воскресенье, 9 июня 2013 г.

Тема дня

Тема дня


На стол министру внутренних дел

Posted: 08 Jun 2013 11:02 PM PDT

Почему, нарушая закон ради служебного благополучия, следователь ничем не рискует


Фото: Евгений Фельдман – «Новая»

Иногда между качеством закона и качеством правоприменительной практики лежит целая пропасть. Закон может быть замечательный, а вот столкнешься с ним на деле… Как говорится, «жалует царь, да не жалует псарь».

В Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах закреплены демократические, позитивные принципы и нормы, позволяющие выносить законные и обоснованные приговоры, как обвинительные, так и оправдательные. Да только с последними, как оказывается, сложнее.

Давайте посмотрим статистику судебного департамента при Верховном суде РФ. На первый взгляд цифры выглядят достаточно благостно.

Так, например, в 2012 году судами было рассмотрено около 942 тысяч дел, осуждено более 764 тысяч человек, из которых около 518 тысяч человек осуждены в особом порядке, когда обвиняемый в расчете на смягчение наказания признает вину и где оправдание в принципе невозможно. Около 250 тысяч лиц были осуждены в общем порядке. Оправданы или прекращены дела по реабилитирующим основаниям в отношении более чем 20 тыс. человек, то есть примерно 8% от числа лиц, осужденных в общем порядке, или 2,6% к числу всех осужденных.

Казалось бы, суды бывают достаточно объективны, когда выносят тысячи оправдательных приговоров и десятками тысяч прекращают дела по реабилитирующим основаниям.

Но если проанализировать данные статистики за последние четыре года по конкретным уголовным составам, то выяснится, что большая часть (от 70 до 80% от общего числа) оправдательных приговоров и прекращенных по реабилитирующим основаниям дел приходилось на дела частного обвинения (причинение легкого вреда здоровью, побои, клевета и оскорбление).

По делам, поступившим в суды из правоохранительных органов по результатам расследования, доля оправдательных приговоров была ничтожно мала и составляла не более 0,2% к общему количеству обвинительных приговоров. Если же вычленить из общего числа рассмотренных судами дел экономические преступления, то ситуация несколько лучше (около 1% к количеству осужденных по преступлениям в сфере экономической деятельности — ст. ст. 169—199.2 УК РФ), но тоже неутешительна.

Причина, заставляющая следствие всеми правдами и неправдами стремиться к осуждению попавших в их орбиту граждан в том, что прекращение дела по реабилитирующим основаниям на стадии дознания или следствия, оправдание обвиняемого или прекращение дела судом рассматривается полицейским начальством как порок в деятельности подчиненных.

В 2011 году министр внутренних дел Р. Нургалиев подписал приказ № 735, утвердивший критерии оценки территориальных органов МВД. Положительно характеризует деятельность полицейских рост числа выявленных и раскрытых преступлений. А вот увеличение количества оправданных, а также лиц, уголовные дела о которых прекращены судом за отсутствием события или состава преступления, а также в связи с непричастностью, — рассматривается как отрицательный фактор.

Понятно, чего добивалось руководство МВД: не должно быть необоснованного возбуждения уголовных дел, содержания людей под стражей, если на то нет весомых оснований. Но на практике это означает, что стоит только следственным органам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, не говоря уже о приобретении человеком статуса подозреваемого или обвиняемого в рамках этого дела, — как возникает бескомпромиссная заинтересованность этих органов в вынесении судом по делу обвинительного приговора.

В ходе расследования уголовного дела могут быть представлены и получены доказательства, как подтверждающие вину, так и оправдывающие обвиняемого. Если дело не имеет судебной перспективы, следователи должны его прекратить, не опасаясь неблагоприятных карьерных, дисциплинарных, материальных и иных последствий.

Без изменения ведомственных подходов к оценке работы дознавателей и следователей обвинительный уклон будет сохраняться, какие бы коррективы ни вносились в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство: карьерное продвижение зависит от начальства. Соответственно, необходимо добиваться изменения критериев оценки работы следователей и дознавателей. Новый глава МВД РФ мог бы это сделать.

Другая причина, способствующая работе следователей на показатели, состоит в том, что предусмотренные законом механизмы персональной ответственности правоохранителей за незаконное и необоснованное возбуждение уголовных дел практически не работают. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, за незаконное задержание, заключение под стражу, принуждение к даче показаний (ст. 299, 301, 302). Однако по этим статьям в 2009 году было возбуждено всего 2 дела, в 2010-м — 3, а в 2011-м — только 1.

Получается, что, работая на показатели и нарушая закон ради служебного благополучия, следователь практически ничем не рискует.

Получается, что оба фактора, от которых зависит соотношение обвинительных и оправдательных приговоров, находятся не в сфере законодательных инициатив, а в сфере ведомственных решений.



Нужна только политическая воля, чтобы изменить ситуацию. С законами же все в порядке.


За рамками этой статьи остались две правоприменительные проблемы: почему сотрудники органов прокуратуры, осуществляющие в судах функции поддержания государственного обвинения, поддерживают обвинение с заведомо отсутствующими событием или составом преступления; каковы мотивы судов, выносящих обвинительные приговоры при понимании возможности и необходимости вынесения оправдательных. Но это две другие самостоятельные истории. Проблему надо начинать решать с самого низкого, базового правоохранительного уровня.

Сергей Пепеляев



«Когда не знают, что делать, бьют стекла»

Posted: 08 Jun 2013 11:14 AM PDT

Почему лето в Стамбуле нельзя сравнивать с зимой на Болотной, и какое будущее ждет протест на площади Таксим

Как минимум четверо погибших, 915 госпитализированных, больше двух тысяч задержанных, убытки в 70 миллионов турецких лир (более $37 миллионов) и волнения в 68 городах…

Протесты в Турции быстро перестали быть акцией сотни экологов по защите парка Гези (пыльного скверика, где по ночам любят собираться наркоманы и трансвеститы), превратившись в полноценный бунт с требованием отставки премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Рост протеста был похож на ссору давно живущих вместе супругов: сначала кто-то не помыл сковородку, потом не выбросил мусор — и накопившееся за годы раздражение выплеснулось в ссоре с драками и битьем посуды.

Полиция пустила в ход резиновые пули, слезоточивый газ, водометы и дубинки, протестующие — камни, куски асфальта, баррикады и все методы информационной войны.

Вице-премьер Бюлент Арынч извинился за слишком жестокий разгон акции, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (первое лицо в стране) назвал толпы протестующих «кучкой мародеров», а в эфире официального телеканала показывали фильм о пингвинах, за что протестующие перевернули микроавтобус национальной телекомпании (внимание!) NTV.

За неделю на площади Таксим в Стамбуле организовался палаточный лагерь с баррикадами, бесплатной едой, уборкой мусора и зарядкой по утрам, а в Измире (крупном городе на западе Турции) преподаватели Эгейского университета даже начали читать митингующим студентам лекции прямо на площадях.

Аналогии напрашивались сами собой: Химкинский лес, Болотная, митинги, путинги, «ОккупайАбай», президент, остающийся у власти 11 лет, и разгневанные горожане с высшим образованием и желанием изменить страну… Москвичи, помнящие митинги зимы 2012 года, провели прямые параллели и засобирались в Стамбул, а российские телеканалы на всякий случай народ припугнули «арабской весной».

Между тем причины конфликта в Турции прямо противоположны арабским революциям и имеют мало общего с антипутинскими протестами в Москве. Как объясняют аналитики, бунт турков — реакция на идущую при Эрдогане медленную исламизацию страны. За последние годы там разрешили носить хиджаб в вузах, завели в публичных учреждениях молельные комнаты, открыли религиозные школы, прекратили государственное финансирование театров и на днях ограничили торговлю алкоголем.

«Новая» расспросила экспертов-тюркологов о том, против чего протестуют турки, чего могут добиться и почему «турецкое лето» категорически не похоже ни на Болотную площадь, ни на «арабскую весну».

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Светлый путь: от Аллилуевой до Яровой

Posted: 08 Jun 2013 08:45 AM PDT

Что общего между разводом четы Путиных и слухами о выдвижении в качестве кандидата в мэры Москвы Ирины Прохоровой вместо ее брата?

Что общего между разводом Владимира и Людмилы Путиной и слухами о выдвижении в качестве кандидата в мэры Москвы от «Гражданской платформы» Ирины Прохоровой вместо ее брата Михаила Прохорова? И в том, и в другом случаях женщина играет определенную роль в политике. Но… подчиненную.

При всей человечности, публичной человечности, поступка президента, не свойственного российской политической культуре последних лет, развод имеет не только бытовую, но и политическую составляющую. В частной жизни Путина могут произойти изменения, что повлияет и на политический пейзаж. Но развод еще и протокольное мероприятие, отныне позволяющее президенту официально пребывать на официозных раутах в гордом одиночестве.

Ирина Прохорова, которая, хотя бы судя по ее дебатам с Никитой Михалковым, может играть абсолютно самостоятельную роль в политике — с очень нестандартными для российской политической картинки интеллектом и харизмой, — несамостоятельна в том смысле, что выступает в качестве арьергарда для своего брата, расчищая ему «поляну».

Словом, женщины в российской политике работают на мужчин. Даже не претендуя на руководящую роль Маргариты Павловны Хоботовой из «Покровских ворот» («Хоботов, я оценила».)

Символы советской женщины — скульптуры московской станции метро «Площадь революции». Женщина с веслом в парке. «Рабочий и колхозница»: женщина, подпирающая мужчину в майке-алкоголичке, не слишком скоординированно размахивающего руками. Почти невидимые первые леди. Покончившая с собой Аллилуева. Смущенная супруга Никиты Сергеевича во время поездки в Америку к Эйзенхауэру. Дочь Косыгина в мехах на приеме у английской королевы. И — разрыв шаблона — Раиса Максимовна Горбачева.

Потом дежавю в лице партии «Женщины России». Зыкина, поющая под гармонь незабвенного Виктора Степановича (мне лично очень нравилось!). Еще один разрыв шаблона — Ирина Хакамада, которая могла составить счастье партии СПС, но…

В промежутке появляется персонаж киноиндустрии 1930-х годов («Вот стою я перед вами, простая русская баба…») — ткачиха Елена Лапшина, автор следующей бессмертной фразы: «…давайте вместе что-нибудь придумаем, чтобы Владимир Владимирович Путин оставался нашим президентом и после восьмого года».

История делает еще один небольшой вираж. И вот уже Валентину Матвиенко перемещают из кресла губернатора Санкт-Петербурга, чтобы заменить ее на мужика. Будем откровенны: менее эффективного и более неуклюжего в качестве городского головы, несмотря на «сосули». И невозможно избавиться от впечатления, что Валентиной Ивановной просто заткнули важную, но дыру в системе государственной власти.

Правда, появился еще один разрыв шаблона — Эльвира Набиуллина.

И вот, наконец, на арену выходят женщины нового типа — без страха, но с упреком. Готовые не столько выполнить, сколько перевыполнить приказ Верховного главнокомандующего.

Модельные образцы — Ирина Яровая и Ольга Баталина. Есть еще пернатый информационный спецназ. Типажи — Маргарита Симоньян и Тина Канделаки. Такая «неливерпульская» четверка в российской политике может и горы своротить, и дел наворотить…

А гендерный баланс так и остается резко в пользу мужчин. В лучшем случае иной политик скажет вслед за поэтом: «За что нас только бабы балуют / И губы, падая, дают…»

Андрей Колесников
обозреватель «Новой»

Свежий выпуск «Новой газеты» от 7 июня 2013 года (пятница). Листайте тут

Posted: 08 Jun 2013 05:08 AM PDT

obloj003

Пятница вышла!
Задаемся вопросом, зачем ФСБ арестовывает «киберпреступника №1» Врублевского, руководителя Chronopay. Уж не затем ли, чтобы выводить деньги через новые каналы, альтернативные заблокированным в ходе «Акта Магнитского»:

Читайте также:
- Саид Амиров и управление Дагестаном напрямую с Лубянки;
- Итоги ЕГЭ-2013: еще 750 тысяч человек научились жульничать;
- Как проходят сборы подписей под гражданскими инициативами на сайте РОИ;
- Пожар в метро: чем он страшен;
- ПОСТНАУКА;
- Велопарковки и велосипеды в Москве: опыт корреспондентов «Новой»;
- новый Александр ГЕНИС , Юрий РОСТ и Ирина ПЕТРОВСКАЯ...

Поделитесь номером с друзьями. Скажем вам: спасибо!

Раду снова посетил кризис

Posted: 08 Jun 2013 03:25 AM PDT

«Сегодня Украина преодолела «стратегическую паузу». Это основное достижение последних лет. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом…», - Виктор Янукович намеревался поделиться своим оптимизмом с Радой. Но текст ежегодного послания президента к парламенту, включая вступительное слово, в результате просто раздали депутатам. А сам Виктор Федорович улетел с официальным визитом в Сербию.

— …Я им объясняю: ну как же президент придет к вам, если вы слушать не умеете? Дайте слово, что будете себя хорошо, толерантно вести, — делился с журналистами причиной такой корректировки президентских планов спикер Владимир Рыбак.

Отеческий тон председателя парламента, человека немолодого, в кулуарных играх искушенного, смягчал очевидность: Раду снова посетил кризис. Объединенная оппозиция, прежде всего самая радикальная ее часть, «Свобода», отказалась от компромиссов в принципе. Записано в регламенте, что голосование персональное, — будьте любезны! Профессия «пианиста» (так еще с незапамятных времен называли депутатов-виртуозов, ухитрявшихся раскинуть руки и нажать соседние кнопки, за отсутствующих коллег) стала опасной. По рукам били как в переносном, так и в прямом смысле слова. Многие законы проваливались теперь по единственной причине — недоставало кворума.

Жестко следили и за выполнением языковой нормы регламента. В кулуарах — как угодно, но выступать с трибуны или с места — только на государственном языке. Тех, кто пробовал ослушаться, просто глушили скандированием: «У-кра-ин-ский!»

Недавно в Раду, на утверждение судей Верховного суда, пожаловали премьер и президент. Но продержаться в ложах смогли минут десять. Их приветствовали огромный цветной баннер с портретом Юлии Тимошенко и крики: «Юле — волю!»

Испытывать судьбу дальше руководство Партии регионов не хотело. Регионалы предупреждали: если порядок не восстановят (оппозиционеры заняли трибуну и стол президиума, требуя не письменного привета от Януковича, а его самого с отчетом в Раду), придется проводить выездное заседание.

Попытка спикера пересесть в гостевую ложу и продолжить обсуждение повестки дня —  закончилась дракой. А дальше облик зала приобрел знакомые черты. Двери изнутри забаррикадированы стульями, трибуну охраняют — блокада.

— Этот парламент будет работать только в законном русле, любыми методами мы этого добьемся. Пусть хоть на голову становятся, — прокомментировал текущий момент главный «свободовец» Олег Тягнибок.

Переговоры между руководством Рады и представителями всех фракций пока к взаимопониманию не привели.

Ольга Мусафирова
Собственный корреспондент «Новой газеты» в Киеве

Могли и убить?

Posted: 08 Jun 2013 02:18 AM PDT

На собкора «Новой» во время съемки в Сочи напали двое неизвестных. Разбита видеокамера

Собственный корреспондент «Новой газеты» по Южному Федеральному округу Евгений Титов в субботу утром поехал снимать видеосюжет о станции переливания крови, которую, судя по документам, уже введена в эксплуатацию, но на деле объект представляет собой заасфальтированный пустырь с двумя фонарными столбами. Текст об этой станции, входящей, между прочим, в программу строительства олимпийских объектов, уже публиковался в «Новой» (см. «Станция переливания денег» от 22.05.2013), и тогда вызвал множество вопросов к подрядчикам, которые должны были построить объект.

Во время субботней съемки к Титову подошли двое неизвестных в строительных спецовках и заявили «претензию»: якобы Титов как журналист неправильно освещает ситуацию со строительством объекта. Один из них представился прорабом, но отказался давать интервью на камеру. Второй никак не представился, но буквально кинулся на корреспондента с кулаками. Разбив видеокамеру и повредив штатив, неизвестные ретировались, а Титов вызвал полицию.

В УВД «Сочи» обещали передать сообщение в район и скоро на место происшествия должен прибыть наряд полиции. Следим за развитием событий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий