Тема дня |
- Фигура, надутая газом
- Терпсихора
- Начальника полиции Новороссийска освободили от должности из-за ДТП в Анапе
- На Мамаевом кургане вновь зажгли Вечный огонь
- Квадратура либерального круга
- Суд оштрафовал Артема Лоскутова на 5 тысяч рублей за Монстрацию
- Кто главный враг человека
- Рок и роль: почему десятые — не восьмидесятые
Posted: 03 May 2015 11:07 AM PDT Украинский олигарх Дмитрий Фирташ — австрийскому правосудию: «Мы получили результат, который хотели. Порошенко стал президентом, а Кличко — мэром».
... В сером костюме, в галстуке цвета бордо, с холеной проседью в бороде и расслабленной улыбкой Фирташ позировал, будто фотокоры настигли его не в Земельном суде Вены, а в ложе Оперного театра. Интерес европейской и американской прессы к процессу оказался большой. Счет телекамер шел на десятки. Украинские СМИ, в частности, газета «Сегодня», передавали сообщения о происходящем в режиме реального времени. Журналисты уловили реплику, которую бросил в перерыве заседания почетный президент Федерации футбола Украины, вице-президент УЕФА Григорий Суркис народному депутату от партии «Оппозиционный блок» Вадиму Рабиновичу: «Все будет хорошо, моя интуиция меня не подводит!» Друзья Фирташа прилетели поболеть за него на чужом поле, поддержать боевой дух. Так выглядело внешне. Но, по сути, проходили мастер-класс, примеряли ситуацию: как ЭТО происходит в стране, где действительно работает закон и за решетку, если виновен, может попасть даже олигарх. А Фирташу грозила экстрадиция в США, поскольку он подозревался в коррупционных действиях — в подкупе индийских властей с целью обеспечить участие своей компании в проекте по разработке месторождения титановых руд. (Миллиардера из Украины давно называли «важной фигурой на мировом рынке торговли титаном».) Зал суда на сто персон местами напоминал студию ток-шоу Савика Шустера периода правления Януковича. Одни гости готовились подойти к трибуне, чтобы рассказать о вкладе обвиняемого в процветание государства Украина, поскольку были вызваны в качестве свидетелей со стороны защиты. (Проигнорировать приглашение не посмел никто.) Других устраивала роль массовки на мероприятии. Читайте также: Австрия отказалась экстрадировать в США украинского миллиардера Фирташа Господин Мирный в свое время служил в «РосУкрЭнерго» начальником личной охраны, потому знал шефа куда лучше остальных. Их знакомство состоялось летом 1995-го года. Тогда Дмитрий Фирташ, оборотистый сельский «цеховик» из Тернопольской области, выращивал в теплицах помидоры на продажу, в клетках — норок и песцов, на шубы, а потом возглавил аферу с крупной партией контрабандного спирта. Дело вели милиция, прокуратура и СБУ. Самую жесткую позицию — «Он не выйдет никогда!» — занимал руководитель областного УБОПа Иван Мирный. Но недолго… Подозреваемый провел в СИЗО лишь три месяца: обвинения сняли за недоказанностью. Жизнеописанием, куда вошло немало любопытных историй — из колхозной юности, газовой сферы, а также периодом, связанным с криминальным авторитетом Севой Могилевичем — занималась «Украинская правда». Что лишь утвердило героя журналистских расследований во мнении: медиа, во избежание проблем, должны быть своими — «мирными». Потому в зале суда также присутствовали Егор Бенкендорф, директор крупнейшего украинского телеканала «Интер», и Анна Безлюдная, руководитель ИнтерМедиа Групп. Мощности и влияние этого ресурса помогли в 2010-м Януковичу в борьбе за президентское кресло. Сейчас наблюдатели называют «Интер», принадлежащий Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину, основным ретранслятором пропагандистских сигналов Кремля в Украину. Дмитрия Фирташа арестовали в Австрии, где он жил со времен Майдана, 12 марта 2014 года, по запросу ФБР. Однако вскоре отпустили под рекордный, в 125 миллионов евро, залог. «Украинская правда» располагает сведениями: деньги перевел российский миллиардер Василий Анисимов, друг приближенного к Путину Аркадия Ротенберга. Другое издание, газета «Сегодня», поделилось забавным сюжетом, почерпнутым из австрийского делового журнала «Format» — как украинский богач вообще попал в поле зрения зарубежного правосудия. Боком вылез шопинг. В магазине «Луи Виттон», что в «Золотом квартале» Вены, Фирташ накупил дамских юбок, сумок и ювелирки на 75 тысяч 510 евро, но провел платеж по «безналу», через одну из своих многочисленных дочерних фирм. Банк испугался чека и заявил в полицию о подозрении в отмывании денег. Все разрешилось благополучно, было объявлено, что деньги легальные. Но тут возникли американцы с вопросом, куда более серьезным, нежели юбки. Решения суда об экстрадиции олигарх ожидал в Вене почти год, периодически принимая посланцев с родины и сообща обдумывая, какую бы еще