четверг, 14 июля 2016 г.

Тема дня

Тема дня


Игумен Петр Мещеринов: «Жажда жить в раю в человеке неискоренима»

Posted: 13 Jul 2016 11:01 PM PDT

О мистике, христианской морали, антисемитизме Достоевского и Лютера, язвах Иова.

Отец Петр Мещеринов, богослов, музыковед, переводчик, настоятель церкви иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря, — один из самых известных церковных писателей и мыслителей нашего времени. Его речь сложна, и я ее стараюсь не сглаживать — потому что в разговоре с ним чувствуешь, как рождается и формулируется трудная мысль.


Фото: Виктория ОДИССОНОВА — специально для «Новой»

— Вы в последнее время много переводите христианских мистиков, в частности Арндта. А христианство — оно вообще как относится к мистике? Вроде бы не одобряет. Я понимаю, что это неофитский вопрос, но многие именно на оккультизме сходят с ума — и полагают себя воцерковленными…

— Здесь нужно определить понятия. Термин «мистика» имеет три значения: мистика в бытовом смысле — всякая метафизическая загадочность, упомянутый вами оккультизм и т.п. Есть собственно религиозное значение слова «мистика», и оно двояко: первое — соединение человека с божеством, например в индуистских религиях. Это растворение личности в безличном Абсолюте. А есть христианская мистика — соединение личности человека с Личностью Бога. И на самом деле именно это всегда было центром жизни церкви. Вообще, рассуждая об этих вещах, нужно постоянно держать во внимании, что есть то, что называется жизнью в Боге и является истинной мистикой, а есть периферийные вещи. «Клевать» на них нельзя.

— Нынешняя мода на гностицизм, как вы к этому относитесь? Для многих это очень соблазнительная вещь, но чем она плоха — я себе объяснить не могу.

— Когда действительность скучна, отвратительна и невыносима, тогда, естественно, человека тянет в метафизику. Скажем так: избыток метафизики возникает именно от недостатка физики. Если человек захочет прийти в христианство, то он столкнется там с одним сюрпризом: евангельское христианство — настоящее, которое заключается в повседневной, ежеминутной жизни с Богом, — на самом деле довольно скучное. Оно требует трезвости, ровности, оно в общем-то не приветствует какие-то особенные «высокие» или «глубокие» состояния. И это человеку не всегда нравится. Посмотрите даже в церковной жизни: многие считают, что ее неотъемлемой частью являются паломничества, поездки, получение каких-то особых впечатлений от этого… или старцев каких-нибудь «сильных» найти, если требуется острота внутренней жизни. А просто жить по Евангелию в повседневности, в «нормальности» — скучно, нудно, неприметно. Вот и тянет людей на «экстрим».

— Знаете, что меня сейчас пугает? То, что многие находят источник вдохновения в падении, в бездне. Мол, пока не упадешь… Это такая достоевщина. Иногда — заведомое вранье, иногда — доносительство, иногда — национализм… Почему это вдруг стало каким-то массовым явлением?

— Любые духовные события имеют свою логику. Например, машинка нагнетания глупости или агрессии — для того, чтобы эту машинку остановить или развернуть, нужно прилагать усилия, или она сработает, как запущена. Вот она и срабатывает.

— Что вы думаете про людей, которые поехали в Донецк?

— У меня есть несколько рабочих при храме, где я служу, которые туда ездили. Просто вот им скучно, хочется подраться, оружие в руках подержать.

— Вы благословляли их на это?

— Они меня спрашивали, я, естественно, в благословении отказал. Они ведь едут туда убивать… Говорить в оправдание этого можно все, что угодно, но это так.

— Не могу не спросить, как вы относитесь к Достоевскому, ведь фигура страшно соблазнительная, опасная, а на него сейчас мода, как была на Ильина.

— Я больше люблю Толстого, честно говоря.

— Анафематствованного церковью?

— Подождите-подождите. Никакой анафемы не было. Это расхожий штамп, «ввинченный» в сознание интеллигентного человека Куприным в его знаменитом рассказе. Даже и отлучения как такового не было. Синод издал постановление, согласно которому «Лев Николаевич Толстой своими писаниями поставил себя вне церкви, что церковь с превеликим сожалением констатирует и ожидает его покаяния и возвращения в ее лоно». Даже сегодня, когда вся информация доступна, документа этого никто не знает, а про «анафему» знают все. Что касается Достоевского, то я для себя разделяю Достоевского-художника и Достоевского-публициста. Как художник Достоевский, конечно, гениальный писатель. Как публицист, как общественно-религиозный мыслитель — как бы это сказать, чтобы никого не обидеть… ну, в общем, лучше, если бы он только романы писал.

— А как вы относитесь к Иоанну Кронштадтскому?

— Очень люблю.

— И черносотенство его любите?

— Здесь та же история, что с Федором Михайловичем. Об Иоанне Кронштадтском нужно судить не по этой стороне его общественной жизни, и не по рассказу Лескова «Полунощники». Иоанн Кронштадтский всю жизнь вел личный дневник. Это потрясающий документ. Здесь нет никакого сладкого сиропа, который потом обычно возникает в «житиях святых». Это предельно честный перед самим собой и перед Богом самоанализ, который он вел до последних дней. Вот он пишет, что борется с гневливостью, молится Богу, но у него никак не получается… и так годами! Скажем, в дневнике последнего года мы читаем, что во время службы у него закоптилась митра (это такой праздничный головной убор у священнослужителя), и он разозлился на служителя, который свечку не убрал. А потом он пишет: «Да что же это такое! Я ведь уже старик, у меня этих митр 80 штук, мне уже скоро умирать, да что же это такое со мной делается?!» И именно за эту предельную честность я его очень люблю. Есть и другая сторона его жизни — ему несомненно был дан дар прозорливости, чудотворения и исцеления людей. Это факт, тысячекратно задокументированный, его не оспоришь. Но третье, конечно, что под конец жизни, когда мысли его уходили уже в другие плоскости, Иоанном Кронштадтским стали пользоваться черносотенцы. Эта сторона его жизни мне не нравится. Но для меня все перевешивает его внутренняя жизнь.

— Мне в последнее время все более симпатична довольно старая мысль, что нужно создавать среды. Допускаете ли вы, что такую среду можно создать в Сети? Допустим, христианские социальные группы?

— Я, честно говоря, плохо себе представляю, как это будет работать — соберутся люди… и будут обсуждать что? Есть христианские группы в Facebook, но там, например, священники обсуждают детали богослужения. Много благотворительных групп. А выше таких внешних вопросов общение христиан как-то не идет или скатывается, как это у нас принято, во взаимную ругань. Я сам себе задаю вопрос: почему это в Сети не работает? Мне кажется, что просто есть темы, которые не вызывают интереса. Вот если бы Сталина обсуждать, был ли он православным, или что-нибудь в этом роде, — тут набежит толпа народу, неделю будут обсуждать, потом, глядишь, и начальство отреагирует… а христианская жизнь? Я по своему опыту знаю: ну будет пара откликов, ну еще придет кто-нибудь, скажет: «Да ты еретик»… да и все.

— Правомерно ли рассматривать Библию как литературный текст?

— Для христианина Новый Завет — это литература в последнюю очередь.

— Если бы это не была литература, то кто бы его читал? Это хорошо написанная литература.

— Но не только. Это скорее инструктаж. Есть, например, инструкция от стиральной машины, и Евангелие — это в некотором смысле инструкция. Очень сложная и, конечно, написанная с эстетической точки зрения гениально — иначе она не завораживала бы человечество больше 2 тысяч лет. Воспринимать этот текст «впрямую», не делая скидку на то, что это «литература», — трудно, почти неисполнимо, но тем не менее... «Подставь другую щеку» — не ирония, как пишут иногда, не метафора, — это именно инструкция.

— Постойте, но ведь Священное Писание не дает прямых советов, оно вводит в состояние, разве нет?

— Отчасти. Но оно дает и прямые рекомендации — заповеди. Не убей, не укради — что это, если не самые прямые советы? И это не регламентация в законническом смысле, а именно инструктаж. Конечно, это не единственный аспект Писания, но тем не менее.

— Но вы же понимаете, что чтение Евангелия возможно не во всяком состоянии. Когда человек начинает его читать именно как инструкцию?

— Немецкие мистики говорят о двух Словах, которые Бог дал человеку: Слово Божие, Священное Писание, — и Слово внутреннее. Это и есть то самое мистическое зерно, которое влечет душу к соединению с Богом. Вот когда эти два слова в человеке совпадают, — то есть когда внутреннее слово человека совпадает с Евангелием, а Евангелие описывает то, что происходит внутри человека, — вот тогда уже человек обращается к нему как к инструкции.

— Что должно случиться, чтобы они совпали? Некоторые говорят, что это стадия отчаяния. Другие — что ситуация травли.

— Отчаяние — это верно. Если брать того же Лютера, то у него все его озарения о спасении верой произошли после того, как он дошел до отчаяния. Лютер был образцовым монахом, он, используя весь тот инструментарий, который предлагался ему церковью, пытался исторгнуть из себя греховное начало — но у него ничего не получалось. Он пришел от этого в отчаяние — и, углубляясь именно в этом состоянии в Священное Писание, понял, почувствовал, что Бог оправдывает человека не внешними церковными делами, а требует только веры, живой настоящей веры. И таким образом этот основной принцип Лютера «спасение только верой» возник из опыта монашеского отчаяния. Так родился протестантизм.

— Как именно?

— Лютер хотел обогатить этим новым опытом свою церковь (католичество) и через этот новый опыт исправить недостатки церковной жизни. И первое время он этим и занимался — переводил Библию, критиковал те или иные частности в жизни церкви, возвещал людям христианскую свободу, евангельские истины, не имея в виду реформировать церковь как институт. Но весь этот идеализм продолжался до тех пор, пока не начались крестьянские восстания под предводительством Томаса Мюнцера. Чернь, воспользуемся тут пушкинским словом, восприняла лютеровские высокие и тонкие истины по-своему: «Ах, у нас теперь свобода — ну тогда пошли громить все, и церковь тоже». Лютер этого испугался, и на этом мистический период у него закончился. Тогда он уже начал заниматься строительством параллельной институциональной церкви, и дальше все, в общем, пошло, как это и полагается на падшей земле.

— А антисемитизм Лютера — это миф или реальность?

— Лютер вообще был больше человек слова, а не дела — в отличие от Кальвина, который лично подписал 58 смертных приговоров. Лютер говорил, что об истинной вере можно спорить сколь угодно крепкими словами, но насилием она доказываться ни в коем случае не должна. Так что в этом смысле он гораздо симпатичнее Кальвина. А с евреями у него было так: он ждал, что евреи, которым будет возвещена истинная церковность, тут же признают истинного Мессию и валом повалят в его, Лютера, церковь. И в начальный период своей реформаторской деятельности он был к евреям очень расположен. А потом, когда этого не случилось, он, как человек сильных страстей, стал евреев клясть как только можно. То есть у этой ненависти была религиозная подоплека, это не бытовой антисемитизм. Евреи просто не оправдали его надежд, Лютер на них обиделся.

— Вы говорите, что Бах влиял на вас в том числе и в религиозном смысле: как это возможно?

— Музыка Баха — это своеобразная вселенная. От нее можно легко прийти к философии, можно прийти и к математике. Но для этого нужно воспринимать ее не только слухом, но и интеллектом. Когда его только слушаешь, это всего 20%. И даже эти 20% человека насыщают, вызывают в нем эстетический восторг. Но есть еще 80%, которые Бах «зашивал» в свою музыку. Это ведь другая эпоха, когда музыка не ограничивалась только звучанием. Были еще «сверхсмыслы», которые вплетались в музыкальную ткань. Вся музыка Баха пронизана тем, что называется «риторическими фигурами» — то есть определенными сочетаниями нот, которые отсылают сознание слушателя к тем или иным религиозным или философским смыслам. Есть символы страдания, радости, креста — всем этим Бах оперирует с удивительным искусством. Сами музыкальные формы того времени могли нести религиозное содержание. Например, фуга, которая основана на совместном звучании нескольких голосов, совершенно равноправных, а вместе они складываются в удивительную гармонию. Фуга, написанная на три голоса, символизирует тайну жизни Святой Троицы, четырехголосная фуга — как жизнь человека сочетается с жизнью Триединого Бога, и так далее. Конечно, многие такие вещи не слышны непосредственно, их нужно «вычитывать» в нотах — но так Бах открывает людям своей эпохи вещи более глубокие, чем просто звучание музыки. Бах много работал и с математикой, он, например, высчитывал количество тактов в своих произведениях, чтобы они соответствовали цифровой символике той эпохи. Например, если сложить цифровое значение его инициалов и фамилии, то получится число 41, а если сложить цифровое значение букв фамилии, получится число 14. И вот он все время эти числа как-то обыгрывает, например, пишет что-то в 14-м или 41-м такте, или на пересечении 14-го такта с начала одной страницы и 41-го такта с конца другой «зашивает» что-то в музыку, что не слышно, но в нотной записи видно.

— Мне иногда кажется, что если мораль заменить числом, то можно было бы добиться от человека хотя бы последовательности. То есть если бы человек действовал в соответствии с логикой числа…

— Ну, ХХ век проэкспериментировал с заменой морали на логику… Живую, разнообразную, плохо управляемую человеческую мораль попытались подменить «рацио»… Нет, все же лучше мораль.

— Существует ли христианская мораль?

— Конечно, но здесь нужно договориться о понятиях. Что мы подразумеваем под словом «мораль»? Это некие внутренние самоограничения человека, которые налагаются на него чем-то внешним. И очень важно, в чем это внешнее заключается, из чего мораль исходит. Если, скажем, из общественного мнения, то включи телевизор — и через два годика мораль будет уже другая, она изменится под влиянием пропаганды. Но есть и более глубокие основания морали. Христианская мораль основывается вот на чем: человек, будучи изгнан из рая и являясь падшим существом, все равно сохраняет в себе стремление жить в раю. Находясь в раю, он жил практически без правил — за исключением «не ешь от древа», — и жизнь была счастливая и гармоничная. Человек в этом не удержался и из рая был изгнан — но желание и жажда жить в раю из него неискоренима. И вот мне кажется, что организация в обществе морали и нравственности объясняется коренным стремлением человека жить в мире, в порядке, в гармонии, как бы восстанавливая тот рай, для которого человек и предназначен.

— Это в человеке есть, безусловно. Но есть же Книга Иова, где он пытается задавать человеческие вопросы Богу. И оказывается, что у человека и Бога практически несовместимые системы отсчета…

— Там совсем другая проблематика, Иов сталкивается с религиозной вещью в чистейшем виде. Бог взял и, образно выражаясь, как бы шарахнул его молотком по голове. И вот Иов, помимо того, что он потерял имущество, семью, детей, лишился и Божьей благодати. Тут приходят к нему друзья, благочестивые, нравственные, но которые не прошли через эти предельные религиозные состояния. Они начинают советовать ему правильные вещи — но Иов отвечает им, что, только если бы они были на его месте, они смогли бы понять, что с ним происходит. А происходит с ним то, что в своем предельном страдании он предъявляет Богу страшные претензии и доходит почти до хулы. А затем происходит самое интересное. Иову является Бог и начинает говорить ему то же самое, что и его друзья, — «…кто ты такой, чтобы предъявлять Мне претензии». Но при этом друзьям Иова Он говорит: «Горит гнев Мой на вас за то, что вы говорили обо Мне не так правильно, как раб Мой Иов. Пусть он за вас помолится, тогда Я вас прощу». Ничего же себе — «не так правильно»! Иов Бога хулил, а друзья Иова излагали учебник по нравственному богословию! И здесь мы видим разницу между моралью и религиозностью. Мораль — нечто среднее, принадлежность упорядоченной жизни. Религиозность — это уже другие сферы…

— Вот и получается, что жизнь с Богом не заключается в моральном поведении.

—…но жизнь с Богом и не разрешает аморальности. Просто это разные сферы и разные ступени. И это не «несовместимые системы отсчета», а «иерархия систем отсчета», я бы так сказал.

— Вы ведь читали переписку Матери Терезы, где она сообщает духовнику, что иногда не видит Бога, не чувствует Его?

— Как раз об этом пишет Арндт — отнятие благодати, потеря человеком Бога.

— Но ведь она продолжает обслуживать прокаженных и не верит при этом!

— Арндт очень хорошо об этом пишет: не то чтобы не верит, а вера уходит на уровень, который не ощущается человеком. В ультразвук, если можно так выразиться. И здесь нужно смотреть уже не на то, что человек говорит, а на то, как он живет и что делает. «Практика — критерий истины», как нас учили в советской школе. Это и получается, как у Иова: он сидит на своем гноище, ругает Бога, но никуда со своего гноища не убегает и в глубине души продолжает уповать на Него…

Анастасия Егорова
специально для «Новой газеты»


В СК поступили материалы проверки в отношении Якунина

Posted: 13 Jul 2016 10:01 PM PDT

МВД передало в Следственный комитет материалы проверки в отношении экс-главы РЖД Владимира Якунина, сообщает RNS.

Агентство ссылается на официальный ответ МВД на запрос директора Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Романа Рубанова от 5 мая 2016 года, который есть в распоряжении редакции.

«Принято решение о направлении материала по вашему заявлению в Мещанский межрайонный следственный отдел Следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета России по городу Москве для проведения проверки и принятия процессуального решения», — цитирует RNS текст ответа на запрос Рубанова.

Ранее стало известно, что Управление МВД на транспорте по Центральному федеральному округу начало проверку Владимира Якунина после заявления ФБК. Об этом сообщил оппозиционер Алексей Навальный.

По его словам, в общей сложности ФБК направил в правоохранительные органы более 80 заявлений. В них активисты потребовали привлечь бывшего главу РЖД к уголовной ответственности сразу по нескольким статьям.

Также в феврале газета «Ведомости» сообщила, что в СК подтвердили начало проверки в отношении РЖД.

«В настоящее время расследуются уголовные дела по фактам многомиллионных хищений денежных средств и покушений на хищение денежных средств в структурах ФСИН, МЧС, ФТС, ОАО “РЖД” и Арбитражном суде Московской области», — сказал на коллегии СКР руководитель Главного следственного управления СКР по Москве Александр Дрыманов.

«Ведомости», ссылаясь на данные ФБК, также сообщили, что следователей интересовали расследования о продаже электронных билетов РЖД, закупке георешетки и выводе денег за границу.

Владимир Якунин покинул пост президента РЖД, который он занимал более 10 лет, 17 августа 2015 года. 20 августа на его место был назначен Олег Белозеров, ранее занимавший должность первого заместителя министра транспорта.

«Нашествие»-2016: Как бы танки и как бы загс

Posted: 13 Jul 2016 02:01 PM PDT

Русский рок-н-ролл жив: чем больше милитаристской пропаганды, тем сильнее антивоенные настроения.


Фото: Виктория Одиссонова

Закончилось очередное, уже шестнадцатое по счету «Нашествие» в Большом Завидове в Тверской области. И если в прошлом и позапрошлом году главной сенсацией была выставка на рок-фестивале военной техники и вообще милитаризованная атмосфера, то сейчас сенсация, пожалуй, в том, что к танкам и самолетам все привыкли, они уже не вызывают сильных эмоций.

Из самого важного. Рекордное количество посетителей — 265 тысяч. И забавная идея с фестивальным загсом. Все уже посмеялись над фразой продюсера «Нашествия» Юрия Донцова: «Прежде чем вести свою избранницу в палатку, можно будет сочетаться с ней на время фестиваля узами брака». Кольца, которыми обмениваются брачующиеся, силиконовые, так что в принципе ничего страшного.

Очередь в рок-загс довольно длинная. Всё по-взрослому — шатер, марш Мендельсона и напутствие ведущих «Нашего радио». Даша и Юра из Питера рассказывают: «В сентябре у нас свадьба. А это генеральная репетиция». А бывает и наоборот. Надя и Сергей из Волгограда расписались три года назад, но свадьбу не играли, а здесь решили отметить это событие по полной программе – и загс и застолье в палаточном городке. А вот Анна смеется: «Мы с Денисом давно вместе. Хоть здесь удалось его на себе женить!» И таких историй много.

Все обратили внимание на экстремально высокое число пострадавших — больше тысячи человек. В основном от перегрева на солнце и бытовых травм. Ничего непоправимого, просто их очень много. Но на «Нашествии» всего много, оно огромное.

Что до музыки, то лайнап фестиваля год от года меняется незначительно, как, впрочем, и плейлист «Нашего радио», в котором десятилетиями ротируются все эти исполнители: «Би-2», «Браво», Вячеслав Бутусов, «Крематорий», «Ленинград», Максим Леонидов, «Ногу свело!», «Ночные снайперы», «Сплин», «Ундервуд», «Чайф», «Чиж & Co», «Ва-Банкъ», «Несчастный случай»… Группы хорошие, но время как будто замерло, ничего не меняется. Вероятно, в этом и заключается концепция фестиваля.

  Читайте также:  Рок-брак. 7 историй поженившихся на «Нашествии». Фоторепортаж 

Примерно за месяц до «Нашествия» свое выступление неожиданно проанонсировал Шевчук. В эфире «Дождя» он сказал емко, но предельно внятно о своем отношении к фестивалю: «Поеду петь о мире на фоне танков». А перед тем, как петь, высказался еще жестче:

— Хороший фестиваль, но выступать здесь всегда тяжело. Хотелось бы, чтобы «Нашествие» не превратилось в военно-спортивную игру «Зарница». Потому что рок-н-ролл — это мир и любовь. И не верьте тем, кто нас тянет в сторону войны, кто ищет везде врагов. Когда начнется заваруха, они окажутся в глубоком тылу и будут сидеть там на своих дачках. Да здравствует мир, друзья! — И заиграл «Умирали пацаны страшно», написанную еще в Чечне.

Традиция петь «против войны» именно на «Нашествии» тянется еще с прошлого года, когда так поступили «Тараканы!», Алексей Кортнев и некоторые другие музыканты. Это плохо вяжется с тем фактом, что партнером фестиваля выступает Министерство обороны РФ, но парадоксальным образом, чем больше вокруг милитаристской пропаганды, тем сильнее антивоенные настроения.

И, наконец, самое интересное. Впервые на «Нашествии» прошел лекторий об истории русского рока, просветительский проект Рок-talk «Музыка Свободы».

Выступили Илья Стогов, Олег Гаркуша, Владимир Рекшан, Борис Барабанов и другие. Все это мистическим образом совпало с 35-летним юбилеем Ленинградского рок-клуба. О нем в основном и шла речь. Гаркуша, всем известный шоумен группы «Аукцыон», почитал стихи и вспомнил несколько рок-клубовских баек. Стогов, он же писатель Стогoff, — автор нескольких исследований об актуальной ленинградской музыке, ему было что рассказать.

А Рекшан развернул под открытым небом экспозицию своего музея «Реалии русского рока». Оказывается, есть уже и такой. Рекшан — лидер «Санкт-Петербурга», одной из первых русских групп, запевших на родном языке еще в 1960-е. Он имел полное право сказать: «С меня эта история началась, мною она и закончится».

Оксана Мисирова,
«Новая»


Стоимость стадиона в Самаре к ЧМ-2018 увеличится до 18 млрд рублей

Posted: 13 Jul 2016 01:28 PM PDT

Стоимость строительства стадиона в Самаре к ЧМ-2018 увеличится до 18,2 млрд рублей, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, передает ТАСС.

По словам Шувалова, ПСО «Казань» останется генподрядчиком.

Ранее в мае сообщалось, что власти Самары расторгли договор с ПСО «Казань», которое занималось строительством стадиона «Самара Арена» к чемпионату мира по футболу в 2018 году.

В начале апреля стало известно, что стоимость стадиона в Самаре выросла до 17 млрд рублей. Изначально стоимость строительства стадиона оценивалась в 13,6 млрд рублей. Рост объясняли падением курса рубля.

Матчи Чемпионата мира по футболу пройдут в июле 2018 года в 11 городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Волгограде, Самаре, Саранске, Сочи, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Калининграде.

Россия назвала условия для нормализации отношений с НАТО

Posted: 13 Jul 2016 01:01 PM PDT

Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко заявил, что нормализация отношений России и НАТО требует прекращения военной активности альянса у российских границ, передает Интерфакс.

Грушко подчеркнул, что стабилизация отношений с западными странами потребует замораживания «военных развертываний, которые сегодня осуществляют страны НАТО вблизи российских границ, сокращение там военной активности и в дальнейшем отвод уже развернутых там подразделений в места постоянной дислокации».

По словам представителя РФ, основной темой саммита Россия-НАТО был вопрос развертывания позиций Североатлантического альянса в странах, граничащих с Россией. По мнению РФ, этим меры «необоснованы, избыточны, контрпродуктивны».

Ранее в среду, 13 июля, по итогам заседания совета генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что России и НАТО не удалось сблизить позиции. Столтенберг добавил, что дальнейшие встречи совета будут назначены, но даты пока не определены.


Драки, викинги и чуть-чуть футбола

Posted: 13 Jul 2016 12:01 PM PDT

Первенство Европы во Франции завершилось. Подводим итоги.


Игроки сборной Португалии с кубком чемпионата Европы по футболу-2016 после финального матча / Фото: РИА Новости

Разочарование чемпионата. Сборная России

Миллионеры в бутсах под предводительством Леонида Слуцкого продули два матча из трех и отправились в отпуск, продемонстрировав самый убогий футбол на турнире. А все потому, что в их составе не нашлось ни одного бойца с нужными причиндалами. …А вот новый анекдот:

— Сережа, а кто твой папа? — спрашивает учительница школьника.

— Мне очень стыдно, но…

— Он что, порноактер?

— Если бы… Он играет за сборную России по футболу…

Цифра чемпионата. 830 миллионов евро

Именно столько составил чистый доход УЕФА от французского турнира. Эта прибыль превышает на 34 процента дивиденды, полученные от континентального форума-2012. Однако  Евро-2016 оказался менее прибыльным, чем прошлогодний Кубок мира по регби, на котором организаторы заработали 2,7 миллиарда фунтов стерлингов.

Скандал чемпионата. Кровавые побоища

Пол-июня все новости на общедоступных каналах начинались с сообщений о драках фанатов — как спонтанных, так и хорошо спланированных. И это притом что за безопасность отвечало беспрецедентное количество жандармов, частных агентов и военнослужащих. Апогеем околофутбольной войны явились бойня в порту Марселя и беспредел на «Велодроме», в которых главными действующими лицами стали хулиганы из России. УЕФА наказал РФС за ту «шалость» штрафом в размере 150 тысяч евро (самое жесткое наказание на турнире) и чуть было не выгнал Акинфеева и компанию из Франции.

Сенсация чемпионата. Сборная Исландии

Ее рассматривали как поставщика очков для португальцев, австрийцев и венгров. Но аутсайдер посрамил скептиков. Подопечные Ларса Лагербека реально бились за свою переживающую не лучшие времена страну, в каждом матче удивляя противников стойкостью и волей к победе. В 1/8 финала огонь потомков викингов сжег английскую контору. За этим зрелищем по телевидению и в интернете наблюдали 99,8 (!) процента граждан Исландии. И даже в четвертьфинале с мощными французами островитяне тонули с высоко поднятой головой.

Прикол чемпионата. «Турнир выиграет Бразилия или Аргентина»

Негосударственная исследовательская организация «Левада-центр» с 23-го по 27 июня проводила опрос по репрезентативной выборке городского и сельского населения среди людей в возрасте 18 лет и старше в 147 населенных пунктов 48 регионов страны. Вопрос был прост: «Кто выиграет Евро-2016?» Некоторые респонденты называли сборные, которые уже покинули форум. Были и те, кто продолжал верить в победу России, также завершившей свое выступление. Но особенно поразил небольшой процент «знатоков», предположивших, что золотые медали достанутся бразильцам или аргентинцам.

Команда чемпионата. Сборная Португалии

«Крестоносцы» не пронеслись вихрем по Елисейским полям, чудом выйдя из группы после трех ничьих. Футбол в их исполнении не порадовал яркими красками, да и вообще не вышел атакующим. Однако едущие с ярмарки старички и плаксивый Криштиану Роналду не ругались между собой и работали друг на друга с первой и до последней минуты. «Селесау» за 30 дней одержали лишь одну победу в основное время, одолев в полуфинале Уэльс, но ведь и их никто не смог положить на лопатки… И абсолютно правы англичане, утверждающие, что «самое красивое в футболе — это счет на табло».

Бомбардир чемпионата. Антуан Гризманн

Он играл так, как должен играть настоящий нападающий. И дело не в двух дублях, которые он соорудил в матчах плей-офф с Ирландией и Германией. Антуан постоянно искал пути к воротам соперника и не тратил время на споры с судьями. 26-летний Гризманн — один из тех, кто любит футбол в себе, а не себя в футболе. И пусть в финале ему не удалось забить, скромный француз с шестью мячами примерил на себя лавры лучшего снайпера и получил «Золотую бутсу». Последний раз за рамки пяти голов выходил на Евро сам Мишель Платини в далеком 1984-м.

Тренер чемпионата. Фернанду Сантуш

Его признали коучем десятилетия в Греции, однако болельщики в Португалии в его тренерский гений верили не особо. Правда, 61-летний наставник на критику в свой адрес из-за скучного и прагматичного футбола не обращал внимания. И даже после того, как проводники его идей едва не продули венграм, говорил, что все идет по плану. Так в итоге и вышло: план бывшего инженера-электрика оказался сильнее хорватского, польского, валлийского и, что самое главное, французского.

Персона чемпионата. Антонио Конте

Самый экспрессивный наставник форума-2016 представил публике новую «Скуадру Адзурру» — дисциплинированную, но зрелищную. Апологеты «катеначчо» зажигали на газоне, а их тренер в цивильном костюме и туфлях устраивал на бровке театр мимики и жестов. Как он ругал арбитров! Как заводил болельщиков! Как со злости бил по мячу! Как запрыгивал на крышу пластикового козырька над своей скамейкой запасных, празднуя голы своих питомцев! Без тренера по прозвищу Граф всем было бы очень скучно.

Открытие чемпионата. Ренату Санчеш

18-летний вундеркинд в этом году появился в составе «Бенфики» и сразу же попал на карандаш к скаутам «Баварии», которая не пожалела за него 35 миллионов евро. И уже после дебютного матча во Франции стало понятно, что немцы не переплатили. Санчеш порадовал филигранной техникой, убойным ударом с двух ног и неимоверной жаждой борьбы. Он забил в четвертьфинальном поединке с поляками, превратившись в самого молодого автора гола в истории плей-офф Евро, и внес достойный вклад в золотой успех дружины. Правда, известный французский тренер Ги Ру считает, что истинный возраст Хищника — 23—24 года. Но, перефразируя Аршавина, «предчувствия Ги Ру — это его проблемы».

Болельщики чемпионата. Ирландцы. Обычные и северные

Фанаты «парней в зеленом» и «зелено-белой армии» не кидались стульями и бутылками, демонстрируя любовь и верность своим сборным веселыми песнями и красочными перформансами на трибунах. Такой позитивный подход пришелся по нраву мэру Парижа Анн Идальго, которая наградила ирландских болельщиков памятными медалями. «Поклонники этих команд проявили образцовое поведение по отношению к полиции и создавали праздничную атмосферу на протяжении всего турнира», — заявила Идальго на вручении неофициальной премии.

Матч чемпионата. Италия — Германия — 1:1 (6:5 по пенальти)

В этом четвертьфинале случилось все, что нужно нейтральному болельщику: голы, борьба, интрига, сохранявшаяся все два часа. А также серия валидольных послематчевых пенальти, рядом с которой меркнет любой фильм Хичкока. Выяснение одиннадцатиметровых отношений состояло из 18 (!) ударов и ознаменовалось семью промахами — смешными и грустными. Когда взошла луна, Мануэль Нойер, отразив выстрел Маттео Дармиана, предоставил шанс Йонасу Хектору войти в историю. И защитник из «Кельна», пробив Джанлуиджи Буффона, принес Германии первую победу над Италией в восьми официальных матчах.

Рекордсмен чемпионата. Криштиану Роналду

Уроженец Мадейры побил за месяц кучу достижений. Теперь он — первый, кто забивал на четырех чемпионатах Европы, и первый, кто принял участие в трех полуфиналах Евро. Криштиану стал единственным футболистом, кто забивал по три мяча на разных Евро. Роналду также превратился в рекордсмена по количеству матчей, проведенных в решающей части Евро (21), и обошел Луиша Фигу по числу поединков за сборную Португалии (133). КриРо сравнялся по общему количеству голов (9) в финальных стадиях континентальных турниров с легендарным Мишелем Платини. И это еще не полный список подвигов Красавчика.

Андрей Успенский
Корреспондент


Главу американского иностранного вещания не пустили в Россию

Posted: 13 Jul 2016 11:01 AM PDT

Председателю Совета управляющих по вопросам вещания Джеффу Шеллу запретили въезжать в Россию без каких-либо указанных на то причин. О запрете он узнал от пограничников московского аэропорта, пишет The New York Times.

Изданию Шелл сообщил, что он прилетел в Россию в роли главы кинематографического подразделения NBCUniversal и пояснил, что его компания в России занимается съемками фильма.

The New York Times Джеффри Шелл рассказал, что он прибыл в московский аэропорт во вторник в 23:30. Но при прохождении паспортного контроля ему отказали во въезде в Россию. Шелл рассказал, что его завели в маленькую комнату и на полчаса оставили в одиночестве, а потом кто-то пришел с документом на русском языке, который его попросили подписать. Шелл отказался подписывать бумаги, так как он не понимал написанного. Именно так он пояснил свой отказ. После ему принесли тот же документ, который был переведен на английский язык. В нем говорилось, что Шеллу запрещен въезд в страну. Американца перевели в другую комнату, в которой он просидел один три часа до тех пор, пока его не посадили на рейс в Амстердам.

«Примерно в пять утра пришел вооруженный охранник, отвел меня в самолет и посадил на мое место. Он отдал мой паспорт пилоту и попросил не отдавать мне мои документы до тех пор, пока я не буду на голландской земле. Это было немного неприятно», — рассказал изданию Джеффри Шелл. Он также добавил, что ему до сих пор не сообщили о причинах, из-за которых он не смог въехать в Россию.

Шелл возглавляет Совет управляющих по вопросам вещания, который является агентством правительства США. Оно https://www.bbg.gov/who-we-are/ курирует иновещание. Так, например, ведомство курирует вещание «Голоса Америки» и «Радио Свобода».

Полина Смирнова


Внешний долг России вырос до 521,5 миллиарда долларов

Posted: 13 Jul 2016 09:28 AM PDT

В первом полугодии внешний долг России вырос до 521,5 миллиарда долларов — на 0,6% (на 3 млрд долларов США) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает ЦБ.

«Увеличение внешнего долга страны стало следствием активизации приобретения нерезидентами суверенных долговых инструментов в рублях на вторичном рынке, а также начисления российскими компаниями дивидендов акционерам», — говорится в сообщении.

Основной частью внешнего долга остались обязательства частного сектора, треть которых пришлась на банки и две трети — на прочие секторы экономики.

Внешний долг России по итогам 2015 года сократился на 14% (89,787 миллиарда долларов), до 515,3 миллиарда долларов, тогда как в начале года он составлял 599 миллиардов.


Первый в России памятник Ивану Грозному установят в Орле

Posted: 13 Jul 2016 09:01 AM PDT

В Орле 3 августа установят первый в России памятник Ивану Грозному, об этом на пресс-конференции сообщил губернатор региона Вадим Потомский, передает ТАСС. Открытие монумента состоится за два дня до 450-летия Орла, основанного указом царя.

Памятник установят напротив входа в орловский Театр юного зрителя. Губернатор, отвечая на критику местных жителей, выступивших против, заявил, что считает выбор места установки монумента нормальным.

«Должен стоять памятник. И он никому там мешать не будет», — считает Потомский.

Над памятником, рассказал губернатор, работали шесть скульпторов, их имена он пообещал раскрыть в день открытия монумента. Потомский подчеркнул, что памятник создается без финансирования из бюджета города или региона: его поставят на пожертвования горожан.

Орел был основан в 1566 году Иваном Грозным как крепость, защищающая южные границы государства. День города Орла ежегодно отмечается 5 августа. В этом году город отметит свое 450-летие, праздничные мероприятия пройдут 4–6 августа.

Арестованного за пост в ЖЖ тюменского блогера признали политзаключенным

Posted: 13 Jul 2016 08:01 AM PDT

Правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенным тюменского блогера Алексея Кунгурова.

На сайте «Мемориала», отмечается, что Алексей Кунгуров — «известный оппозиционный блогер, публицист и писатель, жестко критиковавший внутреннюю и внешнюю политику современной российской власти». Уголовное дело в отношении него, по мнению центра, является неправомерным. Политический мотив этого дела следствием не скрывается — он прямо обозначен в обвинительном акте, где сказано, что «Кунгуров А.А. неоднократно публично выражал политические взгляды и убеждения общественных организаций, действующих оппозиционно деятельности органов власти Российской Федерации».

Как ранее сообщала «Новая газета», региональным управлением ФСБ блогеру предъявили обвинение по статье «Публичное оправдание терроризма». При первом задержании он был отпущен под подписку о невыезде, спустя три с лишним месяца Центральный райсуд Тюмени изменил меру пресечения на арест, 7 июля областной суд оставил это решение в силе — в СИЗО пробудет блогер, как минимум, до 19 августа.

Как рассказал URA.Ru информированный источник, условия содержания в СИЗО весьма жесткие: «сидит он в отдельном блоке в камере на двоих под усиленным надзором, свидания ему запретили, поскольку инкриминируют такую серьезную статью». При этом расследование, по словам собеседника агентства, идет очень медленно, и, скорее всего, в августе сроки его продлятся: «можно предположить, что оно затянется примерно на год и все это время человек, которого суд еще не признал виновным, будет сидеть за решеткой, под плотным колпаком».

Состав преступления местное управление ФСБ обнаружило в посте, размещенном блогером на странице в ЖЖ под заголовком «Кого на самом деле бомбят путинские соколы?». Эксперты «Мемориала», как и ранее их коллеги из информационно-аналитического центра «Сова», изучив статью, пришли к выводу, что «никаких призывов к терроризму в ней не содержится», и даже намеков на его оправдание нет: «Вв постановлении не указано, какие фрагменты текста якобы оправдывают деятельность запрещённой в России ИГИЛ». Сам по себе резкий тон статьи, считают юристы, «не дает оснований, для привлечения автора к уголовной ответственности: он критикует вмешательство РФ в гражданскую войну, считая ее бессмысленной с точки зрения интересов нашей страны, высказываемые им тезисы достаточно распространены в мировых СМИ, и в российской блогосфере».

Любопытно, что вменяемое блогеру деяние совершено было довольно давно: опубликована вышеупомянутая статья 13 октября прошлого года. А задержали его в первый раз лишь 5 месяцев спустя, в марте 2016-го — на следующий день после публикации другого поста — «Что России делать с Донбассом и Крымом? Часть 2», где патриот Кунгуров, как выясняется, по многим позициям солидарен с ранее призираемыми им «либералами». Он пишет, что «расширение «Русского мира» — не самоцель для патриотических сил», больше того — «слив Донбасса», по его мнению, «неизбежен», и даже на удержание Крыма тратить силы не следует, необходимо «официально признать ответственность РФ за гибель малайзийского Боинга», «выплатить компенсации семьям погибших», судить в России «виновных в его уничтожении курских зенитчиков, совершивших военное преступление с точки зрения УК РФ», чтоб не позволить Западу устроить этот процесс в Гааге, а в целом нужно «улучшать отношения с Западом», потому что это очень даже поможет в восстановлении нашей мощи».

Предлагаемая блогером программа действий противоречит всем ранее заявленным целям комитета «Январь 25», в число учредителей которого он вошел в вместе со Стрелковым, Сулакшиным, Лимоновым.

Алексей Кунгуров — второй блогер, которого ПЦ «Мемориал» признал политзаключенным: ранее получил этот статус томич Вадим Тюменцев, приговоренный за размещение в своем блоге двух трехминутных видеороликов тоже с критикой внешней и внутренней политики российских властей к 5 годам колонии общего режима.

Георгий Бородянский
Соб. корр. по Омской, Томской и Тюменской обл.


Пять причин, по которым «честные выборы» не пройдут

Posted: 13 Jul 2016 01:01 AM PDT

Не важно, как посчитают.

Стартовала одна из самых странных предвыборных кампаний в новейшей истории России. Фоном, на котором она разворачивается, стало «волшебство» Чурова в 2011 году, а затем чудовищные законы, принятые шестым созывом Думы. Кампания будет короткой, при этом власти, кажется, готовы сделать все, чтобы она осталось незаметной и неинтересной: у людей 18 сентября должны найтись более важные занятия, чем выборы.

Публичным лицом этой электоральной конструкции назначена Элла Памфилова. Как уже много раз говорилось, ее авторитет должен обеспечить «честные выборы» и застраховать власти от повторения 2011 года. Памфилова на своем посту ведет себя безупречно, дистанцируется от наследия своего предшественника и в рамках своих полномочий старается облегчить работу наблюдателей и журналистов.

Нет сомнений в том, что в рамках своих полномочий руководитель ЦИК будет действовать профессионально. Однако остается другой вопрос: будет ли этого достаточно для того, чтобы выборы в действительности оказались честными. Или, иными словами, можем ли мы ставить знак равенства между честным подсчетом итогов голосования и честными выборами?

На этот вопрос придется отвечать отрицательно. Выборы не сводятся к подсчету и начинаются задолго до старта официальной кампании, тем более такой минималистской, как нынешняя. Узкое понимание «честных выборов» сейчас используется властями в качестве пропагандистского штампа.

«Темник» на эти выборы состоит в следующем: оппозиция обречена на поражение даже в честной борьбе. Пропагандистские сайты уже сейчас разворачивают подобную риторику: оппозиционеры настолько слабы и беспомощны, что им просто не на что рассчитывать. Вы хотели честных выборов? Вот они! Состоятся уже через каких-то два месяца.

Существует пять причин, по которым нынешние выборы нельзя воспринимать как честные.

Во-первых, устройство рынка медиа в России предполагает, что на федеральные каналы телевидения с максимальной аудиторией в течение месяцев и лет накануне старта предвыборной кампании попадают только правильные люди. Оппозиционеры не имеют доступа к избирателям, а начальство слишком занято, чтобы устраивать дискуссии о развитии страны. За два месяца кампании такой перекос в сторону провластных экспертов, многие из которых решили баллотироваться в Думу, никак не устранить. Чтобы говорить о честных выборах всерьез, нужно было с 2011 года вести публичные дискуссии со всеми политическими силами, а шире — нужен рынок свободных медиа.

Во-вторых, в России нет независимых судов. Любые конфликты в ходе выборов и по их результатам будет решать уже не ЦИК, а судебная власть, а в ее лояльности у исполнительной ветви и действующего парламентского большинства нет особых сомнения. Честные выборы потребовали бы создания судебной системы, которая не играет в одни ворота.

Третья причина, по которой «честные выборы» следует рассматривать как пропагандистскую идею, связана с перекрытием легальных каналов для финансирования политической деятельности в России. Деньги выделяются только тем политическим организациям, существование которых согласовано с нынешними властями. При этом объемов госфинансирования зарегистрированных партий для ведения полноценной избирательной кампании недостаточно. А представители бизнеса фактически ограничены в том, чтобы распоряжаться своими деньгами и вкладывать их в политиков, готовых защищать их интересы. Какой российский бизнес рискнет поддержать партию, ставящую под сомнение итоги крымского референдума 2014 года? Иностранное финансирование даже со стороны граждан России, как это видно на примере Ходорковского, де-факто запрещено. Сбор средств граждан на кампанию Навального через интернет неоднократно пытались «расследовать». Выборы могли бы быть честными, если бы люди с разными политическими взглядами могли бы поддерживать своих кандидатов деньгами.

Четвертая причина тоже связана с деньгами. Некоторые эксперты сейчас говорят о том, что оппозиция сохраняет шансы на победу в отдельных округах. Однако полноценная кампания в округе чрезвычайно дорогая: кандидат должен донести свое послание до каждого жителя, и эта услуга оценивается политтехнологами примерно в 2 млн долларов за округ. У оппозиционеров просто нет таких денег, они, в отличие от своих конкурентов, не имеют доступа к ренте. Честные выборы предполагали бы, что коррупционеры не имеют возможности участвовать выборах.

Наконец, последнее, пятое соображение: сверхзарегулированное предвыборное законодательство, запрещающее, например, создание предвыборных блоков. Сюда же относятся практики внеэлекторального давления на кандидатов, от полицейских «антиэкстремистских рейдов» до выбраковки подписей.

Изобретение нынешних «честных выборов» шло по знакомой схеме: власти редко создают новые политические идеи, но активно заимствуют тактику оппозиционеров. Требование честного подсчета голосов было обращено против тех, кто его требовал. Побеждать в Кремле намерены за счет сочетания «честности» и низкой явки.

Кирилл Мартынов
редактор отдела политики


Комментариев нет:

Отправить комментарий