пятница, 19 июня 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Прокуратура не нашла нарушений в постановке оперы «Джалиль»

Posted: 19 Jun 2015 09:26 AM PDT

Прокуратура Татарстана проверила оперу «Джалиль» Татарского академического театра оперы и балета и не нашла в ней нарушений, рассказал Интерфаксу представитель ведомства Руслан Галиев.

Занимался проверкой по просьбе прокуратуры Казанский межрегиональный центр экспертиз.

Проверку инициировали после обращения в прокуратуру руководителя отделения КПРФ в Татарстане Хафиза Миргалимова, который увидел, что в спектакле демонстрируется свастика. К письму в прокуратуру коммунист приложил снимок, сделанный во время просмотра постановки. Кроме того, Миргалимов посчитал, что в спектакле «уравняли» Сталина и Гитлера.

По мнению Миргалимова, подобные сравнения подрывают историческую роль России в Великой Отечественной войне.

После заявления коммуниста прокуратура проверила сценарий и видеозапись произведения.

Опера «Джалиль» входит в репертуар театра с 2011 года. Постановка посвящена подвигу героя Советского Союза Мусы Джалиля — татарского поэта, которого в 1944 году казнили немцы.

Инвесторы получили сигнал бежать

Posted: 19 Jun 2015 08:02 AM PDT

Выступление Путина на Петербургском форуме противоречит экономической реальности.


Фото: РИА Новости

На Петербургском экономическом форуме Путин бодро доложил о том, что экономика падает — на 2,2% в первом квартале нынешнего года. Но волноваться, по мнению президента, не о чем, поскольку страна «уверенно проходит через полосу трудностей»,  «глубокого кризиса» нет. То есть кризис есть, и мы это уже признаем, но все же совсем не глубокий — это, похоже, какое-то новое слово в экономической науке. Впрочем, прежнего тезиса о том, что через два года нефть и экономика восстановятся, в речи президента уже не звучало.

Президент, в общем, наказал всем радоваться, а о проблемах слишком не волноваться — они уже решаются лучшими профессионалами. Таким образом, в борьбе интерпретаций относительно нашего ближайшего экономического будущего поставлена точка. Экономика падает, перспективы роста не обсуждаются, но вообще все замечательно.

Путин солидаризовался с главой ВТБ Андреем Костиным, который накануне — еще до ареста активов банка во Франции и Бельгии — делал аналогичные заявления, мол, какой может быть кризис. В меньшинстве, соответственно, оказались позиция Германа Грефа, заявившего, что экономика будет в лучшем случае — на фоне возможного восстановительного роста в следующем году — колебаться «около нуля». И Алексея Кудрина, чьи оценки были еще более консервативными: по его мнению, сейчас мы находимся в «самой середине» полномасштабного экономического кризиса.

Хотя форум по традиции считается международным, речь Путина на нем, в первую очередь, была предназначена для внутреннего употребления. И она немедленно будет употреблена: сейчас чиновники и экономисты выстроятся в очередь, чтобы доказать, что никакого и особенно уж «глубокого» кризиса у нас нет. Раз уж Путин так считает, двух мнений у людей, интегрированных в вертикаль, на этот счет быть не может. То есть повестка, предложенная Путиным, приведет к тому, что все ответственные лица постараются еще сильнее засунуть головы в песок, и «глубины» в кризисе изо всех сил не замечать — до тех пор, пока это физически будет возможно.

Сколько мы в этой стадии отрицания протянем — неизвестно. Например, уже сейчас становится все труднее не замечать, что в региональных бюджетах по всей стране кончаются деньги. Такова реальная природа «вертикали власти» — она держится на настроениях одного человека, случайно брошенных словах, сиюминутной риторической игре. Затем всем стране приходится платить по счетам за такую модель управления.

Путин сделал еще несколько заявлений. Рассуждая о санкциях, он сказал, что чем больше препятствий перед страной появляется извне, тем более свободной и открытой она будет делаться внутри. «И это не лозунг», — добавил Путин, чтобы уж никаких сомнений не осталось. Трудно понять, что именно имел в виду президент. Может быть, внутреннюю свободу по Канту, которая, как известно, не может быть ограничена никакой тиранией, а может быть какую-то особенную нашу православную духовную свободу-в-себе. Но действительно, чем меньше денег у нас в кармане, тем более мы внутренне свободны — не приходится думать про то, как их инвестировать.

Читайте также: Лавров связал аресты российских активов в Европе с Петербургским форумом

Президент рассуждал об успехах в импортозамещении, которые, по его словам, обнадеживают, о том, что Россия остается открытой миру, что она готова к «экономическому, гуманитарному и научному сотрудничеству» с другими странами, и что инвесторов в нашей стране ждут «максимально предсказуемые решения». Говорил он при этом, видимо, о какой-то другой воображаемой России — в которой, например, не существует понятия «иностранного агента», не вводится продовольственное эмбарго, и главное — не бывает внезапных присоединений территорий в нарушение международного права. Разрыв между реальностью и словами Путина был настолько существенным, что любой сколько-нибудь информированный инвестор должен считать его послание однозначно: отсюда нужно бежать как можно скорее. Потому что здесь либо не понимают ситуации, либо пытаются нас обмануть.

Некоторые ждали от речи Путина сенсации. Предполагалось, что он мог поддержать сделанное накануне заявление Кудрина о возможности досрочных президентских выборов для обеспечения курса структурных реформ. Но президент ни слова не сказал ни о выборах, ни о структурных реформах. Игра Кудрина пока осталась без поддержки, сам он выглядит изолированным. Официальная позиция руководства страны: реформы России не нужны, у нас и без них все прекрасно.

Кирилл Мартынов
редактор раздела «Мнения и комментарии»


«Вспомнили, как было в старину»

Posted: 19 Jun 2015 06:01 AM PDT

Учительский дом — спасение малых деревень России. Опыт Пермского края замечательно это доказывает.

Малокомплектную школу, а вместе с ней и детский сад в селе Кострецы (Максатихинский район Тверской области) закрыли в 2013 году. Сразу после выборов, что закономерно. Но зато и посреди учебного года — что, в свою очередь, совершенно поперек законов природы.

Местные жители сопротивлялись такому решению районной администрации, дети даже ходили к главе с плакатами «Не закрывайте нашу школу!». Родители писали письма журналистам, министру образования, губернатору и президенту.

Мы опубликовали дюжину материалов о Кострецах, наши читатели и благотворительный фонд «Сафмар» собрали деньги на строительство нового здания. Но проблема до сих пор не решена: 29 кострецких учеников — с первого по 11-й класс — на автобусе ездят в ближайшую школу, за 25 километров. А дошкольники просто бегают по селу: второй год детского сада в Кострецах нет.

Проблема Кострецов — это проблема сотен небольших российских деревень, где старые школы «оптимизированы», и даже совсем маленькие дети вынуждены ездить в школу за десятки километров.

В мае у первого заместителя министра образования Натальи Третьяк состоялась рабочая встреча, посвященная понатерпевшимся Кострецам. Глава Максатихинского района Вячеслав Елиферов, министр образования Тверской области Наталья Сенникова, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов вместе с замминистра обсуждали возможные варианты строительства школы. И вот Наталья Третьяк рассказала о проекте малокомплектной школы «Учительский дом»: несколько лет он успешно работает в Пермском крае. Возможно, именно этот проект решит проблему организации начального образования в маленьких деревнях. И это дело не только наших конкретно взятых Кострецов — это дело всей России.

Спецкор «Новой» Анна Артемьева съездила в деревню Разина Кудымкарского района Пермской области и увидела, как работает тот самый Учительский дом, про который рассказала замминистра.

«Э, а как он в армии-то будет?» — четвероклассник Денис свысока наблюдает, как первоклассница Катя в белой рубашке стоит на школьном крыльце на коленях перед  своим одноклассником Тимуром —  и, пыхтя, завязывает ему шнурки. «А он мне позвонит, я приеду и помогу!» — бросает она Денису, вставая с колен. Хитро улыбается.

Тимур только что прорыдал весь последний урок, потому что мимо школьного окна проехал блестящий трактор. «Хочу кататься на тракторе!»

Ну а Катя, эта хрупкая и немного дикая девочка, никак не может научиться читать. Ее мама умерла несколько лет назад, и она обнимает знакомых женщин за колени: «Ты моя!»

У Катиного брата — хулигана и драчуна Сергея — залихватски заправленная в штаны рубашка и самый внимательный взгляд на уроке.  А Аня — круглая отличница и ни разу не пришла в школу без сделанного домашнего задания.

Воспитанная Оля никогда никого не обидела.

Влад выиграл в этом году школьный турнир по шашкам, ужасно горд и уже взялся за шахматы.

Кирилл во всем старается быть лидером.

Вика донимала маму: «Ну когда ты уже усыновишь мне сестренку! Мне не с кем играть!» Но девочки — дефицит для усыновления, поэтому Вика теперь играет, а заодно и дерется с веснушчатым Ильей. Этот  Илья постоянно улыбается и учится жить в семье.

А у другой Вики нашли клеща, и она сейчас в больнице.

Юркий маленький Костя смеется громче всех.

У Маши очень трудно дома, она держится робко, почти не поднимая огромных зеленых глаз.

Эти тринадцать детей — весь список школьников Учительского дома в деревне Разина. Сюда же в  детсад, который находится в другом крыле здания, родители приводят еще 22 малыша.

Ради этих 35 детей Учительский дом и был построен.

Деревня Разина находится на отшибе, в четырех километрах от трассы. До соседнего Пешнигорта — 15 км, до Верх-Иньвы — столько же. Вокруг деревни (на расстоянии одного-трех километров) есть еще несколько совсем маленьких деревушек, откуда дети идут в школу по тропинкам. Старая разинская школа была еще с печкой и развалилась несколько лет назад, ее закрыли. С тех пор старшеклассников возят в школу в Верх-Иньву.

Деревня Разина

«Нам нужно было как-то организовать маленьких. Малыши же должны быть рядом с домом! И тогдашний глава нашего района Александр Зырянов сказал: «Вот тебе шесть миллионов — придумай что-нибудь», — вспоминает Галина Петровна Симанова, заместитель главы администрации Кудымкарского района (по социальному развитию). — Ничего нового мы не придумали. Вспомнили, как было в старину: жила учительская семья в одной половине деревенского дома, а в другой половине был класс, где они учили деревенских детей. И мы по этой старой методике построили Учительский дом».

Симанова с коллегами сами набросали эскиз, согласовали все нормы с Роспотребнадзором и Пожнадзором. Нашли подрядчика, провели юридически запутанную, но полностью законную сделку — и вот за шесть миллионов, выданных главой, построили, а в 2009 году уже и приняли на муниципальный баланс первый в нашей стране Учительский дом.

В деревне Разина появилось каркасное здание, обшитое сайдингом, площадью около 300 кв. м, в котором под одной крышей располагаются два учебных класса для начальной школы, помещение для группы детского сада и  двухкомнатная квартира для семьи преподавателей (около 50 кв. м). Земельный участок почти в один гектар. Своя скважина, своя канализационная яма (все туалеты внутри), своя модульная котельная на два котла — полная автономия.

«Мы изначально в голове держали, что здесь должна жить и работать молодая семья учителей. Потому что семейный подряд всегда был у нас на Руси крепким, надежным — и контроль друг за другом, и помощь. Мы стали искать, объявляли конкурс через газету местную. У нас есть педучилище в Кудымкаре, очень хороших специалистов-практиков готовит. Мы же изначально не планировали, что у нас будут учителя с высшим образованием, мы ориентировались на наших выпускников. Нам было принципиально, чтобы это были наши местные комиговорящие люди, которые хотят жить на земле. И мы нашли пару, которые тогда уже работали в школе. Они были первые, было много разных вопросов и нюансов организационных — им, конечно, досталось. Но теперь у нас такой опыт за плечами! Мы с тех пор еще три Учительских дома построили в районе — в Кекуре, в деревнях Алекова и Тарова. Там, конечно, лучше проекты, там все уже продумано. В Тарова, например, крепкое здание с мансардным этажом, около 500 кв. м, рассчитано на 80 детей, в прошлом году строительство обошлось в 26 миллионов».

Алексей Симанов (не родственник — однофамилец Галины Петровны) стал директором Разинского Учительского дома в 22 года. А Алексеем Алексеевичем он стал еще в 19 лет, когда впервые пришел работать в школу.

Прежде он с женой Мариной  (которая также преподаватель младших классов) жил и работал учителем информатики в соседней деревне Демина, у них тогда только родился сын. «Основная причина, что мы согласились переехать, — это все-таки отдельное благоустроенное жилье. Самостоятельность такая сразу появилась. Ну и еще то, что интернет будет высокоскоростной», — говорит Алексей.

«Алексея Алексеевича как учителя информатики интернет сразу заинтересовал, конечно, — смеется понимающая Марина. — Он из администрации вернулся весь на эмоциях: поедем, поедем! Я сначала была против: незнакомое место, незнакомая работа — боязно. Но уговорил».

Алексей и Марина живут и работают в Учительском доме уже пять лет. И даже на домашней половине по привычке называют друг друга по имени и  отчеству. Но у Марины (Ивановны) есть строгое правило — всю школьную работу, тетради, презентации оставлять за дверью квартиры. Чтобы по возможности все-таки чувствовать себя дома как дома.

Высокоскоростного интернета, конечно, нет до сих пор.

То, что в 2009 году Галина Петровна предложила Алексею с Мариной, было абсолютной инновацией. Они возглавили учебное заведение с новой формой организации. И именно эта форма позволяет сохранять малокомплектные школы на селе. «Мы сами здесь живем и понимаем реалии — невозможно содержать полноценную школу для 13 детей, — объясняет Галина Симанова. — И мы пришли к выводу, что Учительский дом надо делать отдельным независимым юридическим лицом. В муниципальном учреждении образования по закону надо содержать полное типовое штатное расписание: три единицы сторожа, дворников, уборщиц, техничек и т.д. А при таком маленьком количестве детей это невозможно — у нас подушевое финансирование, им всем на зарплату просто не хватит. И мы решили Учительский дом сделать негосударственным образовательным учреждением. Учредителем является сам директор (или районное управление образования, тоже возможно). Директор подписывает соглашение с управлением образования, школа проходит лицензирование, аттестацию, как все другие образовательные учреждения. И тогда штатное расписание директор составляет для себя сам, сам распределяет все обязанности, сам все организует».

По закону район обеспечивает доступность и условия работы Учительского дома: предоставляет муниципальное здание, оплачивает приобретение дров, электроэнергии, обслуживание очистительных сооружений. Также через район идет компенсация на питание для детей из малообеспеченных семей (посчти все). А из краевого бюджета директор Алексей Алексеевич получает финансирование по количеству учеников и дошкольников — всего около двух миллионов рублей в год. И он уже сам распределяет эти деньги по своему усмотрению, нанимает нужных сотрудников для своего Учительского дома, закупает учебные материалы. Сейчас у него работают 11 человек. Марина одновременно ведет уроки у первого (4 ученика) и третьего (2 ученика) классов, учительница Татьяна Трошева — у второго (5 учеников) и четвертого (2 ученика). Пока одни решают задачки, другим объясняют новый материал. Потом наоборот. Алексей преподает информатику и физкультуру — у всех.

«У нас фонд заработной платы где-то 110—120 тысяч в месяц получается. Повар, помощник воспитателя, кочегар — они получают минималки, это 6900 рублей сейчас. Наша третья учительница — около 8 тысяч плюс стимулирующие — всего не больше 10 тысяч. У меня как у директора и как у учителя — общая зарплата до 20 тысяч доходит. У Марины Ивановны  — где-то около 15. Плюс две-три тысячи за дополнительное образование. А по четвергам я езжу в свою старую школу, меня там пригласили уроки информатики вести на полставки в старших классах».

Первое время Алексею и Марине было очень нелегко в роли главных работодателей в деревне. «Всякие же люди. Некоторые сразу пришли знакомиться, друзьями стали. А другие относились предвзято — потому что работать негде, а на места вакантные пришли чужие, молодые. Жаловались даже: и что мы детей учим чему-то не тому, и что дети чесоткой из-за нас болеют, потому что мы не следим — всякое было... Но нас очень в управлении образования поддержали. И мы не хотели конфликтовать. Теперь-то уже все нормально. Они нам,  мы им помогаем: кому в огороде, кому — насос, кому — жесткий диск. Напечатать что-то, ксерокс сделать — все сюда приходят. У нас бывшая директор школы, очень опытный педагог Светлана Егоровна Никулина, сейчас воспитателем работает и тоже сильно помогает. И с документами, и с отчетами — со всем. Под Новый год мы для родителей праздники проводим, дискотеки. Клуба нет, собраться негде, а люди хотят. Каждый год включаем цветомузыку, из класса выносим всю мебель, двери открываем, и по сарафанному радио все собираются у нас здесь».

Уже в Учительском доме у Марины и Алексея родился второй ребенок, дочка Настя. Они продали иномарку («по нашим дорогам — только на «Жигулях»), добавили к материнскому капиталу и купили старый дом в Кудымкаре — будут восстанавливать на будущее, чтобы, когда дети подрастут, они смогли бы учиться в городе. «Сначала мы старались ездить то к моим родителям, то к Марине Ивановне домой, а сейчас уже все больше тут. Мама даже смеется, раньше вы говорили: «Поедем в Разина», а теперь говорите: «Поедем домой».

Затею руководителей  Кудымкарского района поддержало министерство образования Пермского края. Бывший министр образования Николай Карпушин даже придал этому проекту статус краевого — теперь на строительство учительских домов по всему региону идут спонсорские деньги ЛУКОЙЛа, который финансирует тут социальные проекты. Нынешний министр Раиса Кассина продолжает развивать модели учительских домов — в области их сейчас восемь, планируют строить по четыре новых каждый год.

Раиса Кассина и ее коллеги разработали методичку, где подробно расписали юридический, хозяйственный и образовательный фарватер, в котором надо идти желающим построить Учительский дом. Также внесли   изменения в региональный закон об образовании, чтобы сотрудники частных учительских домов, до этого не попадавшие под доплату за категории и другие выплаты, теперь смогли их получать. Не решенным остался вопрос с компенсацией коммунальных расходов для таких учителей.

«У нас большой край, очень длинная протяженность. 120 км может быть от одной до другой школы. Там подвозить детей каждый день просто невозможно, — говорит Раиса Алексеевна. — А держать маленьких детей всю неделю в интернате при основной школе — это не наш вариант. Мы практически от этого отказались — все пришкольные интернаты, которые могли закрыть, мы позакрывали. Потому что это неправильно — ребенок должен жить в семье. И модель учительского дома, легко трансформируемая, — это очень хороший для нас выход», — говорит министр.

В деревню Разина я попадаю на выпускной. Четвероклашки Влад и Денис с красными атласными лентами, украшенными золотой надписью «Выпускник», прощаются с Учительским домом — с сентября автобус будет возить их в соседнюю Верх-Иньву. Марина дает им два воздушных шарика, мальчишки привязывают к ним записочки с секретным желанием и отпускают в небо. Красный и белый шарики сплетаются ниточками и медленно поднимаются вверх. Ребята забираются на забор и долго смотрят шарикам вслед.

На следующий день в округе празднуют Семик: Марина, Алексей, Галина Петровна, как и все коми-пермяки, пойдут на кладбище с традиционными рыбными пирогами — поминать своих умерших родственников.

Потом — лето. Марина и Алексей будут достраивать пришкольную детскую площадку и восстанавливать свой городской дом. Алексей к тому же с лицензионной 12-калибровой двуствольной винтовкой станет ездить на охоту. Не столько за добычей, просто любит.

К Галине Петровне Симоновой, сдав сессию в Перми, приедет дочь.

Бывший глава Кудымкарского района Александр Зырянов, когда-то прежде определивший шесть миллионов на первый учительский дом,  как всякий счастливый пенсионер, займется рыбалкой — в речке Иньве водится и ерш, и налим, и лещ, и окунь, и язь с шаклеей.

Бывший министр образования Карпушин будет пропадать на работе — он работает теперь в ЛУКОЙЛе. Нынешний министр Раиса Кассина уедет на две недели в отпуск, а потом будет готовиться к августовскому краевому педсовету.

С июня в учительском доме откроется летний лагерь. Катя с Мариной (Ивановной) попробуют нагнать Катино чтение, чтобы та не осталась на второй год.

Анна Артемьева
Фотокорреспондент
Пермский край
Фото автора

В Магадане задержали Албурова и других соратников Навального

Posted: 19 Jun 2015 05:01 AM PDT

В Магадане задержали сотрудника Фонда борьбы с коррупцией Георгия Албурова, его соратницу Анну Велликок и руководителя проекта «РосЖКХ» фонда Дмитрия Таралова, сообщает в Twitter пресс-секретарь Алексея Навального и ФБК Кира Ярмыш.

Как рассказала Анна Велликок «Медиазоне», ее, Албурова и Таралова задержали во время раздачи листовок с информацией о незаконном обогащении чиновников.

«Мы раздавали брошюры, когда к нам подошли некоторые бандиты местные и попросили не раздавать и уйти подальше. Через некоторое время к нам подошли полицейские, сначала они попросили почитать брошюру, а затем сказали, что им поступило указание доставить нас в ОВД», — говорит Велликок.

Сейчас активисты находятся в отделении. Сотрудники полиции объяснили их задержание приказом из дежурной части.

Албуров с сотрудниками фонда приехали в город для участия в выборах в Магаданскую областную Думу.

Георгий Албуров, функционер ФБК, еще месяц назад был известен как фигурант уголовного дела о краже краже картины «Плохой хороший человек». Районный суд Владимира признал Албурова виновным и назначил ему наказание в виде 240 часов обязательных работ. Позже защита обжаловала это решение. Потерпевший — художник Сотов, волгоградский дворник, — признавался, что заявление о краже ему рекомендовали написать люди из горадминистрации. В день оглашения приговора адвокат Сотова попросил судью не наказывать Албурова строго.

Преферанс образовательной политики

Posted: 19 Jun 2015 04:01 AM PDT

Расклады образовательной политики — это соотношение влиятельных политических, ведомственных, экспертных и общественных фигур или объединений.

При этом влияние многих из них весьма условно — не потому, что образовательная политика в стране, особенно в последнее время, делается не в публичном пространстве дискуссий и обмена мнениями. Как раз наоборот: идет громкая медийная дискуссия, образование стало полем бескомпромиссной политической и экспертной битвы.

Но решения принимаются не в результате победы одних аргументов над другими, а в пользу молчаливого, часто консервативного большинства. Потому что между большой политикой и образовательной политикой нет знака равенства: политики часто делают то, чего хотят «здесь и сейчас», а в образовательной политике надо всегда принимать решения в пользу будущего. Потому что детям жить завтра, а не вчера.

Но «большие политики» всегда сильнее «образовательных», поэтому  образовательные интересы часто приносятся в жертву в пользу сиюминутной политической конъюнктуры.

Поэтому публичность и видимость многих фигур образовательной политики может быть не связана с влиятельностью, и наоборот: мы можем никогда не узнать имена тех, кто действительно влияет на принятие решений, вкладывает слова в уста публичных фигур, дает отмашку на запуск общественных и специальных проектов, инициирует законопроекты, снятия и назначения…

Мы можем анализировать лишь расклады, а кто сдает карты — временно неизвестно, как и то, идет ли честная игра — или сдающий передергивает…

Если условно разделить карточный расклад образовательной политики на четыре масти, то получится примерно так: пики — политический истеблишмент образования, трефы — ведомственный генеральный штаб, бубны — экспертное сообщество и червы — общественная элита, влияние которой наиболее заметно.

Попробуем проанализировать роль и  влияние каждой масти  карточной колоды образовательной политики.

Александр Адамский


«А в колоде как-никак
четыре масти!
Они давай хватать тузы
и короли!»
Владимир Высоцкий

Власть в образовании брошена и валяется в пыли

Пики — политический истеблишмент образования.

Четкой образовательной политики в настоящее время у правящей партии и высшего руководства нет. Идет не только шараханье, но и решения принимаются часто прямо противоположные.

Так, реализация майских указов президента в части зарплаты учителей и вся образовательная политика последних 15 лет — прямо противоположны. Нормативное формульное финансирование, поддержка сильных школ, создание базовых школ, оплата труда по результату, создание сетевых образовательных проектов, развитие многообразия и вариативности, все то, что было основой приоритетного проекта «Образование» и остается законодательной основой системы: Закон «Об образовании», 83-й ФЗ, — все это сметено могучим ураганом реализации указов и погоней за средней цифрой заработной платы.

Потому что не получается сделать среднюю по школе равную средней по региону, если хоть один учитель встанет на собрании «Народного фронта» и заявит, что президент обещал среднюю по региону, а у него гораздо ниже.

К тому же, как любой показатель, установленный централизованно, невзирая на возможности и ресурсы регионов, показатели заработной платы или очередей в детские сады становятся причиной абсолютного ручного управления и приводят к истощению всех ресурсов.

Уже вслух говорится о дефолтах регионов из-за бездумной гонки по «дорожным картам» майских указов.

Но самое удивительное: обе противоположные линии родились и реализуются из одного источника — правящей партии.  Более того, главным мотором национального проекта был тогдашний вице-премьер, а нынешний руководитель партии — Дмитрий Медведев.

Невозможно определить линию политуправления образованием.

Действия однопартийцев разнонаправленны: два члена высшего совета партии «ЕР» — министр Д. Ливанов и председатель Комитета по образованию и науке В. Никонов — демонстрируют принципиально разные позиции (по единому учебнику, преподаванию религии), не говоря уже о члене президиума генерального совета партии — И. Яровой.

В то же время инициативы И. Яровой, В. Никонова и их сторонников-однопартийцев фактически ревизуют ту линию в образовательной политике, которую с 2004 по 20012 год проводил министр А. Фурсенко, сегодня — помощник президента. Курс министра А. Фурсенко, конечно, был согласован, если не инициирован и обеими президентами того времени, и обеими премьер-министрами — В. Путиным и Д. Медведевым.

Образовательный стандарт с требованиями к результатам и условиями вместо конкретного материала, дальнейшее продвижение ЕГЭ, вариативность и многообразие, поддержка инновационного образования, нормативное финансирование, оплата учительского труда по результату, общественное управление школой — это все образовательная политика Путина—Медведева в рамках Приоритетного национального проекта, который проводился под эгидой партии «Единая Россия». Теперь, оказывается, стандарт — бессодержательный, а вариативность — чуть ли не основа коррупции.

Кроме того, школу чуть не ежедневно терзают нешуточными предложениями все кому не лень — от православных активистов с уроками девственности и проверкой учителей на духовность до министра обороны с уроками рукопашного боя.  Это означает, что никто школу по-хорошему не охраняет от домогательств. Нет внутри политической элиты фигуры, у которой, прежде чем что-то такое резкое предложить, поинтересовались: «Как вы на это смотрите?»

Самый высокий авторитет у тех, кто может повлиять на образовательную ситуацию, — у В. Матвиенко, именно она дала зеленый свет стратегии воспитания, ее именем отбиты все нападки и обвинения на этот документ. Но в текущую образовательную политику Валентина Ивановна предпочитает не вмешиваться.

А. Фурсенко, похоже, также не вмешивается в происходящее и с удивительным хладнокровием смотрит на фактическую ревизию его политики и решений, в том числе и действующим министром, не говоря уже о депутатском корпусе. И следа не осталось от реального нормативного финансирования, от новой систем оплаты труда — пали под натиском показателей майских указов.

Но по весу и политическому влиянию А. Фурсенко, конечно, остается основной фигурой, безмолвной, но основной.

А дальше — сплошной разнобой. Почему лидером ревизии путинско-медведевской образовательной политики оказалась председатель Комитета по безопасности и коррупции, можно только догадываться. То ли управление по общественным проектам администрации президента перехватило инициативу у управления науки и образования, то ли председатель Комитета по образованию Госдумы А. Никонов оказался менее энергичным, то ли у И. Яровой — особенное поручение, но по факту именно ей принадлежит сейчас основная роль в ревизии образовательной политики 2004—2012 годов.

Примечательно, что один из самых авторитетных партийцев, Николай Булаев, законопроект Яровой—Никонова не подписал и никаких комментариев на эту тему не давал. А ведь он — первый заместитель руководителя фракции «ЕР» в Думе. Депутат Москов-ской городской думы Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ, от образовательной политики начал дистанцироваться, став одним из лидеров московского «Народного фронта».

По-прежнему критически настроены депутаты В. Бурма-тов и О. Смолин, но, похоже, их политический вес снижается.

Среди других политических объединений интереса к образовательной политике не наблюдается.

Давить вручную, долой институты!

Трефы — ведомственный корпус.

Перемена в ведомственном управлении школой за последние годы столь же разительна, как и в высших эшелонах.

Если в середине 10-х годов был принцип «Деньги в обмен на обязательства»,  было стремление запустить самостоятельные процессы в регионах (Национальный проект рассматривался как катализатор самостоятельного развития учителей, школ, муниципалитетов и регионов), было намерение развить институты финансирования, общественного управления, оценки качества, сетевого образования, то сегодня торжествует принцип централизованного административно-командного ведомственного управления.

Регионы построены, команды «дадены», и дальше идет жуткая давиловка по всем фронтам и направлениям по выполнению дорожных карт и показателей.

Правда, когда возникают вопросы общего характера,  способные увлечь и отвлечь общественность от плачевного состояния финансов, запускаются дискуссии и  широкое общественное обсуждение законопроектов или других решений.

Исключениями являются на самом деле эффективное обсуждение школьных примерных программ, и развернувшаяся дискуссия по преподаванию литературы, и сегодняшние споры о едином учебнике. Эти исключения стали возможными, потому что у ведомства на самом деле нет четкого решения этих вопросов.

Что касается расклада влияния и веса внутри ведомственной команды, здесь однозначным боссом является безусловно вице-премьер Ольга Голодец, она и задает административно-селекторный ручной характер управления системой. В школьных делах сильная позиция у заместителя министра Натальи Третьяк . А после того, как она своей колонкой в «КП» фактически объявила войну позиции И. Яровой по законопроекту о едином учебнике, можно сказать, что Н. Третьяк претендует на лидерство не только в ведомстве, но и в сообществе. И все больший вес сегодня у президента РАО, опытной и авторитетной Людмилы Вербицкой. Министр Ливанов школой, судя по всему, не очень интересуется, собственной стратегии у него нет, главное, чтобы все эти школьные дрязги не отвлекали от более важных дел — академии, вузов.

По должности, по энергетике,  по знанию предмета очень сильные позиции у С. Крав-цова, безусловно справившегося с задачей реанимации ЕГЭ, у многоопытного и мудрого Владимира Филиппова, которому удалось не только на излете подхватить рушащуюся структуру ВАК, но спасти ситуацию с реализацией поручения по разработке стратегии воспитания, которая получилась гораздо экологичнее, чем могла быть. Восходящей звездой ведомственной команды стал бывший министр образования Иркутской области, ныне заместитель президента РАО Виктор Басюк, который вовлечен в решение очень многих важных ведомственных задач.

Но в целом уровень ведомственного управления школой можно считать крайне низким. Прежде всего из-за того, что неясно — чем же управляет ведомство?

Школой? Нет, школа у нас муниципальная, а деньги идут из региона.

Учителями? Тем более — нет, никакого права вмешиваться в учительские дела у министерства нет.

Содержанием образования? Опосредованно, через ЕГЭ, примерные программы, стандарты. Но в режиме ручного, а не институционального управления, эти механизмы работают плохо.

Финансами? Только в плане контроля за показателями. Что особенно раздражает регионы — денег не дают, а требовать — требуют.

Оказалось, что министерское управление школой в нынешнем виде — слишком примитивный орган, чтобы управлять такой сложной системой, как школа.

Управлять открытой, многообразной, автономной школой этот орган не в состоянии.

А другого нет.

Знать-то они знают, да кто ж им даст править!

Бубны — экспертная аристократия

На ведомственном безрыбье сильно умощнился экспертный корпус. Здесь безусловным лидером является звезда отечественной психологии и педагогики А. Асмолов. Видный ученый и администратор, он последовательно проводит линию на развитие, вариативность и личностную ориентацию школьного образования. Институциональные результаты экспертной деятельности — образовательные стандарты, примерные программы. В экспертном сообществе сложилась современная идеология образования — индивидуальное развитие ребенка, диалог с семьей, автономия школы, самостоятельность учителя, способность к выбору и самоопределению как основной результат школы в эпоху неопределенности. Все это с опорой на академические знания.

Такая идеология требует другой подготовки учителя, это не только понимают, но и реализуют в своих вузах лидеры педобразования Алексей Семенов и Игорь Реморенко, два совершенно разных по своему типу ученых (оба — математики), пытающихся выстроить практикоориентированную модель подготовки учителей.

Активную позицию в подпитке ведомства экспертным содержанием играет научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исаак Фрумин, бывший директор школы.

А вот другой сильный эксперт в области образования, философ Петр Щедровицкий, такого сильного влияния на ведомство не имеет, но пытается встроить модель отношения образования и смены технологических этапов в связи с распределением труда в современном производстве. Пока эти усилия на практику образования не влияют, но от этого они не менее значимы.

Прогнозированием будущего в образовании увлечен представитель «Сколкова» Павел Лукша, его попытки глобализировать представление о развитии образования и придать футурологическим конструкциям вполне практический характер привлекают внимание экспертного сообщества.

Ефим Рачевский — один из самых влиятельных  экспертов-практиков, это выдающийся педагог, мыслитель, тонкий и в то же время масштабный образовательный политик. Он как никто умеет человеческим языком описать сложные педагогические и экономические проблемы образования. К его позиции прислушиваются школьные работники и родители.

Андрей Кураев стоял у истоков  преподавания религиозных культур в школе, автор учебников. И его экспертная позиция сегодня уникальна – можно сказать, что он противник тотального огосударствления церкви, проникновения церкви во все госинституты.

Как видим, палитра экспертных позиций достаточна разнообразна, и это питает общество качественным содержанием для дискуссий. Хотя и всякого мусора достаточно.

От лица народа…


Союзы, фронты, советы, ассоциации

Червы — общественники

Персоны, которые от имени общества и разных его слоев выражают образовательные позиции и потребности, иногда так тесно слиты с государством, что так и хочется спросить: этот брак — по искренней любви или больше по расчету?

Профессиональное педагогическое сообщество не консолидировано, влиятельных учительских ассоциаций нет, в отличие от вузовских. Здесь доминирует, безусловно, Союз ректоров, поэтому во главе общественников  выступает ректор МГУ, лидер Союза ректоров академик Виктор Садовничий. Одно время на эту позицию претендовал Ярослав Кузьминов, но после избрания депутатом МГД и ухода из Общественной палаты его теперь надо числить по графе «политики», а не «общественники». Вполне возможно, что с приближением выборов в Госдуму  по подобным траекториям будут двигаться и другие видные общественники.

Огромное влияние на школу сегодня оказывает церковь. Обычно роль основного спикера церковных инициатив и позиций играет протоиерей Всеволод Чаплин. Но в РПЦ довольно сильная группа спикеров, и, кроме В. Чаплина, стоит назвать протоиерея Дмитрия Смирнова. Позиции церкви предельно ясны: они укладываются в охранительно-консервативную логику возвращения к архаичным формам школьной жизни, даже к раздельному обучению мальчиков и девочек, не говоря уже о строгой православной морали.

Оппозицию энергичной экспансии священников составил Общественный совет при Минобрнауки, руководитель которого, московский директор и академик РАО Евгений Ямбург, довольно часто выступает за светский характер российской школы.

Другой московский директор, Любовь Духанина, является образовательным лидером «Объединенного народного фронта», набирающего силу общественного объединения,  готового перерасти в политическую организацию. Будет забавно, если коллеги по Общественной палате — Ярослав Кузьминов и Любовь Духанина — встретятся в будущей Думе в Комитете по образованию.

Мощное общественное влияние на развитие преподавания литературы в школе оказывает почти единственный общественный активист, который сделал себя сам: учитель литературы московской школы № 57 Сергей Волков. Учитель от бога, тонкий знаток своего предмета, энциклопедически образованный и болезненно переживающий за судьбу школы, он вступил в серьезную борьбу за самостоятельность учителя и право на разные точки зрения и подходы. Можно сказать, что сегодня это самый авторитетный учитель в стране.

Кроме официального профсоюза действует альтернативное профессиональнее объединение «Учитель». Его лидеры, особенно учитель В. Луховицкий, часто выступают с резкими заявлениями, а недавно провели альтернативный, правда, немногочисленный съезд. Во многом будущее этого объединения, как нам кажется, зависит от того, насколько популистские лозунги будут сочетаться с содержательными эффективными предложениями.

Аналогичную работу ведет Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг,  председатель которого Виктор Панин — активный участник дискуссий и проектов по улучшению качества школьного образования. Эта организация, возможно, менее известна, но пока более влиятельна, на наш взгляд.

К числу декоративных объединений можно отнести Всероссийское педагогическое собрание, которое возглавляет бывший депутат ГД Валентна Иванова. Имея широкую сеть отделений, собрание используется ведомством как продвигатель и пропагандист ведомственных решений.


…Таков, на наш взгляд, набор карт в колоде образовательной политики на сегодняшний день. Конечно, этот набор далеко не полный и уж точно не претендующий на абсолютную точность в оценках и суждениях.

Нам хотелось привлечь внимание к школьной проблематике не только описанием фактов и тенденций. Но и позициями основных игроков на этом поле.


16 жителей КЧР заподозрили в участии в сирийском конфликте

Posted: 19 Jun 2015 03:02 AM PDT

Следственное управление СКР по Карачаево-Черкесии заподозрило 16 жителей республики в участии в сирийском конфликте на стороне «незаконных вооруженных формирований», сообщает сайт республиканского управления ведомства.

Дело возбудили по статье 205.3 УК РФ (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности), которая предусматривает лишение свободы на срок от пятнадцати лет до пожизненного заключения.

Следственный комитет назвал имена всех подозреваемых. Возраст предполагаемых участников конфликта от 22 до 57 лет.

По версии следствия, жители Карачаево-Черкесии в разное время попали в Сирию через территорию Турции. Там с 2013 года они проходили обучение по физической, тактической, боевой подготовке, правилам обращения с огнестрельным оружием и взрывными устройствами в учебном лагере «Адам Муаскар», который расположен в непосредственной близости к городу Атма.

На стороне какой из сил сирийского конфликта воюют подозреваемые — Следственный комитет не уточняет. В заявлении ведомства говорится, что «указанные незаконные вооружения» не предусмотрены законодательством Сирии, а участие в них российских граждан противоречит интересам РФ в части мирного разрешения и урегулирования сирийского конфликта.

Срубить сирень у павильона «Космос»

Posted: 19 Jun 2015 02:01 AM PDT

Новый охранный статус грозит ВДНХ масштабными переменами.

РИА Новости

ВДНХ — это не просто комплекс зданий советского времени на северо-востоке столицы. ВДНХ — это миф, не обретенный и утерянный рай, символ нескольких эпох, послушно принимавший на себя смыслы и стили, которые ему диктовало время.

По сути, выставка повторила сложный путь, пройденный страной: от демонстрации достижений, которые нигде, кроме как на ВДНХ (ВСХВ), увидеть было нельзя, от рассказа о дружбе, часто совсем не такой радужной, как ее показывали на ВДНХ, до огромного стихийного рынка, бесцеремонно расположившегося на обломках опрокинутых смыслов. Видимо, потому, что судьба выставки очень точно отражала то, что пережили многие из нас, ВДНХ стала для москвичей зоной особого внимания. Именно поэтому новости, связанные с выставкой, всегда вызывают интерес.

В апреле ВДНХ была лишена московскими властями статуса особо охраняемой природной территории. Кроме того, обнародован проект соответствующего приказа Министерства культуры, согласно которому выставка должна приобрести новый охранный статус — достопримечательного места, благодаря чему на ее территории станет возможным новое масштабное строительство, освоение подземного пространства и вырубка деревьев. Координатор общественного движения «Архнадзор» Ирина Трубецкая уже много лет занимается проблемой ВДНХ и хорошо представляет, чем этот новый статус грозит выставке.

— Когда и почему на ВДНХ началась лихорадка перемен?

— В 1993-м отдельные постройки ВДНХ были приняты на госохрану в качестве памятников истории и культуры: павильоны, входные группы, ландшафтные участки — Мичуринский сад, Дубовая роща. В то время начали работать два вектора: с одной стороны, выставку стали ценить как памятник архитектуры, а с другой — возникло желание застроить тамошние пустые пространства. В 1998 году ВДНХ получила статус особо охраняемой природной территории — это значило, что государство охраняет не только отдельные постройки, но и ландшафт, и строить тут запрещается. В конце 90-х — начале 2000-х начался расцвет арендаторов, их самодеятельного строительства, когда они, получив один кусочек, что-то к нему пристраивали. В то время у ВДНХ была слава места, куда люди ехали за техникой, одеждой...

— ...косметикой и ингредиентами для выпечки...

— Да-да, позже Юрий Михайлович Лужков внедрил туда мед. Но при этом ВДНХ не превратилась в одну большую ярмарку, все-таки объединенная охранная зона не позволяла там строить. Были исключения: например особняк Якубова в запрудной части выставки, но он достаточно тактично туда вписан, все сосны остались на месте. После того как на ВДНХ появилось 45 объектов культурного наследия, территория получила статус объединенной охранной зоны, которая разрешает воспроизведение утраченных построек. Благодаря этим двум защитным слоям — объединенной охранной зоне и особо охраняемой природной территории — до 2011—2012 годов целостный ансамбль сохранялся.

— Что произошло в 2011 году?

— В 2011-м, когда директором был Алексей Микушко, была разработана последняя концепция развития выставки (сейчас разрабатывается новая и она скоро может быть обнародована.Ред.). Последние концепции в первую очередь искали на выставке участки, куда бы можно было впихнуть что-то новое. В 2011-м было запланировано строительство большого крытого комплекса развлечений, был построен океанариум. Это здание размером с 10-этажный дом, под него снесли два павильона — «Теплицестроение» и «Судостроение». Снесли, ни с кем не посоветовавшись, в обход принятой процедуры. Предложение о сносе должны были вынести на комиссию по рассмотрению предложений по сносу. «Архнадзор» обращался во все инстанции по поводу этого строительства, и по ответам, которые отфутболивали нас из одного ведомства в другое, мы поняли, что никаких разрешающих бумаг нет. Видимо, за этим океанариумом стоят люди, имеющие большое влияние. И еще: когда инвесторы заявляли о его строительстве, было решено, что им разрешают его строить в обмен на реставрацию и поддержание территории выставки. Что мы имеем на сегодняшний день? Океанариум построен, но никаких инвесторских денег на реставрацию построек не поступило.

— В чем разница между охранными статусами, что они разрешают и запрещают?

— Согласно закону об охране памятников, у нас три вида объектов культурного наследия — одиночно стоящие постройки, ансамбли и достопримечательные места. На ВДНХ в 1993 году ряд сооружений был принят на охрану как отдельные памятники (главный павильон, павильон «Космос» и другие, Мичуринский сад, каскад прудов, цветочные партеры, дубовая роща и даже планировочная структура поставлена на госохрану). Это основа для ансамбля, который предполагает симбиоз архитектуры и ландшафта.

Но чтобы территорию признать ансамблем, нужны основания: сохранные ландшафтные участки и вспомогательные и служебные постройки. Все это на ВДНХ есть. Это дворцово-парковый ансамбль советского времени, достойный сравнения с дворцово-парковыми ансамблями вокруг Петербурга, просто это XX век, другие цели, другая идеология. Но архитекторы того времени (30—50-х годов) зачастую сами еще зачерпнули дореволюционное время. Поэтому ВДНХ воплотила идеи старого времени плюс образ города-сада, актуальный в 20—30-е годы. Здесь, как в усадьбах-ансамблях, есть главный дом, флигели, конюшни, парк; помимо набора основных павильонов на Главной аллее есть сельскохозяйственная часть с животноводческим городком — это те самые хозяйственные постройки, конюшни, зеленая зона— это усадебный парк. Поэтому это ансамбль, о чем говорили государственные аттестованные эксперты, участники и члены научно-методического совета в прошлом и в этом году. Если бы ВДНХ признали ансамблем, необходимо было сохранять в целостности почти все ее исторические сооружения. Но в апреле 2015-го ВДНХ неожиданно было решено присвоить статус достопримечательного места...

— Чем это плохо?

— Это самый слабый охранный статус. При нем разрешено строительство. Два года назад стадиону «Динамо» был присвоен статус достопримечательного места — до этого стадион считался отдельно стоящим памятником, подлежал сохранению. Через несколько недель после этого две трети стадиона снесли. Эта система видов объектов культурного наследия — калька с западного законодательства, и я думаю, там это работает, потому что строительное лобби не использует всевозможные лазейки так откровенно, как у нас.

— Что новый статус означает для ВДНХ с практической точки зрения?

— Проект достопримечательного места предполагает строительство даже внутри кольцевой дороги выставки — в животноводческом городке и в запрудной зоне. Если говорить о развитии выставки, я согласна с тем, что стоило найти под застройку какую-то окраинную часть, например участок рядом с Останкинской улицей, где стоят 25-этажные дома. Идея же, что можно сделать что-то и в восточном углу, и в северном, и в животноводческом городке, и в запрудной зоне, — опасная, потому что разрывает ансамбль. Кроме того, теперь разрешена разборка поздних павильонов и некоторых построек в запрудной части. Это самая большая катастрофа, потому что запрудная часть — зеленая зона выставки, здесь начинается Ботанический сад. Снимать здесь статус объединенной особо охраняемой природной территории — преступление.

— Почему именно сейчас вдруг поменяли статус?

— Потому что идет медленная, но постоянная работа с выставкой, она рассматривается как место, которое надо развивать и извлекать из него прибыль. Океанариум скоро откроют, и девелоперы хотят строить что-то еще. Согласно прошлой концепции планировались апарт-отели, академия художественной гимнастики, конноспортивный комплекс. Идея хорошая, но если бы эти комплексы вмещали в существующие постройки. А планируется что-то снести, где-то перекрыть двор...

— Но ведь проект должен был пройти публичное обсуждение?

— Он был опубликован в интернете 21 апреля, и срок публичного обсуждения был дан до 6 мая. Фактически неделя на текст в 250 страниц. А это целая книга, которую надо сверить с картой, обойти эти постройки. Кроме того, никто не знал о том, что можно обсудить проект: мы, «Архнадзор», узнали о том, что в недрах интернета опубликован проект достопримечательного места, только потому, что это наша специализация.

— Сколько уже снесено объектов, которые вы считали имеющими культурно-историческое значение?

— Пока, к счастью, немного. Я уже упомянула павильоны «Теплицестроение» и «Судостроение». Но плохо не только то, что их снесли. Выставка состоит из нескольких разделов. Поэтому постройка океанариума в «Растениеводстве» ломает историческое зонирование выставки, и части исторического раздела «Растениеводство» больше там нет. А вот недавний случай: сломали (опять в обход всех процедур) котельную тепличного комплекса. Историческому памятнику нужна историческая среда. Эти небольшие постройки и есть та среда, которая позволяет ощутить себя и  в городе,  и в то же время в сельском месте. И именно они признаются неценными и погибают первыми.

— Что еще могут снести?

— Мы не знаем пока всей концепции, но, читая проект, можно сделать кое-какие выводы. Например, павильон «Космос» и участок, прилегающий к нему, — это объект культурного наследия, подразумевающий реставрацию, сохранение и т.д., а на участке рядом разрешен демонтаж, строительство в таких-то высотных параметрах с освоением подземного пространства. Или, например, на Главной аллее есть два модернистских стеклянных павильона — № 19 и 20. Эксперты спорят: одни говорят, что эти модернистские объемы только испортили выставку и их можно разбирать (так говорят люди, признающие за выставкой ценность только ансамбля советского ампира), другие — что это следующий архитектурный слой. Эксперты спорят, а в проекте уже разрешена разборка и 19-го павильона, и 20-го, а на их месте возможно новое строительство с освоением подземного пространства. А значит, будет изменяться вид даже Главной аллеи. И главное: если начать делать встройки, тогда действительно цельность территории будет утрачиваться.

— Какие еще проблемы, связанные с новым статусом, ожидают выставку?

— Кроме архитектуры страдает и зеленая часть. Например, вот цепочка прудов, запруженная речка Каменка. Здесь находится объект культурного наследия — павильон «Кролиководство». Совершенно ренессансная постройка — легкая, атмосферная... И возле него недавно вырубили деревья. На каком основании? Особо охраняемая природная территория не позволяла это вырубать, но в середине апреля, как только приняли постановление о достопримечательном месте, сразу же срубили деревья. На Площади промышленности, недалеко от павильона «Космос», росла сирень — ее тоже срубили, чтобы расчистить площадку к 9 Мая, там экспонировалась военная техника. Выставлять наши достижения — хорошее дело, но неужели нельзя было найти другого места?

— Ирина, я вижу, у вас свое какое-то очень глубоко личное отношение к этому ансамблю.

— Во-первых, охрана памятников — моя профессия, а во-вторых, я борюсь за ВДНХ еще и как местный житель. Для меня ВДНХ — это место моих прогулок, я его очень люблю и не хочу потерять. ВДНХ для меня — это отголоски моего детства, память о пионерских лагерях и старых советских санаториях, в которые мы когда-то ездили. Это уникальное место: кроме масштабной архитектуры тут есть тихие участки — Грушевая, Тополевая аллеи… Я борюсь за него, как могу, пока есть возможность и какая-то надежда, что тебя все-таки слышат. Может, нам удастся хотя бы снизить объем этого нового строительства. Моя мечта — сберечь восточную часть выставки, это мой любимый участок, Грушевая и Тополевая аллеи, ведущие к павильону «Кролиководство», к прудам. «Образцовая советская деревня» — это фантастическое место. Вечером, когда садится солнце, когда там цветут груши, там можно чувствовать себя далеко от Москвы.

— В чем сложность борьбы за ВДНХ помимо того, что те, кто принимает решения, вас не слышат?

— Чем больше проходит времени, тем сложнее бороться, потому что вначале эксперты объединяются на энтузиазме и говорят: «Какой кошмар, нельзя сносить образцовые постройки «Советской деревни», но со временем все утихает, и эти планы воплощаются в жизнь. И сейчас, в 2015 году, нам с гордостью говорят: ВДНХ станет самой большой стройплощадкой в Москве, а громких протестов уже не слышно, люди привыкают к мысли, что здесь будут строить.

— Вы не пытались, как это было, например, в случае с Шуховской башней, объединить местных жителей?

— Легче защищать единичные объекты. Если бы на ВДНХ пошла речь о том, что снесут все главные павильоны, я думаю, народ бы тоже поднялся. А так как предполагается сохранение ядра выставки и об этом говорится много хороших слов, такого общественного движения нет. И потом, надо быть честным и признать, что там происходит и много хорошего: появилось вечернее освещение, поставили теннисные столы. Больше всего горько от того, что новая команда делает много хорошего, но под внешним слоем больших начинаний готовится глобальное изменение выставки.

— Когда Капков делал Парк Горького, он усилил советскую стилистику. И когда он это сделал, Парк Горького стал просто лопаться от посетителей. Успешность этого проекта говорит о том, что советская тема стала прибыльным брендом. Почему бы не сделать то же на ВДНХ?

— Да, и кроме того, мне кажется, что в современных тенденциях — не строительство больших коробок, а приспособление интересных существующих построек под новые нужды — под мастерские, читальни на траве… На ВДНХ есть, например, две очень интересные постройки — бывший гараж для тракторов и гараж для сельхозмашин. Мне кажется, их можно было бы очень интересно переосмыслить.

— Действительно, многие успешные современные проекты — «Гараж», «Винзавод» — это переосмысление существующих промышленных зданий.

— Именно! И я не призываю все музеифицировать. Это могло бы стать творческим кластером, куда бы дети со всего города шли заниматься в мастерские, замечательно вписанные в природу.

Ксения Кнорре-Дмитриева

Красным обозначены участки строительства с освоением подземного пространства.
Оранжевым — воссоздание давно утраченных павильнов, но с освоением подземного пространства.
Черным — выстроенный океанариум.
Квадратики с диагональю — «возобновление элемента первоначального проектного замысла генерального плана 1954 года»
Нажмите для увеличения


Австрийские эксперты оценили ущерб Евросоюза от санкций в 100 млрд евро

Posted: 19 Jun 2015 01:01 AM PDT

Независимые эксперты Австрийского института экономических исследований (WIFO) назвали примерный размер ущерба, который Евросоюзу нанесут антироссийские санкции и ответные меры, сообщает немецкое издание Die Welt.

Согласно данным экономистов, ЕС может потерять 100 миллиардов евро и 2 миллиона рабочих мест.

Один из авторов исследования Оливер Фриц считает, что этот пессимистичный сценарий осуществится, если ситуация не изменится в корне. Аналитики подчеркивают, что компенсировать ущерб от обоюдных санкций можно, только перенаправив европейский экспорт.

Исследования экспертов WIFO показывает, что санкции обойдутся Германии примерно в 1% от общего уровня экономического роста. Потери Берлина (самые большие среди стран ЕС) составят 27 миллиардов евро. В процентном соотношении, после Германии наибольшие потери несут Польша, Италия, Испания, Франция и Эстония.

Однако данные экономистов сильно отличаются от статистики Еврокомиссии, которая считает, что ущерб от обоюдных санкций незначителен и легко управляем. При этом издание подчеркивает, что европейские чиновники не публикуют реальные цифры потерь от антироссийских санкций.

17 июня стало известно, что страны Евросоюза предварительно договорились о продлении санкций в отношении России на 6 месяцев. Окончательно решение европейские министры иностранных дел примут 22 июня.

Арест государственных активов России в Бельгии и Франции

Posted: 19 Jun 2015 12:01 AM PDT

рассказывают собкоры «Новой газеты» в Брюсселе и Париже.


РИА Новости

Звонок в дверь. Передо мной ухоженная женщина средних лет с «почтальонской» сумкой.

— Вы такой-то? — по перечисляемым российским СМИ, с которыми я сотрудничал из Брюсселя, в том числе давно не существующим, догадываюсь, что координаты получены с сайта посольства.

Объясняю, что представляю «Новую газету».

— Мне поручено вам вручить постановление суда об аресте активов в порядке обеспечения иска (Saisie-arrеt conservatoire). Я представляю контору судебных исполнителей «Марк Сакре — Стефан Сакре — Пит Де Смет», — и выдает мне под расписку официальную бумагу на 10 страницах.

— Что мне с этим делать?

— Прочесть и в двухнедельный срок заказным отправлением заявить об имеющихся в вашем распоряжении госимуществе Российской Федерации или денежных средствах, которые вы должны российскому государству. Если что-то должны ему, то не платить, заморозить. Или заявить о том, что ни того ни другого у вас нет. Советую нанять адвоката, чтобы доказать, что ваши активы не принадлежат РФ, если сомневаетесь или хотите оспорить арест.

Объяснения, что «Новая газета» не финансируется российским государством и долгов перед ним я не имею, ее не интересуют.

Дама удалилась, оставив бумагу. Прочтя ее, понял, что я далеко не единственный, кто получил такую. Почти на шести страницах — список адресатов. Среди них — российские учреждения в Бельгии (за исключением дипломатических миссий, защищенных иммунитетом), вплоть до «Аэрофлота», архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ и представительств негосударственных организаций и СМИ.

В документе указано, что арест производится на основании решения бельгийского арбитражного суда под председательством мэтра Ива Фортье от 18 июля 2014 года по иску компании «ЮКОС Юниверсал Лимитед». Указана сумма иска — 1 652 685 360,24 евро. В установленный срок (почти год) российская сторона никак не отреагировала на это решение.



Читайте также:

«Если уж ты проиграл в Гааге, то обязан исполнить решение суда. Бороться с этим — все равно что с Горынычем. Времени, нервов, а главное, денег уже не вернешь»


Самое главное, российские организации в Бельгии составляют далеко не большинство фигурантов списка. В списке перечислены практически все бельгийские банки, зарегистрированные в Бельгии филиалы известных иностранных и международных банков и страховых компаний. У них-то, наверное, могут быть какие-то российские государственные активы. Есть в списке и такие специфические организации, как «Евроконтроль», регулирующий воздушное движение над Европой.

Приставы указывают, что истец, представляемый господином Тимом Осборном, потребовал такой меры, «потому что имеет серьезные опасения относительно возможности получить причитающуюся ему сумму, в частности, из-за систематического отказа Российской Федерации исполнять вынесенные против нее судебные решения и учитывая отношение РФ к данному решению».

В обосновательной части постановления об аресте упоминается в числе прочих решение Европейского суда по правам человека, которое Россия отказалась добровольно выполнять. Надо уточнить: бельгийский суд приводит решение ЕСПЧ только как один из примеров международного судебного преследования России по делу ЮКОСа.



Читайте также:

Ходорковский поддержал арест российских активов за рубежом


«ЕСПЧ потребовал у РФ представить план выплаты всей суммы, указанной в его решении (более миллиарда евро), не позднее 15 июня 2015 года и погашения судебных издержек не позднее той же даты, — говорится в документе. — Никакого плана в установленный срок не представлено и никаких выплат не произведено».



Бельгийский суд не связывает свое решение с решением Страсбургского. Юрисдикция международных судов, будь то ЕСПЧ или Гаагский арбитражный, не имеет прямого действия. Для исполнения необходимо решение национального суда. Что в данном случае и имело место. Хотя Страсбургский вердикт, скорее всего, воодушевил бельгийских судей.


Другим обоснованием ареста активов назван тот факт, что «российское правительство не раз называло судебное решение ЕСПЧ чисто политическим», и в бюджете РФ 2015 года нет никаких указаний на его выполнение.

Уже ночью, после появления сообщения на российских новостных лентах, на мою почту пришло опровержение из Страсбурга. Пресс-секретарь генсека Совета Европы Даниель Хольтген заявил, что сообщение неверное, потому что в нем выводится причинно-следственная связь между выполнением Россией постановления ЕСПЧ и решением бельгийского суда. Мол, решение ЕСПЧ по делу ЮКОСа еще обсуждается в Комитете министров Совета Европы всеми государствами-членами, в том числе Россией, и обсуждение еще не закончено.



Читайте также:

«Авось» против ЕСПЧ. Чем грозит России отказ от выполнения решения Европейского суда


Понятно беспокойство господина Хольтгена как функционера Совета Европы, влиятельным членом которого является Россия. Можно предположить, что российское правительство приложит все усилия, чтобы страсбургское решение не было утверждено. Но в данном случае речь идет исключительно о решении бельгийского суда, которое обязательно для исполнения в Бельгии. В других странах решение за их судами. Возможны ли попытки правительств надавить на них политически? Ничто не исключено, но при существующей в Европе системе сделать это трудно.

Брюссель

А в это время

Счёта российских компаний арестовала не только Бельгия, но и Франция. Такую информацию со ссылкой на заявление «источника, близкого к акционерам ЮКОСа», выдал утром 18 июня сайт Forbes.ru.

Эту информацию подтвердил агентству РИА-новости  и помощник президента России Андрей Белоусов, а глава ВТБ Андрей Костин рассказал РБК о том, что 17 июня во Франции были арестованы счёта российских компаний, открытые во французском филиале ВТБ. Костин рассказал о том, что речь идёт о «незначительных суммах», которые «исчисляются десятками тысяч евро» и о том, что утром 18-го счёта дипломатических миссий были разморожены.

Во Франции о возможном аресте российских активов сообщил только один ресурс — радио RFI. Под заголовком «Дело ЮКОСа: Бельгия интересуется не покрытыми российскими активами» радио сообщило о том, что бельгийский министр юстиции дал две недели судебным приставам, чтобы составить список (российских) активов, которые могут стать объектами ареста.

А 17 июня «ведущие бельгийские банки, а также организации, представляющие здесь различные российские интересы, получили циркуляр, составленный по итогам исследования, произведённого судебными приставами». Судебные приставы «предписывают адресатам в течение 15 дней подать полный список счетов, зданий, транспортных средств и других ценностей, принадлежащих российскому государству, включая любые долги с них».
«Подобную процедуру, в свою очередь, начала и Франция, где министр юстиции на прошлой неделе отправил в прокуратуры объяснительную записку по поводу досье», — сообщило RFI со ссылкой на свои источники.

Решение Гаагского арбитражного суда должно быть исполнено в 155 странах, связанных Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, — ранее рассказывал русской службе RFI адвокат Эмманюэль Гайар, представлявший интересы Group Menatep Limited (GML) во время судебного процесса, начатого бывшими акционерами ЮКОСа.

По сегодняшней информации французской службы RFI, акционеры GLM уже требуют ареста российского имущества в нескольких европейских странах.
«Новая» дозвонилась до Тима Осборна, директора GLM, который как раз сейчас и занимается истребованием долга. Господин Осборн рассказал «Новой», что определённые счёта в Бельгии и Франции действительно уже могли быть арестованы, но какие именно и на какую сумму, ему пока неизвестно. Осборн также рассказал, что адвокаты бывших акционеров ЮКОСа обратились к властям четырёх стран с требованием ареста имущества, принадлежащего российскому государству: Бельгии, Франции, США и Великобритании.



На вопрос, почему адвокаты обратились к властям 4 стран, адвокат Осборн ответил: «Ну, надо же с чего-то начинать».


Министерство юстиции Франции пока отказывается подтверждать или опровергать информацию о состоявшихся и предстоящих арестах российского имущества.


Комментариев нет:

Отправить комментарий