вторник, 5 мая 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Это был «Бук-М1»

Posted: 05 May 2015 11:02 PM PDT

Экспертная оценка российских военных инженеров: малайзийский «Боинг» над восточной Украиной сбит ракетой класса «земля — воздух».


В распоряжении редакции «Новой газеты» оказался строго конфиденциальный документ под названием «Результат экспертной оценки по факту расследования авиакатастрофы Boeing-777 (рейс МН17) 17.07.2014 г. на Юго-востоке Украины».

Насколько нам известно, эта работа российских инженеров ВПК (в том числе и того НПО, которое проектирует и выпускает ракеты типа «Бук») должна быть направлена в адрес голландских специалистов, ведущих расследование чудовищной трагедии.

Журналисты не являются экспертами в вопросах авиации, баллистики и ракетостроения, поэтому мы не можем и не считаем себя вправе давать оценку этому исследованию.

Ввиду общественной значимости мы посчитали необходимым напечатать этот документ без купюр и предложить экспертному сообществу, как российскому, так и международному, изучить приведенные аргументы, факты и выводы.

Также мы предложили всем заинтересованным сторонам опубликовать на страницах «Новой газеты» предварительные итоги своих расследований, поскольку уверены: все обстоятельства крушения авиалайнера должны быть преданы огласке. Хотя бы для того, чтобы прекратить поток спекуляций на этой трагедии. Теперь уже со всей очевидностью можно утверждать, что инсинуации экс-лидера сепаратистов Стрелкова-Гиркина о специально «подосланном самолете с трупами», взорванном над Донбассом, а также пропагандистские сюжеты Первого канала и «Комсомольской правды» о неком «украинском истребителе», «секретном свидетеле» и «испанском диспетчере» — не что иное, как ложь.

Доклад инженеров-экспертов

1. Идентификация типа ракеты

Наиболее вероятной причиной разрушения самолета Boeing-777 малазийских авиалиний (МН17) в воздухе является воздействие зенитной управляемой ракеты 9М38М1 из состава зенитного ракетного комплекса «Бук-М1».

Идентификация типа ракеты произведена на основе анализа характера повреждений самолета и внешнего вида поражающих элементов, изъятых из конструкции самолета.

1.1.  Анализ характера повреждений самолета

Исследование фотоматериалов из сети Internet, связанных с авиакатастрофой Boeing-777 МН17, позволило идентифицировать повреждения внешней обшивки корпуса и силового набора самолета, характерные для трех фракций поражающих элементов.  Наиболее характерные повреждения представлены на рисунке 1.

На рисунке 1А – входное отверстие от поражающего элемента «тяжелой» фракции, имеющей форму «двутавр».  На рисунках 2Б и – входные отверстия от поражающих элементов фракций «легкая-1» (2Б) и «легкая-2» (2В), имеющие форму «параллелепипед».

1.2.  Анализ поражающих элементов (боевой части)

В результате исследования фотоматериалов из сети Internet, связанных с авиакатастрофой Boeing-777 МН17, идентифицированы два типа поражающих элементов, соответствующие фракции «тяжелая» и фракции «легкая-1».  Внешний вид поражающего элемента фракции «тяжелая» представлен на рисунке 2.

Внешний вид поражающего элемента фракции «тяжелая» имеет форму «двутавр», что позволяет однозначно определить тип боевой части — 9Н314М.  Указанной боевой частью оснащаются только ракеты модификации 9М38М1.

1.3.  Возможные ошибки идентификации ракеты

При исследовании высокоскоростных элементов, которыми были нанесены повреждения самолету Boeing-777 малазийских авиалиний (МН17) могут быть использованы недостоверные данные.

В различных интернет ресурсах приводятся изображения боевых частей ракет ЗРК «Бук», приведенные на рисунке 3.

Анализ фотоматериалов показывает, что на рисунке 3А представлен учебный (инертный) макет боевой части 9Н314, входящей в состав ЗУР 9М38, а на рисунке 3Б — макет боевой части 9Н314М, входящей в состав ЗУР 9М38М1.

Боевые части 9Н314 и 9Н314М имеют несколько принципиальных отличий:


  • каждая из этих боевых частей снаряжается уникальными поражающими элементами (в БЧ 9Н314 две фракции, в БЧ 9Н413М — три фракции), отличающимися массо-габаритными характеристиками.  Так «тяжелая» фракция поражающих элементов БЧ 9Н314 имеет форму «параллелепипед», а в БЧ 9Н314М — «двутавр»;

  • поражающие элементы «легкой» и «тяжелой» фракций в каждом типе БЧ имеют различную максимальную и минимальную скорости разлета;

  • боевые части имеют индивидуальную угловую зону меридионального угла разлета поражающих элементов, а БЧ 9Н314М также имеет уникальный годограф распределения осколочного потока.


Отождествление изображений и неминуемо приведет к ошибочному (недостоверному) определению характеристик формирования поля осколочного накрытия.  Использование недостоверных данных по характеристикам боевой части ЗУР может привести к серьезным ошибкам при оценке характера и степени повреждений самолета, а также условий встречи ракеты с самолетом.

1.4.  Выводы по идентификации типа ракеты

Характер повреждений и внешний вид поражающих элементов, изъятых из конструкции самолета, позволяют идентифицировать наиболее вероятный тип боевой части (9Н314М) и поражающих элементов — «тяжелая» фракция в форме «двутавр», «легкая-1» и «легкая-2» фракции в форме «параллелепипед».



Наличие этих признаков позволяет определить тип ЗУР — 9М38М1, являющейся основной ракетой ЗРК «Бук-М1».


Необходимо отметить, что для полной идентификации средства поражения требуется провести анализ химического состава намазов материала по краям пробоин в сравнении с химическим составом поражающих элементов, извлеченных из различных частей воздушного судна.

2. Определение условий встречи ракеты с самолетом.

Оценка условий встречи ракеты с самолетом осуществлена на основе анализа характера повреждений самолета, определения ориентации ракеты в пространстве (углы подхода ракеты к самолету в горизонтальной и вертикальной плоскости) и определения точки подрыва боевой части ракеты.

2.1.  Оценка повреждений внешней обшивки самолета

Анализ повреждений внешней обшивки самолета показывает, что подрыв боевой части привел к повреждениям (первичным и вторичным) кабины экипажа, повреждениям левого двигателя, левого крыла, левого стабилизатора, а также левой части хвостового оперения.

Основные повреждения самолета, определенные по материалам Предварительного отчета Международной комиссии, а также фото- и видеоматериалов из открытых источников представлены на рисунке 4.

Все повреждения конструкции самолета по степени интенсивности можно разделить на три группы: повреждения сильной степени, средней степени и незначительные повреждения (рикошет).

2.1.1.  Повреждения сильной степени

К повреждениям сильной степени могут быть отнесены разрушение силового каркаса планера самолета, множественные сквозные пробоины во внешней обшивке фюзеляжа и повреждения внутреннего оборудования кабины пилотов.

Наибольшие повреждения сильной степени наблюдаются в носовой части самолета в районе кабины пилотов (левая сторона), крыши кабины пилотов и на воздухозаборнике левого двигателя.  Примеры повреждений сильной степени приведены на рисунке 5.

Наибольший интерес представляет анализ повреждений крыши кабины пилотов.  На рисунке 6 представлен элемент крыши за кабиной пилотов, который в Предварительном отчете Международной комиссии являлся примером множественных осколочных повреждений конструкции планера самолета.

На фотографиях, изображенных на рисунке 6, видны следующие виды повреждений:



сквозные пробоины во внешней обшивке (крыше), красные овалы;

сквозные пробоины в поперечных силовых элементах каркаса планера самолета (шпангоутах № 243.5 и № 254.5), синие овалы;

разрушение шпангоута № 236.5 (фотография сверху справа).


Белыми стрелками указано направление движения поражающих элементов, определенное по увязке соответствующих сквозных пробоин во внешней обшивке и шпангоутах.  Анализ направления движения поражающих элементов показывает, что ПЭ двигались вдоль конструкции самолета.

2.1.2.  Повреждения средней степени

К повреждениям средней степени могут быть отнесены сквозные пробоины во внешней обшивке самолета, нанесенные преимущественно под острыми углами.  Наибольшие повреждения средней степени наблюдаются в носовой части самолета в районе кабины пилотов, крыши кабины пилотов, на обшивке левого борта и левом стабилизаторе.  Примеры повреждений средней степени приведены на рисунке 7.

Наибольший интерес представляет анализ повреждений левого борта за кабиной пилотов (до двери пассажирского салона).  Уже на незначительном удалении (не более 2-4 м) от кабины пилотов характер повреждений существенно меняется — сквозные отверстия имеют удлиненную форму, что характерно для острых (не более 20-25 град.) углов атаки поражающими элементами.

2.1.3.  Незначительные повреждения (рикошет)

К незначительным повреждениям могут быть отнесены скользящие повреждения (рикошеты) во внешней обшивке самолета.  Такие повреждения наблюдаются на левом борту, на элементах левого крыла и левой стороне хвостового оперения.  Примеры незначительных повреждений приведены на рисунке 8.

Наибольший интерес представляет анализ повреждений левого крыла.  На рисунке 9 представлены множественные скользящие повреждения одного из элементов механизации левого крыла.

Анализ повреждений элементов механизации (закрылка) левого крыла позволяет с уверенностью утверждать, что он находился в основном поле накрытия осколками.  Это объясняется наличием множественных повреждений (поражающими элементами разных фракций, легких и тяжелых), а также количеством повреждений (плотность пробоин на 1 кв. метр с учетом удаления от точки подрыва боевой части ракеты и эффективной площади элемента даже выше, чем на обшивке левого борта за кабиной пилотов).

2.2.  Оценка повреждений внутренних элементов конструкции самолета

Анализ повреждений внутренних элементов конструкции самолета проводился преимущественно по оценке повреждений кабины пилотов (пол кабины пилотов, кресло второго пилота, педальный узел).  На рисунке 10 представлена часть пола кабины пилотов, которая в Предварительном отчете Международной комиссии также являлась примером множественных осколочных повреждений.

На рисунке синими стрелками указано направление движения поражающих элементов в районе кресла командира экипажа.  Анализ направления движения поражающих элементов показывает, что ПЭ двигались вдоль конструкции самолета.

На рисунке 11 представлены элементы оборудования кабины пилотов.

Анализ повреждений внутреннего оборудования кабины пилотов показывает, что основным направлением движения поражающих элементов было слева направо (преимущественно вдоль конструкции самолета), сверху вниз. Таким образом, точка подрыва находилась ближе к левой стороне, выше строительной оси самолета.  Превалирующее направление движения поражающих элементов — вдоль оси продольной самолета.

2.3.  Модель поля накрытия поражающими элементами

Результаты определения направления движения поражающих элементов на основе анализа основных повреждений планера самолета приведены на рисунке 12.

Направление движения поражающих элементов показаны синими стрелками (рис. 12).  Анализ этих направлений позволяет определить курс ракеты — ракета двигалась на пересечение курса самолета.



Данное утверждение базируются на следующих фактах:

- направление основного потока поражающих элементов, образуемых при подрыве боевой части 9Н314М, перпендикулярно вектору движения ракеты;

- подавляющее большинство видимых поражений конструкции планера самолета осуществлено поражающими элементами, двигавшимися вдоль конструкции самолета.

Таким образом, ракета двигалась с пересечением курса самолета, что реализуется только при стрельбе на курсовом параметре.


2.4.  Определение ориентации ракеты в пространстве

Определение ориентации ракеты в пространстве в точке подрыва боевой части осуществлено на основе анализа углов пересечения курса самолета в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

По фотографиям элементов конструкции самолета и чертежам конструкции планера самолета Boeing-777 (рисунок 13) проведена примерная реконструкция передней части фюзеляжа самолета.

Результаты реконструкции носовой части фюзеляжа Boeing-777 представлены на рисунке 14.

Анализ реконструкции носовой части самолета позволяет определить углы пересечения ракетой курса самолета в точке подрыва боевой части.

Для определения вертикального и горизонтального углов подхода ракеты к самолету использовалась модель распределения осколочного потока, образуемого в результате подрыва боевой части 9Н314М ЗУР 9М38М1.  По характерным особенностям годографа распределения поражающих элементов, формирующим область сплошного разрушения силового каркаса планера самолета (т.н. «скальпель»), определен курс ракеты в точке встречи с самолетом — ракета подходила к самолету с пересечением его курса:



в горизонтальной плоскости — 72-75 градусов;

в вертикальной плоскости — 20-22 градуса.


Результаты расчетов условий встречи ракеты с самолетом также подтверждают вывод о курсе ракеты — ракета двигалась на пересечение курса самолета.

2.5.  Определение точки подрыва боевой части ракеты

Для определения вероятной точки подрыва боевой части ракеты использовался анализ повреждений следующих элементов — кабины пилотов (преимущественно левой стороны), внешней обшивки левого борта и левого полукрыла.

На рисунке 15 представлено вероятное расположение точки подрыва боевой части ракеты 9М38М1.

Подрыв боевой части (синяя точка на рисунке 15) произошел на расстоянии около 3-5 метров от внешней обшивки самолета, что подтверждается наличием множества мелких отметин-«оспин» и черных пятен копоти с внешней стороны кабины.  Ориентация точки подрыва боевой части: спереди слева над передним гермрошпангоутом (смещена к левой стороне, над остеклением кабины пилотов в районе окон командира экипажа).  Анализ местоположения точки подрыва боевой части позволяет сделать вывод, что ракета наводилась в носовую часть самолета, имеющую три «блестящих» точки: передний гермошпангоут кабины пилотов, антенну метео-РЛС и участок внешней обшивки носовой части фюзеляжа оживальной формы.

Более точная оценка точки подрыва боевой части может быть проведена только после полного трехмерного макетирования носовой части самолета.

2.6.  Выводы по определению условий встречи ракеты с самолетом

Характер повреждений, анализ направления движения поражающих элементов и условий встречи ракеты с самолетом (курсовые углы, точка подрыва боевой части) позволяют сделать следующие выводы:



а) Курс ракеты: ракета наводилась на носовую часть фюзеляжа (в район переднего гермошпангоута и метео-РЛС); ракета двигалась на пересечение курса самолета под углом 72-75 град. в горизонтальной плоскости и 20-22 град. в вертикальной плоскости.

б) вероятная точка подрыва боевой части находилась спереди над передним гермрошпангоутом (смещена к левой стороне, над остеклением кабины пилотов в районе окон командира экипажа).  Удаление точки подрыва от внешней обшивки самолета — около 3-5 метров.

в) Условия встречи ракеты с самолетом, рассчитанные в п. 2.3 — 2.5., реализуются только при стрельбе на значительном курсовом параметре.


3. Оценка вероятной точки запуска ракеты

3.1.  Определение исходных данных

В качестве исходных данных, необходимых для оценки вероятной точки (района) запуска использованы параметры движения и положение в пространстве самолета и ракеты, сложившиеся в момент подрыва боевой части.

3.1.1.  Местоположение и параметры движения самолета Boeing-777

Местоположение и параметры движения самолета взяты из опубликованных материалов Предварительного отчета Международной комиссии.



Курс самолета — 115 град.;

Скорость — около 905 км/ч;

Высота — 33 000 футов (FL330), ~ 10 060 м;

Оценочные координаты точки поражения самолета — 48º07’37.7”N;  38º31’34.7”E.


3.1.2. Местоположение и параметры движения ракеты

Местоположение и параметры движения ракеты рассчитаны на основе оценки условий встречи ракеты с самолетом (п. 2.3. — 2.5).

Углы пересечения курса самолета:



в горизонтальной плоскости — 72-75 градусов;

в вертикальной плоскости — 20-22 градуса.


Ориентация точки подрыва боевой части: спереди слева над передним гермрошпангоутом (смещена к левой стороне, над остеклением кабины пилотов в районе окон командира экипажа).  Удаление точки подрыва от внешней обшивки самолета — около 5 метров.

3.2.  Моделирование возможной точки (района) запуска ракеты

Моделирование возможной точки (района) пуска ракеты проводилось по двум вариантам:

из района н.п. Снежное (Донецкая область), который фигурирует во многочисленных «расследованиях», проводимых на основе «достоверных данных» из сети Internet и голословных заявлений о том, что у ополченцев ДНР мог быть ЗРК «Бук»;

определение гипотетического района, при пуске из которого возможна реализация рассчитанных условий встречи ракеты с самолетом.

3.2.1.  Первый вариант

Результаты моделирования, проведенного на стенде завода-изготовителя ракет для ЗРК «Бук» (ОАО «ДНПП»), однозначно показывают, что условия встречи ракеты с самолетом при обстреле МН17 из любого района населенных пунктов Снежное и Торез (Донецкая область) были бы на встречных курсах.  При этом угол между траекториями самолета и ракеты в горизонтальной плоскости не превышал 5-20 град., а в вертикальной плоскости — находился в пределах 0-12 град. (в зависимости от наклонной дальности от точки пуска).

Вариант условий встречи ракеты с самолетом при предельных углах пересечения курса, реализуемых из района «Снежное», представлен на рисунке 16.

Даже поверхностный анализ условий встречи ракеты с самолетом (при предельно возможных углах пересечения курса) показывает, что при пуске ракеты из любой точки в районе «Снежное» поражающими элементами была бы поражена только носовая часть самолета, и не могло быть повреждений крыла, двигателя и тем более стабилизатора и хвостового оперения.

Данное утверждение базируются на следующих фактах.

Характер большинства повреждения конструкции самолета (рис. 16) не может быть объяснен интернет-версией пуска ракеты из района н.п. Снежное.  Основные несоответствия — такие условия встречи ракеты с самолетом не объясняют:

- происхождение повреждений левого двигателя, левого крыла, левого стабилизатора и левой стороны хвостового оперения (синий знак вопроса);

- оставшееся невредимым остекление правой стороны кабины (на месте второго пилота), через которое должны были пройти поражающие элементы со скоростью более 2 400 м/с (рисунок 17);

- отсутствие выходных отверстий от поражающих элементов на уцелевших элементах правой стороны кабины пилотов (красный знак вопроса).

Анализ фотографии (рис. 17) показывает, что в районе катастрофы правая часть кабины пилотов и передний гермошпангоут были одним целым, и при этом сохранилась часть остекления кабины на месте второго пилота (правая сторона).  При подрыве боевой части ракеты, ориентированной параллельно самолету (в пределах 0-20 град.) повреждения носили бы совершенно другой характер.  При такой ориентации ракеты основное направление движения поражающих элементов — поперек конструкции самолета.  В этом случае боевая часть ракеты отсекла бы носовую часть самолета, а все сохранившиеся элементы правого борта в районе кабины пилотов имели бы множественные выходные отверстия.



Таким образом, анализ повреждений самолета и моделирование условий встречи ракеты с самолетом позволяют полностью исключить возможность пуска ЗУР из района «Снежное», который фигурирует во многочисленных «расследованиях», проводимых на основе «достоверных данных» из сети Internet.


3.2.2.  Второй вариант

Оценка вероятного района запуска ракеты осуществлялась методом «обратного моделирования» с использованием исходных данных, рассчитанных в п. 3.1.

Результаты моделирования возможного района запуска представлены на рисунке 18.

При моделировании учитывались расчетные условия встречи ракеты с самолетом, а также максимально возможные ошибки, возникающие в процессе наведения ракеты.

Моделирование процесса наведения ракеты 9М38М1 на «Боинг» МН17 в точку, где он был поражен, показало, что пересечение траекторий ракеты и самолета с условиями, определенными в п. 2.3-2.5., реализуется только из ограниченного района — южнее н.п. Зарощенское.

Размеры района составляют приблизительно 2,5 км с севера на юг и до 3,5 км с запада на восток.  Ограничение района пуска с запада на восток обусловлено условиями встречи — углом пересечения курса самолета в горизонтальной плоскости (75-78 град.) и максимальными ошибками наведения (до 2-3 град.).  Ограничение района пуска с севера на юг обусловлено условиями встречи — углом пересечения курса самолета в вертикальной плоскости (20-22 град.), величиной наклонной дальности и максимальными ошибками наведения (до 2-3 град.).

Последующая оценка накрытия самолета осколочным полем в вертикальной и горизонтальной плоскостях подтверждает, что пересечение траекторий ракеты и самолета с условиями, обеспечивающими накрытие осколками всех пораженных участков реализуется только из этого ограниченного района.  Особенно критичным является вертикальный угол встречи.

Необходимо отметить, что именно в районе н.п. Зарощенское по данным космической разведки МО РФ 17.07.2014 г. (№№4, 5 см. ниже) располагались самоходные огневые установки ЗРК «Бук» ВС Украины.

3.3. Оценка воздействия условий встречи ракеты с самолетом на порядок и последовательность разрушения самолета в воздухе

Оценка обоих вариантов моделирования показывает, что только второй вариант (запуск ракеты из района «Зарощенское») объясняет порядок и последовательность разрушения самолета в воздухе.

Как указано в п. 3.2.1. при стрельбе на встречных курсах основной поток поражающих элементов двигался бы поперек конструкции самолета, что должно было привести к отсечению носовой части самолета.  При этом все сохранившиеся элементы правого борта в районе кабины пилотов должны были иметь множественные выходные отверстия, а сохранение остекления кабины со стороны второго пилота просто невозможно (см. рис. 16 и 17).

При стрельбе на курсовом параметре (из этого района «Зарощенское») обеспечиваются условия встречи ракеты с самолетом, при котором основная масса поражающих элементов будет двигаться вдоль продольной оси самолета.  Только такое направление движения осколочного потока объясняет разрушение шпангоутов, а также поражение левого двигателя и хвостового оперения самолета.  На рисунке 19 представлена модель реконструкции носовой части самолета с учетом расположения зон сплошного разрушения силового каркаса планера самолета.

Области разрушения силового каркаса планера самолета на рисунке отображены синим цветом.  Именно разрушение силового набора верхней части фюзеляжа — шпангоутов (поперечных силовых элементов) от № 212 до № 382 и стрингеров (продольных силовых элементов) привело к разрушению самолета Boeing-777 в воздухе.  При таких разрушениях одновременно произошло отделение передней части фюзеляжа с кабиной экипажа, что подтверждается кроками места авиационного происшествия.

3.4.  Выводы по оценке вероятной точки запуска ракеты

Характер повреждений, порядок и последовательность разрушения конструкции самолета в воздухе, а также результаты моделирования позволяют сделать следующие выводы:



а) Имеющиеся повреждения самолета, порядок и последовательность разрушения конструкции самолета в воздухе исключают возможность пуска ракеты из любой точки района «Снежное» (см. п. 3.2.1.).

б) Наиболее вероятным районом запуска ракеты является район южнее «Зарощенское».  Только из этого района могут быть реализованы условия встречи ракеты с самолетом, при котором возможно образование повреждений всех элементов конструкции планера самолета, имеющихся на МН17.


4.   Основные результаты экспертной оценки

В ходе проведения экспертной оценки проведен анализ повреждений самолета МН17, полученных в результате воздействия внешних высокоскоростных поражающих элементов и исследования поражающих элементов, извлеченных из конструкции самолета.

Основные результаты экспертной оценки:

- проведена идентификация (уточнение) вероятного типа ракеты, подрыв которой привел к разрушению самолета МН17 в воздухе;

- определены условия встречи ракеты с самолетом в точке подрыва боевой части;

- определен предполагаемый район запуска ракеты.

Основные выводы:



а) Наиболее вероятно, что к разрушению самолета МН17 в воздухе привело воздействие зенитной управляемой ракеты 9М38М1 с боевой частью 9М314М, являющейся основной ракетой ЗРК «Бук-М1».

б) Сложившиеся условия встречи ракеты с самолетом, и как следствие этого, поле накрытия осколочным потоком реализуются только при стрельбе на курсовом параметре.  Ракета двигалась на пересечение курса самолета под углами 72-75 градусов в горизонтальной плоскости и 20-22 градуса в вертикальной плоскости.

в) На основании условий встречи ракеты с самолетом определен наиболее вероятный район запуска ракеты (2,5 Х 3,5 км), располагающийся южнее н.п. Зарощенское.


От редакции

Этот доклад не ставит окончательную точку, мало того — он порождает как новые сомнения, так и новые вопросы. Главные из которых: откуда все-таки был произведен пуск «Бука-М1» и кто это сделал? Разобраться в этом не просто: ведь единой линии фронта на тот период не было, а карта боевых действий напоминала слоеный пирог с большим количеством так называемых серых зон, куда заехать и спокойно убраться обратно мог кто угодно. Приглашаем экспертов принять участие в обсуждении опубликованного доклада.

«Новая газета» продолжает расследование.


Африканские страсти в Тель-Авиве

Posted: 05 May 2015 01:28 PM PDT

Тель-Авив пережил крупнейшие уличные беспорядки с участием «эфиопов».


Фото: ATEF SAFADI/ EPA

Волна акций протеста против полицейского произвола, расовой дискриминации и социальной несправедливости прокатилась по Израилю. Тысячи «эфиопов» вышли на улицы. Демонстрации мгновенно переросли в массовые беспорядки, которые разогнали спецсредствами и шумовыми гранатами. В результате среди участников ранены 12 и арестованы 43 человека. 56 полицейских получили травмы различной степени тяжести.

Общественное мнение сразу связало вспышку насилия в Израиле с недавней трагедией в Балтиморе. И хотя никто не умер от рук израильских стражей порядка, событие вышло за рамки бытового инцидента и выявило болезненные точки демократии на Ближнем Востоке.

Все началось весьма буднично. Полиция перекрыла улицу на время исследования неизвестного предмета, оставленного на дороге. Обычные действия в ответ на сообщения о подозрительных вещах. Закрывают проход по улице, вызывают специальную технику. Камеры безопасности запечатлели момент, когда молодой человек в военной форме подъехал на велосипеде и начал упрашивать полицейских пропустить его через заграждения. Эти кадры, выложенные на YouTube, посмотрели сотни тысяч израильтян. Порядка 10 тысяч опубликовали ссылку с нелестными для полиции комментариями на своих страничках в Facebook. На видео четко просматривается, как начинается потасовка, полицейские пытаются скрутить парня, в какой-то момент он вырывается, хватает камень. Страж порядка тянется за пистолетом. Оружие не применили. Солдата отпустили.

Но когда оказалось, что солдат этот израильтянин эфиопского происхождения Дамас Пакадо, дело приняло иной оборот. С пострадавшим срочно встретился премьер-министр. Появился слух, что этот «эфиоп» — солдат из боевых частей, который получил в прошлом году награду президента Израиля за вход в Газу.

Беньямин Нетаньяху пообещал в ближайшие недели рассмотреть комплексную программу улучшения положения членов эфиопской общины в сфере образования, жилья, культуры, религии и занятости. Полиции отдал специальное указание изучить жалобы «эфиопов» на случаи дискриминации, пересмотреть уголовные дела, возбужденные полицией против «эфиопов». И вот мы видим, как на экране премьер Нетаньяху по-отечески обнимает солдата и заверяет, что решит все проблемы общины. Солдат чуть не плачет. А комментаторы задают вопрос: неужели для того чтобы решать в Израиле проблемы малых общин, надо устраивать на улицах городов погромы и акты неповиновения?

С этого момента в Израиле разгорелся новый скандал. Общество буквально раскололось на два лагеря. Антиэфиопскими расистскими высказываниями разразилась в сети русская община. Левые с новой силой вцепились в палестино-израильский конфликт. Где-то между ними затерялись потребности обычных и очень разных людей, их повседневная жизнь бок о бок друг с другом.

Слово «эфиоп» так же, как и «русский», в Израиле мы пишем в кавычках. Называя национальность, имеем в виду место рождения и страну так называемого исхода. В Израиле все: и «русские», и «эфиопы» — евреи. И принадлежат к одному, но очень разному народу. О происхождении эфиопских евреев рассказывает романтичная легенда о любви царя Соломона и царицы Савской. Их потомками считаются племена фалашей и фалашмуров, на многие столетия затерявшиеся в джунглях эфиопской провинции Гондар, неожиданно отыскавшиеся в XX веке.

Это потерянное колено и начали вывозить, спасая от голода, ужасающей нищеты и гражданской войны, в 80-х годах. Все было организовано как спасательная операция израильских спецслужб, с доставкой специальными самолетами и открытием воздушных коридоров в небе воюющей страны.

Когда первые 14 тысяч темнокожих, странно одетых африканцев появились на улицах израильских городов, местные старожилы недоумевали, кто это такие и какое отношение они имеют к избранному народу. Прошло много лет для того, чтобы израильтяне привыкли к их виду, образу жизни. Сегодня, по данным Центрального статистического бюро, в Израиле около 135 тысяч эфиопских евреев. Примерно треть уже родились в Израиле. Они свободно говорят на иврите и служат в армии.

Но до сих пор около 52% эфиопских семей живут за чертой бедности. Около 20% эфиопских детей не ходят в школу. Среди молодежи широко распространена наркомания. Уровень преступности значительно выше, чем среди общего еврейского израильского общества.

В этом конфликте не было сторонников лишь у полиции. В сети граждане утверждают, что от полицейского произвола и грубого обращения страдают представители и «белых», и «черных».

Но одна странность вызвала бурную реакцию общественности и грозит стать предметом особого расследования. Известно, что к эфиопским евреям присоединились представители правозащитных организаций. В сети опубликовали фотографии участников протеста, где они держат плакат с надписью «Гестапо». Многие усмотрели в этом доказательство того, что выступление чернокожих протестантов было организовано и спланировано выходцами из Европы, теми, кому выгодна дестабилизация политической ситуации в стране. Сами африканцы якобы не могли использовать подобные названия в качестве лозунгов.

Как бы то ни было, многие наблюдатели подчеркивают, что дискриминация и отсутствие понимания культурных ценностей «эфиопов» делают их легкой добычей манипуляторов разного толка.

Елена Шафран
специально для «Новой»,
Израиль


Прокуратура и СК начали проверку инцидента с бывшим узником концлагеря

Posted: 05 May 2015 01:01 PM PDT

Подпорожская прокуратура Ленинградской области начала проверку по факту нападения школьников на бывшего узника концлагеря Анатолия Федотова. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

По результатам проверки будет принято процессуальное решение.

Аналогичную проверку, передает ТАСС, начали следователи регионального Следственного комитета.

Ранее стало известно, что трое школьников в поселке Важины закидали камнями бывшего узника финского концлагеря Анатолия Федотова. Мужчина возвращался домой после церемонии вручения медалей в честь 70-летия Победы, когда трое хулиганов стали кидать в него камни.

Читайте также: «Они не увидели медали». Трое второклассников закидали камнями бывшего узника фашистского концлагеря

Сам Федотов рассказал «Новой», что зла на школьников не держит и простил бы их, если бы мальчики извинились перед ним.

Источник в ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области рассказал ТАСС, что школьники кидали в пожилого мужчину не камни, а строительную пену, поэтому он не пострадал.


Три болотных года

Posted: 05 May 2015 12:04 PM PDT

6 мая 2015 года: все ушли на фронт.

В декабре 2011 года в Россию вернулась политика. Социологи старались объяснить это небывалое явление, предлагая набор терминов — «рассерженные горожане», «креативный класс». Возникла и гипотеза, которая будто бы объясняла, почему этим самым горожанам и креаклам не сидится на месте. Эта гипотеза в итоге устроила всех — сотрудников ФСБ и веб-дизайнеров, пенсионеров и молодежных активистов, — надолго пережила свою эпоху и определяет ход политических дискуссий до сих пор.

Кажется, в каноническом виде ее сформулировал — кстати, еще в 2010 году, — Юрий Сапрыкин. Есть будто бы две России. Одна народная, бюджетная, всем довольная, потребляющая низкую культуру и не имеющая достаточного дохода, чтобы кушать смузи — это «Россия шансона». А есть утонченная, работящая, критически мыслящая, имеющая высокий доход и потребляющая пост-рок «Россия айфона». Они как вода и пламя, и вместе им не сойтись. Те, кто бесится, автоматически записываются в категорию айфононосителей. Шансонофилов же гордо именуют при необходимости народом. Например, кто не любит брежневскую эстетику празднования 9 мая, тот не народ и враг.

Вся эта конструкция с самого начала не выдерживала критики хотя бы потому, что айфон довольно быстро превратился в любимый народный телефон, который покупали и в кредит, и отказывая себе во всем необходимом. А шире — нет прямой связи между моделью потребления и политическими убеждениями. Существует, например, круг друзей Тимура Прокопенко, вполне патриотически мыслящих креаклов, отдыхающих за границей, разбирающихся в брендах молодых людей.

Но как бы то ни было, в теорию двух Россий все поверили. В ответ на мифологию Болотной была сформирована мифология «Уралвагонзавода» — с лозунгом «Россия одна» (а кто не согласен быть частью нашей, путинско-сечинской России, с теми мы разберемся).

6 мая 2012 года креативный класс при поддержке Удальцова дал арьергардный бой в заведомо проигрышной ситуации — когда избирались не какие-то депутаты, но горячо любимый элитами и народом президент. Итогом Марша миллионов стали знаменитые кадры противостояния с полицией, десятки уголовных дел и возвращение института политических репрессий, в роли которого теперь выступает Следственный комитет. «Оранжевый зверек», под которым понимались главным образом граждане, взывающие к законности, кажется, не на шутку встревожил российские власти. Попытка опереться на «Уралвагонзавод» в борьбе с митингом горожан стала для Кремля первым опытом сотрудничества с «добровольцами».

Двумя годами позднее Россия занялась широким импортом этого противостояния «двух Россий» на Украину и украинскую повестку в целом. Условный «Уралвагонзавод» уехал воевать «с фашистами» в Донецк. С другой стороны, примерно те же люди, которые в 2011—2012 годах заявляли о своем стремлении к переменам, в 2014 году выходили в Москве на антивоенные митинги. Теперь их охарактеризовали как национал-предателей и попытались изолировать еще глубже.

Те, кто выходил на улицу в 2011—2012 годах, в ретроспективе названы сторонниками Майдана в России, а следовательно, гражданской войны. В то же время реальная украинская война возвращается в Москву новыми репрессивными законами и политическими убийствами.

Новый гражданский консенсус сегодня звучит как «лишь бы не было войны». А история о «России айфона и России шансона» превратилась в рассказ о «84% большинства», то есть о тех, кто не хочет повторения украинского сценария в Москве. Большинство агрессивно требует наказания для горстки «огрызающихся майдаунов». Для «болотного» движения это означает, что политическая игра 2011—2012 годов закончена, ставка на демократическое восстание «вестернизированного меньшинства» сыграна и бита украинским кризисом. Политзеков, осужденных по «болотному» и расходящимся от него кругами делам, нужно вытаскивать. А параллельно думать не об упущенных возможностях, а о будущем. Что мы можем предложить той, другой России, которая в эти годы не захотела нас слушать? Может быть, и нет никаких двух Россий. Может быть, бастующие рабочие космодрома «Восточный», бастующие учителя и врачи — это и есть мы.

Кирилл Мартынов
редактор раздела «Мнения и комментарии»


«Мемориал» разоблачил попытки увековечить имя Сталина за компанию

Posted: 05 May 2015 06:15 AM PDT

Правозащитники обнаружили и осудили «нестандартные» попытки увековечить имя Сталина накануне 70-летнего юбилея Победы. Соответствующе заявление ПЦ «Мемориал» имеется в распоряжении редакции.

По данным «Мемориала», в регионах России на разных уровнях накануне юбилеев Победы всегда появляются инициативы почтить память вождя. Но на этот раз эти предложения стали «оригинальнее». Память Сталина снова предлагают почтить и в виде памятников, и в виде плакатов, но не самого по себе, а в составе группы других исторических персонажей — лидеров стран-антигитлеровской коалиции, или кавалеров ордена Победы, или вместе с маршалами Советского союза. Такие инициативы представить Сталина в положительном ключе за счет других фигур правозащитники считают «кощунственными». А отсутствие государственного запрета на публичное прославление Сталина расценивают как неготовность признать допустимые пределы, выйдя за которые человек утрачивает право на общественное уважение.

«Речь не идет о том, чтобы вычеркивать Сталина из истории, — отмечают в «Мемориале». — Но место диктаторов — в музейных залах, учебниках, в контексте их деяний, а не на площадях городов».

Правозащитники вспомнили, что среди скульптур выдающихся российских деятелей, выбитых в 1862-м году на памятнике 1000-летия России в Новгороде, нет Ивана Грозного (но есть одна из его жен) — его решили не упоминать из-за совершенных им злодеяний.

Идеалист — враг государства

Posted: 05 May 2015 05:01 AM PDT

Кого, зачем и почему признают иностранными агентами: рассказ на примере воронежского Центра защиты прав СМИ.

Галина Арапова

Как-то во вторник вечером Галина Арапова пришла забирать сына из музыкальной школы. Мишка с раннего детства занимается скрипкой и делает в этом успехи. А Галина Арапова, со своей стороны, делает большие успехи в правозащитном поле: уже почти двадцать лет возглавляет Центр защиты прав СМИ ― единственную некоммерческую организацию в России, которая оказывает бесплатную правовую поддержку журналистам.

В Мишкиной школе ее знают по имени-отчеству, но, наверное, не потому что она специалист с мировым именем — а просто она практически никогда не пропускает выступления и концерты ансамбля, где играет сын. И вот в тот вторник преподавательница, поздоровавшись в дверях, достала из сумки свежий выпуск одной из местных газет: «Галина Юрьевна, что это? Тут пишут, что вы какой-то диссидент. Учителя интересуются…»

Интересующимся учителям сообщаем: в середине февраля в Центр действительно пришли сотрудники Минюста ― с внеплановой проверкой. По ее результатам организация была признана «иностранным агентом». Пошли суды и апелляции.

Чтобы убедить учителей, что беспокойство по поводу фигуры Галины Араповой напрасное, расскажем про возглавляемый ею Центр.

Центр в Воронеже

Центр защиты прав СМИ работает в Воронеже, не в Москве. Галина Арапова не захотела покидать родной город. Здесь у нее муж и сын. Москва в соревновании с этими двумя величинами в жизни Араповой проиграла.

Офис Центра — на первом этаже «сталинки» в самом центре города. Занимает квартиру, переделанную под офис. Квартира, наверное, казалась когда-то хозяевам огромной, а для офиса такой активной организации все равно тесновато. Старые межкомнатные двери, лакированные столы ― привет из 50-х. Огромная книжная полка, заваленная книгами, выпущенными Центром защиты прав СМИ и не только. На стене — доска с расписанием на месяц: она исписана мелким почерком. Суды и семинары ― от Владивостока до Стокгольма. На стене ― фотографии из разных уголков, сделанные Галиной Араповой в рабочих поездках. Каждую неделю у нее поездки — хорошо если на семинары. Хуже — если на суды.

Своей работой Галина Арапова защищает не только эту вечно беззащитную свободу слова — часто она защищает жизни самих журналистов, выводя конфликты в более или менее правовое поле.

В 90-е годы таких Центров защиты прав СМИ в стране было около десятка. Во многих крупных городах Фонд защиты гласности открыл филиалы по мониторингу ситуации со свободой слова и защитой прав журналистов, была такая хорошая инициатива. Никакой из этих центров не дожил и до 2000-х. По разным причинам. Воронежский филиал появился в 1996 и выжил вопреки всему.

Галина Арапова в то время была вчерашней выпускницей юридического факультета Воронежского государственного университета, почти что без опыта. Работала разве что в какой-то риелторской конторе. Медиаюрист — это звучало свежо и честно, Галина тут же откликнулась, хотя на тот момент имела слабое представление об информационном праве ― ни на одном юрфаке страны нет такой специальности.

Первое дело ― в том же 1996-м. Собкору газеты «Известия» Валерию Миролевичу руководство Липецкой области предъявило вполне типичный иск ― о защите чести, достоинства и деловой репутации.

― Он мудрый был, авторитетный легендарный. Но согласился, чтобы я его защищала, ― вспоминает Галина Арапова. ― Я жутко волновалась. Он же мне доверял! Мы с ним обсуждали дело, готовились к процессу. Сдружились и дружили до самой его смерти...

Сейчас подобное дело для Галины Араповой ― раз плюнуть. В 96-м успех был «половинчатым»: полностью дело выиграно не было. Какая-то фраза из публикации все же была признана порочащей, но в материальных требованиях суд администрации отказал. Хотя в те времена губернатор и его замы выигрывали в Липецке подавляющее число исков к прессе.

После этого у Араповой было еще несколько шумных дел в Липецкой области.

А в 2000 году был убит Игорь Домников из «Новой газеты» — за ряд критических материалов о руководстве Липецкой области.

Это так, к слову, чтобы было понятно, в каком поле Галина работает.

В каком поле она работает

― О, привет! Заходи.

В большом «кабинете» за длинным столом сидит Галина Арапова. В свой офис она обычно приходит поработать в джинсах и свитере ― так удобнее. На судебные заседания ― в строгом костюме. Вести тренинги и семинары ― в платье. Неизменный аксессуар на все случаи жизни ― яркие серьги, которые она привозит из командировок. Галина заправляет за ухо прядь темно-каштановых волос. Сегодня у нее в ушах разноцветные мозаичные рыбки из Мексики.

Она пьет очередную кружку чая. Мне пододвигает кофе и тарелку с печеньем. Мы ведем светскую беседу под свист Skype на ноутбуке, вибрации планшета и телефонные звонки.

― Привет, дорогая! Я в порядке, спасибо. Что-то случилось?.. А, у меня все хорошо! Как у вас там погода?.. ― это позвонила «приятельница» — журналистка из Владивостока.

― ...Тумас, я ночером доделаю обоснование для жалобы и пришлю тебе, ― Галина обсуждает с адвокатом Тумасом Мисакяном защиту журналиста Сергея Резника из Ростова-на-Дону.

― О, смотри, ты когда-нибудь читала «гарики» Губермана? ― после очередной юридической консультации, Галина Арапова снова возвращается ко мне и показывает на экране ноутбука популярные в интернете четверостишия.

В этой же большой комнате юристы и другие работники Центра собираются на планерку. Обсуждение семинаров, тренингов, графиков судебных заседаний. Якутск? Выиграли. Роскомнадзор? Тоже выиграли, все дела. Саратов? В процессе. Курск? Не удалось ― все-таки журналисту выписали штраф. Бывает. Света, не забудь включить этот случай в презентацию для бишкекских судей. Когда тренинг у тебя? Через две недели. Инна, купи билеты, пожалуйста.

Как обычно, в Центре ― суета. Но не напряженность. Не то что в «нулевые», когда гаражи Воронежа были расписаны свастикой и ультраправыми лозунгами, когда заметки об избиениях и даже убийствах иностранцев появлялись на первых полосах газет по несколько раз в месяц, когда в адрес Галины Араповой поступали реальные угрозы.

В 2001-м называвшая себя «патриотической» группировка РНЕ (позже, кстати, запрещенная) подала в суд на местную телевизионную компанию. Журналисты, монтируя сюжет о марше активистов, добавили дополнительный видеоряд ― кадры из фильма «Обыкновенный фашизм». Закадровый голос в это время произнес: «Где-то мы уже это видели… Точно видели».

То дело Центр выиграл. И только Арапова знает, какой ценой.

Было заведено два дела об угрозах в ее адрес. Оба ничем не закончились. Друзья и сами правоохранители настойчиво рекомендовали Галине на время покинуть город ― пока не найдут угрожавшего активиста из РНЕ.

― Страшно было?

― Конечно, страшно. Ну а что делать-то было?

Всякое слово приходилось защищать Галине Араповой: либеральное и консервативное, бескорыстное и купленное, адекватное и не очень. Под словами одних она готова подписаться, с другими ― будет спорить до хрипоты, а с третьими и вовсе не станет разговаривать. Только в суде для нее абсолютно все ― подзащитные, с правом на свободу слова и выражение мнения.

Во многих редакциях ей говорят: забудь о своем идеализме. А она вот не хочет. 20 лет работает с российскими СМИ в наших же, российских условиях ― и все равно верит в такие абстрактные штуки как право каждого открыто высказывать свое мнение.

Защита устоев «отечественной действительности»

Еще со времен Ельцина Центр существовал на зарубежные гранты. Все это время никаких претензий к работе Центра ни у властей, ни у правоохранителей не было. Теперь — «иностранные агенты», едва ли не шпионы. Галина Арапова по голову зарылась в бумагах: сначала суд, потом апелляция.

В правительстве региона признают даже, что обвинение Араповой в работе на некое «иностранное государство» ― какая-то нелепость. На словах все понимают, что в деятельности Галины политикой и не пахнет. Но на бумаге получается по-другому.

На протяжении последних месяцев «инагентов» в России находят чуть ли не каждый день, а раз в неделю их включают в реестр. Как по расписанию. В судах звучат абсурдные формулировки типа: «Попытка внесения позитивных изменений в отечественную действительность — это тоже политика!» С такой точки зрения вне политики только тот человек и та организация, которые сидят тихонечко в своем болоте — и не крякают. А Араповой и ее Центру не сидится. Вот и получают по полной. Для начала — штраф в 300 тысяч рублей за упрямое невхождение в список «агентов», плюс повторная настойчивая рекомендация.

― Минюст показал меня такой всемогущей ― я своими словами влияю на государственную политику! Я даже не знаю, как жить после всех этих судов процесса, ― устало шутит Галина после последнего судебного заседания (не в ее, разумеется, пользу).

Десяток журналистов, непрерывно следивших за ходом процесса, молча удаляются из зала суда.

Интересно, станет ли отечеству лучше, если не будет Центра — этих последних, единственных борцов за свободу, прописанную в конституции?

Екатерина БОГДАНОВА,
Воронеж


Марин Ле Пен приостановила папу

Posted: 05 May 2015 04:01 AM PDT

Исполком «Национального фронта» принял санкции против Жана-Мари Ле Пена.

Марин Ле Пен, лидер «Национального фронта» собрала сегодня исполком, чтобы наказать своего папу, националиста старой формации. Перед заседанием исполкома специалисты давали два прогноза: 1. у почетного президента партии отнимут полномочия на время 2. старика исключат из рядов навсегда. Верными оказались оба прогноза.

Решение о необходимости наказать старшего Ле Пена партия приняла в начале апреля, после того, как тот дал интервью ультраправой газете Rivarol.

Интервью, которое предваряется редакционной статьей с заголовком «Жан-Мари Ле Пен: последний свободный человек?», стало папиным ответом на реплику дочери, которая в очередной раз осудила «традиционное» папино высказывание (02.04.2015, BFMTV) о том, что «газовые камеры были деталью» истории Второй мировой.

На вопрос корреспондента о том, что он думает о резкой реакции общества (от прокуратуры до родной партии) на очередное его выступление, Жан-Мари Ле Пен ответил, что не изменит своего «мнения», потому что «перестал ползать на четвереньках в возрасте 18 месяцев».

Читайте также: Марин Ле Пен отца родного не пожалеет

Следом корреспондент напомнил о том, что «Национальный фронт» осудил своего почетного президента 2 апреля, в Чистый Четверг, как раз в тот день, когда Иуда предал Христа. «Странное совпадение, не правда ли?» — добавил корреспондент и получил короткий и смиренный ответ создателя (ультраправой партии): «Предают всегда свои».

Дальше смиренный создатель сделал все, чтобы у «своих» просто не осталось выбора. Он повторил сказанные в интервью BFMTV антисемитские ужасы, нахваливал маршала Петена и «всыпал» премьеру Вальсу — за то, что тот «не настоящий француз» (испанец, до 20 лет он жил на родине). «Вальс француз в течение тридцати лет, я — француз в течение тысячи лет», — сказал Ле Пен. «В чем состоит истинная привязанность Вальса к Франции? Этот эмигрант — изменился ли он целиком и полностью?» — задался вопросом тысячелетний француз.

Нельзя сказать, что такую выходку папа Ле Пен позволяет себе впервые, но сейчас дочь должна была окончательно убедиться в том, что старика уже ничто не исправит.

Даже перспектива бурного роста коммерческо-политического проекта под названием «Национальный фронт».

Читайте также: Марин Ле Пен — самый влиятельный российский лоббист 2014 года. Кто ее окружает? И за что эти люди так любят Россию?

«Нацфронт» не хочет оставаться заложником его оскорбительных провокаций», — сказала Марин Ле Пен в апреле и добавила фразу глубоко личную, уходящую корнями в десятилетия семейных отношений: «Его цель — навредить мне».

Это свое извечное желание Жан-Мари Ле Пен в очередной раз подтвердил 1 мая, испортив начало традиционного выступления дочери на Площади Оперы в Париже. Дочь только открыла рот, чтобы произнести пламенную чушь о том, как мигранты, Евросоюз и UMPS отравляют жизнь тысячелетним французам, как папа в пурпурном пальто вырви-глаз взобрался на сцену, и, повернувшись к дочке спиной, стал жестами общаться с публикой. Дочери ничего не оставалось, как молча наблюдать за папиным кривлянием перед лицом 3-4 тысяч поклонников партии. Пытка длилась секунд тридцать.

В понедельник, 4 мая дочь, наконец, смогла отыграться. И за 1 мая 2015 года и за все годы, проведенные вместе с папой.

Папа на экзекуции присутствовать отказался, покинув штаб-квартиру партии в парижском пригороде Нантере в обед, сразу же после заседания политбюро. Журналистам старик сказал, что партия от него отрекается. Через несколько минут партия распространила принятую резолюцию: Политбюро осудило «многочисленные и повторяющиеся заявления Жана-Мари Ле Пена», противоречащие партийной линии и сделанные, в частности в анти-партийной газете Rivarol» и выразило «абсолютное доверие» президенту партии Марин Ле Пен.

Партийцев можно понять — при Марин, которая гнет гибкую партийную линию, «Национальный фронт» переживает взлет.

Дочь, почти сделавшая «Нацфронт» полноценной третьей партией Франции, избегает провокационных заявлений, подавая ультраправые «идеи» под «республиканским» соусом… Она прекрасный полемист и демагог, по ней уже много лет плачет ТВ-камера. «Марин создали медиа. Она как скаковая лошадь: любители и профессионалы считают, что она имеет (необходимые) качества, и сами же ее продвигают», — говорил папа еще в начале 2000-х и просил дочь «ходить на все передачи».

Марин ходит, умело затыкает оппонентов, густым басом гипнотизирует зрителя, показательно увольняет соратников, которых кто-нибудь застукает за «зигованием» — в общем, проводит популярную «дедемонизацию».

А потом папа возьмет и за минуту перечеркнет долгую работу.

Теперь дочь почувствовала, что может отказаться от удовольствия отвечать за каждую реплику полусумасшедшего папы.

«Жанна, на помощь!» — кричал Жан-Мари Ле Пен перед позолоченной статуей Жанны д’Арк 1 мая в Париже.

Но видно, что даже святой Орлеанской деве, которую французские ультраправые из «Нацфронта» без спросу взяли за свою покровительницу, надоел этот злобный и бессмысленный старик.

Исполком, заседавший часа четыре, принял решение приостановить полномочия Жана-Мари Ле Пена в качестве почетного президента партии — до внеочередного заседания Генеральной ассамблеи.

Во время заседания Генасамблеи, которая будет созвана в течение ближайших трех месяцев, на голосование поставят вопрос о сокращении поста почетного президента.

Дедушку французского национализма отправляют на отдых. Правда, он уже сказал, что не собирается «уходить из политической жизни». Будет защищать свои «ценности» в сторонке от «Национального фронта».

Юрий Сафронов
соб. корр. в Париже
Фото: Yoan Valat / EPA

P.S. «Мне стыдно, что президент «Национального фронта» носит мою фамилию и я желаю, чтобы она ее лишилась как можно скорее, — сказал Жан-Мари Ле Пен после того, как решение было обнародовано. — Я не признаю связи с кое-кем, кто меня предал самым скандальным образом».


Глава комиссии по монументальному искусству Москвы предложил поставить памятник Плисецкой

Posted: 05 May 2015 03:12 AM PDT

Глава московской комиссии по монументальному искусству Москвы Лев Лавренов высказался за скорейшее увековечивание памяти балерины Майи Плисецкой. Об этом во вторник, 5 мая, он рассказал агентству «Москва».

«Памятник должен быть. Учитывая ее вклад, ее мастерство, всенародную любовь к ней — обязательно должен появиться какой-то памятник... Это значительное явление в нашем искусстве, в нашей жизни, и не отметить его просто неуважение», — считает Лавренов.

Читайте также: Терпсихора. Эссе Алексея Поликовского

Чиновник не исключил, а, скорее, поддержал идею памятника Майи Плисецкой у Большого театра в центре города. По его словам, если в комиссию поступит предложение по установке памятника на этом месте, оно будет одобрено. Лавренов добавил, что окончательно по местоположению памятника должна, в соответствии с процедурой, высказаться Москомархитектура, но мнение его комиссии будет учитываться при решении вопроса.

Решение комиссии по монументальному строительству Москвы — лишь часть сложной процедуры по установлению памятников в городе. Так, в середине апреля комиссия Лавренова уже обсуждала идею установления памятника оперному певцу Федору Шаляпину работы Зураба Церетели — кстати, тоже у Большого театра, напротив здания Новой сцены. Хотя комиссия и приняла положительное решение по памятнику, выскзаться на эту тему должна и Москомархитектуры. Департамент культуры Москвы уже потребовал проведения независимой экспертизы проекта, что отложит установление памятника.

Майя Плисейцкая была примой Большого. Всемирно известная балерина скончалась в Германии от сердечного приступа 2 мая в возрасте 89 лет.


Это нечестно. Не честно

Posted: 05 May 2015 02:02 AM PDT

Цена мнениям — грош, ну гривенник, если качество повыше; цена правды очень высока.

В молодости у меня был близкий приятель, работал психологом в какой-то лаборатории. Окончил философский факультет и, хотя учили там исключительно жестокому марксизму-ленинизму, был единственным встреченным мною в жизни настоящим философом. Помалкивал, но когда во время заведенных нами прогулок разговаривался, я испытывал восхитительное ощущение исключенности этих минут из повседневности. То, что он обнаруживал в человеке и мироустройстве, было всегда неожиданно и высказывалось со спокойной ясностью. Он был женат на брюнетке, хорошенькой, но утверждавшей, что ее миловидностью заслоняется ее интеллект. Интеллект выражался в том, что, когда муж делился — редко и как бы вынужденно — чем-то, что он долго вынашивал и взвешивал, скажем, о форме образности, возобладавшей в человеческом мышлении, она, дождавшись последней фразы, говорила: «А я думаю, что эта форма не возобладала». Наконец я как-то раз сказал, что хотел бы, чтобы она вышла замуж за Эйнштейна, и в ответ на его знаменитую формулу произнесла: «А я думаю, что Е не равно mc-квадрат». Мне отказали от дома, с ним мы еще раза два встретились, и наши отношения кончились.

Я вспомнил об этом из-за недавнего даже не события, а придания ранга события очередному словесному трюку. Довольно долго, около года, он болтался в среде нашего обитания как привидение и вот стал в конце концов новостью СМИ. Английский публицист Питер Померанцев напечатал в «Гардиан» большой толковый обзор российских мер и шагов дезинформации на нынешнем постсоветском этапе. Я — воспитанник того ее триумфа, коммунистического, бесконечного, для меня начавшегося еще при Сталине, органично перетекшего в хрущевский, брежневский, андроповский. В отрочестве и ранней юности попутавшись в его лабиринтах, я решил считать ложью все, не вглядываясь в подробности, и раз навсегда махнул на это дело рукой. В результате мне стоило некоторого труда много позднее поверить, например, что американская война во Вьетнаме была в самом деле ужасной и бессмысленной. Но в целом позиция, выбранная мной, себя оправдала: я не верил ни единому слову и никогда не тратил время на размышление о том, что сообщалось в газетах, по радио и ТВ.

С начала 2014-го я отметил, что в этой области появилось новенькое. А именно: вместо неправды — смесь неправд, включающая в себя при необходимости и правду, внешне от них неотличимую. Скажем, «зеленые человечки» в Крыму в момент его присоединения. Немножко сказочные, из символистской фэнтези, но в то же время убедительно объясняемые действительностью происходившего: дислокацией воинских частей, вооруженностью, камуфляжем боевой формы. Главное было, чтобы голова шла кругом: очертания Тавриды — плебисцит — золотые батоны — субтропический ландшафт — маски. Мозг, как ему свойственно, делал рефлекторные попытки разобраться, инстинкт самосохранения автоматически их пресекал. Я имею в виду мозг мой и подобных мне — бывших советских обывателей, а не мозг гомо сапиенс, родившихся и выросших вне России. Им понадобился год, чтобы привести события и слова в связь. Эссе Померанцева в «Гардиан», открывающееся фразой «Ничто не правда и все возможно», докопалось до корней, восстановило историю, предложило логику объяснения фантасмагорий. Так что, с одной стороны, с той, где выходят английские газеты, — это новость. С другой, где живут люди, чей слух реагирует не на смысл речи, а лишь на звук и мгновенно вздергивает подъемный мост, чтобы не дать неприятелю проникнуть в крепость сознания, — это новость с порядочной бородой.

Автор пишет о практической реализации программы, основанной на замысле держать потенциальных телезрителей и радиослушателей в состоянии дезориентации. Под ударами перманентно накатываемых, специально подобранных сообщений. Дезориентации, доведенной до незамечаемости. Женщина, назначенная главным редактором российского вещания на заграницу RT, предлагает определенной части американцев и европейцев, не согласных с политикой своих правительств, лозунг — броский, понятный, привлекательный: «Никакой объективной журналистики не существует». Если так, то — делает автор обзора вывод — все, что заявляется в форме новости, одинаково правдиво. Я понимаю ход его рассуждений, но ошарашен этим заключением. Почему «одинаково правдиво»? Одинаково извращено! Не хочет же он сказать, что мы проглядели в этой самой женщине гения, опрокидывающего систему обмена сведениями, которой тысячи лет. То есть, разумеется, сказать можно что угодно: что Троянскую войну греки проиграли, что Сократа цикутой не травили, что Голиаф Давида разорвал пополам. Но это будут не сообщения, а понты, и просуществуют они как сенсация полсекунды исторического времени.

Прошу прощения за переход к прямым трюизмам, но существуют законы — природы и общественные. Твердый предмет, камень, разбивает хрупкий, стекло. Этот факт не подлежит журналистскому выбору описать его объективно или необъективно. Тут малый, разбивший окно, берет ноги в руки, а хозяин комнаты орет и собирает осколки. Или: в мире сейчас очень высокий спрос на фирмы, прогнозирующие бизнес, максимально авторитетные и столь же ответственные. Или: едва знакомая дама сделала мне выговор, что печатаюсь в такой вредной газете, как «Новая», я спросил, откуда она знает, ответила, что читает, — зачем же?! — а из нее можно узнать кое-что, чего нет в других. Или совсем просто: как говорят девочки в младших классах — это нечестно. Не честно.

Померанцева почему-то повело на черную магию, испускаемую новым подходом СМИ к подаче материалов. Дескать, как ни опровергай, все пойдет ему на пользу. Я ничего подобного не нахожу. Цена мнениям — грош, ну гривенник, если качество повыше; цена правды очень высока. Правда — большая редкость. Она напоминает, что камню все равно, разбить стекло будки охранника или кого повыше. Что вряд ли кому-либо, в частности, и тому, кто повыше, можно опираться на данные телеагентства, уверяющего, что у его журналистов нет объективности. Наоборот, придется постоянно следить, не поверил ли ты им, и если да, искать для себя бюро с менее сомнительной репутацией.

Анатолий Найман
поэт, прозаик


В Ленинградской области школьники закидали камнями бывшего узника концлагеря

Posted: 05 May 2015 02:02 AM PDT



В Подпорожском районе Ленинградской области школьники закидали камнями 77-летнего узника концлагеря Анатолия Федотова, сообщает региональный портал 47news.

Инцидент произошел 28 апреля в поселке Важины. По данным издания, пожилой мужчина возвращался домой после вручения медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Анатолий Федотов — узник финского концлагеря под Петрозаводском.

Два года назад ветеран перенес тяжелую операцию на ноге, и поэтому шел с трудом.  За триста метров до сарая, где мужчина кормит свою дворовую собаку, трое школьников стали забрасывать его камнями и булыжниками.

Хулиганов попыталась окликнуть супруга Федотова, на что в ответ один из них показал голый зад.

«Эти дети закидали 77-летнего, глухого и хромого старика камнями и булыжниками. Он <…> никогда плохого слова никому не скажет. Мой дед был ребенком в лагере у фашистов, голодал. Для того, чтобы сохранить ему жизнь на тот момент, его дедушка жертвовал свой паек. Мне обидно и горько осознавать на сколько невоспитанными и жестокими могут быть дети», — написала в социальной сети «Вконтакте» внучка ветерана Ольга Ермакова.

Издание отмечает, что после случившегося со школьниками провели воспитательную беседу. Выяснилось, что дети не знают значения слова «узник». Недавно в важинской школе был открыт «Музей боевой славы».

Как сообщает 47news, Федотов был в финском концлагере под Петрозаводском с 1941 по 1944 года. Дочка ветерана рассказала, что ее отец попал в лагерь четырехлетним ребенком. Мальчика привезли туда вместе с 7-летней сестрой, матерью, бабушкой и дедушкой.

В 1941 году на территории Петрозаводска, оккупированной немцами, были созданы шесть концлагерей. Там находилось ненациональное население, вывезенное с прежнего места жительства, где его пребывание по военным соображениям было нежелательным, а также политически неблагонадежные, национальные и ненациональные лица, пребывание на свободе которых было нежелательным.


В центре Москвы избили музыкального директора поэтессы Веры Полозковой

Posted: 05 May 2015 01:01 AM PDT

Ночью 5 мая в центре Москвы трое мужчин избили музыкального директора поэтессы Веры Полозковой Елену Грачеву.

Телеканалу «Дождь» пострадавшая рассказала, что инцидент произошел на улице Тверская, недалеко от станции метро «Маяковская». В это время в центре столицы проходила очередная репетиция парада.

По словам Грачевой, когда она шла мимо зрителей, собравшихся посмотреть репетицию, у нее на пути появились трое мужчин крепкого телосложения. Один из них толкнул ее. Женщина попыталась увернуться, но мужчина дважды ударил ее по лицу. Грачева пригрозила, что вызовет полицию, после мужчины уже втроем стали избивать ее, в том числе ногами. С их слов женщина поняла, что нападавшие являются сотрудниками силовых структур.

Все происходило недалеко от толпы зрителей, но никто из них в инцидент не вмешался.

Спустя некоторое время одна из очевидцев происходящего все же вызвала полицию. Прибывшие правоохранители не стали задерживать мужчин, которые, по словам музыкального директора, снова подходили к ней с угрозами.

Через час Грачеву и избивавших ее мужчин отвезли в отделение полиции. Женщина утверждает, что мужчины угрожали ей и там. «Я сейчас в милиции. Они уже несколько раз мне угрожали, что убьют. Прямо при милиции», — сообщила Грачева по СМС «Дождю».


«Мы готовы»

Posted: 05 May 2015 12:01 AM PDT

В канун 9 Мая произошла мобилизация кинематографа.


Кадр из фильма «А зори здесь тихие...»

По словам министра культуры Мединского, в этом году должно быть снято 60 документальных и 6 игровых картин. Но, кажется, военного кино создается значительно больше. «Батальон» Дмитрия Месхиева, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Дорога на Берлин» Сергея Попова под продюсерством Карена Шахназарова, «Единичка» Кирилла Белевича, «Орден» Алексея Быстрицкого, Андрей Шальопа продолжает снимать «28 панфиловцев», и даже мультфильм «Крепость» студии «Мельница» посвящен обороне древнего Смоленска. Фильмы разного качества, охват географии от Севастополя до Харбина, от Москвы до Берлина. Среди героев — штурмовики, снайперы, зенитчицы, крестьяне и графини, взрослые и дети. К тому же у нашей киновойны женское лицо — женщина с ружьем вершит историю. И если в «Битве за Севастополь» снайпер Людмила Павличенко проходит путь от почти спортивного убийства к состраданию, то в «Батальоне» светские дамы и их служанки несутся на войну как ошпаренные, без какой бы то ни было мотивации.

Названы и забыты


«Батальонъ». Кадр из фильма

Следом за «Батальоном», «Битвой за Севастополь» выходит новая (если считать совместный с Китаем сериал), уже третья, киноверсия повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» в интерпретации Рената Давлетьярова. Премьера «исторического кинодокумента, как и михалковского «великого кино о великой войне», — в Кремле. Давлетьяров снимал максимально близко к тексту для нового поколения, причем не читавшего повести.

Не соглашусь с теми, кто требует вовсе отказаться от ремейков старого советского кино. Тут все зависит от вопроса: «ради чего», найдена ли живая связь произведения с нынешним временем?


Безусловно, трагический, внутренне динамичный текст васильевской повести просто создан для экрана. Впрочем, и такой материал требует храбрости авторского видения. В фильме Станислава Ростоцкого каждая из пяти зенитчиц была отдельным миром. Именно поэтому для каждой война оказалась личной катастрофой. В картине же Давлетьярова юные, милые, неведомо как прилетевшие из ХХI века девочки, брошенные наперерез матерым фашистским диверсантам, оказываются жертвами. При этом дилемма — «подвиг или бессмысленная смерть» — остается где-то на периферии сюжета.

Авторы могли бы, как в поэтичном любимовском спектакле, развенчивать «миф о войне как великом деянии», показать убийство как смертный грех, поспорить с казенным оптимизмом, с вновь востребованной установкой «война проявляет в человеке все лучшее». Но даже блеснувшие в фильме идеи (например, сомнение в необходимости защиты сталинского Беломорканала) названы и забыты.

Фильм Ростоцкого, вышедший в начале застойных 70-х, при всей степени его условности и театральности, картонном «современном» вступлении и эпилоге — совпал с запросом общества на «правду о войне» без прикрас и монументальности, на правду, как говорил сам Васильев, «где разорванные артерии и смерть». Поэтому каждую героиню фильма любила и оплакивала вся страна. В финале новых «Зорь…» — ритмичная попсовая песня «Любэ» про зори «тихие-тихие» и хорошего человека, которого обязательно дождется жена. Эта оптимистичная «эстрада» многое объясняет.

Ренат Давлетьяров, судя по всему, хотел снять популярное кино, которое понравилось бы и тинейджеру (авторский голос Гармаша за кадром, фашисты похожи на орков, финал решен в жанре экшена, девушки — словно с журнальных обложек), и ветерану (архаичные диалоги, в зачине тягучий ритм и монтаж советского кино), и начальству (реплики про Беломорканал и прочие приметы сталинского ада даны намеком и смикшированы).

Популярное кино должно быть красивым, пасторальным, эффектным: карельские пейзажи, мадонна с ребенком (Рита Осянина), белая простыня, окропленная кровью, и лошади, выметывающиеся из огня (начало войны), лезвие ножа у глаза, алая капля на зеленом листе. Про оглушительно пафосный саундтрек сочинения Романа Дормидошина промолчу.

Мединский недоумевает, почему в Голливуде подобное кино получается убедительнее, и приводит в пример «Ярость». Да потому, что подобные фильмы в Голливуде делаются долго и тщательно. У нас с советских времен всем рулит «датовская» политика: «Даешь ко дню разгрома фашистских оккупантов всесоюзную премьеру «Освобождения» Озерова!»

Еще пару лет назад военные фильмы не окупались в прокате. Но вот зрительский интерес возбужден, бокс-офисы растут. Для фильма Давлетьярова мягко подвинули главный фильм-конкурент «Мстители». Теперь майские каникулы освещают новые «Зори…»

Если завтра война

Мысль прусского писателя Клаузевица о том, что война — продолжение политики насильственными средствами, не может не прийти при взгляде на нашу киноафишу. Интенсивная военная кинокампания определенно напоминает нездоровый интерес к маршам и военному кино в канун Второй мировой и Отечественной. Названия лент можно было скандировать как лозунги: «За советскую родину!», «Если завтра война». Главным героем фильмов всех жанров стал «Человек с ружьем» (в финале этого фильма Юткевича 1938 года радостный Ильич призывал зрителя не бояться человека с ружьем). Тогда же появилась серия лент о готовности Красной армии дать отпор: «На границе», «В тылу врага»… Даже в комедии «Станица дальняя» военные маневры проходят совсем рядом с кубанскими селами. В популярнейших «Трактористах» (1939) дружно запевают «Марш советских танкистов», и на словах «когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин» поднимают бокалы к портрету лучшего друга кино.

Читайте также: «Битва за Севастополь» выходит на большой экран в России и Украине. «Новая» поговорила с режиссером

Заметим: милитаризация сознания и реабилитация Сталина, на глазах превращающегося из тирана в мудрого, сильного хозяина, — вещи не просто совместные, но глубинно связанные. Предпоследняя перед нынешней кампания по реабилитации Сталина была запущена в 80-е. Ее намечали к 40-летию Победы. И пока сын Андропова писал просталинскую монографию, Евгений Матвеев экранизировал роман Чаковского «Победа» в духе сталинских монументов Чиаурели. Милитаризм отстаивает использование авторитарной силы при решении не только международных, но и внутренних конфликтов. А патриотическое военное кино призвано убедить: лучшее, что может сделать наш соотечественник, — выполнить приказ и умереть за родину.

Разорванное сознание общества в поисках опоры оборачивается к устоявшимся фактам и домыслам прошлого — война объединяет: тем более война давняя, покрываемая пеплом забвения и мифов. Кинематограф — российский, голливудский — способствует этому мифосложению.

Кино как «театр военных действий»

История мирового кинематографа изумляет повторяемостью синусоид в развитии военного кино. На первом этапе — экран впитывает пропагандистскую идеологию, нагнетая патриотическую истерию поиском внешнего врага. Затем зрителя погружают в войну, как в «мужское приключение». Дальше — реакция поражения или горечь победы. Именно в этот период, как правило, и возникают произведения киноискусства, способные на художественное философское осмысление цивилизационных катастроф: «Баллада о солдате», «Летят журавли». Энергия уникальных авторских высказываний: «Они сражались за родину», «Иваново детство», «Восхождение», «20 дней без войны», «Время танцора», «Молох», «Иди и смотри», «Кукушка» — в распознании человеческого в нечеловеческих обстоятельствах. Отечественный кинематограф с его корневой связанностью с классической литературой, духовными традициями, тончайшим инструментарием, способностью к философскому осмыслению мог бы заняться восстановлением исторической памяти.

Но мы не любим сложной постановки вопросов, в том числе — о цене Победы, игнорируем противоречивое отношение к нашей армии в Европе. Проще двигаться по пути ментальной изоляции.

Читайте также: О патриотизме без прилагательных. На экранах эпик от Игоря Угольникова и Дмитрия Месхиева «Батальонъ»

Нынешние фильмы, романтизирующие «театр военных действий», в основном сделаны в стандартах массовой культуры, стремятся к зрелищности, к приключению. В них в соответствии с батальным жанром воспевается героика, находчивость, решимость, доблесть. Экран охотно и небескорыстно ублажает «новых гедонистов», предлагая эксклюзивнейший из товаров — наслаждение насилием как зрелище. Начальники от культуры рукоплещут военным фильмам, публика несет в кассу деньги. «Почему в нынешней России так много снимают картин о войне? — спросила меня Элизабет Дорнблют, корреспондент Deutschlandradio. — Зачем вы возвращаете Сталина в облике доброго дедушки?» Потому что и война, и культ личности возникают «по просьбам трудящихся», удовлетворяя жажду громадного числа людей, мечтающих о силе в качестве доказательства своей правоты.

Картины же, показывающие безумие, безнадежную неприглядность войны, «дела, — как говорил Толстой, — страшного, бессмысленного и гадкого», — оказываются в опале.

Многослойный «Штрафбат», продиравшийся до горькой исторической правды, избегающий эффектных ходов, федеральные телеканалы не повторяют (после первого показа генералы во главе с Варенниковым довели до сведения власти, что «Штрафбат» — кино непатриотичное, игнорирующее руководящую роль Генштаба и партии, а значит, не нужное народу).

Зато по книге Мединского сняли новый псевдодокументальный «Штрафбат» в цикле «Война и мифы», в котором разоблачают вредную неправду о том, что на всех фронтах воевали сотни батальонов штрафников под жестким прикрытием заградотрядов. Место идеологии уверенно занимает мифология. Нас пеленают в нее, она проникает внутрь. Как рассказывает Даниил Гранин, 65 изъятий было некогда сделано из блокадной книги исключительно по цензурным соображениям. Экран, как и современные учебники, готов подстраиваться под идеологию, переписывая страницы истории.

В сегодняшнем военном кино, и прежде всего в ремейках вроде «А зори…» или «Звезда», смущает плакатность, отсутствие объема, полифонии смыслов, внутренней противоречивости человека и его эпохи. Из кинематографа изымается отдельный сложный, непредсказуемый человек. Отечественных авторов интересует подвиг, герой, увенчанный славой, а не погружение в трагический выбор и сомнения.

«Что такое война? — задается вопросом Сокуров. — Это же не просто поссорились Сталин с Гитлером. Надо чтобы в разных частях Старого Света возникла энергия отрицательного поля, вскормленного амбициями, бесчувственностью к страданиям других, неуемным стремлением к власти. Сейчас эта отрицательная энергия вновь накапливается в различных частях Старого Света». Экран продолжает войну, романтизируя и легализуя «доказательство смерти». Экран может и сам дирижировать войной. Кинокритики говорят о стереотипах, отложенных в сознании благодаря кинематографу. Поэтому вьетнамскую «матрицу» накладывают на события в Афганистане или Ираке. В Пентагоне перед иракской операцией офицерам показывали «Битву за Алжир». Фильм, снятый во славу революции, стал пособием для ведущих регулярную войну. Кшиштоф Занусси, родившийся за три месяца до начала Второй мировой, говорит о родовой травме человечества, инфицированного войной.

Демонстрация военного кино входит в план мероприятий «ко Дню Победы» наряду с военным парадом и салютом. Помимо кремлевского кинопоказа будут сеансы для ветеранов, эти фильмы покажут по федеральным каналам. Но вновь наш телезритель не увидит самый страшный фильм о войне и о Холокосте — «Шоа» Клода Ланцмана. «Они победили», — вздыхает Ланцман, по крупицам восстанавливающий хронику Холокоста и то, как создавался механизм главного «идеального преступления» ХХ века, цель которого была — стереть следы. «Я глубоко презираю тех, кто может с удовольствием маршировать в строю под музыку, эти люди получили мозги по ошибке — им хватало бы и спинного мозга, — утверждал Эйнштейн. — Нужно, чтобы исчез этот позор цивилизации. Командный героизм, пути оглупления, отвратительный дух национализма — как я ненавижу все это. Какой гнусной и презренной представляется мне война. Я бы скорее дал себя разрезать на куски, чем участвовать в таком подлом деле».

«Они победили». И сегодня мы уже привыкли к военной картинке в ежедневных новостях. Сегодня уже уникален мир, война становится нормой существования. А центром этой ужасной «нормы» становится образ непобедимого соотечественника, противостоящего врагу, как правило, злобной «темной силе».

…В канун Первой мировой Николай Второй был вынужден одобрить идею частичной мобилизации. Но война подступала к России не только извне, она вызревала и внутри страны. Знаменитая статья, распространенная под девизом «Мы готовы» была напечатана в «Биржевых ведомостях» 27 февраля 1914 года под заголовком «Россия хочет мира, но готова к войне», авторство которой приписывалось военному министру Сухомлинову. Текст более чем актуальный: «С гордостью мы можем сказать, что для России прошли времена угроз извне. России не страшны никакие окрики. Русское общественное мнение, с благоразумным спокойствием отнесшееся к поднятому за последние дни за границей воинственному шуму, было право: у нас нет причин волноваться. Россия готова! «Россия хочет мира, но готова к войне!»… Россия, в полном единении со своим верховным вождем, хочет мира, но она готова!»

Лариса Малюкова
обозреватель «Новой»


Комментариев нет:

Отправить комментарий