Тема дня |
- Рознь оптом и в розницу
- О милости к падшим и «падшим»
- Цена бронзы
- Могут же!
- Курбан-байрам в Москве
- Нет ничего тайного, что не стало бы явным: 16 лет спустя
- Держится молотком
Posted: 15 Oct 2013 09:52 PM PDT Единой причины бирюлевских событий не существует, но выделить факторы, которые подготовили почву для стихийного бунта, необходимо. Тем более что они продолжают действовать. Что такое БирюлевоБирюлево Западное — один из самых унылых и депрессивных районов столицы. Само его существование — большая градостроительная и социальная ошибка. Две трети района занимает промзона 28а «Бирюлево» (слева к ней примыкает еще и промзона «Красный строитель»). Помимо Покровской овощебазы в Западном Бирюлеве работают: заводы «Крекер», «Гармония», Востряковский колбасный завод, ТЭЦ-26, опытный завод сухих смесей, пивоварня «Москва-Эфес», мусоросжигательный спецзавод № 3. Район, где живут 65 тысяч человек, зажат между МКАД и двумя железнодорожными ветками. Нормального автомобильного сообщения нет не только с центром столицы, но даже с соседним Бирюлевом Восточным. Ни одной станции метро тоже нет, и в среднесрочной перспективе их строительство не планируется. Ведущий вид транспорта, связывающий с «большой землей», — пригородные электрички. Важнейший показатель привлекательности жизни в том или ином районе Москвы — стоимость жилья. По данным аналитического портала «Индикаторы рынка недвижимости», Бирюлево Западное занимает 85-е место из 86, квадратный метр здесь стоит на 25% дешевле, чем в среднем по Москве. То есть район находится на самом дне столичного рынка недвижимости: очень мало желающих купить здесь квартиру. А вот по такому показателю, как доходность от сдачи недвижимости в аренду, район занимает куда более пристойное 69-е место. То есть местные жители охотно пускают к себе «на квартиру» приезжих — иначе им неоткуда было бы появиться в районе в больших количествах: новое жилье не строится, а старое не продается. То есть местные жители во многом живут за счет мигрантов, но не признаются в этом даже сами себе. Проблема «понаехавших» занимает в дискурсе местных интернет-форумов важное место уже много лет, и пресловутая овощебаза давно считается главным рассадником мигрантского зла. Те же форумы сейчас переполнены претензиями к московским и федеральным властям, но это из области «внезапного прозрения». На выборах мэра Москвы Западное Бирюлево показало четвертый результат по уровню поддержки Сергея Собянина (64,24%), а на президентских — третий (56,76% голосов — за Владимира Путина). Строго говоря, Западное Бирюлево похоже не столько на один из районов Москвы, сколько на какой-нибудь индустриальный городок в Подмосковье или на Урале: пятно серой панельной застройки по границам индустриальной зоны. Типичная глубинка, только в пределах МКАД. Коллективный пропагандистНаличие социально-экономических предпосылок, впрочем, не означает моментальной готовности людей к бунту. Ксенофобские настроения нужно подогревать и артикулировать, чем в последние полгода активно занимались практически все политические силы, и с их подачи — многие СМИ. Важнейшее место в этом процессе заняла кампания по выборам мэра Москвы, во время которой едва ли не каждый из кандидатов оттоптался на «мигрантской» теме — словом или делом. Ключевой эпизод — это даже не предвыборная агитация, где на популярной теме играл даже не замеченный ранее в таких вещах Митрохин (его предвыборная газета увещевала, что Москва превратилась в провинцию Средней Азии). Максимальное внимание привлекла официальная кампания по отлову нелегальных мигрантов, апофеозом которой, конечно, стало устройство фильтрационного лагеря в Гольянове (по социально-экономическим характеристикам этот район, кстати, весьма похож на Западное Бирюлево). Симптоматично и то, что оба лидера предвыборной гонки — Сергей Собянин и Алексей Навальный — заявили о необходимости введения визового режима с республиками Средней Азии. Идея вовсе не умерла: в