Тема дня |
- Выжить, выйти и вернуться. Мой личный рецепт преодоления зоны
- Как в ток-шоу калечат психику детей
- В Рио-де-Жанейро прошла церемония открытия Олимпийских игр
- Иран заблокировал игру Pokemon Go
- Режиссер Виталий Манский: В России многие... уже боятся показывать фильм «В лучах Солнца»
- Россия и Турция обсудят компенсацию за сбитый Су-24
- Вся Олимпиада в цифрах, буквах и фактах
- Бах не выдаст — ВАДА съест
Выжить, выйти и вернуться. Мой личный рецепт преодоления зоны Posted: 06 Aug 2016 12:02 AM PDT Чем тюрьма отличается от тяжелой болезни, например? Тем, что все сроки когда-нибудь кончаются, даже самые страшные. И еще тем, что ты сам можешь приблизить свой звонок. Нет, конечно, — не хорошим поведением и ударным трудом, не стукачеством и участием в художественной самодеятельности, эти вертухайские побрякушки давайте оставим безнадежно больным на голову. Упорство, работоспособность, холодная голова, отстраненность от тюремной движухи, презрение к компромиссам, строительство китайской стены между собой и администрацией (хоть красной, хоть черной) — все это если и не приблизит твой личный «звонок», то даст шанс на жизнь после звонка. По моим многолетним наблюдениям, шанс есть у каждого десятого, не больше. То есть у десяти из ста есть возможность сохранить в тюрьме собственный человеческий капитал (и даже приумножить его), выйти сохранившейся личностью и вписаться в жизнь гордо и достойно. Пользуется этой возможностью один из ста, не больше. Слишком укореняются тюремная субкультура и привычки, а родное гнездо оказывается разоренным до такой степени, что не хватает сил начать с нуля, а время безвозвратно потеряно, и навыки безнадежно утрачены, и никого уже не догнать, твой горящий поезд ушел так давно, что шпалы поросли волчьей ягодой ровнехонько между рельс. Да-да-да, в зонах есть профориентация и советы семейного психолога — давайте не будем даже обсуждать все эти нелепые и безумные телодвижения, позорящие человеческую расу. Если б у этих профориентаторов и психологов был бы стыд, от них давно осталась бы кучка пепла. Что делать? Варианта два. Первый — решительная, безжалостная реформа системы исполнения наказаний, удушение профанации, переход под гражданский надзор, люди в погонах остаются только по периметру. С этим вариантом все ясно — фантастика на третьей полке, туда и отнесем. Вариант второй — сам. Все сам. Пример первый, простой. В «Русь Сидящую» пришло очень строгое письмо. Мужчина, осужденный, пишет скупо и по делу. «Согласно ФЗ № 135 прошу прислать мне юридическую литературу, учебники по экономике и гири». Вот он мне сразу понравился. Полезла посмотреть, что за ФЗ такой — оказалось, закон от 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», даже почитала его внимательно — надо же, 20 лет закону, сколько воды утекло, а человек нашел забытую всеми бумаженцию, не поленился. Да мы и без закона тебе учебники пришлем, а гирю нет, потому что не возьмут ее от нас в зоне, тут надо специальными отношениями с зоной обладать и водку с ними пить, чтобы взяли, потому что в зонах законы не читают. Пишет парень без ошибок, лаконично и грамотно, и потребности его мне исключительно нравятся. У него есть возможность выстоять, а вот возможность прижиться после звонка минимальна. Одиночка. Но может и повезти. Вот в нашей работе знаете, какая проблема самая главная? Кроме желания помогать ближнему, порядочности и мозгов, нам нужен тюремный опыт, без него в нашей работе тяжело. А если есть опыт, то в процессе его получения часто утрачивается или порядочность, или ум, или желание помогать. И да: этот парень — он как раз один из десяти, у него есть хороший шанс если не выйти раньше (о чем свидетельствует тяга к юридической литературе), то выйти достойно (гири и учебники по экономике), причем и то и другое — явно с прицелом на будущее. Пример второй, сложный и любимый. Наш главный координатор по работе с вновь прибывшими, Инна Борисовна, должна была освободиться в 2025 году. Но вот уже она шесть лет с нами, правда, не все шесть в качестве координатора. Инну, главбуха маленькой компании и мать двоих детей, посадили на 15 лет в 2010 году, ее руководителя, Олега, отца троих детей, — на 18 лет. И это только по первому делу. В разгаре был судебный процесс по второму делу, когда вдруг все закончилось. Всем спасибо, все свободны. Вместо гарантированной двадцатки на душу населения — с вещами на выход. Декриминализировали тогда товарную контрабанду (которой еще и не было), с тех пор туда-сюда всяко двигали, но эти двое вышли такими бойцами, что любо-дорого. Детей с тех пор в семьях сильно прибавилось, но есть и потери. Инна лишилась профессии, но остались мозг и открытые чакры после тюрьмы, то есть практические знания и интуиция, что в нашем деле главное. Ее руководитель, Олег, уехал, бросил в России все, что было выстроено за 40 лет жизни, перетащил свою большую уже семью в чужую и очень непростую страну, начал бизнес с нуля, сейчас все хорошо — даже с поправкой на то, что там сейчас контрреволюция. Ну это же лучше, чем мотать 20 лет? Думаю, да, и он тоже так думает. Остался активным членом общества в России, сильно старается помогать тем, кто попал в похожую беду. Инна и Олег — это более редкий случай, это тот самый «один из ста»: шанс вернуться в жизнь и преуспеть они использовали в самой полной мере. Пример третий, мой собственный. На этой неделе звонок прозвенел бы и для меня: ровно 8 лет назад был арестован мой муж Алексей Козлов, и как раз сейчас он должен был выйти. Он давным-давно на свободе, его приговор дважды отменяли, но ведь так могло и не быть. Упорство, мозги, еще раз мозги, чтение, поддержка с воли, солидарность, принципиальность и презрение к компромиссам — рецепты все просты и давно известны. Проблема только в наличии ингредиентов: взбалтывайте, но не смешивайте. И не соглашайтесь на суррогаты. А если все получилось как надо, то на свободе первым делом организуйте помощь сидящим там — это отлично чистит карму. Ольга Романова |
Как в ток-шоу калечат психику детей Posted: 05 Aug 2016 11:01 PM PDT Телеканалы, строем уйдя на летние каникулы, повторяют однажды виденное. Выбирают, надо полагать, то, что сами считают лучшим. Лучшее, с точки зрения Первого канала, это его многолетние хиты — ток-шоу «Давай поженимся» и «Пусть говорят». Их теперь показывают дважды — днем и вечером. Смотри — не хочу. Программу «Давай поженимся» я смотрю крайне редко, а если уж совсем честно, практически не смотрю никогда — разве что случайно, переключая каналы, нарвешься на каких-то запредельно диких персонажей и на несколько минут замрешь у экрана с открытым от изумления ртом. Так случилось и на этой неделе, когда, изнывая от страшной мысли, что смотреть нечего, а писать надо, в тоске щелкала пультом. И нарвалась. Некий Федор, от которого 8 лет назад сбежала жена, оставив ему троих малолетних детей, хочет снова жениться. В комнатах, скрытые до поры от глаз потенциального жениха, наблюдают за происходящим в студии три потенциальные невесты. Одна из них пришла с маленьким (лет 7) сыном, который по ходу комментирует увиденное: «Мам, ну как тебе жених?» — «Ну, такой хороший дядя». «Хороший дядя» меж тем рассказывает трем ведущим подробности предыдущей неудавшейся семейной жизни. Ведущие, деликатностью не страдающие, без всякого смущения разбирают его персональное дело. Ясно, что от хороших мужей жены сломя голову не сбегают. Вот и этот выпивал, поднимал на жену руку, всячески третировал — а жена возьми да и сбеги в Севастополь и глаз оттуда не кажет. «Дети с вами пришли? — деловито интересуется ведущая Лариса Гузеева. — Давайте их сюда». В студию робко, друг за другом, входят дети — две девочки 8 и 10 лет и старший мальчик лет 12. Гузеева усаживает их за стол в центре студии — и тут начинается самое страшное. «Вы по маме скучаете? Вы любите маму?» — забрасывает Гузеева вопросами, один другого бестактнее, растерянных детей. Те в ответ мямлят что-то невразумительное, не отводя глаз от папы. «А вы как бы хотели — чтобы у вас была новая мама или старая вернулась?» — не унимается Гузеева. «Я бы хотела, чтобы была новая», — бормочет одна из девочек. «Не хочу я новую маму», — почти шепчет мальчик, стараясь не встречаться взглядом с папой (в это время малыш, который сидит в одной из комнат вместе с потенциальной федоровской невестой, вскрикивает, прижимаясь к своей маме: «И я не хочу новую маму». «Ну что ты, у тебя же есть я», — утешает та ребенка). Гузеева еще долго их терзает, заставляя вспомнить, кто кого больше обижал — папа маму или мама папу, после чего предлагает детям на время удалиться («Пойдите побегайте и обсудите меня — какая я классная») и объявляет о главном сюрпризе программы: «Из Севастополя приехала бывшая жена Федора Анна». Анна с новым мужем, усевшись за стол, выкладывает свои претензии: и пил, и бил, и кошку убил на глазах детей, и ее интимное видео в социальных сетях выкладывал, желая опозорить. Гузеева, однако, с фирменной безапелляционностью констатирует: «Пока никакой драмы (ну да, дрались, ну выпивал), чтобы бросить троих детей, я не вижу». После чего вновь зовет детей в студию: «Ребята, ваша мама». Несчастные дети входят и замирают возле матери, которая не делает даже попытки как-то их приласкать. Гузеева же, объявив себя доброй волшебницей, способной выполнить любое желание, предлагает детям немедленно уехать с мамой в Севастополь: «На фиг вам чужая тетя? Поедете с мамой?» Дети, окончательно растерявшись, шепчут: «И с папой». «Папа никуда не денется, а там море, песочек». «Там камни», — вспоминает кто-то из детей. «Я же сказала, что я волшебница, я привезу вам целый самосвал песка», — продолжает настаивать ведущая. Дети уже почти плачут, и она великодушно отпускает их вновь пробежаться по останкинским коридорам, а сама вместе со свахой Розой Сябитовой пригвождает к позорному столбу и мать («Анна, вы кукушка, вас никто насильно в кровать к Федору не клал»), и отца («Я вижу глубоко посаженные глаза, тяжелые нависшие брови, Федор, вы социально опасны»). От робкого напоминания Федора, что он вообще-то свататься сюда пришел, ведущая досадливо отмахивается: «Сегодня решается судьба троих детей, а не как устроить вашу сексуальную жизнь». Невеста с ребенком демонстративно покидает программу: «Пойдем отсюда, мы к этому дяде даже не подойдем, нехороший дядя». Две других, которым только что жестоко обломали их матримониальные намерения, появившись в студии, поливают несостоявшегося жениха гневом и презрением: «Этот человек даже мужчиной называться не может». «Эти женщины мне тоже не очень нравятся», — не остается в долгу опозоренный на всю страну, но все-таки не сломленный Федор. Гузеева на сей раз обходится без своей финальной фразы: «У нас есть пара», но драма на этом не заканчивается. Камера фиксирует, как за кулисами девочки пытаются выяснить у мамы, почему она бросила их и папу, а старший мальчик рыдает от мучительности выбора: ему хочется в Севастополь к маме, но с папой. Зрителям пообещали следить за развитием ситуации. Но судя по тому, что это был повтор и никакого уведомления о том, как разрешилась эта коллизия, не последовало, не следили, что и к лучшему. Дети, и без того травмированные семейными передрягами, после такого эфира явно получили сильнейший стресс. То же должны были пережить и зрители по другую сторону экрана, если бы значительное их большинство не утратило способности к искреннему сопереживанию от регулярной повторяемости подобных сюжетов, воспринимая их не как подлинные человеческие драмы, а как очередное шоу, щекочущее нервы. На этой же неделе в повторе программы «Мужское/Женское» тоже клеймили мать-кукушку, бросившую своих детей, сын которой, подросток, обклеил все столбы города, где она живет, фотографиями с подписью: «Такая-то (фамилия, имя, отчество) — человек без совести». А ведущий Александр Гордон со злорадством объявил: «Вы преступная мать, а значит, должны понести наказание». В студии за ширмой уже ожидали судебные приставы, заранее приглашенные в студию для того, чтобы принудительно доставить ее в отделение и вчинить ей иск о взыскании алиментов. На глазах двух потрясенных сыновей, до того исходивших ненавистью к бросившей их матери, ее под белы руки вывели из студии, после чего эксперты кинулись призывать ребят к великодушию и терпимости по отношению к своей биологической матери. О том, как цинично и беспардонно ТВ использует детей в своих глубоко аморальных ток-шоу, мне приходилось писать не раз. А уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович по следам этих публикаций даже направлял обращения в прокуратуру Москвы и Роскомнадзор. На что получил ожидаемый ответ: признаков нарушения российского законодательства в содержании указанных в публикациях программ не установлено. Вся информационная продукция соответствующим образом промаркирована. К тому же в соответствии со статьей 19 Закона РФ «О СМИ» редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности и вправе самостоятельно определять тематику программ и осуществлять подбор участников и приглашенных гостей». Особо подчеркнуто, что вмешательство кого-либо в редакционную деятельность СМИ законом не допускается. Ну что ж, а я позволю себе в очередной раз вмешаться. Детей-то жалко. Ирина Петровская |
В Рио-де-Жанейро прошла церемония открытия Олимпийских игр Posted: 05 Aug 2016 10:01 PM PDT Олимпийские игры 2016 в Рио-де-Жанейро объявлены открытыми, объявил исполняющий обязанности президента Бразилии Мишел Темер. Церемония открытия проходила на стадионе «Маракана». В ходе Игр спортсмены разыграют 306 комплектов медалей в 28 видах спорта. Впервые в Олимпийских играх примет участие команда беженцев — мигрантов, проживающих в Европе. Спортсмены, входящие в эту команду, будут участвовать в соревнованиях под олимпийским флагом. Из-за допингового скандала не все спортсмены сборной России смогут выступить на Олимпиаде. В общей сложности до Олимпиады допущены порядка 270 российских спортсменов, Накануне Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) признал противоречащим правилам решение Международного олимпийского комитета, запрещающее российским атлетам, в прошлом уличенным в употреблении допинга, принимать участие в Играх. Это позволило выступить на Олимпиаде еще примерно 10 российским спортсменам, которым нужно получить необходимые документы. Летняя Олимпиада в Рио-де-Жанейро пройдет с 5 по 21 августа. Сообщалось, что в этих Играх примут участие команды из 207 стран. |
Иран заблокировал игру Pokemon Go Posted: 05 Aug 2016 01:35 PM PDT Иран заблокировал игру Pokemon Go, сообщает Би-би-си. Власти страны объяснили свое решение «соображениями безопасности». По информации Би-би-си, Высший совет по виртуальному пространству Ирана (ведомство по мониторингу интернет-активности — ред.) перед введением запрета пытался договориться о сотрудничестве с создателями игры. Иран стал первой страной, где запретили игру. Читайте также: Как PokemonGo растит граждан нового типа, и почему они смогут изменить политическую реальность Игра Pokemon Go от Nintendo продолжает набирать популярность среди пользователей гаджетов. Приложение, работающее на операционных системах iOS и Android, предлагает пользователю искать и приручать несуществующих существ, которые спрятаны в реальном мире. Смысл игры заключается в нахождении и тренировке покемонов. Пока официальная версия игры не доступна российским пользователям, однако многие смогли скачать ее, сменив в настройках телефона локацию на США. |
Режиссер Виталий Манский: В России многие... уже боятся показывать фильм «В лучах Солнца» Posted: 05 Aug 2016 11:01 AM PDT Это история о восьмилетней корейской девочке Зин Ми и ее семье — жителях самой прекрасной в мире страны КНДР. История, в которой хитрым образом экстаз восхищения всем великим в Северной Корее уживается с ироничным авторским взглядом. Более 15 призов международных фестивалей. Фильм с успехом идет в США, Чехии, Латвии, Южной Коре, Польше, Италии. В Германии продано более 10 тысяч билетов. В России же вокруг картины роятся слухи и скандалы. Не без мытарств получено прокатное удостоверение. Болезненная это история — отечественному режиссеру снимать кино про настоящую жизнь чучхе.
— Почему ты решил делать фильм про братскую Корею сразу после задокументированных впечатлений о Кубе — «Родина или смерть?» — У меня не было понимания, что кино надо делать вчера, сегодня, завтра. Я просто хотел сделать это кино. И Кубу снимал от осознания того, что никогда не смогу снять Северную Корею. Для меня КНДР — квинтэссенция несвободы, государство, лишающее граждан собственного «я». У меня не было, откровенно говоря, даже надежды там оказаться. Но сошлись звезды: я вступил с северокорейскими представителями в длительные, сложные переговоры, приведшие к возможности посетить Северную Корею для ознакомительной поездки, а затем подписать договор. — У нас есть представления об этой особенной стране по журналу «Корея», в котором: «Улыбаясь, Любимый Руководитель Ким Чен Ир осматривал агрегат». Вот ты приехал, что тебя изумило… не совпало с ожиданиями? — Никаких открытий поначалу. Признаюсь, другие страны производили большее впечатление. Скажем, Индия или Зимбабве. Помню, ночью мы ехали из аэропорта Хараре. Вокруг трассы люди жгли костры, в отсутствие домов эти огромные факелы производили магическое, мистическое, ошарашивающее впечатление. В Северной Корее видишь что? Страна очень бедная, пытается выбраться из последних сил… Какое впечатление ВДНХ может произвести на человека, приехавшего из США в 1939 году и посетившего только Выставку достижений народного хозяйства? — Правда ли, что там время застыло и на дворе по-прежнему пятидесятые? — Правда. Но в гостинице есть цветные телевизоры, у тебя принимают доллары, чтобы ты поселился или поел в гостиничном ресторане. Ездишь на китайском автомобиле. Артефакты ХХI века вроде бы присутствуют, но пятидесятые — основной фон. — Ты говорил, что современные артефакты напоминают декорации, специально выстроенные для иностранцев. Ими не пользуются корейцы. — Я не случайно сравниваю Пхеньян с ВДНХ, а не с Москвой 1939 года. В Москве тогда были и рабочие окраины, и пригородные деревни без удобств. А эффектные павильоны — животноводства, пчеловодства, фонтан «Дружба народов» — все происходящее на ВДНХ было экспонатом. Отчасти и люди, приходившие на этот праздник будущего, были экспонатами. Условный американец воспринимал ВДНХ в комплекте с нарядными посетителями. Вот и Пхеньян для меня — ВДНХ. Проспекты, памятники, дворцы выстроены как доказательства образцового образа жизни, визуализация победы идеологии. А главное, из людей, живущих в Пхеньяне, сделали экспонаты. — Можно ли сказать, что люди большого города играют массовку в условном фильме «Кубанские казаки»? — В общем, да. Как таковых иностранцев в Северной Корее — единицы. Но давай в начале нашего разговора поставим ремарку: все, что я говорю, — мои ощущения, основанные исключительно на том, что я видел, о чем могу догадываться. Никакой официальной информации ни о чем получить в Корее невозможно. Страна вообще закрывается для посещения иностранцами с ноября по март. Считается, что в этот период она неприглядно выглядит. Есть проблемы с отоплением. Люди пользуются «буржуйками» — в окна выставлены трубы. Представь высотный дом с торчащими трубами от печек. Такой вид разрушает чувство прекрасного, идиллический образ жизни граждан Северной Кореи. Насколько я понимаю, жители Пхеньяна — абсолютно привилегированный класс, небожители. Жители других регионов о подобном «счастье» и не мечтают. Несколько раз наблюдал картину, как в Пхеньян привозят передовиков производства из регионов. Это караваны автобусов в сопровождении машин с мегафонами, с бравурными маршами и речевками. Жаль, что не удалось снять их лиц. Не нужно вообще снимать никаких «лучей солнца», просто увидеть, как эти люди смотрят на Пхеньян. Тебе он видится городом не для жизни, нищим, некомфортным. Они рассматривают его, словно ребенок из глухой деревушки, чудом попавший в Диснейленд. — Снять это было невозможно? — Пойми, там снять невозможно ни-че-го. Каждая съемка досконально оговаривается, пока ты еще в Москве. Что-то добавить в утвержденный график нельзя. Я пытался. Потратил суммарно более суток на переговоры с просьбой — внимание! — чтобы нас вывезли на любую улицу Пхеньяна, разрешили постоять с камерой полчаса. Просто снять реальную улицу! Нельзя. — Значит, ты так и не знаешь, чем действительно живет этот город? — Скажу жестче. До поездки в Северную Корею я был уверен, что про нее почти все понимаю. Конечно, я смотрел все эти журналы «Корея сегодня», сюжеты корейского телевидения, документальное и игровое кино. В конце концов, я жил в СССР до 28 лет… Но проведя в Корее несколько месяцев, могу признаться, что по существу ничего не понимаю.
— Когда люди узнают, что ты снимал в Корее, они ждут какое-то социальное высказывание, политический эпос… Ты снял вроде камерную историю. Про девочку, которую должны принять в пионеры, про ее семью. Тебя устроил сценарий, предложенный корейской стороной? Или ты решил, что эта частная история может быть каплей, молекулой, в которой отражается общество? — Когда мы готовились к работе, я обеими руками принял эту линию. Ты произнесла слово «молекула» и была близка к истине. Ведь мы сняли только треть фильма. А сценарий, написанный северокорейской стороной, в результате и превращал эту девочку в молекулу или, если быть более точным, в пиксель. По сценарию, наша Зин Ми после принятия в пионеры выбрана в группу школьников, которым предоставлялась честь участвовать в самом большом в мире празднике Ариран. Там создается из живых людей гигантская картина. Вот как на Олимпийских играх, когда Мишка плакал. Сюжет фильма должен был двигаться таким образом: в начале в группе из десяти девочек она разучивает какой-то элемент… Потом — из ста человек… Из тысячи… В финале — она одна из десяти тысяч пикселей великой картины всеобщего счастья. Нам этого не дали снять. Получилась более камерная картина. — Ты же не ожидал, что все твои герои будут подставными? Что папа Зин Ми, журналист, специально для съемок станет инженером образцово-показательной фабрики, мама уже не будет работать в заводской столовой. Они вообще родители этой девочки? — Да, я видел их семейный альбом, с которого и начинаю картину. Но что интересно! Обычно по альбому можно составить впечатление о социальном статусе человека, его быте, достатке, семье, интересах, увлечениях. Их семейный альбом не дает представления, где эти люди живут, в каком городе, в какой квартире. Почти все фотографии обработаны, Зин Ми с папой и с мамой — «вырезаны» и вставлены компьютером в фон из какого-то журнала. — Возможно, именно для тебя и «сотворили» альбом спецслужбы, еженощно вас опекавшие, тщательно готовящие квартиру, куда привезли твоих героев, их место работы… — Слушай, я об этом не подумал, решил, что такой у них «дизайн». Короче говоря, по альбому — кто они и где живут — понять невозможно. — Как думаешь, почему родителям заменили место работы? — Банальная, думаю, причина. Все, что нам позволялось снимать, — условно говоря, живые картинки из журнала «Корея сегодня». Подозреваю, что комбината, где работает мама, просто нет в списке разрешенных для посещения иностранцами. Ее «перевели» на молочную фабрику, которая, поверь мне, выглядит скромно. — Получается, ты снимал отчасти «игровое кино», потому что эти люди играли какие-то роли, сцены, учили слова… — А я снимал то, как они это играют, — это уже документальное кино. Удалось снять и то, как им давали указания «режиссеры в штатском», эти кассеты им не показывал. Я снимал документальное кино о создании глянцевого образа идеального общества в северокорейском представлении. Процесс его сотворения доказывал, что создается фальшь. — Как тебе представили человека, который все «режиссировал» в кадре? — Среди приставленных к нам людей была жесточайшая субординация. Мы не могли понять, ни кто есть кто, ни почему именно эти люди рядом с нами. Я же не сразу понял, как делать картину. Поначалу пытался сквозь инсценировки пробиться к какой-то реальности. Ругался с ними, насколько можно было ругаться. Требовал сократить число сопровождающих. В первые дни был просто паноптикум! Они устраивали совещания, как все правильней делать! — Ты попал в оруэлловскую среду и нащупывал точки опоры? — Я бы не сравнивал это с Оруэллом. Герои его романа все же убегали от взгляда Большого брата, искали укромный уголок для личной жизни. В КНДР, мне кажется, мотивации убежать от Большого брата нет. Вся жизнь выстроена ради взгляда Большого брата. Даже когда он их не видит, они как бы пытаются сообщить ему о преданности фактом своей жизни. И самое страшное мое предположение: в этом обществе нет вообще ничего личного. Мне рассказывали вполне ответственные люди жуткие вещи. В Северной Корее, например, распространен ручной труд. Соответственно, много инвалидов труда. Так вот, когда мы там пребывали, была развернута кампания… «социализации инвалидов». Как мне разъяснили: мужчин-инвалидов привозят в женский коллектив, допустим, на швейную фабрику. Их выставляют, и женщины должны инвалидов взять в мужья. — Таким образом, государство на плечи женщин перекладывает обязанность помогать им? — Не знаю. Вообще не ведаю, как там живут семьи. Я снимал семью. Мы куда-то ходили, ездили. Рядом других семей я не видел. Чтобы папа, мама и ребенок куда-то шли... таких сцен не наблюдал. Видел отдельно идущих детей, отдельно идущих женщин, отдельно идущих мужчин. Группами или строем. В школе классы мальчиков и девочек, фабрики мужские и женские. На молочной фабрике работали женщины, на швейной — женщины. Так вот, с вероятностью 99,9% эти женщины и живут на территории фабрики. Отдельно от мужчин. Дети (мы снимали в школе), судя по всему, и живут в школе. Где собирается семья, в какой момент? Или есть какие-то отдельные люди, заслужившие право жить семьей? Есть дни, когда семьи собираются вместе? Поначалу мы пытались задавать куда более простые вопросы… У сопровождающего спрашиваю: «У тебя есть жена, дети? Где ты живешь?». Нет ответа. Через день-два понимаешь: бессмысленно вообще задавать вопросы. — Считаешь, это уже никакой не страх, это за порогом страха, здравого смысла? — Знаешь, я не чувствовал страх у людей. Скорее отсутствие эмоций. У меня опыт съемок на всех континентах. Снимаешь во Франции, в Индии, Америке… Если неподалеку дети, они будут подбегать, заглядывать в объектив. Никогда никто не реагировал на камеру в Северной Корее, включая детей. Будто ее не существует. — Общественный договор? Видимо, среди веских причин унисонного поведенческого однообразия — многолетняя идеологическая работа, карательные меры, стирающие не только эмоции, но любые проявления отдельно взятой личности. — Об этом можно размышлять. Но страх, неискренность, недовольство — почувствуешь. К примеру, я снимал в колониях, где люди лишены какого-либо права. Но их отношение к тебе — в их глазах. Здесь фантастическое ощущение: будто смотрят сквозь тебя. — Ты нашел какие-то «рифмы» с нашим сегодняшним, тоскующим по сильной руке обществом или с нашим сталинским прошлым? Я-то была убеждена, что хитрый Манский снимал вроде про Северную Корею, а на самом деле про нас. Но увидела другое кино. — Я действительно туда отправлялся, думая увидеть такой сталинский 37-й год. Ощущения после первой поездки? Я вернулся во Владивосток безбашенным, сумасшедшим, пьяным от свободы, которую обрел у нас. Россия уже казалась прекрасной, свободной, демократической, либеральной, замечательной страной мечты… Прошло это быстро. При всех претензиях к нынешнему состоянию российского общества, которые меня, например, вынудили переехать жить в другую страну, мы не станем Северной Кореей. Думаю, русский человек все же не даст довести себя до такого «стертого» состояния, возьмется за топор. В КНДР произошло что-то фантастическое, замешанное на восточной специфике общественных отношений, усиленное войной… Случилась аномалия. Может же родиться бычок с тремя головами? Конечно, но это патологическое отклонение от нормы. Стечением тысячи обстоятельств построено общество. Повторение этого сценария невозможно. Но то, что Россия встала на сторону этого общества, принимает этот строй как допустимый, — вот это катастрофа! — Меня удивил кадр, в котором люди троллейбус руками везут… — Все, что мы могли снять из сколько-нибудь реальной жизни, — это то, что удалось увидеть из окна моего гостиничного номера. Когда у нас было свободное время, мы делали дырочку в шторах гостиничного номера и часами наблюдали за маленьким пятачком возле гостиницы. Часто отключают электричество. И вот люди вышли из троллейбуса, начали его толкать к каким-то другим проводам. У меня появилось ощущение чего-то символического. Если бы у нас что-то отключилось, люди бы вышли и разошлись. Совершенно иная форма коллективного сознания. — Представитель президента РФ по культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой обвинил вас в том, что вы снимали кино, как лазутчики. Вам корейские товарищи доверили сценарий, вы подвели их, кроме того, по его словам, подставили людей, которых снимали, да и нашим культурным отношения с КНДР нанесли урон. — Возможно, мы и подставили Министерство культуры… Но насчет людей — это хитрая подмена Швыдкого. Семью мы не подставляли — даже в глазах этого режима. Эти люди не вызывались сниматься — их назначили. Они выполняли все указания, которые им давали ответственные товарищи. Поэтому к семье даже символических претензий быть не может. Скорее мы подвели людей, приставленных за нами следить. Технически более грамотные и более свободные, мы сумели снять больше дозволенного. Здесь важно другое. Российская Федерация встает на защиту этого режима, признавая его не просто рукопожатным. Ведь Швыдкой в заявлении в «Российской газете» признается, что обращался к международным фестивалям с просьбой отменить показ фильма. Это беспощадным образом отражает современное состояние России, ее место в мире, ее отношения с цивилизационными процессами. Еще несколько лет назад невозможно было представить, чтобы официальное лицо обращалось к международным институциям с просьбой отменить показ фильма. Это еще одна цена, которую Россия платит за Крым. Потому что Северная Корея — в числе десяти «передовых» стран мира (среди которых Куба, Зимбабве, Венесуэла), признавших присоединение Крыма. — У тебя большие перспективы в области документальных исследований жизни «передовых стран». Здорово, что вам удалось получить разрешительное удостоверение в Минкульте на прокат фильма в России. — Пока я его снимал, министр Мединский разразился заявлением — по сути, объявив мне «запрет на профессию»: «Ни один проект Манского не получит господдержки». — И как вы отчитались в Минкульте за потраченные средства? — Поддержку из Министерства культуры мы получили на 52-минутный фильм. В процессе съемок стало очевидно, что фильм мы сделаем другой. Но 52-минутный фильм мы сделали и сдали как завершенный. После чего приступили к работе над авторской версией. Мы ее делали уже в Латвии с партнерами из Чехии и Германии. Так вот, когда северокорейская сторона начала предъявлять претензии по поводу фильма, нам сообщили из нашего Минкульта, что в финальной версии, которая, собственно, и идет по всему миру, мы должны убрать министерство из титров. — Картина идет по фестивалям и получает призы, у нее довольно широкий международный прокат. Какова реакция людей? — В основном фильм идет в больших залах, на 500—700 человек. Когда видишь выходящих из зала людей, которые плачут, это не может оставить равнодушным. Аншлаги были в Сиднее, Чехии, Германии… В Южной Корее число копий с 40 выросло до 150. В США назвали «В лучах солнца» самой успешной документальной лентой не на английском языке. Но для меня крайне важно как можно более широко показать фильм в России. Хотя очевидно, что Россия погружается в страх, за которым неминуемо следует потеря Свободы. Так вот, в России многие вчера еще свободные люди уже боятся показывать фильм «В лучах Солнца». Лариса Малюкова |
Россия и Турция обсудят компенсацию за сбитый Су-24 Posted: 05 Aug 2016 08:21 AM PDT Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на встрече в Санкт-Петербурге обсудят компенсацию за сбитый в ноябре прошлого года российский бомбардировщик Су-24, передает Интерфакс. «Мы этот вопрос будем обсуждать», — сказал помощник президента России Юрий Ушаков, добавив, что турецкая сторона пока еще не выплатила компенсацию. В конце июля бывший премьер Турции Ахмет Давутоглу заявил, что российский самолет был сбит по его приказу. С 2012 года в стране действовал указ, согласно которому «все сирийские самолёты, заходящие в Турцию из Сирии … следует считать угрозой и сбивать». Осенью 2015 года Давутоглу приказал сбивать любые самолеты, а не только сирийские. Ранее стало известно, что президент Турции Реджеп Эрдоган приедет в Россию 9 августа. О личной встрече Реджеп Эрдоган и Владимир Путин договорились во время телефонного разговора 29 июня. Эта беседа стала первой после длительного перерыва в отношениях России и Турции. Последний телефонный разговор Путина и Эрдогана, согласно официальным данным, состоялся 4 ноября 2015 года, а последняя встреча — 16 ноября. Напомним, 27 июня, пресс-служба Кремля сообщила, что Эрдоган принес России извинения за сбитый турецкими ВВС в ноябре минувшего года Су-24 на сирийско-турецкой границе. Накануне власти Турции опровергли факт того, что Эрдоган приносил извинения стране — это было извинение перед семьей погибшего пилота Олега Пешкова. Истребитель турецких ВВС 24 ноября прошлого года сбил российский бомбардировщик, на несколько секунд нарушивший воздушное пространство Турции. Экипаж Су-24 успел катапультироваться, однако один из пилотов был убит боевиками на земле, а во время операции по эвакуации второго пилота был убит сотрудник российского спецназа. |
Вся Олимпиада в цифрах, буквах и фактах Posted: 05 Aug 2016 07:01 AM PDT 5 августа в Рио-де-Жанейро зажжется огонь XXXI летних Олимпийских игр. Наверняка они будут самыми горячими в истории. И дело не в бразильской погоде (там сейчас по календарю зима). А в допинговых скандалах, которые еще до старта перевернули все с ног на голову, вызвав у большинства иностранных участников стойкую неприязнь к российской дружине. И можно только представить, насколько «будет небесам жарко» и какие песни сложат на Западе о наших героях — победителях и призерах. Ведь, к примеру, 75% американцев считают, что русские привезли запрещенные пилюли и в Рио. Кстати, инертные чиновники из ОКР, обычно рьяно требующие всевозможных побед, медальный план не составляли, но шептали в кулуарах о попадании в первую тройку неофициального командного зачета. Правда, все эти желания и мечты были у витающих в облаках руководителей еще до суровых вердиктов МОК и отдельных международных федераций, которые на флажке «технично» секвестировали состав сборной России почти на треть. Но о своих проколах и недочетах спортивные отцы под предводительством Виталия Мутко и Александра Жукова будут думать, как обычно, после церемонии закрытия.
А пока организаторы чинят неожиданно обрушившийся причал для соревнований по парусному спорту, выясняют причины взрыва во время репетиции парада на «Маракане», в спешном порядке устраняют недочеты в Олимпийской деревне, в корпусах которой протекают трубы, не работают туалеты и отсутствует освещение. Миром в Рио уже правят волонтеры, наглые таксисты, «не знающие» маршрутов, но лихо умеющие втюхивать фальшивые купюры на сдачу. И конечно, полицейские. У последних задача почти невыполнимая — оградить гостей столицы от уличных и не только краж. На тропу войны выплыли и допинг-офицеры, приступившие к охоте за недобросовестными «трюкачами». Хотя есть ли сегодня среди атлетов те, кто пьет на завтрак только кефир? Как бы там ни было, но за 17 дней на 32 аренах более 10 тысяч избранных из 207 стран разыграют 306 комплектов наград в 39 видах спорта. Освещать праздник, билеты на который по-прежнему есть в свободной продаже, собираются тысячи журналистов со всей планеты. Олимпийцам из Индонезии по указу властей в пять раз увеличили премиальные по сравнению с Лондоном-2012. Теперь каждому чемпиону полагается 333 тысячи евро и пожизненная пенсия в размере 1300 евро в месяц. В любом случае все медали, выручку и расходы подсчитаем к концу лета. Андрей Успенский |
Posted: 05 Aug 2016 06:01 AM PDT Схватка «за Россию» между Всемирным антидопинговым агентством и Международным олимпийским комитетом приобрела эпический размах. Олимпиады не сделали человечество лучше. Но они, по крайней мере, не стремились сделать его хуже. Позорные страницы — случались. Но еще ни одна Олимпиада не начиналась в атмосфере такого откровенного раздрая, вызванного не промахами организаторов (они еще выявятся), не особо обостренной политической обстановкой в мире, не природными, техногенными и какими-то иными катаклизмами, а исключительно сшибкой из-за России. На этой почве поссорились даже Международный олимпийский комитет с Всемирным антидопинговым агентством. МОК в канун Олимпиады пытался, пусть с оговорками и отступлениями, сохранить целостность олимпийской семьи, в которой оказалось не без урода. ВАДА пыталось доказать, что «уроду» в ней не место. Это противостояние на сегодняшний момент — неразрешимо. И оно, похоже, надолго. До победного конца, в котором победителей не будет. Ведомству Крейга Риди изрядно досталось на 129-й сессии МОК, предшествующей Играм, — за чрезмерно жесткую, даже жестокую позицию по отношению к российским спортсменам, которых ВАДА рекомендовало тотально не допускать не только к Олимпиаде, но и ко всем международным соревнованиям. Основаниями для ВАДА стали как прямые доказательства многочисленных нарушений антидопингового законодательства конкретными лицами, так и частично подтвержденные косвенные доказательства вины государственных российских институтов. Исполком МОК, защищая устои олимпийского движения и руководствуясь своей главенствующей ролью, единогласно подтвердил справедливость допуска чистых российских спортсменов к участию в Играх. Глава организации Томас Бах высказался в том духе, что все спортсмены не могут автоматически отвечать за те или иные грехи государства, за что навлек на себя гнев определенной части мировой спортивной общественности. Еще раньше Томас Бах бросил агентству кость в виде подтверждения санкций в отношении российских легкоатлетов, а затем и тяжелоатлетов — эту меру наказания выбрали соответствующие международные федерации. ВАДА, как и поддержавшим агентство антидопинговым организациям, а также профильным министерствам многих стран, этого показалось мало. История обрела эпический размах и частично завершилась, собственно говоря, за день (!) до торжественного открытия Олимпийских игр. ВАДА не просто затаило обиду. Организация, созданная МОК ради очищения мирового спорта от допинга как самого страшного зла, ныне претендует на роль вершителя судеб. Инквизицию не заносит — это осознанная позиция Крейга Риди и его коллег. Искоренять зло мерами, приносящими не меньшее зло, — забава увлекательная, но не безопасная во всех отношениях. При этом неистовые ревнители сами всячески уклоняются от ответственности — они-де лишь расследуют допинг-истории в пределах полномочий, делают выводы и выдают рекомендации. Полномочий, правда, не хватает — так, экс-глава ВАДА Ричард Паунд заявил, что агентству нужно дать право дисквалифицировать целые страны, если на то появятся основания. В Россию агентство вцепилось мертвой хваткой. За дело вцепилось, возразить нечего. При этом и переложило ответственность на МОК, и обиделось на него же за излишне мягкое, по его мнению, решение российской проблемы. Но у ВАДА компромата на Россию — завались. Не успели наши патриоты возликовать и воспарить, как Крейг Риди пообещал очень скоро назвать конкретные имена «грязных» чемпионов и призеров «жарких, зимних, твоих» Игр в Сочи. В подтексте: вы их выгораживаете, а они вот что на своей домашней Олимпиаде творили. И это может стать сильнейшим реваншем за предолимпийское унижение, возвращающим к обсуждению тотальной дисквалификации российского спорта. И футбола в том числе, так как одновременно с новыми угрозами в Международную федерацию футбола из ВАДА ушли документы, свидетельствующие не только об уличении 11 российских футболистов в нарушении антидопингового законодательства, но — и это главное — в махинациях с пробами в российском футболе. Можно предположить, что дальше дело будет развиваться по схеме, уже примененной к легкой атлетике. Вплоть до лишения России права проводить чемпионат мира по футболу. Руководствоваться соображением, что Бах не выдаст, а Риди не съест, министру спорта и главе РФС Виталию Мутко уже будет не с руки. Но что Мутко — он «мертвый волк», лишенный даже олимпийской аккредитации. А вот что будет дальше с российским спортом, покрыто тяжелым мраком неизвестности. Удобное антидопинговое альтернативное агентство специально «под Россию» не создадут даже в том случае, если мир повернется к стране лицом. Значит, придется работать с тем агентством, которое есть. Со всеми вытекающими из этой работы последствиями. Им надо понять, что ВАДА нас не исправит. Нам надо понять, что исправляться все-таки придется. Ну, хотя бы старательно делать вид, что Россия очень хочет измениться в лучшую сторону. На большее-то мы, увы, не способны. Владимир Мозговой |
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты». To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий