понедельник, 15 августа 2016 г.

Тема дня

Тема дня


Возбуждено первое административное производство в рамках «пакета Яровой»

Posted: 15 Aug 2016 02:01 AM PDT

Суд: мировой суд Черкесска.
Подсудимый: Вадим Сибарев.
Статья: cт. 5.26 КоАП («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания  о религиозных объединениях»).
Стадия: начало процесса.
Срок: грозит штраф до 50 тысяч рублей.

В Карачаево-Черкесии Центр борьбы с экстремизмом (Центр «Э» МВД) возбудил административное дело на основании поправок из «пакета Яровой» — за миссионерство. Фигурантом и первопроходцем стал 25-летний кришнаит Вадим Сибирев, который раздавал религиозную литературу на улицах Черкесска и рассказывал прохожим о своей вере. Один из прохожих — Рашид Зитляужев, которому была вручена книга, впечатлился, оскорбился и направился с заявлением в полицию. В полиции посчитали, что Сибирев нарушил Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором оговаривается, где можно вести миссионерскую деятельность, а где нет.

Рассмотрение дела началось в мировом суде Черкесска 4 августа, кришнаиту грозит штраф до 50 тысяч рублей.

Напомним, антитеррористический пакет поправок депутата Ирины Яровой Владимир Путин подписал 7 июля этого года. Уже на следующий день петиция за отмену поправок набрала 10 000 подписей, сейчас их — более 700 000.

Анна Симонаева
специально для «Новой»

В Крыму по делу о диверсии задержали еще двух человек

Posted: 15 Aug 2016 01:28 AM PDT

В Крыму по делу о диверсии задержали еще двух человек, передает Интерфакс со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

«На сегодняшний день под стражей находятся уже девять человек, двое из них арестованы. В ближайшие сутки им могут быть предъявлены обвинения по статьям, в том числе связанным с организацией теракта и пособничеством в террористической деятельности», — цитирует собеседника агентство.

По информации Интерфакса, задержанных являются жителями Крыма, которые недавно получили российское гражданство. Еще 10 человек проходят по делу в качестве свидетелей. Однако, как отметил источник агентства, их статус может измениться на подозреваемых.

Напомним, 10 августа ФСБ сообщила о задержании группы украинских диверсантов на территории Крыма и предотвращении терактов на полуострове. Как утверждают российские спецслужбы, теракты в Крыму готовились по указу украинской разведки.

Также сообщалось, что одним из задержанных был сотрудник Главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Евгений Панов. Была опубликована запись его допроса, в ходе которого Панов признает свою вину и говорит, что служил в зоне АТО с августа 2014 года по август 2015 года, позже его пригласили в Киев, где сообщили о создании группы для проведения диверсионных акций в Крыму.

Украина обвинения в свой адрес отвергла. В частности, министерство обороны Украины заявило о непричастности сотрудников ГУР к подготовке терактов в Крыму, а президент Украины Петр Порошенко заявил, что сообщения о готовящейся диверсии являются «фантазиями» и «поводом для очередных военных угроз».

После этих событий Украина усилила группировку вооруженных сил на границе с Крымом, а Порошенко поручил привести в боевую готовность подразделения в этом районе.

В МЧС не смогли объяснить, зачем ликвидируют антикоррупционные подразделения

Posted: 15 Aug 2016 01:01 AM PDT

Отделы по противодействию коррупции в Северо-Западном и Приволжском региональных центрах МЧС упраздняют. В министерстве утверждают, что эта мера — часть работы «по повышению готовности», но сами сотрудники полагают, что таким образом их пытаются наказать за эффективную работу. Возможно также, что очередные сокращения связаны с попытками МЧС не выйти за рамки урезанного из-за кризиса бюджета.

В 2014 году решение о создании антикоррупционных подразделений, которые должны были заниматься предотвращением соответствующих преступлений в структуре МЧС и взаимодействовать с правоохранительными органами, принял лично министр Владимир Пучков. В этом году директиву о расформировании подписал его заместитель Сергей Воронов. Примечательно, что ликвидируются отделы по противодействию коррупции только в двух региональных центрах — Северо-Западном и Приволжском. В оставшихся шести (Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Северо-Кавказском, Южном и Центральном) антикоррупционные подразделения продолжат работу.

«Отдел прекращает работу 15 августа, — рассказал собеседник «Новой» в отделе по противодействию коррупции Приволжского регионального центра. — Нас всего 16 человек, при этом мы контролировали 14 территориальных управлений МЧС и Ивановскую пожарно-спасательную академию. Никому из нас не предложили перевода на другие должности в структуре МЧС — сейчас в системе полностью запрещены прием новых сотрудников или перемещение в другие подразделения».

Сотрудники приволжского отдела по противодействию коррупции полагают, что их коллег из Северо-Западного регионального центра решили уволить за хорошую работу: «Это регион, откуда сам министр вышел. Возможно, они в своей работе слишком далеко зашли». Однако о своей собственной работе сказать такого не могут: «У нас очень спокойный регион по сравнению с Санкт-Петербургом».

В декабре прошлого года, когда многие пожарные не получили зарплату, именно отделам по противодействию коррупции поручили следить за обстановкой на местах, «чтобы личный состав не совершил маленькую революцию». «Мы же отчитывались в федеральное управление инспектирования, которое нас курирует, — подтверждает источник «Новой» в Приволжском региональном центре. — В этом году я не знаю, кто будет этим заниматься, наши функции пока никому не передали».

Начальник управления организации информирования населения МЧС России Алексей Вагутович говорит, что отделы попали под сокращение «в рамках работы по повышению готовности органов управления и подразделений», а функции отделов по противодействию коррупции уже переданы в кадровые органы региональных центров и что они эти функции уже успешно реализуют. Однако он не смог объяснить, каким именно образом антикоррупционные отделы связаны с уровнем готовности, а если связаны, то почему ликвидируют только два из восьми. В пресс-службе также не смогли ответить на вопрос, связаны ли сокращения подразделений с попытками сократить расходы в системе МЧС.

В 2015 году в ходе оптимизации структуры и численности МЧС из министерства были уволены более 10 тысяч человек. Тем не менее на начало 2016 года долги МЧС перед пожарными превысили 4,5 млрд рублей. Как ранее сообщал «Новой» Алексей Вагутович, на деятельности МЧС сказалась экономическая ситуация в стране, из-за которой ведомству урезали бюджет. Так, в 2014 году МЧС получило 192 млрд рублей, а в 2016-м — только 168 млрд.

Зинаида Бурская
Корреспондент


«Очень жесткий. Но ценит людей»

Posted: 15 Aug 2016 12:01 AM PDT

Новым главой администрации Президента России стал Антон Вайно.


PhotoXPress

99 процентов граждан имеют весьма смутное представление, что это такое: администрация Президента России. Ну вроде бы и что-то привычное, на слуху, но чем именно в точности, в конкретности она занимается — знают немногие.

Между тем, подчеркивает наш собеседник, много лет проработавший с Вайно, это важнейшая структура, которая обеспечивает деятельность главы государства. Впервые появилась в нашей стране летом 1991 года. В этом году администрации исполнилось 25 лет.

Право формировать администрацию сейчас закреплено в Конституции. Что придает ей конституционный статус.

В состав ельцинской администрации вошли не только его ближайшие соратники, но и специалисты советской управленческой школы. Ударное слово здесь — управленцы. Администрация именно как управленческий орган. Управленческий орган — прежде всего. А не просто вспомогательная структура. Она играет ключевую роль в формировании внешней и внутренней политики.

Главами администрации при Владимире Путине были Александр Волошин, Дмитрий Медведев, Сергей Собянин и Сергей Иванов. С самого начала — люди публичные.

И вот главой администрации стал совершенно новый человек — Антон Эдуардович Вайно. Не публичная фигура.

Известно о нем немногое. 44 года. «Этнический эстонец», как сказали в телевизоре.

Антон Вайно окончил МГИМО и вначале пошел по дипломатической линии. В 1998 году в Японии помогал тогдашнему шефу протокола Владимиру Шевченко в организации визита Бориса Ельцина и в начале 2000-х годов пришел на рядовую должность в Управление протокола Президента России.

Люди, которые знают его, говорят: за эти годы он приобрел управленческий опыт. К примеру, когда был руководителем протокола у Виктора Зубкова (был такой премьер), проявил себя блестяще. И работая руководителем протокола с премьером Владимиром Путиным с 2008 по 2012 год, оставался «образцом собранности». Он, как сформулировал знающий его политик, «доброкачественный и не интриганский».

Когда Владимир Путин вернулся в Кремль, он назначил Антона Вайно первым замом главы администрации президента.

За что отвечал Вайно как первый заместитель главы администрации?

За рабочий график Владимира Путина. За всю канцелярию — то есть за все документы, которые приходят главе государства, «проходят» через него и приходят от него.

Говорят, Антон Вайно — по должности и по своей сути — пользовался и пользуется колоссальным доверием Путина. Поэтому новое назначение Вайно внутри администрации все посчитали органичным и естественным. Ни у кого в самой администрации не вызвало удивления или недоумения.

Он — человек с большим управленческим опытом. Очень работоспособен. И дело не в том, что работает допоздна, а в том, что любую работу (самого огромного объема) делает очень качественно, безукоризненно.

Некоторые поначалу обманываются, что он человек-функция. Но это лишь вначале. Кто сталкивался с Антоном Вайно в работе, отмечают, что он ценит людей. И прежде всего — за профессионализм. Видит его и уважает в других.

Еще говорят, он очень воспитан и сдержан.

Отличительная черта: жесткий и требовательный, но никто не помнит, чтобы унижал кого-то из подчиненных.

Отдел информации

Вышли из окружения

Кого мы больше не увидим рядом с Владимиром Путиным и кто занял их место

В последние два года влиятельных постов лишились несколько тяжеловесов, которые находились в команде Владимира Путина с момента его появления в Кремле, а то и намного раньше. В большинстве случаев их место заняли управленцы нового поколения с хорошими резюме и чистой репутацией.


Владимир Кожин

Управляющий делами президента в 2000–2014гг.

Сейчас: помощник президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества.

Преемник: Александр Колпаков (сотрудник ФСО).


Владимир Якунин

Президент ОАО «РЖД» в 2005–2015гг.

Сейчас: общественный деятель.

Преемник: Кирилл Белозеров (замминистра транспорта).


Владимир Чуров

Председатель ЦИК РФ в 2007–2016гг.

Сейчас: посол по особым поручениям МИД РФ.

Преемник: Элла Памфилова (уполномоченный по правам человека РФ).


Виктор Иванов

Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в 2008–2016гг.

Сейчас: пенсионер.

Преемник: ФСКН расформирована.


Сергей Иванов

Руководитель администрации президента в 2012–2016гг.

Сейчас: спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности.

Преемник: Антон Вайно (первый замруководителя администрации президента РФ).


Легкоатлетку Клишину допустили до участия в Олимпиаде

Posted: 14 Aug 2016 11:28 PM PDT

Международный спортивный арбитраж (CAS) допустил российскую легкоатлетку Дарью Клишину к участию в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, передает Reuters.

Суд удовлетворил апелляцию прыгуньи Клишиной на решение Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF), которая накануне отстранила единственную российскую легкоатлетку от соревнований.


Поводом стал дополнительный запрос информации персонально по Клишиной материалов доклада Макларена комиссией IAAF по допингу. Журналист немецкого телеканала ARD, автор фильмов о допинге в российском спорте Хайо Зеппельт написал в своем твиттере, что российскую легкоатлетку Дарью Клишину отстранили от Олимпиады в Рио-де-Жанейро из-за манипуляций с допинг-пробами: в анализе мочи Дарьи Клишиной нашли ДНК двух разных людей, а на одной из банок с пробами были царапины.

Клишина была единственной российской легкоатлеткой, которую IAAF изначально допустила к участию в Олимпиаде в Рио. Остальные россияне были отстранены от Игр по решению спортивной федерации из-за допинг-скандала.

Соревнования в прыжках в длину, где должна выступить россиянка, состоятся 17 августа.


Надо ехать!

Posted: 14 Aug 2016 11:01 PM PDT

Обращение редакции «Новой газеты» к зарубежным коллегам.



Дорогие коллеги! Это письмо адресовано вам, журналистам и редакторам крупнейших мировых СМИ. Мы давно знаем друг друга. Нас связывают отношения долголетнего сотрудничества. Наши материалы часто печатались на ваших страницах — вы отлично знаете, что наша редакционная позиция, мягко говоря, отличается от официальной. «Новая газета» — лауреат многих наград. В этом году вы, коллеги, присудили нам премию Golden Pen Freedom («Золотое перо свободы»), учрежденную Всемирной ассоциацией издателей газет — (WAN-IFRA).

Это дает нам право обратиться к вам за поддержкой в деле нашей паралимпийской сборной.


Паралимпийскую сборную России отстранят от участия в Играх. Вердикт озвучен президентом Международного паралимпийского комитета Филиппом Крэйвеном и может быть обжалован только в суде. Если вердикт останется в силе, то это не будет ударом ни по российской власти, ни по конкретным нарушителям антидопингового законодательства.

Это будет удар по ни в чем не виноватым спортсменам. По их родным и близким. По всем, кто видит в паралимпийском движении надежду и живую силу примера. Это будет удар и по нам, журналистам «Новой газеты»: мы ответственны за тех, кому искренне и деятельно помогаем.

Мы прекрасно осознаем, что чистота паралимпийского движения подвергается многим искушениям — по образу и подобию спорта высоких достижений.

Мы понимаем, что в процессе «гонок за медалями» могли быть допущены нарушения. Возможно, даже системные, хотя доказательная база не соответствует глобальности выводов комиссии Всемирного антидопингового агентства под руководством Ричарда Макларена и, главное, адресности и тяжести наказания.

Международный олимпийский комитет признал, что чистые спорт­смены не должны автоматически отвечать за грехи отдельных своих коллег, и тем более — за грехи государства. Допускать, что спорт­смены-инвалиды должны нести большую ответственность, чем допущенные к нынешним Играм атлеты, — нонсенс. И вы должны знать: благодаря только одному паралимпийцу появляется целый городской район с безбарьерной средой. Такова жизнь в России.

Читайте также:  Россию отстранили от Паралимпиады из-за допинг-скандала: почему это — перебор. Объясняет Владимир Мозговой

Мы знаем многих спортсменов-паралимпийцев, в том числе победителей и призеров Паралимпийских игр. Большинство их них — люди исключительного мужества, несгибаемой воли и честности. Мы допускаем, однако, что и в этой среде могли появиться недобросовестные спортсмены, жертвы амбиций чиновников.

Но это не может явиться поводом для тотального наказания всех участников паралимпийской сборной России, готовящейся к сентябрьским Играм в Рио. Надо понимать, что для большинства из них спорт — едва ли не единственный свет в окошке. Если его закрыть, очевидна неизбежность многих и многих индивидуальных трагедий.

Читайте также:  «Пока не победим — не успокоимся». Репортаж из расположения паралимпийской сборной России

Но не менее страшно то, что последствия такого шага абсолютно не просчитаны. Верить, что изоляция российских паралимпийцев изменит нынешнюю российскую власть, — злая утопия.

Спортивные триумфы не могут быть основным показателем величия страны. К пониманию этой нехитрой истины России идти еще долго. Но изоляция вряд ли ускорит этот путь. Особенно если запрет впрямую касается самой незащищенной категории спортсменов.

К нашей просьбе допустить паралимпийскую сборную России к Играм в Рио-де-Жанейро присоединяется лауреат Нобелевской премии мира, акционер «Новой газеты» Михаил Горбачев.

«Новая газета»



«Лысые карлики» как социальная группа

Posted: 14 Aug 2016 10:01 PM PDT

Шамиль Казаков, стремившийся стать сотрудником полиции, но не принятый по национальному признаку, частично оправдан.

Суд: Пролетарский районный суд Твери.
Осужденный: Шамиль Казаков.
Статьи: ч. 1 ст. 282 УК РФ («разжигание ненависти и вражды к социальной группе «сотрудники полиции») и 319 УК РФ («оскорбление представителя власти»).
Стадия: вынесен приговор.
Наказание: 10 месяцев исправработ.

11 августа Пролетарский районный суд Твери огласил приговор татарину Шамилю Казакову, который обвинялся в разжигании ненависти к социальной группе «сотрудники полиции» и в оскорблении представителя власти.

Как уже писала «Новая», татарин по национальности, Шамиль Казаков, с детства мечтавший быть милиционером, в прошлом году пытался устроиться на службу в УМВД по Тверской области. Но после длительных проверок ему отказали, обосновав отказ в неформальной беседе тем, что на службу в полицию не берут по негласной установке «чеченцев, лиц кавказской национальности, татар и мусульман». В ответ Казаков выложил в интернете видеоролик, где аудиозапись этого разговора смонтировал с эпизодами из фильма «Обыкновенный фашизм» и снабдил комментариями. Кроме того, в качестве заставки в ролике были изображения сотрудников управления кадровой службы Тверского УМВД, наряженных в нацистскую форму.

Указанные сотрудники почувствовали себя оскорбленными — в отношении Казакова было возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям УК: «Разжигание ненависти и вражды к социальной группе «сотрудники полиции» и «Оскорбление представителя власти» — начальника управления по работе с личным составом УМВД по Тверской области Анатолия Тесленко. Вскоре начался и суд. На последнем заседании 2 августа Казакова перевели под стражу. Поводом стала оперативная справка о том, что Казаков якобы снова разместил в интернете инкриминируемый ролик, а также звонил свидетелям со стороны обвинения  и оказывал на них давление. Сам Казаков это отрицал, а также заявил, что желания работать в таких правоохранительных органах он больше не имеет.

В прениях прокурор попросил суд признать Казакова виновным и приговорить его в совокупности по двум статьям к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Адвокат подсудимого Светлана Сидоркина, в свою очередь, просила оправдать подзащитного по всем статьям, так как «обвинение не доказало его вину» и «в его действиях отсутствует состав вменяемых ему преступлений». Сидоркина напомнила суду, что сотрудники полиции — ни сотрудники УМВД по Тверской области, ни сотрудники полиции в целом — не являются социальной группой. И российская, и международная практика правоприменения, по ее словам, исходит из того, что представители органов власти сами по себе не являются социальной группой и не только не могут претендовать на особую защиту от критики, но, напротив, должны быть более открыты для публичного обсуждения их деятельности.

Суд оправдал Казакова по обвинению в разжигании ненависти, но в то же время признал виновным в оскорблении и приговорил к 10 месяцам исправительных работ. Казакова освободили из клетки прямо в зале суда.

Решением несостоявшийся полицейский и его адвокат удовлетворены лишь частично и намерены его обжаловать. Поскольку, как сказала «Новой» Светлана Сидоркина, сотрудник кадровой службы Тверского УМВД Анатолий Тесленко, названный в инкриминируемом Казакову ролике «лысым карликом», не обладает распорядительными функциями относительно граждан, не находящихся у него в подчинении, а следовательно, не является «представителем власти».

Александра Букварёва
специально для «Новой»


Гимнастка Алия Мустафина завоевала золотую медаль Олимпийских игр

Posted: 14 Aug 2016 09:01 PM PDT

Российская гимнастка Алия Мустафина завоевала золотую медаль в упражнениях на брусьях на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Мустафина набрала за свое выступление 15.9 балла.

Одна из основных конкуренток Мустафиной — американка Мэдисон Кошиан — набрала 15.833 балла, заняв второе место.

На третьем места — немецкая гимнастка Софи Шедер.

Китайская спортсменка Шан Чуньсун, чьи тренеры были недовольны итогами личного многоборья, в котором гимнастка заняла четвертое место, набрала на брусьях 15.433 балла.

Вторая российская гимнастка Дарья Спиридонова упала при перелете с нижней жерди на верхнюю и набрала лишь 13.966.

В личном многоборье на этих Олимпийских играх Мустафина завоевала бронзовую медаль, уступив американкам Симоне Байлз и Александре Райзман.

Брусья являются коронным снарядом Мустафиной. Именно за брусья спортсменка стала олимпийской чемпионкой 2012 года. Тогда же она получила «серебро» в команде и две «бронзы» — в индивидуальном многоборье и за выступление на ковре.

В интервью после командных соревнований на Олимпиаде в Рио Мустафина признавалась, что пока не определилась с планами на дальнейшую жизнь. До этого она не исключала, что может уйти из спорта.

СМИ узнали имя нового главы управления военной полиции Минобороны России

Posted: 14 Aug 2016 12:01 PM PDT

На должность начальника Главного управления военной полиции Министерства обороны назначен генерал-лейтенант Владимир Ивановский. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в ведомстве.

«Все документы о назначении Владимира Ивановского на новую должность подписаны, его назначение состоялось на этой неделе», – сказал собеседник агентства.


Ранее Ивановский возглавлял Военную академию материально-технического обеспечения имени Хрулева.

С 2013 года главное управление военной полиции Минобороны возглавлял генерал-майор Игорь Сидоркевич, ранее служивший в ФСБ. С 1993 года Сидоркевич также занимал должность президента федерации дзюдо Санкт-Петербурга.

Управление военной полиции было сформировано в 2011 году, В задачи ведомства входит укрепление правопорядка и воинской дисциплины в российской армии, обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах России, а также охрана особо важных объектов Минобороны.


МОК начал расследование в отношении министерства спорта России

Posted: 14 Aug 2016 11:01 AM PDT

Международный олимпийский комитет (МОК) начал расследование в отношении чиновников Министерства спорта России в связи с применением допинга российскими спортсменами. Об этом в твиттере написал журналист немецкого телеканала ARD, автор серии документальных фильмов о допинге Хайо Заппельт.

Дисциплинарная комиссия Международного олимпийского комитета под руководством Ги Каниве начала расследование в отношении чиновников Министерства спорта России по делу о государственной поддержке допинга, сообщил Зеппельт.

В 2014 году ARD выпустил документальный фильм «Секретный допинг: как Россия добивается побед». В фильме рассказывалось о систематическом применении допинга российскими спортсменами. Продолжение последовало 7 декабря и 6 марта 2016 года.

После этого российских спортсменов отстранили от международных соревнований, а РУСАДА приостановило свою работу.


Ленин жив и похож на Ди Каприо

Posted: 14 Aug 2016 07:02 AM PDT

Россия и мир готовятся к столетнему юбилею Октября.

К семнадцатому приближаемся. Сто лет тому назад «ревел и выл Октябрь, как зверь», и разносчики новой веры громили не только памятники и храмы, но разрушали до основания старый мир. С новым как-то косо вышло, зато крепко обосновавшиеся «кто был ничем» по-прежнему заправляют всем.


Казалось бы, новая культурная политика и скалозубая патриотика к важному рубежу должна была подвести нас вооруженными продуманной программой, чеканными формулировками, зарифмованными не только в лозунгах, но и в искусных опусах кинотворцов.

Не тут-то было. Тема «К столетию событий 1917 года», объявленная сценарным конкурсом Минкульта и Фонда кино, не слишком возбудила фантазию авторов. Бесславно уступив дорогу более актуальным, вроде «Крым в истории России» или «Энергия энергетиков». Безусловно, игровое историческое кино требует немалых затрат. Но отчего-то кажется, основная причина немоты творцов — глобальная растерянность, непонимание, как именно трактовать события, потрясшие мир. Обещали «загнать клячу истории» — и загнали. История ныне — кляча, бегущая с завязанными глазами, погоняемая пропагандистами.

Кино традиционно выясняет отношения с историей и идеологией. Идеология на дворе — верткая, зыбкая, как трясина. Того и гляди оступишься.

Раньше было как? Советский историко-революционный фильм — кино про будущее, которое возводится за счет жертвенности настоящего. Про мечту, осуществившуюся вопреки устоям, для героя оборванную на полуслове. Про мечту, отменявшую ценность отдельной жизни. Про вселенское «Мы» взамен буржуазного «Я»: «Мы идем революционной лавой», кто там правой? Партийный лидер Шахов в сверхидеологическом «Великом гражданине» Эрмлера клеймил врагов народа и социалистического соревнования от имени революции. Целая серия фильмов о справедливом переустройстве мира воодушевленно ковала монументальный культ вождей.

Впрочем, в работах Козинцева и Трауберга (трилогия о Максиме), Ромма («Ленин в Октябре»), Пудовкина («Мать»), в эйзенштейновских «Броненосце «Потемкин» и «Октябре» авторская позиция не брала под козырек, но была в диалоге с призывами новой страны. Наум Клейман настаивает, что пафос «Потемкина» состоит вовсе не в гимне революционному насилию. Наоборот. Это протест против насилия. Пафос в ключевом слове «братья!».

В «Сорок первом» Протазанова миф сотворения нового мира еще поддерживался, но уже вызывал многие вопросы. Личное, чувственное вступало в непримиримый конфликт с жесткой революционной необходимостью. Оттепель знаки вопросов превратила в зияющие дыры сомнения. В «Комиссаре», снятом молодым Аскольдовым по рассказу Гроссмана и осужденном на 20 лет «полки», нет антисоветчины. Просто с краеугольным постулатом новой веры «на место павшего придут тысячи» — неувязочка. Слишком живые, мучающиеся выбором герои. И заряженная революцией комиссар Вавилова, и приютившая ее еврейская семейка с их бедняцкими заботами во главе с бабелевским персонажем Магазаником. Слишком хрупка и бесценна судьба каждого. Жажда жизни неохватна. И значимость рождения нового человека если не отменяет, то делает уязвимой идею сверхважности социальных битв и — страшно сказать — саму великую идею мирового интернационала.

Как быть? Что отстаивать-опровергать современным режиссерам? В ситуации не только экономического, но и нравственного кризиса нет уверенности в прекрасном далеко, да и в утлом завтрашнем дне тоже. Россия вновь застревает на прифронтовом рубеже. К тому же коммунистическая модель разрушена, либеральная отменена Басманным судом, время фашистской, очень хочется верить, не придет.

Но какие-то кремовые своды новыми смысловиками (термин Даниила Дондурея) возводятся. Современности велят ориентироваться на прошлое. Прошлым предписано гордиться, несмотря «на некоторые ошибки». По поводу революции и гражданской войны создатели нового единого учебника рапортуют о консенсусе: была своя правда и у белых, и у красных, нельзя делить народ на правых и неправых. Наш народ всегда прав, един, сам вершит свою судьбу. Поэтому версия о доставке Ленина в опломбированном вагоне и финансовой поддержке революции Германией — унизительна. Взамен устаревшей революционной мифологии начинает коваться новая с отштукатуренными мифами, а главное — «уточненной» классификацией героев и врагов. При этом новые идеологи вбивают кол в саму идею революции, как правило, «оплаченной Западом».

Как тут не заблудиться современному автору? К тому же если он вознамерился прикоснуться к событию планетарного масштаба, необходима идея, новый инструментарий. Так полвека назад гением Артавазда Пелешяна была создана поэтическая картина мира «Начало». Энергичный монтаж хроники времен Октябрьской революции в его фильме-поэме — «памятник утраченному мгновению», полет яростного мира в рай… или ад?

Сегодня со свежими идеями беда. Пару лет назад вроде наметился проект «Ленин», который мог бы стать сложносочиненной версией мифа. Сценарий написал Владимир Сорокин. Ленин рассматривался как история идеи, преображения мечты в реальность. Продюсер Елена Яцура говорила о шансе для русских примириться со своей историей. Картину о вожде мирового пролетариата предлагали снимать Стивену Содербергу, Флориану Хенкелю фон Доннерсмарку, российским режиссерам. Но, видимо, так и не удалось собрать бюджет в $6,13 млн.

Среди новейших не утопических, заслуживающих внимания проектов — «2017». Его продюсер Наталья Мокрицкая говорит о сквозной драматургии фильма. Хотя в какой-то степени это эхо нонконформистского альманаха «Начало неведомого века», в оттепельные шестидесятые снятого молодыми режиссерами к полувековому юбилею революции. Идея сборника — «отражение различных граней эпох» — вызвала оторопь чиновников. Короткометражка «Измена» Элема Климова по рассказу  Бабеля сразу была отменена цензурой. Из пяти фильмов в альманахе осталось три. Новеллы Ларисы Шепитько («Родина электричества») и Андрея Смирнова («Ангел»), обвиненные в «неверных позициях в вопросах интерпретации нашей истории», — стали первыми арестантами «застойной полки».

Фильм компании «Новые люди» «2017» предполагает внутренне связать несколько новелл, в которых дебютанты в игровом кино увидели бы события столетней давности глазами современников. Одной из частей фильма будет монтажная картина «Глаза и ладони Октября», перекликающаяся с «Началом» Пелешяна. Анимационный фильм-плакат, Юрия Норштейна и Аркадия Тюрина «25-е, первый день» — романтический революционный этюд станет сквозной темой картины. Среди авторов — выпускники разбежкинской школы, ВГИКа, Московской школы нового кино, Питерского университета кино и телевидения. Можно надеяться, незамыленность авторского взгляда обещана.

Но и риски высокие. Снова путаница в умах — что есть пролетарская «звериная», «копеечная», «детская» революция? Опаснейшая из болезней, кровавая баня, грандиозная утопия, переворот, осуществление новой исторической судьбы?

Те же вопросы, пусть наедине с собой, в течение столетия решали предшественники нынешних дебютантов. Все определяет осмысленный выбор отдельного «я». Если конечно, художник не спешит угадать и выразить волю власти, присвоившей монополию на патриотическое высказывание. Но ведь государство намерено не только использовать кино как идеологический инструмент, но еще и зарабатывать на заказной патриотике. И когда автор пытается учесть эти парадоксальные «вводные», получается нечто вроде «Батальона» или «Распутина».

Недавняя новость из колыбели революции. «Ленфильм» начинает работу над кино о мировом перевороте со строительства копии интерьеров крейсера «Аврора». В фильме «Кронштадтский мятеж» появится и сам вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Среди претендентов на роль — Леонардо Ди Каприо, который выразил стремление сыграть кого-то из исторических персонажей: Ленина, Путина или Распутина. Видимо, идея сменить «Титаник» на «Аврору» ему понравится.

А мы вновь изумимся живучести мифа, опрокидывающего нас назад. В искусстве и в реальности. Не поспоришь со Львом Ошаниным, признавшимся, что вместо песен часто приходилось «рифмовать лозунги из районной газеты». Кому ж и знать, как не автору маршрута нашего векового круженья в пределах одной исторической кольцевой:

«Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой… Ленин в тебе и во мне!»

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»


Антиутопия online

Posted: 14 Aug 2016 06:01 AM PDT

За 100 лет после революции общество и культура изменились трагически.



Накануне юбилея роковой даты — 17-го года — не лишне оглянуться на то, как сопереживало искусство в России веку-волкодаву и чем сердце сможет успокоиться в ХХI столетии? И сможет ли оно вообще успокоиться под кровом стремительно мутирующей новой утопии?..

ХХ век прошел под знаком расцвета и крушения двух утопий — национал-социалистической и социал-коммунистической. По ходу дела выяснилось, что от утопии до антиутопии дистанция не длиннее, чем от любви до ненависти. То есть — один шаг.

Вот в чем откровение «Мы» Замятина: и революция, и гражданская война — не самые существенные коллизии. Самое фундаментальное противоборство — битва между рацио и природным инстинктом. Дикие, стихийные люди осаждают город машинных людей.

Роман кончается словами: «В городе сконструирована временная стена из высоковольтных волн. Я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить».

Комментарием к роману «Мы» следовало бы рассматривать фильм Александра Сокурова «Телец» — о последних днях Ленина.

Ленин в «Тельце» на краю бренной жизни не знает нравственных мук и угрызений совести; мука и отчаяние оттого, что его оставил рассудок. Тот самый, что был стержнем деятельного реформаторства. Того самого, которому он пытался подчинить мир. Его рассудок призван был заменить и совесть, и мораль, и любовь. Что целесообразно, то и свято. Что логично, то и неизбежно. Рационализм превыше всего. На этом, по Сокурову и Арабову, и основан ленинский глобализм. Не важно, какое он имел отношение к реальному историческому персонажу. Это та реальность, которую ХХ век переварил и которую XXI еще долго будет отрыгивать.

Сегодня наша культура, как и страна, снова на развилке. Снова масса масс пошла, как сельдь или вобла, мечущая икру, повинуясь инстинкту. Снова она перед опасностью быть утилизированной государством. Сегодняшний кризис глубже и обширнее, чем потрясший страну в 1905-м и точно описанный в свое время Михаилом Гершензоном: «Интеллигент задыхался и думал, что задыхается только оттого, что связан. Это был жестокий самообман».

Жестокий самообман повторился. Но современная постсоветская культура не склонна обольщаться.

Не безмолвствует, в частности, современный отечественный кинематограф.

Картина последнего десятилетия «Трудно быть Богом» Алексея Германа — о фантасмагорическом путешествии в инопланетное Средневековье, где люди еще не стали людьми. Или уже перестали быть ими. Картина не о том, что в столице Заливья в Арканаре трудно быть Богом; о том, что здесь им стать невозможно.

В сущности, нам предложена еще одна антиутопия. Еще одна версия инволюции человеческой цивилизации, как бы продолжение замятинского «Мы».

У Замятина машинные люди отгородились от людей стихийных электронной стеной. У Германа Румата не захотел быть вождем рабов, но и не стал их Богом. Из местных на планете остались два оппозиционера-книгочея. Но и они, перессорившись, убивают друг друга. Посланцы Земли покидают планету под грустное, теплое соло саксофона разочарованного Руматы. Всадники растворяются в белизне заснеженной планеты, ландшафт которой ничем не отличается от пейзажа, открывающегося за чертой едва ли не каждого мегаполиса государства Российского.

«Фауста» Александра Сокурова и Юрия Арабова вернее было бы назвать «Мефистофелем». Арабов это прокомментировал так. В ХХI веке обнаруживается разрыв человека не только с Богом, но и с чертом. В финале видим ничтожного Мефистофеля, побиваемого тяжелыми каменьями. Человечество, по мысли авторов, устремлено к идее торжества рационализма над всем иррациональным. В том числе над любовью. Над человечностью.

Человек склонен на новом цивилизационном витке не просто гнать от себя эти невещественные, но сущностные субстанции. Он стоит перед потребностью изгнать их из себя. Не черт теперь страждет найти человека, чтобы заключить с ним сделку, как полагает Арабов; это люди выстроились в очередь к дьяволу с предложением продать ему душу.

Таков новый цивилизационный поворот, перед которым оказался индивид ХХI века. К слову, к тому же клонит и Звягинцев в «Левиафане». Только в качестве ретроспективной подсветки использует евангельскую легенду об Иове, заметно ее перенастроив. Нынешний Иов оказался лишенным поддержки Бога. Жизнь не научила его смирению. Она его просто сломала и размазала по отвесному краю бездны бесчеловечья. Более того, выяснилось, что в этом мире уже нет места для Бога и для веры. И для Мефистофеля с запросом на незаурядную индивидуальность.

Собственно о том же — булгаковский роман «Мастер и Маргарита». Сначала-то он задумывался автором как роман о консультанте с копытом, который затем выдвинулся в одного из главных героев. В очередь к нему со своими интересами выстроилась толпа москвичей.

В соотношениях исторического плана и суетной повседневности ютится смысл.

В соотношениях зла и добра обретает дыхание мораль.

Отчего в романе страдающий и сострадающий Бог остается в тени деятельного дьявола? Это вопрос к Булгакову от богословов.

Есть известное выражение, которое произносится, что называется, в сердцах: «Зла не хватает!» Оно слишком часто и довольно полно описывает нашу жизнь как вчера, так и сегодня.

Нам в борьбе со злом нужно зло. Его зовем на помощь в первую очередь. Черт возьми того, другого, третьего… Пошли все к черту, к дьяволу, черт меня возьми, черт с ними… Вот он и явился с ревизией примерно семь десятков лет назад в «час жаркого заката на Патриарших прудах».

То явилась высокая дьявольщина. Компания Воланда состояла из чертей, но чертей-романтиков, чертей-идеалистов, которые пришли, чтобы наказать вульгарную чертовщину. Возможности Воланда, как бы ни был он могуществен, оказались ограниченными. Он может наказать зло, в том числе и посредством «коровьевских штук», но не способен его исправить. Он в силах отомстить за Мастера и за Маргариту, но не спасти их. «Великий бал у сатаны» — это не Страшный суд. Это парад справедливости. Правда, на том свете.

А что может Спаситель, по версии писателя? Что может его Мастер?

Всего лишь быть последовательными в своих призваниях и в моральных установках. Каждый из них оставляет на Земле по одному невольному последователю. Иешуа — Левия Матвея. Мастер — Ивана Бездомного.

Булгаков оставил нам свою самую главную рукопись, которая, к счастью, не сгорела. Булгаков, описывая тот советский морок, что сковывал все живое, органическое железом страха и разъедал изнутри кислотой низких инстинктов, зацепил и нечто, выходящее за рамки того времени и той тирании.

Так получилось, что чем более мир кажется контролируемым, жизнь управляемой, люди рассудительными и рациональными, тем чаще все это опрокидывается взрывами иррационализма, коллективного безумия, стихийными бедствиями и не поддающимися упреждению техногенными катастрофами. Рационализм тщится объять необъятное и расплачивается восстаниями ирреальных сил.

Отчего в наш просвещенный век, когда все можно просчитать на сверхмощных компьютерах, — люди так легко попадают в зависимость от магов и поп-идолов? Не очередные ли то проделки Коровьева?

Пошлой вульгарной чертовщины и сегодня довольно, а высокой и мстительной иронии Воланда не хватает. Оттого мы так дружно и потянулись к компании Мессира, посетившей наши просторы. И каждый год в «час небывало жаркого заката на Патриарших прудах» администрация столицы устраивает нечто вроде праздника. А в этом году она еще и отремонтировала «нехорошую квартиру на Садовой». Так что: «Добро пожаловать, господин Зло со товарищи!» Тем более что зла на нас сегодня почти так же остро не хватает, как и в 30-е годы прошлого столетия.

Да вот только вряд ли по наши продажные души явится с контрактами булгаковская нечистая сила. Слишком далеко зашла порча. Все, на что мы можем теперь рассчитывать, — на чудо-юдо рыбу Левиафан.

О том, как далеко запущена болезнь, намекнул Звягинцев еще в предыдущей своей картине «Елена». Как-то раз героине этого фильма повезло столкнуться в эфире с героями «Большой семьи» Иосифа Хейфица, где работяга Журбин время от времени повторяет Марксову мысль: «Пролетариат — могильщик капитала», не ведая, что в действительности все получится наоборот: капитал возьмет верх над рабочим классом. В том числе и в его собственной стране. Как бы в насмешку над всеми тремя поколениями Журбиных в «Елене» продемонстрировано, как бесповоротно истлели и распались человеческие связи в отдельно взятой стране. И наверху — среди новых русских буржуа. И внизу — в спальных районах с хрущобами по соседству с какими-то производственными предприятиями, с незастроенными оврагами.

Дело уже не в социальной пропасти между теми, кто с деньгами в комфортабельных жилищах, и теми, кто прозябает в домах-сотах, перебиваясь с пива на водку. Дело — в одинаковой иссохшей человечности там и тут. В пропасть ухнули оба этажа социального мироздания.

Насколько «Большая семья» симулирует теплоту родственных взаимоотношений Журбиных — настолько «Елена» беспощадно жестко констатирует восторжествовавший формализм человеческого общежития.

И вот что хорошо было бы до конца осознать. Та разруха в головах и в сердцах наших — итог не последних двух десятков лет. Это итог столетия с его смертельными мировыми войнами, с его душегубскими гражданскими войнами, с опустошительными идеологическими сражениями, с мифологическими надстройками. Антибуржуазная революция 17-го подготовила почву бесчеловечности, на которой сегодня выросло то, что выросло.

Респектабельный вдовец поступил рационально, взяв в жены ту, которая его выхаживала в больнице, — медсестру Елену, женщину простую, добросовестную и, кажется, добросердечную. Они живут без любви, но ладно и складно. И прекрасная Елена поступила рационально, когда поспособствовала кончине своего не очень здорового, но состоятельного мужа, чтобы помочь своим родным деньгами и жильем. Стихийные люди с окраины мегаполиса переезжают из «хрущобы» в хорошую квартиру в хорошем районе, потеряв по дороге нечто сущностное — человечность.

О надвигающейся гуманитарной катастрофе, о ее корнях предупреждал и фильм Андрея Смирнова «Жила-была баба». Картина о том, как большевистское неоязычество каленым железом выжигало в народе христианскую мораль…

В свою очередь, драматург Василий Сигарев написал пьесу по мотивам «Анны Карениной» и не побоялся озаглавить ее «Алексей Каренин». А предпринятая Светланой Проскуриной экранизация инсценировки Сигарева притаилась под другой заглавной крышей: «До свидания, мама». Переакцентировка романа оказалась на экране еще более радикальной. На экране ХХI век. Герои — заурядные буржуа среднего достатка. От былого ореола остались имена: ее зовут Анна, мужа — Алексей, ребенка — Сережа, любовника — тоже Алексей. В основе жениной измены та же иррациональная мотивировка — необъяснимая и неконтролируемая страсть. Опять же роковая конная скачка, обострившая кризис в семейных отношениях героев.

В фильме наши современники то и дело аукаются с персонажами первоисточника. И чем дальше их сюжеты разбегаются, тем выше потребность новейших Карениных не потеряться в дебрях современности. И переобдумывается, и переозвучивается смысл классического сочинения.

Драмы двух мужчин и женщины, выясняющих свои отношения, оборачиваются экзистенциальной драмой ребенка, вынужденного выбирать между папой и мамой. А он не хочет. Да ему и не дают права выбора взрослые. Было сказано, что мама умерла. Он помолился за нее, и Анна нечаянно воскресла. Это случилось в Храме, где они обнялись и где снова расстались. И тогда стало понятно, что в мире этого ребенка нет Мамы. И что это общечеловеческая печаль, в сравнении с которой не такими уж драматичными кажутся переживания двух мужчин и одной женщины.

Человечность истончается, меркнет и вот-вот угаснет… Собственно, в этом суть процессов, что протекают в сегодняшней общественно-социальной жизни на фоне радостного подъема государственного патриотизма. Культура, намекая на возможную беду, свидетельствует о прошлом, комментирует настоящее и заглядывает в будущее. Вольно же нам считывать (или не считывать) ее показания и предсказания…

Сегодня и мы не спрашиваем, и нас не спрашивают, по ком звонит колокол культуры? Возможно, потому, что он звонит уже не по нам, «на три поколения запроданным рябому черту». Он звонит уже по тем, кто идет следом за нами. Слышат ли они?..

Тем временем им предложена новая Утопия. Мир снова грозит перевернуться и впасть в иррациональный идеализм. Только теперь базисом сделается не киногеничная мифология, а пропагандистское телевидение, поддержанное троллеактивным интернетом. Надстройкой, как и в советском прошлом, станет экономика. Инструментами манипуляции общественным сознанием окажутся патриотическая риторика и демагогическая геополитика.

Впрочем, почему «станет», «окажется»… Это возможное будущее уже отчасти — наше настоящее.

Предположительная Утопия на наших глазах становится Антиутопией. Но уже не в художественном претворении, а в реальной действительности, в режиме online.

Юрий Богомолов —
специально для «Новой»


Солнечные перспективы грязной обочины

Posted: 14 Aug 2016 05:01 AM PDT

Как полпред Трутнев поблагодарил китайскую корпорацию за «вклад в охрану природы» и пообещал содействовать ей в строительстве ГЭС на Амуре, проект которой заворачивали уже 5 раз.

У офиса китайского энергетического холдинга Hanergy его владелец, в недавнем прошлом самый богатый человек Китая, господин Ли Хэцзюнь представлял плоды своих инноваций — лично сидел за рулем футуристического авто, инкрустированного фоточувствительной пленкой, которая, по данным компании, обеспечивает полную зарядку аккумуляторов за 6 часов непосредственно от солнца. Рядом кружились еще три концептуальных модели солнцемобилей — от спортивной до представительской. Холдинг пропагандирует использование чудесной пленки повсюду: на крышах, стенах, одежде и даже на зонтах над розничными торговцами. И если эти авто — лишь опытные образцы, то все остальное уже можно заказать в интернет-магазинах Hanergy.


Юрий Трутнев. Фото: РИА Новости

Российский читатель спросит: нам-то с этого какой прок? В нашей стране алюминиевых заводов кто будет мечтать о солнечном будущем? Однако сотрудничество с холдингом Hanergy уже полгода как планирует  Минвостокразвития России, и в процесс обсуждения вовлечены: власти регионов, «Русгидро» и «РАО ЭС Востока». А 24 июня вице-премьер Юрий Трутнев лично посидел в солнцемобиле Hanergy и, впечатленный увиденным, выразил личную благодарность компании «За огромный вклад в охрану природы» и обещал  холдингу всяческое содействие. По итогам совещания с Hanergy он дал поручение федеральным органам власти предоставить предложения по реализации проектов сотрудничества, «в том числе на основе экономических, экологических и социальных последствий их реализации».

Значит, есть надежда, что мы с помощью китайских друзей сможем оказаться в ряду передовых технологических держав солнечного будущего? Был бы рад обнадежить, но холдинг Hanergy предложил России вовсе не путь к солнцу, а совместный проект по созданию на Амуре гигантской плотины ГЭС.

Превратить свободный Амур в цепь водохранилищ два соседних народа решили еще в 1950-е годы, но разрыв отношений после конфликта на Даманском-Чженбаодао спас великую реку. В 1986 году совместное проектирование возобновилось, но после 14 лет работы — в 2000 г. — так и не завершенный проект «Российско-китайской Схемы комплексного использования водных ресурсов трансграничных участков рек Аргунь и Амур» был положен на полку. Причин несколько: осознание экологического ущерба, рост общественных протестов и плюс к тому — разногласия между сторонами.

Самой опасной в «Схеме» была ГЭС Хинганская-Тайпингоу между Октябрьским районом Еврейской автономной области и префектурой Хэган в КНР. Десять лет назад «Новая газета» сообщала: «Последствия этого проекта — авантюрного в экономическом, геополитическом и экологическом отношении — тяжело скажутся как на уникальных Хинганских створах, так и на экосистеме Амура в целом, ставя крест на возможности восстановления его богатейших рыбных запасов, пресекая важнейшие пути миграции фауны, уничтожая водно-болотные угодья выше и ниже по течению, и т.д. и т.п.

Читайте также:  Господин Дракон

И вот теперь упорная китайская сторона предлагает рассмотреть этот проект в шестой раз. Причем, ирония в том, что это предложение поступило от флагмана экологической индустрии — компании Hanergy.

На этом примере очень легко понять специфику современного «стратегического партнерства» Китая с Россией, в отличие, скажем, от партнерства Китая с Евросоюзом. Западным странам легко предлагать зеленые инновационные технологии, их экологически сознательное общество потреб ления — важнейший рынок для компаний типа Hanergy. Нам же уготован иной путь — перенос из КНР в Россию «лишних» мощностей по производству удобрений, бетона, алюминия, углехимии и т.д. Подобные предложения сотрудничества зеркально отражают представления российской правящей элиты о желаемом будущем страны. Поэтому предлагать «нам ГЭС, а им — прогресс» — психологически беспроигрышный ход. Что бы мы с тем прогрессом распиливали?

И уже не потрясает ложь чиновников Минвостокразвития, обещающих, что «из Китая мы будем привлекать только нужные нам и экологически чистые проекты и предприятия». Что они могли придумать вреднее для страны, чем плотина поперек крупнейшей реки Азии, где обитает 130 видов одних только рыб (больше, чем в каком либо еще российском бассейне)?  Вот и взялись за «экологически чистый проект», уже отвергнутый 5 раз и многократно признанный учеными, чиновниками и даже самими энергокомпаниями экологически крайне вредным. При этом энергия этой ГЭС не нужна никому на Дальнем востоке России, и даже мифической «противопаводковой функции» она совсем не способна нести.

Видимо, у чиновников есть строгое указание сверху — «не распугать инвесторов». Но строительство огромной ГЭС ценой потери комфортной среды обитания людей может оказать крайне негативное влияние на и без того весьма депрессивные ЕАО, Амурскую область и Хабаровский край. Население непременно громко возмутится, причем, вероятно, это возмущение будет сильнее, чем протест в пяти приамурских регионах, который в 2012 году вызывала к жизни идея создания российско-китайской Транссибирской  ГЭС.

Парадоксально поведение россиян еще вот почему. Компания Hanergy в середине 2015 года потерпела оглушительный крах в результате авантюризма и непрофессионализма владельцев, которые надули гигантский финансовый пузырь на Гонгконгской бирже и по сути создали финансовую пирамиду. Пирамида обрушилась, моментальный убыток Hanergy составил более 12 миллиардов гонконгских долларов, состояние же Ли Хэцзюня сократилось вдвое. Гонконгская биржа прекратила торги акциями компании и ведет расследование её крайне подозрительного поведения. В итоге, судя  по данным биржи и финансовых СМИ, кризис неотвратимо пожирает весь холдинг: то «ГЭС Цзинаньцяо» не может выплатить проценты по займу, то сам холдинг Hanergy не может выплатить 360 миллионов долларов долга за продукцию Hanergy Thin Film. От Hanergy отказались большинство партнеров, включая IKEA, срочно сменившую поставщика солнечных панелей. Компанию покинули несколько топ-менеджеров, объявлено о сокращении штата на 2000 человек. Банки-кредиторы холдинга вслух признаются, что боятся невыплаты долгов.

Вообще-то, информация о позоре и падении группы Hanergy широко доступна в сети на дюжине языков. Но почему-то чиновники Минвостокразвития и аппарата полпреда\вице-премьера не потрудились изучить репутацию нового «стратегического» партнера.

Да, а на недавней встрече с мэром города Хэган зам главы Hanergy господин Ши Госун (тот что с Трутневым в солнцемобиле сидел) подчеркнул: так как сегодня российско-китайские отношения очень хороши, то надо стремиться к подписанию договора о проекте Хинганской ГЭС 2 сентября 2016 года на Восточном экономическом форуме, в присутствии лидеров двух государств...

Семен Ласкин


Великобритания может отсрочить выход из ЕС до 2019 года

Posted: 14 Aug 2016 04:01 AM PDT

Процесс выхода Великобритании из Европейского Союза может затянуться до конца 2019 года. Об этом пишет британская газета Sunday Times со ссылкой на источники.

«Великобритания может оставаться в ЕС до конца 2019 года, то есть еще почти на год дольше, чем прогнозировалось, о чем министры в частном порядке предупредили высокопоставленных сотрудников лондонского Сити», — заявил собеседник издания.

Ожидалось, что процедура по выходу страны из Евросоюза начнется в январе 2017 года, однако неготовность к этому процессу министерств по вопросам Brexit и внешней торговли может заставить главу правительства отложить эти планы, сообщает газета.

Причиной задержки также могут стать выборы президента Франции и депутатов немецкого Бундестага в следующем году.

«Вы не можете участвовать в переговорах, если не знаете с кем именно их придется вести», —  сказал источник Sunday Times.

Напомним, 24 июня стали известны результаты референдума о выходе Великобритании из состава ЕС. Более половины (52%) проголосовали за отделение от Евросоюза. Теперь Лондон должен активировать статью 50 Лиссабонского договора, которая официально запускает процесс выхода страны из Европейского союза,


В КНДР пригрозили нанести ядерный дар по США в случае провокаций

Posted: 14 Aug 2016 03:02 AM PDT

Северная Корея пригрозила нанести упреждающий ядерный удар по США в случае провокационных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Об этом сообщает Центральное телеграфное агентство КНДР.

«Право нанести упреждающий ядерный удар не является монополией США. Оперативные подразделения Корейской народной армии готовы нанести беспощадный удар по врагу в случае малейшей провокации с его стороны», — заявили в Северной Корее.

В начале августа КНДР обвинила Вашингтон в планах нанести упреждающий ядерный удар после того, как США объявили о намерении направить в Тихоокеанский регион стратегические бомбардировщики B-2 Spirit.

3 августа КНДР запустила очередную баллистическую ракету. Действия Северной Кореи осудили в Японии и США. Вашингтон заявил о готовности защитить своих союзников.

«Мы готовы работать с нашими союзниками и партнерами по всему миру, чтобы противостоять дальнейшим провокациям КНДР, а также защищать самих себя и наших союзников от любых нападений и провокаций», — сказала представитель Госдепартамента Джулия Мэйсон, добавив, что запуски ракет «усиливают намерение международного сообщества противодействовать» Пхеньяну.


«В украинском воздухе русской музыки стало меньше»

Posted: 14 Aug 2016 02:01 AM PDT

Киевский музыкальный критик, главный редактор портала Cultprostir Игорь Панасов — о том, как протекает холодная война в шоу-бизнесе.


Игорь, до войны существовала и активно развивалась русско-украинская музыкальная сцена. Все дружили, ездили друг к другу в гости, затевали совместные проекты, было много контактов. Сейчас всему этому конец?