понедельник Навальный заявил о начале кампании по сбору подписей в рамках Российской общественной инициативы. Но Собянин при желании легко может его опередить, потому что уже обладает правом законодательной инициативы. Идея популярна, и никто не задается вопросом, зачем нужно создавать еще один коррупционный супермаркет по производству «левых» виз и почему наличие подобного административного барьера не сдерживает приток в Россию китайцев или вьетнамцев. Со щитом«Визовый» вопрос относится к числу системных решений, пусть и не самых эффективных. Но ксенофобию можно разжигать и «на земле», пытаясь заработать на этом политический капитал. В этом отношении неожиданно и резко прибавило московское отделение партии «Справедливая Россия». После провальной кампании по выборам мэра было объявлено о старте нового партийного проекта «Муниципальный щит Москвы». Суть проекта проста: муниципальные депутаты-эсэры должны возглавить и координировать деятельность многочисленных «общественных объединений», а проще говоря, групп радикально настроенной молодежи, готовых в балаклавах и с битами устраивать рейды по местам «компактного проживания мигрантов». Поддержка правоохранителей приветствуется, но не является строго обязательной. Самый громкий эпизод произошел незадолго до бирюлевских событий в еще менее благополучном районе Москвы — Капотне. Группа молодых людей, естественно, в масках и с битами, напала на так называемое общежитие мигрантов по адресу: Первый квартал Капотни, дом 3. В ходе конфликта стороны использовали дымовые шашки и травматическое оружие. Быстро прибывшие полицейские задержали около 60 человек, из которых 13 были нападавшими, остальные — жителями «общаги». Впрочем, по данным «Новой газеты», общежитием, и тем более общежитием мигрантов это здание можно назвать весьма условно. Это жилой муниципальный фонд, куда на временных основаниях переселяют людей, потерявших жилье, хотя часть площадей действительно занимали мигранты. По словам нашего источника, знакомого с практической стороной работы «общественников с битами», история могла иметь и коммерческую составляющую. На территории, которую занимает здание «общежития», планируется строительство жилого дома, однако само оно в списках под снос не значится. И скандал мог бы помочь заинтересованным сторонам в решении вопроса. Спецоперацию возглавляли лидеры неформальных молодежных движений Андрей Вознесенский («Наркостоп») и Алексей Худяков («Щит Москвы»). Оба они решением Кузьминского районного суда арестованы на два месяца. Ожидается, что им может быть предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 213 УК РФ (хулиганство по политическим мотивам). При этом важную роль в координации силовой акции играл муниципальный депутат района Капотня, справедливоросс Валерий Солянин. Имея при этом полную поддержку руководства московского отделения СР, глава которого Александр Агеев не только стал поручителем Худякова и Вознесенского в суде, но и выступил по мотивам бирюлевских событий с таким вот заявлением: «Буквально накануне трагедии, на парламентском заседании 8 октября, я говорил о том, что проблемы нелегальной миграции и этнической преступности дошли до точки кипения. Я предупреждал, что бездействие местной власти и правоохранителей, ограниченные полномочия ФМС могут привести к возникновению новых очагов напряженности. Вспомнив недавние инциденты на Матвеевском рынке и в Капотне, я заявил, что из-за декоративного характера борьбы с нелегалами ситуация будет только ухудшаться. <…> Московское региональное отделение партии будет продолжать программу «Муниципальный щит Москвы», которую курирует депутат муниципального округа Таганский Илья Свиридов». Свиридов, в частности, известен тем, что вместе с Николаем Левичевым вскрывал болгаркой дверь в квартиру «братьев Навального». Проникновение в чужое жилище — его профиль? При этом любопытно, что в предвыборной кампании Свиридова, как и в сентябрьской муниципальной кампании «Справедливой России», принимал активное участие некто Петр Милосердов, активист и политтехнолог, ранее исключенный из «Другой России» за активное участие в «Русских маршах». Так что нельзя исключать, что в будущем мы увидим на них и муниципальных депутатов-справедливороссов. А Худяков, по данным источника «Новой газеты», выходец из «Молодой Гвардии «Единой России». Вот как все смешалось на перспективной поляне политической ксенофобии. В едином порывеПартия власти не отстает от оппозиции. Вот что, например, заявила фронтвумен «Единой России» Ирина Яровая: «Ситуация в Бирюлеве показывает, что граждане могут, хотят и должны оказывать помощь полиции, им не все равно. Участие в народных дружинах позволит во взаимодействии с органами правопорядка на основании закона и алгоритма правового обеспечения решать вопросы общественной безопасности и упреждать преступления, защищать жизнь и здоровье людей». Тот же «муниципальный щит», вид сбоку — нужно разрешить людям легально патрулировать улицы в поисках мигрантов… Еще дальше продвинулся споуксмен Следственного комитета Владимир Маркин: «Следственный комитет выходил с неоднократными инициативами, <…> предлагал ввести дактилоскопическую и геномную регистрацию мигрантов. Эта мера помогла бы не только усилить контроль за мигрантами на территории России, но и значительно облегчить раскрытие совершаемых ими преступлений». Пожалуй, геномная регистрация — это дорого. Можно просто ставить клеймо. Это старая русская духовная скрепа, веками доказавшая свою эффективность. Вывод прост: политические силы, от партии власти до подпольных «молодежных движений», не просто эксплуатируют ксенофобию москвичей, они ее активно и целенаправленно провоцируют и пробуждают. Думая, что заработают таким образом политические очки. Но события в Бирюлеве показывают, что таким образом безответственные политики только приближают русский бунт, одинаково опасный для всех. Алексей Полухин | |||
Posted: 15 Oct 2013 08:10 PM PDT Амнистия не позволит жертвам беззакония полностью восстановить доброе имя. Но она, возможно, позволит им для начала оказаться на свободеСкрупулезные, даже казуистичные, попытки СПЧ определить аптекарски точную меру амнистионного милосердия понятны. Есть стойкое ощущение: самая тяжелая гиря на «аптекарских весах», которую нужно уравновесить, — гиря «проходимости» подготовляемого решения через тернии нашей власти, не особенно склонной к великодушию. Вряд ли повышают потенциал «проходимости» и явно зашкалившие масштабы рекламной и саморекламной кампании, разнообразных критических оценок и альтернативных проектов, порой агрессивных и некомпетентных. О нескончаемых ритуальных «примерках» заведомо обезличенных параметров амнистии к конкретным персоналиям даже говорить не хочется.Но есть и еще одно очень важное «отягчающее обстоятельство». Все, кто не утратил способность видеть, слышать и быть правдивым хотя бы наедине с собой, понимают, что эта амнистия нужна не только как акт гуманизма к юбилейной дате. Она нужна и как первый, достаточно быстрый шаг на долгом и трудном пути разгребания накопленных завалов беззакония и сломанных судеб. Завалы эти — продукция обвинительного следственно-судебного конвейера, бесконтрольного и практически не знающего оправданий. Одно дело — милость к действительно падшим, для нее всегда нужна разумная мера. А как отмерить правильную дозу милости и справедливости к тем, кто в силу разных причин: политических, коррупционных, корыстных, карьеристских, любовно-треугольных (перечень можно продолжать), — были назначены «падшими»? К тем, например, кому устроили провокацию с наркотиками или даже взяткой. К тем, кого, обозвав «пиратами», «хулиганками» или «мошенниками» без малейших на то законных оснований, — отправили в тюрьмы. К тем, кого обвинили в придуманных задним числом массовых беспорядках на Болотной. К тем, кто умудрился тотально «похитить» нефть и лес, да так хитро, что у «потерпевших» от «хищения» нет ни копейки недостачи и ущерба, зато есть прибыль и уплаченные «с похищенного» налоги. Иными словами: как быть при проведении амнистии с теми многими, кого в целях расправы наградили ярлыком преступников и отправили отбывать «справедливое наказание», зачастую свирепое, за непреступные (а то и вовсе несовершенные) действия? Да, амнистия не позволит жертвам беззакония полностью восстановить доброе имя. Но она, возможно, позволит им для начала оказаться на свободе. Или не позволит, если опять сделать вид, что такой проблемы нет, а единственной целью амнистии назвать строго дозированную милость к падшим. Тут одно из двух: либо, как десятилетия назад, принимается за истину, что «наши органы зря не сажают». И тогда действительно не важно, как написанное в обвинении соотносится с законом и фактами. Обвинен — значит, виновный и потому падший. Не согласен, не «раскаялся» — жалуйся сколько хочешь, но все равно будешь сидеть, и никакого тебе милосердия не положено. Либо надо набраться мужества, и пусть таким путем — да, не стерильным, не дающим реабилитации, — но все же постараться отпустить на волю людей, принужденных быть в роли «падших» и жить в неволе среди падших. По каким категориям дел таких принужденных больше всего, достаточно хорошо известно. И вот еще что. По-настоящему сильная власть должна быть способна ради одного невиновного освободить и нескольких виновных. Особенно если у нее самой не получается быть правопослушной и карать только виновных, и только справедливо. Вадим Клювгант | |||
Posted: 15 Oct 2013 11:30 AM PDT Она залечит сломанные ребра, вернется на лыжню и скажет, что не знала, как смогла бы жить, если бы в тот день осталась четвертой Reuters Когда Петра Майдич, лыжница из Словении, вышла на старт финала спринта на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере, ее красноватое, обожженное зимним солнцем лицо, полузакрытое огромными черными очками, было схвачено тревогой. Всем, кто ее видел, казалось, что это обычное волнение перед решающей гонкой. Но никто, кроме врача сборной Словении, не знал, что лыжница испытывает сильную боль. Не меняясь в лице, нервно переминаясь с ноги на ногу, она еще нашла в себе силы послать болельщикам воздушный поцелуй. Утром этого дня, объезжая трассу, Петра Майдич рухнула с лыжни в трехметровый овраг и ударилась о ель. Руки и ноги у нее были целы, а боль в боку врач объяснил гематомой. Врач ошибался, у лыжницы были сломаны четыре ребра. Обезболивающие таблетки не помогали, но она все равно решила не сниматься с соревнований. Через боль, с кровью и мясом, Майдич вырывала в гонках места, которые выводили ее к финалу. В квалификации она была девятнадцатой. На четверть- и полуфинал ее провожал врач. Боль в боку, пронзающая тело и острой иглой прорывающаяся в мозг, была для Петры Майдич в новинку, но в необходимости терпеть и пересиливать не было для нее ничего нового. Она пересиливала обстоятельства, людей, судьбу все 22 года, что занималась лыжными гонками. В Словении до нее не было ни одной лыжницы высокого класса, и когда она занялась лыжами, многие сочли эту девушку дурочкой, и никто ей не помогал. Она бегала на дурных, плохо скользящих деревяшках вплоть до того момента, когда стала подниматься на пьедестал, только тогда небогатая словенская федерация купила ей наконец настоящие лыжи и наняла тренера. Петра Майдич никогда не была гением лыжных гонок, никогда не входила в маленькую группку сияющих медальным золотом, избалованных вниманием ТВ прим. Она была работягой на лыжне, трудягой с огромным километражем пробега, пахарем снега. Очень часто в ее жизни дело обстояло так, что все ее усилия оказывались всего лишь фоном для чьих-то побед. Она не попадала в мазь, промахивалась с тактикой, сталкивалась с выбежавшим на лыжню сервисменом и за годы своей спортивной карьеры собрала все виды неудач и поражений, какие только можно. На двух предыдущих олимпиадах она вложила в гонки все силы, пролила литры пота, дошла до высшей степени физического и психического опустошения и все равно не завоевала ничего. Две явные фаворитки, две примы и звезды, норвежка Берген в глянцевых синих очках и полька Ковальчик с бьющимся о спину хвостом, шли первыми и боролись между собой. Но что значит «шли»? В лыжах уже давно не ходят, лыжницы в ярких обтягивающих комбинезонах летят с бешеной скоростью, вкладывая в каждую секунду столько усилий, сколько не вкладывают, кажется, ни в одном другом виде спорта. На эти беспрерывно работающие руками и ногами, несущиеся с огромной скоростью спортивные машины страшно смотреть. Шведка Олссон после стартового хаоса и резкой суеты встала третьей. Потом, уже после того, как в больнице ей наконец поставили правильный диагноз и откачали несколько литров жидкости из легкого, Петра Майдич сказала в интервью, что испытала ужас, увидев, что трое уходят от нее. Уходят, убегают, удаляются по четкой лыжне, тогда как она, прилагая все усилия, бешено работая руками, не может удержаться за ними… Через две минуты 15 секунд после начала гонки Петра Майдич достала Олссон и обошла ее справа, на подъеме. У высокой, сильной Майдич в финальной гонке был мощный старт. Ее руки работали, как шатуны. Я не могу понять, как можно так работать руками, если у тебя сломаны ребра. Невозможно спокойно смотреть на финиш этого спринта, когда четыре гонщицы, приседая и выпрямляясь, живыми пружинами выталкивают себя вперед. Шведка Олссон настигает Майдич, расстояние между ними сокращается на глазах, но все-таки Петра усилиями рук удерживает себя на третьем месте. Она успевает торжествующе вскинуть руки в красных перчатках, крикнуть что-то нечленораздельное — и падает как подкошенная. Лицо побелело. Веки опущены. Рот безжизненно открыт. Грудь с пятью олимпийскими кольцами и номером 19 ходит вверх и вниз так, что чувствуешь, как ломится в сломанные ребра измученное гонкой, доведенное до последней черты сердце. Врач в панике, не знает, что делать, поддерживает ей голову, пытается заглянуть в глаза, испуганными движениями откручивает пробку и подносит бутылку к губам, но она бессознательно отворачивает голову, убирает губы. Встать она не может, ее уносят, держа за плечи и колени, шестеро мужчин… Потом она залечит сломанные ребра, вернется на лыжню и скажет, что не знала, как смогла бы жить, если бы в тот день осталась четвертой. Алексей Поликовский | |||
Posted: 15 Oct 2013 07:19 AM PDT Подозреваемый в убийстве Егора Щербакова задержанОрхан Зейналов, подозреваемый в убийстве москвича Егора Щербакова, задержан в Коломне и в ближайшее время будет доставлен в Следственный комитет, сообщили «Новой» в ГУ МВД по Москве. Сотрудник пресс-службы столичного ведомства сказал, что это вся информация, которую пока готовы сообщить. Ранее сообщалось, что человека, предположительно, причастного к убийству, зовут Орхан Зейналов — это 31-летний уроженец Азербайджана. | |||
Posted: 15 Oct 2013 01:00 AM PDT 103 тысячи мусульман отметили Курбан-байрам у Соборной мечети в МосквеСегодня утром мусульмане отметили один из двух важнейших праздников в году – Курбан-байрам, праздник окончания хаджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В Москве для празднования помимо площадок у московских мечетей были отведены и три временных павильона. По оценкам ГУВД столицы, только у Соборной мечети праздник отметили 103 тысячи человек. В предваряющей молитву проповеди глава муфтиев России по традиции говорил о равенстве наций - "нет черного, который выше белого, и нет белого, который выше черного". Он зачитал поздравления, присланные президентом Владимир Путиным, премьером Дмитрием Медведевым, мэром Москвы Сергеем Собяниным,и главой Чеченской республики Рамзаном Кадыров. Присутствовали на празднике и послы мусульманских государств. Полиция сообщает, что происшествий в районе мечети не зафиксировано. Правоохранители выборочно проверяли документы и регистрацию у приходящих к мечети. | |||
Нет ничего тайного, что не стало бы явным: 16 лет спустя Posted: 15 Oct 2013 12:02 AM PDT Оригинал взят у alex_lebedev в Нет ничего тайного, что не стало бы явным: 16 лет спустя Недавно ко мне пришел человек, благодаря которому (и другим офицерам в МВД и ФСБ), возможно, я сейчас могу писать эти строки. Речь о неудавшейся попытке покушения на меня. Письменные показания этого человека дают очень хорошее представление о том, в какой атмосфере мы жили. Надеюсь, что кого-нибудь из тех, кто периодически рефлексирует на тему счастливой доли бизнесменов в России и бросает им упреки (зачастую, впрочем, справедливые) в обогащении за счет народа, эта история заставит немного задуматься. И еще я надеюсь, что на это обратят внимание в США, где недавно получил политическое (!) убежище гангстер Ашот Егиазарян, который стоял за всем этим. В 1997 году, будучи сотрудником ОБЭП, я получил информацию о готовящемся покушении на Вас с целью убийства, которое могло произойти в ближайшее время. Дальнейшие действия я согласовывал со своим руководителями и сотрудниками московского УФСБ РФ, к которым был вынужден обратиться за помощью ввиду явного несоответствия специфики моей службы и возникшей задачи. План операции разрабатывался нами с учётом дефицита времени и с поправкой на недостаток правовых, организационных и материально-технических ресурсов, который в то время испытывали органы внутренних дел и государственной безопасности. В соответствии с планом наёмный убийца, согласившийся сотрудничать с правоохранительными органами, получил для исполнения убийства изготовленную кустарным способом винтовку с оптическим прицелом и устройством бесшумной стрельбы, но отказался использовать её в качестве орудия преступления, о чём сообщил лицу, исполнявшему роль одного из посредников между заказчиком убийства и исполнителем. Свой отказ, выраженный посреднику, наёмный убийца мотивировал низкими тактико-техническими характеристиками винтовки и предложил посреднику предоставить гранатомёт РПГ-18, гарантируя достижение преступной цели лишь в этом случае. Посредник согласился с данным предложением, указанный гранатомёт (заводской № 533-3-77) был предоставлен наёмнику, передан мной в распоряжение специалистов УФСБ, приведён в негодность и возвращён исполнителю. 11 июня 1997 года наёмный убийца, контролируемый сообщниками, совершил «неудачную» попытку производства выстрела из гранатомёта по автомашине Лебедева А.Е. с заранее выбранной позиции (крыша дома № 23 по Вишняковскому переулку), покидая которую был остановлен сотрудниками милиции для проверки документов. Ударив милиционера и бросив гранатомёт, убийца скрылся, что и было предусмотрено планом операции. Благодаря информации, полученной от наёмника, мы впоследствии задержали с поличным проводника поезда «Таллинн - Москва» гражданку Эстонии Миронову Нину, ключевую фигуру в одном из контрабандных каналов по доставке в Россию оружия и вывозу историко-культурных ценностей. Миронова была привлечена у уголовной ответственности и осуждена. В то же время после отказа наёмника от использования вышеописанной винтовки возникла угроза, что оружие, специально приспособленное для совершения убийств, окажется в распоряжении преступного сообщества и в будущем неизбежно будет использовано по прямому назначению. Мы поручили наёмнику выкупить оружие в своё распоряжение за счёт средств, обещанных ему в случае совершения убийства, и передать его нам, однако тот не смог выполнить поручения. Посредник назначил цену за винтовку в размере 3 ООО долларов и сжатый срок для её выкупа. Выделение требуемой денежной суммы из средств ОВД либо ФСБ, если это и было бы возможным в принципе, требовало специального решения и длительного согласования, чего невозможно было достичь в назначенный посредником срок. План операции оказался под угрозой срыва, и я счёл единственно правильным выкупить винтовку за счёт личных средств. У меня имелось 1019 долларов накоплений, ещё 900 я одолжил у одного из коллег. Выдав наёмнику 1919 долларов, я сообщил ему, что больше у меня нет, и потребовал, чтобы он любыми способами уговорил посредника продать винтовку. Посредник согласился на сделку, и операция продолжилась. Взятые взаймы 900 долларов я со временем возвратил коллеге. Получив винтовку в распоряжение, я при первой же возможности привел её в негодность, заглушив казённую часть ствола посредством электросварки, а прилагающиеся боеприпасы выбросил в реку. Я понимал, что мои действия содержат признаки преступления, предусмотренного статей 222 УК РФ, но они были совершены в обстоятельствах, очевидно и однозначно исключающих преступность деяния в силу статьи 39 УК РФ, поскольку имели целью спасение человеческой жизни. В конце концов, мои поездки по городу с гранатомётом в багажнике тоже имели формальные признаки того же преступления. Большинство моих товарищей, принимавших участие в операции, с уважением отнеслось к моему решению, да и я сам нисколько не сожалею о нём. | |||
Posted: 14 Oct 2013 10:17 PM PDT Беспокойство берет за судьбу сделанного в России нового олимпийского автобуса и его пассажиров
До Игр в Сочи еще три месяца, но дух российской Олимпиады уже витает. Доступен в эти дни и олимпийский транспорт — российские автобусы голицынского завода «ГолАЗ» — покататься может каждый. Предназначенные для перевозки гостей и участников Игр автобусы проходят сейчас обкатку на пригородных маршрутах в Подмосковье. Завод «ГолАЗ», контролируемый группой «ГАЗ» Олега Дерипаски, обязался поставить областной компании «Мострансавто», официальному перевозчику Олимпиады, 709 машин. Полная стоимость партии составляет 6,6 миллиарда рублей. А сами автобусы являются победителями конкурса коммерческого транспорта Comtrans в номинациях «Перспектива года» и «Лучший коммерческий автомобиль-2011». — Руки бы тем, кто их делал, надо оторвать! — такая, например, запись о «перспективе года» имеется в журнале замечаний шоферов «Мострансавто». Выдержки из этого журнала — одна из частей большой презентации «системных и технических недостатков» олимпийских автобусов, которую подготовили в «Мострансавто» для коллег из «ГолАЗа». Документ этот попал мне в руки на днях. Вместе с пожеланиями инженеров и водителей список претензий дополняется семнадцатистраничным слайд-шоу, где описаны наиболее опасные дефекты. Например, электропроводка, проложенная на отопительных радиаторах в салоне. Топливные шланги и кабели, протирающиеся о металлические конструкции. «Двери-убийцы», которые при открытии (выдвижении) выстреливают с силой наружу. Некачественно приклеенные и выпадающие салонные окна. Наконец, в моторном отсеке автобуса найден слесарный молоток, закрепленный враспор на воздушном ресивере и обработанный антикоррозийной краской. На приемке в «Мострансавто» молоток определили как посторонний предмет, но как он попал туда — все еще загадка. Из мелочей: саморезы, выступающие острием со дна полок для ручной клади, водопроницаемый багажный отсек, оголенная проводка в блоке управления… Забегая вперед, надо сказать, что в «ГАЗе» меня заверили, что большинство дефектов на данный момент уже исправлено. В «Мострансавто» же настаивают, что существенные претензии, наоборот, были проигнорированы. Кто-то скажет: все это похоже на происки конкурентов, может, они и насовали в двигатели молотков, оголили проводку?! Другие, конечно, заметят: хоть и с молотком, но автобусы-то ездят. Едет гордый наш «ГолАЗ», собранный в Голицыно из агрегатов Scania. С такими мыслями я срочно отправился в автоколонну 1417 (г. Коломна), где обкатывается гордость отечественного автобусостроения. Не считая электричек «РЖД» «Ласточка», «ГолАЗы» будут основным олимпийским транспортом в Сочи. На обкатке в «Мострансавто» уже 552 автобуса — все они считаются принятыми в эксплуатацию. Тем не менее, по договоренности с транспортниками, устранение дефектов берет на себя «ГолАЗ». Но, как жалуются в «Мострансавто», завод устраняет неполадки выборочно. Каждый день в Коломну прибывает еще несколько новых машин. Автобусы инспектируют совместно инженеры Scania и «Мострансавто». Руководитель приемной комиссии, ведущий инженер Алексей Батов, встречает меня в смотровой яме. В синей спецовке с планшетом, Батов хмуро вглядывается в автобусные тылы. — Отсюда вся голая правда видна, — говорит Батов. — Для кого-то просто провода и железки, а я сразу вижу работу шаловливых ручонок… А вы что здесь хотите увидеть? — Полицейский разворот, — честно признаюсь я, — занос и экстремальные петли. — Разворот не обещаю, — задумывается ведущий инженер. — Но можно «электрическое кресло» устроить или «дверь-убийцу». Батов подробно показывает мне дефекты, описанные в презентации. «Дверь-убийцу» испытывает на себе. По заключению инженеров, выстреливание дверей происходит, если водитель нажал на кнопку «открыть» до полной остановки автобуса — компрессоры тут же начинают нагнетать воздух в отпирающий механизм, но двери еще заблокированы специальной защитой и откроются только при остановке. Сжатый воздух с силой тогда и выбивает их наружу. — Такие двери, конечно, могут навредить людям, стоящим на остановке, — рассказывает Батов. — Если я буду стоять близко к ним, они меня сшибут. Или защемят. Показываю… Инженеры из Scania молча отошли в сторонку. — А вы что скажете? — спросил я представителей шведского автоконцерна. — Можем говорить только про шасси, двигатель и электронику, — смущенно объяснил инженер от Scania Алексей. — К ним никаких претензий, они наши. Все остальное — без комментариев, не наших рук. — У нас тут список из более чем сотни претензий, — продолжил Батов. — Причем они касаются всех автобусов. Например, окна, которые вываливались на ходу, оттого что производитель не использовал нужные клеющие компоненты. Про молоток — это вообще за гранью, откуда он в моторном отсеке?!. — Мы не можем закрыть глаза на дефекты, потому что на нас тогда ляжет вся ответственность, если что случится, — жаловался мне Вадим Бабушкин, замначальника коломненского техцентра «Мострансавто». — Число неисправностей, которые мы регистрируем, огромно. Каждая машина, находясь в эксплуатации всего два месяца, сходила в среднем 18 раз с маршрута из-за поломок. Хотя покупали мы эти машины за приличные деньги. За ту же сумму вполне можно было купить, например, и новый «Ман»! Но «Мострансавто» решилось почему-то на закупку «ГолАЗов». Точнее, «ГолАЗ» выиграл открытый тендер при внезапном отсутствии основных западных производителей — Man и Mercedes. В разговоре со мной представитель одной из немецких компаний намекнул, будто от участия в конкурсе их отговаривали российские госструктуры. Впрочем, это уже тема отдельная… Недовольные подмосковные транспортники жалуются, что к партнерству с «ГолАЗом» их склонили «по добровольно-принудительной схеме». Хотя можно было «закупить человеческую европейскую технику и не наживать геморроя». — Мы за свои деньги купили эти автобусы не для того, чтобы они рассыпались сразу после Олимпиады или во время нее. Мы обновляем весь наш парк, автобусы должны отработать на маршрутах в Подмосковье свой 10-летний эксплуатационный срок. Надо сказать, голоса придирчивых транспортников совсем затерялись в олимпийкой суете. А в Олимпийском комитете и вовсе дали понять, что транспортники сами в долгу. «Участвуют в таком престижном мероприятии — пусть еще спасибо скажут!» — сообщил мне один из чиновников комитета. Отдельный разговор — про цену олимпийского «ГолАЗа»: около 9 миллионов за автобус. В этой же нише на российском рынке и впрямь находятся именитые европейские одноклассники — пригородные Mercedes, Scania, Iveco и Man. Выбор же в пользу «ГолАЗа» официальные СМИ назвали поддержкой отечественного автопрома. Хотя голицынский автобус почти целиком собран из иностранных комплектующих (от той же Scania). Впрочем, почему бы не поддержать выдающуюся отечественную сборку? Павел Каныгин |
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты» To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 20 West Kinzie, Chicago IL USA 60610 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий