понедельник, 26 августа 2013 г.

Тема дня

Тема дня


Амурская область

Posted: 25 Aug 2013 11:01 PM PDT

Чрезвычайная ситуация глазами Зинаиды Бурской

РИА Новости

В Амурской области затоплены десятки деревень и городов, в тысячах домов стоит вода. И когда она сойдет, жителям и местным властям придется решать сложнейшую из всех задач, которую может поставить стихия: как вернуться к нормальной жизни?

Наводнение не застало врасплох ни МЧС, ни местные власти, ни жителей. Режим чрезвычайной ситуации ввели уже в конце июля, активно готовились к худшему: рыли дамбы, составляли списки тех, кто готов эвакуироваться. Главный результат такой подготовки: сведений о погибших или пропавших без вести — нет.

Штаб

В штабе МЧС спокойно. Елена Смирных, которая руководит работой пресс-центра, рассказывает, что сейчас в области работают десять тысяч эмчеэсовцев и пять тысяч единиц техники. Часть сил и средств уже перебрасывают в Хабаровск, где все, по сравнению с Амурской областью, еще только начинается: по прогнозам, вода поднимется больше чем на восемь метров. Очень тревожны и прогнозы по Комсомольску-на-Амуре.

Смирных делится цифрами, которые позволяют лучше понять масштаб беды. Ущерб от наводнения только в Амурской области составит не менее десяти миллиардов рублей. В Благовещенске подтоплено более тысячи домов. Впрочем, в центре города это совершенно не ощущается, вода зашла только на периферию, в частный сектор.

В Благовещенском районе, прилегающем к областному центру, подтоплено больше 1200 домов, эвакуированы 1679 человек. Наиболее сложная ситуация сейчас в Архаринском и в Михайловском районах, напряженная — в Зейском и Мазановском. В городе Зея подтоплено 38 домов и 66 приусадебных участков, эвакуировано более 170 человек. А всего по району подтоплено 115 домов, 36 — затоплены полностью, размыт 41 километр дорог. В Архаринском районе затопило более 230 домов, эвакуированы 657 человек, в том числе 277 детей.

Сейчас в Амурской области практически не осталось населенных пунктов, до которых нельзя было бы добраться по суше. Но суша здесь, конечно, название условное.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Битва за город

Posted: 25 Aug 2013 09:08 PM PDT

Екатеринбург: частные балконы против официальных растяжек

znak.com
Единственный билборд в городе в поддержку кандидата Ройзмана

На минувшей неделе близкий к Кремлю Фонд развития гражданских инициатив выпустил большой доклад о выборах, которые пройдут в России в единый день голосования 8 сентября. В докладе перечислялись десятки регионов и муниципалитетов, но большинство журналистов написали заметки только по одному поводу: «В Екатеринбурге мэром может стать Евгений Ройзман».

Похоже, действительно может.

Августовский вечер в одном из дворов в спальном районе Екатеринбурга. Разросшиеся лопухи, заржавевшие и много лет не крашенные качели, разломанные скамейки. Собирается большая, человек в 150 или 200, толпа людей. Всё больше пенсионеры, но есть и мамы с детьми, есть и хихикающие подростки, и парни с похмельными глазами. Обычная публика городской периферии.

Перед ними выступает Евгений Ройзман. На нем красная футболка, которую он сделал символом предвыборной кампании. За спиной — баннер с портретом кандидата и надписью «8 сентября». Ройзман говорит, разрубая ребром ладони воздух.

К толпе подходят все новые люди. Шепотом спрашивают друг у друга, что происходит: «Собрание ТСЖ?» Ройзман начинает задавать им вопросы, и выясняется, что большинство вообще не знает, что выборы состоятся 8 сентября.

znak.com
Многочисленная агитация за кандидата в мэры Силина

«Единая Россия» работает на снижение явки. Ей и ее кандидату, вице-губернатору Якову Силину, невыгодно, чтобы на выборы пришло много людей. Они рассчитывают, что бюджетники и пришедшие по открепительным сотрудники крупных предприятий сделают Силину победу. А нам выгодно, чтобы на выборы шли все. Поэтому мы повторяем людям: 8 сентября выборы, 8 сентября выборы. Большинство вообще впервые слышат об этом. Ройзмана они знают, а что выборы будут — нет», — говорит начальник штаба Ройзмана Аксана Панова, придумавшая сделать красную футболку «официальным символом» кампании.

Панова и Ройзман — самая известная пара Екатеринбурга и главный символ гражданского общества. Она — журналистка, он — общественник. Став главными критиками региональных властей и силовиков, они навлекли на себя гнев государственной машины. Панова оказалась фигурантом уголовных дел, ей грозит до 15 лет лишения свободы. У Ройзмана разгромили известный на всю страну фонд «Город без наркотиков» и реставрационную мастерскую, в которой он уже восемь лет своими силами восстанавливает иконы уникального храма в Быньгах. Храм этот долгие годы был неинтересен свердловским властям, и только когда Ройзман поссорился с губернатором Евгением Куйвашевым, в областном правительстве спохватились: «Как это, реставрация без разрешения?!» Несмотря на согласие РПЦ, запретили реставрационные работы, а теперь еще и пытаются возбудить уголовное дело.

Поэтому в каком-то смысле для Ройзмана и Пановой это не борьба за власть, а борьба за выживание и сохранение в Екатеринбурге свободы. И хотя статус главы города не спасает от уголовного преследования (пример Урлашова у всех на виду), в Екатеринбурге принято считать, что если 8 сентября Ройзман одержит победу, то его конфликт с властью перейдет на какой-то другой уровень. А областная власть станет вести себя приличнее.

Ясно, что кандидат Ройзман сразу стал врагом всех начальников. Его не пускают в телевизор: все местные каналы поделены между областными властями, городскими властями и парой местных олигархов, которые прислушиваются к советам все той же власти. Ему не дают вешать свою рекламу на щитах и растяжках: все до одной компании, посоветовавшись с городской администрацией, наотрез отказались заключать договора со штабом кандидата. Поэтому главной формой общения с избирателями и стали встречи во дворах. И хотя народу на них приходит немало, это похоже на чистку авгиевых конюшен. Каждый день Ройзман встречается с пятью сотнями людей. Но в городе живет около миллиона избирателей, и даже если кандидат будет 18 часов в сутки ходить по дворам, он не поговорит и с 5% тех, кто может прийти на участки.

Когда официальных возможностей рекламироваться очень мало и бюджет кампании сильно ограничен, приходится начинать «партизанскую агитацию». Поэтому волонтеры из числа сторонников Ройзмана раздают людям наклейки на улицах, а горожане могут прийти в штаб и получить в руки баннер-«набалконник» с надписью «За Ройзмана». Таких баннеров раздали уже полтысячи штук, в штабе за ними выстраиваются очереди. Но все равно и десяток баннеров не заменит одну официальную растяжку, висящую над центральной улицей. А растяжки не дают…

Удивительно, но при этом Ройзман лидирует по всем социологическим опросам. Это нехотя признают даже в штабе его основного оппонента Якова Силина. Фотографией и фамилией последнего, написанной крупными алыми буквами, напротив, увешан весь город. Лицо Силина смотрит на екатеринбуржцев и гостей города с баннеров, щитов, растяжек, многометровых брандмауэров, афишных тумб и небольших объявлений на остановках. Горожане выкладывают в интернете смешные снимки: с одной точки можно увидеть одновременно пять или шесть рекламных щитов Силина.

Яков Силин, тихий седовласый чиновник, много лет назад бывший спикером Екатеринбургской думы, а потом работавший на средних должностях в разных органах госвласти, чтобы компенсировать отставание от Ройзмана, пустился во все тяжкие. В его предвыборных газетах заявляется: лучше Силина мужа не найти (женщины — важная часть электората)! А вот Силин охотится за мигрантами и в телесюжетах лично участвует их в задержании. Подобно премьер-министру Норвегии, он будто бы сел за руль маршрутного такси, чтобы лично пообщаться с пассажирами. Правда, если премьер-министра Норвегии снимала скрытая камера, то Силина — два профессиональных оператора. А потом еще выяснилось, что у Силина нет прав категории «D» для управления маршруткой…

Но Ройзман все равно лидирует в опросах (30%), какие бы идеи ни рождались в штабе вице-губернатора. Просто о Силине (20%) люди впервые услышали несколько месяцев назад. А Ройзман пятнадцать лет на слуху со своим «Городом без наркотиков». Выборы или не выборы — разницы нет, Ройзмана в Екатеринбурге обсуждают всегда.

Есть и другие участники гонки. Их огромное количество: депутат Госдумы Александр Бурков, местный политик Евгений Артюх, коммунист Андрей Альшевских, даже дочь известного политтехнолога и бизнесмена Антона Бакова — 22-летняя Анастасия. У каждого довольно яркая кампания, и невозможно пройти пять минут по улицам, чтобы промоутеры тебе не всучили десяток газет, листовок, открыток с честнейшими лицами кандидатов.

При этом далеко не все в Екатеринбурге знают, что должность мэра, по сути, бессмысленна. Всем в городе заправляет сити-менеджер, который назначается городской думой, выпускает все официальные документы, утверждает заместителей и префектов. А мэр, он же председатель думы, в основном разрезает ленточки и лоббирует интересы города. Ройзман говорит, что даже с такими куцыми полномочиями он готов вгрызаться во власть и заставлять ее работать

Многие екатеринбуржцы, с которыми обсуждаешь Ройзмана, уверены: ему не дадут дойти до победы. Или снимут с выборов, или посадят, или еще что-нибудь, но мэр Ройзман?.. Такого просто не может быть. Заявления околокремлевских политологов постепенно меняют парадигму: похоже, в Москве не боятся, что главой Екатеринбурга может оказаться, мягко говоря, неформатный политик.

Валерий ДМИТРИЕВ —
для «Новой»

Кандидат из автозака

Posted: 25 Aug 2013 11:57 AM PDT

Первая открытая встреча Навального с избирателями кончилась его задержанием

Выходящих из метро «Сокольники» встречали волонтеры. Взрослым вручали таблички «Навальный» цвета морской волны, чтобы их поднимать, детям - воздушные шарики.

- Приходите на встречу с Навальным через пятнадцать минут!

- Да он же только вчера тут был? - удивляется женщина.

- Он будущий мэр нашего города, привыкайте, что он здесь, - улыбается волонтер. На футболке у него надпись - цитата из последнего слова Навального в суде Кирова: «Сейчас никто не имеет права на нейтралитет». Прохожих, которые на Навального ругаются, волонтеры догоняют и пробуют переубедить. «Навальный - это велосипед!» - шутит парень, ждущий начала на сиденье своего велика. В конце бульвара - настоящая, большая сцена как для митинга, звукоусиление охватывает всю площадь до метро. Это вызвало недовольство у полиции: за час до начала они было запретили его использовать, но отступились. Правда, ненадолго.

Кандидат вышел на сцену и сразу объявил: за сценой полицейские «пытаются перегрызть шнур» от генератора, обеспечивающий звук. «Наверное, они вас не слышат. Скажите им, что вы есть», - попросил кандидат. Публика ответила ревом. Уже тогда на Сокольнической площади собралось около 5 тысяч человек, и от метро продолжали подходить люди.

За сценой в это время два парня в штатском стояли над разомкнутым шнуром от генератора, вокруг них держали оборону полицейские. Со сцены доносились слова кандидата о человеке, который год пытался устроиться дворником в Зюзино за стандартную зарплату дворника - 31 тысячу рублей - и не смог, потому что городским властям выгоден труд мигрантов, которых можно обирать. О политзаключенных, сидящих по «Болотному делу», которые выйдут на свободу, когда власть будет опираться не на избирком, а на людей. Микрофон продолжал работать. Через несколько минут полиция прорвалась через членов штаба к самой сцене - генератор, тарахтевший там, выключили. «Раз-раз-раз», - сказал в микрофон Навальный, глядя вниз на происходящее. Микрофон работал. «Товарищ полковник, у меня тут 10 тысяч человек и они пойдут маршем по бульвару, если вы не прекратите!». 10 тысяч человек поддержали криком. Полиция отступила от генератора, члены команды, смеясь, снова его запустили. К встрече подготовились: звук был запитан от четырех параллельных генераторов, то есть, чтобы вырубить его, нужно было отключить все сразу. Как только стражи порядка бросались отключать один из них, сотрудники штаба заново включали разъединенный.

Встреча пошла своим чередом: Леонид Волков спустился в толпу с микрофоном к желающим задать вопросы - несмотря на непривычное количество людей, формат не изменился. Спрашивали про фирму в Черногории, про проблему бродячих собак, про то, правда ли он болеет за «Спартак». «Я живу в Москве с Олимпиады, мой дом 40 лет не ремонтировался. Не знаю, к кому обратиться», - добрался до микрофона старичок. Вокруг засмеялись.

«Мне приятно, что вы настолько верите в меня, что обращаетесь с просьбами, как к мэру. У города есть деньги на капремонт и городу это выгодно, так как у отремонтированных домов снижаются расходы на ЖКХ», - ответил кандидат.

Мужчина задал вопрос «о том, когда ты нам сделаешь хорошо», - как пересказал его со сцены и сам кандидат. Снижение коррупции в госзакупках Навальный и его команда обещают через месяц после прихода к власти, снижение уровня коррупции на контрактах - через полгода, первые улучшения ситуации с пробками - через 3 года. Навальный заявил: уже завтра его штаб опубликует вторую программу, расширенную - и вместе с ней законопроекты, которые он сразу внесет в Мосгордуму в случае победы.

«Ровно таким образом, как вы сейчас отбили наш генератор, мы будем и бороться с фальсификациями на выборах: толпа придет к начальнику комиссии и попросит поправить протокол обратно. Мы собираемся отправить на выборы 11 тысяч наблюдателей. Кто готов?».

Вверх поднялись руки и таблички «Навальный». По толпе ходил парень с табличкой: «Запись в наблюдатели».

За пару минут до конца встречи полиция цепочкой оградила сцену. «ОМОН хочет присоединиться, я думаю, они согласны со многим, что я говорю», - успокаивал зрителей Навальный. «Вы за него голосуйте», - говорили полицейским те, кто оказался близко.  «Не, я за коммунистов», - весело отвечал один. «Это вы его за то, что за Спартак болеет, забрать хотите?» - лезла к живой цепи пожилая женщина. «Да мы не хотим», - оправдывались они и отказывались взять розовые воздушные шарики со слоганом кампании. А Навальный вывел на сцену полковника, который просил его «пройти до выяснения обстоятельств», и спросил:

- Мне идти одному или всех с собой звать?

Слушатели шумом и криками выразили готовность пойти, но кандидат попросил всех идти по домам и сконцентрироваться на выборах - привести с собой по 15 человек. Сразу после того, как Навальный спустился со сцены, его задержали - несмотря на его готовность «пройти», в автозак Навального затащили. Позже задержали технический персонал сцены - впервые за историю протестов в России.

Через час кандидат нашелся на Пятой парковой улице - его возили кругами, потом отпустили, не извинившись и не проведя никаких бесед.

Наталия Зотова
Корреспондент

Навального задержали...

Posted: 25 Aug 2013 10:24 AM PDT

...после встречи с избирателями в Сокольниках

21:09 Задержанием Навального руководил полковник Алексей Иванович Занин. Он заявил людям: "Никто его не задерживал. Он поехал в ОВД для разбирательства. В автозак он зашел сам, за руки его никто не вел" (корреспонденты "Новой" эту версию не подтверждают"). Сейчас он дает указания сотрудникам полиции оттеснить людей, собравшихся в начале бульвара.

21:02 Навальный вывел полковника, руководящего полицией, на сцену и спросил: "Мне идти одному или звать за собой всех?" Вслед за этим попросил людей разойтись. В ОВД он согласился проехать, но его все равно затащили в автозак за руки.

20:59 Встреча завершилась. Толпа скандирует: "На-валь-ный!"

20:54 Встречу нарушает прибытие сотрудников полиции. Они цепочкой проходят на территорию проведения встречи. Люди кричат об этом Навальному, в толпе мужчина лет 65 говорит: "Я отсюда не уйду, с места не сдвинусь!" Пока никого не задерживают и не разгоняют. Встреча продолжается. Навальный со сцены: "Мне плохо видно, но, кажется, они присоединяются к нам. Они ведь согласны с тем, что я говорю. Ну, может, кроме того, что я болею за Спартак".

ПОДРОБНОСТИ

Экотерроризм?

Posted: 25 Aug 2013 08:05 AM PDT

В подмосковных Химках незаконно вырубают деревья

Сегодня днем в подмосковных Химках на зеленом клочке земли между улицами Марии Рубцовой и Родионова производили незаконную вырубку деревьев: приехал бульдозер без номеров и стал валить деревья. Обеспокоенные жители подбежали к бульдозеру, спрашивая у водителя, кто он такой и что вообще делает здесь. На что водитель сказал, что он из строительной компании «ПИК» (она находится в 200 метрах от произошедших событий), просил обратиться туда и уехал. То есть его деятельность моментально прекратилась после того, как у него спросили документы.

Четверо местных жителей решили навестить офис компании «ПИК» и узнать, какие у компании есть документы на совершение подобной деятельности. Успехом их попытка не увенчалась – всех из здания офиса выгнала охрана, сказав, что не покажет им никакие документы и что у фирмы сегодня выходной. Кроме того, людям также пытались разбить фотоаппараты.

Полиция, которой было сообщено о незаконной вырубке кустов, отказалась приехать и разобраться в чем дело, сославшись на то, что место, где бульдозер сегодня вырубал деревья, скоро будет застроено новыми домами. Администрация, успокаивая жителей близлежащих домов, также не собирается разбираться в произошедшем.

В префектуре Химок взволнованным жителям рассказали, что еще в июле никакого разрешения на вырубку кустов у «ПИКА» не было, а к августу (т.е. за месяц) они подобное разрешение оформить не могли. И скорее всего, это должностное нарушение.

Стоит отметить, что 8 микрорайон Химок действительно страдает от малого количества «зеленых» мест, и парков в небольшом городке мало. Да и находятся они далековато от улиц Марии Рубцовой и Родионова.

Наталья Половинко
Корреспондент

Юсов. Как его может не быть?

Posted: 25 Aug 2013 04:17 AM PDT

Не стало патриарха операторского искусства Вадима Юсова

Всех нынешних отечественных операторов в той или иной степени можно счесть учениками Вадима Ивановича, даже тех, кто снимает совершенно иначе. Основываясь или отталкиваясь от его манеры, неписанных правил, все они прошли школу, традиции которой он по-рыцарски хранил и развивал. Сам Юсов был и есть школа.

Думаю, не деградировало единственное из кинематографических ремесел – операторское дело, оттого, что последний из могикан из последних сил держал планку профессии. Со всей академической взыскательностью, обстоятельностью требовал от учеников, коллег полной отдачи.

Юсов это «Иваново детство», «Солярис», «Андрей Рублев», «Не горюй!» и «Они сражались за Родину, «Прорва» и «Паспорт». Непостижимо, эти картины сняты одним оператором. Его уникальная особенность – умение полностью раствориться в замысле режиссера, стать его медиумом. Манера универсала Юсова радикально меняется в зависимости от соавтора: Тарковского или Кончаловского: Шукшина или Данелии, Бондарчука или Дыховичного. Природный «синематографер», как пишут в американских титрах, он не операторствует - работает на картину.

При этом Вадим Иванович оберегал и отстаивал самоценность профессии. Как никто другой, понимал, что именно оператор - создатель зрительного ряда картины. Что все коллективное кинематографическое сотворчество, энергия многолюдной площадки стянуто в зрачок его сосредоточенной камеры.

Юсов напрочь был лишен самолюбования, увлечения технологическими штучками, изысками, сверхракурсами. Без внешних эффектов писал светом в кадре, игрой светотени менял настроение. Сегодня изображение перешло на цифру, и картинка во многом зависит от обработки фильма в лаборатории. Юсов не любил цифру. Изображение для него было живой художественной средой, которой впечатлялась пленка.

Он был автором изображения.

В отличие от богатой живописной манеры Рерберга, Лебешева, Юсов – более академичен. Классицист, он предпочитал работать в суровом стиле («Они сражались за Родину»), хотя в «Совсем пропащем», «Андрее Рублеве», «Борисе Годунове», «Прорве» не боялся пышной, экспрессионистской манеры. Но при всей экспрессии его отличало абсолютное чувство меры и гармонии. Он строил миры, камерные и космическую бесконечность. Вместе с камерой был на Руси, мучительно выходящей из средневековья в предсмутную грозовую эпоху, на поле битвы Великой Отечественной, в сталинском ампирном абсурде, в разорванном постсоветском «промежутке», в будущем, которого не было. И в этом визуальном вымысле исторической правды было больше, чем на страницах учебников.

Да, он был интеллектуальным оператором, умел фантазию обуздывать точным, почти математическим расчетом, ловил гармонию хрупкой атмосферы сцены и не расплескивая, переносил внутрь кадра. Ольга Суркова записала один из рабочих диалогов Тарковского и Юсова во время «застольной» репетиции съемки сложнейшей сцены «Соляриса». В этой лаборатории безудержная фантазия режиссера обуздывается взвешенным, я бы сказала, инженерным подходом оператора, которому нужно мечту превратить в материю кадра. Тарковский предлагает, чтобы в солнечном кадре по небу пронеслось облачко. Юсов объясняет: то, что заметно глазу, на экране не видно. Он строил мост между замышляемым и снимаемым. Для него операторское мастерство сродни конструкторскому – необходимо найти единственно возможное оригинальное решение и приспособления, как его воплотить.

60 лет в кино. При всем необъятном опыте не говорил: «Я знаю». До последнего дня жизни, пренебрегая регалиями и наградами, фанатично разгадывал тайну профессии. Поэтому ему никогда не было скучно: работать, учить, оценивать фильмы молодых.

В этом году нас покидают лучшие. Герман, Балабанов, Тодоровский… Юсов. Я наблюдала замечательный дуэт: Тодоровский и Юсов во время работы жюри. Отношения – нежнейшие. Спорщики упрямейшие. Вадим Иванович подначивал непреклонного Петра Ефимовича: «Забыл, Петя, как во время своего диплома моей операторской тележкой завладел?». Тодоровскому крыть нечем, он смеется и уступает. В минуты передышки взахлеб вспоминали студенческие годы. Они — однокурсники, ученики великолепного оператора Бориса Волчека. Рассказывали, как после войны камер не было, и операторы защищали дипломы… на бумаге, прорисовывая кадры.

Он мог говорить о сущности профессии нескончаемо. Но помнил, что у оператора свой, недосягаемый для других способ рассказа – камера: «Фильм каждого киномастера его монолог». Значит, будем смотреть юсовские «монологи» еще долго.

Вот камера соскальзывает с эфемерного лица Хари в брейгелевский пейзаж. К замерзшей реке, охотникам с собаками, вороне на застывшем дерево, суетным человечкам на льду… Камера не останавливается заныривает в этой чужестранный мир, ощупывает его морозный воздух. Холодно.

Одна из последних работ Вадима Ивановича – «Подстрочник» Олеге Дормана –выдающийся портрет эпохи через монолог Лилианы Лунгиной.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

Олег ДОРМАН, режиссер:

Другие люди имели право писать о Вадиме Ивановиче, и мысль, что это остается делать мне, делает мое горе совершенно отчаянным. Есть на съемках такой миг, когда все выходят из павильона и техники гасят последний, дежурный свет. И пространство, только что бывшее миром, становится непроглядной, гулкой, страшной тьмой. Вот так я сейчас чувствую. В Юсове было все, что делало в моих глазах кинематограф - это довольно глупое, суетливое, пошловатое занятие - искусством. Он был великий мастер в средневековом смысле слова, и, как настоящие художники, ценил мастерство, а не вдохновение. "Знаете, когда говорят "гениальный оператор" - мне смешно, - говорил он. -В этой профессии нет места гениальности. Вот кто гений (тут он снял с шеи мобильник со встроенной фотокамерой, тогда еще новинку, и показал мне) - так это люди, которые изобрели это". Когда я позвал его работать вместе, в этом был особого рода задор и риск: справлюсь ли я прославленным или он со мной. Конечно, я предполагал, что не может человек, создающий такое изображение, как Юсов, оказаться тяжелым. Но и не робеть было бы странно. Мне не пришлось ни справляться, ни утверждаться. Первое, что он сказал - "мы все служим замыслу, а режиссер, разумеется, знает его лучше, чем я".

С той первой встречи не знаю, что больше поражало меня: его чувство света, кадра и мастерство - или его доброта и деликатность человека такой подлинной, естественной, глубокой интеллигентности, которая только и наполняет это слово смыслом. Он был родом не из художественной среды, папа - лесничий, но какого же высокого достоинства человек. Я читал Ваши дневники, Андрей Арсеньевич, и отзывы о Вадиме Ивановиче. Вы ошиблись. Вы всегда слабо чувствовали человека, больше - человечество. Мне всегда будет жаль, что "Зеркало" и "Сталкера" снял не Юсов, а Юсов снял "Красные колокола" ("Где бы еще я мог снять такие массовки при таких технических возможностях?", он говорил не без улыбки).

В его мастерстве был главный для меня признак искусства: оно было скрытым от зрителя. Естественным, как облако, лист, лицо. В этом смысле, думаю, он сделал шаг вперед вслед за Урусевским, которого боготворил Да, именно вслед - и вперед. И не ослепительные яблоки на песке или дым в яблоневом саду кажутся мне его высшими достижениями (хотя они вошли в историю и вольно мне комментировать), но портреты - и в "Рублеве", и в "Они сражались за Родину", и в "Черном монахе", но невероятная пластика многофигурных композиций, солнечный воздух Москвы шестидесятых, цвета старой Грузии и рука старика на белом кружеве занавески. Это пушкинская естественность поэзии, которая ищет не успеха, а точности.

Он всегда был со мной на "вы", по имени-отчеству, и только в последние два года перешел на "ты". Я отношусь к этому как к высшей награде. Он стал мне родным человеком совершенно независимо от нашей работы и его достижений. Мне никогда не избавиться от тоски и стыда, что я не снял с ним игрового фильма. Мне было горестно оттого, что ему не над чем работать, - а он бы мог. Мне было страшно слушать его рассказы о сегодняшнем ВГИКе. Хотя он никогда, никогда не жаловался. Он был сильный, благородный, добрый человек и великий гений. Я не понимаю, как его может не быть.

Торговля суверенитетами. Опт, розница, самовывоз

Posted: 25 Aug 2013 02:15 AM PDT

Как идет подкуп голосов карликовых государств для нового мегапроекта «ЭКСПО-2020» в Екатеринбурге

Правду говорят, что время сверхдержавы США уходит: Россия захватывает новую важнейшую зону геополитических интересов. Есть ютюб, есть U2, а есть ЮЧТО. Вы спросите: Ю — что? Так мы вам ответим: малые островные государства южной части Тихого океана. Именно их голоса могут склонить чашу весов в пользу города Екатеринбурга в качестве столицы Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020» в 2020 году. Это очень важно для России, особенно после Олимпиады и чемпионата мира по футболу.

Ради этих голосов РФ готова пойти на жертвы, близкие по масштабу кормлению во времена ЦК КПСС братских партий и режимов в разных экзотических странах с тропическим и субтропическим климатом.

ПОДРОБНОСТИ

Даниил ГРАНИН: Страна перебежками идет к правде

Posted: 25 Aug 2013 12:29 AM PDT

Знаменитый писатель — о любви, жестокости и милосердии

…Лил дождь. Старая комаровская дача ежилась между сосен на заросшем участке. Гранин встречал на крыльце. В стране почти не осталось людей, которых хочется спрашивать и чьим ответам можно доверять. Мы с Даниилом Александровичем вроде договорились обсуждать феномен жестокости в российском обществе и сознании. Но разговор вышел о жизни.

— Вам дан без малого век. Как думаете — для чего?

— Для счастья. Ну дается человеку счастье, ни для чего, как и любовь! Когда вернулся с войны, я поверил, что отмечен судьбой. Почти все ребята-ополченцы из нашей дивизии погибли в первый год. Существование измерялось неделями, только несколько человек уцелело в окопной нашей жизни. Когда пересел в танк, стало еще хуже.

Чего мне так везло? Чем я, собственно, отличался от своих ребят? Ничем. Но даже мне, человеку, отравленному насквозь школьным атеизмом, ясно: что-то это значило… Так что мне было делать, вернувшись, — просто пить, гулять? Это я совершал добросовестно, как мог. Не считаясь с тем, что уже была жена, потом появилась дочка… Надо было отметить возвращение, и мы отмечали! Лучшее время жизни — после войны. Ощущение чуда, личного и общего.

Но чего-то не хватало. Не расплатился.

Вдруг понял простую вещь: никто из моих ребят, которые погибли, ничего не знал про победу. Отстоим мы Ленинград или немцы войдут. Сумеем ли — кто его знает?! Они погибали без чувства победы, с горечью, иногда в безнадежности… Эта забота стала моей.

Работал много. Восстанавливал город. Стал писать. Печататься. Ну мы сделали с Адамовичем «Блокадную книгу», но все-таки это было еще не то…

— Почему так долго ждали, чтоб написать «Моего лейтенанта»?

— Когда я собрался, выяснилось, что вся площадка уже занята памятниками! Отличными книгами моих товарищей. Я опоздал. О войне написали и Быков, и Бакланов, и Бондарев. Миша Дудин, Сережа Орлов, Витя Курочкин, Герман Гоппе — все это были ребята, воевавшие и написавшие. А я был воевавший и не написавший. А почему? Что я — не могу? Что я — стыжусь своей войны? Или она просто слишком мрачная, тяжелая и грязная? Почему?! Эти вопросы я отгонял от себя несколько десятилетий. Читал с удовольствием Вику Некрасова, мы дружили с ним. И вдруг понял, что откладывать нельзя.

— Неужели за это время память не остыла?

— Да, боялся. Не знал, осталось во мне что-то свое или нет. Боялся, что уже все забылось, что буду пользоваться тем, что видел в кино, что читал и слышал. Я никогда не вел дневников военных, их нельзя было вести. А что у меня в памяти? Развороченные кишки.

И все-таки надо было попробовать. Сказал себе: были у меня всякого рода неудачи, ну будет еще одна. И взялся. И когда взялся, что-то стало появляться. Память человека устроена таинственно: стало появляться то, что мало кто описал, — Ленинградский фронт, первые два года, самые тяжелые. Как мы драпали, как постарались закрепиться, окопная война. Я понял, что самое драматичное, что было в моей жизни и в жизни страны, совпало, и в этой трагедии, как ни странно, было счастье совпадения. С народом, даже в какой-то мере с властью.

Закончив, почувствовал облегчение. Расквитался.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий