суббота, 18 июля 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Теория о поколениях России: от «фронтовиков» — к «поколению без будущего» и дальше

Posted: 18 Jul 2015 11:01 PM PDT


Слет бывших артековцев в Крыму, 2015 год. Фото: РИА Новости

О чрезмерной зависимости русской истории от поколенческого шага первым написал, насколько я представляю, Теодор Шанин, который достаточно подробно исследовал этот феномен, сформулировав некоторые базовые идеи. Трудно кого-то удивить мыслью о том, что смена поколений играет в истории значительную роль. Проблема, однако, в том, что в России, более чем где бы то ни было, крутые перемены происходили на поколенческом разломе.

Естественно, что поколение — явление социальное, а не биологическое: люди рождаются непрерывно, хоть и неравномерно, и при рождении никто ни к какому поколению не принадлежит. Поколения появляются позже под влиянием исторических обстоятельств, которые «сбивают» совершенно вроде бы разных людей, имевших счастье или несчастье родиться приблизительно в одно (в историческом масштабе) время, в поколения. Конечно, огромную роль играют сходные исторические условия, существующие на протяжении более или менее длительного времени. Но главная роль принадлежит некоторому выдающемуся историческому событию, которое окрашивает собой эпоху и мистическим образом превращает статистическую выборку в поколение.

Поэтому в реальной жизни в поколение объединяются вовсе не по дате рождения, а по времени, когда происходит наиболее активная социализация, то есть в возрасте от пятнадцати до тридцати лет. Поколение — это те, кто вступал в самостоятельную жизнь при сходных условиях и пережил совместно уникальный социальный опыт. При этом разные поколения неравноценны по своему вкладу в исторический процесс. Есть конструктивные поколения, формирующие цивилизацию. Есть деструктивные поколения, которые ее разрушают.

По мнению Теодора Шанина, поколенческий шаг составляет около пятнадцати лет. Конечно, это условность, и никакой мистической отсечки, нарезающей каждые полтора десятка лет по новому поколению, не существует. Но как ориентир для исследования истории советской и постсоветской культур эта гипотеза неплохо работает.

1910–1925: Фронтовики



Поколение, родившееся «до и после революции», скосила война. Война, собственно, и создала из этих людей поколение. Их мировоззрение определили Большой террор и Великая Победа.


Победа превратила поколение фронтовиков во второе издание декабристов. Офицеры и солдаты, вернувшиеся с фронта, перенесшие все тяготы ратного труда, и главное, одолевшие невиданного до тех пор врага, преисполнились достоинства, которое было несовместимо с Большим террором, чей маховик стал раскручиваться повторно после Победы как ни в чем не бывало. Можно сказать, что фронтовики создали «советскую цивилизацию», поставив весной и холодным летом 1953 года точку в развертывании все пожирающей русской революции. Арест Берии, отказ от массового террора и развенчание культа личности были, выражаясь современным политическим языком, настоящей революцией достоинства. Фронтовики выпестовали оттепель, ее принес не Хрущев, она зарождалась в окопах Сталинграда и на подступах к Берлину. Оттепель — это завещание фронтовиков следующим поколениям.

1925–1940: Шестидесятники



Шестидесятники — первые и потому самые «аутентичные» наследники большевиков, «рафаэлиты» оттепели. Оттепель стала главным событием всей их жизни, предопределив судьбу многих.


Они успели по касательной прочувствовать огненное дыхание Большого террора (если не прямо, то через родителей), но их собственное вхождение в большую жизнь проходило во времена, которые Ахматова называла вегетарианскими. Сочетание гордости и стыда за отцов, шок от открывшейся правды жизни и при этом достаточно щадящий общественный режим, допускавший некоторое проявление свободы, сделали из шестидесятников поколение романтиков и мечтателей, поверивших в то, что в России все может быть иначе. Эта вера выстрелила через поколение, отчасти воплотившись в идеалах перестройки.

Сами шестидесятники не смогли воплотить свои идеалы в жизнь и остались в исторической памяти поколением, пропевшим гимн свободе и вслед за этим сошедшим со сцены.

1940–1955: Семидесятники

Семидесятники — это поколение застоя. Главным событием жизни этого первого послевоенного поколения стала брежневская реакция. Это поколение, которому пережившие войну фронтовики и их подруги постарались создать максимально комфортные по тем временам условия жизни. Большой террор был для них легендой, толком они его не помнили. Войну, впрочем, тоже. Отрочество прошло при относительной свободе, осознать значения которой в силу своего малолетства они не успели. А вот активный период жизни начался одновременно с политическим переворотом, устроенным советскими ортодоксами.

Это было поколение, на мировоззрении которого сказалась больше не столько сама Пражская весна, сколько ее подавление советскими танками. Оно учло урок и выбрало путь прагматизма и конформизма, предпочитая бороться за совершенствования личного и семейного быта, а не за совершенствование общественного строя. Семидесятые годы стали временем расцвета советского мещанства, что в целом подтверждало мировой тренд по созданию глобального потребительского общества. Семидесятники превратились в массе своей в безыдейный псевдокоммунистический консьюмеристский планктон.

В их жизни все должно было быть красиво, и особенно быт. Но тут была одна загвоздка — по части быта Запад одерживал над СССР одну историческую победу за другой. И стратегический паритет установить никак не удавалось: то в прорыв уходили стиральные машины и холодильники, то телевизоры с видеомагнитофонами. Завозившиеся в страну самыми замысловатыми путями каталоги Otto и журналы Burda пользовались гораздо большей популярностью, чем продукция самиздата.

Холодная война была еще в самом разгаре, а прагматичная обывательская масса давно уже признала в ней свое поражение.



СССР боялся ядерных боеголовок и крылатых ракет, а капитулировал перед ширпотребом. В конце концов, парадоксальным образом это самое исторически бесполезное советское поколение выносило в своей утробе перестройку как ответную реакцию на потребительский дефолт советской экономики.


Движение алчных потребителей, присвоившее себе романтические идеалы шестидесятников, но на самом деле просто стремившееся к жизни по западным стандартам, стало главной движущей силой перестройки. Это предопределило ее противоречивый, половинчатый характер — для основной массы «революционеров» из всех видов провозглашенных свобод наиважнейшей оказалась свобода импорта.


Московская семья за столом, 1989 год. Фото: РИА Новости

1955–1970: Поколение перестройки

Из какого бы социального сора ни возникла перестройка, она стала величайшей революцией, перевернувшей жизнь страны. Судьба следующего поколения была уже целиком и полностью предопределена ею. Предполагалось, что это поколение должно было вдохновиться романтическими внешними идеалами шестидесятников, выкрасивших перестройку в цвета свободы. Но оно (и это логично, по-своему) вдохновилось ее внутренней меркантильной сущностью. Это поколение выросло в гнилостной атмосфере разлагающейся советской империи. В жизнь оно вошло непуганым, потому что империя была слишком слабой, чтобы пугать и давить по-настоящему. Когда настала пора испугаться, как раз и случилась перестройка.



Свободу это поколение ценило только на словах, потому что досталась она ему без борьбы, как манна небесная. Люди не привыкли ценить то, что получают даром. Зато распад СССР остался для большинства плохо заживающей раной.


Поэтому перестройка в их глазах так навсегда и осталась праздником со слезами на глазах, вызывающим не столько восторг, сколько недоумение.

Вторых шестидесятников из внуков оттепели не вышло, на место идеалистического романтизма пришел унылый практицизм. Это во многом обусловило деструктивный характер перестройки и всех последующих событий.

1970–1985: Разочарованное поколение

На смену поколению перестройки пришло поколение отвязных циников. Если задуматься, то никакое другое поколение в атмосфере «лихих 90-х» сформироваться не могло. Это было первое уже совершенно безыдейное, но еще советское по сути поколение. Оно социализировалось в атмосфере бандитского беспредела и всепоглощающего стяжательства. Оно еще помнило о советских жизненных стандартах и видело, как на глазах буквально из ничего вырастают гигантские пузыри немыслимых состояний. Главным событием их жизни была приватизация. Вместо возмущения им завладела зависть — они были у источника, но не смогли напиться, так как были слишком молоды. Главной целью их жизни стало наверстать упущенное. Их не интересовали средства, их интересовала сумма.



Они ментально созрели для нынешней России раньше, чем история явила на свет нынешнего президента. Они стали его главной социальной опорой, из них он набрал свое новое посткоммунистическое дворянство.


Он дал им все, они обеспечивали пятнадцать лет стабильность его режима. Единственное, чего они не учли, что им на смену придут те, кто будет еще циничнее.

1985–2000: Потерянное поколение

На первое по-настоящему постсоветское поколение неоправданно возлагались большие надежды, как на поколение «свободы». Считалось и отчасти продолжает считаться, что поколение, не отравленное советскими парами, станет строителем новой России. Все, мечтающие о какой-то другой России, заигрывают сегодня с этим поколением, полагая, что это и есть та самая революционная или контрреволюционная молодежь, которая должна определить будущее страны. Между тем молодая была не молода.

В жизнь вступает безвременно состарившееся поколение, у которого нет даже своего собственного будущего. Это поколение мегапотребителей, первым впечатлением жизни которых был ранний Путин. Оно смутно помнит беспредел 90-х, а СССР ему кажется вообще доброй старой сказкой. Авторитаризм, особенно в формате «суверенной демократии», является для него привычной и естественной средой обитания.



Девиз этого поколения — урви от жизни все. Это убежденные консьюмеристы. Главным событием их жизни стал нефтяной бум, обеспечивший этому поколению небывалый и ничем не оправданный уровень жизни. Они инфантильны и агрессивны.


Их амбиции сопоставимы только с их аппетитом. Из всех видов свобод наиважнейшей для себя они считают свободу потребления. Это поколение лишних людей, которому кажется, что оно востребовано. Оно является социальной базой всех провластных радикальных движений, но не потому, что любит власть, а потому, что любит красивую и комфортную жизнь. Оно не только поддерживает перерождение авторитаризма в неототалитаризм, но и всячески провоцирует его. Поколение надежды оказалось поколением исторического тупика. Удел лучших его представителей — эмиграция, либо внешняя, либо внутренняя.

2000–2015: Поколение без будущего

Люди, родившиеся в России на восходе XXI века, могут оказаться поколением будущего не только по той естественной причине, что им еще только предстоит влиться в общественную жизнь, но и потому, что, возможно, именно этому поколению предстоит предопределить в долгосрочной перспективе судьбу русского народа. Здесь я должен сослаться на Дмитрия Быкова. Отвечая на вопросы из зала, он упомянул свой личный преподавательский опыт и отметил, что, по его мнению, те, кому сейчас от пятнадцати до двадцати лет, очень существенно отличаются от старшего поколения, причем в положительную сторону.

Для меня, практически лишенного возможности общаться со студентами в России последние семь лет и поэтому довольствующегося теоретическими выкладками, это очень существенное наблюдение. Оно в некоторой степени совпадает с моими ожиданиями. Быков же высказал и весьма глубокую догадку о том, почему в условиях более жесткой диктатуры вырастают более цельные, более дееспособные поколения. Он заметил, что воспитывает не вектор, а величина. Поэтому в тяжкие, но эпические времена вырастают гиганты, а в хлебные и вялые — пигмеи.

Времена становятся все более эпические. Не исключено, что главным событием в жизни нового поколения будет новая война, и дай бог, чтобы местная, а не мировая. Расти им придется в удушающей атмосфере нарастающего мракобесия, которое все меньше будет похоже на вегетарианскую диктатуру нулевых. Будет где разгуляться сильному характеру. Похоже, Россия снова учится закалять сталь.

Этому поколению каждый день придется делать серьезный нравственный выбор. Многие сделают его не в пользу добра, но те, кто отвергнет зло, будет стоять на своем твердо. Они будут воспитаны на неоимперских идеалах в осознании не слабости, а силы. Тем жестче будет столкновение с реальностью, когда выяснится, что посткоммунистическая империя была блефом и выдумкой. Слабый характер при столкновении с реальностью подстраивается под реальность, сильный — реальность меняет.



Растет поколение, способное менять реальность на ту, которая его больше устраивает.


Они войдут в политическую жизнь между 2020 и 2025 годами, как раз тогда, когда режим перевалит через свой «апофегей» (спасибо Юрию Полякову за метафору) и начнет покрываться плесенью. Им, по всей видимости, придется серьезно размежеваться в вопросе о выборе путей развития страны. Поэтому вариант перерастания империалистической войны в гражданскую снова не исключается. Чисто теоретически действительно есть основания полагать, что поколение «2017+» окажется более ярко окрашенным, чем три предыдущих, и поэтому я склонен верить предчувствиям Дмитрия Быкова.

Поколенческий сдвиг



Из всего вышесказанного вытекает один весьма унылый вывод: серьезного сдвига в общественной жизни России следует ожидать скорее после 2020–2025 годов. До этого времени не сформируется субъект социального действия, способный продавить какие-либо перемены.


Поколения 1955–1970 и 1970–1985 годов сами являются демиургами существующего статус-кво, а поколение 1985–2000 годов не оправдало возлагавшихся на него надежд, отравившись испарениями «совка». Поэтому так велико значение поколения 2000–2015, за которое, по моим представлениям, сейчас должна начаться самая серьезная борьба. Конечно, все может случиться и ранее, если мировой кризис все-таки перейдет из вялотекущей формы в активную или если правящий режим допустит серьезную ошибку, спровоцировав революцию. Но это вряд ли пойдет России на пользу, потому что революция в стране, где нет силы, способной ее подхватить и возглавить, придав ей четкий вектор, протекает особенно болезненно.

Владимир Пастухов

доктор политических наук

«Хотим знать, кто нажал на кнопку и отдал приказ»

Posted: 18 Jul 2015 10:04 PM PDT

О чем думают и что говорят голландцы, собравшиеся на траурную церемонию в годовщину гибели рейса МН17.


Конгресс-центр голландского города Ньювегейн. Небольшими группками люди проходят через полицейский кордон внутрь. Нет рассыпанных цветов, плакатов, только приспущенные флаги и подсолнухи в длинных вазах. В холле — кофейные автоматы и холодильники с газировкой, конфеты и печенье. Люди начинают собираться в холле за час до назначенного. Улыбаются, машут руками, когда видят в дверях только что пришедших. Говорят на голландском, английском, малайском. На день памяти приехали около 1500 человек. Родственники погибших из Нидерландов, Австралии, Малайзии, Великобритании, США. На автобусах, на такси, на машинах. Кто-то на велосипеде. Приехал без охраны голландский премьер Марк Рютте. Еще — делегации из Украины, Германии, Бельгии, послы из других стран. Несколько десятков телекомпаний со всей Европы, из Америки. Как объяснили мне в фонде МН17 (эта организация координирует гуманитарные акции в поддержку родственников погибших), утвержденного списка участников и делегаций не было. Приехали все те, кто посчитал нужным.



Никто не приехал из России. Не было официальных лиц, не было медиа. Коллега из немецкой телекомпании RTL хлопает меня по плечу: «Все понимаем, старик».


Люди приезжали семьями. С маленьким детьми и стариками на колясках. Приезжали соседи, коллеги, одноклассники. Это была закрытая встреча, куда пустили лишь пишущих репортеров, заранее попросив их не снимать на телефон и не писать в соцсети до окончания церемонии. Премьер-министр Марк Рютте вышел к микрофону с трехминутной речью. «Сегодня тяжелый день, день, когда мы переживаем заново случившееся. Переживаем то, как нас застала та новость. Переживаем тот момент, когда для нас остановилось время. Мучительное осознание того, что смерть пришла откуда-то издалека, с неведомой земли в тысячах километрах от нас… Это день, когда самое время вспомнить то замечательное, что оставили после себя ваши родные, близкие… Сложные длительные последствия и процедуры — наверное, самое тяжелое испытание, которое наступает с утратой. Поиск останков, расследование причин, что же в действительности произошло, все те вещи, которые необходимо сделать для справедливости в отношении ваших любимых. Это то, чего хотим мы все. Десятки и сотни человек работают, чтобы достичь этой справедливости. И продолжат дальше».

— Вообще, удивительно, что никакого негатива в адрес России. Вообще, удивительно просто! — говорила мне потом корреспондентка украинского «1+1». — Вы вот сами, общаясь с родственниками, наверное, почувствовали что-то? Винят люди вас?

— Не винят. Наоборот, даже сочувствуют.

— Интересно, — задумалась корреспондентка. — Вот мы, например, чувствуем какую-то свою вину. А вы тем более должны. Кстати, я думала, никто вообще не приедет из России, уже передала в эфир информацию.

— Так передайте теперь, что приехали.

— Удивительно, конечно, — все повторяла девушка.

К микрофону в черных фраках выходят два парня лет по 20 — Вим ван дер Граф (у него погиб брат) и Риг ден Хартог (в «Боинге» летели его сводные брат с сестрой). Совсем короткая речь. «Мы будем помнить, гордиться и любить. Это непросто. Но верьте, вы остаетесь с нами. Мы будем вместе».

Сорокапятилетний Роберт Улерс — участник голландского шоу «Голос» и бывший военный — один из немногих, кто ездил на место крушения MH17. В селе Грабово Роберт искал свою двоюродную сестру Дейзи, которую не смогли найти сразу ни шахтеры, пригнанные «дэнээровцами» в качестве поисковиков, ни голландские эксперты. Идентифицировать девушку удалось по бедру, которое эксперты обнаружили, когда Роберт уже сам начал бродить по полям. К тому времени в окрестностях Грабова было разбросано еще много останков. В нескольких километрах от села шли бои.


С Робертом мы встречаемся за два дня до церемонии в Ньювегейне — в кафе рядом с амстердамским вокзалом. «Один парень из «ДНР» мне сказал так: «Мы, конечно, считаем: Обама —… Но ты нормальный пацан». — «Что ж. Большое спасибо!» — ответил я им. — «О, да».

— Вы понимали, насколько опасно такое путешествие на войну?

— Это, наверно, было безумие. Мало кто одобрил такой риск. Все мне говорили: «Ты же понимаешь, тебя могут убить?» Но я ничего не хотел знать — я должен был найти сестру. Где-то поблизости стреляли, шла война, но я продолжал искать. Многое из того, что я там видел, дошло до моего сознания только потом. Эта непонятная жестокость людей с той и с другой стороны. Людей, которые ничем не отличаются друг от друга. Они все говорят на одном языке, едят борщ, одинаково ругаются, «чай, пиво, водка», говорят «на …». Например, я видел, как один из мятежников достал из кабины тракториста и стал бить его прикладом, потому что тот ему показался слишком проукраинским.

Я спросил Робби, кто, по его мнению, виновен в гибели «Боинга».

— Очень сложно сказать, кто, когда есть две стороны, вооруженные до зубов. Ведь никто не видел и не запечатлел нажатие кнопки. Мне важно, кто непосредственно нажал на кнопку… Я не хочу обвинять, и не обвиняю в чем-то весь народ целиком, страну. Это несправедливо. Но важно, чтобы понесли наказание те, кто ответственен персонально. Я служил в армии, был в Югославии, я знаю, как военные могут облажаться, я знаю, что значит выстрелить не туда и попасть не в того, по ошибке. Но это тоже вопрос — был ли он сбит по ошибке. Возможно, гражданский самолет был целью. Тогда чья это была идея, чья персонально? Все эти вопросы остаются. И я не верю в простые красивые ответы, я понимаю, что истина может быть неприятной, но мне все равно.

— Многие склоняются к тому, что «Бук» был доставлен сепаратистам из России.

— Несколько месяцев я тренировался на противоракетных системах. И я вам скажу, что нахожу фантастическим, что те вооруженные пацаны, по 17—18 лет, или беззубые мужики, которых я видел в «ДНР», способны управлять такой сложной штукой, как «Бук», и сбить гражданский самолет. Come on! Я хочу знать, кто на самом деле сбил. И мне не нравится, что США, заявив спустя несколько дней после трагедии, что они располагают точнейшими снимками места события со спутника, до сих пор не показали нам их. Почему они тянут? Это нормально?

— Не любите Америку?

— Я не люблю политиков. Люблю кока-колу, Мерилин Монро, «Металлику»…

— До этой трагедии вы следили за российско-украискним конфликтом?

— Конечно. Следили многие люди вообще. Россия оккупировала украинские территории? Я скажу — да. Но точно так же оккупацию совершают другие. Эту войну развязали политики — тоже да. Виноваты те, кто обладает силой, но идет по пути разрушения. Сильные, которые должны гарантировать мир, в итоге устраивают войны.

— Мне очень жаль, что так вышло, — говорю на прощание. — Простите.

— Вам не надо извиняться, — говорит Робби. — Вина — это всегда персональное. И вы тут не при чем. Я люблю России и хочу приехать в Москву, но такое отношение не означает, что виновные, если они окажутся в вашей стране, должны остаться без наказания… Кем бы они ни оказались, с какими флагами бы ни ходили.

К микрофонам, установленным в разных точках конгресс-зала NBC, со списками подходят люди. Молодые произносят имена взрослых. Родители зачитывают имена детей. Имена, уже зачитанные, переползают на огромный экран. В зале слышно только негромкое шуршание полиэтиленовых упаковок с одноразовыми платками.

…Дэйзи Улерс, 20 лет, и Брюс Фредрикс, 23

Лоренс ван дер Грааф, 25, и Карлин Кайцер, 25

Дора Шахила Касим, 47

Гэри Слок, 15

Питер Эссерс, Эмма Эссерс, Валентин Эссерс.

Эльсмике де Борст, 17…

Ханс де Борст живет к югу от Гааги — в деревне с забавным названием Монстер. «И вам придется приехать в наш уютный Монстер, вам понравится!» — написал мне голландец, добавив улыбку-скобочку. У Ханса небольшая двухъярусная квартира в таунхаусе. Перед дверью его припаркован «Форд-фокус». На газончике соседней квартиры ребенок летает туда-сюда в самодельных качелях, закрепленных на дереве. Ханс машет рукой: заходите. Единственная комната первого этажа заставлена фотографиями его дочери Элисмике. Семнадцатилетняя девушка вместе с мамой, отчимом и сводным братом отправились рейсом MH17 в Малайзию на каникулы.


— Когда я узнал, земля провалилась под моими ногами. Я не мог поверить, что моя дочь может быть мертва. Кто-то должен был уцелеть, — говорит Ханс. — Но потом я нашел ее имя в списках. Ее тело нашли почти сразу. Мне сказали, что мне повезло. Я не мог понять, что это значит — повезло. Но потом понял, когда стало ясно, что многих других пассажиров опознать удастся только с помощью экспертизы. Но для меня ничего уже не было утешением. Начался ад, все хуже и хуже. Что дальше? Я не знал. Началось расследование, но разве оно может вернуть мою дочь? И есть ли гарантия, что виновные понесут наказание?

— У вас есть мысли, кто виновен в этой трагедии?

— Это вопрос, на который должны ответить расследователи. Но мы понимаем, что Россия поддерживает сепаратистов. Я очень надеюсь, что будет создан трибунал и те, кто нажимал на кнопку, понесут наказание. Но Россия оказалась против трибунала. И теперь я сомневаюсь, что нажавшие на эту кнопку будут найдены. Возможно, они где-то за Уралом, или в тюрьме, или вообще их нет в живых.

— Вы вините только конкретных исполнителей?

— И тех, кто отдавал приказ, конечно. И тех, кто не закрыл небо для полетов. Это невообразимо, что пространство над зоной боевых действий было открыто. Украина, разумеется, несет ответственность за это.

— Многие винят российские власти, Россию в целом.

— Конечно, и я думаю на Россию, да. Но я не говорю о стране в целом, я говорю о тех, кто совершил это преступление. Кто нажал на кнопку, кто непосредственно отдал приказ ехать с «Буком», также виноваты авиакомпания и авиационные власти.

— Я уже спрашивал Роберта Олерса, спрошу и вас. Что вы знали об этой войне до крушения MH17?

— Что-то знал. Я никогда не доверял политикам и пытался всегда разобраться в ситуациях сам. Я знал, что Россия пришла в Крым, когда Запад поддержал Украину в революции, а голландские политики приезжали в Киев и кричали: «Вступайте в ЕС! Вы — Европа!» Но я понимал, что люди в Восточной Украине не согласны с этим, они не хотят идти в Европу… Поэтому здесь есть ответственность и наших политиков. Возможно, лучшим решением было бы, если бы Украина разделилась на две части. Россия забрала бы себе восток, а Европа — западную часть.

— Вы серьезно?

— Я не знаю. В таком случае не было бы этой войны!

— Вы ведь писали Путину письмо?

— Да, после того, как я немного пришел в себя, я написал ему и сепаратистам открытое письмо. Конечно, никто не ответил мне из Кремля.

— Вы надеялись на ответ?

— Я не знаю, Павел, но я был удивлен молчанием.

— Вы верите, что расследование, которое сейчас идет в Голландии, к чему-то приведет?

— Я хотел бы. Но у меня нет уверенности, что удастся привлечь ответственных. Есть радиоперехваты, где сепаратисты говорят, что сбита украинская «птичка», есть снимки «Бука», который спрятали потом в России, я надеюсь, что будут обнародованы снимки со спутников США. Но Россия ничего не признает, говорит: если и есть какое-то участие, то это наши военные приехали в отпуск, ничего не можем поделать с этим. Приехали повоевать вместо отпуска — какая чушь! Кстати, скажите, это же вы брали интервью у двух арестованных российских контрактников?

— У капитана Ерофеева и сержанта Александрова — да.

— Для нас это было доказательством, что армия России присутствует на Украине… Но Кремль не признает никакого участия. Выступает против трибунала. Но если нечего скрывать, почему тогда против? Было бы здорово, мы были бы рады, если бы Россия помогла в расследовании. Но она не хочет. Мы все пытаемся понять Россию, и нам это тяжело.

Ханс идет заваривать нам кофе и замирает возле большой настенной фотографии Элисмике, где она идет по песку вдоль моря и оборачивается на камеру.

— А знаете, ведь в этом году она должна была сдавать выпускные экзамены. На прошлой неделе я собрался с силами и поехал в ее школу на выпускной. Я видел счастливые лица ребят и представлял, что моя дочь тоже здесь… Да, у меня есть выпускной альбом. — Ханс растерянно идет к шкафу и достает из шкафа толстую синюю папку. — Тут фотографии одноклассников, и вот есть фото Элисмике. Ребята посвятили ей слова: «Дорогая Элисмике. Это твоя страница в альбоме. Мы будем помнить и любить тебя. Мы постараемся продолжить жить без тебя, хоть это будет нелегко»…

Ханс молча разглядывает альбом.

— У вас очень красивая дочь, Ханс. Это правда.

— Спасибо.

— У вас так много фотографий повсюду, Ханс…

— Да, я знаю. Мне говорят, что я должен отпустить ее и жить дальше… Тем более у меня есть и моя семья. Мы постоянно видимся, хоть и живем раздельно. Но я хочу не забывать Элисмике. Это невыносимая жизнь, но я не хочу по-другому.

— Спасибо что приняли нас, Ханс.

— Я рад, что вы приехали, — сказал пожилой голландец и добавил: — Увидимся!

К микрофону Конгресс-центра выходит смуглая высокая девушка в платке. Шарифа Асма Альджуни, жена второго пилота.

— Не представить боль, которая остается в сердце. Но никуда не уйдет любовь, которую я хочу разделить со всеми вами… Я хотела бы выполнить последнее задание своего мужа, его последние слова во время того полета, которые он так и не успел сказать и уже никогда не произнесет сам. Послушайте их со мной. — Шарифа слегка отступает от микрофона. — «Ассаляму алейкум и добрый вечер, дамы и господа, девушки и парни. Говорит старший помощник капитана Ахмад Хакими. От имени капитана и всего нашего экипажа я еще раз приветствую вас на борту «Боинга»-777 «Малайзийских авиалиний», наш рейс MH17. Погода на всем протяжении маршрута хорошая, и уже скоро мы приступим к снижению, — голос девушки срывается, и она делает паузы. — От имени «Малайзийских авиалиний» и всего нашего экипажа еще раз благодарим вас за полет с нами. Спасибо и приятного вам дня!»

Павел Каныгин

Специальный корреспондент
Фотографии   Евгений Фельдман

Ньювегейн — Гаага — Амстердам

Суд рассмотрит дело о покраске звезды сталинской высотки 4 августа

Posted: 18 Jul 2015 12:29 PM PDT

Таганский суд Москвы 4 августа начнет рассматривать дело о покраске звезды на шпиле высотки на Котельнической набережной в Москве, сообщает РАПСИ.

По данным агентства, заседание пройдет в открытом режиме. Во время первого слушания прокурор огласит обвинительное заключение.

Уголовное дело было передано в прокуратуру в начале июля. Молодые люди Александр Погребов, Алексей Широкожухов, Евгения Короткова, Анна Лепешкина и Владимир Подрезов обвиняются в «вандализме» и «хулиганстве, совершенном по мотивам политической и идеологической ненависти».

На сегодняшний день Владимир Подрезов находится в СИЗО Санкт-Петербурга, другие фигуранты дела — под домашним арестом в Москве. Известно, что Подрезов уже признался следствию, что действительно находился на шпиле московской высотки, когда Ушивец красил звезду. Адвокат Подрезова заявляет, что его подзащитный «не совершал никакого политического жеста».

В августе прошлого года верхняя половина желтой звезды на шпиле высотки на Котельнической набережной в Москве была перекрашена в голубой цвет — таким образом звезда оказалась выкрашена в цвета украинского флага. Полиция задержала четырех бейсджамперов. Однако, по словам задержанных, они просто спрыгнули с крыши здания с парашютами и не участвовали в акции.

Еще через несколько дней украинский руфер Павел Ушивец (известный в Рунете как «Гриша Мустанг») признался, что это он покрасил звезду, а в подтверждение своих слов опубликовал фотографию, на которой стоит на шпиле рядом с покрашенной звездой. Публичное признание Ушивец сделал через социальные сети, попутно заявив, что задержанные россияне не причастны к его патриотической акции. Ушивец не был ни задержан, ни лично допрошен российским следствием, но при этом московский суд арестовал его — заочно.

Голландский прокурор назвал основную версию крушения «Боинга»

Posted: 18 Jul 2015 12:01 PM PDT

Возглавляющий расследование катастрофы «Боинг MH17» прокурор Фред Вестербекерассказал BBC Russian, что следователи считают наиболее достоверной версию об уничтожении самолета системой ПВО «Бук».

«Это не единственная правдоподобная версия, но это самая достоверная версия нашего расследования», — сказал Вестербеке. Он подчеркнул, что следствие рассматривает самые разные версии, в том числе — о возможном уничтожении самолета ракетой класса «воздух-воздух».

Прокурор также опроверг заявление постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина, который заявил, что российских экспертов фактически отстранили от расследования катастрофы. Глава следственной группы отметил, что российские власти помогают в расследовании.

Более того, Вестербеке пояснил, что два месяца назад лично приезжал в Москву и получил материалы от российских коллег. «Сейчас мы их просматриваем и решаем, как их можно приобщить к делу», — сказал прокурор.



Читайте также:

России отправили черновик отчета о крушении «Боинга»


Фред Вестербеке также категорически отказался назвать виновных, заявив, что «нынешний этап расследования не позволяет указывать на конкретных подозреваемых».

Самолет «Боинг-777» авиакомпании «Малайзийские авиалинии» потерпел крушение в небе над Донецкой областью Украины 17 июля 2014 года. Погибли 298 человек.

Дело о мошеннических закупках Mercedes для МВД и ФСО может развалиться

Posted: 18 Jul 2015 11:28 AM PDT

94-й гарнизонный военный суд вернул в прокуратуру дело о мошенничестве при закупках автомобилей Mercedes для МВД и ФСО, сообщает «Коммерсант».

Причиной возврата дела прокурорам — неознакомление с материалами дела потерпевшей стороны, автомобильной компании Daimler AG. При этом уже известно, что концерн категорически отказывается признавать себя потерпевшим, чтобы не повредить репутации. А отказ концерна, в свою очередь, грозит развалу всего российского уголовного дела, в котором наличие потерпевшей стороны по процедуре необходимо.

Дело началось с коррупционного скандала, прогремевшего в США. Daimler призналась, что под видом комиссионных соглашений давала взятки чиновникам в десятках стран. После этого в указанных странах, в том числе и в России, начались расследования инцидента.



В России дело о взятках от представителей компании Daimler чиновникам превратилось, напротив, в дело о мошенничестве, жертвой которого стал как раз сам автоконцерн.


Якобы при заключении контрактов на поставку автомобилей в МВД и ФСО в 2000-х годах представителей Daimler AG ввели в заблуждение.

Российское следствие обвиняет в мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК РФ) отвечавших в МВД и ФСО за закупки автомобилей Виталия Батурина и Михаила Костылева, ветерана органов внутренних дел Михаила Будынина и бывшего менеджера по ключевым клиентам ЗАО «Мерседес-Бенц Рус» (дочернее предприятие Daimler AG) Екатерину Приемскую.

Сепаратисты заявили о готовности начать отвод орудий калибром до 100 мм

Posted: 18 Jul 2015 10:26 AM PDT

Глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко объявил о готовности начать отвод орудий калибром менее 100 мм от линии соприкосновения с территориям, подконтрольными Вооруженным силам Украины, передаетДонецкое агентство новостей.

Таким образом, по словам Захарченко, сепаратисты демонстрируют приверженность Минским соглашениям.

«Мы готовы сделать следующий шаг к миру. Для этого отвести свои подразделения с танками и бронемашинами, оснащенные орудиями калибром до 100 мм, от линии соприкосновения на расстояние не менее 3 километров», — цитирует агентство лидера ДНР.


Однако отвод военной техники будет произведен не по всей линии фронта. В «проблемных участках» — районах севернее Донецка и Дебальцево — орудия останутся.

Захарченко добавил, что ДНР готова вести переговоры и о судьбе этих территорий, но только с теми представителями украинской стороны, «которые обладают там реальной властью и полномочиями».

Полномочный представитель самопровозглашенной Луганской народной республики в контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе Владислав Дейнего заявил, что ЛНР готова поддержать эту инициативу. Он также допустил возможность отвода военной техники с пушками калибром менее 100 мм на 3 километра от линии соприкосновения.

При этом Дейнего также назвал район-исключение — это территория вокруг населенного пункта Счастье. Оттуда сепаратисты увезут военную технику только после того, как это сделают украинские силовики. Представитель ЛНР также предложил мониторинговой миссии ОБСЕ создать в этом районе наблюдательный пункт.

Ранее сегодня полпред ДНР в контактной группе Денис Пушилин рассказал, что договоренность от отводе орудий калибром менее 100-мм почти согласована, но представители властей Украины оттягивают подписание документа. «Украинская сторона в самый последний момент находит причины, находит новые зацепки, новые интерпретации отдельных пунктов, возвращается к старой редакции, и у нас этот процесс опять стопорится», — цитирует Пушилина РИА Новости.

Позднее Захарченко объявил, что Киев на встрече контактной группы отказался подписать договор, заявив, что танки и минометы следует оставить.

Ближайшие заседания контактной группы в Минске запланированы на 21 июля, 3 и 26 августа.

Евросоюз вырывает Литву из российских электросетей

Posted: 18 Jul 2015 09:01 AM PDT


Иллюстрация с сайта LitPol Link

Во вторник, 14 июля, литовская компания Litgrid получила от Еврокомиссии 27,4 миллиона евро на строительство литовско-польской электросети LitPol Link: ее запуск планируется уже в конце этого года. 150 миллионов евро, которые Евросоюз 14 июля разделил между странами Восточной Европы и Прибалтики, пойдут на развитие 20 разных энергетических проектов. Литва таким образом планирует достичь своей цели номер один в области энергетики — независимости от России.

Финансирование LitPol Link пойдет через так называемый Механизм по Объединению Европы (Connecting Europe Facility — CEF) — инструмент, созданный в рамках Еврокомиссии для развития европейской экономики и связей внутри ЕС. Одно из главных направлений финансирования СEF — энергетика: здесь глобальная задача Евросоюза — энергетическая безопасность всего региона и исключение угрозы изоляции какой-либо из стран. Так, для выработки общей политики в газовой сфере уже создан Энергетический союз, задачу которого один из его идеологов, нынешний председатель Европейского совета Дональд Туск, сформулировал как «противопоставить монополии России единый европейский орган, отвечающий за покупку у нее газа».

Литва — в числе стран, чья энергетическая зависимость от России особенно высока. Так, она до сих пор остается частью так называемой БРЭЛЛ — единой энергетической системы, объединяющей Белоруссию, Россию, Эстонию, Латвию и Литву, которая воспринимается прибалтийскими странами как пережиток советских времен. Прошлым летом Эстония уже заявила о том, что планирует выйти из БРЭЛЛ и перестроиться на энергетическую систему Центральной Европы. К тому же стремится и Литва.

Проект LitPol Link, который соединит ее с Центральной Европой через Польшу, как и система NordBalt (Литва-Швеция), строительство которой тоже должно завершиться к концу этого года, призван переключить Литву на европейскую энергосистему. Соглашение о создании элекросоединения между Литвой и Польшей было подписано президентами обеих стран в 2006 году, однако непосредственное строительство началось лишь год назад — в 2014. Стоимость проекта для Литвы — 108 миллионов евро: то есть, Евросоюз покрывает четверть расходов, что очень существенно для экономики страны.

«Первый шаг был сделан еще в 2013 году, когда проект попал в список Евросоюза, – считает министр энергетики Литвы Рокас Масюлис. – Выгоду от решения проинвестироватьLitPol Link почувствуют на себе все потребители электроэнергии».


Вильнюс, Литва. Фото: Diliff / Creative Commons

Некоторые эксперты считают, что таким образом цены на электроэнергию действительно могут упасть: через Польшу Литва получит доступ, в том числе, к сравнительному дешевому «зеленому» электричеству, вырабатываемому в Германии на возобновляемых источниках (ветер и солнце). То же самое — с сетью NordBalt, которая подключит Литву к странам Северной Европы, где цены на электроэнергию значительно ниже из-за переизбытка мощностей. По прогнозам министра энергетики, цены упадут еще и за счет отмены квот на производство энергии в термофикационных станциях, которая произойдет, как только заработают системы LitPol Link и NordBalt — таким образом в министерстве надеются сэкономить до 50 миллионов евро бюджетных средств.

Планы Литвы амбициозны — в будущем она намерена стать не только импортером европейской электроэнергии, но и страной транзита для Белоруссии и России.

Пока же задача — по крайней мере, отказаться от российской электроэнергии. По мнению президента Литвы Дали Грибаускайте, Литва в этом плане — прекрасный пример для подражания, поскольку делает все, чтобы дистанцироваться от российских поставщиков. Так, потребности в природном газе, которые Литва традиционно покрывала исключительно за счет «Газпрома», с 2014 года частично покрываются норвежской компанией Statoil:специально для этих целей к 2014 году был построен терминал сжиженного газа в Клайпеде. Как заявила Грибаускайте в июне, тем самым они вынудили Россию снизить цены на газ примерно на 33 процента.

Кстати, параллельно Литва пытается защитить свои интересы через суд: на днях в Стокгольмском арбитраже закончились предварительные слушания по иску Литвы против «Газпрома», который страна обвиняет в несправедливой ценовой политике и переоценке газа. Ожидается, что Стокгольмский суд вынесет решение в следующем году. Если оно окажется в пользу Литвы, это будет серьезным вливанием в бюджет: стоимость претензий – около 1,45 миллиардов евро.

В борьбе с российскими поставщиками Литва пытается привлечь на свою сторону остальных членов ЕС: 8 июля литовский депутат Европарламента Пятрас Ауштрявичюс направил обращение в Еврокомиссию в протестом против строительства новой трассы газопровода Nord Stream из России в Германию по дну Балтийского моря. По мнению парламентария, это противоречит политике ЕС – не допускать появления монополий в сфере энергетики.

Мария Епифанова

Собственный корреспондент в Прибалтике

«Постараюсь быть хорошим гражданином»

Posted: 18 Jul 2015 07:02 AM PDT

Мария Гайдар рассказала, что будет делать с Михаилом Саакашвили в Одессе.


Михаил Саакашвили и Мария Гайдар. Фото: Михаил Саакашвили / Facebook

17 июля новый губернатор Одесской области Михаил Саакашвили назначил своей помощницей бывшую чиновницу Кировской области Марию Гайдар, поручив ей социальную сферу. По словам Марии Гайдар, уже одно то, что она из России, для некоторых — «отдельная тема для разговора». Тем не менее, она рассчитывает работать в регионе долго и даже собирается получить украинское гражданство.

«Я с удовольствием его возьму и буду им дорожить, и постараюсь быть хорошим гражданином. Но не планирую отказываться от российского —  по закону это возможно», — рассказала Мария «Новой газете».

Мария Гайдар прокомментировала и информацию о том, что работу команды губернатора-реформатора в Одессе финансируют США —  об этом недавно заявил сам Саакашвили и с тех пор тему активно полощут в российских прогосударственных СМИ.

«Здесь это воспринимают как нормальную помощь стране, которая находится в тяжелом положении», — объяснила Гайдар.

Мария Гайдар рассказала «Новой газете», что главной ее задачей на ближайшее время станет работа с местными общественными организациями и возвращение Одесской области репутации надежного делового партнера. «В Одесской области, как и во всей Украине, работают многие международные организации, у которых есть проекты в социальной сфере, но до этого они не хотели давать деньги, потому что их разворовывали либо тратили неэффективно. Но теперь деньги могут дать, если будет гарантия прозрачности <их расходования — Ред.>».

Пример таких проектов, по словам Гайдар, — многочисленные программы Всемирного банка и Всемирной организации здравоохранения.

Затем, обещает Мария, последует и основательное реформирование всей социальной сферы области. Причем, и тут Мария следует по пути своего нового работодателя, реформы напрямую связаны с оптимизацией чиновничьего аппарата —  попросту говоря, грядут масштабные сокращения.

Анна Байдакова, специально для «Новой газеты»

У здания ФСБ на Лубянке подожгли манекен Дзержинского

Posted: 18 Jul 2015 06:49 AM PDT


Фото: Градус ТВ / Facebook

Вечером 17 июля в центре Москвы на Лубянской площади, на клумбе напротив здания ФСБ активист движения «Единство равных» Алексей Домников сжег картонную фигуру Феликса Дзержинского и ушел с площади после разговора с инспектором ГИБДД. Происходящееснимал блогер Денис Стяжкин, который тоже предъвил документы постовому и тоже не был задержан.

По словам Стяжкина, Алексей Домников осуществил одиночную художественную акцию «Нет палачу!», выражая протест инициативам вернуть на прежнее место памятник главе ВЧК Дзержинскому.

Суть акции выражалась в следующем: Домников установил картонный манекен с нарисованным Дзержинским в клумбу в центре Лубянской площади, облил его бензином из канистры для заправки зажигалок и поджег.

«Через пару минут прибежал дежуривший на углу сотрудник ДПС, попросил предъявить документы, на что активист сначала ответил молчанием и продолжил разворачивать флаг «Единство равных», — рассказывает Стяжкин в своем ЖЖ и приводит съемку.

Затем Домников все же предъявил документы постовому, а тот, посмотрев на них, вернул их владельцу. Домников уехал, свернув флаг.

Как сказано на странице движения в Facebook, Алексей Домников — его основатель, а сама организация позиционируется как горизонтальная «безлидерная» структура. Датой проведения акции была выбрана годовщина расстрела царской семьи Романовых. Флаг движения представляет из себя российский триколор с ожерельем восьмиконечных «рождественских» звезд.



Читайте также:

«Право расстрела для ЧК чрезвычайно важно». Леонид МЛЕЧИН — исторический контекст к попытке вернуть Дзержинского на Лубянку


Напомним, в минувший четверг, 16 июля, КПРФ заявила, что собрала 100 тысяч подписей за возвращение памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянку. Сбор подписей в КПРФ называют городским референдумом, в рамках которого партия намеревается собрать 146 тысяч голосов уже к понедельнику. Процедуру городского референдума по памятнику Феликсу Дзержинскому КПРФ согласовала в Мосгоризбиркоме.

Сейчас памятник Дзержинскому, снятый с постамента Лубянки, стоит в московском парке Музеон.

Здесь каждый в душе Сид Вишес, а на деле — оскорбленный верующий

Posted: 18 Jul 2015 01:02 AM PDT

Вернулось время, когда песни запрещают не за «вредность» и «опасность» — а за нарушение общего позитивного фона культурной повестки. Вернулась и мода на «стук».

Мозаика на станции метро «Достоевская» в Москве, пока еще не запрещенная
В советские времена распространялись подобные списки
Кликните для увеличения

Кировский районный суд Ярославля признал информацию, размещенную на сайте рэп-группы «Кровосток», запрещенной к распространению на территории РФ. Фактически под запрет попадают песни. Основные претензии: мат, пропаганда насилия, элементы порнографии, «описание положительных ощущений от приема наркотиков».

В принципе все это правда. Или, по крайней мере, часть правды. Действительно, мат в песнях есть, наркотики упоминаются, секса вообще навалом. Если ничего не знать о группе «Кровосток», а слушать только Стаса Михайлова и Григория Лепса — легко возмутиться и присоединить свой голос к запрещающему хору.

Но дело в том, что они слегка из другого ряда. Основа группы — художник и поэт. Антон Шило (Черняк) и Дмитрий Файн (Фельдман). Направление, в котором они работают, называется «художественный гангста-рэп». Другими словами, артхаус. Это вовсе не хулиганы из предместий, рассказывающие о своих криминальных подвигах. За «Кровостоком» — целая художественная традиция. В истории русской музыки похожих проектов довольно много. Это и «ХЗ» (расшифровывать не буду, там мат), и «Соломенные еноты», и даже «Сектор Газа». А из последних — «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля», пародирующий шовинизм и мракобесие, у них уже были проблемы с властями и продолжаются.

Все вместе это описывается академическим термином «контркультура», андерграунд. Можно, конечно, запретить их всех скопом, но тогда придется запрещать и Чарльза Буковски с Генри Миллером (их и запрещали в свое время, но потом пришлось одуматься). Там тоже откровенно говорится о сексе, а герои агрессивно себя ведут. А барачная поэзия Игоря Холина? «У метро у «Сокола» дочка мать укокала». Нелегко пришлось бы сегодня Холину…

Я не равняю «Кровосток» талантом с классиками, но просто они из этого ряда, а не из того, где русский шансон. Вот их и запретили. Запретили, в сущности, за «секс, наркотики и рок-н-ролл», как поется в классическом панк-гимне 1977 года. То есть в жизни все это есть, а в песнях быть не должно. Почти по Довлатову: «Я не был мятежным автором. Не интересовался политикой. Не допускал в своих писаниях чрезмерного эротизма. Не затрагивал еврейской проблемы… Я писал о страданиях молодого вохровца, которого хорошо знал. О спившихся низах большого города. О мелких фарцовщиках… Я не был антисоветским писателем, и все же меня не публиковали. Я все думал — почему? И наконец понял. Того, о чем я пишу, не существует. То есть в жизни оно, конечно, имеется. А в литературе не существует. Власти притворяются, что этой жизни нет».

…«Кровосток» существует уже больше десяти лет, но серьезные проблемы у них появились только в этом году. Единственное, чем это можно объяснить, — рост популярности. Раньше просто не замечали. А в марте группа попала в поле зрения ФСКН, как раз после концерта в Ярославле. Видимо, кто-то стукнул. Потом запретили концерт в самом праведном нашем регионе — на Кубани. Там вообще все запрещают. И Noize МС, и «Кровосток», и даже целый фестиваль запретили — «Кубану». Инициатор запрещения — Молодежное общественное движение «Славянский Щит Кубани». Была создана даже Коалиция общественных сил по противодействию проведению концерта группы «Кровосток». Вот такие опасные люди, что всем миром пошли против них! Любопытно, что сослались при этом аж на Путина. Председатель «Славянского Щита» в качестве последнего аргумента предоставил прокурору Кубани видеозапись совещания в Краснодаре, где президент обратил особое внимание на патриотическое воспитание молодежи. А раз так, никакого «Кровостока» не может быть.

Окончательно ярославский суд добила заставка на сайте группы. Зрелище действительно жуткое. Один мужик мочит другого бутылкой, а тот отбивается монтировкой. Интересно, что примерно такой же картинкой оформлена в Москве станция метро «Достоевская». Там Родион Раскольников, никого не стесняясь, лезет с топором на старушку. Мозаика, работа художника Ивана Николаева. На нее в свое время тоже была противоречивая реакция. Но Николаев сказал: «Если уж браться за тему Достоевского, то нужно соответствовать глубине и трагичности его творчества».

Так вот, глубине и трагичности.

Что будет дальше? Ну, во-первых, решение суда опротестуют, об этом уже сообщила группа. Они вообще довольно резко среагировали на запрет. Дмитрий Файн заявил: «Последние двести лет культура пропитана тем, от чего тупым и ограниченным людям в синтетических носках и с майонезом в холодильнике некомфортно. Однако это лишь проблема людей в синтетических носках и с майонезом в холодильнике». Никакой вины они за собой не видят, считают, что закона не нарушали.

Справедливости ради надо сказать, что запрещают не только художников-провокаторов. В списке экстремистских материалов на сайте Минюста России — очень недобрая песня «Коррозии металла» «Бей чертей», о том, как скинхеды убивают кавказцев. Вот это уже похоже на призыв. В том же списке песня «Психеи» «Убей мента». Все это нехорошо, но перед глазами классический пример, песня Боба Марли I shot the sheriff, которая в исполнении Эрика Клэптона стала мировым хитом. И ничего, массового отстрела шерифов после этого не случилось. Песни так не работают.

Последствия запретов и прессинга вполне предсказуемы — аудитория «Кровостока» увеличится после этого вдвое, уже наверняка увеличилась. Хотя многие этой группы никогда не слушали, но теперь послушают точно. Это реакция, выработанная еще в советское время: раз ругают и запрещают, значит, что-то хорошее. Если именно этого хотели ярославские юристы, то они своего добились.






СОСТАВ НАЙДЕТСЯ

ЗА «ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»

По словам Александра Верховского, директора информационно-аналитического центра «Сова», обвинение «Кровостоку» — это «очень загадочная история», и он сам не до конца понимает, на основании какой нормы оно вынесено.

Есть несколько категорий материалов, которые запрещены к распространению: пропагандирующие употребление наркотиков, распространяющие инструкции по совершению самоубийств, детская порнография, экстремистские материалы.

«Прокурор может обратиться в суд, доказывая, что материал подходит под какую-то из этих категорий. Перечисления названий наркотиков, например, здесь недостаточно. Но если их употребление описывается в положительном ключе или сообщаются сведения об их составе, тогда да — есть основания для иска», — рассказал Верховский. Что же касается «пропаганды антисоциального антиличностного поведения, формирующего такие качества личности, как цинизм, вседозволенность, ложные ценностные ориентации», о которых говорит управление ФСКН, по словам эксперта, — это «просто болтовня, ни к какому закону отношения не имеющая».

Елизавета Кирпанова


«Запретите свой телевизор»

САНКЦИИ В ОТНОШЕНИИ МОСКОВСКОЙ ГРУППЫ «КРОВОСТОК» — ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ «ПРОПАГАНДА НАСИЛИЯ»

АНДРЕЙ РОДИОНОВ, ПОЭТ, ОРГАНИЗАТОР «РУССКОГО СЛЭМА»:

— Я слушал группу «Кровосток» довольно давно, лет десять назад, и тогда они мне нравились. Но сейчас, на мой взгляд, безнадежно устарели. Они из той же эпохи, что и «падонкоффские» сайты, рэпер Сява и так далее. Начало нулевых таким было. Сытая, беспроблемная нефтяная эпоха, когда люди в деньгах купались. И появилась своеобразная антитеза гламуру, но гламур сейчас уже никому не нужен, вся эта проблематика ушла в прошлое. Идет война, у страны вскрылись вены, все очень серьезно. Сейчас нужно говорить спокойно, всерьез, внятно и строго по делу. А с матом или без, с упоминанием наркотиков или без — вообще значения не имеет.

Мне, в общем-то, понятна причина запрета. Я много езжу по России и знаю, что в провинции публика воспринимает мат со сцены как личное оскорбление. Поэтому большинство запретов и идет из провинции. Уверен, что в Москве никто и не почесался бы. Плюс мода. Сейчас модно запрещать, такой тренд. А мода — это что-то тотальное. Входят в моду малиновые пиджаки — и сразу полстраны их носит. Входит в моду дээнэровский камуфляж — и опять тотально. Но это пройдет, мне кажется.

АЛЕКСАНДР КУШНИР, ПИСАТЕЛЬ, АВТОР КНИГИ «100 МАГНИТАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА», ГЛАВА МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА «КУШНИР ПРОДАКШН»:

— Это как орден Ленина. От меня группе большие поздравления. Подпав под запрет, «Кровосток» попал на доску почета рок-н-ролла. В 1980-х все наши лучшие группы были в запретительных списках. С другой стороны, любой запрет должен предполагать логику. Но если на «Кровосток» наезжают за мат, а «Ленинград» собирает стадионы и дворцы спорта, то я пас. Логики в этом нет. Ну давайте еще запретим все двадцать альбомов легендарной группы «ХЗ» и сорок альбомов группы «ДК», раз уж пошла такая пьянка. А это ведь золотой фонд, классика. Есть знаменитый список запрещенных групп 1984 года. Половину из них вполне можно запретить и сейчас. Причем по схожим причинам.

Что будет дальше, сказать несложно. Есть такое выражение — «озверевший андерграунд», вот он скоро и озвереет. Чем сильнее будет давление, тем сильнее ответная реакция. Возникнет такая же подпольная инфраструктура, какая была в 1984–1987 годах. Появятся сквоты, будут проходить подпольные концерты для своих, активизируется распространение записей в интернете… То есть полноценная независимая музыкальная сцена, которой нам очень не хватало все эти годы. Контркультура в полный рост. Rock in Opposition.

Так что запрещайте, господа, запрещайте. Вы увидите, к чему это приведет. Были спокойные времена, музыканты расслабились, разбрелись по своим углам. Теперь они соберутся.

АЛЕКСАНДР ДЕЛЬФИНОВ, ПОЭТ, ГРАЖДАНСКИЙ АКТИВИСТ, ОДИН ИЗ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОЕКТА «НАРКОФОБИЯ»:

— По поводу того, насколько рэп-треки группы «Кровосток» могут заставить кого-то пойти колоться или вести себя с особым цинизмом, никаких достоверных исследований нет и не будет. Это все основано на интуиции бдительных граждан, а в основе их бдительности — архаическое представление о том, что само поименование запретных вещей, условно секса, наркотиков, рок-н-ролла, как это было во времена СССР, приводит к тому, что морально не созревшее молодое поколение немедленно начинает колоться, трахаться и самоубиваться.

На самом деле люди, у которых возникают расстройства в поведении, связанные с аддикцией (зависимостью) или депрессиями (которые часто и ведут к самоубийству), совершают свои поступки не под воздействием художественных произведений. Другое дело, что художественные произведения, в которых затрагиваются подобные темы, могут быть интересны для таких людей. Но если наши бдительные сограждане захотят полностью уберечь нас от такого «опасного» искусства, запрещать придется не один «Кровосток», а целый огромный список, в том числе классику.

В разных странах это решают по-разному. Например, в Германии суд запрещает неонацистские рок-группы, если в их песнях содержится пропаганда нацизма, но это довольно редкие случаи. К тому же понятие пропаганды там четко определено, а у нас очень расплывчато. Лично я сталкивался с попытками запретить мои выступления или произведения в России, но это делалось не по решению суда, а по инициативе все тех же бдительных граждан. Такого рода ползучая цензура не приведет к официально формулируемым целям — чтобы решить проблему наркозависимости, надо не книги и песни запрещать, а развивать социально-психологические службы и просвещать школьников.

МАРИЯ ЛЮБИЧЕВА, ЕВГЕНИЙ КУПРИЯНОВ, ГРУППА «БАРТО»:

Мария: Наезд на «Кровосток» был ожидаем, странно, что до сих пор этого не случилось. «Кровосток» не первый и не последний, есть длинный список. Насколько я знаю, в нем «Психея», «Пурген», «Ансамбль Христа Спасителя»… Нас там пока нет, хотя нам и инкриминировали экстремизм за песню «Готов» в 2010 году. Но общественность нас тогда отстояла. А пару лет назад красноярская газета опубликовала рецензию на наш альбом «Прекрасная эпоха». Роскомнадзор вынес им предупреждение за цитирование нашей песни, главным образом за слово «убивать», и текст с сайта убрали. В нашем случае шла речь о призыве к насилию. А «Кровосток» обвиняют в том, что они романтизируют асоциальный образ жизни. Хотя, по-моему, любому здравомыслящему человеку очевидно, что это арт-проект, это песни, а не призыв к прямому действию. Настоящий стори-теллинг, полноценные истории в песнях. По-моему, это одна из лучших российских групп на сегодняшний день. И вот ее запрещают. Какой-то бред.

Евгений: Видимо, ярославские люди только-только открыли для себя такое искусство. И сразу же закрыли — для всей России.

Мария: Логика такая. Провинция — это глас народа, духовно чистые люди. А Москва и Питер погрязли в сексе и наркотиках. Какое удовольствие где-нибудь в Ставрополе запретить столичную группу. Вот вам, нате!

Евгений: Все это работает на раскол общества. Теперь ты или с теми, или с другими. Раскол и начался, по сути, с песни, с «Пусси Райот». То есть он был и раньше. Но тут уже — как удар по больному месту, язва вскрылась.

Мария: Наши друзья «Ансамбль Христа Спасителя» реально страдают от запретов. Концерты отменяют, туры срываются. Нам тоже напрямую говорили организаторы: не можем провести ваш концерт, потому что боимся. Практически все фестивали для нас до сих пор закрыты. В январе мы играли в Кемерове, и местные православные активисты тоже пытались нас запретить. Мы, правда, узнали об этом уже после концерта. Понятно, что если такую музыку запрещаешь, то она начинает только больше распространяться. Но группы-то зачастую живут за счет концертной деятельности.

Евгений: И даже не зачастую. В России сто процентов групп живут от концертов. Да, конечно, музыка «Кровостока» не нужна массовой аудитории и не всем понятна. Она рассчитана на подготовленных людей. Но тут нет никакой проблемы. Они и маркируют себя как «18+». Никто не заставляет их слушать. Причем атака идет именно на маргиналов. Группу «Ленинград» что запрещай, что нет, народная группа с миллионной аудиторией. А «Кровосток» можно, они хоть и известны, но на обочине. С другой стороны: ну противно тебе — не ходи, не слушай. Запрещать-то зачем?

Мария: Государство грязными сапогами лезет в искусство и пытается определять, что можно слушать гражданам, а что нет. Надо же, призывы к насилию… По мне, так призывы к насилию — это призывы к войне. Не любите насилия — не призывайте к войне, не разжигайте ненависть каждый день. Вот он, экстремизм. И запретите свой телевизор.

Москворецкий мост без Немцова

Posted: 18 Jul 2015 12:01 AM PDT

Кто определяет: каким монументам в Москве быть?

Фото: Евгений ФЕЛЬДМАН — «Новая»

14 июля стало известно: Комиссия по монументальному искусству при Московской городской думе отклонила предложение установить памятный знак на Большом Москворецком мосту, на месте убийства Бориса Немцова. Официальное обоснование вполне аполитично: мост — конструкция высокой инженерной сложности, лучше не увеличивать его нагрузку. К тому же — ввиду узости пешеходной зоны моста памятный знак будет мешать прохожим. А скопление людей в этом месте может спровоцировать нечаянный выход граждан на проезжую часть…

Илья Яшин, единомышленник и соратник Немцова, назвал это решение оскорбительным: «Оно оскорбляет не только память самого Немцова, но и чувства огромного числа москвичей, для которых это убийство стало трагедией…»

Зато на заседании 14 июля комиссия по монументальному искусству поддержала другие проекты. Об этом написал в твиттере актер и режиссер Евгений Герасимов, председатель комиссии Мосгордумы по культуре. Цитируем запись. В комментариях она не нуждается:

«Был рассмотрен вопрос установки монумента героине песни «Катюша». Напомню, что над образом памятного знака работает известный скульптор Зураб Церетели, который создает данное произведение в дар городу. Предполагаемым местом установки станет район Строгино в СЗАО г. Москвы. В ходе заседания вопрос получил поддержку со стороны всех членов комиссии. Кроме того, еще одной работой Зураба Церетели станет памятник выдающейся поэтессе М. Цветаевой, который планируется открыть уже 1 сентября 2015 г., что будет весьма символичным в Год литературы. Памятник также предполагается установить в СЗАО г. Москвы в сквере столичной гимназии».

К слову, памятник Цветаевой в Москве, в Борисоглебском переулке поставлен еще в 2007-м.

На том же заседании комиссия обсуждала вопрос о возведении в столице памятника святому Иоанну Кронштадтскому. Помилуйте, почему в Москве, а не в прекрасном строгом Кронштадте, где отец Иоанн жил и служил 53 года, от рукоположения до кончины? Нет ответа.

И еще один вопрос, поднятый комиссией 14 июля: об установке памятника Майе Плисецкой в Москве. Десяти лет со смерти великой балерины отнюдь не прошло. Напомним, что первые предложения увековечить в Москве память Бориса Немцова были отвергнуты со ссылкой на городское правило: решать вопрос о памятнике или памятном знаке не ранее, чем через десять лет после смерти (что, возможно, и мудро — если правило строго соблюдать).

Но вопрос о монументе Плисецкой отложен не поэтому. Просто до заседания как-то не узнали мнения на сей счет композитора Родиона Щедрина, мужа Майи Михайловны.

И начинаешь думать: кто персонально ведет сейчас эту городскую политику, с ее странной и такой сегодняшней смесью скороспелого православия, умильной безвкусицы, беспроигрышного патриотического жеста по отношению к символам Отечественной войны, простодушного разгильдяйства (как в случае с мнением Родиона Щедрина) и державного охранительства?

Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме создана в 1999 году. Ее бессменным членом был Алексей Ильич Комеч — историк архитектуры и искусствовед с мировым именем, великий защитник исторической застройки Москвы и памятников России. Его слово много весило. Но А.И. Комеч ушел из жизни в 2007-м.

В первый состав комиссии входил Дмитрий Александрович Пригов — человек мудрый, москвич коренной и выпускник Строгановки. Но и Пригова не стало в 2007 году.

Комиссию покинула и Нина Молева — известный искусствовед, автор замечательных книг об усадьбах Подмосковья. Весной 2014 года из комиссии по собственному желанию вышел ректор МАРХИ, почетный профессор Сорбонны и Оксфорда Дмитрий Швидковский. В действующем составе (с 2011 года) нет и директора Центра современного искусства Леонида Бажанова (а в 1999–2007 гг. он входил в комиссию).

Их заместили новые люди, воплощающие коллективный вкус и исторический выбор Москвы-2015: художник-акварелист Сергей Андрияка, скульптор Иван Казанский, поэтесса Лариса Васильева (в постсоветские годы известная прежде всего книгами «Кремлевские жены» и «Жены русской короны»). Естественно, в комиссию по монументальному искусству входят архитекторы, реставраторы, искусствоведы, историки. Но общая закономерность: почти все имена довольно трудно найти на справочных сайтах. А списки трудов и почетных званий «новых людей» — обычно куда короче, чем у покойного Комеча или добровольно ушедшего Швидковского.

И дело даже не в вопросе о памятном знаке Борису Немцову на Большом Москворецком мосту. Здесь, видимо, проявилась тенденция времени: замещение профессионалов, идеалистов, защитников города — людьми новой (или подзабытой старой?), удобной и понятной формации.

А «монументальная пропаганда», одобренная — или отвергнутая! — ими будет стоять (или отсутствовать) в Москве долго. Будет формировать глаз, вкус и ценности поколений москвичей.

…На какой манер — понятно по выбору сюжетов. И по именам ваятелей.

Елена Дьякова

Обозреватель отдела культуры

Комментариев нет:

Отправить комментарий