воскресенье, 7 августа 2016 г.

Тема дня

Тема дня


В Иране казнили вернувшегося из США физика-ядерщика

Posted: 07 Aug 2016 02:01 AM PDT

В Тегеране казнили иранского физика-ядерщика Шахрама Амири, передает Би-би-си со ссылкой на его семью.

Как рассказала мать ученого, ей выдали тело сына со следами веревки на шее. После этого Амири похоронили.

В 2009 году Шахрам Амири выехал в Мекку на традиционное мусульманское паломничество и пропал. Позже ученый появился в США. По словам Амири, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) похитило его и насильно удерживало в стране. Спецслужбы, рассказывал ученый, требовали от него информацию об иранской ядерной программе. Амири вернулся в Иран в 2010 году.

В свою очередь, американская сторона утверждала, что Амири добровольно приехал в США и предоставил Вашингтону «полезную информацию».

После этого власти Ирана задержали физика и приговорили к десяти годам лишения свободы за сотрудничество с враждебным Ирану государством.


В Ставропольском крае в ДТП погибли девять человек

Posted: 07 Aug 2016 01:28 AM PDT

На трассе в Кочубеевском районе Ставропольского края в ДТП погибли девять человек, сообщает ТАСС.

Авария произошла около 1:00 мск на втором километре федеральной трассы «Кавказ».

По информации ГИБДД, водитель Lada Priora, двигаясь со стороны Черкесска, выехал на встречную полосу и столкнулся с Ford Scorpio.

Все девять человек, которые находились в автомобилях, погибли.

Как уточняет агентство, 23-летний водитель Lada Priora за последние два года нарушал правила дорожного движения более 20 раз. В феврале его на 1,5 года лишили прав за вождение в нетрезвом виде. Нарушений со стороны водителя Ford Scorpio 1965 года рождения не было.


Итоги первого олимпийского дня

Posted: 07 Aug 2016 01:02 AM PDT

Разыграно 12 комплектов наград, Австралия и Венгрия - лидеры, у Китая, США и Япония – по пять медалей, у России – одна - «золото» в дзюдо.

Пулевая стрельба:

Пневматическая винтовка (10м), женщины:


  1. Вирджиния Трешер (США)

  2. Ли Ду (Китай)

  3. Силин И (Китай)

Пневматический пистолет (10м), мужчины:


  1. Хуан Сюан Вин (Вьетнам)

  2. Фелипе Алмейда Ву (Бразилия)

  3. Пан Вэй (Китай)

Велоспорт:

Шоссе, групповая гонка, мужчины:


  1. Грег ван Авермат (Бельгия)

  2. Якоб Фуглсанг (Дания)

  3. Рафал Майка (Польша)

Стрельба из лука:

Командные соревнования, мужчины:


  1. Ким У Чжин/Ли Сын Юн/Ку Пон Чан (Южная Корея)

  2. Брейди Эллисон/Зак Гарретт/Джейк Камински (США)

  3. Алек Поттс/Райан Тайак/Тейлор Уорт (Австралия)

Дзюдо:

Вес до 48кг, женщины:


  1. Паула Парето (Аргентина)

  2. Чон Пок Ен (Южная Корея)

  3. Ами Кондо (Япония) / Отгонцэцэг Галбадрах (Казахстан)

Вес до 60 кг, мужчины:


  1. Беслан Мудранов (Россия)

  2. Елдос Сметов (Казахстан)

  3. Наохиса Такато (Япония) / Диорбек Урозбоев (Узбекистан)

Фехтование:

Шпага, индивидуальное первенство, женщины:


  1. Эмеше Сас (Венгрия)

  2. Росселла Фьяминго (Италия)

  3. Сунь Ивэнь (Китай)

Тяжелая атлетика:

Наилегчайший вес 48кг, женщины:


  1. Сопита Танасан (Таиланд)

  2. Шри Вахьюни Агустьяни (Индонезия)

  3. Хироми Мияке (Япония)

Плавание:

Комплексное плавание, 400м, мужчины:


  1. Косуке Хагино (Япония)

  2. Чейз Калиж (США)

  3. Дайя Сето (Япония)

Вольный стиль, 400м, мужчины:


  1. Мак Хортон (Австралия)

  2. Янь Сун (Китай)

  3. Габриэле Детти (Италия)

Комплексное плавание, 400м, женщины:


  1. Катинка Хоссу (Венгрия)

  2. Мадлин Дирадо (США)

  3. Мирея Бельмонте Гарсия (Испания)

Вольный стиль, эстафета 4Х100м, женщины:


  1. Австралия

  2. США

  3. Канада

Сибирь: проклятие или прорыв?

Posted: 07 Aug 2016 12:01 AM PDT

Физик Валентин Данилов — о великолепных перспективах России в связи с подписанием ею Парижского климатического соглашения. И — печальной действительности.


Фото: РИА Новости

Книгу о путешествии в Сибирь в 1913 году знаменитый норвежец Фритьоф Нансен назвал «В страну будущего». «Настанет день, когда люди очнутся, и силы, заточенные до поры, освободятся, и мы услышим новые голоса из Сибири, они принесут нам будущее, и в этом нет никаких сомнений». Голоса эти глухи, мы и сами их разбираем с трудом, норвежцы — слышат. В 2000 году физик Валентин Данилов рассказывал, как, утилизируя тепло от газов, выбрасываемых Красноярским алюминиевым заводом (КрАЗ), убить двух зайцев: получить дармовое тепло и избавить город от экологической катастрофы. Если подавать в трубы центрального отопления воду, нагретую сбрасываемым теплом КрАЗа, уже не потребуется сжигать уголь в котельных. И одно это резко уменьшит суммарную нагрузку на экологию города.

Данилов, до ареста директор теплофизического центра Красноярского государственного технического университета, вместе с профессором Вадимом Славиным сделали первую работу. Тогда же, в 2000-м, против физика возбудили дело о выдаче гостайны Китаю. ФСБ с бультерьерской хваткой на протяжении пяти лет добивалась обвинительного приговора, свидетельства ученого мира об абсурдности претензий чекисты определили по разряду комариного писка. В тюрьме — времена Берии и Абакумова прошли — Данилову заниматься наукой не позволили. Славин тем временем умер. В 2012-м, выйдя на волю условно-досрочно, физик заметил: «Словно вчера сел, ничего не изменилось». Родине их со Славиным идеи ни к чему, а норвежцы за это время напряглись — и установили воздушные теплообменники в системе отвода анодных газов от электролизных ванн. Практически доказали, что тепло, выбрасываемое алюминиевыми комбинатами на обогрев космоса, можно утилизировать. И не сжигать, таким образом, ископаемое топливо. Ну так, смеется Данилов, это не бином Ньютона.

Сами норвежцы (как и китайцы, например) закрыли такие электролизные линии, как у нас: работающие по изобретенной норвежскими инженерами технологии Содерберга. Слишком грязные. А еще все идет к тому, что уже в ближайшие 10 лет Норвегия запретит продажу машин на бензине и дизеле. (То же, например, в Голландии. А в Германии — с 2030-го. О таком же временном рубеже говорят в правительстве Индии.) Каждый четвертый автомобиль, продаваемый в Норвегии сейчас, — электрический (что стимулируется государством). А еще Норвегия приняла политику «нулевого обезлесенья». (Австралия отказалась от вырубки дождевых лесов, Китай последовательно идет к полному запрету на вырубку природных лесов уже на всей своей территории и переходит на заготовку древесины на плантациях.) А государственный пенсионный фонд Норвегии отказался от акций целлюлозно-бумажных, угольных и других компаний, наносящих вред лесам. Норвегия не будет закупать продукцию, для изготовления которой уничтожают леса. Пальмовое масло, например, или бумагу из деревьев — ее можно делать из отходов.

В Красноярске, Байкальске ЦБК закрыли. Однако мы не смирились и строим новые лесопилки и ЦБК, еще больше планируем. И это притом что здесь уже полно объектов лесопереработки и сырья им давно не хватает. Утешает лишь то, что заявлялось таких объектов еще больше, но эти проекты закрывались вскоре после получения кредитов на руки, лесов — в аренду и распила их на кругляк. Губернатора Виктора Толоконского не удручают варварские вырубки даже внутри загазованного Красноярска. В его историю он войдет госдеятелем, ответившим на протесты горожан против вырубки сквера Студенческого городка: «Там тополя! Они — не деревья!» Это второй его общегородской мем. Первый случился, когда губернатор взялся рассуждать о причинах экологической катастрофы в Красноярске. По нему, виноваты погода и дым из печей Николаевки (частного сектора).

В Николаевке (активно сносимой последние годы) вырос физик Данилов. Мы разговаривали с ним на днях. Что, спрашивает он, с тех лет количество печек увеличилось?

Итак, нам предлагают поверить в то, что перманентная экологическая катастрофа в Красноярске не связана с алюминиевым бизнесом Дерипаски и Прохорова, угольным бизнесом Мельниченко, а виноваты глобальное потепление, неудачный рельеф с предгорьями Саян, автолюбители и жители частного сектора с их печками.

Мы с норвежцами с разных планет, что ли, если из одних вводных делаем противоположные выводы? Что с нами (или с ними?) не так?

Территориально один только Красноярский край — это шесть Норвегий или почти две с половиной Скандинавии. Нефть, добываемая в Красноярском крае и Норвегии, дает сравнимые прибыли, если пересчитывать на душу населения. Углеводороды составляют лишь половину экспорта Норвегии. И в Красноярском крае помимо нефти — 40% мирового производства металлов платиновой группы, пятая часть мирового рынка никеля, десятая — кобальта. Еще алюминий, медь, лес, электроэнергия и т.д. Сравнивать качество жизни в Красноярске и Норильске с Осло, наверное, тоже можно, только не получится. У Норвегии, например, первое место в мире по индексу человеческого развития, а Красноярский край лидирует (по крайней мере в России) лишь в промышленных дымах, ядах в атмосфере. Норвежский фонд, аккумулирующий доходы от углеводородов для будущих поколений, — крупнейший в мире (его размер приближается к триллиону долларов), а красноярские финансы в группе лидеров по несколько иному показателю — региональному госдолгу. Он приближается к 100 млрд рублей. А еще в Норвегии развитая демократия, сильное гражданское общество и настоящая пресса. Последняя была и в Красноярске, пробивались и ростки гражданского самосознания и реальной политики, но в нулевые это кончилось.

Причинно-следственные связи уровня жизни и устройства политической системы опустим: Центральная Сибирь — регион, Норвегия — отдельная страна. Но — если без политики, в изначальных данностях — не одно ли и то же? Первой покупкой в Сибири полярного исследователя Фритьофа Нансена стали папиросы «Нора», с изображением на обертке героини Ибсена. Поднимаясь в 1913 году по Енисею до Красноярска, Нансен то и дело воображал себя на пристани деревушки в норвежском фьорде. «Отвесные, гладкие с боков, а наверху поросшие лесом скалы напоминали Норвегию». И постоянно отмечал сходство с типичными норвежскими рыбаками и крестьянами и молодых русских парней, и седых стариков. «Как-то невольно приходило в голову, что скандинавы некогда побывали и здесь».

Нефть и алюминий Норвегии, однако, служат норвежцам, а в Сибири, наоборот, жизнь человеческая структурирована под обслуживание добычи нефти и выплавки алюминия. Это — не отставание, а концептуальная разница навсегда? Почему так — одинаковые люди в одинаковых ландшафтах обречены на столь разнящиеся обстоятельства жизни и судьбы? Почему Сибирь застряла в позапрошлом веке и решает его проблемы? Почему она до сих пор в плену ложного тезиса о том, что экономическое благополучие обязательно имеет оборотной стороной загубленную окружающую среду?


Литейное производство на Красноярском алюминиевом заводе
Фото: РИА Новости

Послушайте Данилова:





— Перспективы России в связи с подписанием ею Парижского соглашения — великолепные. Все они связаны с зеленой экономикой. В России вырабатывается много тепловой энергии, 2 млрд гигакалорий. Если не будем специально сжигать топливо для получения этого тепла, а утилизировать сбросное тепло от промпроизводств, нагревать им воду и подавать людям, то сможем радикально сократить эмиссию СО2. Это предельный случай, самый эффективный источник тепловой энергии — расход топлива равен нулю. Это не только КрАЗ, чьего сбрасываемого тепла хватит на обогрев от трети до половины милионного Красноярска и позволит сократить эмиссию СО2 на 1,5 млн тонн в год, таких производств, сбрасывающих сейчас тепло, много. Уголь надо не жечь, из угля нужно производить продукты. Угольные сорбенты, коксы для металлургии, компоненты для нефтехимии и пр.

Стоит, допустим, в Австралии завод угольных сорбентов. Или в Китае, в США. Выбрасывает тепло. Им его некуда девать. В Германии производство угольного сорбента — 200 тыс. тонн. Это выброс около миллиона тонн СО2 ежегодно. А если эти производства разместить в Сибири, в России, это тепло можно пустить в трубы центрального отопления. Эмиссия углекислого газа глобальна, не важно, где бы вы ни выбрасывали его, в Австралии или Красноярске. Мы можем прийти и хотя бы предложить это — появились мощные экологические аргументы, и это аргументы для нового международного разделения труда.

У нас есть специально созданная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству с Японией. Я изучил направления сотрудничества, поддерживаемые этой комиссией, и не нашел ни одного, связанного с экологией. Я не понял: если речь идет о продаже ресурсов, то зачем комиссия и правительство? Бизнес и так договорится. Чем комиссии тут управлять? А вот, допустим, прихожу я к японскому бизнесмену и предлагаю купить у меня угольный сорбент: говорю — он у меня зеленый (произведенный без эмиссии СО2). А он в Китае его покупает, и то, что он у меня зеленый, его не колышет. Он никаких обязательств по сокращению эмиссии СО2 не брал. Их взяли правительства. Им и нужно организовать и гарантировать такую кооперацию экономик. Япония обязалась снизить эмиссию на 250 млн тонн. А как она это сделает? У них вся экономика настолько вылизана, что найти резервы — проблематично. Ну так один Сибирский федокруг, если напряжется, может 40% обязательств Японии выполнить. А вся Россия — 400%. Проект «Русский миллиард» — сокращение выбросов СО2 на миллиард тонн в год — реален, если интегрировать экономику РФ в мировую. А для интеграции сейчас, в результате Парижских соглашений, появился новый мощный довод. Но для этого чиновники должны услышать ученых. А пока они сами себя умными считают, у всех диссертации защищены…

Ну что такое эта мелочь — 17 млрд рублей инвестиций, которые посулил Дерипаска Медведеву в результате создания «Алюминиевой долины», если один КрАЗ выпускает в год металла на 100 млрд? Дерипаска обещал Матвиенко, когда она еще была губернатором Питера, инвестировать в строительство более 300 млрд рублей. При чем здесь Питер? И сравните масштабы! Руководство края, где металлургические комбинаты, собственно, и чадят, должно подписать с крупными промышленниками соглашения, соответствующие масштабу этого бизнеса. Власть должна объяснить бизнесу, насколько хорош — уникален — для зеленой экономики Красноярск, а у бизнеса должен появиться интерес к ней. Сейчас все предпосылки созданы.

Гендиректор РУСАЛа В. Соловьев заявляет, что их конкурентным преимуществом является то, что они для производства алюминия не сжигают топливо — в отличие от китайцев. Но это преимущество стремительно исчезает, поскольку компартия Китая постановила интенсивно переходить на зеленые способы производства электроэнергии. А сомнений, что решения КПК будут выполнены, нет. Но если благодаря утилизации тепла КрАЗа красноярские котельные перестанут сжигать уголь, это почти полностью компенсирует эмиссию СО2 КрАЗом (около 1,5 млн тонн в год), и, значит, это будет зеленый алюминий, т.е. не сопровождающийся эмиссией парникового газа. На такой продукт можно и цену поднять. И реализовать, наконец, еще советский план о переходе КрАЗа к 1990 году на более экологичную технологию — предварительно обожженных анодов.

Можно решить и проблему Красноярской ГЭС, построенной для энергообеспечения КрАЗа. Из-за нее Енисей летом слишком холоден для купания, а зимой не замерзает, парит, и красноярцы дышат взвесью, собирающей все промышленные выбросы. И, кстати, пар от поверхности воды — тоже парниковые газы. — Далее Данилов объясняет как. Решение простое, не требующее денег вообще, лишь ограничения аппетита алюминщиков, но это-то как раз и неисполнимо. — Это надо людям. Они чего молчат-то? Все можно решить, все можно сделать. 1920-й, план ГОЭЛРО — выполнили, 1939-й, начало массового строительства ТЭЦ — выполнили. Теперь и зеленую энергетическую революцию можно осуществить — потребовали бы люди! Пусть заглянут в платежки: за тепло мы платим в 3—4 раза больше, чем за электричество. И не потому, что у нас электроэнергия дешевая, ее цена как раз мировая, как и цена тепловой энергии. Просто у нас более суровый климат и ее нужно больше. И можно сделать так, что ее стоимость не будет расти. Потому что тепло будет вырабатываться побочно при производстве продукции — хоть алюминия, хоть коксов, хоть угольных сорбентов. А КрАЗ может стать круче, чем его конкурент — Дубайский (Эмиратский) алюминиевый.




У Данилова даже не идеи — подробный план. Готовое решение. Нет, будем ждать, когда бочка черной жижи вздорожает. Из тезисов Минэкономразвития к недавнему заседанию Экономического совета при президенте: «Даже в условиях высоких цен на нефть, то есть выше $50 за баррель, возвращение на прежнюю траекторию роста, 5—7% в год, практически невозможно». Причина — глубокие структурные изменения мировой экономики.

Эпоха покорения природы и извлечения ренты из сырья завершается. Борьба с климатическими изменениями уже сформировала громадные новые рынки, ниши, точки для приложения ума, сил, денег. Человечество возвращается к истинным ценностям: литр бензина продается сегодня дешевле литра природной воды (байкальской — в разы). И это уже — навсегда. Студия Диснея зарабатывает на мультиках в разы больше, чем Россия на продаже оружия. Экономика Франции больше российской вдвое: вино и сыр нужней, чем нефть и уголь. Мир в принципе идет в правильном направлении.

У нас же путь — особый. Знать бы еще: куда?

Алексей Тарасов
обозреватель

Плотницкий обвинил спецслужбы Украины и США в покушении на него

Posted: 06 Aug 2016 10:29 PM PDT

Глава самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Игорь Плотницкий обвинил спецслужбы Украины и США в покушении на него. Аудиообращение опубликовано на официальном сайте главы ЛНР.

«Вы знаете: война еще не закончилась, и за украинским правительством стоят, конечно же, спецслужбы Соединенных Штатов и тех, кто пытается раскачать ситуацию и в Украине, и в целом в мире», — сказал глава ЛНР.

Он также назвал тех, кто стремится сместить власть в ЛНР, «провокаторами», которые «пытаются раскачать (ситуацию) и привести к нулю» то, что уже сделано в ЛНР.

«В случае любых дальнейших событий, связанных со мной и с моей жизнью, информация о таких пособниках украинских и американских спецслужб, которые находятся в разных точках и ЛНР и, наверняка, даже и в России, будет доложена или президенту Российской Федерации, или директору ФСБ. Эта информация уже находится за пределами нашей республики», — добавил он.

«Прошу всех соблюдать спокойствие, ничего серьезного не произошло. Всякий, кто говорит о моей недееспособности— предатель и враг республики. Спасибо, скоро буду на работе», — заключил Плотницкий.

Ранее в субботу в Луганске возле машины главы ЛНР Игоря Плотницкого произошел взрыв. В результате пострадали несколько человек. Сам Плотницкий был госпитализирован. Источник Интерфакса сообщил, что глава ЛНР получил повреждения жизненно важных органов — печени и селезенки.

Генпрокуратура ЛНР обвинила в покушении на Игоря Плотницкого украинских диверсантов. Однако в Киеве отвергли обвинения в причастности к покушению, назвав инцидент «результатом внутренних разборок, переделом сфер влияний, борьбой за власть».


Чаша человечества

Posted: 06 Aug 2016 12:02 PM PDT

Пока люди собираются у олимпийского огня, стоит его беречь.

Человечество влилось в чашу «Мараканы» во всей своей пестроте, во всем своем разнообразии, оставив где-то за пределами арены все свои проблемы, трагедии и горести. Человечество проходило по овалу под флагами своих стран — благополучных и не очень, мирных и ссорящихся, в том числе друг с другом, дружелюбных и воинственных, тоталитарных и демократических, больших, малых и даже крохотных, разделившихся и объединившихся, богатых и нищих, всех и всяких.


Фото: AP/ТАСС

Для кого-то торжественное открытие Олимпийских игр с проходом делегаций — всего лишь парад нарядов, спортивное дефиле, но сводить действо только к этому, наверное, несправедливо и слишком узко. Да, конечно, основные олимпийские идеи давно уже переформатированы под изменчивый мир, и их изначальная чистота являет себя миру, пожалуй, лишь в предстартовом торжестве.

Но хотя бы так. Где еще мир за несколько часов увидит срез всего человечества, да еще не в самом плохом его варианте? На сессии ООН? В Каннах, Авиньоне, Эдинбурге, на других известных фестивалях? На международных конференциях, форумах, симпозиумах, да где угодно не выведешь под телекамеры делегации 207 стран. Пусть на короткое мгновение, но объединенных олимпийской идеей, чуждой злобы и ненависти.

Ни одна современная Олимпиада не предотвратила и тем более не прекратила ни одну войну. Наоборот — войны прерывали олимпийские циклы, и порой казалось, что очень и очень надолго. Но олимпийская идея, к счастью, не умерла. Когда-нибудь человечество найдет ей замену — ничего вечного нет. Но пока люди собираются у олимпийского огня, стоит его беречь.

Модель идеального мира

Я бы не стал иронизировать над речью президента Международного олимпийского комитета Томаса Баха. Ее легко обозвать набором романтических фраз, не имеющих ничего общего с реальностью. Декларативность, однако, не отменяет важности таких фундаментальных понятий, как «олимпийская семья», «равенство», «дружба», «мир», «любовь».

Нам в очередной раз была явлена модель идеального мира, о которой человечество забывает в тот же миг, когда гаснут огни фейерверка. Но нам очень важно знать, что этот мир — существует, пусть в основном в нашем воображении. Он — одна из опорных точек человечества, примиряющих его с несовершенством бытия, краткостью и трагичностью самой жизни.

Рио-де-Жанейро при всех происшедших за семь лет переменах к лучшему далек от образцового олимпийского города. У него куча проблем, он не скрывает своих недостатков, он, как порой кажется, даже не пытается их исправить, он с ними живет, предлагая и нам с вами принять олимпийский Рио таким, какой он есть. Городом, осуществившим свою мечту, обожающим зажигательные праздники, главный из которых будет продолжаться еще две недели.

Россия на нем — не чужая. Хотя вполне могла таковой оказаться.

Унесенные допингом



Не знаю, как вас, а меня неприятно резанули «ливрейные» костюмы российской делегации, словно специально созданные для тех, кто не допущен дальше предбанника.


Не шел, явно не шел этот «наряд швейцара» и знаменосцу российской сборной, рекордсмену по участию в Олимпиадах блистательному волейболисту Сергею Тетюхину. Сопровождающим лицам, которых в составе делегации было немногим меньше, чем спортсменов, «ливреи» подходили больше.

В преддверии 31-х Олимпийских игр сборная России лишилась больше ста спортсменов из заявленных для участия в Играх 387 человек. Отставленных могло быть и больше. На флажке помогло решение Спортивного арбитражного суда, признавшего применение МОК меры двойного наказания за одно допинговое нарушение — неприемлемой.

Правда, когда у нас сильно возмущались решением МОК, то забывали упомянуть, что отстранить спортсменов, когда-либо уличенных в употреблении запрещенных средств, от участия в Олимпийских играх предложили сами руководители российского спорта. Не случайно одна из самых именитых жертв этого пункта, 4-кратная чемпионка мира Юлия Ефимова, подала иск как к международным организациям, так и к российским спортивным ведомствам. И одной из последних, пройдя все круги фильтровочного ада, Ефимова все-таки была допущена к участию в Играх.

Хэппи-энд случился далеко не у всех подходящих под категорию юридически оправданных спортсменов — у кого-то не нашли достаточных оснований для полной реабилитации, кто-то просто уже оставил мечту попасть в Рио и находился на отдыхе, кого-то уже заменили или попытались заменить, создав новую драматическую коллизию.



Знаменосец сборной России на Олимпиаде — волейболист Сергей Тетюхин. РИА Новости

Говорить о какой-то планомерной подготовке в последний момент восстановленных в правах отдельных пловцов, велосипедистов, гребцов, борцов и представителей еще нескольких видов спорта, естественно, не приходится. А вот говорить о полученной ими колоссальной психологической травме, естественно, придется. Не в качестве оправдания за тот или иной конкретный результат, а в качестве простой констатации факта. Если Томас Бах признал, что «чистые» спортсмены не должны отвечать за прегрешения чиновников, а тем более за грехи государства, то ему следует признать и свою ошибку.

Одну, и самую серьезную, ошибку исправить уже не успели. Она касается поголовного отстранения от выступления в Рио российских легкоатлетов — всех, за исключением прыгуньи в длину Дарьи Клишиной. Как бы ни относиться к Елене Исинбаевой и способам ее борьбы за справедливость, двукратная олимпийская чемпионка своей безупречной с точки зрения допинга карьерой заслужила право выйти на сектор в рамках соревнований своей последней Олимпиады. Для чемпионов мира Сергея Шубенкова и Марии Кучиной эта Олимпиада могла стать главной в жизни, но, увы… Спортсменов наказали за грехи других спортсменов и тренеров, за деятельность, часто преступную, руководителей федерации, за бездеятельность руководства российского спорта, за незавидный имидж спортивной России, сложившийся в последние год-два.

Наказание попало в цель, да не в ту. По ходу развития всей этой истории карательные органы пытались наказать за одно, а наказуемые пытались отвечать за другое. Глава независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства Ричард Макларен, расследующий обвинения экс-руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, попытался объяснить, что предварительные выводы его комиссии были неправильно поняты, в том числе и МОК. Что он имел в виду доказанную, на его взгляд, вину российских властей в манипуляциях с допинг-пробами на сочинской Олимпиаде, а не занимался предоставлением доказательств вины конкретных спортсменов.

Но права наказывать целые страны нет даже у МОК, не говоря уже о пресловутом WADA. Но подобное право при наличии соответствующих доказательств и доводов может появиться, и уже в самое ближайшее время. Вот тогда и начнется самое главное.

А пока… Пока мы попытаемся хоть на две недели забыть о скандалах и расследованиях. Хотя полностью отрешиться от того, что предшествовало Играм, будет невероятно трудно, да почти невозможно.

Боль и праздник



Болеть за своих — это значит непременно болеть за страну? Болеть за страну — это значит непременно болеть за администрацию страны? Ей, администрации, очень бы этого хотелось, так как она себя страной и полагает.


Все это простые непростые вопросы. В рамках «говнитивного диссонанса», как удачно подкорректировал понятие мой друг, гениальный актер и большой любитель спорта Евгений Терлецкий. Случались и случаются моменты, когда за страну болеть было стыдно. Пусть предмет переживаний — всего лишь спортивные состязания, которые вроде как вне политики, но которые давно в ней по самые уши.

Вот и у нас гневный протест против «политических решений» в отношении российского спорта совершенно не учитывает то обстоятельство, что спорт высших достижений в России по давней советской традиции целиком и полностью должен обслуживать существующую власть. А значит — целиком и полностью политизирован. Иначе спорту просто не дадут возможности комфортно жить и развиваться, иначе в него не будут вбухивать нереальные средства.

Это, к сожалению, симбиоз, приправленный трескучей воинственной риторикой. А страдаем мы во многом именно из-за риторики, безответственной и бездумной болтовни на тему своего величия и ничтожности других, раздающейся на всех уровнях.

Вся предолимпийская ситуация способствовала тому, чтобы российские фобии многократно усилились. Страна так и не поняла, или не захотела понять, за что ее наказали и за что хотят продолжать наказывать. Поэтому мотив мести за преследования становится одним из главных, поэтому российских спортсменов и отправляли в Рио с пожеланием показать миру, где раки зимуют.

Отчасти понять «мотив обиды» — можно. Но только отчасти, потому что, во-первых, месть — чувство не созидательное и не конструктивное. Во-вторых, кому мстить? Антидопинговому агентству, Олимпийскому комитету, странам, поддержавшим призыв дисквалифицировать Россию, всем недоброжелателям со всего мира? А в-третьих, Олимпийские игры — это не война. Это, прежде всего, праздник, о сути которого нам так искренне и впечатляюще напомнили организаторы торжественного открытия 31-й летней Олимпиады и все его участники.

Владимир Мозговой
обозреватель «Новой»

Адвокатам здесь делать нечего?

Posted: 06 Aug 2016 11:01 AM PDT

Буксующий суд над бывшими бойцами украинского добровольческого батальона «Торнадо», обвиненных в военных преступлениях, — испытание и обществу, и системе.

В Оболенском суде Киева слушается дело в отношении бывших бойцов милицейского батальона «Торнадо», обвиненных в военных преступлениях против гражданского населения. Суд проходит в закрытом режиме — часть эпизодов дела, утверждает обвинение, связана с преступлениями полового характера. Кроме того, подсудимым инкриминируют похищения людей в зоне АТО и пытки. В клетке — группа добровольцев во главе с командиром. В СИЗО они содержатся уже больше года, с момента расформирования «Торнадо» и начала следствия. А процесс переносят последние шесть месяцев.

Последние несколько дней у здания суда проходят стычки между людьми в форме добровольческих батальонов и милицией.


Бойцы батальона «Торнадо» / Youtube


«…Мы стоим перед глубокой бездной бесконечного ужаса, от которой нас отделяют только несколько шагов прозрения. Мы еще по-прежнему верим, что все добровольцы, все солдаты — святые, даже те, которые убивают добровольцев, других наших солдат. Мы по-прежнему ничего не хотим знать об изнасилованных, униженных, оскорбленных в зоне боевых действий. Нам проще назвать их всех сепарами, лишь потому, что им не повезло жить в Киеве, Львове или Днепре. Нам вообще кажется, что война все спишет, и что после войны останутся только герои. Война — страшная штука. Но еще страшнее безумная толпа, которая в своей неистовой любви возводит на пьедестал не героев, а мерзавцев, растаптывая в своем усердии безвинных жертв войны…» Это цитата из фейсбука Юрия Касьянова, лидера мнений, одного из самых известных волонтеров Украины. Подчеркну — милитарных волонтеров, то есть, тех, кто с первых дней помогает бойцам на передовой и знает обстановку не из телевизора. Запись появилась на следующий день после заседания Оболонского районного суда Киева, пусть и не имела прямых на него указаний.

Военный прокурор Матиос еще в июне 2015-го, в эфире «Шустер LIVE», зачитал с листа часть показаний пострадавших и свидетелей. Подробности слишком натуралистичны, чтобы их приводить. Рефреном — реакция жертв: «Мужчины сильно кричали…» Тогда же в сети появились шокирующие видео. Кажется, адвокатам на этом процессе делать нечего…

Но Касьянова одергивают голоса из тыла: «Я вас по-прежнему считаю патриотом. Однако война имеет свои правила. Это по-сталински, но для меня нет мирных жителей Донбасса. Кровь и боль не позволят мне поменять полюса сигналов в мозге».

Так что же, украинское общество готово принять своего полковника Буданова? Мой ответ — нет.

Просто хотела бы знать, кто в МВД (спецподразделение «Торнадо» находилось в структуре ведомства) разделит ответственность со старшим лейтенантом Русланом Онищенко, уроженцем донбасского города Торез, командиром с пятью судимостями по тяжким уголовным статьям, включая насилие, в прошлом. Последнее обстоятельство до сих пор не опровергнуто.

Конечно, ужасаться, что в роте, названной милицейской, куда пошли воевать за Украину добровольцы из Донецкой и Луганской областей, кроме бизнесменов или, например, студентов, оказалось немало людей, отсидевших в тюрьмах — чистоплюйство. Стигма региона… Ирония лишь в том, что местные, «довоенные» менты массово очутились в противоположных окопах — в рядах «ДНР»— «ЛНР». Вместе с криминалитетом, который Россия снабдила политическими лозунгами и оружием. Так внутривидовая борьба обрела беспримерную жесткость.

Об Онищенко я нашла несколько упоминаний в региональной прессе, и это вряд ли фальшивки свежей выделки, поскольку публикации относятся к началу 2000-х. В Торезе он считался авторитетом, имел интерес к угольному бизнесу, что означало связи с силовиками, прокуратурой и другими звеньями пищевой цепочки. С наступлением «русской весны» потерял все, кроме желания мести. Командир был не одинок…

Читайте также:  «Мы готовы к диалогу — пожалуйста, передайте это!» Разговор с Николаем Цукуром, заместителем командира милицейской роты «Торнадо», только что расформированной Аваковым. Июнь 2015

А теперь послушайте заместителя комроты Николая Цукура.

Цукур, взятый под стражу позже остальных, успел дать ряд интервью украинским телеканалам и печатным изданиям. Плюс показал снятый на телефон сюжет — как «Торнадо» задерживал составы с металлом и углем, следовавшие из оккупированного Луганска через «серую» зону на территорию, подконтрольную Украины, и поезда с крепежным лесом, идущие в противоположном направлении. Цена вопроса — десятки миллионов гривен ежедневно, не говоря уже о «мелочах»: машинах, груженных элитным алкоголем и сигаретами. «Торнадовцы» писали рапорты: в МВД, в Администрацию президента, но ответов, по их словам, не получали, — в отличие от угроз. Перед очередной «охотой на контрабас» роту срочно передислоцировали на другую базу. Потом залили гноем фальсификаций и клеветы.

В прямом эфире лейтенант милиции Цукур обвинил непосредственного шефа, генерал-лейтенанта Анатолия Науменко, в ту пору — начальника ГУ МВД в Луганской области, не только в крышевании контрабанды, но и в государственной измене: «Он сдал ДНРобвцам 30 тысяч автоматов, личные дела работников, и даже не попал под следствие!» Пищевая цепочка не прерывалась? Науменко, разумеется, обвинения отверг.

Открытый для прессы процесс — вот что требует сегодня «Торнадо» и несколько народных депутатов-комбатов. Возможно, добьются. Но драма в том, что при любом исходе дела общество останется недовольным.

Потому что не реформированной судебной системе оно не верит в принципе.

Ольга Мусафирова
собкор в Киеве

ВИДЕО


Венедиктов выяснил происхождение самолета Шувалова

Posted: 06 Aug 2016 10:27 AM PDT

В своей авторской программе главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов рассказал, откуда у вице-премьера Игоря Шувалова мог появиться самолет Bombardier Global Express стоимостью 50 миллионов долларов. Ранее об этом самолете писал глава Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексей Навальный, заявляя, что Шувалов не задекларировал самолет.

По словам Венедиктова, в 2009 году самолет приобрела офшорная компания Regional Property Developments Ltd Игоря и Ольги Шуваловых на деньги, вырученные от кредита, которые они предоставляли компании Сулеймана Керимова на приобретение бумаг «Газпрома».

В подтверждение своих слов главный редактор «Эха Москвы» приводит материал газеты «Ведомости» от 12 мая 2012 года. Тогда издание рассказало о схеме выдачи и получения этого кредита. «На счет компании Шуваловых пришло тогда 80-100 млн долларов и треть из них была потрачено на покупку самолета», — цитируют собеседника «Ведомости».

В 2013 году, напоминает Венедиктов, после принятия закона, запрещающего чиновникам иметь имущество за рубежом, Шуваловы перевели свои иностранные компании в Россию. Однако две компании не удалось перевести в Россию из-за запрета иностранного законодательства. Одной из этих компаний принадлежал самолет.

«Тогда семья Шуваловых приняла решение подарить Altitude своему совершеннолетнему сыну Евгению. Сделка была совершена 31 июля 2013 года. Акт продажи я видел», — сказал Венедиктов.

Венедиктов отмечает, что Шуваловы не должны были декларировать самолет, потому что он принадлежит компании их совершеннолетнего сына.

«Существует договор, и я его видел между этой компанией Altitude и физическими лицами — Ольгой Шуваловой и Игорем Шуваловым — о том, что по запросу этот самолет их обслуживает за деньги», — отмечает Венедиктов, добавляя, что деньги от полетов идут компании Altitude и компании Global Jet, которая обслуживает частные самолеты по всему миру.

Ранее ФБК опубликовал расследование, в котором говорится что вице-премьер Шувалов осуществляет рабочие и частные перелеты на самолете Bombardier Global Express стоимостью в 50 миллионов долларов. По информации фонда, стоимость частных поездок равна почти 100 млн рублей.

Помимо этого, ФБК выяснил, что самолетом пользуется жена Игоря Шувалова Ольга для перевозки собак корги на международные выставки.


Совсем не то, чем названо

Posted: 06 Aug 2016 10:01 AM PDT

Трассу, соединяющую Россию и торжественно открытую президентом, найти можно. Можно даже проехать по ней. Это будет незабываемо.

В феврале 2004 года Владимир Путин открыл «сквозное движение по федеральной магистрали от Тихого океана до Балтики». Перерезал ленточку на мосту через Амур, сказав в частности: «Событие очень большое, не только для Дальнего Востока, но и для всей страны. В 1903 году был открыт Транссиб. И это второе по значимости событие — теперь по земле, шоссейной дорогой Восток и Запад страны соединены, и соединены надежно». Согласно путинскому указу 2003 года, обустройство дороги от Москвы до Хабаровска должно было закончиться в 2008 году. Власти обещали, что это шоссе станет полноценным звеном трансконтинентальной магистрали Париж — Берлин — Москва — Владивосток. Отдельные чиновники брали повышенные обязательства, говоря, что панъевропейскую автомагистраль сдадут в эксплуатацию в 2007 году и продвинут современную европейскую дорожную сеть в Восточную Азию. В 2010-м Путин даже персонально проехал на канареечного цвета машинке по специально подготовленному одному из восточных участков этого шоссе.


Фото: Георгий Шпикалов / ТАСС

Между тем в реальности — что 2004 года, что теперешней — «шоссейной дорогой» эту трассу назвать можно, лишь иронизируя. И где в восточной половине России, за Красноярском, искать «современную европейскую дорожную сеть», неясно до сих пор.

27 июля 2016 года я дозвонился до автопутешественника Бориса Байфы, иркутянина и гражданина мира (он его объездил весь). По вопросу, насколько убита та или иная трасса, лучше эксперта не найти. Мой звонок застал его в пути в Забайкальском крае близ поселка Забайкальск  — это 480 км на юго-восток от Читы.

— В Иркутской области дороги более-менее, ближе к Бурятии и в ней самой идут ремонты. Причем очень специфически: на участках трассы — иногда это сотни метров, а иногда несколько километров — сдирают полностью асфальт. И уходят. Новый асфальт класть будут, видимо, другие люди. И два этих мероприятия, по всей видимости, друг к другу не привязаны. Объездов нет. Никакого временного, чернового покрытия не предусмотрено. То есть это яма на яме. Работы ведутся в таком темпе, что хорошей дороги ни дети, ни внуки, ни правнуки не дождутся. А ведь это единственная здесь трасса, федеральная. Она вроде и есть, но в реальности-то дороги нет.

Дальше до Читы тоже таких участков немало. А самое печальное, что они чередуются с вполне приличными участками, с недавно сделанными, где невольно ускоряешься. Но потом-то эти участки обрываются совершенно внезапно. Знаков нет. И — засада, ты влетаешь в колдобины. Колесо оставишь в лучшем случае. И таких криминальных ловушек, капканов полно. Некоторые участки здесь засыпаны скальником, это огромные и острые камни, и стоят через каждые несколько сот метров машины, меняют колеса. Фуры стоят. Кроме того, и в Забайкальском крае, и в Красноярском (особенно в районе Канска) полно таких участков, где не верится, что ты едешь по федеральной трассе. Там просто очень старый асфальт, весь разбитый.

У меня родственник здесь, под Читой, дорожником работает. Вот он вчера рассказывал, что на ремонтах крупных по километражу участков платят неплохо, они все расхватаны, а на ямочном ремонте зарплата у рабочих 5 тысяч рублей. То есть их принуждают воровать. Они продают асфальт налево, а ямки чем попало засыпают-заливают.

Заправки? С ними здесь сейчас стало лучше, километров через 70 есть. Цена тем выше, чем ты дальше на восток. Я уже доехал с иркутских 34 рэ за литр 92-го до 38 с копейками.

Несколько собственных наблюдений о «полноценном звене трансконтинентальной магистрали». Периодически езжу по участку Красноярск — Иркутск и о его состоянии пишу второе десятилетие. Подтверждаю оценку Бориса: на красноярском участке полно старого асфальта — дыры, заплаты, трещины, ямы в шахматном порядке: две объедешь, в третью угодишь. В Иркутской области местами, и многими, дорога стала ощутимо лучше, раньше даже в городах вроде Усолья-Сибирского или Нижнеудинска, через которые текла федеральная трасса, ее фактически не было. Сейчас перемены налицо. Но на свежих отличных участках уже вырастают бугры, образуются ямы, их вовремя не заделывают, и они ширятся. Есть на этом перегоне новые, но уже «плывущие» участки — дорога расползается. Наверное, асфальт клали прямо на землю. Или экономили на щебне. Тут не скальник, тут горельник — недозревший уголь, который накопать можно где угодно.

То же, по отзывам, происходит и на относительно недавно сданных участках трассы Чита — Хабаровск (строительство начато в 1977 году), какое-то время казавшихся идеальными: сначала появились провалы, их заделали, и теперь это волны, по три-четыре. Не гармонь и не гребенка.

Итак, теперь глобальных разрывов асфальта нет, и проехать всю Россию с запада на восток на автомобиле действительно можно. Правда, это нельзя гарантировать: осенью, когда разбухают топи, съедая дорогу, зимой (с октября по середину мая), когда гололед, коротким летом, когда внезапно разливаются реки, затапливая трассу и мосты, весной, когда асфальт сходит вслед за снегом. Гарантировать тут можно одно — сильные эмоции. Эта дорога — как вся российская жизнь: названиям — политика, самоуправление, суд, наука, высшая школа, церковь — здесь нельзя доверять, все обстоит несколько иначе. Дороги у нас — то же самое, что и, например, борьба с коррупцией, или с лесными пожарами, или с наводнениями: это не цель, а процесс. Все вокруг заинтересованы, чтобы это длилось и никогда окончательно не решалось. При въезде в запорошенные придорожной пылью поселки, сразу за огромными поклонными крестами — шиномонтажки. Мужики в этих местах выживают тем, что чинят машины. Перед их сараями все отлично заасфальтировано.

Это меньше, чем дорога в буквальном смысле, физическом, но больше, чем рядовая трасса, соединяющая А и В, метафизически. С чем здесь только не столкнешься, чего только не увидишь, и главное — это надежное средство от самомнения. Возвращает тебя к истинному пониманию места человеческого. Напоминает о твоей земной юдоли. Речки, которые еще вчера вброд переходили воробьи, могут разлиться, не считаясь с твоим конституционным правом на свободу передвижения — например, Ия или Курзанка в Иркутской области (чему был сам свидетелем и участником переправы вброд).

Путин перерезает ленточки, а хлябям небесным и вешним водам это почему-то глубоко до фонаря, они перерезают страну.

И эта дорога нужна еще, видимо, для напоминания об истинных ценностях, о том, чего надо держаться до конца. Здесь дорожные рабочие помогают тебе поменять колесо, а «дальнобои» на себе перетаскивают твою машину через разлившийся ручей.

А если хотите ехать, как во всем мире, то надо учитывать: эта дорога не для ночной и скоростной езды, не для дождливой поры, когда вода предательски скрывает глубокие ямы, каждая из которых может стать фатальной. Но и не для солнечной погоды, когда пыль от фур на ремонтируемых участках и объездах стоит столбом и ничего не видно. В общем, это удовольствие — для редких дней, когда словосочетание «единая Россия» обретает дополнительный смысл. Все остальное время эти два слова вместе — не факт, а всего лишь партия с ненаучно-фантастическим названием, активисты которой управляют дорогами страны.

В 2008-м и 2009-м осенние хляби в Красноярском крае прерывали сообщение между половинками России столь надолго, что это начали обсуждать даже в Москве. «Дальнобои» вскрывали фуры, чтобы прокормиться, жгли в кострах древки от дорожных знаков, а министр транспорта РФ Игорь Левитин тогда заявил: «Когда не удается восстановить разрыв на федеральной трассе в течение пяти суток — это ЧП!», и предложил Росавтодору освободить от должности начальника госучреждения «Байкалуправтодор» Константина Ляшкевича.

Что-то изменилось? Да. Заморозки тогда схватили землю, страна в очередной раз соединилась в «сквозном движении», а видного едросса Ляшкевича (2003 год — доверенное лицо президента Путина, 2005-й — председатель консультативного совета красноярского реготделения ЕР, 2007-й — куратор партийного проекта «Безопасные дороги») в 2012-м перевели на работу начальником главного управления дорожного хозяйства Московской области. Освободили его от этой работы только три месяца назад. Мы о нем еще услышим.

Алексей Тарасов
обозреватель


У Плотницкого диагностировали повреждения жизненно важных органов

Posted: 06 Aug 2016 07:01 AM PDT

Глава самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Игорь Плотницкий получил повреждения жизненно важных органов — печени и селезенки, передает Интерфакс со ссылкой на осведомленный источник.

«По результатам диагностики установлено, что у И. Плотницкого минно-осколочные ранения, в том числе печени и селезенки», — рассказал собеседник агентства.

Читайте также:  Как Плотницкий ликвидировал нелояльных командиров ЛНР, почему ему стоило опасаться за свою жизнь и кто может прийти ему на смену

По информации Интерфакса, Плотницкий находится в палате интенсивной терапии.

Ранее в субботу в Луганске возле машины главы ЛНР Игоря Плотницкого произошел взрыв. В результате пострадали несколько человек. Сам Плотницкий был госпитализирован.

Генпрокуратура ЛНР обвинила в покушении на Игоря Плотницкого украинских диверсантов. Однако в Киеве отвергли обвинения в причастности к покушению, назвав инцидент «результатом внутренних разборок, переделом сфер влияний, борьбой за власть».

Комментариев нет:

Отправить комментарий