причинить ей пользу. В марте 2015-го он выступил инициатором проведения международного форума «Украина завтра», где объявил о создании Агентства модернизации Украины и готовности привлечь в страну 300 миллиардов долларов инвестиций. Как писала пресса, поддержку плану выразил премьер Великобритании, президент Франции, а по словам Бернара-Анри Леви, основателя «Врачей без границ» (он тоже проникся идеей агентства) — и президент Украины Петр Порошенко. Чудо превращения гения коррупционных схем, надежного столпа режима Януковича в сторонника власти, избранной после Майдана, продолжалось. «Я понял, что нужен новый, сильный кандидат»И вот — суд, и сразу же сенсация. Адвокаты объясняют «конфликт» США с их подзащитным политической ситуацией в Украине. Называют титановое дело сведением счетов. Приоткрывают карты: просто Фирташ поддержал на выборах Порошенко и Кличко, а не Тимошенко, Яценюка и Турчинова, как хотелось бы американцам! Но австрийские судьи хотят из первых уст узнать правду о «совращении» индийских высокопоставленных чиновников. (Американские следователи утверждают, что сумма взятки составила 18,5 миллиона долларов.) Фирташу на столь банальную тему говорить неинтересно. — Чтобы давать взятку, надо иметь выгоду, — отмахивается он. — Мы никакой выгоды не получали. Получало государство. Это абсолютная неправда. И продолжает политический экскурс с упором на собственную значимость: — В свое время я поддержал Януковича, и он в 2010-м году выиграл выборы. Потом мы поняли, что Янукович начал делать не те реформы, которые должен был. У нас начались разногласия… В 2012 году это стало очевидно. Я понял, что нужен новый, сильный кандидат, но Янукович на тот момент был еще очень сильным. Я нашел кандидата, это был Виталий Кличко, спортсмен, очень известный человек, европейский и молодой. Когда он создал партию УДАР, я его поддержал финансово. В 2013 ситуация [в Украине] усугубилась, очевидной стала конфронтация между Россией и Америкой. И если посмотреть по моему делу и расследованию моих адвокатов, ничего случайного нет… Олигарх напомнил, что американцы невзлюбили его еще тогда, когда в угоду Юлии Тимошенко убрали из самой прибыльной сферы: — Американцы смотрят на газовый бизнес как на геополитический вопрос. У нас разное понимание развития страны. Украина должна быть независимой, нейтральной и иметь ровные отношения и с Россией, и с ЕС. Проанализировал результаты подписания Ассоциации между Украиной и Евросоюзом: — История показала, что я прав. Я не против подписания, но я советовал, что за стол переговоров нужно посадить и Россию. В Европе понимают, что произошла ошибка. Раскритиковал Януковича: — Я считаю, что он трус. Когда Янукович потерял власть, он позвонил мне и начал кричать. Он обвинил меня в том, что я воткнул ему нож в горло. И похвалил себя за новую, выгодную сделку: — Мы получили результат, который хотели. Порошенко стал президентом, а Кличко мэром. Политический контракт, согласно Фирташу, был скреплен честным словом и табу сторон на разглашение деталей в начале мая 2015 года, когда к нему в Вену прилетали видные представители победившего Майдана, Петр Порошенко и Виталий Кличко. По ходу разговора Кличко принял решение не баллотироваться в президенты, но непременно выиграть столицу. Некоторые ВИП-свидетели не только знали о венской встрече в верхах, но и присутствовали на ней. — Да, я там был, — подтвердил Сергей Левочкин. (Левочкина, близкого к Кремлю, наблюдатели считают причастным к попыткам разгона Майдана и масштабным провокациям.) Он добавил, что стороны верили — победа в первом туре «может вывести ситуацию из кризиса». Что характерно, никого из бывших регионалов цинизм Левочкина не возмутил. Напротив. Юрий Бойко напомнил о поисках баланса между Россией, США и Европой, хоть спасти президентство Януковича, который «метался», это не помогло. Потому «Фирташ поддержал в 2013-2014-м Виталия Кличко, а затем единого кандидата в президенты», — подтвердил лидер «Оппозиционного блока». Инна Богословская, по традиции, пожаловалась на Юлию, которая настроила американцев против Фирташа: «Тимошенко дала слово не принимать участия в президентских выборах, но, если только он будет уничтожен». Образ «украинского Березовского» витал в зале Земельного суда Вены. Вряд ли здесь предвидели, что экономическое, пусть и весьма нерядовое дело, нанесет удары по репутации высшего руководства Украины. По призыву «Жить по-новому!», с которым Порошенко выиграл гонку в один тур. Впрочем, о том, что Дмитрий Фирташ собеседовал (и, возможно, не раз!) с Петром Порошенко и Виталием Кличко в Вене, написал еще весной 2014 года репортер «Украинской правды» Сергей Лещенко, расследователь-«фирташевед». Кандидата в президенты сразу призвали к ответу в прямом эфире ток-шоу «Свобода слова». «Летали поздравить с днем рождения брата Кличко, Владимира. Там же оказался и Фирташ. Встреча была. Но ее результаты Дмитрию, думаю, не понравились»,— улыбнулся Петр Алексеевич. Осенью журналист Лещенко стал депутатом Рады по списку президентского Блока Петра Порошенко. …Суд отказался подвергнуть олигарха экстрадиции в США — не счел достаточными доказательства обвинения. Тем более, и разговор на процессе повернул совсем в другую сторону. Фирташ спасен (ну, если не сработает апелляция прокуратуры). Зато мир увидел, как выглядит нечищеный механизм украинской политики, и трутся друг о друга его шестеренки. Ольга Мусафирова |
Posted: 03 May 2015 10:29 AM PDT Весной 1985 года я провёл несколько дней в тихом полупустом зале библиотеки ВТО на углу Страстного бульвара и Пушкинской улицы. Я читал всё, что было в библиотеке о Плисецкой. В картонную папку-скоросшиватель были собраны газетные и журнальные статьи о ней за последние сорок лет. Это был какой-то беспрерывный крик восторга. В сотнях статей, заметок, рецензий был восторженно описан её танец, её облик, её жест, её длинная шея и “сапфировый взгляд”. Она представала в рассказах о ней как самая великая балерина всех времён и народов, как гордая амазонка-чемпионка, покоряющая страны и города. “Да, Плисецкая – это современная Жанна д’Арк”, – писала о ней одна из газет. Но и Жанна д’Арк показалась бы рядом с ней (по мнению другой газеты) так себе, ни то, ни сё, а уж если искать аналогии её величию, то она “как теория относительности, Маяковский, Пикассо...” Да что там Маяковский и Пикассо (вступал в разговор нью-йоркский журнал), они всё-таки люди, а Плисецкая больше, чем человек. “Она осветила наш небосвод огненной вспышкой вулкана и потрясла силой, равной землетрясению!”. Масштаб её задавался так: она и планета. У неё была не просто слава, а – “планетарная”. И гибель её представлялась взволнованному Вознесенскому весьма опасной для человечества: “Она гибнет – полпланеты спалит”. Она была, как будто, сделана не из того материала, что все люди. На этом настаивали сразу несколько авторов, писавших о ней в разные годы. “То, в чём другие, менее жизнестойкие натуры, прогорают и сходят на нет, – рефлексии, раздвоенности, кризисы, – чуждо её разумному оптимизму. Она скорее предпочитает вежливое знание о внутреннем аде, чем обессиливающий опыт его”. Встреча с ней означала для людей почти религиозный обряд: “К ней надо входить, раскрепостив в себе детство, чистосердечие, юмор, любовь...” Войдя же, быть готовым принять её истину, в простоте которой чудилась тайна: “Я как слышу музыку, так и танцую. А каково моё амплуа – так и не знаю...” Я листал широкие страницы фотоальбома, созданного бывшим танцовщиком Юрием Ждановым и посвящённого Плисецкой. Я рассматривал её длинное узкое лицо, её руки, её выпирающие ключицы. В обилии слов о ней ускользало что-то главное. Мне так казалось. Облики её множились – разным людям она представлялась разной, хотя все они смотрели на неё с восторгом, который казался преувеличенным мне, выросшему в эпоху предписанных одобрений и восторгов. Но всё-таки я чувствовал, что тут загадка, тайна. Кто она, Майя Плисецкая? Мне чудился в ней какой-то жадный азарт, какое-то страстное увлечение жизнью. Ненасытная Плисецкая, поглощающая роли и страны, танцующая десятилетия напролёт? Фурия Плисецкая, женщина, всегда выбирающая победителя: “И как бы то ни было, я всегда за того, кто победил, кто занял первое место. Может, это и плохо, но я такая...” Вечная победительница, дитя судьбы, рекордсменка с гонором, опередившая всех в балете и готовая соревноваться с кем угодно и в чём угодно: “Время не замеряла, но уверена, что обгоню многих мужчин!” (сказала она в одном из интервью, имея в виду плаванье). Плисецкая, наполнившая собой весь классический балет, парившая в белых снах белоснежным лебедем – и внезапно зловещая, чёрная Одиллия, приносящая несчастье и упоённая этим не в шутку, а всерьёз? Я думал, что увижу её – и пойму. Но и встретившись с ней, месяц проходив в класс Асафа Михайловича Мессерера, где она занималась ежедневно, исключая день спектакля, поговорив и с ней, и с её мамой Рахилью Михайловной, и с её братом Азарием – я не понимал её, не мог создать целостный образ. У неё было множество лиц. Какое истинное? Надменная аристократка, замкнутая в вежливость, как в ледяной панцирь, вежливостью этой высказывая презрение, которое обиднее грубости? Своя в доску, демократичная, как коммуналка, в которой она выросла, героиня мещанского сословия, победно царящая в позолоченном Большом под аплодисменты тётенек и дам, разодетых в пух и прах, что девчонками в послевоенных московских дворах мечтали быть балеринами и актрисами: “Ну, наша Майка, всех перетанцевала!”? Величие её было безусловно. То, что она сделала в балете, было чудом, опрокидывающим понятия, вмещающим в себя характеры, жизни, судьбы, времена. Всего этого хватило бы на пяток прекрасных балерин и обычных женщин. Но она была необычная женщина. Она была на сцене не просто испанка или персиянка, Одетта или Одиллия – но блестящая персиянка и лучшая в мире Одиллия; во всём, что она делала, был демонический напор, и каждую секунду жизни она умела наполнить до предела, по горлышко. И я не мог разгадать её, не мог разгадать ту первооснову её души, из которой вырастали её облики – и потому уже написанные о ней куски лежали три года, не складываясь в единой целое. |
Начальника полиции Новороссийска освободили от должности из-за ДТП в Анапе Posted: 03 May 2015 08:07 AM PDT Глава управления МВД по Краснодарскому краю Владимир Виневский освободил от должности начальника новороссийского главка Вячеслава Артюкова из-за ДТП в Анапе, рассказали «Новой» в пресс-службе краснодарской полиции. Помимо этого, Виневский уволил заместителя начальника полиции по охране общественного порядка и командира батальона патрульно-постовой службы управления МВД по Новороссийску. Ранее сегодня в Анапе задержали сотрудника полиции, предположительно, сбившего на автомобиле шестерых человек, двое из которых погибли. В настоящее время задержанный находится в изоляторе временного содержания. Следственный комитет открыл по факту инцидента уголовное дело — по части 6 статьи 264 УК РФ «нарушение правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух человек». Следователи намерены просить суд об аресте полицейского. В сообщении СК указано, что речь идет о сотруднике патрульно-постовой службы новороссийского управления МВД. По версии следствия, 37-летний правоохранитель, не находившийся при исполнении, был за рулем автомобиля Mitsubishi Outlander. Примерно на 55-м километре дороги Крымск-Джигинка водитель, возможно, не справился с управлением и наехал на шестерых человек, стоявших на обочине дороги. Погибшие: 23-летний парень и 18-летнтняя девушка. Медицинское освидетельствование показало наличие алкоголя в крови полицейского. |
На Мамаевом кургане вновь зажгли Вечный огонь Posted: 03 May 2015 07:18 AM PDT На Мамаевом кургане вновь зажгли чашу Вечного огня в Триумфальном зале после реконструкции, передает Интерфакс. Как сообщается на сайте музея «Сталинградская битва», директор музея Алексей Васин передал капсулу с частицей огня ветерану Великой Отечественной войны, затем участники клуба «Моторы Сталинграда» довезли его в открытом ретро-автомобиле довезли до подножья кургана, где ветеран отдал капсулу кадетам. В итоге огонь передали военнослужащим роты Почетного караула, один из которых и зажег Вечный огонь. Во время капитального ремонта в Триумфальнм зале заменили гидроизоляцию кровли, отремонтировали пол, фасад, частично стены, дренажную систему и ливневую канализацию. Капремонт провели и в Большом прямоугольном бассейне, или Озере слез, на Мамаевом кургане. Музей на Мамаевом кургане в память о погибших в годы Великой Отечественный войны в Сталинграде солдатах построили в 1967 году. В центре комплекса установлена 85-метровая скульптура «Родина-мать зовет». |
Posted: 03 May 2015 05:01 AM PDT Анастасия Удальцова, жена приговоренного к четырем с половиной годам колонии общего режима и находящегося в СИЗО Сергея Удальцова, только что, на своей странице в Facebook, пропела очередную осанну Сталину. Любовь к Сталину — это ведь там вполне семейное: достаточно почитать, что говорил о Сталине сам Удальцов… Какой, однако, интересный открывается сюжет для либеральных размышлений! Оставив в стороне общегуманитарные оценки… — понимает ли Анастасия, что при Сталине ее мужа, с его лидерскими задатками и краснознаменной упертостью, скорее всего, просто шлепнули бы безо всяких лишних процедур, а до кучи шлепнули бы и ее, просто чтобы не маячила на глазах у людей? Что их дети сидели бы в лагере… Вряд ли она это понимает. Они никто не понимали этого до самого конца. Легко посылавшие людей на смерть классами и сословиями, большевики бывали сильно удивлены, когда «революционная целесообразность» касалась их самих… В свете всего этого: надо ли нам, либералам, требовать освобождения Удальцова? Ответ: да, надо. Потому что посажен он был с помощью провокатора, с грубым нарушением закона. Не говоря уже о похищении и пытках, сопровождавших задержание его товарища по делу. Надо ли при этом понимать, что сам Удальцов, придя к власти, стал бы действовать, исходя из тех самых, сталинских представлений о праве и целесообразности? — то есть, по-русски говоря, нас бы никого в живых не осталось… Несомненно, надо это понимать. Нет ли тут противоречия? Никакого. Единственной гарантией против этого является справедливость, воплощенная в строгом соблюдении закона. Соблюдение закона — и нормальное (либеральное, разумеется, какое же еще — см. карту мира) развитие страны выхолостит ультралевых, выбьет социальную почву из-под их ног, сделает их маргиналами, как сделало маргиналами в Германии, Франции, США.. Кто помнит сегодня Гэса Холла и Жоржа Марше? А Самоса всегда заканчивается Ортегой, и этому убогому никарагуа не видно конца, и не только в тропиках… Оставим революционную или контрреволюционную «целесообразность» демагогам. Политический заключенный должен быть освобожден, даже если нам очень не нравятся его убеждения. Точка. Добиваться этого — наш долг и, как ни парадоксально, наш интерес! Это ведь как раз тот самый случай, о котором говорил академик Сахаров: нравственное действие, в конечном счете, является и самым рациональным. И мы должны добиваться того, чтобы Сергей Удальцов вышел на свободу. А его жена пускай несет ересь в Facebook. Имеет право. В законе ничего не сказано о том, что люди обязаны быть умными. Виктор Шендерович |
Суд оштрафовал Артема Лоскутова на 5 тысяч рублей за Монстрацию Posted: 03 May 2015 03:07 AM PDT Центральный районный суд Новосибирска назначил художнику Артему Лоскутову штраф в размере 5 тысяч рублей за Монстрацию, сообщает в Twitter подруга художника Анна Юхтина. Как уточняет издание «Тайга.инфо», судья признала Лоскутова виновным в «нарушении участником публичного мероприятия порядка проведения акции» (часть 5 статьи 20.2 КоАП). Обвинение же изначально настаивало на части 2 статьи 20.2 КоАП в действиях Лоскутова, которая подразумевала, что художник был организатором первомайской акции. Адвокаты Лоскутова обжалуют сегодняшнее решение суда. Сторонники Лоскутова в соцсетях отмечают, что накануне Заельцовский суд признал художника организатором Монстрации, а Центральный суд — только участником. Во время рассмотрения дела художник вновь заявил, что он отказался от организации Монстрации после переговоров с властями и участники акции, в том числе он, собирались выйти на общегородской марше профсоюзов. Лоскутов добавил, что призывал монстрантов не конфликтовать с правоохранителями. Суд сегодня отказал стороне защиты вызвать свидетелей: участника Монстрации Тимура Ханова, лидера местного отделения партии «Яблоко» Александру Налобину и мэра города Анатолия Локтя. Как пишут в Twitter сторонники Лоскутова, первых двух не вызвали, поскольку они были в зале суда, а отказ допросить мэра суд объяснил тем, что его не было на площади, где собрались монстранты. Друзья объявили о сборе средств, чтобы выплатить штраф, который они проведут в новосибирской галерее SoMa. Отметим, что в сети появилась петиция с требованиями к мэру Новосибирска Анатолию Локтю извиниться перед монстрантами за инцидент 1 мая. Авторы подчеркивают, что Локоть сам в соцсетях призывал всех горожан участвовать в шествии профсоюзов, однако монстрантов на акцию не пустила полиция. Составители петиции также указывают, что на участников Монстрации власти направили силы полиции, «адекватные для разгона вооруженных беспорядков». Авторы обращения напомнили Локтю об обещании посетить Монстрацию, если будет собрано 5 тысяч подписей. Несмотря на выполненное монстрантами условие, мэр на акцию не пришел, назвав ее несанкционированной. Накануне, 2 мая, Заельцовский суд Новосибирска арестовал идеолога Монстрации Артема Лоскутова на 10 суток за организацию несогласованной акции. В этом году монстранты попытались присоединиться к маршу профсоюзов в на главной улице города. Колонна партии «Яблока» согласилась участвовать в акции вместе с монстрантами. Однако правоохранители преградили путь монстрантам, из-за чего они пошли в обратном направлении от марша по Красному проспекту, а позже собрались перед зданием мэрии, где ожидали встречи с главой города. Локоть к участниками Монстрации не вышел. Власти Новосибирска не согласовали Монстрацию в центре города и предложили лишь маршрут на набережной Оби. Лоскутов заявил, что фотографии с Монстрации в этом месте негативно скажутся на имидже города. Он также опросил планирующих участвовать в Монстрации: согласиться на предложение мэрии или устроить акцию в центре города. Около 86% в соцсетях проголосовали за второй вариант. Последние годы мэрия Новосибирска согласовывала акцию на центральных улицах Новосибирска, но в начале существования Монстрации ее участники выходили 1 мая шли в хвосте колонн на марше профсоюзов. Акция проходит в Новосибирске с 2004 года. Лоскутов, придумавший Монстрацию, получил за нее национальную премию в области современного искусства «Инновация». |
Posted: 03 May 2015 02:01 AM PDT Герои комиксов студии Marvel нашли источник зла в мире.
На российский экран вышел фильм «Мстители: Эра Альтрона», продолжение популярных «Мстителей»-2012. Оба фильма сняты по сюжетам марвеловских комиксов, исследующих, по мнению американских антропологов, «феномен героического в меняющемся мире». И хотя в Сети появляются вопросы: а нужны ли нам в эти майские дни чужеземные герои, — перед нами уже полюбившийся ареопаг полубогов и сверхлюдей, собравшихся в одну команду для очередного спасения мира: Железный Человек (Роберт Дауни-младший), Капитан Америка (Крис Эванс), Тор (Крис Хэмсворт), Халк (Марк Руффало), Соколиный глаз (Джереми Реннер) и русская супербарышня Наталья Романофф, она же Черная вдова (Скарлетт Йоханссон). Герои по большей части привычные, а зло новое — как и должно быть в меняющемся мире. Главного злодея фильма и назвать злодеем-то можно только с натяжкой: нет инопланетного вторжения или детских обид скандинавских богов. Под воздействием амбиций и желания спасти планету от неминуемого кризиса два гениальных ученых (Тони Старк, он же Железный Человек, и Брюс Беннер, который периодически зеленеет от сильных переживаний) создают искусственный интеллект. Рукотворный разум получает имя Альтрон и сознание, способное в одну секунду проанализировать огромное количество информации. Изначально в Альтрона вложены несколько человеческих эмоций, а также «вшита» внятная цель — спасти мир во всем мире. Но Альтрон, разумеется, интерпретирует свою задачу самым логичным образом: начинает бороться с людьми. Войны с искусственным интеллектом давно не новость в кинематографической вселенной (начиная с Айзека Азимова, и в культурологической тоже) — но марвеловские сценаристы всегда особенно чувствуют дух времени. Технический директор Google и технологический футуролог Рэй Курцвейл только в этом месяце пообещал человечеству в самое ближайшее время встречу с мыслящим персональным компьютером («…в 2020 году ПК достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом»); мы уже разговариваем с собственными айфонами, и эта разговорчивая Siri (персональный помощник и вопросно-ответная система, разработанная для IOS) пугает до дрожи, а в австрийском местечке Хинтерстодер зафиксирован первый случай самоубийства среди роботов. Суицидальный высокотехнологичный робот-пылесос (а в Европе каждый пятый из функционирующих роботов — пылесос) включил сам себя без разрешения хозяина, заехал на электрическую плиту и совершил самоподжог. Мир меняется, автомобили на дорогах разговаривают друг с другом, игнорируя хозяев, во вселенной Марвел разумный Альтрон решил спасти людей от людей. Едва попав во Всемирную сеть, Альтрон понимает, что все проблемы в мире в общем-то из-за людей и произошли. Таким образом, новый марвеловский фильм со всей силой своего наивного искусства проговаривает главное открытие начала века (древнее, но всегда неожиданное знание): главный враг человека — человек. Очень актуально по нынешним временам. Так что при желании в картине можно найти две важные, хотя и тривиальные идеи: бояться нужно не искусственного разума, а человеческих страстей, и самые опасные в мире люди — те, кто видит себя спасителями человечества. Тут-то на помощь и приходят суперлюди. Из масштабной задачи спасти человечество от «спасателей» вытекают все драматические проблемы, которые героям следует разрешить сообща, и растут все, уже полюбившиеся зрителям, споры между членами команды. В новом фильме гораздо более полно раскрываются характеры персонажей, их истории; нам наконец дают возможность увидеть взаимосвязи между предыдущими фильмами студии Marvel: в кадре появляются друзья Капитана и Железного Человека, которые становятся полноценными участниками сюжета. Капитан Америка наконец оттаял, перестал пугаться сенсорных телефонов и начал восприниматься как полноценный лидер команды; Роберт Дауни-младший наконец перестал играть самого себя; однако милые сердцу шутки Железного Человека никуда не делись и продолжают радовать — как и появление сразу нескольких неожиданных любовных линий, которые до этого оставались за кадром. Словом, новый фильм лучше старых двух. В конечном итоге остается похвалить сценаристов и режиссеров за прекрасную работу над ошибками: даже экшн-сцены, включающие в себя масштабные боевые действия с типичным для Марвела тотальным уничтожением американских небоскребов, производят впечатление, несмотря на пафос некоторых сцен. «Мстители-2» — крепкий, яркий фильм с хорошей картинкой и необременительным сюжетом, способный увлечь любую возрастную категорию, фильм для семейного просмотра, но, разумеется, знатоки комиксов студии Marvel и любители супергероев — это молодежь. Я провела на премьерном предпоказе небольшой опрос среди зрителей: а действительно, нужны ли нам чужие герои? Меняется ли отношение к культуре, на которой большинство молодых людей выросло, в последнее время? Ответили на мои вопросы 12 человек. Десять утверждают, что их отношение к отдельным сегментам американской культуры (будь оно негативным или положительным) никак не изменилось под влиянием происходящих сейчас событий. Трое отметили, что в их окружении есть люди, считающие себя патриотично настроенными, которые активно агитируют остальных перестать уделять внимание современным американским фильмам, книгам и комиксам, аргументируя это тем, что «молодежь» может начать страдать «инакомыслием». Одна девушка выразила недовольство тем, что массовость американской культуры в наши дни заставляет молодых людей думать, что «там» — лучше, и «ставить Америку выше России». Еще одна сказала, что некоторые отрасли массовой культуры — например, киноиндустрия — лучше развита в Америке, чем у нас, и это достойный пример для подражания. Она же заметила, что ее друзья стали относиться к американским фильмам более критично. Двое сказали, что «менять свое мнение о культуре — все равно что перестать есть пиццу из-за несогласия с политикой президента Италии». «Мы не то что пешки, мы уже игровые фишки в руках глав государств, — точно сформулировала одна из опрошенных, — и единственное, что может спасти нашу душу, — это настоящее искусство. И если меня спасут «Огни большого города» или «Побег из Шоушенка», я буду счастлива. Мне кажется, что создающаяся на наших глазах «история отторжения» больше влияет на отечественный кинематограф. Создатели патриотических фильмов пользуются голливудской эстетикой, заказывают хорошую графику и снимают в военных сценах красивых сытых девиц, но делают вид, что картины их наполнены особым героическим смыслом». |
Рок и роль: почему десятые — не восьмидесятые Posted: 03 May 2015 12:01 AM PDT Мне очень часто — пожалуй, чаще любого другого — задают такой вопрос: «Сейчас, в связи с кризисной ситуацией в России — протестными движениями и экономическими передрягами — не наблюдается ли подъёма рок-музыки, как это было в восьмидесятые годы?» Вопрос логичный: во-первых, давно подмечено, что турбулентные времена — будь то 60-е в Америке или 70-е в Британии — благодатная среда для экстремальной музыки. Во-вторых, если говорить конкретно о России, то нулевые, действительно, напомнили сонные семидесятые, а нынешнее время — первую половину восьмидесятых с их удушающей атмосферой, тотальным враньём, чёрными списками, афганской войной... И это, как известно, было и время фантастического взлёта русского рока — время, открывшее Агузарову, Башлачёва, Гребенщикова, Майка, Мамонова, Цоя, Шевчука. Так что всё, вроде бы, сходится. Но не совсем. Начнём с глобальной проблемы. Во второй половине ХХ века музыке очень повезло: на протяжении двух-трёх десятилетий она, движимая мотором рока, была реальным стержнем всей радикальной культуры; она определяла стиль жизни, тащила за собой и кино, и арт, и поэзию, и даже моду. С середины 50-х до (тут могут быть разночтения) начала 90-х. Мотор потерял обороты и музыка покинула авансцену; ушли в мир иной или потеряли актуальность мега-кумиры, словосочетание «рок-движение» утратило всякий смысл, лозунги типа «рок — моя философия (или даже религия...)» могут прозвучать разве что из уст сугубых реликтов или маргиналов. Россия в этом смысле исключением не стала, только пик влияния рока случился позже, чем на Западе — в восьмидесятые. В первой половине десятилетия «подпольный» советский рок аккумулировал мощнейший творческий заряд, завоевал поистине культовый статус и непререкаемый авторитет, как едва ли не единственная в стране на то время живая, честная, «непродавшаяся» ветвь культуры. (Были, конечно, и «левые» художники, и самиздатные литераторы, но степень их влияния и популярности не шла ни в какое сравнение...) И с наступлением гласности этот заряд рванул! «Перемен», «Скованные одной цепью», «Время колокольчиков», «Поезд в огне», «Мы вместе», «Всё идёт по плану» — эти песни максимально раскачали совковую лодку, стали главным саундтреком горбачёвской перестройки. В 90-е протестный накал и героический настрой ушли в песок, уступив место иронии, гламуру, бегству от реальности... «Утекай!» Появился уничижительный, но заслуженный термин «говнорок» (кстати, вопреки распространённому мнению, запустил его не я) — уныло-весёлые радиоформатные песенки под электрогитару. В нулевые тенденции мелкотемья, конъюнктурности и гражданской деградации продолжилась. Музыкальная сцена разошлась по двум полюсам: коррумпированная попса со средой обитания в телеящике и на корпоративах, и небогатая «альтернатива» (рок, хип-хоп, электронщики), обитающая в интернете и клубах. Маститые рокеры, заодно с «русским шансоном», заняли позицию посередине, сделав ставку на радио, большие концерты и фестивали. В плане новых имён и творческих достижений — совсем не густо: те же «Мумий тролль», Земфира, «Мегаполис»; чуть посвежее — «Ленинград». Лишь к концу десятилетия, когда омут стабильности начал потихоньку закипать, появились признаки жизни: LUMEN спели «Я люблю свою страну, но ненавижу государство»; «Барто» реанимировали понятие «андерграунд» своим политсексуальным электро-панком; Noize MC, хоть и не вполне рокер, живо напомнил лучшие бунтарские песни 80-х; ветераны Шевчук с ДДТ, БГ с «Аквариумом», Макаревич и вернувшийся из Штатов Шумов — все вышли из комфортного оцепенения. Похоже было, что поднимается новая волна ангажированного рока. Помню, 22 августа 2010-го, ведя митинг-концерт в защиту Химкинского леса на Пушкинской площади, я прокричал в мегафон: «Нулевые были, как семидесятые — тупые и скучные, а сегодня здесь реально началось новое десятилетие — и оно будет, как восьмидесятые!!!» Я имел в виду перемены в стране вообще, но и рок не в последнюю очередь... Ну, что касается жизни, политики и гражданского общества — то «ещё не вечер», но вот с «музыкой бунта» дело далеко не пошло. Практически, все заметные фигуры тут ограничились списком «обычных подозреваемых», большую часть которых я уже перечислил выше. Плюс отдельный феномен Pussy Riot — самой знаменитой из наших рок-групп, которая и не рок-группа вовсе... Зато расцвели другие «сто цветов». Среди новых трендов, вдохновленных интернетом, я бы отметил три. Во-первых, впервые с 60-70-х годов, главным языком российского рока стал английский. Мода эта пошла ещё с нулевых, и поначалу она меня огорчала, даже возмущала: Россия — не Европа, где английский для всей молодежи как второй родной, и если группа поёт по-иностранному, это значит, что никакого «месседжа» у неё нет и сказать людям нечего. А должно бы быть: рок — это же не Евровидение... Потом смягчился; нельзя же перечеркивать естественное желание музыкантов заявить о себе по сети на весь мир — а английский здесь в помощь. Недавно услышал от знакомых рок-артистов и ещё один, довольно неожиданный, аргумент: иностранный язык помогает обойти цензуру! Дожили. Вторая, безусловно симпатичная штука — всё больше хорошей музыки приходит из провинции: Нижнего Новгорода, Самары, Владивостока и совсем уж экзотических областных центров вроде Владимира, Астрахани, Кирова, Курска, Смоленска. Кстати, самая, пожалуй, успешная на сегодняшний день наша группа в Европе — ростовчане Motorama. И напоследок: звучат наши группы гораздо более «актуально», чем в суровые героические русские рок-годы. Оказавшись на концерте Scofferlane, Tesla Boy или The Jack Wood возникает полная иллюзия того, что находишься не в Лубянском проезде, а в Манчестере, Мельбурне или Бруклине. Безупречный прононс, модные звуки, убедительно фирменно. Все эти приятные мелочи, к сожалению, никак не восполняют одного, но главного. Рок утратил сверхзадачу. Роль мощного эмоционального катализатора, которую он играл в 80-е, теперь досталась кому-то ещё, не знаю, кому. Или не досталась вообще. С ролью фоновой музыки рок справляется, но этого мало — для тех, кто помнит лучшие времена. Повторю: это глобальная драма некогда революционной музыки. Но у нас она усугубляется тем, что интегральной частью национальной культуры рок в России (это моё мнение), в отличие от «корневых» стран, так и не стал. Предпосылки были, но нити Башлачева и Цоя оборвались — и так и висят. Славные «восьмидесятники» делают, что могут, но, как пел один из них: В кружке «Унылые руки» На самом деле, есть кому. Но их немного, и уныния не убавляется. Артемий Троицкий |
You are subscribed to email updates from Блог «Новой газеты» To stop receiving these emails, you may unsubscribe now. | Email delivery powered by Google |
Google Inc., 1600 Amphitheatre Parkway, Mountain View, CA 94043, United States |
Комментариев нет:
Отправить комментарий