понедельник, 12 сентября 2016 г.

Тема дня

Тема дня


Демограф Анатолий Вишневский: «Перепись нужна не только государству»

Posted: 12 Sep 2016 02:01 AM PDT

«Новая газета» обсудила нововведения Росстата с директором Института демографии НИУ ВШЭ Анатолием Вишневским и сотрудницей Института Анастасией Пьянковой.


Фото: РИА Новости

Поучаствовать в следующей переписи россияне смогут через интернет. Соответствующий законопроект Росстата во вторник одобрило правительство и рекомендовало к внесению в Госдуму. Если поправки к закону «О Всероссийской переписи населения» будут приняты, граждане получат возможность самостоятельно определить заполнять ли бумажные переписные анкеты или пройти опрос по интернету.

Чтобы воспользоваться возможностями электронной переписи, при регистрации на Едином портале госуслуг помимо фамилии и имени, придется указать номер своего свидетельства пенсионного страхования (СНИЛС).

Кроме того, законопроект закрепляет регулярное проведение микропереписи в период между переписями, которые проходят раз в 10 лет.

«Новая газета» обсудила нововведения Росстата с директором Института демографии НИУ-ВШЭ Анатолием Вишневским и сотрудницей Института Анастасией Пьянковой.

Согласно предложениям Росстата, теперь переписаться можно будет, используя интернет. Но традиционный обход переписчиков по квартирам также останется. Как нововведение отразится на процессе переписи?

Анатолий Вишневский: Переписи населения имеют долгую историю. Согласно Библии, Иисус Христос родился как раз во время переписи — для того, чтобы ее пройти, Мария и Иосиф и должны были проделать путь из Назарета, где они жили, в Вифлием, где они родились, такие были правила. И, судя по всему, эти правила соблюдались, не они одни пришли переписываться в Вифлием — потому им и не удалось найти места в гостинице, и Марии пришлось рожать в хлеву. Как видите, переписи проводили еще в Римской Империи.

Но это дело давнее, современные переписи населения восходят к рубежу XVIII и XIX веков, а в России первая всеобщая перепись прошла только в 1897 году. Тогда большинство населения было неграмотно, оно могло участвовать в переписи только если грамотный переписчик задавал людям вопросы и записывал их ответы в переписном листе. Тогда и сложилась модель «классической» переписи с традиционным обходом населения.

С тех пор много воды утекло, и было бы странно, если бы эта модель сохранялась до наших дней без всяких изменений. Она давно уже меняется в разных странах, все чаще предусматривает использование современных технологий, Россия, а общем-то, сильно отстает в их применении. Так что использование интернета при проведении будущей переписи можно только приветствовать. Современный человек вполне в состоянии самостоятельно заполнить анкету и отправить ее по электронной почте. Кстати, во многих странах до появления интернета в этих целях использовалась обычная почта. Но у нас государство никогда не доверяло гражданам, видимо, считая их неспособными правильно ответить на простые вопросы переписного листа, и всегда полагалось на переписчиков. Сегодня это все чаще выглядит анахронизмом.

Чтобы воспользоваться возможностями электронной переписи, необходимо будет пройти регистрацию на портале госуслуг, а значит и ввести личные данные, в том числе СНИЛС. Кроме того, «в списках лиц, участвующих в переписи», предлагается помимо ФИО и места жительства указывать адрес электронной почты и номер контактного телефона». Зачем государству собирать персональные данные при переписи?

В вашем вопросе объединено сразу несколько тем. В предложении указывать при переписи имя и фамилию респондента нет ничего нового. Это — норма для большинства проводимых в мире переписей, она рекомендована международными статистическими конгрессами еще в XIX веке, всегда соблюдалась и в России. От нее зачем-то отошли — неизвестно по чьей инициативе — при проведении российских переписей 2002 и 2010 годов, ее возвращение в программу переписи — это просто торжество здравого смысла. С одной стороны, перепись — это важное и в некотором смысле символическое мероприятие, когда человек декларирует себя как гражданин, этого нельзя делать в маске. Перепись населения 2002 проводилась под девизом: «Впиши себя в историю России!» Но оказалось, что это надо сделать, не называя себя по имени — это, видимо, никого не смутило. С другой же стороны, называя себя, человек гораздо серьезней относится к ответу на вопросы переписного листа. Одно дело вы — Иванова Анна Ивановна — отвечаете на вопросы, и совсем другое, когда у вас даже имени вашего не спрашивают. Вы будете относится к этим вопросам и к своим ответам на них совсем по-другому.

А вот дальше не все понятно. Главная идея современных переписей населения — не анонимность, а конфиденциальность. Это — статистическая операция, и государство гарантирует, что сообщенные вами сведения будут использованы только в статистических целях, они войдут в неперсонифицированный массив данных. Они не могут быть использованы для идентификации отдельного человека, например, чтобы проверить, платит ли он налоги, не является ли он двоеженцем или все ли у него в порядке с видом на жительство. Таковы правила игры. Кстати, конфиденциальность особенно важна на низовом уровне, там, где переписчик может разболтать какие-нибудь сведения о вас любопытным соседям, поэтому переписчиков строго предупреждают о недопустимости разглашения полученным ими ответов. После того, как ваша индивидуальная информация растворяется в общем массиве данных, она становится практически недоступной. Только если население уверено в том, что эти правила соблюдаются и конфиденциальность индивидуальных данных надежно защищена, можно рассчитывать на охотное участие людей в переписи, а значит, и на ее успех.

С другой стороны, и переписчик, задавая свои вопросы, не требует предъявления документов. Все основано на взаимном доверии, и оно должно подкрепляться понятной всем практикой переписей. Теперь же у вас будут требовать сообщить свой СНИЛС и паспортные данные. Это превращает перепись в милицейский протокол, а не опрос, но я не думаю, что вера в соблюдение конфиденциальности при этом повысится, а значит и повысится желание людей участвовать в переписи.

Может быть, поэтому и надо сделать участие в переписи обязательным?

Нельзя заменить доверие обязаловкой, и не надо к этому стремиться, стремиться надо к росту доверия.

Анастасия Пьянкова: Перед каждой переписью этот вопрос возникает. Сомневаюсь, что это положительно повлияет. В большинстве стран Западной Европы и в США перепись обязательна. Это в законодательном акте закреплено, и это было сделано 100-200 лет назад, то есть с тех пор, как начали проводить перепись. Но охват падает везде — и в Америке, и в Европе, несмотря на обязательность участия. Поэтому везде ищут каких-то других форм проведения переписи, отличных от традиционной.

Стоит ли штрафовать людей за отказ от участия в переписи? В Великобритании, например, есть штрафы.

Анастасия Пьянкова: Есть в некоторых странах штрафы или даже уголовная статья. Иногда размер штрафа варьируются в зависимости от степени нарушений. В Великобритании штраф за отказ предоставить информацию или за ложную информацию составляет 1000 фунтов, в Эстонии — до 2000 евро. Но я ни разу не нашла информацию о правоприменительной практике. Мне кажется, охват переписью надо повышать за счет новых методов и новых технологий. Штраф — сомнительная мера для такой цели.

Анатолий Вишневский: Да и технически не очень ясно, как такую «штрафную» систему реализовать. Если у вас в каком-то предварительном списке есть человек, который должен переписаться, а он этого не сделал, вы можете предъявить ему претензию. А если его в таком списке нет? В идеале перепись должна учесть всех людей, находящихся в стране, в том числе, например, нелегальных мигрантов. Но они потому и нелегальные, что их нет ни в каких списках. Они, конечно, будут уклоняться от участия в переписи, но как вы их найдете и оштрафуете? Они —последние, кто поверит в конфиденциальность переписи, даже если она и будет обеспечена. А если будут требоваться еще и паспортные данные, то они не приблизятся к переписному участку и на пушечный выстрел.

В чьих интересах проводится перепись: государства или общества? Зачем вообще она нужна?

Как появилась перепись в 1790 году в США, да еще и в первой статье Конституции страны? На основании переписи между штатами распределялось количество мест в Конгрессе. Цель была абсолютно прикладная и государственная. И современному государству очень важно раз в десять лет «сверять часы» и проверять, какие сдвиги произошли в обществе — в его демографической, экономической, социальной структуре — что эти сдвиги говорят об эффективности деятельности государственных институтов и о новых задачах, которые необходимо решать.

Но когда наши чиновники надувают щеки и изображают дело так, будто перепись — чисто государственное дело и нужна только государству (а склонность к этому у них есть), они заблуждаются.

Обществу, гражданам, политическим партиям и т.п. тоже не безразлично, какой путь проделала страна за время между переписями и как сработали те же государственные институты. Когда Лев Толстой принимал участие в переписи населения, он меньше всего думал об интересах государства, а вот состояние российского общества его очень интересовало. Мы в «Демоскопе» уже 15 лет отслеживаем посещаемость его разных страниц и раз в месяц публикуем информацию о наиболее популярных за этот месяц страницах. Посмотрим такую информацию в последнем номере — посещаемость сайта за июль, хотя в июле посещаемость всегда резко падает. Среди наиболее популярных — страницы с материалами переписей 1989, 1959, 1926 и даже 1897 годов. А страница-лидер — перепись населения 2010 года. Это же не государство заходит на наш сайт, это люди, которые интересуются состоянием общества, в котором они живут, его историей.

Еще одно нововведение, о котором говорит Росстат — микроперепись? Что это такое, и зачем она понадобилась?

Анастасия Пьянкова: Она и так проводится между двумя переписями, но не сплошная, а выборочная. Она охватывает только 5% населения. Очередная микроперепись прошла как раз в этом году, правда лишь с 1%-ным охватом. В октябре подведут ее итоги, и наши знания о стране пополнятся новейшими данными. Но каждый раз принимается индивидуальное решение о проведении микропереписи, возможно, теперь хотят узаконить ее регулярность.

Изменялись ли вопросы в переписных листах с течением времени?

Анатолий Вишневский: Каждый вопрос стоит денег. Когда переписной лист составляют, всегда сначала много предложений, но потом от части из них приходится отказываться. Некоторые вопросы сохраняются постоянно, может быть, слегка видоизменяясь, жизнь других очень короткая. При переписи 1937 года, по указанию Сталина, людей спрашивали, верующие они или нет, что противоречило всей мировой переписной практике. Для многих верующих людей ответить на такой вопрос в условиях открытого преследования религии было очень большой проблемой. Они боялись НКВД, но боялись и Бога. В итоге верующих все же оказалось больше, чем неверующих, чего Сталин, видимо, не ожидал. Больше это вопрос не задавали.

Но есть и другие вопросы, которые то появляются, то исчезают. Казалось бы, невинный вопрос о брачном состоянии людей. Есть стандартный перечень ответов: никогда не состоял в браке, состоит в браке, вдов(а), разведен(а). Но при проведении послевоенных переписей (в 1959 и 1970 годах) можно было дать только два ответа: состоит в браке или не состоит в браке. А сколько у нас было послевоенных вдов, мы так никогда и не узнаем. Еще один любопытный, тоже, казалось бы, невинный вопрос — о родном языке. Он всегда был в наших переписях, а в 2002 году почему-то исчез. Вместо этого спрашивали: Владеете ли Вы русским языком? Какими иными языками Вы владеете? В 2010 году вопрос о родном языке вернулся, но два предыдущих тоже остались. Согласитесь, было бы странно, если бы кто-либо из жителей России не владел русским языком, ведь степень владения не уточнялась. Зачем же было спрашивать? Зато на втором месте в 2010 году у нас оказались знатоки английского, французского и немецкого языков — свыше 10 миллионов человек — ведь и для них степень владения языком не уточнялась.

Задаваемые вопросы от переписи к переписи могут, конечно, меняться, но эти изменения не должны быть произвольными.

Одно дело, когда люди недопонимают вопрос или намеренно лгут, тем самым искажая результат, и совсем другое, когда результаты переписи фальсифицируются на уровне государства. Известно, что в советское время было много фальсификаций. Почему?

В советское время от численности населения многое зависело, включая зарплаты чиновников. Если в городе больше миллиона человек проживало, то и зарплаты были выше. В больших городах стали «тянуть» цифры. Думаю, и сейчас такие соображения имеют значение. Бывают и вопросы престижа, рост населения всегда считается показателем успеха. Когда перепись 2010 года обнаружила сокращение численности населения Ингушетии, это вызвало недовольство и сомнения руководства республики.

Классический случай из советского времени — перепись 1937 года. Она была признана неправильной и вредительской, потому что показала численность населения, меньшую, чем хотелось Сталину. Посадили всех руководителей переписи, некоторых расстреляли, и в 1939 году провели повторную перепись. Она показала то, что хотелось начальству, но споры о достоверности ее итогов продолжаются до сих пор. Почему Сталину нужна была другая цифра? Потому что он малая численность населения указывала на огромные потери от голода 1932-1933 годов, а тогда даже слово «голод» нельзя было произносить, его как бы и не было. В свою очередь, от того, как определяется численность населения в 1939 году, во многом зависит оценка военных потерь, потому что эта оценка дает исходную базу для сравнения.

Истинный размер этих потерь помогла бы оценить новая перепись населения, но Сталин не разрешил ее проводить. Первая послевоенная перепись прошла только через 15 лет после окончания войны, в 1959 году.

Проблема фальсификации результатов существует и сегодня?

Да, существует. Во время прошлой переписи был такой случай. Студенты нашей магистратуры по демографии, которые принимали в ней участие, обнаружили, что на их участке — дело было в Москве — производится вброс заполненных переписных листов, и сообщили об этом в Росстат. Там возмутились, прислали уполномоченного и долго гордились тем, что они пресекли злоупотребление. Но, думаю, это был не единственный случай такого злоупотребления, только его больше нигде не выявили — не везде же перепись проводили студенты-демографы. В чем был смысл появления заполненных листов? Хотели показать хорошую работу переписчиков? Районная управа хотела гордиться большей численностью населения? Просто привыкли к припискам всего? Мы не знаем. Но итоги переписей населения никогда не воспринимаются нейтрально, и это тоже не увеличивает доверия к переписи.

Вера Юрченко
корреспондент


В защиту выборов

Posted: 12 Sep 2016 01:01 AM PDT

Власть хочет несменяемости, а для этого ей нужен электоральный ритуал. Сопротивляться просто — достаточно прийти и проголосовать.

Советские десятилетия отложились в памяти общества десятками прямых и понятных лозунгов, а также бессвязных словосочетаний, которые ухитрились даже перейти в сознание тех, кто в советское время не жил, или, говоря опять же на языке советской песни, «то, что было не с ним, помнит».

Лозунг «Все на выборы!» занимает особое место в огромном списке. Логически он соседствует вот с какими словосочетаниями: «Победа коммунизма неизбежна», «Партия — авангард рабочего класса», «Нерушимый блок коммунистов и беспартийных», «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» и, наконец, «наказы избирателей». Все эти, извините за наукообразие, синтагмы содержат цепочку подтекстов. В каждом своем звене они логически противоречили прямому содержанию высказывания. Но вот своей совокупностью эта цепь психологически запрещала всему обществу даже задумываться об этом противоречии.

Первый подтекст: некая небольшая часть общества является (объявляется) его руководительницей. Эта часть даже и прямо называется «частью» — «партией», но именно она определяет ход жизни.

Правда, мы имеем дело, во-вторых, с «нерушимым блоком» этой партии и всех остальных граждан, т.н. беспартийных. Это выражение означает, что большинство общества или все население страны определяется по признаку невключения в правящее большинство.

Правда, по необъяснимой причине этому большинству зачем-то предлагается, в-третьих, в полном составе явиться на выборы для подтверждения аксиомы о нерушимости блока.

Правда, в-четвертых, задача и предмет неустанной работы партии — построение коммунистического общества, в котором отомрет не только государство как таковое, но и различение коммунистов и беспартийных, причем цель всей этой работы «неизбежна», поскольку цель эта является следствием действия единственно верного закона истории.

Эта цепочка сводится к гораздо более простой, без всяких воспоминаний об официальной советской версии марк­сизма (ленинизма, сталинизма и т.п.): «нитка с иголкой не спорит»; есть люди, «которые за нас все равно все решают, потому что им видней». «Мы — люди маленькие: сделаем как надо, как велят». На вопрос, зачем тогда вообще это слово «выборы», давали и такой ответ. Пусть и абсолютно фиктивные, поскольку в избирательных бюллетенях в советское время была напечатана одна-единственная фамилия кандидата от нерушимого блока коммунистов и беспартийных, выборы — это дисциплинирующая процедура и для «избирателей», и для «избираемых». Для избираемых это была инициация, симулирующая у них «чувство ответственности перед народом». Для избирателей это было плацебо, симулирующее у них ощущение, что они дали избранным некие «наказы», которые те отныне будут исполнять.

Для СССР было жизненно важно, конечно, и сохранение внешнего контекста происходящего в Советском Союзе: в глазах остального мира наша страна должна была сохранять главные признаки демократического общества, и без выборов тут обойтись было невозможно. Следовательно, их нужно было симулировать — в целом и в деталях.

Каждый, кто жил в советское время, добавит в мой список тогдашних мемов еще два: «бутерброд с красной икрой (в провинции — с колбасой и сыром)» и «народные гулянья». Первый означал, что за приход на избирательный участок можно было получить дешевую закуску, и это был знак уважения к «избирателю». А второй предполагал, что партия и советское государство знают: самочинно граждане большими группами предпочитают не собираться. Массовые сборища — походы на демонстрации солидарности трудящихся, встречи высокопоставленных визитеров, похороны вождей — были только отголосками старого, далекого опыта «маевок», «демонстраций» и — революций.

И тут мы вступаем в самую интересную для сегодняшней России ситуацию, отчего нарисованная Дмитрием Орешкиным (см. № 100 от 9 сентября) картина становится едва ли не важнейшим политическим документом этих дней, у которого есть несколько принципиальных отличий от ушедшей советской эпохи.

Первое отличие состоит в доступности информации о теле власти. Советские выборы были устроены так, что адресатом «агитации и пропаганды» были все. Но кто подавал сигналы? Совершенно безликий партийно-государственный аппарат, подбиравший «кандидатов в депутаты» по признаку фактической невидимости. Закамуфлированный под такого, как все, главный политический субъект был одет в своеобразный политический хиджаб, который обещал рай. Правда, не в загробной жизни, а чуть ли не вот-вот, за поворотом. Граждане получали всю полноту (фиктивной) информации через СМИ и были лишены возможности содержательно обсуждать эту информацию горизонтально.

Нынешняя атомизированность общества другого рода: граждане считают себя перекормленными сведениями о жизни людей, находящихся у власти или при власти. Медийная субъектность власти гипертрофирована до такой степени, что даже вполне образованные люди беспрестанно употребляют это слово: «власть» — и уже без старого эпитета «советская»! — применительно к очень заметной, пестрой, вызывающе разнузданной и довольно большой группе людей, которая, в отличие от «советской власти», не только нимало не озабочена выражением солидарности с «избирателями», но и даже специально подчеркивает свое монопольное право «решать вопросы» без какой бы то ни было оглядки на этих самых «избирателей».

Этот «субъект решения вопросов» многолик и многоглав, и бесконечные сообщения о нем подаются — не важно, в рамках продуманной тактики или по недомыслию — с необычайными подробностями, заставляющими все общество пребывать в так называемом «радужном состоянии сознания», при котором мгновенный переход от гнева к смеху, от слез к беспричинной радости парализует волю к действию. Непрекращающийся стеб в стиле Жириновского стал с начала 1990-х годов главным инструментом демонстрации властной субъектности.

Позднесоветская власть максимально пряталась от людей, нынешний многоликий и многоглавый субъект власти вынужден себя постоянно экспонировать. Почему? Да потому, что за советской властью стояла глобальная идеология. Эта власть позиционировала себя как невидимая и мощная длань всемирного движения за лучшее будущее человечества.

Современный российский субъект власти сохраняет общность с позднесоветским разве что в одном: да, он хочет обеспечить легитимацию своей несменяемости. Но, в отличие от позднего совка, он не может больше скрывать свое лицо за идеей. Современный российский субъект власти камуфлирует своим зримым присутствием, пестротой своих нарядов и самим обликом главных фигурантов как раз тотальную бессодержательность и пустоту своих задач, своих субъективных устремлений. Этот субъект «решает вопросы» и может выполнить конкретную задачу по отъему непредставимых материальных средств, но у него нет ни понятия, ни интереса накопленные средства приложить к сколько-нибудь внятной для населения цели. Вот почему главным инструментом политики для такого субъекта становится война. В любой форме — от разборок между головами властного субъекта внутри страны до выхода на мировую арену — с треском и громом, за которыми нет никакого положительного смысла для большинства граждан внутри страны.

На этом фоне операция «выборы» превращается для властного субъекта в неразрешимую проблему. Субъект должен получить мандат, но он не может допустить, чтобы обычные люди пришли на выборы даже с минимальной возможностью «избирать и быть избранным». Потому что уже за те несколько минут, в которые огромное множество людей должно оказаться в специально отведенных для этого местах, это множество может превратиться в политическое тело, как это показали московские демонстрации в 2011 году. Люди могут просто начать говорить. Обсуждать — хотя бы даже только то, что им показывают по телевизору. Вот почему вся официальная «избирательная кампания» кричит из телевизора на разные голоса: «Не ходите на выборы! Это — бессмысленная и вредная мура! Сходите на День города, напейтесь там, но только 18 сентября — не надо, ребята! Не для вас это!»

Пять лет назад, после фальсификации итогов выборов в Госдуму, были жестоко подавлены выступления на Болотной площади. С тех пор добровольных массовых выходов на улицы властный субъект не предусматривал вовсе. Но вот настал момент, когда люди, оказывается, обязаны исполнить свой гражданский долг. Даже если представить себе, что этот самый субъект пользуется поддержкой не 85, а, скажем, 60 процентов избирателей, этот властный субъект, конечно, все равно пройдет в Думу и будет там большинством. Но и люди в меньшинстве перестали бы чувствовать себя презренными изгоями и безропотно сносить оскорбления («пятая колонна», «оппы» и т.п.). А это — начало конца вот уже двадцатилетней несменяемости власти в Российской Федерации. Власти, которая становится все опаснее для населения своей страны, поскольку Российская Федерация незаметно стала враждовать со всем цивилизованным миром.

Дмитрий Орешкин говорит о необходимости «защитить (и, по возможности, очистить) сам механизм электорального воздействия граждан на власть». Он совершенно напрасно, мне кажется, противопоставляет здесь «европейское» — «азиатскому». Россию как раз важно понять на фоне других стран Азии, вероятно, более близких ей по государственному устройству, от Китая до Таиланда, более близких, чем соседние Польша или страны Балтии.

Но в главном Дмитрий Орешкин абсолютно прав: нынешний субъект российской власти напуган самой возможностью участия в выборах большинства вменяемого населения страны, потому что сама вероятность свободного волеизъявления ударит по самым отвратительным и всем очевидным признакам современного российского государства — коррупции и безнаказанности, милитаризма и мракобесия.

Дмитрий Орешкин говорит, что прийти на выборы «не страшно, не трудно и абсолютно законно».

Не могу с этим полностью согласиться. Я бы сказал, что идти на выборы абсолютно законно, но как раз по этой причине и довольно страшно, и довольно трудно.

Трудность в том, что даже многие в остальном грамотные люди с упорством, достойным лучшего применения, повторяют мантру «нельзя сотрудничать с нелегитимной властью». При этом, как прекрасно показал Орешкин, сотрудничеством с нелегитимной властью является как раз отказ от участия в выборах.

Почему — страшно? Потому что любое участие в выборах на стороне оппозиционных партий может быть квалифицировано в текущем российском контексте как экстремизм. А участие в выборах — законных и предписанных Конституцией! — может считаться прикрытием «майдана». Каждый должен понимать это, может испытывать страх, но может и преодолеть его ради более высоких ценностей.

В отличие от позднесоветской тошнотворной безнадеги сегодня трясущиеся поджилки можно унять, зайдя на сайт www.narizbir.com и получив доступ к системе наблюдения за выборами поближе к месту жительства.

А тем, кто не хочет светиться в соцсетях, скажем на знакомом им языке: «Все на выборы!» Будущее — в ваших руках.


«60% российских избирателей считают, что общественный контроль над выборами снижает число нарушений»

Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра — о проекте «Народный избирком»:

В нашей стране результаты выборов — вопрос не технический, а высокополитизированный. По данным, которые мы получаем перед каждыми выборами, не менее четверти избирателей убеждены, что выборы будут «нечестными», поэтому все средства верификации результатов нужно использовать.

В прошлом бывало так, что социологические исследования показывают один результат, а избирком — другой, и граждане должны решать, кому верить. Часть людей, это понятно, просто предпочитают не ставить под сомнение официально объявленные результаты. Интереснее другое: значительная часть тех, кто сомневается в честности и прозрачности выборов, все равно эти результаты принимает. На вопрос: «Удовлетворены ли вы полученными результатами?» — отвечает «да» и часть тех избирателей, которые считали, что на выборах были фальсификации. Их позиция такая: раз уж сказали, что вот эти люди избраны, то, значит, им и быть депутатами. Эти люди не только не связывают результаты выборов с тем, как проходит электоральный процесс, но они — и это главное — не связывают свое существование с тем, какие кандидаты ими избраны. Они вообще не считают, что их жизнь зависит от того, какой у нас парламент и как он себя ведет.

Многих удивляет, как можно основывать прогноз исхода выборов на опросах: ведь часть людей социологам говорит одно, а на избирательном участке делает другое, очень многие принимают решение в последний момент. Но отклонения в одну сторону гасятся отклонениями в другую, и в общем и целом мировая электоральная социология научилась давать достаточно надежные прогнозы.

В нашей стране у социологии есть еще одна функция — контролировать официально объявляемые результаты выборов. Надежным инструментом контроля в этом случае являются проводимые на выходе с избирательных участков экзитполы. Но в наших обстоятельствах бывает, что итоги экзитпола его организаторы предпочитают не обнародовать, чтобы не иметь проблем с властями, которые объявляют совсем иные результаты. Еще один вид контроля — тот, который осуществляют общественные организации. У многих нет доверия ни к официальным результатам, ни к электоральной социологии, но почти 60% российских избирателей считают, что общественный контроль может существенно уменьшить нарушения при проведении выборов.

Гасан Гусейнов
филолог, историк культуры

Полковничья баллада

Posted: 12 Sep 2016 12:01 AM PDT

Трудно сделать подобные бабки, даже если работать в ЧК.



Вот нашли у полковника девять миллиардов российских рублей. Что с рублями полковнику делать — не могу угадать, хоть убей. Будь он трижды талантливым малым (кто же видел мента в нищете?) — я не знаю, откуда набрал он этот кэш в управлении «Т». Трудно сделать подобные бабки, даже если работать в ЧК. То ли он шантажировал банки, то ль держателем был общака — и родной журналистики барды повторяют свое бла-бла-бла: это сколько ж на те миллиарды можно всякого сделать добра! Утолить иссушающий голод у глухих крокодилистых вод; содержать вымирающий город, где закрылся цементный завод; сделать Волгу длинней иль короче, всю Луну луноходом вспахать; пять трамплинов отгрохать бы в Сочи (но зачем их там, собственно, пять?); сделать сад из засушливой Гоби, жахнуть Киеву страшную месть, при желании даже — о боги! — десять корги на выставку свезть… О, как можно попасть на скрижали — даже в наши убогие дни! Если б в сейфе они не лежали, как могли бы работать они! Иль потратить красиво и с риском — так кутнуть, чтобы древний Лукулл в непотребстве своем древнеримском одобрительно, страстно икнул! Хоть бы сделать роскошное селфи у подножья валютной горы… Но ведь все это пряталось в сейфе, и никто не видал до поры. (Говорят, что полковник допрошен — я в газетах об этом читал: капитал ему вроде подброшен… Но подбросить такой капитал?!) Как душа офицера кромешна! Как Россия его родила?! Эту сумму изымут, конешно, и на добрые пустят дела: и на выплату пенсий несметных, и на плитку родных площадей… А быть может, запрут ее в сейфах, но уже у хороших людей.

Вот другой, и опять же полковник. На счетах его скромно висят миллионов сто сорок покорных, а с приезжими сто шестьдесят. Он пустил бы их, может быть, в дело, но его убежденья тверды: может только глядеть отвердело и держать. Ни туды ни сюды. Патриотов четыре колонны, есть и пятая, так ее так… Как он сделал свои миллионы? Вероятно, вручили общак: больше некому было доверить. Усадили владеть — и вперед! Он бы рад их, конечно, похерить, но живучий попался народ. Молью траченный, ежели честно, и беззубо грызет удила, — но коль меньше бояться за кресло, можно было бы делать дела! Если руки не связывать сдуру, если цепь отпустить хоть на треть — можно было бы сделать культуру, грипп ущучить, на Марс полететь, сделать сад из цветущего ада, понаделать гвоздей из людей…

Но полковнику это не надо. Он не гений, но он не злодей. Он, по сути, не Цезарь, а квестор, вопреки голосам сволочей: он хранитель, но он не инвестор, казуист, архивист, казначей. И каких возмущений ни сейте — но, боюсь, наша общая мать так и вымрет в полковничьем сейфе.

Не самим же себя изымать?

Дмитрий Быков
обозреватель «Новой»


Как мы провели эту кампанию

Posted: 11 Sep 2016 11:02 PM PDT

Выборы в Думу состоятся в ближайшее воскресенье, так что это последнее «письмо из редакции» перед ними. Признаем: предвыборная кампания оказалась именно такой, как ее проектировали власти. Тихой, спокойной и незаметной. Ставка на перенос выборов на сентябрь блестяще себя оправдала. Об экономических проблемах и безрадостном будущем граждане России задумаются уже после 18 сентября, сейчас на повестке дня — последние летние отпуска и завершение дачного сезона. Власти успешно разминулись со зреющим в стране социальном протестом, отложили его на потом и добились того, что он не стал частью кампании. Политические партии не захотели или не смогли политизировать ростки отчаяния, начавшие заявлять о себе в отдельных регионах: голодовку шахтеров в Ростове, марш фермеров на Москву.

Кампания оказалась не только короткой, но и осторожной, экономичной, проведенной откровенно в полсилы. Большое количество граждан смогли прожить последние месяцы, так и не узнав, что в стране проводятся какие-то выборы. Как писала корреспондент «Новой газеты» в Санкт-Петербурге Александра Гармажапова, кандидаты вынуждены экономить даже на черном пиаре — а уж такого не было в истории российской демократии никогда. Ставка на возвращение смешанной политической системы тоже прекрасно себя оправдала. У неугодных кандидатов, выдвигающихся по округам, просто не хватало средств на ведение полноценной кампании. Почти любую неудачу «Единой России» и ее лидера Медведева на федеральном уровне можно будет безболезненно компенсировать за счет серии убедительных побед одномандатников.

Удивительно, но в этих условиях в демократическом лагере находятся голоса, которые предлагают подыграть властям и на выборы не ходить, «чтобы ничего не легитимировать». Эти голоса становятся все более громкими именно тогда, когда ПАРНАС, приблизившийся, согласно данным источников «Новой», к проблемной для властей отметки популярности в 3% (порог перехода партии на госфинансирование), чуть было не сняли с выборов по заявлению лояльной Кремлю «Гражданской платформы».

Эти голоса полностью игнорируют простейший аргумент: интересы «неходяев» (термин Дмитрия Орешкина) полностью совпадают с интересами властей в этой кампании. Игра по дальнейшей «демобилизации» электората, настойчивые и навязчивые объяснения, почему эти выборы совершенно не важны, идут в две руки: части оппозиции сейчас так же «неинтересно», как и властям. Мотивация последних прозрачна. Что может быть для начальника менее интересным, чем процедура, которая рано или поздно выкидывает его из кресла? Мотивация «неходяев» связана, пожалуй, с разочарованием и отчаянием.

Общественное пространство в стране сокращается ежедневно. Уничтожаются СМИ, сокращаются академические свободы, идет атака на НКО, на свободу совести и свободу собраний. В нынешнем виде выборы остаются одним из немногих общественных институтов (которые все еще продолжают существовать), в котором свобода волеизъявления граждан явлена зримо. Потеряв их, мы будем жалеть о нынешней пассивности и апатии. Если мы хотим жить в России, мы должны участвовать в электоральной политике. Чтобы зафиксировать наше глубокое непочтение происходящему. И чтобы увидеть, что мы существуем, а общество живет, несмотря на морок, опускающийся на одну седьмую части суши.

Кирилл Мартынов
редактор отдела политики

У Хиллари Клинтон диагностировали пневмонию

Posted: 11 Sep 2016 10:36 PM PDT

У кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон диагностировали пневмонию, сообщила ее лечащий врач Лиза Бардек, слова которой приводит в своем твиттере журналист CNN Дан Мерика.

«У экс-госсекретаря Клинтон был кашель, связанный с аллергиями. В пятницу при плановом обследовании, проведенном в связи тем, что кашель был уже давно, у нее диагностировали пневмонию. Ей выписали антибиотики, рекомендовали отдыхать и скорректировать график», — рассказала врач, отметив, что в настоящее время Клинтон чувствует себя лучше.

Однако вслед за этим последовало другое сообщение — Клинтон отменила поездку в Калифорнию, которая должна была состояться 12 и 13 сентября. Как отмечает Reuters, изменение в графике связано с состоянием здоровья кандидата в президенты США.

Накануне во время траурных мероприятий в память о жертвах терактов 11 сентября 2001 года Клинтон почувствовала себя плохо. Она покинула церемонию раньше, чем планировалось.


СК изъял документы в главном управлении Центробанка в Москве

Posted: 11 Sep 2016 10:14 PM PDT

Сотрудники Следственного комитета России (СКР) и бойцы ОМОНа провели выемку документов в офисе главного управления Центробанка в Москве (ул. Балчуг, 2), сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к банку, а также сотрудников регулятора и СКР.

По данным издания, документы изъяли в пятницу, 9 сентября. По словам одного из сотрудников банка, выемка связана с ситуацией в Международном акционерном банке (МАБ).

Собеседник издания отметил, что на его памяти впервые в банк пришли следователи с ОМОНом.

«Странно, что потребовалось непосредственное участие сотрудников СКР и выемка документов. Как правило, ЦБ предоставляет органам такие вещи по запросу», — сказал он.

В пресс-службе банка заявили, что «следственные мероприятия» проводились «в отношении отдельных сотрудников Банка России» и результаты пока не известны. От более подробных комментариев в ЦБ отказались. Другой источник издания, близкий к сотрудникам банка, также сообщил, что следователи интересовались нарушениями именно сотрудников ЦБ.

Центробанк отозвал у МАБа лицензию 3 февраля этого года  из-за нарушения банковского законодательства и нормативных актов Банка России при оценке кредитного риска. Позднее Агентство по страхованию вкладов сообщило, что выплатит вкладчикам лишенного лицензии МАБ около 26,8 млн рублей.

Как отмечают «Ведомости», отзыв лицензии обернулся очередной потерей для бюджета, поскольку выяснилось, что из банка исчезло более 6 млрд руб. ФГУП «Алмазювелирэкспорт».

Напомним, бывший топ-менеджер «Алмазювелирэкспорта» Виктор Афонин и его брат Борис обвиняются в хищении средств МАБ в виде кредитов на сумму более одного миллиарда рублей. Возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ, фигурантам грозит лишение свободы на срок до 10 лет.

По версии следствия, в период с 2007 по 2011 годы братья незаконно завладели средствами на сумму 530 млн рублей и $9,5 млн. Пользуясь подконтрольными фирмами Афонины заключали с МАБ кредитные договоры под гарантии депозита «Алмазювелирэкспорта».

Символ победы добра над злом

Posted: 11 Sep 2016 01:01 PM PDT

О деятельности Соловецкого музея и монастыря по изучению и популяризации духовного и культурного наследия беломорского архипелага.


Фото: РИА Новости

В выпуске «Новой газеты» от 15 июля 2016 г. напечатана статья «Гламурный ГУЛАГ» А. Солдатова. В ней он затрагивает важные вопросы, связанные с осмыслением новейшей отечественной истории. Однако критический характер публикации не позволяет читателю составить полноценное представление о деятельности Соловецкого музея и монастыря по изучению и популяризации духовного и культурного наследия беломорского архипелага. Взгляд изнутри, как представляется, не менее интересен, чем внешняя оценка.


Имея достаточное представление о характере деятельности и участвуя в ряде проектов Соловецкого музея и монастыря, позволю себе порассуждать о реалиях святого места, память которого одинаково ценна для всех, кто интересуется историей политических репрессий и безбожных гонений.

Прежде всего непонятно, зачем на основании слухов пытаться опорочить семью Святейшего патриарха Кирилла, дед которого якобы «под угрозой проклятия запретил своему сыну Михаилу (отцу теперешнего патриарха) становиться священником «красной» Московской патриархии». Соловецкий узник Василий Степанович Гундяев, который в общей сложности провел 18 лет в ссылках и лагерях, был священником Московской патриархии. Его рукоположение состоялось в середине 1950-х годов, он общался и с патриархом Сергием (Страгородским), и с патриархом Алексием I (Симанским). Все это относится к разряду доступной информации, и непонятно зачем автор статьи прибегает к «преданиям благочестивых петербуржцев».

Читайте также:  Гламурный ГУЛАГ

Ряд сведений в публикации вызвал несогласие тех, на кого ссылается ее автор. Например, во время обсуждения статьи «Гламурный ГУЛАГ» упоминаемая в ней сотрудница Соловецкого музея-заповедника О.В. Бочкарева заявила: «Лживость заявлений в статье от моего имени начинается с названия отдела, в котором я проработала 15 лет …»(Это действительно фактическая ошибка, за которую автор и редакция приносят извинения. Был отдел «Истории ХХ века».Ред.)

В свете сказанного странно смотрятся обвинения музея и монастыря в фальсификации истории, на что прямо указывает подзаголовок материала («Паломникам и туристам теперь предлагают новую, «благочестивую» версию того, что происходило на островах смерти в 1920—1930-х годах»), в котором, к сожалению, не нашлось места для рассказа о положительной деятельности по изучению и популяризации событий недавнего прошлого на Соловках.

Между тем, такая деятельность ведется согласно видению Святейшего патриарха. «Хорошо было бы, чтобы здесь, на Соловках, был создан общенациональный центр по изучению всего подвига Русской церкви в ХХ веке, подвига мучеников и исповедников. Я не представляю себе лучшего места для этого», — сказал он во время беседы с попечителями обители в августе 2009 года.

Хотелось бы упомянуть лишь некоторые проекты, масштаб которых, как представляется, не позволяет судить о происходящем в Соловках в категориях «гламурности». Среди них можно отметить передвижную выставку «Соловки: Голгофа и Воскресения», благодаря которой сотни тысяч людей смогли соприкоснуться с историей и святынями беломорской обители. В июне 2016 года во второй раз прошла международная научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», собравшая известных ученых и родственников заключенных. В рамках научного форума был представлен четвертый том книжной серии «Воспоминания соловецких узников», работа над которой также объединяет усилия сотрудников академических центров и общественных организаций. Выступая в качестве авторов вступительных статей, они раскрывают особенности жизненного пути и творчества соловецких мемуаристов, среди которых представители разных сословий, этноконфессиональных групп, политических партий и жизненных убеждений. В дни проведения конференции состоялась презентация интернет-проекта «Русское духовенство в ХХ веке», нацеленного на строго документальное изучение жизни православного духовенства и членов их семей

Все это наглядная, но неполная иллюстрация совместной деятельности представителей светской и церковной науки, которая оставляет мало места для рассуждений о негативных последствиях совмещения архимандритом Порфирием (Шутовым) должности директора Соловецкого музея-заповедника и игумена Соловецкого монастыря. Надо сказать, что упоминаемая в статье ЮНЕСКО никогда не выступала против подобного подхода, который реализуется и на других объектах Всемирного наследия, и не является чем-то противоречащим общемировой практике. Эксперты ЮНЕСКО даже разработали специальный термин «Living heritage», который определяет существование религиозных объектов, где удалось сохранить богослужебную деятельность. Подобного рода статус в настоящее время разрабатывается и в нашей стране.

В свете сказанного разговоры о некой «гламурности» в изучении истории ГУЛАГа не вписываются в церковный контекст проводимой на Соловках работы. И называть фальсификацией то, что не соответствует твоей собственной трактовке исторических событий или мироощущению, — наверное, значит лишать собеседника права голоса. На это в одном из своих интервью обратил внимание благочинный Соловецкого монастыря, куратор проекта «Русское духовенство в ХХ веке» архимандрит Ианнуарий (Недачин). «Проблема, возникает не из того, что церковь мало делает для изучения новейшей истории, а из того, что у нас, церковных людей, ракурс изучения новейшей истории Отечества несколько иной, чем у многих людей светских. Для нас в изучении этой истории все же самое главное — увидеть победу добра над злом, несмотря на то, что значительная часть общества предала себя тогда греху и служению злу, доверилась тем, кто были проводниками злой воли. … И Соловки для нас, прежде всего, являются символом именно этой победы, хотя в определенный период было как будто очевидно, а для многих таким остается и сейчас, что Соловки — наоборот, символ безусловной победы зла над добром, бесчеловечности над человечностью. Как и другие самые важные вопросы, эти вещи упираются в понятия мировоззренческие».

Возможно, в рамках антиклерикального мировоззрения кому-то и хотелось бы рассматривать Соловецкий монастырь в качестве политизированного мемориала жертвам политических репрессий. Но Соловки были и остаются местом, где, прежде всего, скорбят обо всех участниках недавних трагических событий и молятся обо всех соотечественниках, памятуя о том, что, только пребывая в согласии, можно избежать той ненависти и братоубийственных разделений, в которые наше общество было ввергнуто в эпоху русской революции, Гражданской войны и политического террора.

Священник Вячеслав УМНЯГИН,
ответственный редактор книжной серии
«Воспоминания соловецких узников».


Чума во время пира

Posted: 11 Sep 2016 12:01 PM PDT

К тайфуну Приморье оказалось не готово, хотя тайфуны здесь — обычное дело.


Два события минувшей недели в Приморье — Восточный экономический форум и потоп, вызванный тайфуном «Лайонрок», — слились в одно. Неожиданным итогом ВЭФа стали не только протоколы о намерениях, но и разрушенные дороги, смытые деревни, погибшие люди. Тайфун стал фоном и изнанкой международного форума. Если рядовые приморцы восприняли потоп как беду, расхлебывать которую придется не один год, то зарубежные гости получили повод задуматься о непредсказуемости дальневосточного климата, включая инвестиционный. Одна из составляющих последнего — готовность властей к стихиям разного рода. Приходится констатировать, что к тайфуну Приморье оказалось не готово. Хотя тайфуны здесь — обычное дело.


Мост около села Кроуновка после наводнения.  Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Внеочередное заседание приморского Законодательного собрания, созванное в минувший вторник, отличалось необычной для нынешних «вертикализованных» времен остротой дискуссий. На повестке дня стояли два вопроса: поправки в краевой бюджет 2016 года и принятие закона о поддержке граждан, оставшихся из-за тайфуна без крова. Было решено выделить 350 млн рублей приморцам, потерявшим имущество в результате потопа, и еще 150 млн для приобретения или строительства жилья тем, чьи дома признаны непригодными для проживания. Пока таких семей насчитывается 79, но этот список, вероятно, вырастет.

Оба закона приняли, хотя и с трудом. Упомянутые 500 млн нашли в бюджетных строках, касающихся выплаты детских пособий, а также поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и сельских педагогов в области оплаты услуг ЖКХ. Это вызвало недовольство депутатов-оппозиционеров. Однако первый вице-губернатор Усольцев пояснил: ни у кого ничего не забирают. 500 млн — это средства, сэкономленные в результате сокращения числа получателей детских пособий и введения льготных тарифов на тепло.

Депутат-коммунист Артем Самсонов предложил отменить проведение во Владивостоке Летнего кубка КВН, а выделенные на это 45 млн рублей направить на помощь пострадавшим:

— Над чем смеяться — как утонули люди, как дома сносило? Не надо устраивать пир во время чумы!

Единороссы обвинили Самсонова в популизме и объяснили, что деньги уже выплачены и возвращены быть не могут. А единоросс Игорь Чемерис напомнил, что даже в годы войны агитбригады ездили по фронтам. Тогда коммунист предложил направить команды КВН в Тернейский район Приморья — на восстановление дорог.


Фото: Михаил Почуев / ТАСС

Депутат Петр Журавлев спросил, как Приморье готовилось к тайфуну. Усольцев ушел от прямого ответа:

— Как готовился край — наверное, сейчас не очень актуально докладывать… Одно нужно отфиксировать: данный тайфун был такой мощности, что к нему невозможно было в принципе подготовиться. Пострадали те районы, которые никогда не страдали.

С Усольцевым можно поспорить. Так, начальник приморского управления МЧС полковник Олег Федюра погиб при переправе на КамАЗе через реку Павловку в затопленном Чугуевском районе, о наводнениях в котором писал еще Александр Фадеев в повести 1923 года с подобающим названием «Разлив».

Депутат Константин Межонов поинтересовался, на чьем балансе стоят прорванные водой дамбы:

— Они переданы в ведение края или нет? Мы не извлекли уроков из трагедии в Уссурийске! — напомнил он о прошлогоднем наводнении в Приморье.

Усольцев сообщил, что гидротехнические сооружения либо находятся в собственности муниципалитетов, либо вообще бесхозные.

— Мы их оформляем, хотим передавать муниципальным образованиям, но горячего желания у них нет, — заявил Усольцев (надо понимать, что у краевых властей горячего желания возиться с дамбами тоже нет).

Депутат Сергей Сопчук предложил разработать специальную программу по защите от наводнений:

— В Приморском крае климат не изменится, у нас всегда будут тайфуны…

Приморскому наводнению присвоили статус ЧС федерального масштаба. Уже принято решение о выделении Москвой дополнительных 1,2 млрд рублей на восстановление инфраструктуры пострадавших районов и еще 719 млн на компенсации за утраченное имущество. Деньги, продукты и вещи пострадавшим собирают и рядовые приморцы, а также жители других регионов.

Василий Авченко
Собственный корреспондент,
Владивосток


Любовь и гении

Posted: 11 Sep 2016 11:01 AM PDT

Кипение страстей под бумажной обложкой.

Три книги с эпистолярными диалогами «замечательных людей» лежат в магазинах с обманчиво скромными обложками. Достаточно заглянуть под любую из них, чтобы столкнуться с кипением страстей. Нет ничего интереснее любовных писем. Там, где корреспонденты на пределе, не скрывают чувств, используя интеллект и силу убеждения на максимуме возможного. Что уж тогда говорить о «культуре чувств» самых что ни на есть выдающихся философов, поэтов и ученых? Сборники писем, представленные в этой подборке, показывают самые разные любовные конфигурации — учителя и ученицы, поэтов, говорящих друг с другом на равных, а также двух однокурсников филфака, настигнутых чувствами десятилетия спустя, уже после того, как один из них стал ученым с мировым именем.

Хайдеггер и Арендт. Учитель и его ученица

Они познакомились в 1925-м, когда Ханна, студентка Марбургского университета, слушала его лекции. Мартин увидел ее в толпе и выделил, встретившись с пронзительным взглядом. Воспоминание об этом обжигающем душу событии он сохранит на всю жизнь. Между ученицей и учителем вспыхивает роман, состоящий из тайных встреч у нее в мансарде (дома у него жена и двое сыновей). Первое письмо в книге «Издательства Института Гайдара» (2016), обращенное дорогой фрейлейн Арендт, — его: это договоренность об очередной встрече и уточнение: «Между нами все должно быть предельно ясно и чисто. Лишь тогда мы будем достойны того события, каким оказалась наша встреча. То, что Вы стали моей ученицей, а я — Вашим учителем, есть только внешняя причина того, что произошло с нами…» Впрочем, уже следующее письмо, написанное через 11 дней, начинается совершенно иначе: «Дорогая Ханна! Почему любовь богаче других человеческих возможностей и сладостным бременем ложится на охваченных ею? Потому что мы сами превращаемся в то, что мы любим, оставаясь самими собой…»

Ответных писем Арендт той поры не сохранилось. Хайдеггер, видимо, прятал их от жены или считал не важными: биографы утверждают, что Ханна была не единственной связью герра профессора на стороне. Арендт же письма сохранила, несмотря на перипетии военного времени, бегство и эмиграцию. Невозможность обладать любимым (антураж тайных встреч напоминает соответствующие главы романа «Стоунер» Джона Уильямса, с той разницей, что любовники — не ординарные гуманитарии, но два величайших мыслителя ХХ века) и отсутствие каких бы то ни было перспектив действует на Арендт разрушительно. И тогда она переводится в ученицы к Ясперсу.

Хайдеггер ведь это же один сплошной соблазн. Это он ее долго и в упор не видит, а Ханне масштаб Хайдеггера очевиден с самого начала (любовь к великому человеку — особое, испепеляющее чувство, требующее полной самоотдачи), а способ его философствования, породивший армию подражателей, пленяет даже сильнее, чем личность. Можно поражаться силе Арендт, через сопротивление учителю и постоянный диалог с ним сумевшей построить собственную философскую систему. Оригинальную, новаторскую.

Идеальная любовная переписка, где чувства сопровождают и аранжируют массу других глубоких тем. Лучше философов об эмоциях говорят разве что поэты. Зато философы точнее. Они, впрочем, такие же поэты и есть. Просто метафоры у них фундаментальнее, тщательнее разработанные.


Целан и Бахман. Поэтическое равенство

Ей было 22, ему 28. Вена, 1948 год. Только что закончилась война, в которой Пауль Целан потерял родителей в концлагере. Сам он был заключен в трудовой лагерь, откуда попал в СССР (Бессарабия стала советской), оттуда уехал в Бухарест, затем вот в Вену. Здесь он и встретил, на пути или по пути, молодую, талантливую и, ему под стать, замороченную девчушку Ингеборг Бахман, с которой провел несколько счастливых недель, изменивших всю ее судьбу, а его не изменивших.

Потому что уже тогда Целан окуклился внутри своих травм и потерь, внутри черной дыры нездоровья, откуда постоянно доносятся шорохи и стоны — сигналы, напоминающие писк спутника Земли, доносящегося из открытого космоса.

«Мое молчание, наверное, понятнее, чем твое, потому что тьма, которая навязывает его мне, старше…» Даже в молчании они не равны.

Дальше он едет в Париж, она остается в Вене, но очень хочет к нему. Пишет постоянно письма (Пауль отмалчивается или отделывается отписками), стремится приехать в гости или насовсем. Но она ему будто бы не очень нужна. Занятый своим сокровенным, переливающимся через края стихотворений, он «тупо» ее не видит. Не замечает. Относится как к помехе, сопровождающей понимание, — ведь она, как поэт, близкий по эстетике, понимает его тексты изнутри и как может пропагандирует. Сначала среди знакомых, затем — среди слушателей (Бахман работает тогда на радио). И тогда они ссорятся, вновь навсегда рвут.

В этой части переписки, изданной «Ad margenem» (2016), Пауль и Ингеборг более всего похожи на персонажей Хулио Кортасара из «Клуба анонимных невротиков». Похожих на них по стилю, как жизни, так и слегка приджазованного писания, существующих у бездны на краю и ходящих по лезвию бритвы в постоянном предчувствии собственной гибели.

Письма двух поэтов переполнены предсказаниями и даже пророчествами. Не случайно стихотворение Целана, написанное в относительно благополучном 1951-м и приложенное к очередному замирительному письму, называется «Вода и огонь».

Позже Целан прыгнет в Сену с моста Мирабо. Бахман сгорит в домашнем пожаре римской квартиры. Точнее, получит сильные ожоги, несовместимые с жизнью, и через полмесяца скончается в больнице.


Лотман и Сонкина. Бывшие соученики

Первые рецензии на книгу Фаины Сонкиной «Юрий Лотман в моей жизни: воспоминания, дневники, письма» («Новое литературное обозрение, 2016), вышедшей в серии эпистолярных документов, ставит рецензентов в тупик. Очень уж сложно выбрать правильный тон для рассказа о чувствах знаменитого тартуского профессора и ученого-семиотика к университетской одногруппнице, пронесенные через десятилетия. Это вам не Хайдеггер с Арендт и даже не Целан с Бахман, но фигура, самая что ни на есть родная и практически священная. Как писать о личной жизни, ну, скажем, матери Терезы или Дмитрия Сергеевича Лихачева, избегая ложной сусальности и интонаций таблоидов? Научный и человеческий авторитет Лотмана всегда был безупречен, и надо отдать должное аккуратным, тактичным воспоминаниям Фаины Сонкиной, — она сделала все, чтобы рассказать правду о любимом, не затронув его посмертной репутации.

Все, причастные к тартуским мирам, знали о его семейном и научном союзе с Зарой Григорьевной Минц, выдающимся исследователем и толкователем творчества Александра Блока и всего Серебряного века. Многие так их и воспринимали, единым, чувственно-рациональным целым. Теперь оказывается, что помимо жены долгие годы Юрий Михайлович был верен еще одной женщине, сватался к которой еще в университете. Но, получив отказ, ушел с головой в жизнь с другими людьми, чтобы много лет спустя встретить студенческую любовь на встрече выпускников и заболеть красавицей Фаиной по новой…

Право на высказывание, а также обнародование мемуаров и писем Сонкиной поддержано авторитетом другого безупречного человека — Бориса Егорова, соратника и близкого друга Лотмана, бывшего свидетелем красивых и крайне непростых отношений двух немолодых уже людей. Этот выдающийся 90-летний ученый, сам опубликовавший вместительный том переписки с Юрием Лотманом, нашел время для подготовки комментариев и к этой книге. Следовательно, согласился с публикаторами (материнские бумаги довела до печати Марина Сонкина, посвятившая сборник маме и «светлой памяти моего учителя Ю.М. Лотмана») в том, что «похоронить то, что мне известно о нем, я считаю неразумным». 92 неизвестных, впервые опубликованных письма ученого (плюс честные, искренние и безыскусные воспоминания о нем) — это, конечно, сенсация. Однако мир, в котором продолжает существовать гений Лотмана, лишен и налета желтизны даже сегодня.

Дмитрий Бавильский,
The Art Newspaper Russia, —
специально для «Новой газеты»


Полицейские в Москве остановили машину из открывшего стрельбу свадебного кортежа

Posted: 11 Sep 2016 10:01 AM PDT

Московские полицейские остановили автомобиль, объявленный в розыск, после сообщений очевидцев о свадебном кортеже, открывшем стрельбу, передает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу столичного управления МВД.

«В ходе проводимой проверки сотрудниками ГИБДД разыскиваемая машина была обнаружена и остановлена на улице Покровка в центре Москвы», — рассказал собеседник агентства.

Сейчас полицейские опрашивают водителя и пассажиров автомобиля.

Ранее агентство «Москва» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что на Каспийской улице был задержан другой автомобиль из кортежа — Porsche Panamera, пассажир которого открыл стрельбу. Задежание произошло на Новоцарицынском шоссе у контрольно-пропускного пункта парка «Царицыно».

По словам источника, в кортеже были автомобили марок Bentley, Maybach и три Porshe. Кортеж двигался по Ленинградскому проспекту в сторону центра. В связи с инцидентом полиция объявила план «Перехват».


Хвост и его хранилище

Posted: 11 Sep 2016 09:01 AM PDT

Репортаж из Челябинской области, где наконец сформировался запрос на экологию.


Коркинский разрез, самый глубокий в Евразии угольный карьер, собираются засыпать: уголь самовозгорается и дымит. Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»

О Томинском ГОКе — крупнейшем горно-обогатительном комбинате, строительство которого запланировано на постсоветском пространстве, — заговорили в 2012 году. Уже в 2014-м должны были начать копать карьер, но на месте будущего предприятия до сих пор чистое поле. Местные жители хотят, чтобы на поле росла картошка, а не добывалась медь. В промышленной Челябинской области сформировался запрос на экологию.

Ветер в Челябинске чаще всего дует с юга и юго-запада — на этих направлениях до сих пор почти не было производств. А вот в остальных частях издавна промышленной области работают крупные предприятия, и когда несёт с них, в городе бывает и смог, и неприятный запах. Томинский ГОК «Русская медная компания» (РМК) собирается построить как раз к юго-западу от Челябинска, всего в 15 км от города. Томинское — одно из крупнейших месторождений медно-порфировых руд в России. «Это самый крупный горно-обогатительный комбинат, который будет построен «с нуля» на территории постсоветского пространства», — пишет РМК на своем сайте.

Жители волнуются, что производство будет расположено слишком близко к городу — примерно в пятнадцати километрах. «Если бы наукоемкое производство было, другое дело. А так — раскопают, всё из земли достанут и уйдут», — говорит Василий Московец, один из лидеров движения против ГОКа: его дача окажется совсем рядом с комбинатом. Он привез меня на место, где встанет проходная предприятия: пока тут сельская дорога, шумят сосны. Лес пойдет под вырубку. Еще год назад он был неприкосновенен как защищающий Челябинск, но статус защитного леса отобрали. На месте ямы для отходов производства — так называемого хвостохранилища — пока растет березовая роща, а на месте рудника — поле.

«Лет двадцать это поле стоит пустое, — вспоминает Татьяна, почтальон в деревне Томино. Когда-то на этом месте был совхоз, где она работала: то в столовой, то на сборе овощей. — Нет, раньше мы хорошо жили: у нас и магазины, и клуб был, и библиотека. Никакого пустыря, все застроено было. Все работали. А сейчас и работать некому».

Деревня стоит полупустая: молодежь уезжает поголовно. Тут живет всего один первоклассник — он учится в соседнем селе Томинском, туда ведет грунтовка в таких ямах, что в слякоть вообще не проехать. Взрослые дочь и сын Татьяны тоже рвутся уехать, ждут, когда их переселят: деревня планируется под снос из-за ГОКа. Ждут давно: строительство всё откладывают. «А я — за то, чтобы остаться, — говорит Татьяна. — А что, свет у нас есть, вода есть… Вот, правда, магазинов нет».


На этом поле в советские времена выращивали картофель. Теперь вместо него будет рудник. Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»

Налоги или убытки

В 2014-м набрало силу движение против Томинского ГОКа. Активисты проводят митинги, собирают подписи (отвезли 108 тысяч в администрацию президента), а еще предложили альтернативу — восстановить этот самый совхоз. Экономист Владимир Гаврилов провел аналогию с работающим неподалеку Черновским совхозом. Он подсчитал, что восстановление здесь молочного животноводства и картофельных полей обойдется в 180 раз дешевле рудника, а рабочих мест будет всего вдвое меньше. Землю, пишет Гаврилов, можно будет использовать не 25 лет, а вечно, и без экологического ущерба. Впрочем, от ГОКа за все время работы (за 25 лет рассчитывают выбрать из земли запасы руд) ожидается 45 миллиардов, а от совхоза всего 8 млрд — и значит, меньше налогов.

Сторонники ГОКа на это и налегают: комбинат обогатит областной бюджет налогами. Впрочем, согласно Центру раскрытия корпоративной информации «Интерфакса», в 2014 и 2015 годах РМК была убыточна и поэтому налог на прибыль не платила. Руководство ГОКа в переписке с корреспондентом «Новой газеты» это опровергает, правда, говорит только о нынешнем годе: «За I полугодие 2016 года предприятия Русской медной компании в Челябинской области получили более 1,43 млрд рублей прибыли». РМК добавляет, что участвует в развитии района вокруг своих предприятий: «…начиная со строительства дорог и заканчивая капитальным ремонтом детских садов, школ, спортивных объектов, как в рамках договора между предприятием и городом, так и сверх него».

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский безусловно поддержать проект комбината не спешит. В конце июня эксперты Уральского государственного горного университета провели экологический аудит. Две важнейшие рекомендации — отказаться от вредной технологии кучного выщелачивания и не копать хвостохранилище. Вместо этого специалисты предложили сбрасывать отходы в находящийся в 6 километрах Коркинский угольный разрез: самый глубокий в Евразии карьер, где уголь добывают открытым способом. Русская медная компания обещает рекомендациям следовать, хотя это потребует пересчета финансов: убрать выщелачивание и так было в их планах, заявляет руководство.

Пикник у рудника

«Никакая это не промышленная революция на Урале! Это же технология XIX века!» — говорит Михаил, владелец книжного магазина в городе Коркино, в 10 километрах от будущего ГОКа. Он одет в футболку с Че Геварой, а на входе в его магазин — желтый стикер: «Я против Томинского ГОКа». Такие стикеры можно часто увидеть на стеклах автомобилей в области. Он кандидат от коммунистов в городской и районный совет, который здесь выбирают в сентябре, вместе с Госдумой. Коркинцы хорошо знают, что такое горные разработки: город был построен вокруг Коркинского разреза, самой большой ямы в Евразии. Разработка ведется с 1930-х годов: 1 августа разрезу исполнилось 83 года, для угольного предприятия это очень много. Лицензия на разработку месторождения у Челябинской угольной компании — до 2018 года. В руководстве области уже создана рабочая группа по ликвидации разреза, который рано или поздно придется засыпать: уголь самовозгорается, дым иногда доходит даже до Челябинска.

Идея экологов о заполнении разреза отходами комбината позволит убить двух зайцев. Правда, разрез, по площади сравнимый с самим городом и глубиной в 500 метров, окажется заполнен отходами производства — впрочем, РМК успокаивает горожан тем, что у песков самый низкий, пятый, класс опасности.

…Разрез окружен забором с надписью: «Вход воспрещён, опасно для жизни». Рабочие скучающе наблюдают, как мы проходим мимо угрожающей надписи, мимо рельс железной дороги, по которой вывозят уголь. Коркинский разрез разворачивается под нами спиралью — на ближних, давно разработанных и оставленных, ярусах уже растут кусты и деревья, а далеко внизу, на сером, оранжевыми точками движутся самосвалы, грузят уголь. Только по ним и можно понять, насколько там, внизу, глубоко. Дна, впрочем, с краю не видно. Зато видно дым: уголь на склонах действительно горит.


Жители поселка Роза загорают на краю Коркинского разреза. Фото: Наталия Зотова / «Новая газета»

На самом краю разреза сидит на покрывале пожилая пара: сняв обувь, они играют в карты. «Мы тут всю жизнь живём — уже давно этим всем отравлены, уже привыкли, — говорит полная женщина в черном купальнике. — У нас в больнице три этажа, и всё одна онкология». Котлован надо засыпать, считает она, и сделать тут зону отдыха. При этом на упоминание о планах засыпать разрез отходами ГОКа вскидывается: «Я — против! Сюда же неизвестно какую химию будут сваливать!» Супруги живут в ближайшем к разрезу поселке Роза. Соседствующие с разрезом дома уже расселили — они сползали в яму. Руководство рудника настаивает, что им удалось остановить сползание почв, и жителям больше ничто не угрожает. «Нас не расселяют. А я бы уехала хоть сейчас, хоть на край света», — говорит женщина, отдыхающая на краю угольного рудника.

Жест доброй воли

Сама Челябинская угольная компания (ЧУК), эксплуатирующая разрез, естественно, не горит желанием его засыпать. Запасов угля там хватит до 2030 года, добыча его вполне рентабельна, ответило руководство «Новой газете». Более того, главная проблема разреза — горящий уголь — находится не на дне, а на стенах ямы. По оценке ЧУК, сгущенные пески из комбината поднимут уровень дна всего на 150—170 метров — это ниже тлеющих пластов. К тому же неизвестно, остановят ли вообще пески горение угля: исследований их взаимодействия не было.

«Хвосты обогащения Томинского ГОКа в Коркинском разрезе будут размещаться таким образом, чтобы максимально быстро остановить горение угольных пластов, — парирует Русская медная компания. — Это «жест доброй воли», масштабный экологический проект. Сейчас он подробно прорабатывается».

10 августа уволили с работы активистку движения против ГОКа Олесю Ефимову — с формулировкой «…не прошла систему безопасности». Она уже третья, кто потерял работу из-за борьбы с ГОКом. Василий Московец — юрист с частной практикой, его некому увольнять, и он этому рад: движение против ГОКа, уверен он, начали системно прессовать. «Но у нас же конфликт не с государством, а с коммерческой структурой», — удивляется он. А активистке из поселка Томинский в августе и вовсе угрожали поджечь квартиру.

А 26 августа для активистов забрезжила надежда: избирком согласовал местный референдум в Сосновском районе. Это уже шестая попытка борцов против предприятия: заявки подавала сначала местная КПРФ, затем «Яблоко» — но избирком каждый раз отказывал. Окончательного разрешения — или запрета — теперь ждут от депутатов Сосновского района.

Наталия Зотова
корреспондент
Челябинск — Москва

Гонки на выживание в прокате

Posted: 11 Sep 2016 08:01 AM PDT

Среди сентябрьских премьер: Серебренников, Соллондз, Бекмамбетов.

Про собаку — портрет человека

«Такса» Тода Соллондза («Счастье», «Жизнь во время войны»), одного из лучших независимых американских режиссеров, — как обычно, групповой портрет общества. Лишенный иллюзий, в меланхолических мрачных тонах. На сей раз в роли «МакГаффина» — двигателя и катализатора сюжета — обычная такса из собачьего приюта. Переходящая из рук в руки, получающая дикие имена, она знакомит нас с жизнью людей, которые не очень понимают, что им делать со своей жизнью. Помешанные на порядке родители не позволяют сыну выпускать «нечистоплотную собаку» из клетки. Цель? Сломать волю собаке, тогда она станет цивилизованной… как человек. Потерянная, не уверенная в себе девушка (Грета Гервиг) надеется с помощью таксы обрести свое горькое счастье. Но счастье в образе коричневой таксы обретает супружеская пара даунов. Преподаватель сценарного мастерства профессор Шмерц (Дэнни Де Вито) — одинокий, непонятый коллегами. Презираемый студентами, менеджерами, он готов воспользоваться своей любимицей таксой ради выхода из жизненного тупика. И ближе к финалу мы видим едва живую слепую старуху в исполнении оскаровской лауреатки Эллен Бёрстин. Пожалуй, собака, единственная, кому нужна отжившая свое мумифицированная леди. «Люди добрые» хотят собачку запереть, усыпить («потому что все умирают»), кастрировать (потому что злые псы с арабскими именами насилуют хороших собачек и даже белок).

Соллондз не озабочен драматическими поворотами сюжета. Его взгляд безэмоционален, саркастичен, лишен сентиментальности. Форма повествования — вольная. В какой-то момент режиссер просто делает антракт. И такса движется по планете в виде заставки на фоне живописных лугов с коровами и горных пейзажей. Автор отправляет нас перекусить в буфет, а потом снова вернуться к показу.

Про миф, просветленный аттракционом

Мифологический эпос «Бен-Гур» Тимура Бекмамбетова не рекомендуется смотреть зрителям, знакомым с легендарной одноименной эпопеей 1959 года рождения. В том, тоже наивном и даже сказочном фильме, удостоенном 11 «Оскаров», была высокая романтика. Основанная на романе Лью Уоллеса одиссея поражала публику размахом, храбростью (в сюжет книги и фильма была вписана линия Иисуса Христа), героической каскадерской работой. В римейке Тимура Бекмамбетова есть несколько изумляющих, зрелищных сцен. Впечатляет морской бой, муки рабов на галерах, и прежде всего необъятная кульминация — гонки на выживание — мчащиеся, выдавливающие друг друга колесницы на гигантской арене, окруженной ревущей многотысячной толпой. Противостояние римлян и иудеев в новой версии сконцентрировано в довольно специфической двухъярусной форме: религия и спорт. Если захватчиков невозможно переубедить силой духа иудеев, победа на Олимпиаде — унизит римлян. Морган Фриман (шейх Илдерим) тренирует опального иудея Иуду Бен-Гура управлять колесницей точно так же, как в фильме «Малышка на миллион» они с Иствудом тренировали и учили побеждать официантку, пришедшую в секцию бокса. Главная проблема нового фильма — сценарная незамысловатость и убивающие библейской приторностью и патетикой диалоги. Люди здесь разговаривают, словно они на амвоне: «Ложь делает нас рабами!» «Бог есть любовь!» «Нам нужна наша свобода!» Думаю, идея была привлечь в кинотеатр и конфессиональную христианскую аудиторию. Но при этом упаковать безобидный апокриф в форму аттракциона. Экшн-сцены сделаны с блеском. Тут и массовка изумляет, и компьютер расстарался. Но с каждым эпизодом, с каждой новой минутой фильм все более впадает в благостный экстаз прекраснодушия. Герои в такой комиксовой христианской «Суперкниге» не могут не просветлиться. Они и просветляются под мощные звуки оркестра и хора… Зритель, умиленный и очищенный от скверны неверия… предпочитает не советовать знакомым смотреть этот спортивно-религиозный кинопраздник. Возможно, именно поэтому фильм со стомиллионным бюджетом и провалился в американском прокате.


Про новый крестовый поход

На российские экраны выходит и «Ученик» Кирилла Серебренникова, малобюджетный фильм-диспут, отмеченный премией Франсуа Шале на Каннском кинофестивале как работа, «наилучшим образом отражающая действительность». Это рассказ о юном религиозном фанатике, вступившем в противостояние с учительницей естественных наук, да и со всем миром заодно. Ортодоксе-неофите, сверяющем каждый шаг с Библией. Но буквальная трактовка Священного текста подобна благим намерениям, которые ведут в ад. Антиклерикальный посыл фильма-притчи универсален и актуален не только для нынешней России.

Но в истоках фильма — спектакль в «Гоголь-центре», получивший пять номинаций на театральную премию «Золотая маска». Пьесу известного драматурга фон Майенбурга о роковом наступлении клерикализма режиссер перенес на российскую почву. И условность притчи об увлекшемся верой мальчике в европейском прочтении — в наших реалиях похожа на документальное расследование в новостных сюжетах о новом крестовом походе. Правда, наши новости предпочитают не замечать, что религиозный экстремизм постепенно заполняет белые пятна в расплывчатой российской идеологии. В школах ощущают наступление РПЦ на светское образование. Священники превращаются в преподавателей. Уже появились просьбы запретить «некоторые слишком вольные рассказы Чехова, Бунина, Куприна». Да и «мальчиков», требующих наказания «неверных», либералов, становится все больше. Любой из них может подбросить голову свиньи в театр, уничтожить скульптуру, залить кислотой картину, разобраться с автором.

Картина снята на частные средства, без государственной поддержки, молодой компанией Hype Production продюсера Ильи Стюарта. «Ученик» — кино прямого действия, кино морального беспокойства, местами умозрительное, как всякий манифест, но большей частью страстное, проникнутое болью. Среди достоинств фильма — неодномерность героев, которым сочувствуешь, с которыми споришь… даже после его окончания.

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»

Чиновники как парачеловеки

Posted: 11 Sep 2016 05:01 AM PDT

Белорусские паралимпийцы остались в Рио не благодаря, а вопреки «союзным» чиновникам.


Открытие Паралимпийских игр и последовавшие за ним события лишний раз продемонстрировали: и в Беларуси, и в России чиновникам глубоко плевать на спортсменов. Собственные больные амбиции, рожденные в таких же больных мозгах, им куда дороже.


Фото: EPA/JENS BUTTNER

Чиновник среднего звена белорусского министерства спорта и туризма Андрей Фомочкин во время открытия игр развернул российский флаг и примерно четверть круга его пронес, пока не изъяли. Таким образом вроде как продемонстрировал солидарность с отстраненной от игр российской командой. Белорусы затаили дыхание: а что теперь будет с нашей сборной? Отстранят или нет? Ведь Международный паралимпийский комитет предупреждал белорусов: поскольку российская команда отстранена, никто не имеет права нести ее флаг на открытии, в противном случае это будет расцениваться как политический жест, и в отношении белорусского паралимпийского комитета будут приняты меры.

Тем не менее чиновник Фомочкин развернул и понес. И все ждали: какие меры теперь примет МПК, ведь предупреждали же. МПК немедленно объявил о начале расследования. И даже представители министерства спорта и туризма Беларуси отказались от комментариев и заявили, что должны для начала выяснить все обстоятельства произошедшего. Казалось бы, вот она, верно выбранная позиция: ничего политического, мы не при делах, сами не знали, хата не моя и так далее. А вот дальше — началось.

Пресс-секретарь Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт в интервью радио «Говорит Москва» заявила, что это — государственная позиция, «в том числе президента страны и президента Паралимпийского комитета». Пресс-секретарь МИД  Беларуси заявил на брифинге, что чиновник поступил «по-товарищески и по-мужски». Вернее, он скрыл, что флаг нес чиновник. Он назвал Фомочкина «нашим спортсменом». То есть подставил всю сборную: если некий член делегации совершил демарш — это одно решение МПК, если же спортсмен, член команды — решение может быть куда более жестким.

А там и Москва к восторгам подключилась. Конечно, Мария Захарова объявила Фомочкина героем. Потом депутат Госдумы и вице-президент российского Паралимпийского комитета Рима Баталова заявила, что героя дня нужно наградить орденом дружбы. Глава ПКР Владимир Лукин сказал, что приглашает его в гости. А Дмитрий Песков выразил восхищение поступком белоруса. И все они говорили, как это мужественно, ведь теперь как пить дать отстранять славянских братьев.

Братьев не отстранили. Международный паралимпийский комитет провел расследование, идентифицировал Андрея Фомочкина и выяснил, что никакой он не спортсмен, а представитель министерства — один из тех бесконечных числом «сотрудников управлений», что всегда присобачиваются к любой профессиональной делегации и со вкусом путешествуют за казенный счет. Функций у них нет, кроме одной: состоять в делегации.  Так что МПК к белорусским спортсменам никаких санкций не применил, только лишил аккредитации самого знаменосца. И теперь он будет десять дней наслаждаться бездельем в Рио, ведь суточные при нем, «квартирные» государство за верную службу подбросит, и даже единственную обязанность — состоять и присутствовать — теперь выполнять не нужно. Карнавал в Рио, в общем.

Я сейчас не про флаг и не про отстранение российской команды — совсем о другом. О мерзопакостности чиновников обеих стран, ни во что не ставящих спортсменов. Тем более — спортсменов-паралимпийцев. Когда МПК объявил, что проведет собственное расследование инцидента и решит, какие санкции применить к белорусской делегации, высказываться с высоких трибун о героизме было все равно что размахивать плакатом «эй вы там, в Рио! Отстраняйте белорусов!». Ведь первокласснику понятно, что в этом случае  нужно было подумать в первую очередь о спортсменах, которые приехали в Бразилию, но могут и не попасть на соревнования. А все эти захаровско-песковские восторги, все эти лукашенковско-мидовские заявления будто  подстегивали МПК: не-ет, вы только не подумайте, будто это был жест одного конкретного человека, вы усвойте, что это была политическая акция союзного государства, одобренная правителями двух стран, ведь без их одобрения у нас даже соловей не поет.

В советские времена чиновников и гэбистов, сопровождавших на заграничные гастроли музыкантов, называли «шестыми тромбонами» (пять тромбонов — это абсолютный максимум для большого симфонического оркестра, больше не бывает). Так вот, шестые тромбоны никуда не делись. Это они делают все, чтобы уничтожать карьеры музыкантов, спортсменов, ученых. Это они ради удовлетворения собственных ничтожных амбиций ставят под удар чужие судьбы. Это они делают флаг — тряпкой, идею — директивой, чужую мысль — уголовной статьей, а человека — строчкой в ведомости.  Впрочем, можно и без ведомости — авось не сдохнет.

Ирина Халип
Собкор в Белоруссии

Кич - не культ

Posted: 11 Sep 2016 03:37 AM PDT

15 лет отсутствия на Родине - достаточный срок для серьёзных опасений: вдруг все вокруг окажется чужим, шокирующим? Да и ты сам будешь словно отсохший сучок на родимой березке.

Но вот самые первые ощущения. Невский: а будто ты Вену или Амстердам и не покидал. Да, конечно, архитектура немного другая. Да, шума на проезжей части и угрюмости в лицах большинства прохожих несравнимо больше. Но реклама, товары, раскладка на витринах, все то, что туристу в первую очередь запоминается - как в западных мегаполисах.

Одно только неповторимо и уникально. Нигде в мире не встретишь подобной эклектики:
Kuilt3
- Какая разница, лишь бы брали! - отмахивается реализатор Света.
- И берут?
- Провинция, в основном. Но как-то стало не очень...

С магнитиками серии "Мощь и сила" маленько повеселее.
Kuilt1
Правда, как успел заметить, иные родители детишек от них стараются держать подальше.

Ну, а расстановка кружечек, так это вообще песня!
Kuilt2
- Специально, что ли?
- Скорее, по Фрейду, - хмыкнул интеллигентного вида парнишка. Но отодвигать поросят не стал.

Сергей Золовкин,
модератор дискуссий в "Новой".
Мюнхен - Санкт-Петербург

Комментариев нет:

Отправить комментарий