— Да, одно время казалось, что общего пространства нет и уже не будет. В украинском воздухе русской музыки стало явно меньше. Есть радиостанции, которые сознательно убирают из ротации российских артистов. Но основная масса просто стала больше ориентироваться на Запад и на местную сцену. Тумблер переключился, сменились приоритеты. Все это не мешает тому, что по радио активно крутят «Кино» и «Машину времени». А недавно я страшно удивился, услышав «Арию». У «Арии» недобрая политическая позиция в отношении Украины, но факт остается фактом: кто-то их песню поставил.

С гастролями тоже неоднозначно. Весной приезжало около 40 ваших исполнителей, в июле на фестиваль Atlas Weekend — 20, начиная со «Сплина» и БГ, которого у нас очень любят, заканчивая десятком российских рэперов. А на «Сплине» вообще была рекордная аудитория — 25 тысяч, если не ошибаюсь. И всех очень хорошо принимала публика.

С другой стороны, действительно есть площадки, которые принципиально не приглашают русских музыкантов. Они говорят: «Давайте подождем более спокойного времени». Хотя если сравнивать с 2014-м, то сейчас определенно более спокойное время. Все немножко пришли в себя, какие-то контакты возобновились. При этом те, кто был с вашей стороны невъездным, невъездным и остался: Валерия, Лепс, Боярский, Кобзон, Газманов, Чичерина… Все те, кто поддержал присоединение Крыма и выступал на оккупированных территориях, находятся в черном списке украинского Минкульта. Но насколько я знаю, у вас тоже есть запрет на въезд таким нашим артистам, как Олег Скрипка. В этом смысле холодная война в шоу-бизнесе продолжается.


Иван Дорн...  Фото: РИА Новости


...и группа «5’nizza» на киевском фестивале Atlas Weekend.  Фото: РИА Новости


А как относятся к тем, кто все-таки ездит на гастроли в Россию? Я слышал, что доходит до скандалов и даже травли.

— Бывает. Один из самых неприятных случаев произошел недавно с Иваном Дорном, человеком, поднявшим украинскую танцевальную музыку на совершенно новый уровень. Он одинаково популярен и у нас, и у вас. Планировался его концерт во Львове. За неделю до концерта радикалы потребовали, чтобы Дорн проявил патриотизм, опубликовав на своей странице текст государственного гимна и написав «Слава Украине!». Иван не стал спорить. Хотите — пожалуйста. Но за этот эпизод сейчас многим стыдно. Были люди и среди слушателей, и среди организаторов концертов, которые извинялись перед Дорном от лица Львова. Это действительно бред, нельзя так прессинговать человека.

А есть еще прекрасная харьковская группа «5’nizza», которую у нас тоже любят и часто крутят по радио. Она не вылезает из российских гастролей и имеет устойчивую репутацию прорусской.

— С группой «5’nizza» острота уже позади. Пик скандала пришелся на прошлый год, когда одновременно с украинскими концертами были объявлены концерты в Питере и Москве. Тут же накатила волна возмущения. Я тоже принял участие в полемике, написав буквально следующее: мне все равно, где выступает группа, меня волнует только то, что они несут своим искусством. Дай бог, чтобы как можно больше людей в России услышали украинскую музыку такого высокого класса. Я защищал «5’nizza» даже тогда, когда разразился скандал в связи с их появлением на канале «Лайфньюс», там было их трехминутное интервью. Они понятия не имели, куда идут на эфир. Это не мои догадки, я это знаю от самих музыкантов. И Сан, и Сергей Бабкин просто не в курсе, у каких СМИ какая репутация.

Когда Сан участвовал в отборе на «Евровидение», многие говорили, что не может представлять страну человек, у которого «мутная политическая позиция». А на самом деле он просто не считает нужным ковыряться в новостях и делать какие-то публичные заявления. Его позиция, скажем так, сбоку от подавляющего большинства, которое рубит шашкой направо и налево. И, насколько мне известно, она вовсе не прорусская, а скорее космополитическая.

— Но ведь не секрет, что многие даже сейчас, когда все поутихло, боятся ехать к нам на гастроли. Передайте им, пожалуйста, чтобы не боялись. В Москве совершенно нормально воспринимают артистов из любой страны и на любом языке. Сам неоднократно видел, как люди танцуют под украинскую музыку в барах и на концертах.

— Не едут, не потому что боятся плохого приема у вас. Вопрос, как отреагируют дома. Концерты в России часть аудитории, которая любит лезть на рожон, остро обсуждает и осуждает. И это можно понять. Охотно верю, что в Москве хорошо принимают украинских музыкантов. Но ведь война идет не на вашей территории, а на территории Украины, для нас это ежедневная боль. И этой боли уже так много, что трудно вынести. Каждую неделю до меня доходит информация, что у знакомых кто-то либо ранен, либо погиб. А причастность России к тому, что происходит в Донбассе, очевидна для большинства. С другой стороны, известная харьковская группа «Pur:Pur» в прошлом году дала в России чуть ли не 20 концертов. По-моему, они и в этом году уже заезжали к вам. Да, кто-то выражал недовольство, но чтобы была травля или отмена концертов — такого нет. И на ТВ их показывают, и на фестивалях они представлены.

Вопрос еще в том, зачем ехать. У кого-то антиукраинская позиция, но таких, мне кажется, совсем мало. Кто-то просто хочет подзаработать. И есть третья категория, очень симпатичная мне, — люди, которые наводят мосты. Тема «Ехать или не ехать» действительно стоит остро. Я как-то спрашивал друзей-музыкантов: приемлемо ли играть для российской публики? Они ответили: «Если поездка в Россию является актом против конфронтации, создает продуктивную связь между людьми, обязательно нужно ехать». Это мудрая позиция, но чтобы ее придерживаться, требуется бесстрашие и независимость. К сожалению, многие осуждают такой подход.

У нас периодически обсуждают вопрос квот на музыкальном радио. Цель — защитить отечественного производителя. Все это происходит под разговоры о патриотизме, но на самом деле — тут чистый бизнес: продюсеры проталкивают в эфир своих подопечных. А ведь для Украины квоты — это еще и вопрос политики. Больше украинского языка, меньше русского.

— У вас только обсуждают, а у нас такой закон уже есть. Квоты вступят в силу с ноября, в течение двух лет планируется нарастить украиноязычный контент в эфире до 35%. К ноябрю 2016-го его должно быть уже 25%. Представители музыкальной индустрии, люди, которые понимают, в каком состоянии находится наше радио, очень напряглись по этому поводу. Украиноязычного материала на квоты набрать можно, но качественной музыки, реальных хитов, конечно, гораздо меньше. Пока эксперты говорят о 10% украиноязычных песен, которые смогут зайти в ротацию так, чтобы резко не упал уровень вещания.

Но ситуация меняется, интерес к украинскому языку растет. Многие группы, которые раньше не пели по-украински, пробуют это делать. Результаты разные, и хорошие, и плохие. Но, скажем, успех такой группы, как «ДахаБраха», которая выступала уже и в эфире на Би-би-си, и на фестивале Glastonbury, говорит о том, что можно попробовать выйти с украинским языком даже на мировую сцену. Чуть ли не каждый третий украинский релиз сейчас проходит мастеринг в Европе или Америке. Даже если поют по-украински, все равно упаковка западная.

А нет ощущения, что из-за ориентации на западный рынок теряется самобытность, фирменная украинская фишка?

— У кого-то теряется, у кого-то нет. Практика показывает, что это совместимые вещи. Яркий пример — этно-электронная группа ONUKA. У них народные украинские инструменты органично сочетаются с модным европейским саундом. Есть еще проект Gutzul Magik Foundation, кстати, украино-российский. Они читают ритуальные тексты, взятые из карпатской традиции, а сверху наложена очень интересная электроника. Это музыка понятна в любом уголке мира, куда докатилась цивилизация, и при этом она точно украинская.

Ян Шенкман
спецкор

Комментариев нет:

Отправить комментарий