Тема дня |
- Ключевые слова: уничтожен, нейтрализован, ликвидирован…
- Без лица
- США ввели санкции в отношении пяти российских компаний
- СК возбудил уголовное дело после потопа в Ростове-на-Дону
- Астахов подтвердил решение уйти в отставку
- Турция назвала дату возобновления чартерных рейсов из России
- Как черт человеком стал
- В чем состоит политический смысл слухов об отставке Павла Астахова
- Семья погибшего пилота Су-24 сочла «унизительной» идею подарить ей дом в Кемере
- С виолончелью на улицу не выходить!
Ключевые слова: уничтожен, нейтрализован, ликвидирован… Posted: 02 Jul 2016 12:01 AM PDT Корреспондент «Новой газеты» два дня не отходила от телевизора. Медиапсихологи, протестировав подопечную, зафиксировали показатели, «свойственные людям, пережившим тяжелые события». Перед началом опыта один из ученых предложил провести у телевизора с основным набором каналов хотя бы неделю. «Мы, к примеру, замеряли, как меняется уровень агрессивности и тревожности у подростков в зависимости от просмотров в течение 14 дней», — сказал он. Но, узнав, что я больше двух лет не включаю телевизор (его постепенно заменил компьютер, где можно выбирать фильмы, музыку и источники информации), наблюдатели согласились: хватит и уикенда — с утра субботы до понедельника.
Журналисты уже проверяли себя на прочность таким образом. В прошлом году американец Виталий Каценельсон провел у нашего телевизора семь дней, в 2014‑м немка Анна Прицкау — сутки. Оба изучали механизмы российской пропаганды и оценивали уровень программ, но не человеческие реакции. Поэтому авантюра с погружением в телереальность показалась интересным экспериментом. Насторожила, правда, заметка, случайно найденная в Googlе: о том, что год назад в рязанском городе Касимове кандидат технических наук, преподаватель вуза взялся за топор после просмотра ТВ и убил собственную мать — большую поклонницу какой-то передачи. «Ну у нас до такого не дойдет», — подумала я и обратилась к трем медиапсихологам, давно изучающим тему влияния массмедиа на человека: доктору филологических и кандидату психологических наук, профессору кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ Елене Прониной, руководителю научно-исследовательской группы «Новый взгляд», доценту кафедры психологии ВолГУ Анатолию Сергееву и доценту Саратовского государственного университета имени Чернышевского, кандидату педагогических наук Марии Жижиной. До начала эксперимента и после него меня тестировали, и уже эта процедура — приключение, хотя бы потому, что обычно журналисты задают вопросы, а не отвечают на них. И спрашивали о глобальном: о природе людских характеров, о факторе случайности в судьбе, о добре и зле, — о таком, в чем за жизнь не разберешься, а здесь «выбирайте вариант, не особенно раздумывая». Но самое любопытное было впереди — два дня наедине с телевизором: с 7 утра до 2 ночи. Смотрела, потом описывала ощущения. День первыйУже через час возникает ощущение, что ты попал в «День сурка» — за два года ничего не изменилось: те же лица, те же «сенсационные репортажи». О том, как блудная дочь вернулась к матери — певице Распутиной, Басков запретил невесте пить, Киркоров вышел на беговую дорожку. Первый и «Россия‑1» транслируют документальные фильмы об известных актерах. Актеры в тысячный раз откровенничают о своей молодости, разбавляя биографии новыми подробностями. В перерывах между рекламой зрителям рассказывают о «прикладных вещах», которые, видимо, интересуют многих. Пластический хирург объясняет, что надо отрезать у 50‑летних женщин и что в них же закачивать. Показательно оперирует звезду 1990‑х, приговаривая: «Из говна конфетку не сделаешь». Так и говорит. В другой передаче врачует Анна Семенович — советует зрителям правильно питаться: ослабить ремни, освободить животы и выбросить газеты, чтобы не мешали перевариванию плохими новостями. И снова реклама. Варикоз, грибок ногтей, укачивание и тошнота, прыщи, вздутие… Девушки выбривают километры интимных зон и разбирают на тонкие пластинки горы прокладок. Ох, как несовершенен человек. И с социумом не все в порядке. Судя по передачам, кругом мошенники, никому нельзя верить. И как назло недруги не дают покоя России. (Это я смотрю новости.) Столько всего успевают: не пускают нас на Олимпиаду, из-за чего негодует весь мир. Похоже, и финансовая катастрофа в Рио-де-Жанейро случилась именно поэтому — потому что наших обидели. За пределами России вообще проблемы: Сицилия горит, в США — торнадо, в Балтии — учения НАТО, во Франции — болельщики, в Британии — референдум о выходе из Евросоюза. Заголовки в информационных выпусках, как плакаты: «Куда идешь, Европа?», «По какому праву?», «Подозрительные личности», «Коллективная ответственность», «Рыльце в пушку». Ключевые, часто повторяющиеся слова: уничтожен, пособник, экстремистский, нейтрализован, воинственный, якобы, ликвидировали, агрессивный, фронт. От моего легкомысленного настроения не осталось и следа. Заканчиваются заграничные телебеды, начинается фильм «Кубанские казаки» 1949 года. Пока он идет, экстрасенсы, колдуны, гадалки на ТНТ собираются снимать с кого-то порчу, лить святую воду и общаться с духами. Через 5—6 часов телевизор воспринимается как раздражитель. И время, кажется, не движется — стрелки застыли. Жму на кнопки пульта, но большой разницы между каналами нет. К вечеру перестаю искать что-нибудь интересное и просто смотрю на экран. Мозг то отключается, то включается. Уже верю, что «волосы — это наша гордость», сочувствую Гарику Харламову, мечтающему «гулять по Москве голеньким». Слушаю все новости от начала до конца, удивляясь, почему в недолгих сюжетах о событиях в России есть только первые лица государства, политологи и совсем нет обычных людей. Единственное, что случилось в стране за субботу, судя по выпускам, — прошел парад детских колясок в Москве. В «ящике» совсем нет жизни — космонавты, вернувшиеся на Землю, есть, Госдеп, шпионы, «идейные противники, нагнетающие военную истерию и пытающиеся обуздать Россию», есть, а обычных людей, их радостей и проблем не физиологического свойства вроде как не существует. Чувствую себя исключенной из той страны, которая в телевизоре, но сижу у экрана еще 2—3 часа, пока усталость не гонит меня спать. Снятся сбежавшие из тюрьмы вооруженные преступники, которых обезвреживает и перевоспитывает девушка-модельер. День второйВключаю телевизор, и первое, что из него вылетает: «Сделаешь еще шаг, и я выстрелю». Как медведь-шатун, брожу по каналам в поисках позитива. О, нашла и с большим удовольствием посмотрела программы о путешествиях Дмитрия Захарова «Их нравы» и Дмитрия Крылова «Непутевые заметки». Узнала, кстати, что слово «мир» на киргизском языке звучит как «тынчтык». Но тут настало время новостей, и «тынчтык» сменили знакомые ключевые: боевики, спецоперация, подавили, антиправительственный, режим, террорист, вражеский. О России три известия — празднование Дня медика, Троицы и подъем из Керченского пролива самолета, сбитого в 1943 году. Вообще, отсылов к прошлому, особенно военному, достаточно много на ТВ. Подспудно отрицается настоящее. Дальше смотрю передачу, в которой молодая женщина жалуется на невнимательного мужа и просит визажистов, стоматологов и дизайнеров вернуть ей супруга. Ведь когда изменятся прикус и одежда — проблема разрешится. Героиню тюнингуют. Я уже ругаюсь с телевизором. Громко. «Наш потребнадзор» показывает, как коварные коммерсанты отбеливают муку хлоркой, а пластические хирурги (опять) избавляют людей от запаха пота. Пропадает аппетит. Малышева на мешочках с песком учит Пельша, Малахова и Диброва пальпировать яички. По-моему, я тупею. Вечером телеканалы попеременно показывают развлекательные шоу и выпуски о катастрофе, унесшей жизни 14 человек. Двойной кошмар… Телевизор работает почти до трех ночи. Снова есть ощущение тягучести, вязкости и бессмысленности времени. Но раз уж все равно не могу уснуть — пусть шумит… Анна БессарабоваНаблюдения медиапсихологовДоктор филологических и кандидат психологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ Елена Пронина:— Накануне и сразу после эксперимента Анна прошла психологическое тестирование, ответила на вопросы специального теста «Шкала базовых убеждений» (World Assumption Scale), разработанного известной исследовательницей Янов‑Бульман (Janoff-Bulman) для диагностики уровня психологического благополучия. До начала эксперимента все показатели были практически в норме (кроме одного параметра — ощущения нестабильности мира, стихийности событий, где отклонение было незначительным — на 1 пункт). После «погружения» в телереальность произошли заметные изменения. Более всего пострадало представление о справедливости мира (показатель упал на 10 пунктов и вышел за границы нормы), резко (на 8 пунктов) снизилась вера в доброту и красоту мира, ощущение стихийности и случайности событий превысило норму еще на 5 пунктов. Таким образом, после телепросмотров эти три показателя оказались значительно ниже нормы, что обычно характерно для травматической картины мира и свойственно людям, пережившим тяжелые события. Снизились и другие показатели, хотя и остались в пределах психического здоровья: так, снизилась вера в доброту людей (на 3 пункта) и уверенность в своей способности управлять собственной жизнью (на 2 пункта). Два показателя несколько улучшились, хоть и незначительно: возросло ощущение своей везучести (на 2 пункта) и ценности своего Я (на 2 пункта). Вероятно, на фоне общего неблагополучия и в целом тягостной картины реальности, представленной телевидением, Анна невольно почувствовала себя довольно «везучим» человеком. Это обстоятельство говорит о том, что, когда все плохо, человек может найти опору в самом себе, и многое зависит от стрессоустойчивости и веры в себя… Результат проведенного эксперимента в общем-то корреспондирует с известным феноменом культивации, впервые описанным американским исследователем СМИ Георгом Гербнером в 70‑х годах прошлого века. В статье «Пугающий мир современного телезрителя» он и его коллеги показали, как телевидение изменяет восприятие реальности в соответствии с «картинкой» на телеэкране и, отдавая предпочтение «плохим новостям», зачастую формирует совершенно катастрофический образ мира у телезрителей. С тех пор мир не стал безопаснее, и многие события действительно вызывают тревогу. Значит ли это, что СМИ не должны о них рассказывать? Конечно, должны. Информация — залог успешного преодоления трудностей. Проблема в том, что СМИ (и телевидение в частности) зачастую ставят другую задачу: не информировать, а расставлять акценты, выдавать оценки, вызывать те или иные чувства, раскачивая эмоциональный маятник и дестабилизируя психическое состояние. «Отсюда мораль», как говорила Алиса в «Стране чудес»: доверять своей собственной жизни, тому, что видишь сам, а информацию получать из разных источников. Доцент Саратовского государственного университета имени Чернышевского, кандидат педагогических наук, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Мария Жижина:— Вопрос в том, почему человек зависает перед телевизором в ТВ‑серфинге, переключая каналы? Уже известен факт, что счастливые люди смотрят телевизор гораздо меньше, в отличие от людей, у которых скучная, монотонная жизнь. Наличие телевизионной зависимости, как и любой другой зависимости, — сигнал о психологических проблемах человека. Если анализировать отечественные и зарубежные работы по изучению роли и эффектов медиа, то можно отметить, что исследователи подчеркивают преимущественно их отрицательные влияния на эмоциональную, поведенческую, когнитивную сферы. Более того, медиасреда рассматривается в качестве фактора угрозы психологической безопасности личности. Однако есть и позитивные эффекты. К ним некоторые исследователи относят повышение информированности, расширение круга интересов, рост профессиональной активности, повышение интереса к политическим вопросам, мобилизацию и объединение людей в период проведения различных кампаний, поддержание социальных связей, реализацию собственного имиджа… Руководитель проектной научно-исследовательской группы «Новый взгляд» (Волгоград), доцент кафедры психологии ВолГУ Анатолий Сергеев:— Не менее интересны исследования нашей проектной группы по выявлению степени влияния программ с определенным подтекстом на молодежь. Проводился как естественный, так и лабораторный эксперименты. У молодых людей, которые не менее 3 часов в день просматривали сюжеты с агрессивной пропиткой либо читали информацию подобного толка, уровень агрессивности был существенно выше, чем у сверстников, которые этого не делали. Данная характеристика существеннее изменилась у представителей мужского пола (48% против 19%). В эксперименте по предрасположенности к тревожности, напротив, больший процент был у девушек (37% против 14%). По сути, с использованием различных вариаций приемов и методов можно оказывать психологическое воздействие на любого человека. Замечено, что чем раньше будет происходить информационно-психологическое воздействие на человека, тем глубже оно будет в него «проникать» и тем устойчивее будет в дальнейшем. По мере накопления жизненного опыта, развития логического мышления информация начинает подвергаться более критическому осмыслению. |
Posted: 01 Jul 2016 11:02 PM PDT Главный итог Московского кинофестиваля, который делает вид, что он фестиваль, — всем пора меняться. Названы лауреаты 38-го Московского кинофестиваля. На церемонии закрытия наконец-то появился приболевший президент Никита Михалков (до этого он выходил из больницы, чтобы представить важный для государства документальный проект «Акт Магнитского. За кулисами», «разоблачающий» и самого Магнитского, и причины санкций против России — читайте разбор фильма в «Новой газете»). Главной звездой церемонии (в отсутствие других) была 39-летняя уругвайская актриса Наталия Орейро, прибывшая на российскую премьеру документального фильма «Наша Наташа». Наша Наташа шокировала публику откровенным нарядом и пела песню из сериала «Дикий ангел». Первые строчки песни переводятся примерно: «Клянусь, что сама хорошо не знаю, чего хочу». Несмотря на видимость праздника (здесь можно спорить «о вкусах»), ощущения от самого фестиваля остались безрадостные.
