понедельник, 14 июля 2014 г.

Тема дня

Тема дня


Россия «пацанская»

Posted: 13 Jul 2014 11:05 PM PDT

Как понятия вписались в экономическую и политическую жизнь страны.



У нас сегодня мало кто реально бедствует, и многие живут вполне хорошо в материальном смысле слова. Разговоры о том, что это не продлится вечно, мы воспринимаем как дети, которым рассказывают, что они когда-то непременно станут стариками. Как в «Игре Престолов», мы слышим «долгое лето приходит к концу, впереди зима», но никак на это не реагируем. У нас есть «шубы» — социальные мифы. Кто-то «живет в великой стране, а экономика не так важна». Для кого-то Россия «…страна рабов, страна господ…», всегда так было, ничего с этим не сделать…

Вопросы: «Что же происходит с нами; в какой мы стране, по каким законам живем; как еще долго сможем так жить», — нервируют, кажутся провокацией.

Будто бы и не задавая этих неприятных вопросов, именно о них рассуждает мой сегодняшний собеседник. Он — автор экономических историй, например, о том, как «Рабы разорили Русь» или о «Ресурсном проклятии Древнего Рима», хотя по образованию не имеет отношения ни к истории, ни к экономике. По образованию — физик, заканчивал МГУ, а позже Чикагский университет. Его зовут Андрей МОВЧАН, и он хорошо известен как финансист, менеджер, специалист по инвестициям, — был исполнительным директором компании «Тройка Диалог», позже создал инвестиционную компанию «Ренессанс Управление инвестициями». А еще позднее — инвестиционную группу «Третий Рим».

Истории Андрея МОВЧАНА собирают огромное количество комментариев — и восторженных, и злобных. Их легко найти в интернете (я насчитала как минимум четыре издания, в которых они регулярно появляются).



— Почему физик рассказывает нам экономические истории? Откуда такое увлечение, Андрей?

— В любой науке принято анализировать факты и искать закономерности. Физика — тоже описание, только другого мира. Кто-то из философов сказал, что человек так же не волен в своих поступках, как камень, дерево или вода. Мы подчинены законам психологии, социологии и экономики. Если же говорить о толпе, она подчиняется законам почти так же жестко, как подчиняется физическое тело. А вот в физическом мире, особенно в квантовой физике, у элементарных частиц существует как бы «свобода выбора». Есть то, что мы не можем предсказать на основании формулы. Так что эти науки ближе друг к другу, чем кажется. Кроме того, я уже 25 лет занимаюсь экономикой и управлением.

— Из ваших «экономических историй» можно сделать вывод о том, что с людьми, в отличие от элементарных частиц, все предсказуемо. Ресурсы — это почти всегда проклятие страны.

— В социуме, в отличие от физики, цепочка тактически оптимальных действий далеко не всегда ведет к стратегически оптимальному результату. Человеку у власти нужно решить проблему на несколько лет: на 10 максимум, а то и на полгода. Он решает ее оптимальным способом, пригодным именно для этого отрезка времени. Но это часто отодвигает страну на одну ступень дальше от стратегического решения. Приходит следующий и начинает решать проблемы, которые ему нужно решить на свои несколько лет, а страна спускается еще на ступень ниже. Политика — это чаще болеутоляющее, чем антибиотик, и почти никогда — хирургия. Если бы мы с вами могли рассказать Гаю Марию, что создание регулярной армии приведет к краху республики через 100 лет и к краху империи — через 500, он бы ответил: «Через 500 лет не будет ни нас, ни вас. Но если я сейчас этого не сделаю, будет крах уже сегодня!» И был прав, потому что к краху, его личному, и к краху текущих форм правления это привело бы…

Давайте представим более свежий по времени и близкий по месту пример — мы с вами в России 2001 года. Пришли к правительству и говорим: нефть будет дорожать, впереди большой объем ресурсов. Есть 15—20 лет для того, чтобы построить независимую от ресурсов экономику. Понятно, какая нужна налоговая политика; для судебной системы необходима сингапурская модель, чтобы исключить коррупцию в наших судах. Еще необходимо создать условия для возникновения трех-четырех независимых партий, которые будут конфликтовать между собой и отвечать друг перед другом и перед избирателем за все, что сделано или не сделано. Нужно активное, массированное внедрение западного образования, западной культуры, западных инноваций в России. Надо отправлять учиться на Запад по 50 тысяч человек в год. И дать возможность развиваться в стране независимой инфраструктуре, дать очень большие полномочия, отпустить основные налоги регионам. План не гениальный, но вполне работающий, что бы нам ответил Путин тогда?

— У России особый путь?

— «Нет» — это публичный ответ. А мы «разговариваем c Путиным» без камер и диктофона. Я почти уверен, что он бы ответил: «Я совершенно с вами согласен, я все это понимаю. Но разве вы не понимаете, что нас просто сметут? Не потому, что мы плохие, а потому, что в демократии это всегда происходит. Потому, что издержки этого процесса заставят людей выбрать тех, кто будет кричать громче. Через 5 лет придут другие, а я буду висеть на осине, потому что люди, которые меня к власти привели, поставили меня эту власть охранять! Я не волен распоряжаться, я должен власть удержать».

— Допустим. Но вот эпохи Горбачева и Ельцина все же были похожи на демократические.

— Нет, там была свобода на нижнем уровне, но это — не демократия. Демократия — это власть народа, независимый суд и верховенство закона, а свобода — это просто набор личных прав, мы и сегодня живем в свободной стране, если не считать право выбора власти. Вот мы с вами сидим в центре Москвы и разговариваем о чем хотим.

— А вы соберите сейчас здесь же человек 20, разверните какой-нибудь плакат и начните выступать. И будет нам с вами свобода общения с ОМОНом.

— Это не несвобода, а издержки бюрократии a la Салтыков-Щедрин. Традиционность бюрократического мышления. Власть решила, что митинги могут ей угрожать. В реальности это, конечно, не так: выпуск пара только стабилизирует власть. С другой стороны — право писать и говорить у нас безусловно есть. Я пишу о том, что у нас сегодня плохая власть, довольно-таки большая аудитория меня читает. И при этом проблем у меня не возникает.

Власть держится за свое место и будет держаться насмерть. Власть сегодня не умеет управлять страной, она умеет использовать только даровые нефтяные доходы. Но давайте не будем бороться с тем, чего нет. Она не ущемляет свободы, не вторгается в личную жизнь людей, почти не мешает им работать, хотя и не помогает, конечно... Это не «страна рабов, страна господ», здесь скорее надо говорить о психологии «примитивной группы». Классический пример такой группы — команда пиратского корабля, там нет рабства. И Россию в этом смысле даже можно обвинить в том, что она слишком вольнолюбива. В примитивной группе люди не любят порядка, потому что порядок основан на законах, а здесь только сила есть закон. Примитивная группа формируется везде, где от индивидуума мало что зависит, а продукт совместного труда распределяется централизованно. Россия по многим параметрам — классическая примитивная группа, но ни в коем случае не сообщество рабов.

У примитивной группы есть одно важное свойство — редукция значимости личности и преувеличение роли коллектива, общности, государства. Жители России, в массе своей, сегодня воспринимают свою личность не полностью, не как независимых индивидуумов, потому что экономически они слишком зависимы «от центра». При этом они, в отличие от рабов, свободны — свободно отдают себя под знамя этой большой группы. А раб не свободен — он вынужден подчиняться, мечтая освободиться.

— А ребята, которые сидят за 6 мая, тоже свободны?

— Российское общество поддерживает подобные репрессии. Дело в том, что примитивная группа всегда порождает систему правил, которые направлены на сохранение status quo и защиту группы от резких изменений. Кроме того, в примитивной группе есть только один разрешенный способ бросать вызов власти — проявляя большую силу, чем есть у власти. Тот, кто бросил власти вызов, но оказался слабее, — не только «сам дурак», но и — враг группы.

Люди 6 мая как бы нарушили эти правила — и они логично выпали из группы, добровольно взяли на себя роль «обиженных». Группа, во-первых, осуждает их «по понятиям», а во-вторых — радуется их унижению, поскольку это повышает статус остальных членов группы.

— Они нарушили правила или понятия?

— Понятия и есть правила приличия в группе. И мы с вами, кстати, тоже живем по тем же понятиям. Вспомните выступления коммунистов в 90-х. Вы помните ваши чувства? Они же вам наверняка не нравились, их надо было посадить, этих мерзавцев и хулиганов, которые кидают в ОМОН камнями. И почему вы хотите от россиян сегодня, чтобы они поддерживали тех, кого сейчас обвиняют в атаке на ОМОН? И история с «Пусси Райот» для среднероссийского человека была точно таким же нарушением понятий. Если бы эти девочки не пели в храме, а писали бы самые жесткие статьи, никто бы их не тронул. Общинный человек не пляшет в храмах — это вызов власти, которая в представлении члена примитивной группы плохо отделяется от веры и религии. Общинный человек говорит на вече, поэтому когда мы пишем что-то, говорим на телевидении или в зале — это не возмущает. У Путина, вероятно, прекрасные психологи: заметьте, что он никогда не атакует границы свободы и сферу понятий подавляющего большинства россиян. Эта граница именно здесь проходит: между пляской в храме, митингом на улице и статьей в газете; между бескровно отобрать Крым и воевать с украинцами в Донецке.

— Люди всегда у нас жили по понятиям?

— Понятия возникали в российском обществе сотни лет, формируемые экономическим укладом, который (с редкими промежутками) представлял собой дистрибутивную экономическую модель, эксплуатирующую централизованный ресурс. В этом смысле еще до середины XIX века (а для США — до 70-х годов XIX века) мы мало отличались от того, что сейчас называем «развитым миром». Но там вместе с буржуазными революциями (и гражданской войной в США) формировалась рыночная экономика. В социальном смысле она и привела к существенному усилению роли личности на основе заслуг и способностей в значительно большей степени, чем на основе возможностей и силы. Роль группы, соответственно, снизилась. Менталитет изменился: на смену «агрессивно-конфликтным» (принятым в примитивных группах) пришли так называемые эгалитарные отношения, смысл которых — в сотрудничестве. Россия же застряла: сперва коммунистическая катастрофа, а затем дорогая нефть удерживают ее в рамках старой социальной модели.

Когда «наверх» поднимается ресурс — вниз спускается система контроля его распределения. Для контроля распределения нужны люди, которые абсолютно лояльны. Абсолютно лояльный человек, как правило, лоялен в силу недалекого ума. Через этих — лояльных и недалеких —  происходит распределение. Подсознательное стремление тех, кто распределяет: подавить любые возможности у общества стать независимым от такого распределения. Поэтому жить, не будучи зависимым от распределяемых благ, в таком обществе очень сложно. И подавляющее большинство ориентируется на распределяемые блага, власть для них — источник достатка и безопасности, именно власть, а не свой ум, руки и прочее. И тот, кто восстает против власти, либо должен показать, что он сильнее, лучше сможет распределять и гарантировать безопасность, — либо он враг, который угрожает разрушить систему, он всего лишь создает угрозу потери благ и безопасности.

Именно поэтому и ребята, вышедшие на митинг 6 мая, и «Пусси Райот» явились врагами группы. И об этом открыто писали многие люди, даже сами не понимая, что они пишут. Не раскачивайте лодку! Речь о лодке, которая везет блага от государства населению, о лодке распределения. Это уже из подсознания, мы привыкли не зарабатывать, не добывать, а получать. В советское время, если узнавали, что в магазине появилась колбаса, говорили, что «ее дают!». «В магазине выкинули колбасу! Ее дают!». Это было устойчивое выражение — что ярче может описать этику дистрибутивного общества?

— Крым наш — это тоже правило-понятие?

— Это скорее продукт двух страхов, порождаемых нашей культурой. Первый — страх внешнего мира. Если твоей стране принадлежит богатство, которое распределяется властью гражданам, то естественно бояться всех вокруг: страшно, что «они», живущие за границей твоей страны, хотят у тебя этот ресурс отобрать и между собой поделить. Этот страх (отчасти — обоснованный, но только отчасти) порождает враждебность по отношению к внешнему миру. Хочется верить, что у них все хуже, чем у нас. Хочется быть сильнее их. Хочется эту силу продемонстрировать, в ней убедиться. Раз мы уверены, что они при случае отобрали бы у нас «наше всё», — у нас есть моральное право отобрать у них что-нибудь. Второй — страх возразить власти. Власть у нас — источник благ, ему возразишь — блага потеряешь. Это тоже очень древний и подсознательный страх. Более того: в примитивных обществах существует устойчивый паттерн групповой ответственности. Кто-то один нарушил правила — все страдают. Кроме собственно страха проявить нелояльность, есть еще страх неконформности: если все «за» (а нам телевидение внушает, что все «за»), а ты «против» — твое окружение на тебя накинется, так как ты его «подставляешь» своей позицией.

— Это отношение к внешнему миру ярко проявляется и в отношении к мигрантам. «Они наш хлеб едят» — тоже, кстати, устойчивое выражение…

— Да, вообще ксенофобия — это продукт экономической ситуации, в которой распределяется ограниченный ресурс, «на всех не хватает». В развитом обществе мигрант воспринимается как «возможность» — дешевый труд, который увеличивает общий продукт. В России люди этого не видят. Они видят только центральную систему распределения, и в этой картине любой новый человек — угроза твоей доле пирога.

У нас, судя по опросам, до 90% студентов хотят сегодня работать в государственных структурах — в первую очередь в таможенных, налоговых и так далее. Они стремятся быть ближе к системе распределения.

— Как во все это вписывается, по-вашему, то, что сегодня происходит с Думой? Как-то не по понятиям все эти странные законотворческие предложения звучат, что с депутатами?

— Психолог Драганов, описывая примитивные группы, в частности, пишет, что в случае если в группе начинается расшатывание каркаса — как правило, главарь прибегает к созданию системы круговой поруки. Он должен толкнуть группу на ряд общественно осуждаемых преступных деяний, поскольку, действуя совместно, эта группа приобретает коллективное чувство вины, которое ее сплачивает.

«Безумный принтер» включился в ответ на очевидное расшатывание структуры, когда даже во власти начались абсолютно недопустимые разговоры: справа — о либерализации, а слева — о фашизации страны. И, естественным образом, все, за что голосовали депутаты, начиная с закона о запрете усыновления детей, — не могло не вызывать у них коллективного чувства вины. Это сплачивает. Попробует потом кто-то с чем-то не согласиться, сразу получит вопрос: «А ты что, за безумные законы не голосовал?»

Крым, соответственно, — это гениальное изобретение. Экономически и политически — провал, но с точки зрения сплачивания России, единой группы — сильное решение. Я думаю, что Путин сознательно пошел на авантюру и выиграл, с точки зрения стабильности власти. Его, видимо, обслуживает очень мощная команда социальных психологов, которые знают, что делают.

С другой стороны, нельзя не сказать, что вокруг принимаемых законов нагнетается истерия. Вряд ли их можно назвать полезными, но они в большинстве безобидны. Закон о персональных данных никак не повлияет на жизнь граждан (вопреки многим апокалиптическим комментариям); закон об информировании о двойном гражданстве — совершенно никого не ущемляет (тем не менее по поводу него также развернулась истерика). Идет тонкая игра: с одной стороны, то, что принимает Дума, не должно задеть население (свободу, понятия и правила), с другой — должно объединять власть чувством общей вины. Вот поэтому такое демоническое значение придается простой бессмыслице.

— Что сегодня не бессмысленно?

— Мы на 100% зависим от продажи наших углеводородов за рубеж. За 15 лет, с 2000 года, эта зависимость, несмотря на пятикратный рост цен на нефть, стала только существенно больше. Вместо того чтобы диверсифицировать экономику и рынки сбыта, сократить долю импорта в потреблении, пользуясь высокими ценами на нефть как финансовым рычагом, Россия сократила нефтяное производство. Растеряла технологии, кадры — и даже денег не накопила. В то же время власть для обеспечения лояльности, с одной стороны, — ликвидировала класс независимых бизнесменов, с другой — создала огромные социальные обязательства. Насколько наша экономика слаба, легко увидеть по первому полугодию 2014 года. Наши золотовалютные резервы уменьшились на величину, большую, чем у Украины, — страны, пережившей революцию, переживающей войну, у которой ВВП на человека в 4 раза ниже, а экономика в кризисе. К сожалению, все последние демарши, в том числе национальная платежная система, как и предыдущие — от гражданских самолетов Сухого до «Роснано» и «Сколково», — ничего общего с развитием национальной экономики не имеют. Это ширмы, иллюзии. Мы живем за счет экспорта нефти и газа. В принципе, если мир сможет не покупать у нас нефть и газ, — нас можно ставить на колени.

Ситуация даже еще проще: мир уже сегодня вполне может не покупать нашу нефть (например, как у Ирана, тем более что Иран скоро выйдет на рынок обратно). Вот Европа не может не покупать у нас газ. И все понимают, что в ответ на эмбарго по нефти мы отключим газ. Поэтому сегодня с Россией будут считаться и договариваться. К сожалению, вместо того, чтобы эту зависимость холить и лелеять, мы делаем все для ее разрушения. США, Катар, Турция, Кипр — все хотят занять наше место поставщика Европе, а мы своими действиями в Украине, своей непредсказуемой позицией в международных вопросах даем им все больше аргументов «за».

Хорошо бы, чтобы это понимали патриоты. Мы можем все что угодно сейчас кричать о том, что живем в великой стране, но в реальном мире у России осталось два аргумента — это газ в Европе и ядерное оружие. Европа уйдет с нашего газа лет за 5, и патриоты в этом виноваты — потому, что Европа сама не думала переключаться, мы ее толкаем к такому плану.

Ядерное оружие — плохой аргумент. Во-первых, в этом вопросе против нас будет весь мир, включая Китай. Во-вторых, с каждым годом военные технологии на Западе уходят все дальше вперед от наших. Паритет, который был когда-то, давно исчез, и сегодняшние попытки накачать деньги в оборонку, чтобы что-то изменить, просто смешны. Нет уверенности, что наши ракеты взлетят. Нет уверенности, что их не смогут обезвредить. Если США и Китай будут более или менее уверены в своих силах — угрозы с нашей стороны будут просто самоубийством, — они будут действовать превентивно. В результате нашей украинской политики теперь ракеты НАТО могут встать под Сумами и Черниговом. Это слишком близко к Москве, чтобы мы вообще могли рисковать военной риторикой.

Нам сейчас надо думать не о том, гордые мы или нет, а о том — умные ли. Мы не должны позволить Европе переключиться с нашего газа. Надо вернуться к статус-кво, который был несколько лет назад. Надо дружить. Надо дать Европе ощущение безопасности и увеличить параллельные газу экономические связи. Надо реально открыть страну для западных инвестиций, быть не кредитором Запада, как сейчас, а — заемщиком и инвестиционной целью.

Мы упустили возможность тягаться с Западом. У нас было 15 лет, когда мы получали сверхдоходы и могли бы построить диверсифицированную экономику. Но мы ничего не сделали, попали в ловушку, а, сидя в ловушке, зубами не щелкают, из нее нужно выбираться любой ценой.

А уж потом — посмотрим.

Галина Мурсалиева
обозреватель «Новой»

Жители Славянска — о скандальном сюжете Первого канала

Posted: 13 Jul 2014 01:01 PM PDT

Фотокорреспондент «Новой» Евгений Фельдман поговорил на главной площади Славянска с потенциальными очевидцами-горожанами о сюжете Первого канала, в котором женщина, названная беженкой из Славянска и уроженкой Западной Украины, рассказывает о казни родственников ополченца.


ОТСЮДА

Десять московских мест для киноманов с ограниченным бюджетом

Posted: 13 Jul 2014 12:06 PM PDT

Поход в московский кинотеатр зачастую является довольно затратной формой проведения досуга. Особенно может не повезти тем, кто предпочитает посещать кинотеатры в вечернее время и не может претендовать на студенческие и пенсионные скидки. «Новая» выбрала десять мест, где кино можно посмотреть по умеренным ценам или вовсе бесплатно.

Киноклуб «Синий»

Адрес: м. Красносельская, 2-й Красносельский пер., 2

Цена билета: бесплатно

В пятой аудитории Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко расположился киноклуб «Синий», который проводит показы каждую субботу. Здесь зрители вряд ли смогут посмотреть нашумевшие новинки кинопроката под хруст поп-корна, однако получат возможность насладиться работами Феллини, Висконти, Антониони и других классиков кино. Тематическое разнообразие удивит любого киномана: от картин про иранских рабочих-нелегалов до истории изгнания демонов из женского монастыря.

Фильмы в «Синем» показывают циклами, поэтому целый месяц может быть посвящен какому-либо режиссеру или тематике. До 19 июля в киноклубе проходит цикл показов «Непростое детство».

Чтобы посмотреть кино в «Синем» не нужно покупать билеты. Достаточно просто прийти вечером в субботу по указанному адресу, имея при себе документ, удостоверяющий личность.

http://www.mdfschool.ru/events/cinema_club/

Fassbinder Cinema Bar

Адрес: м. Чкаловская, ул. Нижняя Сыромятническая, 10/1

Цена билета: бесплатно

Названный в честь немецкого кинорежиссера бар находится на территории культурного центра Artplay. Несмотря на своё название, Fassbinder Cinema Bar, кроме кинопоказов, регулярно проводит вечеринки, лекции, выступления джазовых музыкантов. Куратором проекта является кинокритик и редактор сайта «Colta» Михаил Ратгауз. Показы фильмов проходят не часто, так что желающим посмотреть кино в Fassbinder приходится регулярно и внимательно изучать афишу на сайте. Зато, если повезет, можно будет попасть на премьерные показы «редких» фильмов. Например, документального фильма о ЛГБТ-подростках «Дети-404».

Платить за просмотр кино в Fassbinder не нужно, но раскошелиться на еду или напитки в баре придется.

http://fassbinder.ru/#news

Киноклуб на «Флаконе»

Адрес: м. Дмитровская, ул. Большая Новодмитровская, 36/2

Цена билета: бесплатно

На дизайн-заводе «Флакон» каждый четверг в 20:00 проходят показы бесплатные показы фильмов. В репертуаре киноклуба в основном всем известная классика: «Касабланка», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Завтрак у Тиффани». Как и в «Синем», новинок мейнстрима тут не увидеть. Зато по окончанию просмотра будет возможность обсудить кино с участником проекта Дмитрием Макаровым – поэтом и, по его собственным словам, заядлым синефилом.

Посетители хвалят Макарова за хорошую подборку фильмов, а киноклуб за приятную атмосферу и возможность подискутировать.

http://www.flacon.ru/events/tag-kinoklub/

Киноклуб «Неформат»

Адрес: м. Чеховская, ул. Каретный ряд, 5/10

Цена билета: до 200 рублей

Ещё один киноклуб расположился на территории библиотеки киноискусства имени Эйзенштейна в самом центре Москвы. Кроме показов, тут проходят различные лекции, посвященные кинематографу, поэтому понять, в какой именно день тут показывают фильмы сложно. Как и в случае с баром Fassbinder, приходится следить за афишей. Что касается репертуара киноклуба, то на сайте сообщается, что посетить кинопоказы можно бесплатно при наличии читательского билета. Получить его можно, оставив заявку на сайте библиотеки.

http://eisenstein.ru/events/events/

Круговая кинопанорама

Адрес: м. ВДНХ,

Цена билета: 150 рублей

«Круговую кинопанораму», построенную в Москве ещё в середине прошлого века, трудно назвать классическим кинотеатром как минимум из-за необычного подхода к демонстрации кино. Фильмы здесь показываются не перед зрителем, а вокруг зрителя, так как экраны развешаны по всему залу, построенному в форме цилиндра.

Другой особенностью кинотеатра является специфический репертуар, состоящий из советских двадцатиминутных фильмов. Подобный репертуар может и не придется по вкусу заядлым киноманом, зато отлично подойдет в качестве дешевого и необычного развлечения.

Школьникам, студентам, пенсионерам и многодетным семьям лучше посещать «Круговую кинопанораму» в четверг, так как именно в этот день для этих категорий граждан в кинотеатре действуют скидки.

http://krugorama.narod.ru/

Иллюзион

Адрес: м. Китай-Город, Котельническая набережная, 1/15

Цена билета: 50-200

Ещё один старый кинотеатр столицы по-прежнему привлекает большое количество посетителей по трём причинам. Во-первых, демократичные цены. Во-вторых, интересный репертуар, состоящий по большей части из классики 20 века. И, в-третьих, уникальное оформление самого кинотеатра: гигантские люстры, лепнина, торжественного вида кинозал с огромным красным занавесом перед экраном.

В кинотеатре показывают лучшие фильма из собрания Госфильмофонда РФ, куда входит немое кино, музыкальные фильмы, киносказки и многое другое. В общем, всё то, чего никогда не увидишь в привычных сетевых кинотеатрах.

Система скидок отсутствует, хотя вряд ли это можно назвать серьёзным минусом «Иллюзиона», так как максимальная цена билетов, как правило, составляет 200 рублей. Но минусы все-таки есть: желающие посетить кинотеатр на выходных этого сделать не смогут — «Иллюзион» работает с понедельника по пятницу.

http://www.gosfilmofond.ru/about/illuzion/repertuar

Мир искусства

Адрес: м. Новослободская, ул. Долгоруковская, 33/3

Цена билета: 100-200 рублей

Кинотеатр «Мир искусства» — ещё одно место, где не увидишь голливудские блокбастеры. Здесь показывают кино «не для всех». Не для всех оно и в плане доступности — многие фильмы невозможно не только посмотреть в других кинотеатрах, но и скачать в Интернете. Фильмы-номинанты Венецианского и Каннского фестивалей, классика двадцатого века, авторское кино – всё это присутствует в репертуаре «Мира искусства».

Само здание кинотеатра небольшое и неприметное, а цены в нём одни из самых низких в Москве.

http://www.chronotop.ru/

Сатурн

Адрес: м. Свиблово, ул. Снежная, 18

Цена билета: 70-250 рублей

Кинотеатр предназначен для семейного просмотра, однако, кроме раскрученных голливудских новинок и мультфильмов, иногда в репертуаре встречаются короткометражные фильмы и даже арт-хаус.Помимо этого, в кинотеатре проходят фестивали детского кино, выставки и мастер-классы для детей.

Сам «Сатурн» входит в сеть городских кинотеатров «Московское кино», которая позволяет посмотреть кино и вовсе бесплатно. С 4 июля «МосКино» проводит кинопоказы в парках. На многие сеансы вход является свободным.

http://www.mos-kino.ru/afisha.php

Полет

Адрес: м. Сходненская, ул. Нелидовская, 10/1

Цена билета: 100-200 рублей

Для тех, кто хочет посмотреть все те голливудские фильмы, которые крутят в большинстве кинотеатров, но при этом не хочет переплачивать, существует «Полет». Основу его репертуара как раз и составляют новинки голливудского кинематографа. Руководители кинотеатра позиционируют «Полет» не как обычный кинотеатр, а как «некое артпространство», на базе которого были созданы такие проекты, как «Ночь кино» и «Фильм на языке оригинала». Помимо льгот студентам и ветеранам, в кинотеатре действуют скидки на групповые билеты от десяти человек.

http://polet-kino.ru/afisha.html

Киносфера

Адрес: м. Планерная, ул. Правобережная, 1Б

Цена билета: 80-300 рублей

Миниплекс «Киносфера» расположен на территории торгового центра «Капитолий» и состоит из четырех залов. И несмотря на то, что максимальная цена билета достигает 300 рублей, в кинотеатре имеется по-настоящему щедрая система скидок: каждый вторник любой билет на любой сеанс можно приобрести за 120 рублей, а в пятницу и субботу после полуночи за поход в кино зрители платят лишь 160 рублей. Для постоянных посетителей в «Киносфере» предусмотрена накопительная бонусная карта. В расписании на сайте также можно увидеть «оранжевые сеансы» - таким цветом помечено то, что, по мнению работников кинотеатра, не являются мейнстримом и то, что можно назвать «фильмом со смыслом».

http://www.cinemasphere.ru/schedule.asp


Марина Погосян

Марина РАЗБЕЖКИНА: Умная власть не уводит художника в подполье

Posted: 13 Jul 2014 11:17 AM PDT

Марина Разбежкина, режиссер, автор более 30 документальных и двух игровых картин. Лауреат многих фестивалей, вместе с Михаилом Угаровым создала Школу документального кино и театра. Ей ли не знать, чем злободневное отличается от актуального, пропагандистское от востребованного. Обсуждаем, почему новые законы, связанные с культурой, могут нанести ей невосполнимый ущерб.


Михаил Угаров и Марина Разбежкина

Когда вы смотрите российское кино, есть ли ощущение какого-то своего вектора в работах нового поколения, да и есть ли оно, это поколение, снимающее актуальное кино, способное слышать время.

Меня беспокоит слово «актуальное», оно всегда носило какие-то дополнительные смыслы… К примеру, было сиюминутное, пропагандистское кино. И с советских времен термин этот, на мой взгляд, не углублен. Актуалка – значит, рассказ о политической ситуации в стране.

А он не нужен?

Здесь важно не перейти грань, не уйти в злободневность, кино глубже и тоньше злободневности. Важно не уйти в популизм. Прямая речь в кино тоже популистская. Конечно, иногда хочется кричать. И сегодня именно такая ситуация, когда хочется кричать. Но мне кажется, крик надо в себе подавить. Уйдя на глубину, понять человека в его сложных взаимодействиях со временем. Это важно особенно для документального кино, склонного к прямой публицистике.

Согласна, но сегодня есть дефицит внятных, честных высказываний. Все запутано, все обмануты. Просто называть вещи своими именами – храбрый поступок. Но есть опасность лобовых высказываний, которые в силу неталантливости могут работать против идеи, которую воспевают.

Да, простые высказывания абсолютны. Я говорю «Нет войне!» Кто со мной не согласится? Но мой крик исчерпан этой фразой. Если хочешь что-то понять, берешь конкретного человека, который ненавидит войну, стремишься разобраться в его сложных связях с жизнью. Понять, почему, говоря «нет» войне, он идет на площадь. Или почему идет воевать. … или снимать смерть. Что с ним происходит в этот момент? Потому что наше высказывание обращено не к толпе — к конкретному человеку. К толпе – плакат, что-то вроде «Анатомии протеста». Впрочем, есть и мастера плаката. Авторы огрубляют реальность, желая сделать ее поверхностной, понятной. Я за сложный мир. И в этом мире готова высказывать свою позицию и принимать другую. Черно-белая однозначность меня смущает.

Мы видим, как идет всестороннее наступление на демократические ценности. Все больше политика вторгается в культуру. Почему политики так заинтересовались небольшими авторскими высказываниями, не только игровыми, но документальными. Кто видит эти фильмы? Телевидение давно отказало им от дома.

Авторское высказывание – это голос отдельного, независимого человека. А свободный человек – всегда проблема для государства, для тоталитарного — тем более. Поэтому авторитарная политика всегда нацелена против внутренней свободы, против индивидуальности, человеческих, семейных ценностей. Хотя у нас только и говорят о православной семье как особом завоевании. Но в реальности все направлено против культуры семьи, которая может быть разной. Да и о какой семье может идти речь, когда мужчины в маленьких городах вынуждены уезжать на заработки, потому что фабрики, заводы закрыты. О каких ценностях может идти речь, когда родителям не на что воспитывать, а порой и нормально кормить ребенка. Если начинается лозунговое государство – каждый лозунг выдает: именно здесь непорядок.

Как только начинается кампания за мир или в поддержку молодых семей – значит здесь кроется нерешаемая проблема?

Есть хорошее высказывание искусствоведа Бориса Випера: «Как только начинается эпоха, в которой искусство предпочитает декоративность финтифлюшек – это тоталитарная эпоха». Сейчас слишком много финтифлюшек. Эти словесные финтифлюшки призваны подменить сложные проблемы, которые власть не способна решать. Слова подчас содержат большее, нежели их внешний смысл. В этом опасность, потому что многие люди принимают исключительно внешний словесный фасад за суть. А слова могут означать ровно противоположное. «Мы хотим, чтобы все люди хорошо жили!» — и устраивается война. «Мы хотим, чтобы семьи были крепкие!» — и всевозможными законодательными и экономическими ухищрениями разрушаются семейные связи. Условно говоря: «мир-труд-май!» Ни мира, ни труда, ни мая.

Такие фильмы, как «Левиафан», «Дурак» — были запущены в другие, еще вегетарианские времена. К их выходу страна переменилась. Так же было в конце Оттепели. Когда в обществе происходят подобные кардинальные перемены, общество разделяется не горизонтально – на поколения, а вертикально. И вот уже я вижу отряды молодых, активно готовых встраиваться. Они пишут письма Михалкову, жалуются на игнорирующие их фестивали, на Разбежкину, насаждающую чернуху. Пишут хартию, призывают к исключительно светлому кино. Как вы это объясняете?

В определенные исторические моменты включается первая сигнальная система: «здесь кормят». Достаточно этого звоночка. Неприятно, что мир становится таким примитивным. Пришел, тебя покормили, за то, что поел из рук, кино сделал «ручное». Ты понравился. Тебя опять покормили… Поел-снял…

Начальником сделали…

Шаги первичного рефлекса сверху поощряются. И оказывается, что огромное количество людей согласны подчиняться «звонку». Вот этот горячий отклик на первый звоночек и обнаруживает новое состояние молодого человека. Это «молодой-старый человек».

Но ведь так было всегда?

Думаю, да. И не только в нашей стране. Как только люди начинают понимать, что для практичной амебной жизни ничего не надо. У наших студентов мы отметаем любую попытку существования внутри простого мира, заполненного идеологическими штампами. Здесь важно все, начиная с необходимости выразить собственное суждение, произнести собственное слово. Мы запрещаем цитаты. Даже самые мудрые. Человек, который существует сейчас, растет через собственное осмысление, собственную речь. Да, он начинает заикаться и мэкать. Но из заикания и вырастает в результате индивидуальность.

Не могу удержаться от «запрещенной» цитаты и не вспомнить пролог «Зеркала», когда заикающийся юноша наконец произносит: «Я могу говорить».

А я вижу сегодня, как молодые люди вязнут в чужих словах и мыслях, делая кино 50-х годов, о котором не имеют никакого представления, но точно воспроизводят формы, видимо, заложенные в основе «простого человека».

Так же как желание «новых комсомольцев» утвердиться в мире не за счет таланта и собственных усилий, но умаления коллег-сверстников.

Да, когда пришли в СК и заявили, что хотят говорить о прекрасной, светлой России, я предложила им прислать кино. Прислали. Они не чувствуют время. В их кино нет собственного говорения, нет художника, одни общие места.

Я вижу, как «звонок» сверху полностью регулирует поведение и творческой элиты.

В России роль художника всегда была преувеличена. Поэтому в профессию часто приходят не в поисках смысла, а за возможностью властвовать. Не люблю мессианскую культуру, она устарела, потому что ее приверженцы, за исключением пары человек в России не имеют права на мессианство. И здесь важно, кто пришел в профессию из-за невероятных амбиций, а кто — чтобы прояснить смыслы. В кинематограф явилось огромное количество людей, для которых «смыслы не имеют смысла». Когда-то в эстонской газете была прекрасная статья «В чем смысл смысла?» Отсутствие смысла замещается внешними вещами, укладывающимися в спектр государственных ожиданий: «Художник должен служить России (государству, народу)».

Тебе дали деньги на образование, дали деньги на кино – ты обязан соответствовать.

Да-да, тебя еще и укоряют, что ты не очень хорошо служишь. Это такая удавка, которая затягивается на шее многих. Но они не жалеют, что ходят с удавкой, потому что она какое-то время приносит неплохие дивиденды. Они думают, что в какой-то момент от нее избавятся, и она не затянется до конца...

Что же происходит с художником с подобным украшением на шее, может ли он сохранить талант?

Думаю, что нет, потому что первая сигнальная система абсолютно физиологична. А художник не работает на уровне физиологии. Вообще странно, когда художник стремится исключительно к благополучию, страстно его желает. Значит, он не художник.

Марина, прокомментируйте указ о запрете показывать кино без прокатного удостоверения. Под угрозой закрытия документальные центры, отменяются целые программы на фестивалях, может оказаться на «полке» короткометражное, анимационное, документальное кино, снятое без госфинансирования.

Вначале было постановление, требующее, чтобы фильм, созданный при господдержке, был показан по ТВ. Мы возражали, потому что телевизор имеет свой формат и не любит свободное кино. Ясно, что это попытка задушить свободное кино, сделать его форматным, телевизионным. В результате наших протестов, постановление звучит несколько иначе: мы имеем право показывать кино, сделанное на государственные деньги, и в клубах, и в иных общественных зрительских резиденциях. Но вот новая беда: положение об обязательном прокатном удостоверении. Первым делом этот указ уничтожает независимое, безбюджетное кино. Мне кажется, государство должно приветствовать инициативу художника, сделавшего фильм за свои деньги. Эти люди не сидят на шее государства. Теперь мы уничтожаем этого художника или уводим его деятельность в подполье. На мой взгляд, ситуация подполья не выгодна никому. В подполье всегда зреет сопротивление. Начнут формулироваться смыслы, которых так опасается государство. Умная власть не уводит художника в подполье.

Указ касается кинопоказов не только на фестивалях, но и в клубах, университетских центрах. Эта зачистка территории кинопоказа, прежде всего авторского кино, а значит, она ущемляет права зрителя.

Зрителя лишают возможности смотреть кино. Министерство говорит: «Что вам стоит получить прокатное удостоверение. Во-первых, это не быстро, надо подготовить копию фильма в соответствии со всеми техническими параметрами, потом сдать в архив или Госфильмфонд, который теперь должен работать только на выдачу удостоверений. На сегодняшний день по России показывается около 20 работ моих студентов разных выпусков, которые имеют невероятный успех у молодежной аудитории. Их смотрят в театрах, библиотеках, университетах. Но чтобы получить на них удостоверения, я должна заплатить примерно 400-тысяч. У меня как у руководителя киношколы нет таких денег. Параллельно с разговорами о необходимости поддерживать молодежь происходит убийство молодого кино. К тому же, молодые не захотят, чтобы государство жестко их контролировало. Ведь за эти 20 лет выросли люди, не понимающие, что такое тотальный госконтроль. Объяснить студентам, почему закрывали фильмы Тарковского, с их точки зрения, политически невинные – трудно. Но сейчас и наверху начинают понимать, что свободный голос художника, быть может, еще страшнее, чем выход на площадь. Ведь закрывают не только политическое кино, а кино про то, как живет дядя Ваня. Потому что дядя Ваня живет не совсем так, как хочет видеть это «партия и правительство».

Вновь востребованы «Кубанские казаки»…

Безусловно. Но нужен еще и дядя Ваня, испытывающий счастье от ощущения полной жизни в православной стране, вставшей с колен. Понятно, что и зрителя хотят ввести в рамки государственных смыслов, которые подобное кино будет продуцировать.

Государство хочет и из кино сделать большой телевизор, в котором бы кукольный театр показывали разнообразные «киселевы»?

Государству нужно всю страну превратить в телевизор.

Но до недавнего времени художникам дозволялось «шалить» среди своих...

Сейчас произошел пересмотр этой доктрины. Не нужно вообще этих и крошечных зон свободы.

Как вы относитесь к тотальному запрету мата в кино, театре, литературе? При этом уже появляются фильмы, где матерные слова заменяются в разнообразного рода их симулякрами вроде едрить, мля … И в этом такая фальшь, искуственность…

Серьезная ошибка – нарушение причинно-следственной связи. Она свойственна людям, мыслящих в категориях идеальных мировых конструкций. Они думают: «Если мата на экране не будет, и жизнь наша будет лучше». Это старое требование к культуре — ее обязанность продуцировать доброе вечное.

А не должна?

Она должна отражать мир, в котором человек живет, учить его видеть. Ему легче будет существовать в мире, который он видит открытыми глазами. Еще эти люди считают: «Если на экране у нас будет страна счастливая – розовая — добрая, то вся эта благость будет продуцироваться и в наш совсем не счастливый, не розовый, не добрый мир. Это неправильная смена позиций. Сначала есть мир, который входит в культуру, а культура разговаривает о несовершенном мире. В этом несовершенном мире есть разный язык. Язык нельзя законодательно запретить. Это очередная глупость. Язык — самовозрождающаяся система. На место запрещенных слов придет весь словарь, который был скрыт. Зато документальное кино снова начнет снимать истории о счастливом детстве, о доброжелательных россиянах, которые с утра до ночи восклицают: «Здравствуйте! Добро пожаловать! Извините? Чего изволите?»

Снова художник перед сложным выбором.

Так было и будет. Люди, иступлено взывающие к «светлому добру», кричат: «Зачем вы снимаете маргиналов!» Они думают, что маргиналы – это бомжи и попрошайки. На самом деле, художник по своей сути и есть маргинал. Он существует на краю, не может быть центровым, удобным, принадлежащим миру селебрити. Хотя сегодня многие туда устремились. Но это уже мир ангажированный, государственный. Художник должен стать маргиналом, чтобы остаться художником...

Один из аргументов против бескомпромиссного кино: «Зачем вы нам эту грязь показываете, я ее и в жизни вижу».

Эта распространенная позиция у нас называется «Бабушки на скамейке». Бабушка руководствуется простой знаковой системой: короткая юбка, странная прическа или макияж. К этим опознавательным знакам она мгновенно «дописывает» криминальную биографию. Это существование в мире примитивных опознавательных знаков, к сожалению, захватывает наш мир: бытовой, политический, общественный.

В том числе мир искусства, который хотят превратить в книжкураскраску.

Это несложно, да и раскрасить ее легко, но читать в ней — нечего.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

Война — вроде лихорадки. Штамм 1914-го

Posted: 13 Jul 2014 10:09 AM PDT

Люк Персеваль поставил «На Западном фронте без перемен».


«Война — вроде лихорадки. Никто о ней не мечтает, но кто-то принес заразу. Мы не хотели войны, другие тоже — но вот уже весь свет пылает в горячке», думает герой Ремарка, пригибаясь в окопе 1914 года. Эти слова — ключевые для спектакля театра Thalia (Гамбург). «Фронт» Люка Персеваля уже приглашен на Эдинбургский фестиваль и в Белград, на BITEF. Уже показан в Берлине по личному приглашению президента ФРГ Йоахима Гаука — в память жертв той войны. В день столетия начала Первой мировой «Фронт» сыграют в Сараеве.

На сцене почти темно. В глубине — исполинская серая стена «крепости Европа». Она кое-где побита снарядами. По ней все два часа будут идти, сменяясь, фото солдат 1914–1918 гг. — германских, британских, бельгийских, французских, чуть не всех армий, втянутых в бойню. А поверх лиц и касок, трехцветных султанов и железных крестов — рваные облака и злой дождь.

Сцена разделена линией коптилок до самой рампы. Это и есть линия фронта. Золотой полковой рожок свистит слева, из Франции. По обе стороны от коптилок строятся солдаты в одной униформе — белых смертных рубахах. И похожие женщины в бедных пальто военных лет.

Спектакль Персеваля идет на четырех языках: немецком, английском, французском и фламандском — родном языке знаменитого немецкого режиссера. Здесь смешаны отрывки (осколки?) «На Западном фронте без перемен», романа «Огонь» Анри Барбюса, редких по четкости и силе фронтовых записок британской медсестры, мемуаров и газетной хроники.

Юный фламандский почтальон, лопушок в солдатском кепи, младший из четырех братьев (и все на фронте!), говорит матери: «Ты знаешь, я дома не мог зарезать свинью без стыда. Но немецкие офицеры — монстры, мама! Не люди! Я убил в атаке двоих — и представлен к кресту».

Из-за линии фронта ему отвечают по-немецки: «Лейтенант показал прием рукопашной: как повернуть штык в ране, чтоб врач не сумел ее зашить. Я не забуду его лица в этот миг…»

И мать фламандского почтальона, кряжистая крестьянка, — на подъеме патриотизма. Через деревню все время идут солдаты, всем что-то нужно, она завела мелочную лавку. И все время зовет дочь поднести бегом запас товара, ведь армия ждать не может: «Мари! Мари-и!»

Солдатские песни с двух сторон линии фронта перебивают друг друга. Гремят мятые железные листы, которыми обито подножие крепостной стены, создавая партитуру обстрела и набата. Все жестче цитаты из писем и документов. Все злей и обрывистей голоса. По обе стороны от передовой — солдаты, армии, народы кружат в нерассуждающей смертной хлыстовской пляске. Безумно усталый голос образованной англичанки в сестринском переднике перекрывает топот:

«Позавчера была атака. Вчера атака. И сегодня. Их везут к нам сотнями, кладут на белые крахмальные простыни: госпиталь знает, чего ждать. Через несколько часов они умирают, и мы сдираем простыни в грязи, крови, рвоте. Стелим крахмальные: в миле от нас идет бой».

В канун Второй мировой Европа была разделена, ощетинена штыками, готова к Апокалипсису. Но Первая мировая началась при относительном благоденствии и благодушии. При общей вере в прогресс и близкое европейское братство. При взлете всех патриотизмов, какие были в Европе.

И — с чего она началась? На чем сюжет повернулся безвозвратно? На маргинальном самоощущении Гаврилы Принципа? На отказе Сербии допустить юристов из Вены к расследованию убийства эрцгерцога? (Славный повод для гибели десяти миллионов человек, распада четырех империй и обвальной русской революции!) На том, как давил посол Франции Морис Палеолог на императора Николая, напоминая о долге союзника? (Посол с гордостью опишет эти июльские дни 1914-го в мемуарах — они изданы и у нас.) В какую минуту тронулась вниз лавина? Когда лихорадка войны, ее всенародный психоз, о котором говорит у Ремарка вчерашний школьник, становится общеевропейской пандемией — и косит народы, царства и царей?!

А если еще учитывать, что Первая мировая война — в своем роде пролог ко Второй мировой…

«Фронт» Персеваля задуман в 2013-м — при относительном благоденствии и благодушии мира. Как и все премьеры, серверы семейных фото 1914–1918-го, сборники документов, альбомы, симпозиумы, концертные программы «к столетию», выходящие в Европе летом 2014-го. Никто не знал, какой привкус приобретет юбилей, главный его вопрос: где была тогда точка невозврата?

Но чем это кончилось тогда — Персеваль и театр Thalia напоминают очень четко.

Бравый 1914 год на сцене проходит свой крестный путь к 1918-му. Зверская усталость, полное отчаяние, одно желание — вернуться домой — царят справа и слева от линии коптилок. За два часа физически изменяются актеры Thalia: умученные, захлестанные грязью, все они еле несут себя. По крепостной стене Европы плывут рваные облака — как плывут они над Ипром, Марной, Галицией. Погиб — последним из четырех братьев — фламандский мальчишка-почтальон. Его капитан лично привозит последнее неотправленное письмо парня матери и сестре: «Я хочу выразить вам соболезнование не только от себя — но и от нашего полковника. Ваш мальчик был храбрым солдатом и патриотом». Капитану явно хочется провалиться сквозь землю…

А полусумасшедшая мать солдата в грубом пальто бредет вдоль рампы, зовет испуганным голосом: «Мари! Мари-и!» То ли дочь, последнюю из детей, то ли Матерь Божью. На сцене полная тьма: мир подписан, погасли коптилки линии фронта. Крик «Мари!» — финал «Фронта».

…И мы не будем проводить аналогий всуе. А вернемся в гамбургский театр Thalia.

В ноябре 2013 года Thalia и Персеваль привозили в Москву, на фестиваль «Сезон Станиславского», поразительный спектакль «Там за дверью» — такой же яростно антивоенный, как «Фронт». У Персеваля эта тема вообще сквозная. Началась она, по рассказу режиссера, с детства. С воспоминаний матери, пережившей в пятилетнем возрасте бомбежку Роттердама люфтваффе.

В марте 2014 года спектакль Люка Персеваля «Там за дверью» получил премию «Золотая маска» в номинации «Лучший иностранный спектакль, показанный в России в 2013 году». На московской пресс-конференции Персеваля спросили: «Что вы чувствуете, принимая вот сейчас «Маску»?» Режиссер хмыкнул и сказал: «Мне и дома кое-кто говорил: как ты можешь? Когда они такие… такие… Я отвечал: русские дали мне свою национальную премию за спектакль о муках немецкого солдата в 1946 году! Так может, они все же не такие… такие… как нам тут кажется?»

И пока нормальные люди остаются нормальными людьми, способными судить разумно, есть надежда, что лихорадка войны не выйдет из лабораторий. Пусть там изучают штамм 1914 года.

Тут ведь России и Европе тоже есть, до сих пор есть что рассказать друг другу. После спектакля в Гамбурге я говорила с менеджерами театра Thalia по делу — о гастролях «Фронта» в Москве. Но естественно — и о спектакле, и об этой войне, о ее цене для нас, о безутешной солдатской балладе «Брала русская бригада галицийские поля», о том, что с военнопленными 1914–1918 гг. в России складывались вполне людские отношения, есть много свидетельств… Но больше всего — о том, как долго колебался Николай II в июле 1914 года перед объявлением мобилизации, как слал телеграммы Вильгельму II c предложением «передать вопрос Международному суду в Гааге».

…И милые немецкие театральные дамы 100 лет спустя с изумлением повторяли друг другу:

— Ты слышишь?! Русский царь тоже не хотел этой войны!

Елена Дьякова
Обозреватель

Найден мертвым главред газеты «Хочу в СССР»

Posted: 13 Jul 2014 09:13 AM PDT

Под Днепропетровском найден мертвым главный редактор мариупольской газеты «Хочу в СССР» Сергей Долгов. Об этом сообщил в фейсбуке cопредседатель Народного фронта Новороссии Константин Долгов.

По его словам, 18 июня журналиста похитили и увезли в неизвестном направлении вооружённые люди в гражданской одежде. Долгов предположил, что это могли быть военнослужащие батальона «Днепр-1», который финансируется олигархом Игорем Коломойским.

Глава местного Народного фронта добавил, что проводил допрос Сергея, после которого он умер, некто Алексей Никитин из Красноармейска.

Долгое время предполагалось, что журналиста держат в одном из СИЗО Запорожья. Сергей Долгов начал издавать газеты в Мариуполе начале 1990-х годов, создал газету «Вечерний Мариуполь» и «Хочу в СССР!».

ДНР: в Луганск вошли 70 танков

Posted: 13 Jul 2014 08:52 AM PDT

Ополченцы сообщают, что на подступах к Луганску начались бои с применением танков.

«Многое неясно, но подтверждается, что противник бросил в бой около 70 танков в составе двух компактных бронегрупп. Есть пока неподтвержденные данные о высадке с вертолетов спецназа противника непосредственно в городе», - сообщает в своем фейсбуке глава информационной службы народного ополчения Донбасса Владислав Бриг со ссылкой на министра обороны ДНР Игоря Стрелкова (Гиркина).

По его словам, наступление идет с южного и западного направлений.

Напомним, в ночь на 5 июля украинские силовики освободили Славянск, который с апреля был одним из главных точек вооруженного сопротивления Донецкой народной республики. Сообщалось, что Стрелкову удалось вырваться из оцепления и увести колонну ополченцев через Горловку в Донецк. На следующий день военные освободили Краматорск, Дружковку и Константиновку.

В Челябинской области выпал снег

Posted: 13 Jul 2014 06:13 AM PDT

В городе Златоуст Челябинской области выпал снег. Как передает ИТАР-ТАСС, накануне в городе прошел сильный ливень, который превратился позже в метель.

«Это был даже не снег с дождем, а натуральные белые хлопья снега, как зимой. Он, конечно, достаточно быстро растаял, но зрелище удивительное», - цитирует агентство жителя Златоуста Валерия Семянникова.

Также снег выпал в городе Сатки того же региона.

Местные СМИ сообщали, что в некоторых районах области ненадолго установился снежный покров высотой от 5 до 10 сантиметров, который к настоящему времени растаял.

По сообщению «Первого областного», вчера температура в горнозаводском районе Челябинской области упала до +3 - +5 градусов.

Как ломали Руслана Кутаева. И почему он не сломался

Posted: 13 Jul 2014 04:13 AM PDT

Первый чеченский политзаключенный осужден за преступление, которого не совершал.

Фото: Лариса ИСАЕВА

Все началось с того, что 70-летие сталинской депортации совпало в этом году с церемонией закрытия Олимпийских игр в Сочи. Москва не рекомендовала Кавказу проводить массовые мероприятия, которые подразумевала круглая дата. Кавказ услышал и помянул своих предков тихо.

Скандал случился на пустом месте: по поводу научно-практической конференции, состоявшейся 18 февраля в Центральной библиотеке Грозного. Казалось бы, скромная конференция в библиотечных интерьерах… У соседей было ярче. Молчаливая, но достаточно широкая акция памяти в Дагестане. Уникальный мультимедийный проект «Испытание. 70 лет спустя» (авторы — чеченская правозащитница Таиса Исаева и известный фотограф и журналист Дмитрий Беляков). Презентация торжественно прошла 24 февраля в соседнем с Грозным Магасе — столице Ингушетии под покровительством президента республики Юнус-Бека Евкурова. Правда, были представлены портреты и свидетельства только ингушских стариков, переживших суровый ХХ век. Позже, в разговоре с правозащитницей Светланой Алексеевной Ганнушкиной, Евкуров признает эту свою ошибку. И пообещает новую выставку, где чеченцы и ингуши будут вместе…

…А в Грозном тем временем грянула буря в стакане воды. Причин — две: сложные отношения Рамзана Кадырова с историей своего народа и — факт неповиновения. Конференция, посвященная 70-летию депортации чеченского народа, была фактически подпольной, не согласованной с руководством Чечни, приказавшим вспоминать о жертвах не 23 февраля, а 10 мая (день памяти Ахмат-Хаджи Кадырова).

Сразу после конференции Рамзан Ахматович сказал: «Магомед, позвони им, скажи, чтобы пришли…»

Магомед Даудов, которому поручили, так сказать, обзвонить местную интеллигенцию, — человек, больше которого в Чечне боятся только Рамзана.

…Из тех, кому позвонил Лорд (позывной Даудова, известный всей Чечне), только один посмел не явиться. Президент «Ассамблеи народов Кавказа» Руслан Кутаев. «18 февраля около 22 часов на мой абонентский номер поступил входящий вызов с номера 8-XXX-X88-88-88. <Звонивший> представился Даудовым Магомедом, который предупредил меня о необходимости явки к главе Чеченской Республики… Он требовал приехать.»..

Кутаев сказал Лорду: «Ты мне не командир, чтобы я твои приказы выполнял…»

Близкие друзья Руслана все как один признают: язык Руслана — его враг. Слишком быстрый, слишком острый. Но мне кажется, что дело не только в этом.

Когда убили Анну Политковскую, из всех чеченцев только один посмел приехать в Москву и выступить на митинге памяти.

Это был Руслан Кутаев.

Месть

«19 февраля, около 10 часов <утра> …, с абонентского номера 8-XXX-X88-88-88 на другой мой номер вновь позвонил Даудов, которого интересовало, почему я не явился. В свою очередь я пояснил, что приеду 21 или 22 февраля… Он прервал наш разговор высказыванием «хорошо тогда». С учетом каким тоном было сказано, я расценил это как угрозу и понял, что он будет меня искать… <Вскоре> после этого… мне стало известно, что к месту моего жительства приезжали сотрудники Ачхой-Мартановского РОВД, которые искали меня и намеривались всех <моих> братьев доставить в Ачхой-Мартановский РОВД.»..

20 февраля в селе Гехи во дворе дома своего родственника Руслан Кутаев был задержан кадыровцами (сотрудниками ППСП им. А. Кадырова) и увезен в Грозный.

«Ехали на протяжении 25 минут на большой скорости. По прибытию они по рации связывались и говорили, чтобы поднимали шлагбаумы… Я предположил, что прибыли на территорию какого-то правительственного <комплекса>… После снятия с головы куртки, заметил, что мы находимся между двумя двухэтажными зданиями из красного кирпича, если мне покажут эти здания, я смогу узнать место…

…Даудов Магомед и заместитель министра внутренних дел Чеченской Республики Алаудинов Апти… начали наносить по всему телу и голове удары ногами и руками. В результате чего я потерял сознание, но, придя в сознание, услышал, как Даудов Магомед приказал закинуть меня в подвальное помещение… Около 22 часов туда зашел парень… Был он ростом 180 см, возраст 30—35 лет, плотного телосложения, лицо округлой формы с рыжей бородой… На мизинце правой руки имелась у него печатка из белого металла с узором в виде «Короны». Этот парень достал из портфеля черного цвета наручники, складной нож с лезвием около 40 см с черной пластмассовой рукояткой, а также предмет в виде пульта от телевизора, с использованием которого <приставляя нож к шее> он пропускал по моему телу электрические заряды… От него поступали угрозы, <что> отрежет мне голову. Далее он потребовал, чтобы я расписался во всех необходимых документах.»..

…Уголовное дело по обвинению Кутаева в хранении наркотического вещества в крупном размере было возбуждено 20 февраля. И начинается оно как раз с «необходимых документов», которые Руслан вынужден был подписать. Какова альтернатива — объяснили в ОРЧ МВД по ЧР, куда Кутаева доставили после пыток в подвале «правительственного здания»: «Со мной общались 3 человека в гражданской одежде, которые представились сотрудниками ОРЧ МВД по ЧР… Судя по всему, на них тоже оказывалось давление, поскольку доставившие меня лица находились в соседнем помещении… Эти сотрудники посоветовали мне дать признательные показания, так как меня в любой момент могли увезти обратно в подвал и после этого я бы просто исчез. «Ты должен официально появиться где-то». Так они сказали. Я правозащитник и прекрасно знаю: в Чечне, если человек после задержания не объявляется официально в каком-нибудь отделе полиции, его следы исчезают бесследно.»..

(Из объяснений Руслана Кутаева следователю по особо важным делам следственного управления следственного комитета Чечни.)

…Впервые на моей памяти чеченский СК отреагировал на публикацию в «Новой газете» и по собственной инициативе санкционировал проверку.

Около Руслана Кутаева его брат Гибарто (слева) и Игорь Каляпин. Фото: Лариса ИСАЕВА

— Девятов зажигает! — помню, подумала тогда о новом начальнике СУСКа. Впрочем, следователь провел проверку так. Он взял подробнейшие объяснения у Кутаева (три страницы мелким шрифтом), в которых Руслан не только сообщает все детали, но и подтверждает возможность опознания тех, кто его бил. Также следователь взял объяснения у Апти Алаудинова и Магомеда Даудова, что само по себе — беспрецедентное достижение: обычно высокопоставленные чеченские чиновники посылают чеченских следователей на три русские буквы…

Даудов: «…О задержании Кутаева Р.М. мне стало известно в сети «Интернет» из публикаций различных правозащитников о незаконности его задержания. Я никогда не видел Кутаева Р.М. и физическое насилие в отношении него никогда не применял…»

Алаудинов: «…О задержании Кутаева Р.М. мне стало известно 21.02.2014, после появления в сети «Интернет» публикаций различных правозащитников о незаконности его задержания… Считаю необходимым отметить, что с указанным гражданином я ранее лично знаком не был. При его задержании, доставлении, а также производстве с ним следственных действий с его участием в ОМВД России по Урус-Мартановскому району я не присутствовал».

Объяснения Даудова — три абзаца, Алаудинова — полстранички. Никаких позывов не возникает у следователя задать хотя бы очевидные вопросы: а звонил ли Кутаеву Даудов? А сколько раз? А с какой целью?

Или.

Алаудинов утверждает, что «о задержании Кутаева узнал только 21 февраля». Но 20 февраля он лично подписывает «служебное задание на исследование порошкообразного вещества, изъятого у задержанного Кутаева». Это как?

Увы, следователь не любопытен: «Из объяснений первого заместителя министра внутренних дел Чеченской Республики Алаудинова и руководителя администрации Главы и Правительства ЧР Даудова следует, что с Кутаевым они не знакомы и в отношении последнего физическое насилие не применялось… В связи с чем… принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела <по пыткам> за отсутствием события преступления…»

Такой исход проверки вполне предсказуем: все-таки в истории с преследованием Руслана Кутаева фигурируют сразу два главных лица республики. Даже не у чеченца дрогнули бы колени. Вон Следственный комитет России, как, впрочем, и МВД РФ, давно уже не поднимаются в Чечне с колен. А для местных вилка совсем уж очевидная: или сломайся, бойся, молчи — или «исчезни бесследно».

Общество российско-чеченской дружбы

Член Совета по правам человека при президенте России Игорь Каляпин прилетел в Чечню 23 февраля. Не один. Каляпин позвал с собой нижегородского адвоката Петра Заикина, прекрасно понимая, что на местных адвокатов в данном деле рассчитывать не приходится. Двое летели в Чечню, которую знали с противоположных сторон войны. Но летели с одной целью: защитить чеченца.

…Игорь Каляпин попал в Чечню еще в первую военную кампанию. Подтолкнули рассказы друзей из нижегородского ОМОНа, вернувшихся после первых месяцев войны. Хотя никакого отношения к ОМОНу и вообще к силовым структурам Каляпин — бизнесмен, демократ, идеалист, общественник, выросший со временем в одного из самых известных российских правозащитников, — не имел. И в Грозном его поразили в первую очередь хрущевки: «как микрорайон в Нижнем, в котором я вырос». Вот только чеченские хрущевки были покоцаны снарядами и бомбами. А в подвалах — русские старики, которых подкармливали боевики, раскидывая лаваши по подвалам.

Вторая кампания в Чечне. Страх и ненависть к чеченцам после взрывов домов. «Мочить в сортире» — главный лозунг. А в Нижнем Новгороде — Общество российско-чеченской дружбы. На первых порах Каляпин финансирует дружбу из собственного кармана. В 2006 году, после публикации заявления Масхадова и Закаева с требованием политического разрешения военного конфликта в Чечне, ОРЧД станет первой общественной организацией в России, которую ликвидируют за экстремизм.

К тому времени Игорь Александрович — председатель созданного им же «Комитета против пыток». Юристы, работающие в КПП, по заявлению граждан, пострадавших от рук сотрудников правоохранительных органов, проводят общественное расследование, очень схожее по методам с официальным следствием. Но гораздо эффективней по результатам. На счету у КПП — 111 осужденных за пытки садистов из МВД и ФСИН. Десятки миллионов компенсаций для жертв пыток.

…«Третья чеченская» Игоря Каляпина началась после убийства чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой. Он создает Сводную мобильную группу (СМГ) для расследования фактов пыток и похищений в Чечне. Сменяя друг друга, в режиме нон-стоп командировки, вот уже пять лет в республике работают сотрудники всех региональных филиалов КПП. Только они и могут еще работать, потому что — приезжие. Потому что Наташу Эстемирову — убили пулей, а местное правозащитное сообщество — страхом.

…25 февраля Рамзан Кадыров выступил по местному телевидению с раздраженно-обличительной речью: «…Кутаева Руслана посадили. Он провел конференцию, приуроченную к 23 февраля, поэтому его задержали. Об этом на всей территории <России> заговорили… Якобы в отношении Кутаева применялись пытки… Этот Каляпин, он принципиально преследует полицейских. А кого он защищает? Защищает бандитов и наркоманов…»

В 2000 году нижегородские правозащитники Каляпин и Шимоволос вместе с чеченкой-проводницей пробирались в обход российских блокпостов из Чечни в Ингушетию. В рюкзаке лежали несколько VHS, на них были записаны последствия бомбардировки чеченского села Катыр-Юрт. Село, в котором на тот момент проживали 25 тысяч человек (среди них — 16 тысяч перемещенных лиц), находилось под контролем чеченских боевиков. Российская авиация бомбила Катыр-Юрт с 4 по 7 февраля. В результате погибло около 200 человек. Правозащитников остановили ингушские менты. Хотели расстрелять грабежа ради. Спасла проводница, сказала, что у ребят остались деньги в лагере для беженцев в Ингушетии. По дороге в лагерь попалась навстречу толпа беженок во главе с одетым в щеголеватую кожаную куртку бравым чеченцем… Ингушские менты быстро сдались на милость чеченских женщин. Так Руслан Кутаев спас жизнь и познакомился с Игорем Каляпиным. Чтобы через 14 лет Игорь Каляпин пришел на помощь Руслану Кутаеву.

Ради друга Каляпин, по-моему, первый раз пошел против своих принципов. Эвакуировав семью Кутаева из Чечни, проведя в рекордные сроки общественное расследование, он непублично пытался убедить местную и федеральную власть остановить маховик, запущенный по пустяковому на самом деле поводу. Но Даудов и Алаудинов не вняли, не поняли, не просчитали последствий. Более того, вовлекли в игру первое лицо Чечни. После выступления Кадырова стало понятно, что Руслана Кутаева ждет суд и жестокий обвинительный приговор. Переговоры кончились.

— Это война. Без всяких аллегорий, — сказал Каляпин.

Здесь вопросы задает адвокат Заикин

Процесс шел уже третий месяц. Самый долгий процесс по 228-й статье (наркота) в истории Урус-Мартановского городского суда. Обычно такие дела рассматриваются максимум за неделю. К тому времени дело Кутаева стало уже достоянием мировой общественности. Знакомый следователь чеченского СУСКа пожаловался мне, что им каждый день из администрации главы Чечни, из штаб-квартиры Следственного комитета РФ и еще бог знает откуда (видимо, все-таки из администрации президента России) передают десятки писем. Для приобщения к делу Руслана Кутаева. Из всех стран на всех возможных языках люди требуют освободить первого политического заключенного Чечни Руслана Кутаева. Это — гениальные акции срочной помощи Amnesty International, которые я про себя называю «полковнику все пишут». Адресатов акций по Кутаеву — три: полковник Путин и генералы Бастрыкин с Кадыровым.

…Петр Заикин допрашивал свидетеля Магомеда Даудова. От одного вида того свидетеля все присутствующие в зале суда замерли, словно перед удавом. Все, кроме адвоката Заикина. И люди это бесстрашие отметили. И оценили.

Публика прониклась уважением к защитнику Заикину уже после первых допросов охамевших чеченских оперов. Он здорово сбивал с них спесь, и к концу многочасового марафона вопросов-ответов они сдувались, как воздушные шарики.

— Я сам — опер с 15-летним стажем! — подмигнул Заикин особо дерзкому сотруднику УУР МВД по ЧР. — У меня на счету, между прочим, несколько посаженных полковников и один генерал! Ну так показания давать будем, гражданин Хагаев?

В 2000-м Петр Заикин добровольцем вызвался в охрану генерала Александра Беспалова, за головой которого в Чечне шла настоящая охота. 9 января 2000-го боевики попытались штурмом взять военные объекты в Шали. Военный комендант Беспалов, понимая, что боевики в несколько раз превосходят численностью, дал координаты для ракетного удара. По сути, вызвал огонь на себя. Боевики отступили. Жертвы среди мирного населения никто не считал. Петр допускает, что, возможно, их было не меньше, чем в том же Катыр-Юрте, из которого практически в то же самое время выбирались нижегородские правозащитники Каляпин и Шимоволос. С риском для жизни они тащили видеокассеты — доказательство военных преступлений федералов. А Петр Заикин был тогда тем самым «федералом». И к чеченцам относился соответственно.

…И вот же! Когда свидетель Даудов покинул зал суда, а судья Дубков стал отказывать защите раз за разом во всех ходатайствах, бывший опер и федерал Петр Заикин произнес: «Ваше поведение, ваша честь, — это плевок даже не в правосудие. Это плевок в сторону чеченского народа!»

Кто пустил в путь пакетик с героином

На расшифровку двадцати часов аудиозаписей судебного процесса (показаний свидетелей обвинения) у нас было два дня и три ночи. Расшифровывали все: СМГ в полном составе, иностранные правозащитники, заезжие журналисты.

— Я хочу увидеть на бумаге каждую паузу, каждое эканье этих <далее непечатно>! — командовал защитник Заикин, сжимая кулаки.

Любому, кто прочитает тезисы выступления в прениях адвоката Заикина (хотя это целых 23 листа), станет понятно: от обвинения Петр Иванович не оставил камня на камне. Невиновность Руслана Кутаева полностью доказана, хотя на приговор это не повлияло. Так бывает. Особенно когда дело — политическое…

— А вы понимаете, кому на самом деле надо предъявлять обвинение в незаконном обороте наркотиков? — расхохотался Игорь Каляпин. — Свидетели обвинения — шесть сотрудников полиции и два понятых — показали в суде, что НЕ видели содержимого пакетика. Да и не могли они его видеть. Во-первых, никого их них 20 февраля в селе Гехи не было. Во-вторых, никакого личного досмотра, в ходе которого у Кутаева якобы обнаружили героин, они не проводили. Но тогда откуда взялся героин?

…Судя по материалам уголовного дела, героин материализовался в тот момент, когда был направлен на исследование. Задание на проведение исследования подписал 20 февраля 2014 года лично первый заместитель министра МВД по ЧР Апти Алаудинов. Он на это права не имел. Должность заместителя министра внутренних дел Чеченской Республики сама по себе не дает процессуальных полномочий на участие в доследственной проверке, так как Алаудинов этот материал к производству не принимал и проверку не осуществлял. Так откуда у генерала полиции появился наркотик, который НЕ НАХОДИЛИ у Кутаева, но который, согласно служебному заданию, был передан на исследование?

Возможно, кое-что прояснит цитата из выступления по чеченскому телевидению лица, очень похожего на генерала Алаудинова.

«…Клянусь ниспосланным Кораном, если есть хоть малейшее сходство с ваххабитами, я лично… сказал косить. Кого нужно посадить — сажай. Если есть возможность что-то подбросить в карман — подбрасывай. Делай что хочешь и убивай кого хочешь!.. Тот, кто хоть вякнет против власти, клянусь Аллахом и Кораном… лично я постараюсь по мере возможностей сделать проблему этому человеку…»

— Ваша честь! — закончил свое выступление в прениях адвокат Заикин. —Лично у меня вопросов больше нет. Я считаю, что Кутаева необходимо признать невиновным и оправдать. У нас отсутствует не только событие преступления, но и формальные обстоятельства наличия в действиях Кутаева состава преступления. Однако никто не должен уйти от закона. Я считаю, что необходимо выяснить, откуда все-таки взялся наркотик. Я считаю, что необходимо выяснить, кто подтолкнул сотрудников полиции к совершению уголовного преступления. Мы должны не только оправдать Кутаева, но и добиться наказания для настоящих преступников — тех, кто пустил в путь этот пакетик с героином…

…Сильно впечатленный выступлением адвоката Заикина судья Дубков встал и уже сделал шаг, на ходу объявляя о перерыве в процессе в связи с уходом в совещательную комнату для вынесения приговора.

— А как же последнее слово подсудимого? — удивленно напомнил ему второй защитник Ильяс Темишев.

— А! — Судья Дубков тяжело опустился в кресло и вытер пот со лба. — Я… вспомнил, что мне надо срочно вынести постановление по другому делу… Извиняюсь, мы не спросили подсудимого…

— Спасибо, ваша честь, что вы все-таки не забыли, что я здесь сижу, — улыбнулся Руслан Кутаев.

Елена Милашина
Редактор отдела спецрепортажей

P.S. Накануне своей явки в суд руководитель администрации главы Чеченской Республики Магомед Даудов приехал в Урус-Мартановский отдел полиции. Поздно ночью в камеру к Руслану Кутаеву пришли хорошо знакомые люди — охрана Лорда — и куда-то потащили. Руслан подумал, естественно, убивать. Прочитал последнюю молитву и бросился на того, кто пытал его в подвале «правительственного здания». Прежде чем повалили на пол, успел поставить палачу фингал. Только когда отчаянно сопротивляющегося Кутаева втащили в кабинет начальника урус-мартановской полиции, понял, что привели не на казнь, а на переговоры. Лорд предложил: Руслан признает себя виновным и просит милости Рамзана Кадырова.

А на суде Магомед Хожахмедович послал чеченскому правосудию совершенно отчетливый сигнал: «Каждый человек может ошибаться... Руслан Кутаев мне не враг…»

…Судья Дубков назначил Руслану Кутаеву наказание в виде четырех лет лишения свободы в колонии общего режима. Четыре года за преступление, которого не было. Для ранее не судимого 57-летнего отца пятерых детей, четверо из которых — несовершеннолетние, а двое — инвалиды по зрению. Притом что даже для чеченских судов условные сроки по 228-й статье стали обычной практикой.

Однако судья Дубков не ограничился реальным тюремным сроком и читал скороговоркой дальше: «…По отбытии срока Кутаев подлежит году ограничения свободы с запретом на участие в массовых мероприятиях…» То есть политику и общественному деятелю Руслану Кутаеву в судебном порядке запретили участвовать в политической и публичной общественной деятельности. Запрет на политику и есть доказательство того, что процесс по делу Кутаева — политический, и никак иначе.

Этот приговор настолько идет вразрез с сигналами Лорда, что невольно наводит на мысль: возможно, кто-то из окружения Кадырова понял выгоду от первого политического заключенного Чечни. Ведь всегда можно напомнить Кадырову, кому именно он обязан этим сомнительным удовольствием…

Если это так, то в политику играют все кто угодно. Но не те, кого в этом обвиняют.

— У Руслана все было бы в порядке, если бы вы ему не мешали, — сказал мне Даудов.

— У вас есть друзья? — спросила я Магомеда Хожахме­довича.

От такого вопроса он даже отступил от меня на шаг.

Друзья сделали все, чтобы спасти Руслана Кутаева. Его жизнь, его семью, его репутацию. Не оставили одного в ситуации, когда даже близкий родственник отказался от родства на суде.

Пока Руслан Кутаев не свободен, его друзья будут делать то, что могут.

Власти Украины отрицают стрельбу военных по территории России

Posted: 13 Jul 2014 03:35 AM PDT

Представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко заявил, что войска, задействованные в проведении антитеррористической операции на востоке страны, не обстреливали территорию России.

«Однозначно, украинские войска стрельбу по территории Российской Федерации не ведут. Мы не стреляли», - цитирует РИА Новости представителя информационного центра СНБО.

Ранее в СМИ появились сообщения о попадании снаряда с территории Украины на двор жилого дома в Ростовской области.

Следственный комитет России открыл уголовное дело по факту случившегося. По информации ведомства от разрыва снаряда погиб мужчина и пострадала женщина.

СК открыл дело по факту гибели мужчины в Ростовской области от разрыва снаряда

Posted: 13 Jul 2014 03:20 AM PDT

Следственное управление СК РФ по Южному федеральному округу возбудило уголовное дело по факту гибели мужчины в Ростовской области после разрыва снаряда, попавшего с территории Украины.

Как сообщается на сайте ведомства, дело возбуждено по пунктам «а», «е», «ж» части 2 статьи 105 УК РФ – убийство, совершенное общеопасным способом, группой лиц.

Следствие считает, что 13 июля 2014 года с территории Украины во двор частного дома, расположенного на улице Балтийской, 47 в городе Донецке Ростовской области, попал снаряд. Жертвой инцидента стал мужчина 1968 года рождения, также от взрывной волны пострадала женщина – она получила перелом шейки бедра.

Сейчас следователи занимаются выяснением обстоятельств произошедшего.

Ранее в СМИ появилась информация со ссылкой на источники в правоохранительных органах региона о гибели мужчины и ранении еще двух людей после разрыва снаряда из Украины в Ростовской области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий