вторник, 8 октября 2013 г.

Тема дня

Тема дня


«Репортеры без границ» подготовили доклад о Сочи

Posted: 07 Oct 2013 11:03 PM PDT

По мнению организации по защите свободы информации, независимая журналистика в регионе — это боевой вид спорта на выносливость.

Репортеры без границ: «Независимая журналистика — боевое искусство»

Доклад говорит о том, что хотя Сочи – это «глоток свежего воздуха» по сравнению с общей ситуацией на Кубани. У независимых блогеров, журналистов и СМИ много трудностей, считают«Репортеры без границ».

По мнению «Репортеров», основной рычаг давления на медиа в регионе – финансовый, как например дотации большинству СМИ и так называемые «информационные контракты».

Согласно докладу, некоторые сочинские медиа – это открытые выразители интересов собственников (будь то власть или бизнесмены), а неугодных журналистов и СМИ притесняют и истязают нелепыми исками, у многих представителей профессии возникли проблемы после критики администраций разного уровня или влиятельных бизнесменов, и поэтому за некоторым исключением в редакциях царствует самоцензура.

«Репортеры» упоминают также о нарушении права на свободу собраний и о проблемах, связанных с распределением аккредитаций на Олимпийские игры.

«На самом деле возможно выбрать свободную журналистику, — написано в докладе. — Но посвятить себя этому — это серьезный личный шаг, для которого нужно больше, чем скрупулезное соблюдение журналистской этики. Это не просто боевое искусство, а испытание на выносливость, для которых нужна редкая решительность и твердость».

В конце доклада организация приводит рекомендации для властей, для судебной системы и для журналистов и владельцев СМИ.

Этот доклад – продолжение кампании «Сочи-2014», в рамках которой организация уже делала акцию у российского посольства. Кампания под лозунгом «Независимая журналистика – единственная запрещенная в Сочи дисциплина» продлится до начала Игр.

Полина Мякинченко

«Вишневый сад»: открытая репетиция

Posted: 07 Oct 2013 09:42 PM PDT

В имение Станиславского возвращается молодой театр


Фото: Ирина Каледина

…Далеко в саду топором стучат по дереву: Любимовку восстанавливают. Подмосковное имение Трубецких и Белосельских, купленное в 1869 году текстильным фабрикантом Алексеевым, вписано в русскую культуру, как не всякому имению снилось. Здесь в 1870–1880-х, в домашних спектаклях огромной семьи, искал себя Константин Алексеев — он же Станиславский. Здесь в 1897 году завершился его восемнадцатичасовой разговор с Немировичем-Данченко о создании М.Х.Т. (начался-то он в «Славянском базаре» — но к полуночи ресторан закрыли, и Константин Сергеевич с Владимиром Ивановичем поехали в Любимовку договаривать). Здесь венчались Станиславский и Лилина. Отсюда «художественники» выезжали в экспедиции по трущобам Хитровки, готовясь к постановке свеженаписанной пьесы «На дне».

Летом 1902 года здесь жили Чехов и Ольга Книппер. Чехов думал о новой пьесе. Соседская гувернантка-англичанка в мужском костюме, отправлявшая А.П. записочки «Брат Антон! …Христос с тобой. Люблю тебе», горничная Дуняша, прототипы Епиходова и Пети Трофимова, война с несносными дачниками, неумолимо окружавшими имение (и с каждым летом все настойчивей и бесцеремонней!), свистки поездов Ярославской дороги… множество черт Любимовки вошло в «Вишневый сад».

Потом здесь были рабочие бараки. Раззор, запустение, разобранный главный дом. Промзоны и гаражи города Королева, битый подмосковный асфальт плотно взяли усадьбу в кольцо. Из мемориальных вещей большого имения уцелели: рояль и три фотопортрета.

Восстанавливать Любимовку стали в начале 1990-х. С 1997 года работы в имении ведет Фонд Станиславского. Еще полуразрушенная, усадьба уже жила: здесь проходили в первые годы читки фестиваля новой драмы «Любимовка» (откуда, собственно, и имя). Здесь Эймунтас Някрошюс провел режиссерскую лабораторию и начинал репетировать свою «Божественную комедию».

В год 150-летия К.С. завершена реставрация второго усадебного дома и Театрального павильона. В Любимовке впервые прошел новый проект Фонда Станиславского «Вишневый сад».

…Двухэтажный деревянный дом чист, выкрашен в мягкие белые, кремовые, бежевые тона — и почти пуст. Многострадальный рояль Алексеевых в гостиной. Новые венские стулья у длинного чайного стола. Вишневые пироги и маленькие букеты усадебных хризантем и осенних листьев. Дождь и дождь.

В саду виден многранник Театрального павильона: здешний «театр Треплева».

Это деревянное зданьице было павильоном мануфактуры Алексеевых на Нижегородской ярмарке начала 1880-х. Потом его разобрали, как кукольный домик, перевезли из Нижнего в Москву, собрали в Любимовке — для театральных затей семьи.

Хорошо строили на Нижегородской ярмарке при Александре III: павильон с цифрами «1882» на фронтоне перестоял всё. Дубовые плахи пола — «родные». Павильон отреставрирован, оснащен светом и гримерками, вмещает пятьдесят зрителей. Главная прелесть зданьица — многогранный пояс окон в верхней части павильона. «Сценическую половину» еще не успели затянуть темным бархатом задника. Окна над сценой кажутся левитановским или коровинским фризом.

Над открытой репетицией спектакля Кирилла Вытоптова «Иу/Да» по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» светит сумерками и дождем серое подмосковное небо с золотыми ветвями усадебных тополей. На центральном окне прилеплены рентгеновские снимки, составляющие полный телесный образ человека с раскинутыми руками. По старой, грубо сколоченной стремянке к окнам подымается студент РУТИ, играющий Учителя, — и крупно дрожа, заикаясь, стараясь вылепить, вытащить из себя эти слова здесь и сейчас, говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

И бросается, раскинув руки, вниз — на груду истрепанных ночлежных матрасов.

Спектакли 29-летнего Вытоптова (прежде всего — «Сережа» и «ГенАцид» в «Современнике») театральная Москва заметила. Новый трудный проект (декоративно-противоречивая повесть Андреева по сюжету, естественно, близка к Евангелию) – будущий дипломный спектакль студентов РУТИ-ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). В Любимовке показан work-in-progress: спектакль еще продумывается и лепится (прежде всего — продумывается). Но Любимовка — осеннее, подмосковное, несомненное «место силы». Она дает театральным замыслам свой масштаб.

До показа Кирилла Вытоптова, 8–15 сентября 2013 года, в Любимовке прошла лаборатория британского режиссера Меттью Лентона с актерами его театра Vanishing Point (Глазго), студентами пекинской Национальной академии театрального искусства и молодыми российскими актерами. Лентон привез великолепную и страшную гуттаперчевую маску 80-летнего англичанина с ястребиным носом и резкими чертами морщин. Надевая «Джорджа» (а маска закрывала человека по грудь) — вчерашние студенты погружались в старость, боролись с ней, сдирали ее с себя, подражали ее пластике, постигали ее драму. Этюды сложились в странный и завораживающий спектакль о человеке, полуудушенном деспотической заботой родных и сиделок, грезящем молодостью в Гонконге, бунтующем против смерти.

…Что ж, Станиславский вспоминал, как вся молодая Любимовка в 1880-х погрузилась в изучение пластики японского танца. Восток вернулся сюда по праву.

21 сентября в Любимовке был показан спектакль Сергея Метелкина и химкинского театра «Наш дом» «Доктор. Первый год» по «Запискам юного врача» Булгакова. Спектакль — победитель Фестиваля театров малых городов России 2013 года. Вызывающе лаконичная сценография и причудливая образная режиссура (всю земскую больницу Метелкин «извлек» из одного пианино «Заря» — герой и оперирует, запуская в него руки по локоть, перебирая дребезжащие жилы струн) создают спектакль о профессиональном становлении человека. Доктора Метелкин играет сам.

…В Любимовке нет пока открытых показов. Здесь, под шум работ в бывшей оранжерее Алексеевых, под свист ветра в ветвях свежевысаженных саженцев вишни — создается театральная лаборатория. Но тихую силу места чувствуют все ее участники

Елена Дьякова
Обозреватель отдела культуры

В поисках зеленой травы

Posted: 07 Oct 2013 09:52 AM PDT

«Динамо», «Спартак» и ЦСКА все же нашли поля для проведения своих матчей в премьер-лиге

Стон трех столичных футбольных бомжей-миллионеров, которые остались без стадионов по собственной вине и при содействии аномальных даже для «деревни Гадюкино» погодных реалий, — пронесся над всей Россией. Было от чего рыдать. Россия, пусть не вся, но услышала, и где-то даже прониклась.

ЦСКА временно съехал с «убитой» «Арены-Химки», оттуда же попросили «Динамо», третьей жертвой стал квартировавший на «Локомотиве» «Спартак» — еще бы чуть-чуть, и стадион в Черкизове тоже бы закрылся до весны. Президенты и менеджеры вышеназванных топовых клубов схватились за голову: им же в голову не приходило, что перенаселенность в разы увеличивает возможность возникновения форс-мажорных ситуаций, а отсутствие резервных вариантов делает их неизбежными. Вот и приехали.

ЦСКА, уже совершивший вояж на питерский «Петровский» и вернувшийся оттуда с какой-никакой, но победой над чешской «Викторией» в Лиге чемпионов, — пробовал договориться с ближайшим соперником по дерби о переносе матча на резервный день, но такое же бездомное «Динамо» отказалось. Вопросом «где играть?» бело-голубые вообще не заморачивались — где скажут, там и будут. У будущих хозяев отпал вариант с Подольском, где опасались, что День города может превратиться в День фаната. Вариант с Малой ареной стадиона «Локомотив» категорически не устраивал главного тренера ЦСКА Леонида Слуцкого, который опасался, что неидеальный искусственный газон МСА приведет к травмам, в том числе и игроков сборной России.

На запасной стадион претендовал и «Спартак», но красно-белые сами отказались от арены из-за малой ее вместимости. Ближайший стадион, который устроил и соперника в лице грозненского «Терека», нашелся в Екатеринбурге — руку помощи протянул «Урал» со стадионом «Центральный». Можно было сыграть, к примеру, в Иркутске или Чите, но организованные «Спартаком» бесплатные автобусы с болельщиками добрались бы туда к середине нынешней недели.

В это же время небывалую активность по организации объединенного с Украиной чемпионата проявлял его московский директорат. Когда абсурд достиг высшей точки (это на сегодня высшей), руководство ЦСКА все-таки решилось принять динамовцев на запасном поле «Локомотива». Худо-бедно все устроились и «переночевали», но играть еще почти два месяца, и не только в чемпионате России: ЦСКА принимать 23 октября «Манчестер Сити», а 27 ноября (!) вовсе лучший клуб Европы (а может, и мира) — мюнхенскую «Баварию». Поля в Химках и на главной арене «Локомотива», может быть, и отдохнут, но к тому времени в Москве и Подмосковье снег ляжет.

Единственный пригодный для игры и зрителей столичный стадион второй месяц «курит» в сторонке: Большую спортивную арену «Лужников» закрыли в связи с «грозовым 18-м годом», но демонтировать начнут не раньше весны или даже лета. Скинуться бы трем бедолагам на новый газон, согласовать вопрос со всеми заинтересованными лицами, да сходить на поклон в мэрию — но, очевидно, легче в Бобруйск.

Домашних матчей у трех столичных «грандов» осталось всего-то 16. Городов в России хватит. Спасайте, кто может.

Владимир Мозговой
Специальный корреспондент

Почему волк так сказал?

Posted: 07 Oct 2013 08:44 AM PDT

...Всего 12 человек. Начинается знакомство. Кто-то, как выясняется, руководит небольшой компанией, кто-то работает логистом, кто-то учится. Это — психологический тренинг, который ведут два хорошо мне знакомых психотерапевта. Я считаю их профессионалами, и мне интересно поприсутствовать. Проходят какие-то анкетирования, вопросы-ответы, два часа пролетают совершенно незаметно. Кофе-пауза. А потом задание: расскажите за 5 минут сидящему рядом с вами человеку что-то о себе, что вы считаете эмоционально важным. Рядом со мной человек лет сорока, по образованию — юрист. Он рассказывает, как папа уехал на юг отдохнуть и как он ждал его целый месяц. Зима, сугробы, а папа выходит из машины загорелый, легкий, солнечный. Увидев его из окна, он наперегонки с младшими братьями — одному 5 лет, а другому 3 — бегут к двери встречать. Входит папа и говорит, обращаясь к маме, что «встретил любовь всей своей жизни», что уходит навсегда…

— А мы повисли на его руках, плача, — мне было 7 лет, — продолжал свой рассказ собеседник. — И отец меня пристыдил: ты старший, смотри — за тобой мал-мала… Ты теперь за главного. И ушел

Пришло время интерпретаций.

— Мой сосед успел рассказать много чего, — сказала женщина, показавшаяся мне поначалу человеком, абсолютно в себе уверенным. — Но, думаю, главное, — то, что в детстве его родители сдавали на пятидневку… А он тогда посмотрел какой-то фильм, где человек оказался на необитаемом острове. Там пролетали самолеты, он кричал, подпрыгивал, но его сверху не видели. И тогда он разжег огонь, сделал что-то наподобие факела, и его заметили, спасли.

— Ничего подобного я не говорил, — не зло, а скорее даже с каким то мягким, добрым удивлением в голосе заметил ее сосед. И уточнил: — Я не про пятидневку, а про фильм.

— Да, — сразу согласилась женщина, — это я уже о себе. Я очень ждала выходных, но однажды они не забрали меня даже и в выходные. Я утащила из столовой спички и подошла к окну с факелом, сделанным из альбомного листа…

…Шел уже где-то, наверное, четвертый час тренинга, когда я вдруг поймала себя на том, что перестала рядом с собой видеть взрослых. В комнате кружочком сидели дети и рассказывали о своих страхах. Как будто вот только что сбежали от каких-то страшных чудовищ, которые чуть было их не загрызли. Вбежали в тепло и свет, где их напоили горячим чаем и кофе и вот — слушают.

Ровно те же ощущения были у меня лет, наверное, уже 10 назад. Я была тогда в детском реабилитационном центре города Томска. Там были дети с очень тяжелыми диагнозами. Они передвигались в основном на инвалидных колясках, кто-то, для того, чтобы сказать одно слово, тратил минут 15. А часа через два я уже видела обычных детей, которые так же, как взрослые москвичи, сбежали все вместе от какого-то чудовища и, почувствовав доверие и тепло, начали говорить о себе. Помогая себе костылем, руками, головой, мальчик лет 11 рассказал, что пишет фантастическую повесть, и поразил сюжетом. Девочка лет восьми, вся перекошенная, вдруг оказалась такой красивой, — а просто я эту перекошенность перестала видеть. Я видела только те оттенки зеленого цвета, о которых она говорила, — а она их видела десятками!

Уже по дороге домой, с тренинга, я думаю сразу обо всех: о соседе моем, юристе, который в свои 40 не может создать семью: он не смог стать «главным» для маленьких братьев. У них не очень во взрослой уже жизни все сложилось. Он боится стать отцом… И о «девочке с факелом» — она теперь меняет уже восьмое место работы, говорит о себе, что ощущает себя калекой.

А дома, как по заказу, в гости приехал бывший однокурсник моего сына, выпускник МГУ, который вот уже месяца два как работает психологом в детском саду.

— Знаете, я вижу во многих детях уже сейчас серьезные проблемы. Поведение, рисунки, слова — все говорит о начале какого-то просто базового недоверия к миру, — рассказал он мне. — И я говорю об этом родителям, вот сегодня, например. А мама ребенка в ответ: «Не могу я ему еще больше уделять внимания, у меня работа. И для кого я колочусь так? Для него же, чтобы все у него было…» А я продолжаю, что все же недостаток эмоционального общения очень очевиден. Надо говорить с ребенком, и не просто прочитать ему сказку перед сном, а вместе с ним ее переживать…

— Это как так мне сказки с ним переживать? — не поняла его женщина.

— Вы, к примеру, читаете: «И тогда волк сказал…» А ребенок спрашивает: «Почему он так сказал?» — и вы обязательно должны ему ответить, объяснить.

— Ой, Федя, вы еще такой молодой, — засмеялась женщина. — Какой там, к черту, волк… У нас кредиты, мы вкалываем, крутимся. Волк…

Она ушла смеясь.

Галина Мурсалиева
обозреватель «Новой»

Потолок где-то в зените

Posted: 07 Oct 2013 06:04 AM PDT

Найден вполне законный способ в очередной раз увеличить стоимость возведения стадиона для клуба «Газпрома»

РИА Новости

Питерская администрация все-таки расторгла контракт с ЗАО «Трансстрой» на строительство нового футбольного стадиона на Крестовском острове и объявила о поиске нового подрядчика. До 22 октября будут приниматься заявки на участие, 1 ноября — аукцион, а работы на сумму 12,5 млрд рублей должны быть выполнены до 15 декабря 2015 года. Прием стадиона в эксплуатацию запланирован на лето 2016-го.

Нет-нет, не думайте, что причиной разрыва контракта стало плохое качество работ, сорванные сроки или зашкаливающий уровень воровства. Все куда проще: 15 декабря 2013 года истекает срок выполнения работ по действующему контракту, а в новом конкурсе никто, кроме «Трансстроя», участвовать, похоже, не собирается: все, кто мог бы составить ему конкуренцию, отказываются от участия, понимая колоссальную «проблемность» объекта. Кстати, тот факт, что расторжение контракта с «Трансстроем» — формальность, питерские чиновники даже и не скрывали, заявляя, что это «техническая мера, необходимая для обеспечения бесперебойного режима строительства стадиона и связанная с предстоящим конкурсом на очередной этап»… Так что компания, подконтрольная Олегу Дерипаске, без забот и хлопот сможет и дальше «осваивать» деньги питерских налогоплательщиков. А денег явно придется «подкинуть» еще: заявленной суммы на достройку стадиона не хватит.

Сядем и подсчитаем: нынешняя (уже и не вспомнить, какая по счету) сметная стоимость строительства стадиона — 34,9 млрд рублей. К началу 2013 года на строительство из петербургского бюджета было истрачено 14,5 млрд рублей. В 2013 году в бюджете запланировано 5,1 млрд рублей. Итого до конца нынешнего года: 19,6 млрд рублей. Остаток — 15,3 млрд рублей, что несколько больше, чем заявленные на конкурс 12,5 млрд рублей: не хватает почти 3 миллиардов.

К тому же вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян говорит, что «с учетом новых требований ФИФА к строительству стадионов, а также в связи с изменениями действующего законодательства в области проектирования и строительства» надо будет внести «соответствующие изменения в ранее разработанную рабочую документацию». И хотя он обещает, что изменения «не подразумевают увеличения сметы — напротив, после очередной экспертизы она может быть уменьшена», уверенности в этом нет. По крайней мере, раньше именно «новыми требованиями ФИФА» неизменно оправдывали удорожание проекта…

Интересно, что с указанной ситуацией совпало предложение Минэкономразвития — о снижении «потолка» затрат на каждый стадион, строящийся на бюджетные средства к чемпионату мира, с 14,3 до 12,5 млрд рублей. В Петербурге эту сумму выделяют, как сказано, лишь на достройку, и то этого будет недостаточно.

Значит, или этой осенью (когда Законодательное собрание будет принимать бюджет на 2014 год), либо следующей Смольный сделает депутатам предложение, от которого парламентское большинство  не сможет отказаться: мол, прибавить бы надо. И новые бюджетные миллиарды отправятся тем же путем, что и старые.

Какая часть из них будет, как изящно выражаются аудиторы Счетной палаты, «истрачена нецелевым образом» — неизвестно, но соответствующий процент может доходить почти до 50%. Как рассказывала «Новая газета», согласно акту проверки СП, из уже потраченных 14,5 млрд рублей около 6,6 млрд рублей попали в тот самый «нецелевой процент». Это завышенная стоимость работ, отсутствующие акты приемки, незаконно заключенные контракты. И никто не наказан: правоохранительные органы неторопливо ведут расследование, явно не спеша искать виновных.

Задача государственной важности, понимаешь, — достойное проведение чемпионата мира! Под это можно на многое закрыть глаза: чемпионат всё спишет. И не важно, что в Петербурге недостает средств на куда более важные для горожан цели. Смольный легко соглашается выделять деньги питерских налогоплательщиков на строительство стадиона. Уверен: если бы город отказался взваливать на свои плечи эту ношу и твердо заявил бы об отказе от финансирования строительства — тут же нашлись бы необходимые средства в федеральном бюджете или в «кармане» у «Газпрома», которому принадлежит «Зенит».

Борис Вишневский
Обозреватель

Фото дня

Posted: 07 Oct 2013 04:34 AM PDT

Мир имени Анны

Posted: 07 Oct 2013 01:04 AM PDT

Во многих городах появились улицы и площади имени Анны Политковской. Сегодня, 7 октября, мы хотим вспомнить немного географии

С момента трагической гибели обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской прошло 7 лет. За это время много чего произошло. Продолжается расследование: начался уже третий судебный процесс над соучастниками убийства. Установлен предполагаемый киллер, осужден один из организаторов. Кто заказчик — вопрос, на который еще предстоит найти ответить. Все эти годы жива память об Анне. Переиздаются ее книги, ставятся спектакли, вручаются премии ее имени. Во многих городах появились улицы и площади имени Анны Политковской. Сегодня, 7 октября, мы хотим вспомнить немного географии.

2007 год. Зал для пресс-конференций в Европейском парламенте в Брюсселе назван именем Анны Политковской

Это решение было принято на одном из первых заседаний сессии Европарламента в Страсбурге в январе. На тот момент действовавший председатель Европарламента Ханс-Герт Петтеринг отметил, что присвоение имени Политковской пресс-центру является символическим жестом в поддержку свободной и независимой прессы. «Политковская была смелой женщиной, которая боролась за свободу прессы и свободу слова в своей стране. Она стала символом этих ценностей, и мы чтим ее за то, что она отстаивала их в очень трудных условиях», — сказал он. Решение парламентариев было единогласным.

2007 год. Площадь Анны Политковской в Риме

Решением муниципалитета и мэра Рима Валтера Велтрони именем Анны Политковской названа площадь в одном из крупнейших и красивейших парков столицы Италии — Вилла Дории-Памфили. На табличке написано, дословно: «Площадь Анны Политковской (1958—2006 год). Русская журналистка. Свидетель свободы и деятель за человеческие права». «Когда убивают журналиста — делают это только для того, чтобы журналист замолчал. Но мы не должны молчать, когда убивают журналиста. Поэтому мы сделаем все, чтобы имя Анны Политковской неразрывно было связано с нашим городом, мы будем говорить об Анне и помнить ее», — сказал синьор Велтрони на церемонии открытия. Медаль Рима была передана дочери Анны, Вере Политковской.

2009 год. Улица Анны Политковской появилась в Тбилиси, Грузия

Решение о переименовании одной из улиц города в Ваке-Сабурталинском районе было принято на заседании Тбилисского сакребуло (орган местного самоуправления). Торжественная церемония состоялась в столице Грузии 4 ноября. «Она была настоящим защитником прав человека», — объяснил решение председатель сакребуло Заал Самадашвили. В церемонии принял участие президент Грузии Михаил Саакашвили.

2009 год. Улица Анны Политковской в городе Феррара, Италия

Общественная организация Феррары «Грилли Эстенси» выступила с предложением присвоить одной из улиц города имя российской журналистки Анны Политковской. Идею поддержали власти города. «Анна Политковская погибла за то, за что боролась: за правду. Судьба таких людей, как она, небезразлична и итальянскому обществу. Наименованием улицы в честь Анны Политковской жители города подчеркивают свое уважение к профессии журналиста во всем мире. Важно гарантировать гражданам свободу печати, защищать демократию и конституционные права», — сказал в своем выступлении мэр Феррары Тициано Тальяни. На торжественной церемонии 9 ноября 2009 года присутствовали дети Анны, Вера и Илья.

2011 год. Площадь Анны Политковской в пригороде Парижа Монтрёй

Коммуна Монтрёй — один из самых густонаселенных пригородов Парижа. Идея открытия площади имени Политковской принадлежит французскому отделению международной правозащитной организации Amnesty International. Власти муниципалитета идею поддержали. Имя обо-зревателя «Новой газеты» носит площадь у одной из старейших церквей — святых Петра и Павла.

«Мы не рады открывать сегодня площадь имени Анны Политковской. Мы бы предпочли, чтобы сегодня она была рядом с теми, кого любила. Эта церемония — для нас не радость, это наш долг» — этими словами начала церемонию открытия площади мэр Монтрёя — Доминик Вуане.

2011 год. Аллея Свободы и дерево Анны Политковской, Генуя, Италия

В июле в парке в центре Генуи была заложена Аллея Свободы. Первое посаженное дерево носит имя Анны Политковской. На церемонии открытия присутствовала дочь Анны, Вера. Она перерезала ленточку вместе с мэром города Мартой Винченце.


2012 год. Парк Анны Политковской в городе Карловы Вары, Чехия

Идея дать парку в центре города имя Анны принадлежит чешской неправительственной организации «Человек в беде». В рамках международного проекта «Адрес: права человека» чешские активисты предлагают присвоить имена погибших журналистов и правозащитников улицам и площадям в различных городах страны. На церемонии открытия были зачитаны отрывки из книги Анны Политковской «Русский дневник», недавно вышедшей в Чехии; вел церемонию глава магистрата города Карловы Вары Ян Копал.

2013 год. Милан. Сад имени Анны Политковской

Идея принадлежит общественной ассоциации «Анна вива» («Анна жива»), созданная после убийства Анны Политковской. Сначала члены ассоциации посадили дерево имени Анны, затем начались переговоры с мэрией по поводу более заметного объекта. В результате решили, что это будет сад в центре города, на улице Корсо Комо, недалеко от железнодорожной станции Гарибальди. Глава городского совета Базилио Риццо отметил, что вопрос об открытии сада имени Анны был единственным случаем, когда все члены совета проголосовали единогласно. На торжественной церемонии открытия присутствовали сын Анны — Илья и сестра Анны — Елена.

Надежда Прусенкова

Оклеветанный Грозный

Posted: 07 Oct 2013 12:03 AM PDT

Живописец Репин оскорбил чувства верующих

Василий Бойко не всегда был Великим. Бойко-Великим он стал после отсидки в СИЗО, где готовился к суду по надуманному обвинению в мошенничестве. Примерно тогда же духовная жизнь коммерсанта до краев наполнилась верой. Потом он вышел на волю, внеся рекордный для крытых помещений залог в 50 миллионов рублей, и тут началось его восхождение к тем сияющим вершинам духовности, которые сулят подлинное величие. Ну и по ходу Василий Вадимович зарегистрировал свое новое, выстраданное на киче имя в Хорошевском загсе г. Москвы.

Простой перечень подвигов, совершенных Бойко-Великим в последнее время, неопровержимо свидетельствует о том, что это громкое имя он не посрамил.

Так, года три назад предприниматель навел шороху у себя в компании «Вашъ финансовый попечитель», когда в целях борьбы с засухой повелел нижестоящим сотрудникам молиться о ниспослании дождя и срочно пройти учебный курс «Основы православной культуры». Кроме того, всем женатым трудящимся приказано было обвенчаться. Ослушники подлежали увольнению, и эта его кадровая проповедь сотрясла Россию, а также Трудовой кодекс и Конституцию РФ.

А год назад Василий Вадимович вступил в единоборство с ведомством самого Бастрыкина. Тогда его снова собрались было посадить, и в пресс-релизе принадлежавшего Бойко-Великому «Русского молока» прямо указывалось на заказчиков кампании по дискредитации бизнесмена. Это были следователи СК, подбадриваемые «оранжистами», которые мстили главе агрохолдинга за его поддержку Путина на выборах. А еще за то, что он «в свое время потребовал ареста хулиганок и кощунниц из так называемой группы PussyRiot».

Сегодня имя Бойко-Великого снова на слуху. На сей раз это славное имя возглавляет и явно украшает список подписантов Открытого письма, обращенного к министру культуры и директору Третьяковской галерии. В письме содержится призыв снять со стены музея и упрятать в запасник картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Ибо картина эта, как доказали отдельные историки и другие честные люди, «является неприкрытой клеветой не только на Царя Иоанна, но и на русское Православное Самодержавие, на весь русский народ». Потому что царь Иван Васильевич на самом деле никакого сына не убивал, а «ложный слух был намеренно запущен врагами», тогдашними агентами госдепа, дабы «сломить волю Царя, волю русского народа в тяжелейшей войне с Польшей, Литвой, Швецией». Да и к самому Репину стоит присмотреться, поскольку этот, с позволения сказать, живописец, «проникнутый революционными богоборческими идеями, относился с пренебрежением к русским православным традициям».

В таком духе написано все письмо, и тут у любопытствующего читателя может возникнуть вопрос: а что, Бойко-Великого опять собираются посадить? Почему он так возбудился? Читателя успокоим: вроде нет, не собираются. Напротив, письмо продиктовано и прямо-таки дышит любовью к закону и к той новорожденной статье Уголовного кодекса, которая карает за оскорбление чувств верующих. Статья практически не применяется, и вот Бойко-Великий и примкнувшие к нему профессор Фроянов, общественный деятель Болотин, издатель Лебедева, адвокат Аверьянов, а также директор Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого Анна Бойко-Великая заявляют о том, что их чувства оскорблены. Правда, Репина наказать затруднительно, однако заточить его картину в третьяковское СИЗО проще простого. Сняли с гвоздика — и давай, до свидания. Руки, короче, прочь от царя Ивана Васильевича.

Комментировать эту новость можно по-разному.

Как тяжелый, едва ли поддающийся лечению случай маниакально-депрессивного патриотизма. Как случай исторический, корнями уходящий в эпоху незабвенного эффективного менеджера, который призывал режиссера Эйзенштейна восхититься царем Иваном, — примерно в тех же выражениях, что и Бойко-Великий с заединщиками. Как случай поучительный, и тут иной клеветник России тоже мог бы обратиться с открытым письмом к властям. Мол, допрыгались со своими законами, вот уже и Репин — у нас иностранный агент. Однако более всего хочется восхититься духовной цельностью главного из подписантов. Отмечая при этом с благоговением, что все его замыслы рано или поздно воплощаются в жизнь. И хотя директор Третьяковки Ирина Лебедева не желает отправлять картину в хранилище, указывая на то, что произведение искусства — «это не иллюстрация исторических фактов, а художественное произведение», я думаю, что Бойко-Великий своего добьется. Он же всегда добивается своего.

Судите сами. Засуха отступила. Путина выбрали. Феминистки сидят по лагерям. Значит, и богопротивную картину невдолге уберут с глаз долой. Приготовиться Карамзину, тоже грубо оклеветавшему царя Ивана, якобы изверга и убийцу. Ну и Пушкину с его Борисом Годуновым, которому, как все знают, мальчики кровавые понапрасну являлись в кошмарных снах. С вещами, на выход, руки за спину, духовные скрепы сблочат в камере, если во всем сознаешься, изобразишь деятельное раскаяние и будешь хорошо себя вести.

Илья Мильштейн
Журналист

Комментариев нет:

Отправить комментарий