Названы лауреаты 38-го Московского кинофестиваля. На церемонии закрытия наконец-то появился приболевший президент Никита Михалков (до этого он выходил из больницы, чтобы представить важный для государства документальный проект «Акт Магнитского. За кулисами», «разоблачающий» и самого Магнитского, и причины санкций против России — читайте разбор фильма в «Новой газете»). Главной звездой церемонии (в отсутствие других) была 39-летняя уругвайская актриса Наталия Орейро, прибывшая на российскую премьеру документального фильма «Наша Наташа». Наша Наташа шокировала публику откровенным нарядом и пела песню из сериала «Дикий ангел». Первые строчки песни переводятся примерно: «Клянусь, что сама хорошо не знаю, чего хочу». Несмотря на видимость праздника (здесь можно спорить «о вкусах»), ощущения от самого фестиваля остались безрадостные. Безусловно, ММКФ для синефилов — по-прежнему возможность посмотреть многие из важных фильмов сезона, призеров Канн, Венеции, Торонто, Берлина, традиционно сильную документальную программу. Но фильмы этих спецпрограмм, собранных Андреем Плаховым, Петром Шепотинником, Стасом Тыркиным, идут, как правило, в маленьких залах. Можно отыскать интересные картины и в конкурсе. В «Новой газете» мы рассказывали о двух главных лауреатах: иранской «Дочери» (главный приз) и фильме «37» (приз за режиссуру — Пук Грастен). На ММКФ есть как бы все, что есть на других больших фестивалях. В том числе и немалый бюджет, и спонсоры. Но это «как бы» с каждым годом все более очевидно. Такое впечатление, что фестиваль делает вид, что он — фестиваль. Редкие крупные режиссеры и известные деятели кино приезжают в Москву — как правило, представить ретроспективу и получить приз «За вклад в мировой кинематограф». В этом году лауреатами стали испанский классик Карлос Саура и британский режиссер Стивен Фрирз, которому награду в маленьком зале оперативно вручил Кирилл Разлогов. Пресса здесь работает в сложных условиях. В пресс-центре — волонтеры, не способные внятно ответить ни на один вопрос. Корреспондент ТАСС вынуждена была написать об адовых муках, которые претерпела в своих попытках прорваться на церемонию закрытия. Из пресс-службы ее отфутболивали в дирекцию и даже к генеральному продюсеру Верещагину. «Без билетов на церемонию закрытия 38-го ММКФ оказались журналисты ведущих российских общественно-политических изданий», — сообщило информационное агентство. Но если фестиваль не может пригласить журналистов, он устраивает трансляцию (в Каннах большой зал Дебюсси выделяют для прессы, параллельно идет трансляция в пресс-центре. Да недавнего времени церемонию закрытия на мониторах можно было посмотреть и в фойе «Пушкинского»).
Да, московский зритель мог посмотреть каннских призеров на Московском фестивале. Приобщиться, так сказать, к смысловым и художественным прорывам мирового кинематографа. Но в большинстве своем эти фильмы куплены и выйдут в прокат. Чего не скажешь о призерах ММКФ. Вот, к примеру, иранская «Дочь» Реза Миркарими, удостоенная «Золотого Святого Георгия». Кто в России увидит это по-настоящему фестивальное кино, исследующее проблему некоммуникабельности, внутренних разрывов в семье? Да и сам город не замечает, не ведает, что он превращается в «столицу кино». Москвичи и ММКФ практически не пересекаются. У фестиваля нет собственной программы развития, вектора движения. Какие культурные иерархии он устанавливает? На кого ориентирован? В его конкурсной программе участвуют лучшие фильмы актуального мирового кино, как в Каннах? Он сосредоточен на социальных и политических аспектах, как в Берлине? Он занят исследованием проблем, существа жизни в странах Восточной Европы, как в Карловых Варах? Похоже, он не может найти себе места на фестивальной карте. К тому же, в связи с санкциями, в ситуации растущей дистанции между Россией и внешним миром, фестиваль без обновления, без энергии свежих идей проводить все труднее. Но вряд ли это понимают его руководители. «Да, это один из самых сложных фестивалей, — говорит президент Никита Михалков журналистам. — Но мы перестаем зависеть от приезжих звезд». Лариса Малюкова |
США ввели санкции в отношении пяти российских компаний Posted: 01 Jul 2016 10:01 PM PDT Соединенные Штаты ввели санкции в отношении пяти российских оборонных предприятий в связи с нарушениями закона о нераспространении технологий для производства оружия массового поражения, передает ТАСС. В список попали несколько десятков иностранных компаний, среди них — 150-й авиационный ремонтный завод в Калининграде, Конструкторское бюро приборостроения в Туле, Конструкторское бюро машиностроения в Коломне, Конструкторское бюро «Кунцево» в Москве и НПО машиностроения Реутова. По информации американских правоохранительных органов, компании были замечены в поставках в Иран, КНДР или Сирию «технологий или оборудования, которые могут быть использованы при производстве оружия массового уничтожения и ракетной техники». Предполагается, что ограничение будут действовать в течение двух лет. Сам документ будет опубликован 5 июля. Закон о нераспространении ядерного оружия был введен в 2000 году в отношении Ирана. Позже ограничения были распространены на Сирию и Северную Корею. |
СК возбудил уголовное дело после потопа в Ростове-на-Дону Posted: 01 Jul 2016 02:01 PM PDT Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности в отношении сотрудников администрации Ростова-на-Дону после потопа в городе, передает ТАСС. Отмечается, что дело по статье 293 УК РФ (Халатность) возбудили после смерти девочки, которую во время сильного ливня затянуло потоком под автомобиль. Из-за сильного ливня в городе затопило улицы и произошло 42 дорожно-транспортных происшествия. По предварительным данным, коллапс в городе случился из-за засорившейся ливневой канализации, которая не справилась с потоком воды. «По версии следствия, разрушения и человеческие жертвы явились результатом ненадлежащего исполнения должностными лицами администрации города Ростова-на-Дону своих обязанностей и подчиненными структурными подразделениями своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе и обязанностям по должности», — говорится в заявлении СК. Напомним, вечером 30 июня в Ростове-на-Дону прошел мощнейший ливень с градом и сильным порывистым ветром. В результате ливня в нескольких районах города оборваны линии электропередач, разрушены дороги, а также пострадала обширная часть инфраструктуры города. |
Астахов подтвердил решение уйти в отставку Posted: 01 Jul 2016 01:27 PM PDT Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов подал заявление об отставке. Об этом он заявил телеканалу РБК. «Вчера после очень серьезного разговора я подал заявление, но решение примет президент», — сказал Астахов. Ранее в аккаунте Астахова в Instagram появилось сообщение: «Всю информацию о событиях последних дней вокруг института, должности и личности уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка и перспективах работы я представлю всем желающим». РИА Новости Еще раньше пресс-секретарь президента Дмитрий Песков утверждал, что Владимир Путин не подписывал никаких указов об отставке детского омбудсмена. Информации о том, что Астахов написал заявление, у Пескова также не было. Напомним, на портале Change.org появилась петиция об отставке Астахова. К этому моменту ее подписали более 150 тысяч человек, в том числе четыре депутата Госдумы, около 50 региональных и муниципальных депутатов, мэр одного из российских городов. Потребовали отставки Астахова и его коллеги в регионах: петицию подписали двое уполномоченных по правам человека и трое уполномоченных по правам ребенка. Поводом для размещения петиции стал вопрос Астахова «Ну что, как поплавали?», который он задал выжившим после шторма в Карелии детям. Ему ответила находившаяся в тот момент в палате женщина: «Слава богу, выжили». Позже Астахов заявил, что его фразу грубо вырвали из контекста, а он, наоборот, пытался выстроить доверительные отношения с пострадавшими детьми. Источники СМИ также сообщали, что отставка омбудсмена связана со многими обстоятельствами, которые накопились за последнее время: Астахову припоминали высказывание о «сморщенных женщинах» и другие неоднозначные заявления. Также, утверждают источники, претензии к омбудсмену имеет управление по противодействию коррупции. |
Турция назвала дату возобновления чартерных рейсов из России Posted: 01 Jul 2016 01:01 PM PDT Турция возобновит чартерные рейсы из России 7 июля, сообщил генеральный директорат гражданской авиации Турции в своем твиттере. В сообщении также уточняется, что Турция получила заявки на выполнение 17 рейсов. Напомним, президент России Владимир Путин 30 июня поручил правительству «принять меры, предусматривающие отмену запрета на чартерные воздушные перевозки между Российской Федерацией и Турецкой Республикой». Кроме этого, он отменил запрет на продажу туристических путевок в Турцию. Российские туроператоры пообещали, что после снятия санкций смогут в течение месяца наладить турпоток в Турцию. Накануне Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган провели телефонные переговоры, в ходе которых договорились о личной встрече, а также возобновлении сотрудничества. |
Posted: 01 Jul 2016 12:01 PM PDT Состоялась премьера православной трагикомедии Николая Досталя «Монах и бес», российского участника конкурсной программы 38-го ММКФ. События разворачиваются где-то в середине века девятнадцатого, во времена Пушкина с Гоголем, и Николая I с Бенкендорфом (Бенкендорф на ночь «Бориса Годунова» читает). В небогатый монастырь явится монах-погорелец Иван Семенович (вулканообразный Тимофей Трибунцев), готовый на самые неисполнимые послушания. Как не бояться этого «пророка в своем отечестве» и чудотворца (колодец загубленный за час чистится, белье само стирается, казнь отменяется, рыба гигантская «Монструс экзоссе» ловится, сломанная рессора на царской карете слюной чинится)? Настоятель (Борис Каморзин) всеми силами от заикающегося хромого блаженного пытается избавиться. Однако со сказочно святым Иваном в обитель проникает и бес с именем Легион (Георгий Фетисов). И прилепится к Ивану черт, и защитит, будет искушать, путать монаха, также сотворяя по ходу волшебства дивные. Полеты бескрылые, и яства заморские (вроде печени раскормленной утки), разнообразные собственные превращения. И все это под аккомпанемент дьявольских греховных рассуждений. «Отчего бы, — говорит, — государю под ноги бомбу не кинуть, и республику уже в этом году учредить?» Точно антихрист. Дьявольское обольщение не состоится. Силен духом Иван. Хотя ясно — слившиеся в дружбе-ненависти два фаната: божий угодник, на любые жертвы готовый, и не отстающий от него черт – две стороны одного целого («ад и рай — в душе человека»). На вопрос «Может ли черт человеком стать?», — Арабов отвечает: «А черт его знает». Досталь снимает притчу как помесь ереси, проистекающей из фольклора, с житием, гоголевскую мистику — с фарcом, гротеск и черный юмор — c волшебной сказкой. Но в религиозный лубок авторы с постмодернистским азартом вкрапляют язвительные замечания про неистребимые особенности богоугодной русской жизни: воровство и дурные дороги. Дороги, к примеру, нам праведным и вовсе не нужны, потому как по ним враг может проехать. Православную комедию про искушение можно рассматривать как сказочную вариацию на тему «Фауста». Авторов привлекает нерасторжимая внутренняя связь святости и бесовщины, греховного и благочестивого. В сокуровском «Фаусте», также снятом по сценарию Арабова, «эффективный руководитель» сатана и исследователь материального мира Доктор Фауст казались партнёрами по бизнесу. И кто кого искушал, было не очевидно. В «Монахе…» черт и святой то слиты в одно целое, то один выручает другого. В «Фаусте» мистериальная гетевская вселенная создавалась с помощью живописных кадров в духе «дунайской школы», пластической моделировки кадра, искаженных планов. Был придуман визуальный язык, во многом равный тексту. «Монах и бес» снят подвижной современной камерой (Леван Капанадзе), словно хроника или реконструкция немыслимых и несказанных событий. Но видимая «небывальщина» вступает в противоречие с грузным реализмом. Возможно, для изобразительной легкости, для изящной компьютерной графики, которая сообщила бы действию мерцание смыслов — просто не хватило средств. Сценарии Арабова – самодостаточные, многосложные, поэтические, иносказательные. Его языковая игра с трудом переводится в изображение. В его слове «события души» превращаются в сюжет. «Монах и бес» — бережно следует воздушному сценарию, однако в многих сценах экран уплощает и смыслы, и образы, возвращая метафизике, иррациональному — физическую плотность и ярмарочный юмор. «Вдалеке лаяли собаки. Солнце, как горчичник, припекало спину, и снег обугливался по краям. Дело шло к весне». Так завершается сценарий. В финале фильма камера от монастырского двора оборачивается в небо, к церковному куполу, за которым небо. История создания картины мучительная и характерная. Несколько лет назад идеей «обольщения дьяволом человека» и «перевоспитанием дьявола» Николай Досталь заинтересовал Юрия Арабова. К тому же Досталь давно увлечен историей христианства. Он просил Арабова «написать про праведника и одновременно что-то вроде «Фауста». Мотивы, напитавшие арабовский сценарий, щедро рассыпаны в житийных сказаниях. Тут и плот, направленный блаженным против течения, и вода им очищенная, и рыба, гигантская волшебная. Да и сама история "пленения" святым беса, вынужденного исполнять требования подвижника распространена в христианских текстах. Комическая вариация темы развита и в «Братьях Карамазовых» (Инок Ферапонт, по его словам, дверью прихлопнул толстый хвостище черта, да и закрестил его). Столь же популярен в православной и западноевропейской книжности и мотив путешествия Святого в Иерусалим… верхом на бесе. Так что придраться к сценарию было довольно трудно. В общем, после всех экспертиз история про победу светлых сил над темными, где cверхреальное, наделено зримыми признаками (любимый прием Арабова), была одобрена киночиновниками. И съемочная группа даже получила некую сумму от Фонда кино, обеспечивающую производство меньше чем на 20% от необходимого. Дополнительные средства частных инвесторов привлечь не удалось. Пришлось вернуть 30 миллионов рублей государству, чтобы избежать штрафов. Распался и союз авторов с кинокомпанией «Православная энциклопедия» («Поп», «Орда»). Тогда Досталь и подключил к проекту опытного продюсера Игоря Толстунова. Они обратились за помощью в Министерство культуры. Небольшие средств выделили. Начали работать, по ходу съемок, добирая сильно урезанный бюджет. Так что мытарства и страстное желание осуществить задуманное авторами фильма вполне монтируется со страстными отношениями их героев. Лариса Малюкова |
В чем состоит политический смысл слухов об отставке Павла Астахова Posted: 01 Jul 2016 10:01 AM PDT Карьерная траектория Павла Астахова — пример для любого лоялиста, пытающегося пробиться на вершины власти через профессиональные контакты, а не через партийные жернова или родственные связи. Возглавив адвокатское бюро имени самого себя, он в начале нулевых обслуживал высокопоставленных московских клиентов, среди которых был и тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Видимо, кто-то из этих клиентов заметил харизматика и отправил его создавать собственное ТВ-шоу «Час суда», а уже оттуда, приобретя высокую узнаваемость, будущий детский омбудсмен был рекрутирован на должность руководителя движения «За Путина» перед выборами в Госдуму 2007 года. В награду за успешное выполнение задачи ему был отдан ничего не значащий в российских условиях, но публичный пост «главного защитника детей».
Но породившее феномен Астахова телевидение сейчас и низвергает его. Удар по Астахову был нанесен теми, от кого такой атаки до недавнего времени ждать не приходилось — абсолютно лоялистским и уже даже не мимикрирующим под серьезное СМИ РЕН-ТВ. Именно там вышел специальный сюжет, посвященный диалогу Астахова с выжившими после трагедии в карельском лагере школьницами. РЕН-ТВ агрессивно рекламировало фразу омбудсмена “Как поплавали?”. Трудно предположить, что решение атаковать человека, фамилия которого так долго находилась рядом с первым лицом государства — было принято без согласования с руководством канала. И столь же трудно предположить, что руководство успело получить на этот счет быструю консультацию из Кремля. Скорее всего, там просто воспользовались изменившимися правилами игры. Читайте также: Омбудсмен, вырванный из контекста. Самые скандальные реплики уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова Но в условиях откровенного информационного голода ТВ-пропагандистов, не подпитываемых боевыми сводками о низвержении очередных украинских, сирийских, турецких врагов, к которым население привыкло как к наркотику за последние 1,5-2 года, — многие информационные табу будут отменяться. Усугубляется это нестабильными и размытыми сигналами, поступающими из Кремля. Политическая повестка настолько быстро меняется, что пропагандистам становится все труднее считывать эти сигналы и вовремя попадать в «дискурс». США — уже официально единственная сверхдержава? Эрдогана уже можно именовать партнером? Белых — уже коррупционер или еще губернатор? От стабильности не осталось и следа — и быстрее всего это повлияло на работу медиа. Ранее управление всей жестко иерархизированной системой держалось на четких, понятных правилах игры и распределяемой ренте. Рента кончилась вместе с нарастанием кризиса, а четкость правил — с необходимостью лавировать, чтобы из этого кризиса выйти. Естественный заменитель и дитя нестабильности — страх. После снятия Белых, ставшим уже третьим губернатором обвиненным в коррупции за последний год, элиты и чиновники напуганы, потому что не понимают, кто может оказаться следующим, а у кого есть реальный иммунитет. Бояться силовиков давно привычно для бюрократов средней руки. Однако после атаки на Астахова стало ясно, что таким же орудием страха становится пропаганда, дитя крымской эйфории. Пропагандисты по возможностям своего влияния на массы превращаются в новую, самостоятельную силу. И чтобы защититься от них, теперь также нужна «крыша», внятный сигнал из Кремля. Иными словами, источником угрозы для элиты становятся уже не только силовики с масками, автоматами и флуоресцентной краской, но и «журналисты» с камерой, микрофоном и возможностью смонтировать сюжет в выгодном свете. Фраза «за вами выехали» — теперь не только о черных волгах, но и о микроавтобусах, везущих аппаратуру для съемки. Как ни парадоксально, «скрепы страха» смогут сковать, удерживать лояльность элит также успешно, как и нефтяная рента. Непонятно что хуже: лишиться насиженного места, будучи обвиненным в коррупции, или же опозоренным своей глупостью на всю Россию. Михаил Комин |
Семья погибшего пилота Су-24 сочла «унизительной» идею подарить ей дом в Кемере Posted: 01 Jul 2016 07:02 AM PDT Семья погибшего пилота бомбардировщика Су-24 Олега Пешкова не примет никакую компенсацию от турецких властей. Об этом заявил брат погибшего летчика Павел Пешков эфире радиостанции «Говорит Москва». «Нет, конечно, это бред, никто не готовит никаких прошений к Турции с просьбами о компенсации. Неужели мы сейчас будем просить какие-то компенсации? И в мыслях такого не было», — заявил Пешков, комментируя предложения турецкой стороны выплатить семье погибшего летчика компенсацию. Ранее пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын заявил, что власти страны готовы предпринять шаги для «смягчения боли семьи» погибшего и рассмотреть вопрос о выплатах в случае соответствующего запроса. В свою очередь мэр города Кемера на встрече с российским генконсулом в Анталье Александром Толстопятенко предложил подарить близким пилота дом в турецком городе. «Даже если будут предлагать компенсацию, никто не возьмёт. Это не то что унизительно, это ужасно», — подчеркнули родственники погибшего. Командир Олег Пешков находился на борту бомбардировщика Су-24, который был сбит турецким истребителем 24 ноября. Летчик успел катапультироваться, однако был убит огнем, открытым с земли боевиками одной из участвующих в сирийском вооруженном конфликте группировок. Пешкову было посмертно присвоено звание Героя России. |
С виолончелью на улицу не выходить! Posted: 01 Jul 2016 12:01 AM PDT Как музыканта Семена Лашкина обвинили в политической акции.
Леденящая душу история произошла вечером 20 июня в центре столицы — на Никольской улице. Педагог британской школы искусств, выпускник консерватории им. Чайковского, участник проекта «Голос» и солист группы Radio Kamerger Семен Лашкин в этот вечер в окружении трех друзей играл на виолончели. Без всяких выпивонов. И уж тем более не было сбора денег с прохожих, которых, к слову, было немного — на Никольской Только Лашкин (около 21.00) собрался уходить, напротив скамейки остановились две полицейские машины. Вышедшие из них сотрудники сообщили, что юноше придется проехать с ними, так как он своей виолончелью нарушал общественный порядок и по сути проводил «публичное мероприятие». Лашкин пытался выяснить: с чего бы? — в ответ пригрозили «отвезти силой», после чего посадили с виолончелью в машину. В отделении музыканту предъявили обвинение по статье КоАП РФ 20.2.2 п. 1 — «организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Лашкина в итоге отпустили, но «орудие преступления» — виолончель — полицейские оставили у себя как вещественное доказательство, до выяснения судом всех «обстоятельств». Друзья Семена рассказали о случившемся в фейсбуке и попросили помощи журналистов и юристов. Движение «Русь сидящая» нашло музыканту хорошего адвоката, с которым он 28 июня и пришел в Тверской суд. В «храме правосудия» (выражение прокурора Шохина) выяснилось, что стражи порядка прикрепили к материалам дела объяснение одного из полицейских, задерживавших Лашкина, которое гласит, что юноша «создавал помеху передвижению пешеходов и доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры по адресу Никольская улица, 15». Между тем за спиной Семена во время игры на виолончели были строительные леса, затянутые декоративной защитной тканью, а спереди — нерабочее помещение, затянутое изнутри черной пленкой… Что и пыталась донести судье Алле Ореховой свидетельница и менеджер группы Ольга Опенок. Однако судья ни разу не подняла глаза на свидетеля, она что-то калякала на листке бумаги, как делают от скуки, чтобы убить время. Остальных свидетелей — человек пять, ожидавших за дверьюы — заслушать судья отказалась без объяснения причин. На подсудимого она тоже ни разу не подняла глаз, тоном следователя опросила его по анкетным данным (где родился и где работает) и так же равнодушно водила ручкой по бумаге, пока он рассказывал, как все было на самом деле. —Мне странно, что административным нарушением считается игра на виолончели на пустой нежилой улице в девять часов вечера… — говорил Лашкин, смотря на макушку председательствующей. С пустотой разговаривала и адвокат музыканта Мария Сервонетс, ходатайство которой — вызвать в суд полицейских — судья Орехова отклонила и ушла в совещательную комнату. Выйдя через пять минут, постановила: музыканта Лашкина признать виновным в «организации массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка». Как заметили зрители в зале, учитывая настрой судьи, Лашкину еще повезло: могли и к обязательным работам или 15 суткам ареста приговорить. —Первый раз в суде… Несмотря на все показания и аргументы, результат — штраф 10 000 рублей и перспектива стать рецидивистом, если захочется поиграть еще, — сказал журналистам музыкант. Поиском здравого смысла он и адвокат займутся в следующей инстанции. Вывод напрашивается очевидный: даже полицейские в курсе «панамского досье», раз виолончель в публичном месте считается орудием преступления… Вера Челищева |
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты». To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий