вторник, 16 июня 2015 г.

Тема дня

Тема дня


Указ Путина о засекречивании военных потерь обжаловали в Верховном суде

Posted: 16 Jun 2015 02:02 AM PDT

Группа юристов обжаловала в Верховном суде РФ указ президента России Владимира Путина о засекречивании военных потерь в мирное время, передает «Интерфакс». По мнению адвоката и председателя фонда «Свобода информации» Ивана Павлова, президент вышел за пределы своих полномочий.

«Дело в том, что ограничивать доступ к информации можно только федеральным законом, но не подзаконными актами, а указ - это именно подзаконный акт», — сказал Павлов.

Адвокат также отметил, что у Верховного суда есть три дня на регистрацию заявления и еще пять дней на принятие решения о назначении даты заседания, либо — об отказе в рассмотрении дела.

Читайте также: Указ о гостайне: что мы теряем?

Указ о том, что сведения о потерях Минобороны в мирное время будут причисляться к гостайне, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 28 мая.


Квартал красных цен

Posted: 16 Jun 2015 01:01 AM PDT

Маховик инфляции немного замедлился, но это если забыть про сравнения с прошлым годом.

Три месяца назад я уже писал про инфляцию с точки зрения многодетной семьи (см. № 27 от 18 марта 2015 года). Обещал вернуться к этому вопросу. Так как прошло три месяца и мы вступили из весны в лето, самое время сделать контрольную закупку.

И вот мы с супругой вновь поехали в магазин, для того чтобы совершить небольшую стандартную закупку на три дня. В этот раз решили добавить покупку крупы, макарон, появившихся в магазине бананов детям. А в связи с тем что не покупали зубную пасту и памперсы, надумали на сэкономленные деньги чуть-чуть побаловать семью, купив сыр, колбасу, банку сгущенки и сладкие раскраски детям.

Хотя это, конечно, странно звучит для страны, вставшей с колен: во втором десятилетии XXI века многодетная семья балует себя покупкой колбасы, сыра и сгущенки. Кстати, здесь надо заметить, что после ввода продуктовых санкций сыр стал просто деликатесом. Если раньше мы покупали голландский «Маасдам» по 300 рублей за килограмм, то сейчас 600 с лишним рублей за килограмм «Российского», который по цене больше похож на австралийский с учетом доставки.

Впрочем, если уж переходить к лидерам роста цен и сравнивать показатели прошлого года, то нельзя не отметить несколько передовых позиций, которые не закупались до этого, но дают хороший показатель реальной инфляции. Например, сгущенка выросла с 50 до 70 рублей, то есть рост цен — 40%.

Также сильно выросла в цене колбаса, при этом выросла очень хитро. Формально батончик «Докторской» стал дороже на 25%, поднявшись в цене со 110 рублей до 137. Но! Его вес изменился — и вместо 400 граммов стал 350 граммов, а общий рост стоимости в результате составил около 40%. Если двигаться дальше и идти по ступенькам повышения вверх, то мы натыкаемся на бананы: нынешняя цена 65 рублей за килограмм. Чек от ноября 2014 года рассказывает нам, что они стоили 38,5 рубля. Следовательно, мы имеем рост цены на 70%. И это не предел. Абсолютным лидером оказалась пачка гречи.

Смотрите сами: цена 7 ноября 2014 года — 31 рубль 69 копеек, а цена 8 июня 2015 года — 90 рублей 39 копеек. Рост цены 185%. Сто восемьдесят пять процентов за семь месяцев! И это притом что гречиху мы выращиваем у себя, а не завозим из Америки. После этого говорить о росте цен на рис на 60%, макарон на 40% как-то даже смешно. А крупы, скажу вам честно, занимают значительную часть рациона питания большой семьи.

Из мелочей можно добавить небольшой за квартал (?!) рост цен творога, йогурта, пудинга и туалетной бумаги на 10, 8, 6 и 4% соответственно. Вновь подросшую в цене — на 1% — курицу и выросшую на 16% соль.

Объективности ради надо сказать и о положительных моментах. Стали падать в цене овощи и фрукты. Огурцы теперь не столь заоблачны и вернулись к осенним ценам — 47 рублей вместо 260, томаты упали в цене на 20%, а яблоки снизились на 15%. Все так же держится в цене молоко. Эх, если бы не дикий рост гречки, то наша утренняя каша держалась бы в цене.

Из позитивных моментов можно отметить и тарифы на коммунальные услуги. Пока они не растут. Впрочем, сейчас цены на ЖКХ поднимают с 1 июля. Подождем.

Да, чуть не забыл: к общему уровню инфляции надо добавить рост услуг в детском саду. Оплата выросла на 15%. Власти объяснили это резким ростом стоимости продуктов питания. Не согласиться с ними нельзя.

Ах да, забыл добавить, почему мы не покупали памперсы. Цена на них за год выросла неимоверно, так что сейчас мы ищем возможность покупать их на распродажах и во время всяких акций. Только представьте себе: большая эконом-коробка на 104 штуки стоила в феврале 2014 года 1100 рублей, а в конце апреля 2015 года она стала стоить 2670 рублей. 140% за год с небольшим!

В конце, как и обещал, добавлю сравнительную табличку цен на некоторые товары и их изменение за прошедший квартал.

1. Молоко 2,5% производства ВМК, 1000 г
Цена в марте 2015 года 27,09
Цена в июне 2015 года 27,09
Изменение 0%

2. Сметана УОМЗ им. Верещагина, 15%, 400 г
Цена в марте 2015 года 61,69
Цена в июне 2015 года 61,69
Изменение — 0%

3. Йогурт Danone «Растишка»
Цена в марте 2015 года 12,99
Цена в июне 2015 года13,99
Рост 8%

4. Подгузники-трусики Pampers Active Girl, 9—14 кг (104 шт.)
Цена в марте 2015 года 1914,50
Цена в апреле 2015 года 2669,79
Рост40%

5. Цыпленок-бройлер «365 дней», тушка охлажденная, фасованная, весовая
Цена в марте 2015 года 114,89
Цена в июне 2015 года 115,79
Рост — 1%

6. Стиральный порошок «Миф», 2 кг
Цена в марте 2015 года — 156,29
Цена в июне 2015 года — 196,19
Рост25%

7. Соль «Илецкая», 1 кг
Цена в марте 2015 года 9,59
Цена в июне 2015 года — 11,09
Рост — 16%

Можно сказать, что в целом маховик инфляции замедлил ход и за квартал изменение цен не столь значительно, как по сравнению с прошлым годом. Но отдельные группы товаров продолжают приносить сюрпризы, и весьма ощутимый рост цен еще продолжается. Осенью мы вернемся к нашему исследованию, тем более что можно будет сравнить годовые изменения, так как всерьез следить за инфляцией с точки зрения многодетной семьи я начал с осени 2014 года.

