среда, 24 июня 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Удивительная история про оправдательный приговор, который все равно закончился тюрьмой

Posted: 24 Jun 2015 11:02 PM PDT

И — проблемами для принципиального судьи.

Как известно, оправдательных приговоров у нас не бывает, а если и бывают, — а их полпроцента от общего числа выносимых, — то в основном «социально близким». Так было. Теперь «социально близких» стараются выводить из-под тюрьмы другими способами (амнистия, переквалификация деяний на более легкие, условные сроки, затягивание процесса до истечения сроков давности и т.д.), но оправдательные приговоры все равно случаются. Опять же по разным причинам — уж никак не из-за доказанной невиновности, — такого мы в «Руси Сидящей» что-то давно не припомним, — а просто потому, что кто-то кому-то хотел дать щелчка по носу: чаще следствию, реже прокуратуре. Но иногда нам все же попадаются бриллианты в куче, извините за выражение, навоза. Вот про один такой приговор я вам сейчас расскажу. Но чтобы не было сомнений, оговорюсь сразу: каким бы ни был оправдательный приговор, заканчиваются эти дела одинаково — тюрьмой.

Обратились к нам в «Русь Сидящую» две девушки, сестры. Написали о своем брате — Евгении Серегине, 1992 года рождения. Семья многодетная, друг за друга горой стоят. История не из приятных — ст. 111 ч. 4 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего»). История эта сразу начинается с оправдательного приговора, но когда мы его получили, стало тревожно за судью: это судья Дятковского горсуда Брянской области Литра Ираида Владимировна. Потом засомневались, может она что-то все-таки не так сделала, и отправили оправдательный приговор нашим юристам. «Нет, — говорят юристы в один голос, — все правильно судья сделала. И вообще это не приговор, а мечта наша: чтобы доказательства, полученные с нарушением уголовно-процессуального закона, не ставились в основу приговора. Не можете работать, не можете доказать — вот вам оправдательный приговор. Как говорится, лучше оправдать десять виновных, чем посадить одного невиновного».

Ну вот сами посудите, что за прелесть этот приговор. Вот как оценила доказательства стороны обвинения судья Литра И.В.

— Протокол обыска — недопустимое доказательство, ибо «в материалах уголовного дела отсутствует постановление о создании следственной группы. Следовательно, обыск в доме, где проживал Серегин Е.И., был произведен неуполномоченным лицом»;

— протокол выемки одежды — недопустимое доказательство, ибо «мама передала сотруднику полиции Глушенкову по его просьбе одежду, в которой Серегин Е.И. находился в день преступления. Никаких документов при этом не составлялось. Показания указанных свидетелей государственное обвинение ничем не опровергло»;

— экспертизы признать недопустимыми, поскольку, «принимая во внимание, что протоколы обыска и выемки признаны недопустимыми доказательствами, заключения указанных экспертиз в части выводов об исследовании обуви, одежды, футболки, протокол осмотра указанных предметов в части их осмотра, также признается судом недопустимыми доказательствами, а также не имеющим юридической силы постановление о признании указанных предметов вещественными доказательствами»;

— полиграф — недопустимое доказательство, ибо «в связи с тем, что действующее процессуальное законодательство не предусматривает сведений, полученных с помощью полиграфа, в качестве доказательства»;

— и «царица доказательств» — явка с повинной. «Государственный обвинитель сослался на протокол явки с повинной как на доказательство вины подсудимого. Согласно ст. 142 УПК РФ, заявление о явке с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном преступлении. В соответствии со ст. 140 УПК РФ явка с повинной является поводом для возбуждения уголовного дела. Согласно протоколу явка с повинной написана собственноручно. То есть Серегин Е.И. добровольно изложил в письменном виде в произвольной форме обстоятельства совершенных им действий. Данный протокол можно отнести к протоколу допроса. Однако показания подозреваемого и обвиняемого, данные в ходе досудебного производства в отсутствии защитника и не подтвержденные в суде, являются недопустимыми. Протокол явки с повинной написан в отсутствии защитника, без разъяснения ст. 51 Конституции Российской Федерации. Таким образом, указанный протокол не является доказательством по делу, а лишь поводом для возбуждения уголовного дела и учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание».

Итого: «Суд приходит к выводу, что указанные доказательства не являются достаточными и бесспорными для признания Серегина Е.И. виновным в инкриминируемых ему преступлениях. Сторона обвинения не представила суду бесспорных доказательств, подтверждающих совершение подсудимым преступлений, предусмотренных… Оправдать за непричастностью…» Молоточек.

Прокуратура не смогла вынести такого «безобразия». По представлению прокуратуры оправдательный приговор судьи Литры И.В. был отменен апелляционной инстанцией и отправлен на новое рассмотрение в суд 1-й инстанции в новом составе суда. Который и вынес обвинительный приговор Серегину Е.И., 1992 г.р., 8 лет лишения свободы. Новый судья не стала отправлять дело на доследование, а просто постановила обвинительный приговор на тех же — недопустимых — доказательствах. В апелляционном определении более искушенные товарищи указали судье Литра И.В. на недопустимость впредь постановки таких приговоров, ибо следует подправлять ошибки следствия в ходе судебного заседания, а не тыкать, как нашкодивших котят, мордой в лужу.

Ольга Романова
эксперт по зонам


ПАСЕ не будет возвращать России полномочия

Posted: 24 Jun 2015 12:23 PM PDT

Парламентская ассамблея Совета Европы отказалась возвращать России право голоса, сообщает РБК.

«За» резолюцию, подготовленную главой комиссии Штефаном Шеннахом, проголосовали 128 человек, 11 — «против».

Шеннах выступил против полной отмены полномочий России, он считает, что так Европа потеряет возможность контролировать ситуацию вокруг Украины. «Если мы не сделаем ничего, чтобы воспользоваться всеми международными инструментами, то возникнет еще один замороженный конфликт в дополнение к тем, что уже существуют», — говорит Шеннах.

По словам главы комиссии, были расширены условия, которые необходимо выполнить России, чтобы вернуть право голоса в ПАСЕ. Так, представители ассамблеи заявили о немедленном освобождении украинской летчицы Надежды Савченко и прекращении преследования российских активистов, НКО и СМИ, которые с критикой относятся к действиям России в Украине.

Помимо этого, в резолюцию вошли поправки украинской стороны, обвиняющие Россию в нарушении февральских минских соглашений.

В конце января Штефан Шеннах пообещал вернуть Россию в ПАСЕ. «Я абсолютно убежден, что без России не может быть мира в Европе», — говорил тогда парламентарий.

В январе Россия лишилась право голоса, а также возможности участвовать в руководящих структурах организации из-за присоединения Крыма и позиции по событиям в Украине. В свою очередь, российская сторона приостановила работу с ассамблеей до конца года.


Путин продлил продуктовое эмбарго на год

Posted: 24 Jun 2015 12:22 PM PDT

Президент России Владимир Путин продлил продуктовое эмбарго на один год, сообщает РБК.

«Я сегодня в соответствии с письмом председателя правительства подписал указ о продлении специальных экономических мер», — сказал президент на встрече с членами правительства.

Накануне Европейский союз продлил санкции против России до 31 января 2016 года. По словам представителя внешнеполитической службы ЕС Майи Косьянчич, такое решение было принято для реализации Минских соглашений. Евросоюз также продлил санкции в отношении Крыма и Севастополя до 23 июня 2016 года — запрещены импорт товаров из Крыма, организация туризма и инвестиции в развитие этих территорий.

В августе 2014 года в ответ на санкции президент Владимир Путин подписал указ, запрещающий ввоз в Россию продуктов из стран, которые ввели санкции против России. Полный запрет был введен на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока, фруктов и овощей, что сразу привело к резкому росту цен на продукты.

Ахтырка. Вторая попытка

Posted: 24 Jun 2015 05:01 AM PDT

Журналист «Новой газеты» выступила свидетелем в суде, где решается судьба героя ее публикации — бывшего детдомовца Антона Сачкова.

В Абинске (Краснодарский край) продолжается повторное рассмотрение дела 24-летнего Антона Сачкова, героя статьи «Ахтырка» в «Новой газете» (см. №32 от 26 марта 2014 года). В 2013 году Антона, выпускника детдома, осудили за жестокое убийство на восемь с половиной лет. После публикации в «Новой» президиум Верховного суда отправил дело на пересмотр. Антон находится в заключении уже два с половиной года.

Я вхожу в зал заседания Абинского районного суда и не сразу нахожу Антона. Совсем худой, невысокий, сидит в клетке, скрючившись, не поднимая глаз. Лицо цвета земли, глубокие черные морщины вдоль щек. Клетка огромная, с толстыми черными металлическими прутьями. В зоопарке в таких держат больших диких животных.

Я свидетель защиты. Рассказываю суду, как мы с Леной Костюченко приехали в поселок Ахтырский. Там, в августе 2012 года, днем, в центральном парке был убит местный житель Давыдов. Мы искали людей, которые видели начало драки, видели, как хорошо известный в поселке рецидивист Щучев с приятелем вели Давыдова убивать за ДК. И тогдашние школьники — Лиза Галактионова, Оля Повякалова и ее мама Любовь, Влад Мишков, Артем Новаков, а также продавец Наталья Мищенко — убедили нас, что приятелем Щучева точно был не Антон. Мишков и Новаков объяснили, что их «прессовали следователи», заставляя указать на Антона, и Новаков указал, а на суде сказал правду. Фотографироваться для публикации они тогда согласились только спиной. Говорю об аудиозаписях всех разговоров, которые хранятся в редакции.

Адвокат Попков спрашивает о разговоре с Анной Телегой. В материалах дела эта девушка была основным свидетелем, но в суде она поменяла показания — драки не видела. Теперь Телега — снова основной свидетель обвинения. Я зачитываю расшифровку нашей с ней беседы в марте 2013 года: «Я просто сказала, что я его видела в парке. Я не говорила, что он убивал! Я не видела, как он <…> хотя мне приписали. А мне там приписали, что я такие показания дала: «Он подошел, с правой руки, с правой ноги». Потому что другие показания были. По другим показаниям у нас не совпадали показания, и мне приписали эту <…> Я его видела днем, он проходил. Все. Больше я ничего не видела… Еще прокурор сидел, говорит: «Мы перепишем тебе все, но у тебя будет статья за ложные показания». «Переписывайте!» — говорю, потому что у меня такого не было».

Судья Холошин внимателен, учтив и интеллигентен. Я читаю медленно, чтобы секретарь успевала записывать, заменяю мат на синонимы. «Я пришла туда (в РОВД.А.А.) по своему делу, а они говорят: «Ты же там была, мы тебя подтянем»… Ну просто показания не сходились, и они приписали».

— Вы лично ловили Анну Телегу на лжи? — спрашивает адвокат.

— Дважды. Зная цель нашего прихода и уже поговорив с нами про убийство, она представила нас своим подружкам как «волонтеров по детдому», которых знает много лет. Сделала это легко, быстро и естественно, — говорю я. — И еще. Телега говорила, что в утро убийства сидела на лавочке перед памятником Ленину у ДК. Но ни один из других свидетелей, находящихся на детской площадке совсем близко, ее не видел. Никто. И лавочки в том месте, которое она своей рукой нарисовала у нас в блокноте, — просто нет.

В перерыве узнаю новости. До меня допрашивали рецидивиста Щучева. Он сказал суду, что человек, который был с ним в тот день, — не Антон. То же самое он говорил и на первом суде. Татьяна Тарасенко, которая ходит на каждое заседание суда, достает из сумки распечатанный портрет дочери — рослая девушка-подросток стоит на берегу и улыбается. Семья Татьяны часто забирала Антона из детского дома к себе домой и дочка, практически выросшая на его руках, считает его старшим братом. «Антон меня все спрашивает, как там малая? — говорит Татьяна. — Хочу сейчас показать ему — смотри, какая она теперь!» Татьяну недавно сократили с работы в детском доме, у нее до сих пор не выплачен кредит, который она взяла, чтобы оплатить первых адвокатов для Антона.

Адвокат зачитывает из принесенного архивного дела Телеги список украденного ею золота — цепочка, колечко… Это дело о краже было прекращено за примирением сторон. Тогда же, в декабре, Телега, согласно протоколу, опознала в Антоне второго убийцу. Зачитывает старое заявление Телеги, в котором она письменно отказывается от очной ставки с Антоном, так как опасается агрессивных действий с его стороны. «Но на судебном заседании товарищ Телега заявляла нам о том, что она не писала никогда заявлений об отказе от очной ставки. Это собственноручно написанное ею заявление и принятое следователем Аракелиным опровергает ее показания, — говорит защитник и добавляет, не сдержавшись: — Она врет постоянно!»

Следующее заседание назначают на 25 июня. Судья выходит, пристав, широко разведя руки и растопырив пальцы, теснит нас от клетки к выходу. Тетя Таня успевает взмахнуть Антону портретом дочери. Антон встает со скамьи, и я вижу, что глаза у него светло-карие.

Анна Артемьева
Фотокорреспондент


Когда даже правда звучит как ложь

Posted: 24 Jun 2015 04:01 AM PDT



Самое удивительное — это способность еще чему-нибудь удивляться. Ведь тоска и отвращение от ящика давно сменились стойким ощущением разложения, убывания самой ткани жизни.

Удивила высокая звенящая нота ухода Жанны Фриске. К ней не прилипала изобильная таблоидная мерзость ни до, ни после. Достоинство, благородство, смирение отличало в публичном пространстве и саму Жанну, и всех ее близких, имевших отношение к трагедии. Но вот она ушла, и близкие заговорили. На экране замелькал любимейший отец и любимая подруга. Они стараются, кажется, не упустить ни одного нюанса, детали, подробности болезни. Не нам судить, зачем они это делают. Мотивы и побуждения людей подлинных, не зараженных медийностью, которые решаются открыть сердце ящику, — вообще отдельная тема, для меня непостижимая. Но вот что я поняла, слушая отца и подругу. Внутри истеричной, агрессивно заряженной риторики (а сегодня другой на ТВ нет ни у кого, включая добродушного Малахова) даже правда звучит как ложь.

Правда как ложь — важная тема. Иррациональный контекст времени меняет все знаки. Опальная Диана Арбенина выступила в концерте на Красной площади. Щедрый византийский жест, означающий снятие опалы. Можно радоваться восстановлению справедливости хотя бы относительно отдельно взятой Арбениной, но почему-то не получается.

Певица в черном коротком декольтированном платье, на каблуках, с пергидрольными волосами, исполняющая на фоне золотых куполов и мавзолея хит Игоря Талькова «Чистые пруды» — это уже не Арбенина, а какая-то Катя Лель.

И дело не в крайностях нашего теперешнего сознания — или-или: или «ночная снайперша» с Макаревичем, или с гуттаперчевой попсой, третьего не дано. А дело в том, что даже главный концерт на главной площади страны в главный День России подспудно омыт волнами ненависти.

Впрочем, это не концерт, а ответ Добродеева Эрнсту. На открытии сочинской Олимпиады Эрнст сочинил Россию, залитую кровью русского авангарда. То была распахнутая всему миру страна, выбравшая европейский путь развития. Год с небольшим спустя Добродеев ответил Эрнсту грандиозным шоу с говорящим названием «От Руси до России». Стрельцы, гренадеры, красноармейцы, девушки с косами до копчика; милитаристский патриотизм или патриотический милитаризм; Потемкин с «Новороссией», Билан с Казарновской; мы первые, мы лучшие, мы главные. Много суеты, мельтешения, надрывного оптимизма, а катарсиса нет. Один Лепс излучает уверенность: «Я крещен, а может, и помазан».

Энергия распада — главный тренд сезона. ТВ способно уничтожить все на свете, даже День памяти и скорби.

Для этого нужно совсем немного. В ночь на 22 июня на экране нарисуется Железняк, мучительно пытающийся изобразить скорбь. Он держит в руках свечу памяти и произносит затертые, словно медные пятаки, речи. Ровно в 4 утра РЕН ТВ примется будить в россиянах патриотизм, пугая проснувшихся апокалиптическим голосом Левитана и песней «Вставай, страна огромная». Грозно заржут стальные кони неизбежных «Ночных волков», которые привезут в синагогу на Поклонной горе опять же свечи от народов бывших советских республик. И ведь все хотят только хорошего. «Волки» в синагоге — апофеоз хорошего. Но особенность исторического момента такова, что все, включая чувства добрые, заквашено на ненависти. Ненависть во имя правды, справедливости, гармонии — самая страшная из всех видов этого жгучего чувства.

Телевидение занято исключительно локализацией зла здесь и сейчас. Тоже, разумеется, из лучших побуждений. Зло обнаруживается в самых неожиданных местах. Есть на РЕН ТВ Игорь Прокопенко. Начинал еще при Ирене Лесневской, специализировался на военных тайнах, снял один из лучших документальных сериалов о войне «По обе стороны победы». Ушла Лесневская. Поменялась страна. Видоизменился до неузнаваемости Прокопенко. Он даже внешне теперь такой же напомаженный и пританцовывающий, как Дмитрий Киселев. И так же, как он, способен обнаружить врагов России на любой трамвайной остановке. Прокопенко теперь дорос до целого Дня военной тайны. Я осилила лишь фрагмент дня, посвященный феномену путиномании. Суть его проста, как все гениальное: Путин — единственная опора пошатнувшегося мира. Прокопенко пел долго и складно. Я встрепенулась на фразе, не предвещающей ничего хорошего: «Зачем в Ватикане придумали историю о том, как Иван Грозный убил своего сына?» Вон, оказывается, когда еще ватиканские мудрецы жили ожиданием антироссийских санкций.

В заключение — новости культуры. Там тоже страсти роковые и от судеб защиты нет. Рок-фестиваль «Кубана» запретили в Калининградской области, но он пройдет в Латвии. Иосиф Пригожин тотчас заклеймил будущих участников фестиваля предателями, ведь Латвия ввела против нас санкции. На этом исчерпывающем объяснении буйный Пригожин не остановился. И продолжил: «Народ сплотился вокруг президента, а все остальные — жопошники». В трактовке просвещенного продюсера данное слово означает не то, что вы подумали, а «нашим и вашим». В новоявленную оппозицию Пригожин зачислил не только привычных Шнура с Земфирой, но и социально близкого Льва Лещенко. На что Лещенко незамедлительно в своей барственной манере отправил мятежного продюсера в одно место. Высокие отношения!

Торжественно обещаю сегодня же, после написания колонки, с чувством большого удовлетворения прослушать первый раз в жизни все песни в исполнении Льва Валерьяновича.

Слава Тарощина
Обозреватель «Новой»


На пенсию страна не зарабатывает

Posted: 24 Jun 2015 03:01 AM PDT

Члены правительства Голодец и Силуанов схлестнулись в бою за «длинные деньги» .

Министерство финансов Силуанова схватилось в жестокой публичной схватке с вице-премьером Голодец. Предмет спора нешуточный: будут ли пенсионеры кушать или мы спасем Резервный фонд еще на пару лет. Согласия публично спорящим министрам пока достичь не удалось, зато они смогли всех напугать и посеять панику — пенсии при набирающей ход инфляции будто бы начинают отбирать уже у нынешних, а не будущих пенсионеров. Заодно правительство в рабочем порядке развеяло, пожалуй, главный политический миф, связанный с его функциями: эта якобы единая и слаженная команда профессионалов-единомышленников в период кризиса начинает выносить сор из избы. Даже намека на преимущества в таком единении уже не видно. Силуанов и Голодец — будто бы члены коалиционного правительства, представляющие радикально разные партии, дебатирующие между собой в парламенте. Вот только где можно проголосовать за одну из них? Как в нынешней ситуации отдать свой голос пенсионерам или поддержать Резервный фонд? Ни представительной демократии, ни единой команды профессионалов, а все вместе — шизофрения. А тут еще и самарский губернатор, предложивший в этой ситуации молиться.

22 июня Министерство финансов выступило с предложением по сокращению индексации пенсий и прочих социальных выплат начиная с 2016 года. В ведомстве предлагают отказаться от практики индексации пенсии на уровне инфляции (в этом году — 11,4%), поэтапно уменьшив уровень индексации до 4% к 2018 году. Инициатива прозвучала на совещании по основным параметрам бюджета под председательством Дмитрия Медведева и вызвала противодействие со стороны социального блока правительства.

По подсчетам Минфина, отказ от прежней системы индексации позволит за три года сэкономить порядка 2,5 трлн рублей при снижении уровня индексации на 1,1—1,8% в год. Если же сохранять привязку индексации пенсий к уровню инфляции в текущих экономических реалиях, то уже в следующем году потребуется полностью истратить Резервный фонд, при этом дефицит федерального бюджета сохранится на уровне 836 млрд рублей, прогнозируют в ведомстве.

В то же время индексация пенсий на уровне ниже инфляции противоречит текущему законодательству.

В случае принятия соответствующих поправок и снижения уровня индексации произойдет сокращение дифференциации пенсионеров по размерам получаемых пенсий, считает директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов.

«По федеральному законодательству пенсионер не может получать пенсию ниже прожиточного минимума. При отказе от индексации на уровне инфляции пенсии относительно высокодоходных пенсионеров как бы снижаются ниже этого уровня, а низкие пенсии повышаются региональными бюджетами до прожиточного минимума. Таким образом, через несколько лет разрыв между максимальной и минимальной пенсией будет существенно уменьшен». Таким образом, будет достигнута определенная экономия средств федерального бюджета, но возможные последствия такого шага Минфином озвучены не были.

Впрочем, вице-премьер Ольга Голодец на следующий день после совещания в правительстве опровергла сам факт обсуждения подобной инициативы. Минфин уже не в первый раз делает попытки добиться урезания пенсионных расходов, подчеркивая, что несбалансированность Пенсионного фонда является одним из основных источников бюджетного дефицита.

Ранее говорилось о возможности повышения пенсионного возраста для женщин, а также об отказе от базовой части пенсии для работающих пенсионеров.

Голодец же, как и другие представители социального блока правительства (в частности министр труда Максим Топилин), более склонны говорить о продолжении моратория на накопительную часть пенсии, против чего, в свою очередь, резко выступает Минфин. Очередная заморозка накопительной части в 2016 году может оказаться менее болезненной мерой, но вряд ли она сможет полностью покрыть дефицит Пенсионного фонда, говорит Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ.

«В любом случае выйдет «тришкин кафтан» — нужно либо балансировать за счет сокращения расходов, решаться на непопулярные меры, либо наращивать госдолг в надежде на лучшие времена. Конечно, если вдруг цены на нефть вырастут выше отметки в 100 долларов, то все вздохнут с облегчением». Но, кажется, в такую перспективу не верят уже даже в правительстве.

Сейчас вероятность принятия решения о более низкой индексации пенсий оценить довольно трудно. С одной стороны, такая мера, несомненно, приведет к росту социальной напряженности населения, но с другой — альтернативных возможностей по склеиванию федерального бюджета не так уж и много. «Для решения бюджетных проблем нужен такой уровень креативности в экономической политике, на которое наше правительство просто не способно. Скорее всего, сейчас оно будет прощупывать почву, вбрасывать идеи в разных направлениях и наблюдать за реакцией», — полагает Кудюкин.

К особому классу «креативных» решений можно отнести разве что задумку губернатора Самарской области Николая Меркушкина, озвучившего ее в ходе заседания ученого совета Самарского государственного университета: «Если цена на нефть будет такой же, то все резервы страны на будущий год закончатся. А из резервов в том числе выплачивается пенсия. На пенсию страна не зарабатывает. Давайте будем молиться богу, чтобы пенсии платили через пять лет».

Арнольд Хачатуров
фото РИА Новости


Жителю Волгоградской области присудили 18 тысяч евро за невыносимые условия в СИЗО

Posted: 24 Jun 2015 02:01 AM PDT

Россия должна выплатить жителю Волгоградской области 18 тысяч евро за невыносимые условия содержания в СИЗО и транспортировки в суд, сообщает правозащитная организация «Зона права». Такое решение вынес Европейский суд по правам человека.

Страсбургский суд признал, что российские власти нарушили три статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод — статью 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты).

Заявитель жалобы с 2001 по 2008 года содержался в СИЗО №1 города Волгограда. В обращении к ЕСПЧ его автор отметил плохое состояние камер пенитенциарного учреждения и тот факт, что ни были переполнены — арестованным приходилось спать по очереди. Из-за переполненности камер осужденные ели по очереди или на полу. Помещение плохо проветривалось, и в нем были насекомые и грызуны. Душ арестованные принимали по 5 минут раз в неделю. В жалобе мужчина указал, что, находясь под стражей, заболел туберкулезом.

Будучи в статусе обвиняемого или подсудимого, мужчина больше ста раз ездил в тюремном фургоне из СИЗО в суд и обратно. В салоне машины не было окон и вентиляции, из-за чего отсутствовал доступ к естественному свету и воздуху. Летом арестованным было душно, а зимой они замерзали от холода. В салоне не было ремней безопасности, которые в случае аварии могли бы спасти арестованных от удара об стену.


Мелкие бесы

Posted: 24 Jun 2015 01:02 AM PDT

Сталинисты обвинили православных в недостаточном патриотизме.


Очередной скандал, связанный с отношением общества к Иосифу Сталину, разгорелся после того, как председатель Изборского клуба Александр Проханов представил в Саратовской области Державную икону Божией Матери с изображением генералиссимуса. Писатель заявил, что «Сталин был благодетелем церкви», «выиграл глобальную религиозную войну, не дав аду прийти в мир» и призвал «серьезно подумать» о канонизации героев Великой Отечественной. Саратовская митрополия выразила по поводу произошедшего «сожаление и возмущение». Кроме того, представители РПЦ предполагают, что историю с иконой раздувают журналисты, чтобы нанести «еще один удар по церкви».

Проханов приехал в Саратовскую область в качестве почетного гостя книжной ярмарки «Волжская волна», организованной в рамках российского Года литературы. Всего на ярмарку пригласили двух писателей, вторым оказался Эдуард Лимонов.

Президент Приволжской книжной палаты Дмитрий Аяцков (бывший губернатор Саратовской области) накануне мероприятия предупреждал, что члены Изборского клуба «передадут иконы» на Энгельсскую базу дальней авиации. Название иконы не прозвучало, и слова экс-губернатора остались незамеченными.

На аэродроме выставили Державную икону Божией Матери, на которой под покровом ангельских крыльев изображен Иосиф Сталин и советские маршалы. По сообщению газеты «Завтра», образ был написан художниками из Рыбинска по заказу Изборского клуба.

«Эта икона, на которой Бог рукой своей направляет действия генералиссимуса и маршалов ВОВ, — лишь первая. Готовятся еще как минимум две — одна посвящена параду 1941 года, другая — параду 1945-го», — заявил Александр Проханов.

Писатель выразил надежду, что энгельсский бомбардировщик, «пролетая над Америкой, покажет военную мощь России, как бы скажет: «Не валяй дурака, Америка!» Отметим, что Проханов не первый раз гостит на авиабазе. В августе прошлого года одному из стратегических ракетоносцев Ту-95 МС было присвоено почетное имя «Изборск».

Икону с изображением Сталина освятил православный священник, и это фото попало на федеральные ленты новостей. В тот же день саратовская митрополия опубликовала «Разъяснение по поводу инцидента, происшедшего на Энгельсской авиабазе». Как сказано в сообщении, командование части пригласило иеромонаха Виссариона, представителя Покровской епархии, «для благословения экипажа самолета, направляемого для выполнения задания». В митрополии подчеркивают, что Покровскую епархию не предупредили о присутствии на аэродроме спорного образа. «Клирик проявил вопиющую некомпетентность и духовную нерассудительность, совершив моление перед неканоничным изображением, не признанным Русской Православной Церковью. Сам священник объясняет свои действия неопытностью и растерянностью (срок его служения в сане пресвитера ― один год)», — сообщает митрополия и обещает наказать священнослужителя в дисциплинарном порядке. Как сказано в сообщении, «действия руководителя Изборского клуба А.А. Проханова можно назвать откровенной провокацией», вызывающей сожаление и возмущение.

В ответ писатель напомнил оппонентам, что «самое страшное в мире — это предательство благодетеля:

Сталин был благодетелем церкви. Вся православная церковь за него молилась. Сталина предало огромное количество людей, после XX съезда партии от него отреклись. Так же они предали Горбачева и Ельцина. Есть угроза, что теперь они предадут Путина».

Выступая на встрече с саратовскими читателями, литератор заявил, что считает день Победы религиозным праздником и предлагает «серьезно подумать насчет причисления героев Великой Отечественной к лику святых».

По окончании книжной ярмарки в Саратове (к сожалению, событий, более ярких, чем изборская икона, на литературном форуме не было) патриоты и православные продолжили полемику в прессе и соцсетях. Газета «Завтра» обвинила представителей саратовской митрополии в «промайданных настроениях»: «Возмущение церковных либералов более объясняется их политическими взглядами, нежели ревностью о чистоте православия».

Представители РПЦ, в свою очередь, обвинили в раздувании скандала журналистов. «Сейчас начнет раскручиваться эта история, главной целью которой будет еще один удар по Церкви. Но в основе ее, как и раньше, — ложь», — заявил известный православный блогер протоиерей Владимир Вигилянский, напомнив, что «Православная Церковь знает множество изображений на фресках и иконах людей, не являющихся святыми» и даже «откровенных грешников, чертей и самого дьявола».

Отметим, что в мае Державная икона Божией Матери побывала в Белгородской области, где проходил пленум Союза писателей России. Как сообщала газета «Завтра», «сопутствующий иконе афонский иеромонах Афиноген отслужил литию в память героев, павших на Прохоровском поле». РПЦ заявляла, что этот священнослужитель «является «карманным» иеромонахом господина Проханова и не принадлежит к клиру Белгородской митрополии». В комментарии митрополии подчеркивалось, что спорное изображение следует считать не иконой, а картиной, «иллюстрацией идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной Церкви».

Напомним, что это не первая попытка иконописного изображения Иосифа Сталина. В 2008 году в храме города Стрельны Ленинградской области была выставлена для поклонения икона с изображением генералиссимуса и блаженной Матроны Московской. Настоятель храма игумен Евстафий (Жаков) объяснил это личными симпатиями к «отцу народов», но по просьбе прихожан, не согласившихся прикладываться к такому образу, перенес икону в нижний придел. В том же году движение «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» обращалось в патриархию с предложением канонизировать Сталина. Активисты заявляли о намерении напечатать 10 тысяч таких иконок, чтобы «распространять эти изображения среди тех, для кого Сталин уже давно святой».

Надежда Андреева
Соб. корр. по Саратовской, Волгоградской и Астраханской обл.
Фото: vlada.io

Откуда есть пошел Русский мир

Posted: 24 Jun 2015 12:02 AM PDT

Пока государство не может родить цельную национальную идею, она уже отыскалась в дохристианской эпохе. Жестокие устои некрещеной Руси оказываются удивительно созвучны нынешней российской политике.


Фото: vk.com/rodnayavera

Война в Донбассе стала триумфом реконструкции. Начиная от реконструктора Стрелкова-Гиркина, проливать свою и чужую кровь едут и другие любители ряженой старины, тем самым будто подтверждая всем нам: война — это чудовище из прошлого. Бывшие офицеры Белой армии и римские легионеры зарядили оружие. Вот уже и язычники подтянулись на войну «за братьев-славян» — нашивают шевроны с коловратом и рисуют солнцеворот на танках.

Могли ли такое представить наши предки, поклонявшиеся богу солнца Даждьбогу?

О маневрах «языческих» диверсионно-штурмовых разведывательных групп «Русич» и «Ратибор» в новостях сообщают уже с какой-то интонацией обыденности. Журнал Times описывал, как батальон «Сварожичи» донецких язычников с калашниковыми в руках молится богам вокруг костра. «Новая газета» среди возвращающихся с войны уральских добровольцев тоже встретила язычников.

Согласно Атласу религий и национальностей, составленному исследовательской службой среда в 2012 году, 1,5% россиян сообщили, что «исповедуют традиционную религию предков, поклоняются богам и силам природы». Это больше двух миллионов человек. «ВКонтакте» можно найти множество «славянских пабликов». Я нашла группу родноверческой (одно из направлений современного язычества) роты в составе батальона «Призрак», воюющего в «ЛНР». На странице активно зазывают единомышленников — воевать. Набор ведет Андрей Афанасьев из Новосибирска, позывной «Чеслав». На родине в Новосибирске его знают как самонареченного Чеслава Осмомысла (Чеслав — «честное имя», Осмомысл — «многодум» (старосл.). Он жрец-верховода родноверческой общины «Земля Даждьбога», постоянный участник «Русских маршей», член Национально-демократической партии.

Теперь вот он «верховодит» на одном из блокпостов под Луганском. Рассказывает, что встречал на поле боя своих единоверцев.


Чеслав. Фото: vk.com

Путь воина

— День Перуна я отмечал здесь, уже на посту, — делится Чеслав. — Так я отошел в сторонку славить богов, чтобы народ не удивлялся. Но никто в принципе не был против!

В «роте родноверов» около 20 человек, но, по словам Андрея, многие пишут ему, что вот-вот приедут или переведутся из других мест. Пока же роту можно назвать языческой весьма условно. Кроме Андрея в роте еще один родновер — его тезка из Севастополя, «номинально это делает роту идейно родноверческой, остальные — по-дружески юморят над этим». В роту берут и «других честных русских национал-патриотов из христиан и атеистов» Так написано в группе роты «ВКонтакте».

Сейчас Чеслав охраняет 31-й блокпост между селами Фрунзе и Крымским Луганской области, уже несколько месяцев. Пока затишье, и на посту скучно. Но он надеется, что скоро «будет внятное наступление, чтобы землю освобождать от укров».

После четырехдневной смены — выходной, Чеслав спускается в расположение части, и мне удается созвониться с ним по скайпу. Чтобы связь была лучше, он идет до домов местных жителей — те великодушно раздают wi-fi. Русая борода, усы, волосы вьются. Высокий лоб, светлое лицо — как будто он попал на эту войну откуда-то из другого века.

Сразу смеется: «Напишете: язычники-нацисты едут пить кровь?»

На дороге лают бродячие собаки, и он отгоняет их резким насмешливым: «Кыш!»

Андрей пробыл в Донбассе с июля по декабрь, снова приехал в апреле этого года. После убийства Мозгового он долго метался: оставаться ли воевать за «олигархат» или возвращаться в Новосибирск. Но парни из бригады убедили: нельзя предавать комбрига. Не так давно Андрей получил винтовку лично из рук командира, к тому же представлял бригаду на параде 9 Мая…

Андрей-Чеслав объясняет, что он тут делает. Оказывается у язычника в жизни несколько путей — земледельца, жреца и воина. Как жрец он себя уже испытал, «огородные дела» — не по душе… Оставалось пройти путь воина.

— Нужно испытать себя и на военной стезе, правда ли я по ней иду или она мне чужда — и я обтрухаюсь, испугаюсь, заплачу? И убеждения мои подтолкнули — за русских своих, за славян, чтобы они не стали какими-то украми-отщепенцами. Доказать, что, я не только на словах, но и на деле националист и защитник своего народа.

Защищать народ Чеслав собрался от «конкурирующей идентичности».

— По сути украинцы — славяне как славяне. Но им с детства вдолбили — ты Микола, ты украинец. Из позитивного они могут предложить только невнятные вышиванки, сало, гопак, Верку Сердючку, блин! — горячится Чеслав.

Что интересно: на стороне врага тоже есть «родноверы». И Чеслав про это знает. Но стрелять в них он не стесняется.

— Они более-менее компактно расположились в «Азове» и, возможно, «Айдаре», против которого мы сейчас стоим. Какого-то диссонанса я не вижу. Может быть, по мирному времени у нас могло быть что-то общее. Но жизнь показала, что они модники-субкультурщики, школота, помешанная на Гитлере, назвать которую единоверцами трудно. Я смотрел видео с их плясками на Новый год — глупые неказистые скинхедские танцы!

Спрашиваю, кто же тогда главный враг на войне.

— Кто во главе Украины? — задает он мне встречный вопрос. — Порошенко, у которого по матери фамилия Вальцман. Кто организовал бойню одесскую, кто спонсировал создание батальонов? Коломойский, который даже не скрывает, что он религиозный иудей!

К язычеству Андрей пришел 10 лет назад, второкурсником факультета прикладной информатики — заинтересовался политикой и «заобщался с националистами».

— Я был номинальным христианином, из патриотических убеждений. Но потом понял, что христианство не коррелирует с национализмом, в то время как родноверие говорит о любви к своему народу и его сохранении.

В своих попытках найти мировоззрение, в котором национализму уделялось бы больше внимания, он сунулся поначалу к староверам-инглингам. Сейчас, кажется, стыдится:  инглинги всерьез рассказывают о том, что предки полтора миллиона лет назад спустились на землю на летающей колеснице.

— Но надо было с чего-то начинать, — будто оправдывается Чеслав. — Главное — набраться ума, думать, анализировать и преодолеть это. Многие, кого я знаю, переросли подобную дичь и стали нормальными родноверами.

Главное, что тогда понял Андрей: «с богами можно общаться хоть где — промежду дел, походя их прославляя». Потом он создал группу «ВКонтакте» «Знакомства родноверов» и начал искать единомышленников. На одном из языческих праздников он встретил свою жену. Сейчас она с сыном ждет его дома, «в военных похождениях не поддерживает». Как, впрочем, и другие общинники. Никто из них так и не присоединился к верховоде.

Андрей волновался, как бы общее дело не заглохло с его отъездом, поэтому оставил за себя исполняющего обязанности верховоды. Преемником стал Антон, общинник со стажем два года. Он накачан, на руке татуированный большой бурый медведь. Удивительно открытое, будто детское лицо с длинными ресницами. Ресницы Антон опускает, когда говорит о назначении — кажется, стесняется: «На этот пост не рвался я». Как и другие единоверцы из общины, Антон исправно собирает гуманитарную помощь для Чеслава. Хотя и не разделяет его воинственных настроений.


Антон, и.о. верховоды. Фото: Екатерина Фомина — «Новая»

— То, что сейчас происходит, — братоубийственная война, я бы никогда в ней не стал участвовать, — говорит Антон. — Мы его поддерживаем как общинника, друга. Но религиозного объяснения этому поступку нет. Можно дотянуть: родноверие — вера в предков, идут защищать свой народ… Но чтоб защищать свой народ, стреляешь в свой народ? Это какое-то натянутое оправдание перед совестью. Все это больше связано с политикой и дележкой власти, нежели с верой.

В обычной жизни Антон работает бортпроводником. Все, как у людей, — жена (не поддерживает в язычестве), ипотека. «Хождение с языческим флагом ради создания толпы» кажется ему «маленько ребячеством».

«Они не остановятся»

«Новые язычники» — очень разношерстное племя. Всех их роднят мечта о возвращении «к корням» и, без сомнений, одиозная идея о превосходстве славян, а иногда и шире — арийской расы — над прочим миром. Остальное — детали. Родноверы, к которым причисляет себя Андрей-Чеслав, восстанавливают обряды дохристианских времен, опираясь на фольклор и книги по истории: придумывают себе новые имена на славянский манер, славят славянских богов. В Новосибирске есть и сообщество смешанных язычников — славянских и скандинавских — Svarte aske (с исландского «Черный ясень»).

Также в Новосибирске действует община «староверцев» — самая крупная, около 300 человек. Состав разнообразен — те же родноверы, просто сочувствующие и инглинги. О них стоит сказать отдельно. Отец-основатель общины и духовный наставник инглингов омич Александр Хиневич был судим за разжигание межнациональной и религиозной розни, сейчас ищут экстремизм в составленных им «Славяно-арийских ведах». В 2009 году все зарегистрированные объединения инглингов по суду были ликвидированы в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Ратибор. Фото: vk.com

Нынешняя же деятельность язычников в Донбассе у следователей возражений не вызывает.

— Да, иногда приходится воевать с братьями. Это не секрет, что Украина — так, разменная монета, — говорит мне Ратибор (Ратибор – «бесстрашный ратник» (старосл.), инглинг как раз из той общины, где начинал Чеслав.

Ратибор одет в спортивные штаны фирмы «Русич», бежевый свитер из верблюжьей шерсти с рунами, связанный в творческой мастерской, где женщины (его жена тоже) шьют одежду, стилизованную под старославянскую. Пока не удается съехать на землю и самим растить овощи без ГМО, язычникам приходится организовывать среду вокруг себя. Они знают где «у своих» купить рубаху изо льна, как позвонить кузнецу, где достать маринованного папоротника и что из него приготовить. Так и живут, перекраивая свою жизнь «под старину».

У Ратибора в Новосибирске свой магазин правильного питания — сибирская лавка «Будь здоров». До того, как удариться в язычество, у него был другой бизнес — продавал сауны. Он про тот период говорит — «жил нормальной жизнью», то есть как все.

— Когда вникаешь в славянство, смысл многих вещей отпадает. Я в свое время стремился в город — жизнь кипит, клубы… Теперь хочется от соблазнов подальше уехать — все же мы люди. Кругом ходят девушки красивые полуобнаженные, друзья старые зовут выпить, потусить, миллион развлечений — если ты в них погружаешься, очень много всего теряешь.

Несмотря на то что некоторые из новосибирских инглингов выступили против войны и даже демонстративно уехали в Киев, Ратибор признается, что сам бы рванул воевать — если бы не семья. Он тоже знает, от кого надо защитить народ. Тут даже дело не в национальности зачинщиков, бери выше.

— Если не защищаться, «они» пойдут дальше, не остановятся, будет больше смертей, — интригует Ратибор.

Главные наши враги, если верить моему собеседнику, — «рептилоиды». Их предки когда-то давно смешались с людьми и стали во главе государств. Поступательно разрушают общинный уклад — в чем много преуспели. Сживают нас с Земли. Причем внешне ничем их от нас не отличишь.

Вот и повоюй при таком раскладе.

— Дело в том, что Земля — можешь считать меня сумасшедшим — полая внутри, — Ратибор невозмутимо отхлебывает чай из алтайских трав. — Так и у многих народов написано в преданиях, что предки спустились под землю, когда началась ночь Сварога и все эти смутные времена, забрали знания — и там живут. Именно оттуда вылетают летающие тарелки.

Ратибор рос без родителей. Отучился на программиста, пошел в армию. Тогда набирали добровольцев в Чечню: он вызвался, но его не взяли. После он переехал из деревни в Новосибирск и познакомился с националистами, которые бегали по городу с имперским флагом в поддержку трезвого образа жизни (это называется «русскими пробежками» и популярно во многих городах до сих пор). Тогда же «инстинктивно примкнул к православию». Даже думал креститься. Но однажды наткнулся на учение инглингов-староверов. Пришел к ним на праздник (где пересекался с Чеславом). Ратибора учение о внеземном происхождении предков увлекло, он закрепился в общине, женился на девушке из семьи, с которой инглинги начинались в Новосибирске.

Так пути Ратибора и православных бегунов разошлись. Он — на капище, они — митинговать против «Тангейзера».


Фото: vk.com

Кресты против капищ

Люди собираются у костра и бросают в него хлеб, печенье, овощи, желательно, что-то выращенное самостоятельно — так ценнее. Все эти жертвы — требы богам. Жертвовать — значит доказать, что для тебя это не просто развлечение. По кругу передают чашу с квасом или вином и славят богов. Так проходят языческие обряды практически во всех общинах, вне зависимости от их стилистических разногласий.

Жрец сообщества новосибирских язычников Svarte aske Женя Нечкасов рассказал мне про свой опыт:

— Люди встают в круг, я колочу в бубен, говорю речь. Потом можно хоровод поводить, можно побегать, поорать — зимой по сугробам, что вообще шикарно!

Между прочим Женя рассказывает, как он дважды встречался в лесу с лешим.

Обряды и праздники (дни зимнего и летнее солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия и другие) справляют на особой поляне — капище. Только в больших городах обустроить долгосрочное капище затруднительно: «Мы живем по соседству с христианами, на нас очень сильное давление, нам просто не дадут поставить деревянных идолов».

Официальная церковь иногда вспоминает язычников недобрым словом, а протоиерей Всеволод Чаплин даже обещает проводить с ними «просветительскую» работу. Язычники между тем не рвутся утверждать свое место в обществе и, как сами говорят, дистанцируются от государства.

— Участвовать во всем этом — нервы тратить, — говорит Женя. — Репосты и интернет-войны оторваны от реальности. Мне не нравится институт демократии, никогда бюллетень в руки не брал. Я склоняюсь к традиционному устройству. Как у Платона — жрецы, воины и земледельцы. Я за эту структуру, а в каком масштабе она будет — деревня или империя — уже неважно. Но империя мне нравится!

Отчего-то мне кажется, что у язычников с государством именно сейчас не так уж и мало общих точек.

Екатерина Фомина
Корреспондент

Комментариев нет:

Отправить комментарий