среда, 3 июля 2013 г.

Тема дня

Тема дня


Из транзита — с любовью

Posted: 02 Jul 2013 11:37 PM PDT

Казус Сноудена разбудил впадающий в лето телеэкран

Петр Саруханов — «Новая» Всякий раз, проходя по Большой Бронной, вздрагиваю от кокетливого баннера «Отель де Пари». Дело в том, что это самое «Де Пари» расположено по тому же адресу, где еще недавно блистало имперским великолепием здание московского УФСИНа (в девичестве ГУЛАГ). Соединение в одной точке пространства легкого, как французское шампанское, воздуха Парижа с тяжелым, как родная сивуха, ароматом заведения, отвечающего за наказания, представляется мне лучшей метафорой времени, которое неутомимо путает знаки.

Кто такой Эдвард Сноуден — герой? шпион? правозащитник? перебежчик? преступник? Над этой неразрешимой проблемой бьются лучшие умы от ТВ, а ответа все нет. Вот уже Путин готов принять бунтовщика в свои объятия, если тот обещает хорошо себя вести, а ответа все равно нет. Вот пропагандисты и мечутся между дефинициями, обзывая бывшего цэрэушника то Сахаровым, то Матиасом Рустом. При чем здесь Сахаров, спросите вы? Отвечаю, воспользовавшись мудрой подсказкой ток-шоу «Политика»: оба они диссиденты. А Руст при чем? Ответ — из того же надежного источника: самолет Руста на Красной площади означал конец СССР. Разоблачения Сноудена означает конец США. Мысль перспективная. Нет Америки, и Россия снова сверхдержава. Данная мысль так возбудила телеведущего Петра Толстого, что он аж вспотел от собственной смелости: «Мы великая держава, пусть они к нам присоединяются на правах республики». Пусть присоединяются, нам не жалко.

С момента завязки спектакля о Сноудене вряд ли кто сомневался в очистительном финале — он попытается выбрать Россию. Странен лишь невиданный консенсус крайностей. О том, что беглеца следует пригреть в нашем человеколюбивом отечестве, говорит и правозащитница Людмила Алексеева, и главный борец с иностранными агентами (в недалеком прошлом — сама иностранный агент в США) Вероника Крашенинникова.

Если бы казуса Сноудена не было, его следовало выдумать. Тему нравственного выбора в ящике перетирали исключительно люди, не раз и не два изменившие себе. Просто других здесь ни в начальниках, ни в ведущих не держат. Но и эти, верные и трепетные, уже нехороши. Рядовая, казалось бы, замена в руководстве «Русской службы новостей» — событие эмблематичное. Вот уже и Сергей Доренко, заслуженный телекиллер девяностых, мелковат для нынешней власти. На его место приходит исполинский медийный богатырь Арам Габрелянов. (Сегодня даже невозможно представить, что еще пять лет назад РСН было приличным радио — знаю не понаслышке, сама там вела авторскую программу о ТВ.) Ждем ротации доверенных кадров на федеральных каналах.

Впрочем, надоело писать об очередной драме госпропаганды. Есть вещи поважнее. Жизнь — транзитная зона, капсульный отель — не только для Сноудена, но и для всех нас. Тема личного выбора актуальна как никогда. Знаки смешаны, стерты, спутаны, уже мало что удивляет, но все-таки иногда удивляет. Приведу лишь один пример. Андрей Бильжо, умница, талант, либерал, непримиримый к мерзостям вроде «закона Димы Яковлева». Но вот мне случайно попалась на глаза передача «Двое» о чете Астаховых, выполненная в светлой иконописной манере. Один из солистов в этом царстве мармелада Бильжо, друг семьи, так значится в титрах. Он умелыми мазками рисует образ идеального мужа Павла, который идет по жизни с идеальной женой Светой и двумя идеальными сыновьями. А где же главное детище великого Павла, где Дима Яковлев? Он утонул… Понимаю все: и программа «Двое» могла быть записана не вчера и не сегодня (теперь предпочитают даты в кадре не ставить); и до канала «Мир», где транслировалась передача, не каждый зритель долетает; и Астахов вполне может оказаться замечательным семьянином. Только мне почему-то не хочется, чтобы ему пел осанну в публичном пространстве Бильжо. Интеллигент, он ведь тонкости контекста чуять обязан шестым чувством.

Хотя и с интеллигентами тоже нынче непросто. Максим Кантор считает, что они вообще исчезли. Особенно строг он почему-то к спичрайтерам олигархов и продажным газетным колумнистам, которых художник, писатель, мыслитель решительно не причисляет к уважаемой страте. Раньше, рассуждает Кантор, главной категорией интеллигента была непродажность, теперь — востребованность, то есть продажность. Пикантность ситуации в том, что сам Кантор более чем охотно намекает на свою востребованность, забыв о позорной сути понятия. Опять же допускаю: не всякий зритель долетит до канала «Москва-24» и передачи «За обедом» (хотя и канал, и передача вполне симпатичны); неудачный монтаж, неточно выразился. Но сам-то Кантор себя слышит. Или не слышит?

Тяжело мне, продажному газетному колумнисту, пребывать в транзите со спутанными знаками. Только и думаешь о том, где бы что получше толкнуть. Конечно, с точки зрения рынка выгодней продать Сноудена, чем Бильжо с Кантором, но уж больно надоел этот утомительный беглец своими капризами. Вчера хотел остаться в России, сегодня уже не хочет. Что с ним делать, никто не знает. Как было просто с оттенками слов и переливами смысла в славные советские годы! Похвалит американский конгрессмен СССР, в газетах тотчас напишут: Бернстайн справедливо отметил. Поругает, напишут другое: Берштейн клеветнически утверждает. А нынче и времена неотчетливые, и Сноуден не удосужился обзавестись говорящей фамилией.

Зато у Березовского фамилия отличная. Если кто не знает, лондонский изгнанник жив, утверждает неугомонный Андрей Караулов. Он точно знает: ББ сымитировал смерть, а теперь собирается в Россию. Пока неизвестно, застрянет ли экс-олигарх в транзитной зоне или сразу примется за революцию. Караулов чуть позже уточнит. Ясно одно: оживший Березовский непременно какую-нибудь гадость сделает великой державе.

Слава Тарощина
Обозреватель «Новой»




Дело Аксаны Пановой

Posted: 02 Jul 2013 10:17 PM PDT

В Екатеринбурге начался процесс по делу Аксаны Пановой 



Бразильцы на полях и — улицах

Posted: 02 Jul 2013 09:43 AM PDT

Страстный, яркий, свободный футбол участников Кубка конфедераций шел параллельно с народными «антифутбольными» манифестациями

Reuters

Кубок конфедераций и манифестации, спровоцированные предшествующим чемпионату мира тестовым турниром, — эти два полных драматизма сюжета развивались в Бразилии параллельно и почти независимо друг от друга. Чем выше был градус напряжения на футбольных полях Белу-Оризонти и Форталезы, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, тем сильнее был слышен голос улицы.

Любовь к футболу и не менее страстный социальный «антифутбольный» протест странным образом не противоречили друг другу: те люди, которые заполняли обновленные к чемпионату мира арены, легко могли оказаться (и оказывались) в рядах манифестантов. Потому что лозунги протестующих против коррупции и социальной несправедливости, судя по опросам, разделяли чуть ли не две трети бразильцев. В том числе и непосредственные участники праздника.

Для бразильских властей это стало жесточайшим и, надо полагать, полезным уроком. Те, кто наживался на чемпионате мира, цинично рассчитывали на то, что волшебное слово «футбол» все спишет, ради праздника народ простит воровство и забудет, пусть на время, о социальных проблемах. Так же думало и руководство ФИФА, которое известной формулой «Развитие через футбол» закрывается от жизненных реалий, как щитом. Совершенно не учитывая того, что, во-первых, формула работает не везде. А во-вторых, футбол может разнообразить жизнь, но не может быть мотором и сутью прогресса. Не случайно от манифестантов досталось и бразильским властям, и чиновникам ФИФА, и Кубку конфедераций, и будущему чемпионату мира.

Пика протестная активность достигла к знаковому полуфинальному противостоянию Бразилия — Уругвай в Белу-Оризонти, когда город наряду с массовым мирным протестом захлестнула и волна погромов. Полиция и национальная гвардия не без труда и не без помощи спецсредств сумели сдержать попытки прорыва наиболее радикально настроенных групп в зону стадиона «Минейрао», но очередная удачная боевая тестовая проверка вряд ли избавила возглавляемый Жозе Мариу Мариной оргкомитет чемпионата мира от головной боли. Если праздник футбола требует таких сверхусилий, то нужен ли он вообще?

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Врачам не повысили зарплату

Posted: 02 Jul 2013 08:08 AM PDT

Проблему оплаты труда  медицинских сотрудников обсудили на пресс-конференции организаторов межрегионального общественного движения «Вместе –– за достойную медицину».

Как сообщает Виталий Иванов, врач-кардиолог и координатор движения, согласно плану  Минздрава, средняя зарплата медицинского работника к 2018 году должна увеличиться на 200%. Действительно, в отчете Минздрава, опубликованном на сайте 1 июля, отмечается повышение средней зарплаты  по сравнению со среднегодовым значением 2012 года на 8,8%,  а среднемесячная зарплата врачей  установлена на уровне 38,25 тыс. рублей. Однако Иванов отметил, что расчеты Минздрава не учитывают количества ставок медработника. То есть медик может получать зарплату за полторы-две ставки, и именно эта сумма будет идти в расчет увеличения зарплат.  На пресс-конференции зачитывались реальные цифры –– из зарплатных квитков врачей и медсестер. Так, зарплата медсестры I категории в Удмуртии составляет 4838 руб. 23 коп. В отчете Минздрава среднемесячная зарплата медицинских сестер составляет 21, 4 тыс. рублей, что едва ли соотносится с реальными цифрами пусть и не усредненных показателей.

Иванов также подчеркнул, что адекватной оплате труда препятствуют и стимулирующие выплаты (поощрительные надбавки): то есть, зарплата состоит, в среднем, на 60 процентов из оклада и 40 процентов из этих самых надбавок. По мнению Иванова, стимулирующий фонд –– это «способ манипулирования персоналом». Так, выплаты повышаются, когда сотрудник собирается увольняться. То есть стимулирующий фонд, на который возлагает надежды Минздрав, является временной мерой, а фундаментальные решения (такие, как увеличение окладного фонда)  не принимаются. Координаторы движения «Вместе –– за достойную медицину» считают необходимым снизить процент стимулирующих надбавок до 20%.

Алла Фролова, один из координаторов движения, выделила еще одно существенное несоответствие. Денежные выплаты в регионах определяются местными министрами здравоохранения, но эти министры подчиняются не Минздраву, а местной исполнительной власти.  Таким образом, между региональными органами здравоохранения и федеральным министерством нарушена прямая связь. Указы, издаваемые центральным органом, часто искажаются под влиянием местных региональных властей.

Андрей Коновал, председатель профсоюза медиков Ижевска, бастующего уже третий месяц, заявил, что единственный способ исправить сложившуюся с зарплатами ситуацию –– повысить оклады в 2 раза. Участники конференции также отметили необходимость создавать профсоюзы в каждом медучреждении. Эта форма защиты своих прав не только эффективна, но и безопасна, так как работодатели не станут увольнять врачей в связи с «кадровым дефолтом». Коновал сообщил, что за время Ижевской забастовки медработников ни один из протестующих не пострадал. Многие участники конференции неоднократно подчеркивали, что для увеличения заработных плат медиков необходима активная поддержка профсоюзов со стороны СМИ.

Екатерина ПРОВОРНАЯ




Четырежды судимый, четырежды оправданный

Posted: 02 Jul 2013 07:10 AM PDT

Вот поэтому в России жить надо долго

К нам на заседание «Руси Сидящей» пришел красавец. А мы побросали все дела свои скорбные и уселись на кухне слушать красавца Виктора Красина.

Ему 84 года, дай бог каждому. Он философ и рассказчик, он экономист и записной оптимист, и у него за плечами четыре ходки, эмиграция и возвращение. Его отец, китаист Александр Красин, был арестован в 1937-м, а через год расстрелян. Его мать к 1940 году добилась невозможного — реабилитации. Не зная, что ее муж уже расстрелян. Кстати, сам Виктор через 13 лет попал в тот же лагерь, где сидел его отец. Попал, потому что в 1949-м студентов психологического отделения философского факультета МГУ, в том числе Виктора, арестовали «за критику марксизма-ленинизма». По статье 58.14 УК РСФСР («Контрреволюционный саботаж») дали ему 8 лет и отправили в Озерлаг, это Тайшет. Там он встретил фронтовиков, которым дали по 25 лет — за то, что были взяты в плен и отправлены в немецкие концлагеря. Они бежали впятером, разоружив конвой. На третий день их поймали и прибавили по 10 лет, что было примером выдающегося гуманизма — таким за побег прибавляли не меньше 20. Однако и конвою дали по три года — за халатность. Вот тогда Виктор и попал на Колыму, в лагерь, где погиб его отец. Он вспоминает, что зэки в том лагере делились на «малосрочников» (срок 10 лет) и «долгосрочников» (это 25 лет).

Потом он уже сидел как диссидент, в 1969-м и 1972-м. В перерывах он успел окончить экономфак МГУ, аспирантуру и написать диссертацию по кафедре статистики, но защититься ему не дали, ибо диссер не соответствовал стандартам марксизма-ленинизма. Ну еще бы! Кстати, к тому времени по первым двум ходкам Виктор был реабилитирован. А потом его реабилитировали и по двум вторым. Как и его жену, Надежду Емелькину — она отсидела пять лет за то, что пять минут ухитрилась постоять с плакатом «Свободу политзаключенным!» на Пушкинской площади. В общем, в 1975-м они уехали.

Имя Виктора Красина упоминается в резолюции Сената США № 168 от 12 сентября 1978 года «Об отношении к советским диссидентам» вот в каком ряду: «Физик Андрей Сахаров, писатель Александр Солженицын, историк Петр Якир, экономист Виктор Красин и другие советские граждане продемонстрировали гражданское мужество и интеллектуальную честность в защите основных гражданских и политических свобод, в объяснении необходимости свободного распространения идей и в отстаивании элементарного человеческого достоинства. В ответ они встретили нарастающие преследования и опасность практически неизбежного уголовного наказания».

Ой, не модно у нас сейчас цитировать резолюции американского Сената. Но что ж поделать, когда-нибудь, наверное, на обломках самовластья и наш Сенат напишет эти имена.

Три года назад жена Надежда умерла, и Виктор вернулся в Россию. И вот — пришел к нам. С его-то опытом… в общем, мы не отпускали его несколько часов, и теперь уж не отпустим.

Виктор говорит, что в зонах сейчас ситуация хуже, чем при Сталине в спецлагерях: «При Сталине не было такого отношения к зэкам, как сейчас». Ну, у него есть возможность сравнивать. «Когда я говорил, что при Сталине не было такой ситуации в лагерях, как сейчас, я имел в виду конец 40-х и начало 50-х, а не 37–38-й, и имел в виду лагеря, а не следствие. В мое время на следствии тоже били, но не так, как в 37–38-м. Кроме того, я имел в виду не общие, а особые лагеря для политических (58-я статья), в которых я отбывал срок, — сначала в Озерлаге, затем в Берлаге. Такого издевательства над политзэками, как в нынешних лагерях, в политлагерях не было. В жизнь зоны мусора не вмешивались, кроме поверок и периодических шмонов по баракам. В остальном мы были предоставлены сами себе — работайте и дохните с голоду. Не нарушайте режим, и никто вас трогать не будет. Сейчас сплошные избиения зэков только из-за нежелания быть сломленным и покорно подчиниться произволу, и современное изобретение — сексуальное надругательство над личностью. Этого не было в сталинских лагерях».

А еще Виктор Красин сказал очень важную вещь: идущим «по политике» надо бы отказываться от участия в судебных разбирательствах — по крайней мере до тех пор, пока не будут соблюдены элементарные права. Можно не выходить из камеры в СИЗО. Можно не выходить из конвойки в суде. И можно отказываться вставать и отвечать на вопросы в самом процессе — например, до тех пор, пока не дадут возможность нормально общаться с адвокатом, пока не пересадят из аквариума-душегубки на человеческую скамью, пока не дадут воды или не вызовут врача. Надо сказать, что это решение требует большого мужества. Однако хуже не будет. Идиотский принцип «не злить судью» к политическим точно не относится — их вообще не судья судит, их приговоры давно написаны. А вот процесс для соблюдения цивильного блезира им нужен.

Главное, надо помнить: наша Родина — большой гурман, она не просто жрет своих сыновей, а выбирает лучших. Это не моя фраза. Это сказала Люба Богушевская из «Руси Сидящей» — ее сын… в общем, как все. Привет ему от мамы, папы и сестричек, привет всей его екатеринбургской зоне. Мы ждем его. Ведь все сроки когда-нибудь кончаются, о чем хорошо знает Виктор Красин, хозяин своей судьбы и просто красивый человек. Четырежды отсидевший и четырежды оправданный. Потому что в России надо жить долго.

Ольга Романова




Патентный спор перешел в кому

Posted: 02 Jul 2013 02:17 AM PDT

Оригинал взят у irek_murtazin в Патентный спор перешел в кому

Бизнесмен Бояринцев, помещенный в СИЗО по заказному делу, найден повешенным после общения с людьми в погонах

фото предоставлено семьей Бояринцева

Волгоградского  бизнесмена Александра Бояринцева задержали 18 июня. 20 июня Центральный райсуд Волгограда выдал санкцию на арест. Из ИВС его доставили в областное СИЗО №1.  Около шести утра 24 июня Бояринцев нашли повешенным. В 8 часов 37 минут его привезли в городскую клиническую больницу скорой помощи, где он до сих пор находится в состоянии комы.

По официальной версии, высказанной работниками СИЗО, Бояринцев повесился сам.

В редакции есть веские доказательства, что бизнесмен не собирался сводить счеты с жизнью. Около двух часов ночи 24 июня он разговаривал  по телефону с родными, говорил, что его «заказали», и что он намерен бороться до конца, и даже если его бизнес отнимут и уничтожат, он создаст новый. Бояринцев успокаивал близких, шутил и призывал держаться….

А под утро всех, кто был в камере, кроме Бояринцева, вывели в коридор. В камере  он остался с сотрудниками СИЗО. А когда арестанты вернулись, увидели сокамерника в петле….

Обе версии – легко проверяемы. Достаточно снять записи с камер видеонаблюдения, которые установлены  (или должны быть установлены) в  коридорах всех СИЗО. Если выяснится, что запись затерлась или камера не работала именно в то утро, это даст основание считать, что версия о попытке убийства Бояринцева не лишена оснований.

К тому же, из СИЗО мы получили сообщение (дословно): «Это сделали «цветные»…» (на воровском жаргоне «цветной» – это тот, кто носит погоны или тот, кто носил погоны, но сейчас находится под следствием).

История преследования Бояринцева даже с первого взгляда кажется возмутительной. Он вообще не должен был находиться  в СИЗО. От уголовного дела №509302 сильно несет душком заказа.

ПОДРОБНОСТИ





Комментариев нет:

Отправить комментарий