Евгений Доможиров
политик, председатель регионального отделения «Партии Прогресса»,
председатель движения «Вместе»


США объявили о намерении разместить в Европе истребители F-22 Raptor

Posted: 16 Jun 2015 12:01 AM PDT

Министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джеймс заявила о намерении разместить в Европе американские истребители пятого поколения F-22 Raptor. По словам чиновницы, истребители необходимы для предотвращения угрозы со стороны России.

«На мой взгляд, наибольшая угроза — в событиях, которые происходят вокруг РФ, — приводит выступление Ли Джеймс на аэрокосмическом салоне Ле Бурже The Wall Street Journal. — Это одна из основных причин, по которым я здесь».

Министр ВВС США также напомнила, что с момента присоединения Крыма к РФ российские самолеты стали чаще замечать летающими вдоль европейских границ. Она привела пример Швеции, которой из-за участившихся полетов российской авиации пришлось увеличить число полетов своих ВВС на 50%.

Читайте также:НАТО отмечает необычную активность российских военных самолетов над Европой

Дебора Ли Джеймс отметила, что намерена встретиться с партнерами по НАТО, чтобы обсудить увеличение военных расходов в странах-партнерах.

Участившиеся полеты российских ВВС действительно неоднократно вызывали возмущение в странах Европы. В декабре 2014 года министерство обороны Швеции заявило, что самолет военно-воздушных сил РФ в небе над Швецией едва не столкнулся с авиалайнером.


Определившийся

Posted: 15 Jun 2015 11:02 PM PDT

Явлинский никогда не искал компромиссов. Поэтому он главный кандидат для противников «Партии войны».

Анна АРТЕМЬЕВА — «Новая»

«Яблоко» заявило о готовности Явлинского баллотироваться на выборах президента в 2018 году, и демократическая оппозиция в ответ надорвала все животики. Политтехнолог Навального Леонид Волков ухохатывается в твиттере: «Григорий Явлинский жив и продолжает оставаться легитимным президентом». Попутно Волков фактически упрекает Явлинского в продажности, припомнив ему средства, которые выделяются государством на содержание политических партий. Блогер Рустам Адагамов проводит блестящую аналитику текущего политического ландшафта, называя Явлинского клоуном. Твиттер «Лентач» тренируется в посильном остроумии, сравнивая Явлинского с покойным Стивом Джобсом, основателем Apple. И, конечно, Алексей Навальный, будучи не в состоянии побороть старые блогерские привычки, тоже присоединяется к всеобщему хохоту. «Вот это новость так новость!» — иронизирует федеральный политик в своем твиттере. Действительно, ужасно смешно: новостью в этой стране может быть только сам Алексей.

Теперь давайте разбираться в этом анекдоте. Вот кто-то из новых демократов пишет, что, сколько себя помнит, столько Явлинский и избирается в президенты. Это говорят люди, плохо знающие новейшую политическую историю собственной страны. Явлинский участвовал в президентских выборах два раза — в 1996 и 2000 годах, в 2012 году ЦИК отказал ему в регистрации. В последние годы Явлинский никому из демократов не мешал идти к успеху и ни с кем во всех координационных советах не конкурировал. Претензию к Явлинскому, согласно которой он своим согласием избираться в президенты легитимирует нынешний режим, в равной степени можно применить к действующим лидерам демократической коалиции. Навальный прекрасно легитимировал своим участием выборы мэра Москвы, а теперь легитимирует предвыборную кампанию в регионах, выступая как публичное лицо новых демократов. Стратегия неучастия в выборах, известная как «Движение наХ-наХ», оказалась настолько неудачной, что от нее вынуждены были отказаться сами ее авторы. Еще более провальным оказался лозунг Навального образца 2011 года «Голосуй за любую другую партию!»: мы видим, как три партии оппозиции стали в авангарде нынешней политики запретов и цензуры, существующих в стране. Нынешние оппозиционные кампании в регионах подтверждают, что в демократической коалиции на горьком опыте убедились, что никакого более убедительного решения задачи по редемократизации России, чем участие в электоральной работе сезон за сезоном, у нас нет. В конце концов, РПР-ПАРНАС имеет статус официальной партии и определенные перспективы на федеральной кампании 2016 года ровно по той причине, что Борис Немцов смог в свое время избраться в Ярославскую облдуму. Кандидат в президенты по фамилии Явлинский — это человек, который сможет использовать свою предвыборную кампанию, чтобы громко и прямо заявить о проблемах страны, которые замалчиваются в государственных масс-медиа. В нынешних тяжелейших условиях это уже пусть небольшой, но ощутимый шаг вперед.

Или, может быть, мы обвиним Явлинского в том, что за многие годы его партия не смогла выдвинуть нового лидера федерального масштаба? Этот смех будет выглядеть особенно натянутым, потому что беда это общая. Единственный контрпример на всю Россию — это как раз Навальный (трагикомическое развитие сюжета на тему «кто, если не он»).

Читайте также: Сергей Митрохин: Почему именно Явлинский? Во-первых, он знает, что надо делать для преодоления экономических проблем страны. Во-вторых, это его политическая репутация

Кого представляет Явлинский? Членами партии «Яблоко» является ряд достойных людей, но для краткости выделим одного — псковского депутата Льва Шлоссберга, задавшего вопросы о странной гибели наших солдат на Украине в 2014 году. «Партия Шлоссберга», по мнению демкоалиции, не имеет права выдвинуть своего лидера на президентские выборы? Что ж, давайте как следует поиронизируем на этот счет — вместе с кремлеботами. Кто кого перехохочет насчет родившегося во Львове «бандеровца» Явлинского?

Программа Явлинского, конечно, не может похвастаться такой лаконичностью, как предвыборная платформа демкоалиции, где ответом на все вопросы человеческого бытия является борьба с коррупцией. «Яблоко» предлагает делать ставку на демонополизацию экономики и европейский выбор России — причем в последний прямо включается вопрос о выходе из украинского кризиса.

И в этом, пожалуй, самая серьезная этическая проблема молодых демократов. Навальный и его союзники так или иначе признают присоединение Крыма к России, не желая терять электорат. При этом динамика нынешней ситуации остается непредсказуемой, а люди, прямо не осудившие присоединение Крыма, несут моральную ответственность и за последовавшую за этим украинскую войну. За кого должны в этой ситуации голосовать те, чьи принципы не позволили им влиться в ряды «крымнашистов»? Явлинский дал ясный ответ на последний вопрос: «Яблоко» отказалось поддерживать действия властей России по Крыму. И при сохранении нынешнего сценария — гробов, идущих с Украины, и военных дыр в федеральном бюджете — через три года насмешки над «старожилом» могут превратиться для демкоалиции уже в политическую проблему. Возможно, число тех, кто проголосует за честную позицию по Крыму и против войны, окажется значительно больше, чем политтехнолог Волков может предположить сегодня.

Кирилл Мартынов
редактор раздела «Мнения и комментарии»


Порошенко и Медведев обменялись обвинениями из-за российского кредита Украине

Posted: 15 Jun 2015 10:05 PM PDT

Президент Украины Петр Порошенко назвал «взяткой» российский кредит в размере $3 млрд, выделенный в конце правления Виктора Януковича, после заявления о приостановке евроинтеграции.

«Это была взятка», — сказал украинский лидер в интервью телеканалу Bloomberg. Он отметил, что покупка Россией украинских еврооблигаций, по его мнению, должна трактоваться также, как сделки других частных кредиторов. А на выплату внешних долгов частным кредиторам, напомним, в Украине может быть наложен мораторий. При этом Порошенко отметил, что статус долга перед Россией, коммерческий или межгосударственный, пока не определен.

На слова украинского президента, тем временем, отреагировал премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Если 3 миллиарда суверенного займа, полученного Украиной у России, по мнению Порошенко, — взятка, то миллиарды, о которых договариваются руководители Украины с МВФ, — это организация масштабного воровства», — написал российский премьер в facebook.

Читайте также: Россия может потребовать от Украины досрочного погашения займа в 3 млрд долларов

В декабре 2013 года президент России Владимир Путин договорился с действовавшим тогда президентом Украины Виктором Януковичем о том, что РФ разместит в украинских государственных облигациях $15 млрд, а также снизит цену на газ на 30%. До свержения Януковича Россия успела выкупить облигаций на $3 млрд.


Размах по-восточному

Posted: 15 Jun 2015 01:01 PM PDT

Помимо хозяев — Азербайджана — новый мегафорум оказался всерьез интересен России и Белоруссии.

Церемония открытия первых Европейских игр в Баку
Михаил ДЖАПАРИДЗЕ / ТАСС

В столице Азербайджана Баку открылись первые Европейские игры. Грандиозный размах церемонии, в которой доминировали восточные мотивы и был явственно заметен «сочинский след», вряд ли соответствовал не очень понятному спортивному масштабу события, будущее которого пока туманно.

Зачем нужны Игры Азербайджану, понятно — страна всеми силами старается произвести впечатление, продемонстрировать свои достижения и верность европейскому вектору развития. Желания связываться с организацией крупного форума, за которым не стоит традиция и который пока начисто лишен имиджевой привлекательности, больше никто не выразил. А Голландия, которой доверили право проведения вторых Игр-2019, уже благоразумно уклонилась от оказанной ей чести.

С большой долей вероятности, солидные европейские державы и не подумают включаться в борьбу за Игры, а вот, к примеру, Белоруссия вполне может пойти по азербайджанскому пути — на это косвенно указывало и присутствие Александра Лукашенко на церемонии открытия. Владимир Путин тоже присутствовал на главном стадионе Игр в качестве почетного гостя, что говорило о полноценной поддержке и не исключало в дальнейшем участия России в новом для Европы большом спортивном проекте.

Пока стремление самого продвинутого в спортивном отношении континента не отставать от других выглядит достаточно формальным актом — раз есть Панамериканские, Азиатские, Всеафриканские игры, то почему не быть Европейским? Главным инициатором выступил президент Европейского олимпийского комитета Патрик Хики, а столица Азербайджана с ее амбициями оказалась едва ли не идеальной кандидатурой для старта проекта — за размах можно было не беспокоиться. Беспокоили разве что отведенные на подготовку сроки, но Баку в них вписался, за 30 месяцев построив пять и реконструировав семь крупных спортивных объектов.

По уверениям принимающей стороны, затраты не превысили допустимых пределов, в инфраструктуру была заранее заложена программа «Наследие», в организации и подготовке участвовали специалисты из 43 стран, а эстетическую сторону грядущего праздника обеспечивала непосредственно первая леди и глава оргкомитета Игр Мехрибан Алиева.

Многопрофильных соревнований такого ранга Азербайджан действительно еще не проводил: 50 стран-участниц, более 6000 спортсменов, 23 вида спорта, 17 игровых дней — чем не малые летние Олимпийские игры? Естественно, программа и должна была отличаться от классической олимпийской, и в то же время претендовать на серьезный охват и обязательное включение таких главных видов, как легкая атлетика, плавание, бокс, борьба, и ряда других.

Вписать в удобные для всех сроки такой большой турнир оказалось едва ли не самой серьезной проблемой. Вот почему медали в новехоньком плавательном центре будут разыгрывать юниоры и юниорки — основные силы готовятся к чемпионату мира по водным видам спорта, который пройдет в Казани в июле. Для борцов, напротив, турнир в рамках Игр приравняли к чемпионату Европы, еще несколько федераций для повышения значимости решили, что в Баку можно завоевать прямую путевку на Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро, выполнив соответствующие квалификационные нормативы. Для экзотики в программу включили соревнования по пляжному футболу и стритболу — эти дисциплины не относятся к олимпийским, но всегда нравятся зрителям, и в них у россиян, особенно у «пляжников», есть хорошие шансы на турнире любого ранга.

В России не стали глубоко задумываться и присматриваться к экспериментальному начинанию, отправив в Баку самую большую делегацию из 355 спортсменов, в ряде видов выставив, по сути, первые составы национальных сборных (спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание) или близких к ним (стрельба, борьба, велоспорт, гребля). Цель ясна — традиционно это завоевание как можно большего количества медалей и, естественно, победа в неофициальном общекомандном зачете. История Евроигр может оказаться короткой, но это еще не факт, а сегодняшние медали никто не отнимет.

Подход достаточно примитивный, но у нас вообще с некоторых пор предпочитают не задумываться над тем, что стоит за той или иной наградой — главное, чтобы их было больше, так что успех россиянам практически обеспечен. Неразборчивость не всегда похвальна — достаточно вспомнить, что те же универсиады россияне выигрывают за явным преимуществом, но это отнюдь не свидетельствует о реальном уровне развития студенческого спорта.

То, что Россия отнеслась к Играм в Баку-2015 с полной серьезностью, свидетельствует о стремлении оставаться полноценным участником масштабных европейских спортивных событий, пусть даже экспериментальных. Это создает иллюзию независимости от политической изоляции, в которой все больше и больше оказывается страна. Но спорт — отнюдь не панацея.

…Церемония открытия на почти 70-тысячном Олимпийском стадионе могла бросить вызов любому подобному действу — Баку постарался продемонстрировать всему миру, что Евроигры если и уступают олимпиадам, то совсем немного. Владимир Путин сидел рядом с президентом Международного олимпийского комитета Томасом Бахом, Леди Гага скромно и с достоинством исполняла Imagine за роялем, усыпанным розами, певец Алим Гасымов летал на ковре-самолете, тянули друг к другу руки Лейла и Меджнун, за ожившими восточными миниатюрами наблюдал вместе с присутствующими сам оживший великий поэт Низами. Некоторая затянутость и перебор с восточной пышностью имели место, но радостные лица на стадионе и восторги в Сети свидетельствовали о грандиозном успехе мероприятия, а президент Азербайджана Ильхам Алиев мог быть доволен произведенным на гостей впечатлением.

То, что на Игры в Баку не пустили Amnesty International, тоже было в классическом тренде, сообщение о якобы завязавшейся в центре столицы Азербайджана драке между российскими и украинскими атлетами было опровергнуто, а инцидент с пострадавшими в ДТП австрийскими спортсменками на праздничное настроение не повлиял.

Новости из Баку будут приходить до конца июня. К этому времени станет более или менее ясно, что будет с Европейскими играми дальше.

Владимир Мозговой
обозреватель «Новой»


«Ле Бурже»: вертикальный взлет

Posted: 15 Jun 2015 11:01 AM PDT

О новинках, о тенденциях и о месте России и Украины на самом известном авиакосмическом салоне — в обзоре «Новой».


Airbus A350. Фото: Том Уайт/EPA

15 июня в парижском пригороде Ле Бурже открывается 51-й авиасалон. Салон продлится до воскресенья, 21 июня, и примет больше 300 тысяч посетителей (из них почти половина профи), которые должны увидеть несколько интересных новинок.

«Небо завтрашнего дня»

Нынешний салон, который проходит в год грандиозной парижской конференции по вопросам изменения климата (ноябрь-декабрь, здесь же, в Ле Бурже), проводится под знаком борьбы за экологическую чистоту авиации.

18 июня в рамках салона откроется выставка «Le ciel de demain» («Небо завтрашнего дня»), которую откроют министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус и министр экологии Сеголен Руаяль. В этот же день состоится заседание французского государственного органа CORAC, основная задача которого разрабатывать решения в области сокращения авиационных выбросов.

Мировой план снизить к 2050-му году авиа-выбросы CO2 на 50%. Задача должна быть выполнена, в основном, за счет снижения прожорливости самолетов и перехода на биотопливо, но определенные результаты должно принести и создание гибридных машин. Микроскопический вклад в дело уменьшения выбросов внесут «солнцелеты»: швейцарский Solar Impulse 2, летающий на 17000 солнечных батарей, был представлен в Ле Бурже два года назад, а этой весной начал первое в истории кругосветное путешествие.


Airbus E-Fan. Фото: Каролин Блумберг/EPA

В этом году на салоне покажут модернизированную версию двухместного гибридно-электрического самолета Airbus E-Fan, который впервые был выставлен в 2013-м здесь же в Париже. После салона, 10 июля, Airbus планирует устроить еще и показательный перелет через Ла-Манш, между городами Лидд и Кале. По заявке организаторов, это должен быть 27-минутный перелет «без единой капли топлива», хотя после модернизации автономность E-Fan удалось увеличить более чем наполовину, до 55 минут.

Через два года европейский концерн обещает выпустить уже операционную двухместную модель, еще через два четырехместную, а в далекой перспективе построить на основе E-Fan еще и 90-местый региональный самолет E-Thrust.

Но для этого всем нам (кто сможет) придется набраться терпения и подождать 2050 года. Впрочем, почему бы и не подождать: по словам технического директора концерна Жана Ботти, с E-Fan «начнется новая эра в авиации».

6-7 миллиардов человек в год

Homo touristicus все труднее усидеть на месте: эта тенденция началась в 90-х, но она еще далеко не на пике. В 1960-м люди совершали 100 миллионов перелетов в год, в 2013-м уже 3 миллиарда, а к 2030-му должны совершать 6 миллиардов. Такие данные за несколько дней до салона опубликовало французское агентство Argon Consulting.

«Поставленные перед этой перспективой, авиапроизводители меняют промышленную стратегию (и свою, и поставщиков), делая упор на пошаговое улучшение существующих моделей и ускорение процесса производства», утверждает Argon Consulting.

Основную нагрузку по производству и распределению прибыли в отрасли по традиции возьмут на себя Airbus и Boeing.

Патрон гражданского крыла Airbus Фабрис Брежье 12 мая выдал прогноз компании на будущее. Airbus предвидит ежегодный рост мирового авиационного рынка на 4% в ближайшие двадцать лет; авиакомпаниям за это время понадобится примерно 32600 новых самолетов (на 100 мест и более).

Чуть раньше примерно такой же прогноз выдала конкурирующая лавочка. Вице-президент компании «Боинг гражданские самолеты» Рэнди Тиссет рассказал, что через двадцать лет парк коммерческих самолетов (Boeing включает в свою статистику машины на 30 мест и более) должен вырасти с 21600 (в 2014-м году) до 43560 машин в 2034-м.

Для этого нужно будет построить 38050 самолетов, из которых 40% поглотит азиатский рынок. Половина из этих 40% придется на Китай.

Количество пассажиров в мире, по словам Тиссета, вырастет за двадцать лет с 3 до 7 миллиардов.

Основную часть перевезут все те же Airbus 320 и Boeing 737 (модели будут только совершенствоваться), которые и сегодня перебрасывают из одной точки в другую три четверти авиапассажиров.

Boeing предвидит ежегодный рост мирового авиарынка на 4,9%, причем отмечает, что прогноз роста мог быть выше если бы не падение числа авиаперелетов в России, вызванное ухудшением экономической ситуации в стране.

Российские павильоны

Накануне выставки французские издания упоминали о российском участии в «Ле Бурже» в трех контекстах: 1) на прошлом салоне страна представила хороший истребитель поколения 4++ Су-35С; 2) на нынешний салон русские снова привезут «неубедительный» ближнемагистральный пассажирский Sukhoi SuperJet 100 и недоработанный среднемагистральный МС-21; 3) наконец, газета Ouest France написала о том, что «среди звезд» нынешнего салона «русский транспортный самолет АН-178».


АН-178. Фото: Роман Пилипей/EPA

К последнему утверждению остается только добавить, что АН-178, построенный на базе пассажирского АН-158, должен прийти на смену устаревшей транспортной лошадке АН-12, что первый полет нового самолета прошел всего за месяц до салона и главное, что самолет украинский.

Про российское участие можно добавить только, что страна на «Ле Бурже» будет представлена 37 компаниями, в том числе девятью производителями вооружения и военной техники», как сообщает РИА Новости со ссылкой на Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству РФ. А «российская экспозиция, организованная государственной корпорацией «Ростех», будет размещена в двух павильонах общей площадью около 1115 квадратных метров».

Ну и главное «в ведомстве отметили, что в период работы авиационно-космического салона планируется продолжить диалог о развитии партнерских отношений, в том числе с европейскими компаниями и корпорациями».

О том, удастся ли по-настоящему продолжить диалог в условиях продолжения конфликта в Украине, в «ведомстве» не сообщили.

В любом случае, как минимум один факт сотрудничества будет с помпой преподнесен российскому телезрителю: французский производитель Saft пригласил журналистов посетить свой стенд 15 июня «по случаю подписания главного контракта на поставку аккумуляторных батарей для самолета Иркут - МС 21».

В то же время, вряд ли стоит рассказывать зрителю, о том, что «звезда» салона-2013, истребитель Су-35С, который по распоряжению министра Шойгу до конца года должен поступить в войска, начинен иностранными комплектующими. В том числе, украинскими.

А замены им нет, и пока не предвидится.

Другие «звезды»


Bombardier CS300. Фото: Bombardier

1) Bombardier отправит в парижское небо свой самый большой самолет CS300, который канадская компания рассматривает в качестве конкурента Boeing 737 MAX и Airbus A320neo.

«Мы с гордостью представляем первый узкофюзеляжный самолет, построенный согласно совершенно новой концепции, чего индустрия не видела уже более 25 лет», заявил 8 июня в Монреале президент гражданского крыла компании Bombardier Фред Комер.

Главная особенность новой концепции в том, что самолет обеспечен двигателями нового поколения (впрочем, как и у конкурентов), а фюзеляж самолета (впрочем, как и у конкурентов) почти полностью состоит из композитных материалов. Также улучшена эргономика салона, что позволило предоставить больше места и пассажирам, и багажу (впрочем, как и у конкурентов).

По сравнению с конкурентами, у самолета CS300 есть как минимум два преимущества: как утверждается, он примерно на 20% менее прожорливый и должен чуть раньше поступить в эксплуатацию (в конце 2015-го года).


Airbus A400M. Фото: Гилльям Хоркауэло/EPA

2) Компания Airbus заявила, что намерена ежедневно с 15 по 19 июня демонстрировать в полете военно-транспортный самолет A400M.

Это очень перспективная машина, которая, как заявлял французский министр обороны Ле Дриан, «должна изменить манеру ведения войны», так как способна совершать посадку в любых условиях и перевозить 37 тонн груза на расстояние свыше 3000 километров.

Проблема в том, что с момента закладки в 80-е годы этого франко-немецкого проекта (к которому позже присоединились еще пять стран), его сопровождали неудачи: от значительного удорожания стоимости до постоянных переносов сроков поставки.

В конце января министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен рассказала в интервью «Шпигелю» о том, что немецкие спецы нашли в самолете 875 недоделок.

В придачу, 8 мая самолет потерпел крушение в ходе тренировочного полета под Севильей. Погибли четыре человека. И все-таки накануне «Ле Бурже» представители Airbus заявили о том, что «полностью доверяют машине» и «счастливы совершить демонстрационные полеты, как это и было предусмотрено».

3) Еще одна новинка от европейского концерна средний вертолет Airbus Helicopters H160, который с 2018-го года должен будет прийти на смену легендарному, но устаревшему Sud-Aviation SA365 Dauphin, существующему с 1975-го года и работающему в 72 странах мира. H160, как и Dauphin, рабочая машина, которая предназначена для использования в промышленности, чаще всего в нефтегазовой отрасли, в медицине и, конечно, в благородном деле перевозки VIP-пассажиров. Корпус вертолета целиком состоит из композитных материалов, он способен летать на расстояния до 834 км и издавать «на 50% меньше шума», чем у самых тихих конкурентов.


Airbus Helicopters H160. Фото: Airbus

4) Но, может быть, самое важное событие салона первый показ легкого дальнемагистрального Airbus A350 XWB, способного перевозить от 250 до 550 пассажиров (в зависимости от модификации) и совершать беспересадочные перелеты на расстояния от 13 900 до 16 300 километров. Площадь крыла 443 м² — это самое большое крыло из когда либо созданных для однопалубного самолёта. Airbus ожидает, что машина будет иметь на 10% меньшую стоимость эксплуатации и на 14% меньший вес в расчете на одного пассажира, чем у главного конкурента Boeing 787.

Особое внимание к огромным тонким крыльям с загнутыми концами, которые тоже позволяют экономить топливо.

Кроме того, в раме и обшивке фюзеляжа, изготовленных из композитных материалов, есть алюминиевые полоски, гарантирующие затухание при ударе молнии в корпус.


Boeing 787-9 Dreamliner. Фото: Boeing

5) И, наконец, Boeing привез в Париж 787-9 Dreamliner, удлиненную версию классической дальнемагистральной «восьмерки» с чуть большей дальностью полета. Но не это привлекло к самолету внимание нескольких миллионов интернет-пользователей, а рекламный ролик, который компания выпустила в YouTube за четыре дня до старта авиасалона. На этом видео Dreamliner совершает идеально вертикальный взлет с первых секунд отрыва от земли.

Чего и всем желаем.

«Новая» будет внимательно следить за 51-м международным салоном в Ле Бурже.

Справка «Новой»

Парижский авиасалон проводится с 1908 года (когда он прошел еще в рамках автосалона в «Гранд Пале»), а в Ле Бурже окончательно переехал полвека назад, в 1953-м. С 1961-го к авиационной составляющей добавилась космическая. Советские самолеты начали выставляться в Париже в 1934 году, Россия принимает участие в салоне с 1993 года.

На нынешний салон приедут 2260 компаний-участников из 47 стран, это на 5% больше, чем два года и является абсолютным рекордом. «Ле Бурже» важнейшая авиакосмическая выставка в мире, наряду с салоном в британском Фарнборо (проходит в четные годы). Тем не менее, организаторы французского салона всякий раз подчеркивают, что он «самый старый и самый крупный» выставочные площади занимают 130000 м2.

Юрий Сафронов
соб. корр. в Париже


Кто дальше плюнет

Posted: 15 Jun 2015 09:01 AM PDT

Политикам всех уровней надо на чем-то пиариться — это часть их работы. На теме Украины — рискованно, на здравоохранении — взрывоопасно. Остается  образование. И инициативы  в школу идут косяком. Они здесь, с одной стороны, заметны, их бурно обсуждает пресса, а с другой —  почти безопасны: учителя традиционно послушны, директора подконтрольны, а родители не готовы вкладываться в этот институт серьезно. Предпочитают не сталкиваться с системой, а решить частную проблему своего чада в обход: сбежать в экстернат, нанять репетиторов, найти пути к сердцу учителя или поменять школу, отправить ребенка за рубеж, наконец, — и забыть школу как страшный сон. А здесь, в родных пенатах, кто только не прописывает рецептов школе.

Самый свежий законопроект – про обязательное исполнение гимна России в начале каждой недели. Чтобы формировалось патриотическое сознание. Как по стране, пока неизвестно, а вот в Калужской области ученикам придется сдавать зачет.

Но школе уже не привыкать.

То ей прописывают один учебник по литературе, математике и русскому.

То рекомендуют поменьше иностранного языка и возмущаются: «Минобрнауки собирается ввести еще и обязательный ЕГЭ по иностранным языкам, а также изучение второго иностранного». Ирина Яровая, глава думского Комитета по безопасности, считает, что часы школьной программы лучше отдать русскому языку, и задает риторические вопросы: «Граждан какой страны мы растим? Может быть, не российское государство является заказчиком образовательных программ?»

Здесь не обойтись без лирического отступления: в 2001 году, когда во Франции новый министр образования предложил сократить часы на иностранные языки — с более мягкой риторикой, но с посылами, похожими на наши доморощенные, школы объявили забастовку, и все — учителя, ученики, родители — вышли на улицу. Школы неделю не работали, а через неделю был назначен другой министр образования. Но это не у нас.

То пробуют использовать школу иначе (может так получится?): рекомендуют со 2-го по 9-й класс изучать основы православной культуры — притом что есть только три предмета, которые изучаются со 2-го по 9-й: русский, математика и физкультура, и отбирать для православия надо у какого-то из них. Физкультуры велел добавить президент Владимир Путин, значит — у русского и математики?

То подбрасывают новую кость в бульон публичных дискуссий: патриотическое воспитание. Попрекая, что сегодня вместо патриотического воспитания взят курс на «чуждый российской матрице личный успех выпускников».

То заявляют, что школам предоставлена «слишком большая свобода в создании образовательных программ». А сколько сил и средств было затрачено, чтобы научить учителей создавать авторские программы.

Я уже не говорю о ЕГЭ. Столько лет его позиционировали как защиту от коррупции, и вот… до 20 баллов можно будет засчитывать в дополнение к ЕГЭ за личные достижения и за школьное выпускное сочинение. Причем сочинение перепроверят и оценят преподаватели вуза. Коррупционней не бывает! Проректор одного из самых престижных вузов мне сказал: «Да я за эти 20 баллов весь прием сделаю».

Инициативы политиков в образовании очень похожи на соревнование: кто дальше плюнет. Те, кто их выдвигает, не пекутся ни о школе, ни об учителе, ни об ученике, а те, кому о школе положено профессионально беспокоиться,  не слышны. В лучшем случае держат глухую оборону.

Учителя не могут не реагировать остро на поток дурных инициатив, просто пропускать их мимо ушей. Это изматывает, унижает. А в школе важны не только достаточное финансирование, не только стабильные законы, в ней важен еще общий климат, дух. Но чтобы учителю иметь дух, он не может стоять в позе «Чего изволите?». Он достаточно прочен в пояснице, но постоянной ковровой бомбардировки политических инициатив ему не вынести.

Людмила Рыбина
Обозреватель


Макаревич попросил убрать «Машину времени» с афиш «Нашествия»

Posted: 15 Jun 2015 08:03 AM PDT

Лидер музыкальной группы «Машина времени» Андрей Макаревич в Facebook попросил организаторов «Нашествия» убрать название коллектива с афиш рок-фестиваля.

Музыкант объяснил, что группа отказалась участвовать в мероприятии еще «пару месяцев назад». По мнению Макаревича, не убрав название коллектива с рекламных плакатов фестиваля, его организаторы таким образом обманывают зрителей.

«Я не хочу обижать организаторов и тем более «Наше радио», с которым мы давние друзья. Просто если не удается внести коррекцию в рекламу — вынужден помогать таким образом», — написал музыкант в социальной сети.

Смотрите также: «Невидимая республика». 200 тысяч гостей, 3000 сотрудников полиции, 10 единиц боевой техники, рок и пиво — все это — фестиваль «Нашествие» в Большом Завидове

Макаревич напомнил, как проходил фестиваль в прошлом году — когда в непосредственной близости от сцены проходила выставка военной техники. «...по прошлогоднему опыту петь песни на фоне танков нет никакого желания», — объяснил музыкант.

Напомним, в июле прошлого года в фестивале «Нашествие» в Большом Завидове были задействованы около 10 тысяч боевой техники.


Россия без толмачей

Posted: 15 Jun 2015 07:02 AM PDT

Кому мешает изучение национальных языков в российской школе?

В мае руководители нескольких региональных общественных организаций Татарстана, Башкортостана и других национальных республик при поддержке Михаила Делягина и националиста Константина Крылова направили в адрес президента России, законодателей и вообще «государственных мужей и политиков России» Обращение с просьбой «спасти русский язык и межнациональное согласие в национальных республиках России».

В Обращении, в частности, сказано: «До сих пор в России русский язык не имеет законодательного статуса «родной язык». В то же время в ряде республик, как, например, в Республике Татарстан, родным для всех принудительно «назначен» татарский язык… Принудительное обучение татарскому языку введено сейчас и в детских садах Республики Татарстан — для малышей всех национальностей и без согласия их родителей».

Вопрос о притеснении русского языка в ряде национальных республик РФ обсуждается не первый год, и проблема действительно существует в сознании части граждан России. Однако в данном случае перед нами поистине странная идея: будто бы учить другие языки — значит вредить русскому.

В документе говорится: «Учащихся национальных республик, вопреки их желаниям и потребностям, независимо от наличия или отсутствия языковой среды, законодательно принуждают изучать государственный язык республики. Учащихся других регионов не принуждают изучать национальный язык, который ими не востребован». Отсюда следует, что предлагают сделать язык национальной республики РФ предметом по свободному выбору учащихся и/или их родителей.

Интересно, но почему же, согласно той же логике, учащихся нерусских национальностей можно «принуждать изучать» русский язык?

У авторов Обращения готов на это ответ: «Мы — за единство нашей страны, одним из столпов которого является родной для нас русский язык — язык межнационального общения всех народов России. Мы — за безопасность нашей страны, одна из основ и скреп которой — русский язык». При этом они апеллируют к Основному закону РФ: «Ведь по Конституции и по Правде — все мы равны».

Что же, посмотрим, что устанавливает на этот счет Конституция России. В ст. 5 сказано: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». И в ст. 68: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки…»

Таким образом, на территории республики в составе РФ могут действовать и другие государственные языки помимо русского. А раз это государственные языки, значит, вполне правомерно, что их изучение является столь же обязательным для всех учащихся республики независимо от национальности, как и изучение русского языка на всей территории РФ.

Впрочем, мы уже более 25 лет регулярно наблюдаем эту ситуацию: нежелание (уверен, что лишь какой-то малой) части русских знать языки тех народов, в среде которых они живут, выставляется как неотъемлемое право русского этноса, а для его обоснования используются аргументы о «русском языке как скрепе государства».

По сути, упомянутое обращение — плохо прикрытый призыв к властям России отменить конституционное понятие государственных языков национальных республик РФ под тем предлогом, что-де они (национальные языки) разрушают единство России.

В последние годы в разных вариантах заявлений все чаще подразумевается: «заставлять русского учить другой язык — значит покушаться на русскую национальную идентичность». Схожие аргументы до сих пор выставляются и в бывших союзных республиках, давно уже ставших независимыми государствами.

Что же это получается: русская национальная идентичность держится только на незнании любого другого языка, кроме русского? Тогда правы те, кто утверждает, что это в значительной мере искусственная идентичность.

Медвежью услугу оказывают русскому народу те «общественники», которые от его имени требуют оградить русских детей от изучения других языков. Ведь они не только сужают культурный кругозор будущих поколений русских, но и представляют нас как народ, якобы чуждый уважения к остальным народам.

Ярослав БУТАКОВ,
кандидат политических наук,
независимый политолог


«Гендиректор повел себя как тряпка. Небо над территорией АТО оставили открытым»

Posted: 15 Jun 2015 04:01 AM PDT

Почему Киев не отвечает на вопрос голландской стороны: кто в стране принимает решения о закрытии воздушного пространства.

Авиапространство, которое должна была закрыть Украина (выделено цветом), после крушения АН-26

«Новая газета» продолжает изучать обстоятельства крушения малайзийского «боинга» (рейс МН-17) над Восточной Украиной 17 июля прошлого года. В прошлом номере мы опубликовали беседы с двумя специалистами: кандидатом технических наук, экспертом космического кластера «Сколково» Вадимом Лукашевичем, который провел независимый анализ причин произошедшей катастрофы, и бывшим заместителем генерального штаба ВС Украины, доктором технических наук, офицером ПВО Украины генерал-лейтенантом Игорем Романенко, чье мнение, ко всему прочему, востребовано теми, кто в Европе проводит расследование авиакатастрофы.

Оба эксперта подтвердили: самолет был сбит ракетой, выпущенной из системы «Бук». Но кроме того, и украинский специалист, и российский задались вопросом: почему Украина не закрыла небо над Донбассом, раз с 14 июля — даты уничтожения транспортника Ан-26 — было понятно, что на вооружении сепаратистов появилось оружие, способное сбивать самолеты на большой высоте.

Как выяснилось из опубликованного интервью, решение на этот счет было обязано принять государственное предприятие «Украэрорух», чего, однако, не было сделано по каким-то причинам. По каким — рассказывается в материале нашего собкора в Киеве Ольги Мусафировой.

С моим собеседником, который имеет прямое отношение к «Украэроруху» и потому не хочет «светить» ни фамилию, ни должность, я встретилась в день выхода в «Новой» материала «17 июля в зону АТО должен был вылететь самолет с украинскими десантниками». Напомню: «Украэрорух» — государственное предприятие, отвечающее за украинское небо, гиперприбыльный монополист на рынке. Мой собеседник готов объяснить, по каким причинам Украина полностью не закрыла все воздушное пространство над зоной АТО за три дня до трагедии с малайзийским «боингом». Но вначале уточняет:

— Гиперприбыльным «Украэрорух» было корректно называть до 17 июля 2014 года. Сейчас, когда потеряно 76% воздушного потока, — из них 50% — пространство над Крымом и Черным морем, 26 — над востоком страны, — поступлений от обслуживания самолетов не хватает даже на заработную плату сотрудникам. Чтобы вы понимали: зарплата диспетчера в ту пору, когда доллар стоил 8 гривен, начиналась от 25 тысяч… Самая главная статья доходов, 80% от общей прибыли, — международный транзит. «Руху» («рух» по-украински — «движение», так сотрудники сокращенно называют «Украэрорух».О. М.), если утрировать, выгодно, чтобы вообще ни один самолет с нашей территории не взлетал и не садился, потому что это затраты. А транзит — наоборот, деньги, которые просто падают с неба.


Гибель «боинга» и деньги за пролет

— И сколько же падает денег?

— До катастрофы — 3 млрд гривен в год, что в долларах, по курсу, примерно 142 518 000 долларов*. Стоимость пролета зависит от веса самолета, у каждой страны свои ставки.

В 2004-м Украину приняли в «Евроконтроль» — Европейскую организацию безопасности навигации. С нашей стороны все нормы соответствовали, требования выполнялись. Запад хотел поддержать страну таким решением, стимулировать к развитию. Можно сказать, Украина вступила в Европу небом. С полетной территорией тоже получили поддержку. Чем она больше (полетная территория.О. М.), тем больше получаешь денег. Именно Украине, когда у нас пошли процессы (собеседник имеет в виду политические процессы, «становление демократии». — О. М.), делегировали управление воздушным пространством над Черным морем. Представляете, сколько причерноморских стран претендовало? А их смогли убедить, поскольку маршрутный центр «Евроконтроля» находится в Брюсселе.

— Почему сейчас небо закрыто и над Черным морем? До зоны АТО оттуда далеко.

— По другой причине. Крымские диспетчеры, часть которых — бывшие «руховские», но остались работать на аннексированной территории, решили, что теперь это их зона управления. Начали давать команды на одной частоте с украинскими диспетчерами. Хотя Россия — не в «Евроконтроле».

— «Новая», опираясь на сведения из открытых источников, писала: «шпионский» скандал в «Украэрорухе», который разгорелся в начале июня 2014 года, и вызванная им дестабилизация обстановки в коллективе отвлекли внимание должностных лиц настолько, что они «проморгали» возрастающую опасность и не запретили полностью полеты над зоной АТО. Подтверждаете?

— Конфликт начался гораздо раньше, сразу после Майдана. Пошли финансовые проверки, стояла задача — снять генерального директора Чередниченко как коррупционера, креатуру Януковича, и завести другого человека, от новой власти, от политической силы Яценюка—Сергея Здоровца (работал гендиректором «Украэроруха» в 2009—2010 годах, с приходом во власть Януковича лишился должности. — О. М.).

То есть слова Сергея Пашинского на брифинге (Пашинский исполнял обязанности руководителя администрации президента Петра Порошенко, сейчас народный депутат от «Народного фронта», фракции премьера Яценюка в Раде.О. М.) о том, что Чередниченко сотрудничал с сепаратистами, — блеф?

— Я же говорю: стояла задача, — снисходительно машет рукой. — Министерство инфраструктуры (в его ведении находится «Украэрорух».О. М.) отстранило Чередниченко своим приказом на время проверки и назначило исполняющим обязанности Здоровца. Но Чередниченко мобилизовал «титушек» и других полукриминальных элементов и заблокировал подступы к офису.

— То есть протест устроил не трудовой коллектив «Украэроруха»?

— Да там ни одного диспетчера не было! Многие даже не знали, что происходит. Диспетчеры в «Рухе» обеспечены материально, закрыты от общества, ограждены от лишних контактов с внешним миром, их работа требует сосредоточенности. Наше предприятие вообще тяжело сбить с курса. Нанятые люди толкались, ну и немножко запуганного персонала — неосновные специальности, медсестры, например. Их накрутили, что Здоровец сразу всех уволит.

(Дальше следует рассказ, как Сергей Здоровец взял штурмом служебный кабинет с помощью бойцов батальона «Киев-1», однако директорствовал лишь час. Дарницкий райсуд Киева по иску Чередниченко сначала остановил, а затем отменил действие министерского приказа о назначении Здоровца. Тогда 17 июня 2014 года министр инфраструктуры Максим Бурбак (называют человеком, близким к Яценюку, сейчас замглавы парламентской фракции «Народный фронт».О. М.) назначил временно исполняющим обязанности генерального директора Дмитрия Бабейчука.)

— Но и Бабейчука пикетчики не пустили на рабочее место в офисе, в Борисполе, — заключает мой собеседник. — Он туда попал только в день, когда сбили «боинг», 17 июля. (Выделено редакцией.) Тогда «протестующие» разбежались — аж пыль летела.

— Целый месяц «Украэрорух» жил фактически без первого руководителя?

— Получается, да. Чередниченко окончательно уволили с должности гендиректора только в середине сентября, на основании решения суда о лишении его допуска к государственной тайне. Но Бабейчук мог бы руководить с «запасной площадки», из специально оборудованного кабинета, который находится в министерстве инфраструктуры. Современные средства связи позволяли ему полностью контролировать ситуацию, соответствующие приказы издавать, коммуницировать со всеми службами. А он повел себя как тряпка. После того как 14 июля на высоте 6500 метров сбили военный Ан-26, специалистам стало понятно, что у террористов — высотное оружие. Над зоной АТО нельзя вообще летать! И глава «Руха» — один из тех, кто имеет полномочия, чтобы принять соответствующее запретительное решение.


Что интересует голландцев больше всего

— А какие еще органы и кто персонально на Украине могут принимать решение о закрытии части воздушного пространства для полетов гражданской авиации?

— Госавиаслужба, ее начальник Денис Антонюк и министерство обороны, точнее, «Украэроцентр» — минобороновское подразделение в составе «Украэроруха», его начальник — генерал-майор Александр Волков. Генерал должен был располагать информацией о том, из чего именно сбивают самолеты, мог запросить дополнительные сведения в генштабе и вместе со своим непосредственным шефом Бабейчуком закрыть пространство над зоной АТО. Но ничего не сделал.

По мнению моего собеседника, общавшегося с представителями Комитета по безопасности на транспорте Нидерландов, которые расследуют причины катастрофы, голландцев практически не интересуют вопросы, касающиеся рокового ракетного комплекса «Бук». Они оставляют эту тему Украине и России. А у Киева спрашивают о процедуре закрытия воздушного пространства: «Кто инициирует ограничения использования воздушного пространства? Что может быть причиной для ограничений? Каким образом происходит процесс принятия решения? Обсуждалась ли ситуация после того, как был сбит военный Ан-26, совместно госавиаслужбой, минобороны и «Украэорухом»?» Внятных ответов до сих пор им не дали. Тянут резину.

Секретная справка

Правоту моего собеседника подтверждает документ справочного характера, копию которого корреспондент «Новой» смогла достать по собственным каналам. Справку готовили для секретаря СНБО Украины Александра Турчинова. Цитировать буду лишь фрагменты, в которых не содержится информация, составляющая государственную тайну.

В документе критикуется устройство объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины (ОГВС), созданной еще в 1999 году в соответствии с постановлением кабмина Украины № 1281. Авторы справки сетуют: «Положение об ОГВС носит общий и декларативный характер. В нем четко не определены подчинение подразделений и их координация. Указано лишь, что регулирование деятельности ОГВС осуществляется через Госавиаслужбу, а в особый период — руководство подразделений осуществляется генштабом вооруженных сил Украины».

Наступления «особого периода», впрочем, никто всерьез не ждал. Отсюда и отношение.

Далее авторы объясняют, как все выглядит на практике. В составе «Украэроруха» создали структурное подразделение — «Украэроцентр», которое, по сути, является основой ОГВС. Туда от Минобороны откомандировали около 300 офицеров. В «Украэрорухе» сделали отдельные диспетчерские залы для военных, они разместились рядом с гражданскими в центрах управления полетами. На мониторы военных подается та же радиолокационная информация, что и для гражданских, ведь ее снимают с гражданских радиолокаторов «Украэроруха». Командующий «Украэроцентра» (с 2012 года по настоящее время — генерал-майор Александр Волков) подчиняется гендиректору «Украэроруха», отдельные вопросы же координирует с министерством обороны. Подобный подход к созданию ОГВС, объясняют авторы, базировался на технической и финансовой несостоятельности министерства обороны Украины, невозможности самостоятельно осуществлять радиолокационный контроль и управление воздушным пространством Украины. Но и в таком виде система работала неэффективно.

Авторы указывают: «Военные диспетчеры до настоящего времени не имеют полного радиолокационного контроля воздушного пространства, а только имеют наблюдение за самолетами, которые сами предоставляют информацию о своем положении. Подразделения ОГВС не имеют технической возможности передавать радиолокационную информацию о воздушных целях к средствам противовоздушной обороны. С начала проведения АТО подразделение «Украэроцентра» так и не передали под руководство генштаба вооруженных сил. До конца так и не отработана координация подразделений ОГВС и их руководства, что стало предпосылкой катастрофы Boeing 777 рейса МН-17».

Логично предположить, что подобную справку СНБО затребовал от экспертов сразу по горячим, кровавым следам трагедии. Но документу всего десять дней от роду…

Ольга Мусафирова
Собственный корреспондент «Новой газеты» в Киеве

От редакции

По прочтении этого текста становится понятно: украинская сторона могла предотвратить катастрофу, если бы ее представители не были бы так заняты переделом финансовых потоков.

Теперь остается ответить на другие вопросы, которые столь же важны для установления истины.

Под чьим контролем находился населенный пункт Зарощенское, который фигурирует в докладе концерна «Алмаз-Антей» как место пуска ракеты?

Как установка «Бук» и ракета попали на территорию Восточной Украины?

Кто тот свидетель, на основании показаний которого СК России продолжает придерживаться версии о том, что «боинг» был сбит ракетой класса «воздух-воздух», выпущенной украинским истребителем?

Мы продолжаем свое публичное расследование и по-прежнему призываем присоединиться к нему все заинтересованные стороны, а также — независимых экспертов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий