных. Судя по общему возбуждению, он сильно расстроится, если "двуногих животных" окажется не так много, как ему бы хотелось». («fobor»)

- ...Киевляне несут цветы и свечи к посольству России. Дугин, Кургинян, Киселёв, Леонтьев, Делягин очень старались вызвать ответную слепую ненависть. Были в телеэкране рыдающие шахтёрки, распятые мальчики, бандеровцы, варящие в схронах пленных. Было сделано всё, чтобы украинцы превратились в зеркальное подобие образа, создаваемого ТВ России. Но стоило погибнуть туристам, и у посольства РФ - цветы. Судя по фото, не один, не несколько - десятки человек пришли разделить горе родственников погибших. Пришедших не остановила мысль о том, что "вдруг в самолёте ватников 89.9%?" В самолёте - люди. Этого достаточно. Эксперимент по низведению украинцев до себе подобных провалился... (Алекс Синодов)

К нам в те дни, к примеру, из-за границы пришла толька одна спорная, скажем так, реплика: «...ждем шуток от Задорнова, что самолет был тяжелее воздуха. Над сбитым MH17 вата ржала с "шуток" Задорнова, а тут что-то вате не смешно?»

На автора того комментария, завсегдатая нашего форума, дружно налетели читатели из разных государств. Припечатав заодно и эстрадного юмориста:

- Вот этого шутника к родственникам погибших отправить, посмотрел бы я как он пошутил бы при них! Да хотя бы сейчас при родственниках этого злосчастного рейса. («Авраам Кроткий», Россия)

- Побойтесь Бога! ЛЮДИ ПОГИБЛИ! Бедные родные, держитесь!» (Ольга Сигачева, Севастополь)

- Смотри, как бы Господь на тебя не обиделся крепко за твоё мерзкое злорадство. (Денис Чумак, Украина)

- Что же до «истерик и визгов», так единственный «вброс» принесло из... Твери. Дебютант форума тщетно пытался выдать себя за «истинного хохла», как было указано при регистрации.

- ...А сколько убито украинцев россиянами на Украине?, - ехидно вопрошал он - Вот сегодня еще один погиб-когда по ним по всем будет траур?

Тогда хватило одной урезонивающей реплики:«Хочется верить, что ув. волжанин из древнего российского городка задал этот мало подходящий к ситуации вопрос без желания как-то опорочить представителей соседней страны». И провокатор смолк.

По другим же геополитическим проблемам перепалки не утихают. Свежая рана. Кровоточит. А когда зарубцуется. Если зарубцуется... Не отшатнутся ли от тех шрамов в ужасе и с отвращением потомки?

Сергей Золовкин,
модератор дискуссий в «Новой»

Чаплин потребовал согласовывать с РПЦ существенные решения в стране

Posted: 12 Nov 2015 10:01 AM PST

Русская православная церковь будет добиваться определяющей роли в стране, заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«В контексте отношений с государством нам нужно переходить от роли униженных просителей к роли представителей общественной силы, являющейся большинством нашего народа. Никто не смеет сказать нам «нет», никто не смеет сказать нам, что диалог с нами вести не будут», — цитирует Чаплина Интерфакс.

Чаплин подчеркнул, что церковь имеет право на то, чтобы ее голос был определяющим «для принятия любых решений, касающихся настоящего и будущего». По словам Чаплина, важно настаивать на равенстве церкви и государства «в принятии тех решений, которые затрагивают существенные церковные интересы, или связанные с нравственным, духовным измерением жизни».

В прошлом году Всеволод Чаплин предложил разработать систему православного банкинга, «основанную на этических правилах», а не на правилах информационных пузырей. Нынешняя система, по мнению Чаплина, разработана чуждой России культурой.

Помимо этого, Чаплин выступал с инициативой возродить в России земскую систему местного самоуправления. Как утверждал протоиерей, это будет примером сочетания сильной центральной власти с сильным народным самоуправлением.

Земства — выборные органы местного самоуправления в Российской империи. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России, они были упразднены после Октябрьской революции 1917 года.


Павленский — это тест на вменяемость власти

Posted: 12 Nov 2015 08:02 AM PST

В зависимости от того, как государство относится к юродивым, граждане относятся к самому государству.


Художник-акционист Павленский поджег дверь приемной ФСБ на Лубянке и, когда его арестовали, потребовал судить его как террориста. Удивительное дело, в этом отношении власти к нему вроде как прислушались…

До этого Павленский уже провел множество акций: в знак протеста против Ужасного Тоталитарного Государства зашивал себе рот ниткой и приколачивал свою мошонку к брусчатке Красной площади.

У действий Павленского есть точный аналог: так в Средние века поступали юродивые. Мир был полон таких «праведников», обличавших правящих вельзевулов, сынов дьявола и сатаны, и в этом не было, в общем-то, ничего страшного. Страшное начиналось, если эти обличители приходили к власти.

Читайте другую точку зрения: Акции Петра Павленского — это политическое искусство, оценивать которое нужно с особых позиций

В современном мире юродивым есть точный аналог: это всевозможные обличители страшных правительств: Брэдли Мэннинг, Джулиан Ассанж, Эдвард Сноуден.

Брэдли Мэннинг, военнослужащий армии США, слил Джулиану Ассанжу тысячи секретных документов. Его не остановила ни данная им присяга, ни то, что в этих документах содержалось множество информации, ставящей под угрозу жизнь людей (например, агентов разведки среди террористов), но не нашлось ни одного документа, уличающего власти США в том, что они врут своему народу и тайно занимаются не тем, о чем говорят публично. Брэдли Мэннинг в его понимании был героем, который борется против Ужасного Тоталитарного Государства, что не помешало ему, уже в тюрьме, потребовать, чтобы это самое Ужасное Тоталитарное Государство оплатило ему операцию по перемене пола.

С точки зрения создателя Wikileaks Джулиана Ассанжа, США — тоже Ужасная Тоталитарная Держава, занимающаяся «заговорами». Как следует из его несколько параноидальных манифестов, целью Wilikeaks было разрушить этот «заговор» (conspiracy), нанеся удар по его информационным потокам, — и Ужасная Тоталитарная Держава накроется.

В своей борьбе Джулиан Ассанж поощрял среди своих сотрудников культ собственной персоны, тщательно пестовал в медиа имидж Гениального Борца-Программиста, создателя уникального софта (весь принцип и софт Wikileaks списан с действительно гениального принципа Wikipedia), а также изумительным образом удивился, когда во время одного из перелетов Ужасное Тоталитарное Государство похитило у него два компьютера, сданных в багаж. Знатному Борцу не пришло в голову, что, когда борешься против такого Чудовища, компьютеры лучше в багаж не сдавать.

Эдвард Сноуден, третий борец против Ужасного Тоталитарного Государства, вполне намеренно устроился на работу в секретную государственную программу, с тем чтобы ее разоблачить, и снова-таки был примечателен тем, что не сообщил ничего собственно разоблачительного. Единственным событием в хэппенинге, устроенном Сноуденом, был сам Сноуден. При этом, как и Ассанж, реального не только мученичества, но и дискомфорта Сноуден предпочел избежать. Теперь, обитая в России, он периодически, раз в два месяца, напоминает о себе: то скажет, что готов вернуться в США, если там пообещают его не казнить, то еще что-нибудь такое.

Павленский — из этой же породы борцов с Ужасным Тоталитарным Государством. Противник ему, конечно, достался менее комфортный, чем США, но тут уж ничего не поделаешь: родину не выбирают.

Протест г-на Павленского не имеет никакого отношения к реальной оппозиции и реальной борьбе с режимом. Это — выходки юродивого.

Когда человек зашивает себе рот сам, в рамках плагиата с фильма «Матрица», — это совсем не то же самое, когда ему затыкает рот государство. Когда человек поджигает приемную ФСБ — простите меня, ради бога, но как вы думаете, что будет с человеком, который в США вздумает поджечь дверь в ФБР? Ах да, я же забыла, США — это тоже Страшное Тоталитарное Государство.

С проблемой юродивых сталкивались все государства, и лучшим способом обращения с ними всегда был полный игнор. Юродивому позволялось говорить по поводу правящего Кровопийцы, Сына Сатаны, Незаконного Выродка все, что хотелось. Иногда — если правитель был действительно Кровопийцей — юродивый попадал в точку, но его вдохновенные обличения сильно девальвировались за счет того, что юродивый всегда и всех обличал, — к этому привыкало даже легко возбудимое общественное мнение (еще не зафиксировано в истории юродивого, который когда-либо похвалил кого-либо, достойного похвалы).

Собственно, именно так и определяется вменяемое государство. Оно вменяемо, если отпускает любителей бегать голым по площадям, или, в случае легкого хулиганства, как при поджоге дверей госучреждения, дает им пятнадцать суток. Все равно яйцеприбивательство не станет массовым явлением и любимой формой протеста.

Но государство невменяемо, если начинает относиться к прибитым мошонкам со звериной серьезностью, рубить головы и паять статьи.

Видимо, юродивые для того и существуют: реакция на них есть тест на вменяемость государства.

Юлия Латынина
Обозреватель «Новой»
На снимке: Петр Павленский в суде. Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»


Верховная Рада признала депортацию крымских татар в 1944 году геноцидом

Posted: 12 Nov 2015 07:29 AM PST

Верховная рада Украины признала депортацию крымских татар в 1944 году геноцидом. Соответствующее постановление опубликовано на сайте парламента.

По информации УНИАН, постановление поддержали 245 народных депутатов из 338. Планируется, что днем памяти жертв геноцида крымскотатарского народа будет 18 мая. В этот лень на Украине уже отмечается день памяти жертв депортации крымских татар.

Согласно постановлению, на сегодняшний день действия Россия на территории Крыма являются «сознательной политикой этноцида крымскотатарского народа».

В 1944 года более 180 тысяч крымских татар были депортированы в Узбекистан,  Казахстан, Таджикистан, а также в некоторые регионы России. Официальной причиной депортации власти называли  сотрудничество крымских татар с группировками, выступающими в поддержку нацистской Германии.


О ценностях, географии, астрономии и сексапильности

Posted: 12 Nov 2015 07:02 AM PST

На Берлинском внешнеполитическом форуме досталось и России.


Министры иностранных дел Лавров (Россия), Штайнмайер (Германия) и Климкин (Украина). Фото: EPA

Горячих тем было предостаточно. Одна проблема беженцев в Европе чего стоит. Конечно, Сирия и исламские террористы. Даже на китайские игры мускулами в южных морях нашлось время.

Тон форуму, на котором собрались политики, дипломаты и политологи, задал его хозяин, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер: «Тем, кто не может справиться с дилеммой между «реальполитик» и моралью, нет места в международной политике, да и вообще в политике». К сожалению, этот его вывод пока только идеал.

Дискуссия по России и Украине показала, что возвращения России в Европу можно дожидаться еще долго. В современную Европу, а не в Европу Венского конгресса, Версаля и даже Ялты, где национальные колоссы договаривались о сферах влияния. Мир-то изменился.

Собеседники, среди которых был постпред России при ЕС Владимир Чижов, говорили, казалось, на разных языках, хотя свободно изъяснялись на языке глобализации — английском.

Нельзя говорить «Европа и Россия», в сотый раз поправлял партнеров Чижов. Россия — это тоже Европа, напоминал он азы географии, конечно, зная, что на Западе давно принято называть Европой интеграционный проект, а не часть света. Но интеграция — это уступка части национального суверенитета, что в современной российской практике звучит кощунственно.

Обмен уколами и упражнения в остроумии привели панелистов от политической географии к фантастической планетологии. На фоне набивших оскомину сравнений Америки с воинственным Марсом, а Европы с прекрасной Венерой нашлось наконец место и России — на… Сатурне. За стремление окружать себя многочисленными сателлитами.

Спор о месте России в Европе, которое никто, впрочем, и не отрицает, свелся к Украине и Минским соглашениям, санкциям ЕС и контрсанкциям Москвы. «Философские» причины разлада вряд ли устранимы при нынешних настроениях.

На Западе бытует расхожее мнение, что государство предназначено для обслуживания интересов граждан. Оно обеспечивает качество жизни, безопасность, социальную гармонию, а также гармонию с соседями и прочими обитателями большого мира.

Российскую политическую элиту, как подтвердила дискуссия в Берлине, заботит иное: геополитическое позиционирование. Российский постпред многократно повторил, что Россия — это мировая держава (региональная — это уже как-то оскорбительно, что ли?). Словно утверждение этого — главная ответственность государства перед россиянами. А при утверждении особенно важны внешние знаки: с нами опять разговаривают, без нас не могут обойтись, без нас они не могли бы договориться с Ираном, ничего не могут сделать с ИГИЛ (эта террористическая организация запрещена в России)… Убеждаем самих себя.

Звание самого влиятельного человека в мире журналы присваивают тому, кто «может делать, что хочет, и ему за это ничего не будет». Но в отношении страны на мировом фоне это не работает.

«Что бы ни думали там, в Вашингтоне, Россия — это мировая держава (а как тут опять же без козней Вашингтона?), и я счастлив, что ЕС начинает это вновь сознавать», — засыпал постпред Чижов своими аргументами публику. Но зал почему-то аплодировал его оппонентам.

Граждане могут и подождать с индивидуальным светлым будущим, а пока пусть коллективно гордятся величием страны. Чем мы, насколько я помню, активно занимались и в СССР вплоть до его распада. В то время как, например, жители Великого герцогства Люксембург стремились оправдать его громкое название, став чемпионами Европы, если не мира, по ВВП на душу населения. Сферой влияния крохотной страны можно считать весь мир, а уж весь ЕС — точно.

Высокие геополитические цели священны, внушают российские государственники своим дипломатам, пропагандистам, а через них — миру и гражданам. Успех страны, по их разумению, определяется возможностью пренебрегать правилами общежития, демонстрировать крутизну, позволять себе больше, чем разрешает количество акций в предприятии «весь мир», измеряемое долей ВВП.

Бывший шведский премьер Карл Бильд говорил колкости: «Российский проект «Новороссия» блокирован единством Запада»,  «нужны выборы по стандартам ОБСЕ в контролируемых русскими районах Украины — пока в этом никакого прорыва», «мы не хотим новой Ялты, а хотим вернуться к Парижской хартии (для новой Европы 1990 года)». Ответил он и на очень гипотетический и каверзный вопрос российского политолога из зала: как поступили бы европейцы, случись Майдан в США и против Обамы? «Прежде всего мы бы удивились. Но если бы Мексика напала на США, чтобы вернуть себе Техас, мы бы этого не одобрили», — парировал Бильд.

Санкции против России, настаивал российский постпред, незаконны, потому что наложить санкции может только ООН и никто другой. Они не достигли своей цели изменить политику Кремля, а значит, провалились. ЕС, введя их, нанес экономический ущерб самому себе, а поскольку это иррационально, то европейцы поступили так не по своей воле (опять намек на козни Вашингтона и марионеточность европейских государств).

Глава международного комитета Бундестага Норберт Рёттген холодно возразил. Европа — сообщество ценностей, и если она приняла меры в ущерб своей экономике, значит, для нее очень важно было не оставить действия России без последствий, а других средств в арсенале не было (действительно, не войной же идти)… Смысл санкций в том, что Запад продемонстрировал единство. «Использование санкций — это очень избирательный инструмент дипломатии», — продолжал он. Когда они будут сняты? «Если мы увидим основательный прогресс (по Украине), то будут, но пока я не могу предвидеть, что произойдет в ближайшие несколько месяцев».

Разговор зашел о том, что Запад не посчитался с интересами России, влез в ее законную сферу влияния, чем и спровоцировал реакцию Кремля. Аплодисменты сорвала бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, которая из географии и вовсе подалась в биологию, напомнив, как в природе самцы животных привлекают самок яркой брачной раскраской.

«России стоило бы лучше подумать о том, как стать более «секси» и привлекательней, чем метить сферы влияния», — произнесла она под смех почтенного собрания. И обратила внимание присутствующих на один парадокс: российская элита промывает гражданам мозги, отвергая западные духовные ценности и западную демократию, но очень даже любит западные материальные ценности.

Чтобы убедиться в этом, ей как женщине достаточно было понаблюдать за российскими покупательницами в брендовых бутиках Парижа и Милана.

Александр Минеев
Соб. корр. в Брюсселе


Запрещенное «Исламское государство» пообещало устроить теракты в России

Posted: 12 Nov 2015 06:36 AM PST

Обещание «очень скоро» устроить теракты на территории России и пролить здесь «океан крови» прозвучали в видеоролике террористов «Исламского государства», сообщило Reuters со ссылкой на мониторинговую группу SITE, которая отслеживает угрозы от исламистов.

Угрозы звучали якобы на русском языке (видеозапись пока обнаружить не удалось — Ред.).

Как утверждают в SITE, ролик был опубликован на площадке «Аль-Хайят», где боевики ИГ распространяют свои заявления.

Напомним, в октябре России объявили джихад — сделали это радикальные саудовские религиозные круги, не имеющие отношения к властям Сайдовской Аравии. Прием джихад объявлен именно России в целом, а не россиянам, присутствующим в Сирии и участвующим в авианалетах на позиции террористов.

Читайте также: «Объявить России джихад…». Теперь каждую пятницу после традиционного моления многие мусульманские клирики начнут поминать жертв российских авианалетов в Сирии с призывом отмщения.

Россия участвует в сирийской войне на стороне правительственных войск Башара Асада.

В настоящее время следствие, расследующее обстоятельства крушения рейса A321 «Когалымавиа» на Синайском полуострове, жертвами которого стали 224 человека, рассматривает в том числе и версию теракта на борту. Ответственность за взрыв на борту вскоре после гибели лайнера взяла на себя египетская ячейка «Исламского государства» («Новая газета» собрала все, что известно об этой группировке в этом материалеРед.).

Российские власти на прошлой неделе официально запретили авиаперелеты в Египет. На этом настоял Национальный антитеррористический комитет, который возглавляет директор ФСБ Александр Бортников.

Материал дополняется



Глава ФСИН не пустил члена СПЧ Елену Масюк в колонию к Олегу Навальному

Posted: 12 Nov 2015 05:27 AM PST


Геннадий Корниенко. Фото: ФСИН

Директор Федеральной службы исполнения наказаний Геннадий Корниенко отказался пускать Елену Масюк, члена Совета по правам человека и обозревателя «Новой газеты» в колонию к отбывающему заключение Олегу Навальному. Такую позицию глава ведомства сформулировал в письменном ответе председателю СПЧ Михаилу Федотову — тот обращался к Корниенко с просьбой допустить к Навальному двух правозащитников — Елену Масюк и Андрея Бабушкина.

Интересно, что визит Андрея Бабушкина в колонию Корниенко при этом согласовал.


Ситуация очень напоминает инцидент августа 2015 года. Тогда Федотов попросил Корниенко разрешить Елене Масюк и Андрею Бабушкину посетить колонию, где отбывала наказание фигурантка дела «Оборонсервиса» Евгения Васильева. В ответ на запрос Корниенко согласился путить в колонию Бабушкина — но не Масюк, которая встречалась с Васильевой лично. В итоге Андрей Бабушкин был единственным представителем Совета, кто видел Васильеву в колонии, и в ответе на принципиальный вопрос, действительно ли это была Евгения Васильева, чувствовались сомнения правозащитника.

Тогда, в августе, свой отказ ФСИН мотивировал маловразумительно: Елена Масюк — член ОНК Москвы, а колония Васильевой — во Владимирской области. Доводы о том, что Андрей Бабушкин — член той же московской ОНК, ФСИН никак не прокомментировали.

Читайте также:
Директор ФСИН запретил члену СПЧ Елене Масюк посетить колонию Евгении Васильевой

Напомним, по процедуре СПЧ не может потребовать от ФСИН допустить своих представителей в колонию — только попросить.

Заключенный Олег Навальный отбывает наказание (3,5 года) в ИК№5 Орловской области. За последнее время администрация ИК уже трижды отправляла его в ШИЗО по разным основаниям. Приговор Навальному считает политическим брат Олега, известный политик Алексей Навальный.

В защиту прав Олега Навального на сайте «Новой газеты» идет сбор подписей. Адресат — как раз глава ФСИН Геннадий Корниенко. В обращении содержится требования восстановить права Навального на справедливое наказание. Под обращением — подписи более 40 известных людей, а также более 11,5 тысяч верифицированных подписей граждан России.

«Новая газета»
редакция

Мзда с малых

Posted: 12 Nov 2015 05:01 AM PST

Попытка залатать бюджетные дыры увеличением нагрузки на малый бизнес едва ли будет удачной.


Фото: РИА Новости

Новый приказ Министерства экономического развития усложнит жизнь малым предприятиям, которые делают отчисления в бюджет по упрощенной схеме. В 2016 году единый налог на вмененный доход (ЕНВД) вырастет на 15,9% — этот налог собирают с небольших кафе, магазинов и ларьков, он идет в муниципальные бюджеты. В МЭР говорят, что повышение вызвано рутинным пересмотром показателей в связи с инфляцией. Эксперты полагают, что собрать больше налогов не получится: слишком сильное налоговое бремя в очередной раз заставит предпринимателей скрывать свои реальные доходы или вовсе уходить в тень.

Непримечательный проект приказа, опубликованный в начале ноября на сайте министерства, вызвал возмущение бизнес-сообщества. Единый налог на вмененный доход для небольших предприятий должен существенно увеличиться. ЕНВД — один из видов упрощенного налогообложения для малого бизнеса, который позволяет индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО из нескольких человек не держать в штате бухгалтера и не сдавать сложную финансовую отчетность. Он рассчитывается так: фиксированная сумма, установленная для каждой отрасли, умножается на площадь предприятия или количество работников, затем на два коэффициента: К1 — повышающий коэффициент-дефлятор, который Минэкономразвития устанавливает каждый год, и К2 — понижающий, его задают местные власти. С получившейся суммы предприниматель должен заплатить 15%.

В этом году МЭР установил значение коэффициента-дефлятора на уровне 2,083 — это на 15,6% больше, чем в 2015 году (1,798). Для бизнесменов это будет означать дополнительные десятки тысяч рублей налогов в год: например, по подсчетам РБК, магазин площадью 50 квадратных метров будет платить на 46,5 тысячи рублей в год больше. «Повышение налога коснется оставшихся киосков и кафе, которые и так уже зажали. Препятствий для малого бизнеса много: запретили торговать в переходах, арендные ставки высокие. А когда настолько вырастает налог, это подрывает последнее доверие, которое еще осталось у предпринимателей к государству. Правительство постоянно меняет схемы налогообложения, хотя даже если весь малый бизнес вообще освободить от налогов, бюджет вообще ничего не потеряет на фоне громадных сумм, которые тратятся на масштабные государственные проекты, на футбол и прочее», — считает глава объединения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. Она полагает, что предприниматели теперь будут рассматривать новые схемы налогообложения.

Повышение ЕНВД не является инициативой Минэкономразвития — министерство ежегодно пересматривает значения коэффициентов по методике, определенной в Налоговом кодексе, замечает в разговоре с «Новой» пресс-секретарь министерства Елена Лашкина. Цифры задаются исходя из предварительной оценки индекса потребительских цен на текущий год, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. «Существенный рост коэффициента-дефлятора, в том числе по ЕНВД, вызван значительным ростом инфляции в 2015 году», — говорит пресс-секретарь. Она затруднилась ответить, может ли министерство внести инициативу по корректировке расчета, заметив, что поправки в Налоговый кодекс — прерогатива Минфина.

Рост инфляции в последние полгода россияне могли заметить по витринам магазинов невооруженным глазом. Тем не менее, по словам представителей бизнес-сообщества, коммерсанты не сильно обогатились: при такой сильной инфляции многие покупатели предпочли затянуть пояса и просто покупать меньше товаров.

«Небольшие магазины вынуждены продавать дешевле из-за больших розничных сетей, которые могут позволить себе держать низкие цены, — говорит Анатолий Чургель, бизнесмен и бывший глава отделения «Опоры России» в Подмосковье. — Малый бизнес будет умирать. Чтобы войти со своим товаром в крупную сеть, ты должен заплатить менеджеру определенную сумму, превышающую его годовую зарплату, — это входной билет, который имеет свою цену, и она практически неподъемна для малого бизнеса. А если вы выигрываете тендер, вы должны внести некоторую сумму на счет предприятия, которое тендер объявляло. Она возвращается вам только после того, как вы завершите весь проект и будет подписан акт, вместе с оплатой всего контракта. Причем выплату могут сильно задержать, и за счет этого много предприятий обанкротились. При этом доступных кредитов для малого бизнеса нет».

По мнению Чургеля, в результате люди предпримут новые шаги, чтобы максимально вывести свою работу из-под контроля государства, например, будут по возможности занижать показатели продаж. «У нас такой менталитет, что если человеку не дадут чек в кассе, то он и не будет его требовать, и на этом многие уходят от налогов», — замечает предприниматель.

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Института социальной политики, полагает, что повышение налога не принесет пользы никому. «Это попытка как бы помочь региональным бюджетам, потому что у них большие долги и дефицит, но в итоге результат выйдет никаким или отрицательным. По данным 2014 года, в среднем по России налоги от малого бизнеса дают 3,6% всех поступлений в консолидированные бюджеты регионов. В некоторых регионах этот показатель выше из-за того, что там исторически более развита торговля: например, в Калининградской области это 8%, в Краснодарском крае — 7%, в Приморском крае — 5%. Сравнительно высокие показатели и в регионах депрессивного типа, где других источников дохода меньше и где малые предприятия «весят» больше: в Кировской области это 6%, в Чувашии и Пензенской области — по 5%. А в бюджетах нефтегазовых регионов малый бизнес значит совсем мало», — замечает Зубаревич.

По мнению эксперта, в кризис государство будет повышать нагрузку на все виды бизнеса, но больше всего пострадают самые слабые. «Кормильцы бюджета — нефтегазовая отрасль и металлурги, — говорит Зубаревич. — На нефтегаз нагрузку уже немного увеличили, но у этих компаний мощных лоббистский ресурс. Думаю, в ближайшее время введут еще экспортные пошлины на металлургическую продукцию и удобрения». Так или иначе, малый бизнес пострадает больше всех — «потому что он сопротивляться не может». По мнению эксперта, в результате роста ЕНВД только сократится количество зарегистрированных предприятий.

Пока что из крупнейших российских компаний налоги повышены только для «Газпрома». 9 октября правительство издало распоряжение о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 36,7% для «организаций, имеющих исключительное право на экспорт природного газа в газообразном состоянии». По данным Министерства финансов, это должно принести в бюджет дополнительные 101,6 млрд рублей. До этого в течение лета и осени обсуждался налоговый маневр с повышением налоговой нагрузки для нефтяных компаний. Если его примут, то, по подсчетам Bank of America, «Роснефть» заплатит в 2016 году на 171 миллиард рублей больше, «Лукойл» — на 70 миллиардов, «Сургутнефтегаз» — на 48, «Газпром нефть» — на 37, «Башнефть» — на 15, «Татнефть» — на 20 миллиардов рублей. Против налогового маневра активно возражал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Сейчас в Думе рассматривается законопроект о заморозке экспортной пошлины на нефть в 2016 году: ранее планировалось постепенно ее снижать. Отсрочка на год, по подсчетам правительства, должна принести в бюджет 200 миллиардов рублей.

Плохие новости о перспективах малого бизнеса поступили на фоне таковых же — о социальных гарантиях для работающих россиян. В 2016 году минимальный размер оплаты труда будет, по всей видимости, индексирован ниже уровня инфляции. Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал принять в первом чтении законопроект об индексации МРОТ на 4% (5965 рублей в месяц вместо 6204), в то время как инфляция прогнозируется на уровне 6,4%. В кризис наиболее незащищенные участники российской экономики ощутимой поддержки не получат.

Анна Байдакова


Мать погибшего пятимесячного младенца Умарали Назарова выдворяют из России

Posted: 12 Nov 2015 04:02 AM PST


Зарина Юнусова. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Городской суд Петербурга 12 ноября оставил в силе решение о выдворении из России гражданки Таджикистана 21-летней Зарины Юнусовой. Мать пятимесячного Умарали Назарова, скончавшегося в петербургской детской больнице в ночь с 13 на 14 октября, после того, как его разлучили с матерью, должна покинуть страну в течение 15 суток. Судья горсуда Елена Широкова, рассмотрев апелляционную жалобу на вынесенное 13 октября решение Октябрьского районного суда о выдворении Юнусовой, отказала мигрантке.

Правонарушение, которое вменяет в вину Юнусовой ФМС, заключается в том, что срок ее пребывания в России истек 26 декабря 2014 года. Сама Зарина объясняет это беременностью, по причине которой она не могла улететь обратно в Таджикистан.

Между тем, по мнению адвокатов Юнусовой, процедура задержания мигрантки была проведена с многочисленными нарушениями.

— Из-за путаницы с переводчиками Зарина даже не смогла понять, что ей говорили в Октябрьском суде, когда выносили решение о выдворении. Ей предоставили переводчика с узбекского языка, тогда как она говорит только на таджикском, — сообщила 12 ноября в горсуде адвокат Юнусовой Ольга Цейтлина.

Читайте также: Судмедэксперты: в гибели 5-месячного Умарали Назарова «никто не виновен»

Подсудимая подтвердила, что не подписывалась в протоколе задержания, поскольку не умеет ни читать, ни писать по-русски. На сегодняшнем заседании суда Зарину сопровождал переводчик с родного —  таджикского — языка, и она в подробностях рассказала о том, как у нее забирали ребенка. По словам матери Умарали, она совершенно не понимала, что происходит. Юнусова утверждает, что инспекторы без объяснений буквально вырвали ребенка у нее из рук.

Адвокаты Зарины во время рассмотрения апелляции в Горсуде также отметили, что были нарушены право на личную жизнь и право семейной жизни. Вдобавок сторона защиты предоставила ходатайства о расхождении данных в официальных документах, оформленных сотрудниками ФМС и полиции.

Несмотря на возражения трех защитников Зарины, Широкова сочла доводы ФМС убедительными и не нашла оснований отменять решение нижестоящей инстанции.

Нина Петлянова
Соб. корр. по Северо-Западному федеральному округу


В России появятся тайные патрули ГИБДД

Posted: 12 Nov 2015 03:50 AM PST

В 2016 году сотрудники Госавтоинспекции могут начать патрулировать дороги на автомобилях без опознавательных знаков, заявил заместитель главы МВД РФ Виктор Кирьянов.

Такие патрули будут лишены светографической индикации и оборудованы видеорегистором. За рулем будут сидеть инспекторы в штатском.

«Мы введем стандарты для таких автомобилей и будем уже готовиться к этим мероприятиям. Думаем, что должно получиться. Мы сами видим, что уже назрела такая необходимость», — цитирует ТАСС Кирьянова.

Замглавы МВД объяснил, что обычные патрули не достаточно эффективны в борьбе с правонарушениями на дорогах, поскольку когда водитель видит полицейскую машину, «он становится нормальным». Он добавил, что «теперь уже и при виде полицейской машины начинают грубо нарушать правила дорожного движения».

В дополнение к своим словам собеседник агентства отметил, что подобная практика существует и в других странах, в том числе в США.

Координатор сообщества «Синие ведёрки» Петр Шкуматов считает, что патрулирование дорог полицейскими в штатском является «наиболее эффективной» политикой. «Можно говорить о том, что это некое нарушение правил игры, но если мы поставим на первое место безопасность на дорогах, то, конечно, этот инструмент очень эффективен», — сказал в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» Шкуматов.

Украина давала льготы, Россия — грамоты

Posted: 12 Nov 2015 01:02 AM PST

Севастопольские воины-интернационалисты рискуют остаться без помощи государства.

Петр Погребняк
Фото автора

— На референдуме в прошлом году я и другие черноморцы голосовали за Россию. Теперь очень обидно, что нас лишают заслуженного, — со старшим сержантом ВМФ Петром Погребняком мы общаемся в его маленькой квартире на окраине Севастополя. Петр Максимович — участник военной кампании СССР в Египте в 1971—1972 годах. После присоединения Крыма к РФ он решил сменить украинское удостоверение ветерана на российское, после чего узнал, что ветеранами на новой родине его и его сослуживцев не считают.

— Египет в 70-х вел войну с Израилем. Мы инструктировали египетских военных, — рассказывает Погребняк о своей службе. — Мой корабль «Крымский комсомолец» прибыл в Порт-Саид 8 декабря 1971 года, а убыл я оттуда в апреле 1972-го. По людям не стрелял, слава богу, но в инструктажах и учениях участвовал.

Ветеранами служивших в Египте черноморцев СССР признал в 1989 году. Им предоставили льготы: скидку 75% на коммунальные услуги и бесплатный проезд в общественном транспорте. Когда Крым был в составе Украины, эти льготы оставались, а вот его возвращение в Россию все изменило.

— Чтобы сменить ветеранское удостоверение с украинского на российское, нужно получить справку, что ты участник боевых действий. Я и мои сослуживцы направили запросы в Центральный архив Военно-морского флота РФ в Гатчине. Но ответ оказался неожиданным.

«Директивой Генерального штаба ВС СССР от 17 июля 1991 года № 730/1/1438 было предусмотрено предоставление льгот личному составу воинских частей и подразделений на основании справок, подтверждающих пребывание военнослужащих в странах, в которых велись боевые действия. При проверке законности предоставления льгот личному составу ВМФ Главным финансово-экономическим управлением Минобороны РФ выявлено несоответствие указанной директивы ФЗ «О ветеранах», так как данной директивой предусматривалось предоставление льгот на основании справок, подтверждающих пребывание военнослужащих в странах, где велись боевые действия (независимо от их участия в боевых действиях).

В целях обеспечения законности указание начальника Генштаба ВС СССР признано не действующим в Российской Федерации. В документах архива сведений об участии в боевых действиях на территории Объединенной Арабской Республики (Египет) личного состава войсковой части 13140, в том числе и Вас, за 1971—1972 гг. не имеется», — говорится в ответе врио начальника Архива ВМФ Николая Гущина.

— Получается, Украине было не важно, сражался ты или нет. Был инструктором: молодец, получи льготу. А в России, если ты в людей лично не стрелял, то и не ветеран? — разводит руками Петр Максимович.

Срок действия украинских ветеранских удостоверений в Крыму и Севастополе истекает 1 января 2016 года.

— И с этого времени, получается, плати по полной программе, а не 25%, — говорит Петр Максимович и показывает платежки: электроэнергия — 142 рубля, телефоне — 118 рублей, водоснабжение — 272 рубля. — Сейчас я заплачу 532 рубля, а с января за то же самое — 2128 рублей. И это без учета отопления. Кроме того, сейчас нам можно бесплатно ездить на городском транспорте, а с января придется платить: 7 рублей на троллейбусе и 12 — на автобусе. Ездить надо регулярно: и к врачу, и в ветеранскую организацию. И ладно бы я — закончил службу офицером, у меня пенсия 22 000 рублей. А те, кто дальше мичмана не ушел, — у них-то значительно меньше. А продукты в Севастополе, знаете, сколько стоят? Вот банка тушенки: 220 рублей. А вот сардины — 55 рублей (в Москве такая же тушенка — 190 рублей, сардины — 46).

Петр Максимович является председателем первичной ветеранской организации Гагаринского района. Остальные воины-интернационалисты уполномочили его решать вопрос с льготами.

— Только в нашем Гагаринском районе без льгот останутся 80 человек. В Севастополе и в Крыму — даже сказать не могу, сколько. Зато вот, — ветеран достает из папки полученную от губернатора Севастополя Сергея Меняйло грамоту «За активную общественную деятельность и весомый вклад в решение вопросов социальной защиты ветеранов». — Это теперь дают.

Иван Жилин
Корреспондент

Комментариев нет:

Отправить комментарий